II.15. Отношения с инославными церквами и общинами Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 14 августа 2000 г.) 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь , о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь , хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым ( Иуд. 1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (святитель Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос ( Еф. 5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (святитель Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа ( Мф. 28:19–20 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Ι. Введение. Вопрос. Во всякой ли религии можно спастись? Ответ. Нет, потому что есть одна религия, которая происходит от Бога – это религия христианская. Вопрос. Посему недостаточно ли для спасения только быть христианином? Ответ. Этого еще не достаточно: должно быть таким христианином, как заповедует Иисус Христос : должно принадлежать к Его Церкви ( Мф.7:21–23 ). Вопрос. Почему для спасения необходимо принадлежать к Церкви? Ответ. Церковь есть тело, глава которого Иисус Христос (Εф.1:23; Рим.12:5 ; 1Кор.10:17; 12:12–13, 27 ); Он же и Спаситель тела ( Еф.5:23, 26–27 ). Посему, чтобы иметь участие в спасении, необходимо быть членом сего тела Христова, т. е. Церкви. Вопрос. Не существует ли много церквей? Ответ. Многие христианские общества именуют себя церквями; но истинная Церковь есть только одна. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). «Одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Чада Церкви должны быть едино, как едино суть Иисус Христос и Его Отец ( Ин.10:30 ). Мы многие должны составлять одно тело во Христе ( Рим.12:5 ). Бог не может противоречить Сам Себе; следовательно Откровение, которое Он дал людям, имеет только один смысл. Посему Церковь , которая в своем учении дает истинный смысл Откровения, есть единая истинная Церковь . Вопрос. Назовите эту Церковь ? Ответ. Эта Церковь есть Православная Церковь , в состав которой входят отдельные церкви: иерусалимская, антиохийская, александрийская, константинопольская и русская. Вопрос. Что такое штундизм? Ответ. Учение, отвергающее истины нашей веры, распространенное в нашем народе врагами Православной Церкви и нашего отечества. Вопрос. Что должно думать о последователях этого учения? Ответ. Они заблуждаются; и если они искренно желают спастись, то должны возвратиться в лоно истинной церкви, по словам апостола Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1Сол.5:21 ). Вопрос. Как мы должны относиться к ним? Ответ. Мы должны с любовью убеждать их чаще размышлять об учении Православной Церкви, припомнить, что некогда весь христианский мир составлял единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , что их предки были членами этой Церкви, что к святой Православной Церкви принадлежали могущественные цари, величайшие мудрецы и святые мужи, подвиги и добродетели которых они сами признают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

“Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». «Пятидесятницу празднуем...» Такое великое обетование дал однажды Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни (Матф. 16, 18). Но исполнил его только после Своей крестной смерти, преславного Воскресения из мертвых и Вознесения на небо – в великий день Пятидесятницы, когда Дух Святый в виде огненных языков, ниспосланный Им от Бога Отца, сошел на Его святых учеников и Апостолов. Тогда-то и явилось на земле «Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9, 1 ), или  ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА.  Вот почему, по всей справедливости, некоторые и называют праздник Пятидесятницы, или день св. Троицы, поскольку вся Святая Троица принимала участие в этом великом событии, «днем рождения Церкви Христовой». «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть»  – торжественно и радостно поет в этот день св. Церковь , объясняя глубокий смысл и значение для нас происшедшего события. Только благодаря сошествию Духа Небеснаго мы увидели «свет истинный», «обрели веру истинную» и стали покланяться Святой Троице, все три лица Которой – Отец, Сын и Святый Дух принимали деятельное участие в деле нашего спасения от греха, проклятия и смерти – от власти диавола и вечных мук адских. Основанная Христом-Спасителем Церковь , приявшая, по благоволению Бога Отца, благодатные дары Святаго Духа, стала с тех пор сокровищницей этих благодатных даров и раздаятельницей их для всех уверовавших во Христа, как Сына Божия, и вступивших в лоно Его истинной ЦерквиЦеркви, не людьми основанной, но Им Самим, и не людям служащей, но Ему Единому, как Спасителю нашему и Богу. Это – Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская. неизменно хранящая Божественное учение Христово, без всяких человеческих искажений и измышлений – Церковь Православная, то есть правильно славящая Бога, как Он Сам нас научил и заповедал хранить это учение неповрежденным, общая за это пребывать с нами до скончания века (Матф. 28, 20). И мы веруем и твердо знаем, что поскольку мы остаемся верны этому неповрежденному учению евангельской веры и благочестия, или жизни, согласной с этой верой, Господь Иисус Христос действительно незримо пребывает с нами и хранит Свою Церковь неодолимой вратами адовыми, несмотря на все тяжкие испытания и скорби, какие приходится претерпевать Ей от этого мира, во зле лежащего, как Он Сам предупредил нас, сказав:  «В мире скорбни будете»,  но тут же изрек и утешение для нас в этих скорбях:  «Но дерзайте, яко Аз победих мир»   ( Ин. 16, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мир утопий, или Еще раз о Церкви и государстве 8 октября 2012 г. 17:50 Статья председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды  опубликована в журнале «Эксперт» (822) ). Звучащие сегодня в адрес Русской Православной Церкви многочисленные обвинения грешат поверхностностью и искажениями фактов. Церковь просто занимается тем, чем и должна. Церковь и государство срослись, клерикализм на марше, шагаем в средневековье… Так или примерно так сегодня нередко характеризуют отношения Русской Православной Церкви и российского государства. Нет чтобы вспомнить о здравом смысле и остановиться в шаге от обобщений. Не можем. Бежим вперед (как многим кажется), на самом деле — стоим на месте. Это в лучшем случае. Я сейчас даже не о том, что люди, боящиеся возврата в средневековье, нередко очень плохо себе его представляют. Я про другое. Давайте оперировать фактами и здравым смыслом, а не эмоциями и симпатиями. Неоправданные претензии Когда говорят, что Церковь слилась с государством, что конкретно имеют в виду? Какие возможны варианты? Первый. Государство подчинило себе Церковь, и «церковная верхушка» делает то, что говорят кукловоды со Старой площади. В общем, привет от Петра Великого. Но, помилуйте, государство сегодня никак, повторяю, никак совершенно не вмешивается во внутренние дела Церкви. Открывать или не открывать епархии, каких и куда назначать священников, с какими выступлениями выходить в медийное пространство, где и когда проводить молебны — эти и другие вопросы устроения церковной жизни, а также отношений Церкви и общества Русская Православная Церковь решает самостоятельно. Ответственно заявляю это как непосредственный участник взаимодействия с государством в последние три года. Есть в этом, первом, варианте и два «мягких» подварианта: а) государство использует Церковь в качестве идеологической скрепы общества; б) Церковь поддерживает только чиновников и правящую партию. Во втором случае сразу могу сказать, что это не так. И если бы Церковь отдавала предпочтение правящей партии, она никогда не вступала бы в диалог с другими, не критиковала бы законопроекты, которые инициирует «Единая Россия». Более того, храм — единственное место, где мирно встречаются представители разных политических взглядов и партийных предпочтений, потому что у Чаши Христовой эти ценности отходят на второй план. Отступают перед главной ценностью жизни человека. По поводу идеологической скрепы: да, государственные мужи сегодня нередко апеллируют к православным и вообще религиозным ценностям. И что? Не нравится? Пусть лучше ругают? Так мы это проходили в XX веке. Довольно, мне кажется.

http://patriarchia.ru/db/text/1394503.ht...

поиск:   разделы   рассылка Владимир Легойда Мир утопий, или Еще раз о церкви и государстве " Государственные мужи сегодня нередко апеллируют к православным и вообще религиозным ценностям. И что? Не нравится? Пусть лучше ругают? Так мы это проходили в XX веке " Источник:  Эксперт Звучащие сегодня в адрес РПЦ многочисленные обвинения грешат поверхностностью и искажениями фактов. Церковь просто занимается тем, чем и должна Церковь и государство срослись, клерикализм на марше, шагаем в средневековье... Так или примерно так сегодня нередко характеризуют отношения Русской православной церкви и российского государства. Нет чтобы вспомнить о здравом смысле и остановиться в шаге от обобщений. Не можем. Бежим вперед (как многим кажется), на самом деле – стоим на месте. Это в лучшем случае. Я сейчас даже не о том, что люди, боящиеся возврата в средневековье, нередко очень плохо себе его представляют. Я про другое. Давайте оперировать фактами и здравым смыслом, а не эмоциями и симпатиями. Неоправданные претензии Когда говорят, что церковь слилась с государством, что конкретно имеют в виду? Какие возможны варианты? Первый. Государство подчинило себе церковь, и " церковная верхушка " делает то, что говорят кукловоды со Старой площади. В общем, привет от Петра Великого. Но, помилуйте, государство сегодня никак, повторяю, никак совершенно не вмешивается во внутренние дела церкви. Открывать или не открывать епархии, каких и куда назначать священников, с какими выступлениями выходить в медийное пространство, где и когда проводить молебны – эти и другие вопросы устроения церковной жизни, а также отношений церкви и общества Русская православная церковь решает самостоятельно. Ответственно заявляю это как непосредственный участник взаимодействия с государством в последние три года. Есть в этом, первом, варианте и два " мягких " подварианта: а) государство использует церковь в качестве идеологической скрепы общества; б) церковь поддерживает только чиновников и правящую партию. Во втором случае сразу могу сказать, что это не так. И если бы церковь отдавала предпочтение правящей партии, она никогда не вступала бы в диалог с другими, не критиковала бы законопроекты, которые инициирует " Единая Россия " . Более того, храм – единственное место, где мирно встречаются представители разных политических взглядов и партийных предпочтений, потому что у Чаши Христовой эти ценности отходят на второй план. Отступают перед главной ценностью жизни человека. По поводу идеологической скрепы: да, государственные мужи сегодня нередко апеллируют к православным и вообще религиозным ценностям. И что? Не нравится? Пусть лучше ругают? Так мы это проходили в XX веке. Довольно, мне кажется.

http://religare.ru/2_97195.html

Приложения Основные принципы отношения русской православной церкви к инославию 932 1 . Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым (ср.: Иуд.1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (св[ященномученик] Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (см.: Еф.5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (св[ященномученик] Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (см.: Мф.28:19–20 ; Мк.16:15 ; Деян.1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

свящ. Сергий Кобзарь Часть IV. О Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и о лжецерквях В данной части книги речь пойдёт о самом главном – о признаках истинной Церкви и лже- и антицерквей; о ложных аргументах, придуманных дьяволом, чтобы убедить людей в том, что протестантизм также есть истинная Церковь , и что спастись и присоединиться ко Христу можно вообще без Неё (гл. 21); и об экуменизме, то есть – на каких условиях Церковь может объединиться с иными конфессиями (гл. 22). Глава 21. О признаках и характере истинной Христовой Церкви 9-й член Никео-Цареградского Символа Веры 325 года звучит так: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь » 685 . Хотя подавляющее большинство протестантов заявляют о признании данного символа веры , но на самом деле, неверие в Церковь является, без преувеличения, самой сущностью всего протестантизма 686 ... Разберём кратко основные качества Церкви, означенные в Символе Веры . Церковь Единая . Это значит, что Церковь есть только одна, как и «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). Хотя православных церквей (общин) существует множество, но все они составляют одну Церковь , ибо все верные: 1) крестятся одним Крещением в единого Бога-Троицу; 2) принимают одного Духа в Таинстве Миропомазания; 3) причащаются в Евхаристии одного небесного Хлеба – Тела и Крови Христа. Единство Церкви видимым образом реализуется в частности в том, что православный человек может причаститься, а православный священнослужитель ещё и сослужить литургию в любой другой православной церкви в любой стране. Также и предстоятели поместных (национальных) церквей всегда возносят молитвы за других предстоятелей поимённо. И это единство Церкви является возможным и осуществляется потому, что вся Церковь мистически объединена в одно Тело, имея единую Веру и единую иерархию, единое священство, происходящее преемственно от одного источника – Христа и Апостолов. Последний пункт – единое, преемственное, законное священство – предельно и принципиально значим в решении важнейшего вопроса жизни, а именно – как мы можем присоединиться ко Христу и Его Церкви .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Скачать epub pdf Признаки истинной Церкви Все увеличивающееся количество церквей и всевозможных сект затрудняет для некоторых вопрос, какая из них является истинной Церковью и существует ли вообще в наше время единая истинная Церковь . Может быть, думают некоторые, первоначальная апостольская Церковь постепенно раздробилась, и существующие теперь церкви обладают лишь осколками ее бывшего духовного богатства – благодати и истины. При таком воззрении на Церковь некоторые полагают, что ее можно восстановить из существующих христианских деноминаций (религиозных обществ, сект) путем сговора и взаимных уступок. Такое воззрение лежит в основе современного экуменического движения, которое не признает ни одну церковь истинной. Может быть, думают другие, Церковь принципиально никогда ничего общего не имела с официальными церквами, но всегда состояла из отдельных верующих людей, принадлежащих к разным церковным группировкам. Это последнее мнение выразилось в учении о так называемой «невидимой церкви», выдвигаемом современными протестантскими богословами. Наконец, для многих христиан неясно: нужна ли вообще Церковь, когда человек спасается своей верой? Все эти противоречивые и, в сущности, неверные мнения о Церкви вытекают из непонимания центральной истины учения Христова – о спасении человека. Когда читаешь Евангелие и апостольские послания, делается очевидным, что, по мысли Спасителя, люди призываются спасать свои души не в одиночку и разрозненно, но совместно , составляя единое, благодатное Царство добра. Ведь и царство зла, возглавляемое князем тьмы, в своей войне против Церкви действует сплоченно, о чем напомнил Спаситель, говоря: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою, как же устоит царство его?» ( Мф. 12:26 ). Тем не менее при всей пестроте современных мнений о Церкви, большинство здравомыслящих христиан согласно с тем, что в апостольское время существовала истинная Церковь Христова, как единое общество спасаемых . Книга Деяний святых апостолов повествует о возникновении Церкви в Иерусалиме, когда на пятидесятый день после Воскресения Спасителя, Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«Церковь Бога жива – столп и утверждение истины»  (1 Тимоф. 3, 15). Можно ли сомневаться в непреложности слов Христовых о том, что «врата адова», то есть все силы адские не одолеют Церкви? Конечно, нет! Но если так, то  истинная   Церковь Христова, Которая, само собой разумеется,  едина,  ибо Христос основал  только одну   Церковь , всегда существовала на земле и будет существовать до скончания века, ибо Ей принадлежит утешительное обетование Христово:  «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»   ( Матф. 28, 20 ). Могут ли быть какие-нибудь сомнения в том,  какая  это Церковь? Для человека честного и здравомыслящего, с незатуманенным сознанием, знающего историю Христианской Церкви и чистое, неповрежденное христианское веро- и нравоучение,  не может быть никаких сомнений  в том, что  эта единая истинная Церковь , основанная Христом-Спасителем, есть та, которая свято и неизменно хранит преданную ей Христову Истину. Там, где порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные  новшества  в веро- и нравоучение с целью «идти в ногу со временем», «прогрессировать», не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви. «От мира несте»,  сказал Господь Своим ученикам на Тайной Вечери:  «но Аз избрах вы от мира («изъял вас от мира», как толкуют эти слова Св. Отцы),  сего ради ненавидит вас мир»   ( Иоан. 15, 19 ). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тем, кто желает сохранить свою верность истинной Церкви: истинная Церковь  Христова всегда была, есть и будет не от мира сего, который, по словам возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова,  «весь во зле лежит»   ( 1Иоан. 5, 19 ). И как Учение Божественное, преданное на хранение Св. Церкви, неизменно, как неизменен и вечен Сам Бог, так и истинная  Церковь Христова должна оставаться во всем неизменной. Так называемая, по-ученому,  «консервативность»  есть один из самых главных и характернейших признаков истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Una sancta 349 (основания экуменизма) Движение, направленное к «соединению церквей», представляет собой некоторый догматический парадокс. Оно исходит из предположения, что существует Единая Святая Церковь , Una Sancta, и притом не как нечто только искомое, но как высшая, превозмогающая действительность, – не только идея, но и факт. В то же время оно предполагает наличие ряда церквей (или исповеданий), из которых каждая обладает атрибутом церковности, есть Церковь , по крайней мере, в смысле принадлежности к Una Sancta. Последняя, конечно, не делится на части и не состоит из частей, а в то же время все их, очевидно, в каком-то смысле в себе содержит если не статически, в единой организации, то динамически, в едином бытии. Так именно изображается Церковь в Посланиях апостольских: как единое Тело Христово и в то же время неопределенная множественность церковных общин или «церквей». Никакой трудности отсюда не возникало бы и теперь, если бы, видимо, существовала только одна Церковь, которая с полным правом утверждала бы себя как Единую и всеобъемлющую и тем самым отрицала бы самую возможность существования Церкви за пределами этой данной организации или исповедание. Тогда различались и противопоставлялись бы между собой Церковь и не-церковь, и не могло бы быть речи о движении, направленном к объединению церквей в пределах Церкви. В известном смысле подобным же образом и стояло дело в христианстве до возникновения нового «экуменического сознания», которое упорно отказывается принять подобное упрощенное воззрение в качестве некоторой самоочевидности, но утверждает прямо противоположное. Для до-экуменического или анти-экуменического сознания единственно последовательной линией поведения является отрицание даже самой мысли об отношении к «инославию» как Церкви. Вместо того здесь является уместен только прозелитизм, стремление привлечь инославных, которые фактически приравниваются язычникам или не-христианам, в лоно единоспасающей Церкви. Экуменическая идея для такого воинствующего конфессионализма, признающего Церковь только в пределах одной конфессиональной организации, есть некоторое самоочевидное противоречие или nonsens.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010