Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир ЦВ 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: Единая Церковь неодолима Развивается совместная жизнь Русской Православной Церкви и Православной Церкви Заграницей. Значительным событием стала поездка Первоиерарха РПЦЗ на Украину. Программа была насыщенной: посещение православных святынь, совместная молитва перед Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение»… Однако этот визит был особенно дорог для Митрополита Илариона. — К сожалению, я не так легко, как хотелось бы, говорю по-украински, хотя очень люблю этот язык. Украинский был моим родным языком в детстве. Мама научила меня читать на украинском, но все мое образование проходило на английском языке. В дальнейшем я поступил в русскую православную Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, где преподавание проходило на русском языке, поэтому мне легче говорить по-русски и по-английски. — Каково Ваше отношение к верующим УПЦ Киевского патриархата? Как известно, до последнего времени Русская Православная Церковь тоже не признавала РПЦЗ, а позже все Таинства РПЦЗ были признаны действительными. — Отделение от Церкви по политическим мотивам и личным обидам — это большой грех, который разделяет нас. Бывают разные разделения. Разделение между нашими Церквами произошло вследствие исторических причин, покорения России безбожной властью, которая вмешалась в церковную жизнь, попыталась уничтожить веру и верующих. Но в Уставе РПЦЗ четко написано, что она считает себя неотъемлемой частью единой Поместной Русской Православной Церкви. Согласно этому документу она временно управлялась отдельно до отмены безбожной (атеистической) власти. И когда это произошло, начался длительный процесс диалога, поскольку многие люди психологически еще не были готовы к такой резкой перемене. Раскол в украинском православии — это другого рода разделение, которое произошло по политическим мотивам. Решение этого вопроса во многом будет зависеть от иерархии канонической Церкви, а именно от того, как священноначалие будет принимать обратно клириков, которые в свое время ушли. Сейчас, как я понимаю, в этом направлении подход строгий (акривия). Однако если будет искреннее желание многих вернуться, Церковь всегда может проявить снисхождение, но это опять-таки зависит от воли Собора епископов УПЦ. Нам же остается молиться и искренне надеяться на то, что Церковь на Украине снова будет единой.

http://e-vestnik.ru/church/itropolit_ost...

31. Какие обязанности вытекают для христиан из того, что церковь есть единая святая, соборная и апостольская? Во первых, что вытекает для жизни нашей по вере в церковь из того, что церковь есть едина? Единство церкви налагает на нас обязанность «блюсти единение духа в союзе мира» ( Еф. 4:3 ), со всеми принадлежащими к церкви, и вместе долг – самим нам неизменно принадлежать к той же церкви, дабы и жить всегда и умереть в ее недрах... «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, – как хочется тебе, чтобы похоронили тебя» (т. е. с православными, или с неправославными)? Так спросил Ангел одного старца-подвижника, который, по слепой простоте в делах веры, без разбора приобщался, где только открывался случай. Когда вопрошенный старец пришел к другому старцу и передал ему, что слышал от Ангела, – последний старец внушил ему нигде не приобщаться вне святой, соборной и апостольской церкви, и Ангелу отвечать, что желает быть похороненным подобно инокам иерусалимским, которые были истинно православные. Ангел, выслушав такой ответ от вразумленного старца, одобрил его и старец тотчас скончался. Все это сделано было с тою целью, чтобы старец не погубил трудов своих и не был осужден с грешниками. Так заключает рассказ об этом писатель «Духовного луга» (гл. 176). Во вторых, что для нравственности нашей вытекает из того, что церковь Христова есть святая? «То, – как говорит св. Димитрий Ростовский , – что, кроме церкви святыни негде взять, а следовательно, чтобы, нам соделатся святыми, как свят Отец наш Небесный, надобно быть в сыновнем страхе и послушании у св. Матери нашей – церкви, исполняя все ее заповеди». Заповедей церковных, наиболее важных, девять (Прав. исп. ч. I, вопр. 62, 95). Первая заповедь предписывает каждому православному христианину молиться Богу и исполнять относящиеся до богослужения уставы во все воскресные и праздничные дни. (Есть соборное правило, отлучающее от церкви того, кто и три недели без уважительных причин не присутствует при богослужении). Вторая церковная заповедь повелевает соблюдать посты, определенные церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

18. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь I. Однажды св. Ефрем, патриарх Антиохийский , узнал, что один, находившийся в Иерапольской стране, столпник, вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник, как человек, пользовавшийся за свои подвиги уважением, мог очень многих совратить в ересь. И вот, сознавая это, святитель сам отправился к нему и всеми силами старался убедить его отступиться от ереси и обратиться в православие. Столпник, видя решительность патриарха во что бы то ни стало обратить его в православие, хотел запугать его. Он предложил Ефрему разжечь костер и пройти сквозь огонь, «Кто выйдет из огня невредимым, говорил столпник, того и есть правая вера». Святитель, глубоко убежденный в истине православия, велел принести дров, и по его повелению был разожжен громадный костер, но столпник не согласился идти сквозь огонь вместе со св. Ефремом. Тогда святитель снял с себя омофор, помолился Господу и бросил его в огонь. Три часа горел огонь, в пепел обратились все дрова, – но омофор остался целым и невредимым. В виду такого чуда, столпник всенародно отступился от своей ереси, присоединился к святой, соборной, апостольской церкви и из рук самого патриарха принял св. Причастие. Много и других совершил чудес св. Ефрем на пользу церкви, трудясь в сане патриарха в продолжение восемнадцати лет, и в 545 году скончался («Чет.-Мин.», июня 8). II. Однажды к пр. Кириаку, спасавшемуся в тесной келлии близ Иордана, пришел один инок Феофан, державшийся несторианской ереси. Узнав об этом, пр. Кириак убеждал и молил его оставит свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской церкви. «Един путь к нашему спасению, – говорил преподобный, – есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что если с ними не будешь иметь общения, не спасешся. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Единство Церкви Церковь едина. Это есть аксиома учения о Церкви, которая самоочевидна всякому христианину: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех», ( Еф.4:4–6 ). Поэтому, если и говорится о Церкви во множественном числе, то это имеет или локальное значение, – указывает на наличие многих поместных церквей в недрах единой Церкви, – или же это указывает на наличие различных вероисповеданий, получивших раздельное бытие в недрах единой апостольской Церкви. Такое выражение, конечно, неточно и не должно вводить в заблуждение. Как не существует многих истин, хотя истина и многообразна, так же не существует и многих «Церквей», ибо есть единая истинная, православная Церковь . Вопрос о внутреннем единстве многих «церквей» и их отношении к Церкви будет рассмотрен особо. Здесь же должно прежде всего констатировать, что, при всем многообразииисторических форм единой церковности, нельзя допустить ее существенного плюрализма. Согласно теории «ветвей Церкви» (theory of branches), единая Церковь осуществляется хотя и разно, но вместе с тем в равной мере в различных ветвях исторического христианства (православие, католичество, англиканство). Она приводит к заключению, что предание истинной Церкви существует везде, но и нигде, т.е. возвращает нас к идее «невидимой Церкви», растворяя понятие о Церкви в историческом релятивизме. При этом, многообразием даров и исторических достижений христианства в жизни заслоняется неизменное единство и непрерывность церковного предания, которое сохраняется в православной Церкви. Конечно, при этом возникает еще особый вопрос: как же понять, в таком случае, то самосознание каждого из различных церковных обществ, что именно оно и есть истинная Церковь . Здесь есть доля человеческой ограниченности, односторонности, неведения и заблуждения, но также свидетельствуется и подлинное касание Церкви в ее глубине. Но как только из центра можно обозреть положение всех точек на окружности, так же лишь из единой истинной и неповрежденной Церкви можно уразумевать правду и неправду, истину и ограниченность отдельных церквей, притязающих каждая быть единой Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Украине нужна " Единая Зарубежная Церковь " ? 03.01.2008 404 Время на чтение 6 минут Одной из основных целей прозападных украинских политиков и националистов, укрепивших свои позиции в результате внеочередных парламентских выборов, является ликвидация канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Осуществлению этих планов способствует ряд структур, которые, используя в своей деятельности название " русская православная церковь " , тем не менее, пользуются поддержкой со стороны украинских националистов. К этим структурам прежде всего относится Одесская и Запорожская епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которую возглавляет епископ Агафангел (Пашковский), ныне запрещенный в служении священноначалием РПЗЦ во главе с митрополитом Лавром. Известно, что еще в период президентских выборов 2004 года епископ Агафангел в своих публичных выступлениях фактически занял сторону кандидата Виктора Ющенко. Широкую известность получила докладная записка епископа Агафангела " О наших переговорах с МП " , обвиняющая Украинскую Православную Церковь Московского патриархата в участии в предвыборной агитации, происходившей " с благословения Блаженнейшего Владимира, за взятки и обещания передачи имущества " . Комментарии епископа Агафангела по поводу подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЗЦ, прозвучавшее в мае 2007 года, стали поводом для развязывания СМИ Украины пропагандистской кампании по дискредитации Русской Православной Церкви, " подконтрольной спецслужбам Российской Федерации " . Так, 17 мая 2007 года, епископ Агафангел, в интервью информагенству Униан, охарактеризовал факт подписания этого судьбоносного документа как " нейтрализацию идеологического противника со стороны КГБ " , которое " фактически никуда не исчезло " . Не удивительно, что данные заявления вызвали положительную реакцию со стороны украинских греко-католиков, которые в своем электронное издании www.risu.org.ua, весьма популярном на Украине, назвали демарш епископа Агафангела главным событием религиозной жизни страны.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/03/...

Письмо Священного Кинота Святой Горы Афон от 25 мая 2016 года 7 июня 2016 г. 19:56 Священный Кинот Святой Горы Афон лист 2/7/1085 12/25 мая 2016 года, Карея Его Божественнейшему Всесвятейшеству Нашему Всечестному Отцу и Владыке Варфоломею На Фанар Всесвятейший Владыко и Отец, Сыновне и с глубоким уважением о Христе Воскресшем мы с радостью обращаемся к Вашему Божественнейшему Всесвятейшеству с радостным для мира приветствием: Христос Воскресе! Согласно установлениям нашего святого места, мы собрались на Чрезвычайное Двойное Собрание и почтительно приняли к рассмотрению следующие документы: 1) Ваше патриаршее письмо от 11 марта 2016 года, которым Вы уведомили Священный Кинот о том, что состоится Святой и Великий Собор и переслали нам шесть предсоборных текстов; 2) Ваше Патриаршее и Синодальное окружное послание от 20 марта с.г., в котором говорится о том, что главная цель созыва Всеправославного Собора: «показать, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, объединенная таинствами, и, более всего, Божественной Евхаристией и Православной верой, а также соборностью». Кроме того, сообщается, что: «передаваемые на рассмотрение Святого и Великого Собора всеправославно одобренные тексты публикуются и предлагаются вниманию любого добронамеренного верующего для информирования, вынесения мнения и выражения чаяний, которые у него имеются в отношении Святого и Великого Собора». Откликаясь на отеческий призыв Вашего Божественнейшего Всесвятейшества, мы со всеми на Святой Горе Афон богоугодно подвизающимися отцами усердно молимся Единому Богу Воскресшему Господу Иисусу Христу, да благословит Он и поспешествует высокому делу проведения Святого и Великого Собора на благо Своей Церкви и да действительно покажет единство нашей Святой Православной Церкви, той самой, которая и есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Вместе с тем, с подобающим вниманием и усердием изучив предсоборные тексты, мы почтительно отмечаем следующее: Мы уважаем и, как предписывает долг, почитаем Матерь Великую Церковь Христову и Вас Вселенского Патриарха и нашего Отца. Мы непрестанно молимся о мученической первопрестольной Церкви и поддерживаем Вселенский Патриархат в его продолжительном несении тяжкого креста. Всякий раз, когда возникают вопросы, которые волнуют сознание Святой Православной Церкви, мы с сыновним уважением и любовью, подобно тому, как поступали до нас наши отцы, с большим почтением выражаем наше мнение и высказываем наши предложения.

http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/...

— Разговоры об этой канонизации исходят из обновленческих, экуменических кругов, которые сейчас начинают поднимать голову. Раньше в нашей стране экуменизм насаждался в основном государством, и поскольку он как бы навязывался Церкви извне, то основная полнота церковного народа его не принимала. Такое вмешательство государства в дела Церкви и все, что от государства исходило, естественно, принималось настороженно и в общем-то враждебно. И вполне справедливо, потому что советское государство, которое было атеистическим и прямо называло себя враждебным Церкви, разумеется, ничего хорошего Церкви не желало. И экуменизм был нужен с одной целью — чтобы насаждать «мир во всем мире». Естественно, мир коммунистический. Далеко не весь мир признавал советское государство, и в те круги мировой общественности, куда не имели доступа советские дипломаты, туда посылали маленькую миссию «церковных людей». Сейчас время изменилось, светское государство уже не является враждебным Церкви: наоборот, Церковь получает понимание и поддержку в лице президента и правительства, даже слышно некое раскаяние за прошедшие годы гонений. Экуменизм теперь в основном исповедуют такие интеллигентские круги, которые пришли к Богу недавно. Ведь Церковь сегодня состоит на 60–70 процентов из неофитов. И вот, не совсем понимая историю Церкви, догматику Церкви, ее каноны, эти люди приносят с собой современные, как они говорят, «демократические тенденции». Они утверждают, что учение Церкви устарело, что сейчас начинается эпоха объединения всех народов, стирание всех границ, различий; создается единая мировая экономика, вырабатываются единые «общечеловеческие ценности». Поэтому должна быть и Единая Церковь, ибо от вражды между верующими исходит много отрицательных последствий для земной жизни людей. Конечно, от вражды ничего хорошего не происходит, и не может Православие разделять взгляды католиков, протестантов, иудеев, магометан. Но Православная Церковь в России никогда не относилась враждебно к верующим других религий: все иноверцы и инородцы всегда имели полную возможность жить в условиях своей культуры Другое дело — враждебность по отношению к Православию, прозелитизм, «крестовые походы», которые вели не только католики, но даже протестанты против Православия.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/20/sootve...

ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей: Мы должны действовать как единая Церковь 1. Благодарственный молебен и славословие воссылаем в Троице Святому Богу, сподобившему нас — всех тех, кому Его милость доверил служение быть во главе поместных Святейших Автокефальных и Автономных Церквей, — снова встретиться здесь, в этом Священном центре, для того чтобы подтвердить наше неразрывное во Христе единство и обсудить волнующие Церковь вопросы в рамках выполнения ее миссии в современном мире. С большой и невыразимой радостью наша Святейшая Константинопольская Церковь, и лично мы, приветствуем всех вас, Блаженнейших и Высокопреосвященнейших Предстоятелей поместных Святейших Православных Церквей и представителей тех, кто не смог присутствовать лично, и сопровождающих вас лиц, и, целуя каждого из вас святым целованием, восклицаем вместе с псаломщиком: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Всем вам мы выражаем нашу благодарность за то, что вы с готовностью и братской любовью ответили на приглашение нашей смиренности собраться здесь, подвергнув себя трудностям посещения нашего Града. Ваш ответ на наше приглашение мы оцениваем как проявление братской любви, но и заботы об усилении и утверждении единства Святейшей Православной Церкви, сторожами и гарантами которой мы были назначены Божией Благодатью. 2. Когда мы, милостью Божией, приняли руль этой Первопрестольной Церкви, мы посчитали нашим священным и неотложным долгом усилить узы любви и единства всех Предстоятелей поместных Православных Церквей. Поэтому мы, выполняя желание и других братьев Предстоятелей, и взяли на себя инициативу созвать подобные Совещания в этом Граде: на Воскресенье Торжества Православия в 1992-м, затем в 1995-м на острове Патмос. Имели же и другие возможности подобных встреч и совместных богослужений в Иерусалиме и в Фанаре в начале и в конце 2000 года по случаю наступления третьего тысячелетия после Рождества Христова. Конечно, эти Совещания не являются «нормой» с точки зрения канонической акривии. Как известно, Священные Каноны нашей Церкви предоставляют высшую ответственность и власть по церковным вопросам Соборной системе, в которой принимают участие все действующие архиереи или по очереди, или в полном составе. Эту каноническую структуру никоим образом не заменяет Совещание Предстоятелей. Тем не менее, периодический созыв такого собрания считается необходимым и полезным, особенно в такие времена, как наши, когда встреча и разговор лицом к лицу ответственных руководителей во всех областях общественной жизни людей становится возможным и даже очень полезным. Таким образом, с Божией помощью, польза для Церкви от личной встречи Предстоятелей Православных Церквей не может не быть великой.

http://e-vestnik.ru/docs/svyatejshij_pat...

Я часто размышляю о периоде нашего энергичного участия в деятельности православной молодежи, потому что, как Вы знаете, считаю эту сферу решающей и всегда самой жизненно важной для Православия. Я неизменно убежден в том, что молодежь, которая ищет свободы, справедливости, любви, найдет богатство жизни, которого желает, в Церкви Того, Кто Сам сеть Истина и Жизнь. Говоря об Албанской Церкви, мы постоянно подчеркиваем, что молодежь является не просто ее «будущим», а ее мощным настоящим. В послевоенный период православная молодежь, богословы-миряне и священнослужители, возвышали свой голос, взывая о необходимости большего единства главным образом внутри Православия. Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестает звучать, стала следующая фраза: «Православная Церковь — это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь». Одновременно с первой нашей болью — всеправославным единством, выработалось и напряженное ощущение долга свидетельствовать о Православии в новых границах, особенно на Африканском континенте, а также повторного благовестия в тех странах, которые подверглись суровым антирелигиозным гонениям. Мне хорошо известно, любезнейший святой Собрат, что во всех этих поисках и усилиях Вы с Вашей неослабевающей ревностью и мощным словом находитесь в первых рядах. Мне не забыть Вашего яркого присутствия в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Русской Церкви на ассамблеях, в комиссиях и других органах Всемирного Совета Церквей , Совета Европейских Церквей, Европейского Совета религиозных лидеров. В XXI веке жизненно важными для нашей Церкви остаются такие вопросы, как: а) углубление единства Поместных Православных Церквей. При этом всегда следует подчеркивать ее таинственный и сотериологический характер, необходимость действительного совершенствования для ее членов с упором на Священное Писание и отеческую традицию, на усиление самосознания того, что Церковь есть «Тело Христово», «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22-23); б) мощное православное свидетельство современному миру в уверенности, что Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, к которой мы принадлежим, живет не исключительно для себя, но что она сама, и то, что ей дано, предназначаются для всего человечества; в) вклад в мирное сосуществование и гармоничное сотрудничество между местными религиозными общинами. При этом необходимо прилагать усилия для примирения противоречий между различными христианскими общинами с целью достижения мирного сосуществования с людьми различных религиозных убеждений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5187544...

III. Брак и евхаристия Мы входим в сокровенную область духовной жизни, чуждую и непонятную большинству современных людей; но если мы хотим строить свою жизнь и семью на духовных началах, то нужно с осторожностью и терпением углубляться в эту область и осваивать ее, желательно – под руководством духовника. Язык духовных понятий и символов чужд и непонятен светскому обществу подобно тому, как ученику младших классов непонятны категории и символы высшей математики. Последние постигаются рационалистически развитым умом, а духовные категории – чистотою сердца, духом и любовью. Если следующие страницы кому-то покажутся трудными, он может пропустить настоящий очерк и при желании вернуться к нему позже. Этот очерк – не для тех, кто венчался ради моды и видит в венчании лишь красивый и торжественный обряд, а не сокровенное благодатное таинство Святой Церкви. В глубокой древности не было отдельного чина венчания как частного богослужения, или требы. Бракосочетание совершалось на литургии как часть общецерковной службы и завершалось причащением Святых Даров, ибо, как писал Симеон Солунский : «...завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение». В этом таинстве таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства. Принятием Св. Даров завершалось на специальных «Крещальных Литургиях» и крещение. Воспоминанием этого является пение «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» 16 в некоторые праздники вместо обычного «Трисвятого». На Литургии и ныне совершается хиротония (рукоположение) во диакона, священника и епископа. В «Послании к жене» Тертуллиан (II в.) писал, что «брак согласовывается с церковью», «знаменуется благословением», «написуется ангелами на небеси» и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией 17 . Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он – «во имя Отца», она – «во имя Отца», он – «во имя Сына», она – «во имя Сына», он – «во имя Святого Духа», она – «во имя Святого Духа», – причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь . Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении – последовательно друг за другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010