Закрыть itemscope itemtype="" > Депутаты удовлетворяют амбиции раскольников по прямому указанию Филарета Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь Московского Патриархата будет обязана сменить название 20.12.2018 1797 Время на чтение 3 минуты Сегодня Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь (УПЦ) Московского Патриархата будет обязана сменить название, сообщил телеканал 112.ua. «За» проголосовали 240 депутатов. Перед рассмотрением законопроекта председатель Рады Андрей Парубий заявил, что «есть одна Украинская православная церковь», а УПЦ МП должна называться Русской Православной Церковью, пишут Ведомости . В законопроекте говорится, что религиозные организации, центр управления которыми находится в «государстве-агрессоре», обязаны сообщать об этом в полном официальном названии — возможно, с добавлением слов «в Украине». Законопроект был зарегистрирован еще в октябре 2016 г., но до сих пор не рассматривался Верховной радой. Принятый закон вступит в силу со дня официальной публикации. Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в посланиях к Предстоятелям других Православных Церквей призвал их не признавать созданную на Украине при поддержке Константинополя новую так называемую «Православную церковь Украины» (ПЦУ), независимую от РПЦ. Прошедший в минувшую субботу в Киеве т.н. « собор православных церквей Украины » оформил создание независимой от Москвы структуры, которая получила название «Православная церковь Украины» (ПЦУ). 6 января 2019 года Константинопольский патриархат планирует предоставить ПЦУ томос, который окончательно оформит появление очередной раскольнической структуры, на сей раз под эгидой Фанара. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков : Сам факт того, что Церковь называется Русской Православной, – это неплохо. Я всегда говорил, что нам не нужно стесняться связи Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. Это, безусловно, единая Поместная Церковь. Плохо делают те, кто ее избегает.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/20/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нужно открыто обличать преступления киевского режима» Протоиерей Андрей Новиков о намерении Порошенко создать единую поместную православную церковь на Украине 15.01.2016 2126 Вчера президент Украины Петр Порошенко на пресс-конференции в Киеве заявил, что считает актуальным вопрос создания единой поместной православной церкви на Украине, передает «Интерфакс-Религия». «И здесь я буду приветствовать любые шаги, которые прихожане, верующие будут делать для того, чтобы Украина , особенно в этих сложных условиях, имела единую церковь», - сказал П.Порошенко. Воля к созданию единой поместной церкви была у Кравчука, Кучмы и Ющенко. Поэтому заявление Порошенко не является новостью, так как подобная идея уже высказывалась на протяжении всей истории существования так называемого украинского государства. Сможет ли Порошенко воплотить свой замысел? На все воля Божия. Господь защищает свою Церковь, поэтому все предшествовавшие попытки были разрушены. Однако ныне наиболее злое и жестокое время на Украине, где правит страшная власть. И трудно предположить, как далеко зайдет Порошенко. Во всяком случае, я не жду от киевской власти никаких поблажек. Все будет зависеть от политических моментов, и не приходится рассчитывать на справедливость и милосердие украинской власти к своим гражданам. Однако помимо властей есть Господь, Который является Главою Церкви. Долгие годы Бог хранит Украину и Церковь в самых страшных ситуациях. Я надеюсь, что нашими совместными молитвами Господь и дальше будет ее хранить. Церковь может существовать в любых условиях: в катакомбах и в тяжких гонениях. Но ничто и никогда не заставит ее объединиться с нечистью – раскольниками. Святые отцы нашей Церкви, богослужебные песнопения ясно говорят нам о том, что на территории Святой Руси может быть только единая Русская Православная Церковь. Любое отступление от единства является погибелью для отступников. Что в этой ситуации может сделать Церковь? Прежде всего, молитва, проповедь, единство. Нельзя ни в коем случае допускать, чтобы в каких-то епархиях на Богослужениях не поминали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это имя является не только символом и знаменем церковного единства, но и произнесение его имени является важным духовным и мистическим действием – стержнем единства. Когда прекращается упоминание за Богослужением имени Святейшего Патриарха, то что-то внутренне надламывается и дух мирского раскола входит в тех, кто не поминает.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/15/nu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что задумал старый главарь раскольников? Денисенко предложил митрополиту Онуфрию обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора с целью объединения всех «церквей» 22.06.2022 2779 Время на чтение 3 минуты Фото: my.ua 20 июня главарь раскольников из т.н. Киевского патриархата Филарет Денисенко предложил Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию встретиться и обсудить подготовку к проведению Всеукраинского Собора, на котором должна быть создана «Единая Поместная Церковь». Текст обращения опубликовали в группе Facebook «За Ykpaihcьky Церкву», сообщает « Союз православных журналистов ». Филарет обрадован решениями Собора УПЦ МП от 27 мая 2022 года и считает, что это «открывает уникальные перспективы православного объединения». Денисенко предлагает созвать Собор с участием представителей возглавляемой им структуры УПЦ КП, которую он не окончательно влил в ПЦУ, УПЦ и ПЦУ. «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата примет участие в таком объединяющем Всеукраинском православном соборе, чтобы сказать всем: Господь среди нас!» – пафосно пишет Денисенко. Он призывает Блаженнейшего Онуфрия встретиться «для братского диалога в духе любви Христовой для достижения духовного единства». В тот же день Филарет обратился и к президенту Украины Владимиру Зеленскому, предложив ему стать «объединителем украинского православия». Он посетовал что «предыдущий Президент Украины не решил проблемы разъединения украинского православия, наоборот, обострил внутреннее противостояние. На сегодня наша Церковь, как известно, разделена на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, Православная Церковь Украины под опекой Константинопольского Патриарха и Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. К этому перечню при президентстве Порошенко добавилось еще и появление в Украине чисто греческой Церкви – экзархата Константинопольского Патриархата», – сетует Денисенко. Главарь «Киевского патриархата» заявил, что разъединение Украинской православной церкви на три ветви является ни больше ни меньше как «преступлением перед украинским народом», и что церковь может выполнять свою пастырскую миссию эффективно лишь когда будет единой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/22/ch...

Аннотация Под «персонализацией» Церкви в предлагаемой статье понимается такой взгляд на Церковь , при котором она рассматривается как единый «психологический» субъект действия или высказывания, иными словами – как личность. В русской традиции такие представления впервые открыто были высказаны одним из «отцов» славянофильства – А.С. Хомяковым. С их помощью А.С. Хомяков формулировал концепцию единства Церкви, альтернативную католической, одновременно ориентируясь при создании ее на восходящее к немецкой романтической философии понятие «духа» (Geist), – понятие, всегда заключающее в себе личностные коннотации и одновременно соотносимое не только с индивидуальным, но и коллективным бытием (народ, Церковь ). Ближайшим источником, из которого А.С. Хомяков мог почерпнуть сходные тезисы, являлись хорошо известные его труды немецкого богослова И.А. Мёлера. Усвоение идей Мёлера – Хомякова в русском академическом богословии дало ряд работ, более осторожно формулировавших мысль о самосознании Церкви. Параллельно идея была подхвачена русской религиозной философией, совместившей представления о Церкви – личности с представлениями о Софии. Однако легитимность последнего взгляда не была ни оспорена, ни подтверждена академическим богословием начала ХХ в., точно так же, как не была установлена и единая точка зрения на то, является ли предполагаемая Церковь – личность уникальной и независимой или должна быть отождествлена с личностью Второго или Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, вопрос оказался вынесенным в богословие диаспоры, где и нашел свое дальнейшее развитие. Постановка проблемы Употребляя как само собой разумеющиеся выражения « Церковь решила», «Церковь отвергает», «по учению Церкви» и т.д., мы далеко не всегда задумываемся о том, что, указывая в них на Церковь как на грамматический субъект суждения, вольно или невольно подразумеваем под этим по меньшей мере возможность опознания ее и как психологического (личностного) субъекта высказывания или действия. Подобному взгляду способствуют и распространенные в святоотеческой письменности, питающиеся библейскими образами олицетворения Церкви как Невесты, Супруги, Матери и т.п. Таким образом с неизбежностью возникает мысль о «персонификации» Церкви, то есть богословского представления о Церкви, как некой реальной мистической сверхличности. Насколько серьезна с богословской точки зрения эта мысль и к каким экклесиологическим следствиям приводит? За невозможностью в рамках краткой статьи охватить проблему в целом, остановимся на обзоре русской богословской литературы второй половины XI X – начала XX вв., дающей немалый материал для размышлений. Хомяковское учение о Церкви-личности и его генезис

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Беседа LXXIV. О девятом члене символа веры. О церковном учении и церковных заповедях Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Мы принадлежим с вами, братие, к всероссийской церкви, которая есть часть вселенской православно-восточной Церкви Христовой. Эта вселенская православно-восточная Церковь Христова есть единая, святая, соборная и апостольская: она неизменно сохраняет преданное Апостолами учение, непогрешительное учение древней, послеапостольской, Церкви вселенской, во всем пребывает ей верною и непрерывно сохраняет идущую от времен апостольских и Самого Иисуса Христа церковную иерархию. В своих беседах о Церкви мы указали, братие, что она основана на земле Самим Иисусом Христом и поставлена непогрешимою хранительницею и истолковательницею учения Его для всех людей. Веру свою в эту Церковь мы и высказываем в 9 члене символа веры . Если же, братие, мы веруем, что Церковь основана Самим Иисусом Христом, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа, – а не веровать, не противореча слову Божию, как мы видели, нельзя, – то отсюда само собою понятно, что мы должны благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям. Православная Церковь Христова есть наша мать, воспитательница и наставница. Она породила нас в жизнь духовную, она же возращает и укрепляет нас в ней, питает нас духовно и врачует от болезней духовных, то есть от грехов, научает нас истинной вере в Бога, руководит к утверждению и преуспеянию в благочестии. Как чадолюбивая мать, она не оставляет нас заботами своими и по смерти нашей и возносит за нас молитвы к Богу. Посему и мы, братие, должны с особенным благоговением почитать ее и, как покорные чада, повиноваться ее учению и заповедям. Какое же, спросите вы, братие, учение православной Церкви Христовой и где можно найти его? Учение это не какое-либо иное, как то же божественное учение, которое сохраняется в Свящ. Писании и в Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Документы Послание Святого и Великого собора Православной Церкви православным людям и каждому человеку доброй воли 26.06.2016 15:03 Мы восхваляем и славим Бога «милости и всякого утешения», что сподобил нас собраться в неделю Пятидесятницы (18-26 июня 2016 года) на острове Крит, где апостол Павел и ученик его Тит проповедовали Евангелие в первые годы жизни Церкви. Мы благодарим Бога в Троице, что благоволил нам завершить в единодушии работу Святого и Великого Православного Собора, созванного Вселенским Патриархом Киром Варфоломеем в единомыслии с Предстоятелями Поместных Православных Автокефальных Церквей. Верно следуя примеру Апостолов и Богоносных отцов, мы снова углубились в Евангелие свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Основой наших богословских обсуждений  была уверенность в том, что Церковь не живёт для себя. Она несёт свидетельство Евангелия благодати и истины, и предлагает всему миру дары Божии: любовь, мир, справедливость, примирение, силу Креста и Воскресения и чаяние вечности. 1. Главным приоритетом Святого и Великого Собора было провозглашение единства Православной Церкви. Опирающееся на Божественную Евхаристию и апостольское преемство Епископов, существующее единство должно укрепляться и приносить новые плоды. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь является Божественно-человеческим обществом, предвкушением и переживанием последних реалий в Божественной Евхаристии. Как непреходящая Пятидесятница она есть неумолчный пророческий голос, присутствие и свидетельство Царства Божией любви. Верная последовательной апостольской традиции и таинственному опыту, Православная Церковь является подлинным преемником Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковая исповедуется в Символе веры и подтверждается в учении Отцов Церкви. Наша Церковь переживает тайну Божественной икономии в таинственной жизни, сосредоточенной на Евхаристии. Православная Церковь выражает своё единство и соборность в Соборе. Соборность определяет организацию, принятие решения и выбор своего пути. Православные Поместные Церкви являются не конфедерацией Церквей, но Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Каждая Поместная церковь, где совершается Евхаристия, являет собой присутствие в данном месте и выражение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В православной диаспоре в различных странах мира было решено продолжить работу Епископских собраний до тех пор, когда станет возможным применение канонической акривии. Эти собрания состоят из канонических Епископов, назначаемых каждой автокефальной Церковью и пребывающих в подчинении ей. Скоординированное  функционирование Епископских Собраний гарантирует соблюдение принципа православной соборности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Речь на годичном Акте Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1993 года. Свою речь я хочу начать словами великого русского святого, богослова и проповедника, чудотворца - святого праведного Иоанна Кронштадткого. Он говорит: " Дело спасения душ наших есть самое великое, самое мудрое дело, и учиться этому делу, этому мастерству надо у тех, кому открыто это дело, кто исполнил это дело, а это дело спасения открыто особенно святым, так как они особенно старались заниматься им, и выполняли его превосходным образом богоугодно, душеспасительно. Святые же оставили это духовное наследие, это искусство спасения Церкви Православной, вложив в нее, как в верную сокровищницу, все свое разумение, свое слово, свое усердие, свои опыты... Вот и учитесь у Святой Церкви " . Святая Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество истинно верующих в Него, где благодатью Божией при свободе человеческой восстанавливается для вечной жизни в Боге единство человеческого рода, расколотое грехом. " Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (Ин.17:21), - молился Христос, отходя на смерть, о свершении цели Своего пришествия на землю. Святая Церковь есть духовное тело Христово, в котором через учение веры, через Таинства, посредством невидимого действия Святого Духа под невидимым Главой - Самим Иисусом Христом - начато, продолжается и будет продолжаться до скончания века то великое дело освящение людей, которое совершено Спасителем во время Его земной жизни, чтобы привести всех людей независимо от пола, цвета кожи, социального положения, национальности, на путь спасения и воссоединения с Богом. Святая Церковь издревле говорит каждому, желающему войти в Царство Божие и наследовать жизнь вечную, верь-во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; а в доникейских Символах веры обычно говорилось: " Верую во Святую Церковь " . Никео-Цареградский символ веры учит, что Церковь Христова есть Церковь ЕДИНАЯ, СВЯТАЯ, СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ. В настоящем докладе мы остановимся на одном из перечисленных свойств или признаков, а именно, изложим сначала православное учение о соборности или кафоличности Святой Церкви, хотя здесь следует заметить, что все свойства Церкви нельзя мыслить обособленно. Они, так сказать, " нераздельны и неслиянны " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/415/...

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 1 Седьмой Вселенский собор. Икона XVII в. В наше время, когда все большее внимание уделяется вопросу о границах Церкви, раскрытию этой темы может способствовать знакомство с работами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, поскольку именно учение о Церкви занимает центральное место в богословии архиепископа Илариона, а вопрос о границах Церкви является одной из составляющих его экклезиологии. Согласно экклезиологическим воззрениям священномученика Илариона, существенные свойства Церкви есть выражение различных сторон единой церковной жизни, жизни тела Христова, возрастающего в совершенстве действием Святого Духа, и так же едины, как церковная жизнь. Каждое из существенных свойств Церкви выражается каким-либо образом во всех других и все – в каждом. Единство это выводится из учения святых отцов и учителей Церкви.       «Церковь составляет народ, объединенный священником» . «Апостолы предали епископам Церковь только одну» (с. 376), и эта «единая, кафолическая Церковь сплочена и скреплена связью священников» (с. 392), а средоточие епископата – «соборное единение и единомыслие епископов» (св. Киприан) (с. 407). «Апостолы по всем концам земли основали Церкви, и все эти Церкви составляют единую Вселенскую Церковь… Единение же со всеми Церквами и есть признак принадлежности к истинной Вселенской Церкви. Поэтому кафолична и всякая Поместная Церковь» (блж. Августин) (с. 500). В Церкви кафолической «объединяются люди в единстве веры», преданной от апостолов (Климент Александрийский) (с. 248, 249). «Епископ не только хранитель вероучения, но и хранитель святости Церкви» (Каллист, папа Римский) (с. 322). «Апостольское учение… лежало в основе церковных понятий о святости Церкви» (с. 360). «Церковь едина и святость ее – в таинствах» (с. 493) и есть «святость всей совокупности освящающих средств Церкви» (с. 543). Этими и подобными выражениями владыка Иларион показывает взаимосвязанность существенных свойств Церкви, исследуя, конечно же, и каждое из них в отдельности.

http://pravoslavie.ru/33271.html

Содержание О книге Соборность Церкви и «власть ключей» Глава I. Икона Церкви Глава II. Апостольский Собор Глава III. Кафолическая Церковь Глава IV. Собор как церковное собрание Глава V. Соборы III века Глава VI. Соборы III века. Продолжение Примечания I Библиография Хронология соборов ранней Церкви     О книге Труд отца Николая Афанасьева о церковных соборах первых трех веков истории Церкви. Однако в «Церковных соборах и их происхождении» можно найти и целостное богословие соборности, как основы церковности. Соборность, как всю жизнь доказывал Афанасьев, имеет своим центром Евхаристию: вокруг нее собирается Церковь . «Церковные соборы и их происхождение» – как бы историческое введение к главному труду Афанасьева « Церковь Святого Духа». В этой книге он с научной и богословских позиций анализирует соборный опыт ранней Церкви. Этот анализ станет основой его экклесиологии. «Церковные соборы и их происхождение», рисуя соборность первохристианства, незаменимы для диагноза над современной церковной действительностью. Церковьединая в Духе община, собранная вокруг Евхаристии. Не такую картину мы видим сейчас: «Наша церковная жизнь вошла в тупик, так как начала, которые проникли в нее в далеком прошлом, изжили себя и вызывают в церковной жизни одни только недостатки. Церковь рассматривается как организация, подчиненная человеческим законам, и, как организация, отдает себя на служение человеческим задачам. Человеческая воля господствует в ней самой, и человеческая воля вне ее стремится обратить Церковь Божию в средство для достижения своих целей. Никогда, может быть, сами верующие не отдавали так на поругание «невесту Христову», – пишет Афанасьев в «Церкви Святого Духа». Давид Гзгзян пишет в рецензии на «Церковные соборы и их происхождение»: «Написанная в 1940 г., эта работа красноречиво характеризует и своего автора, заявившего о себе как об одном из крупнейших деятелей церковной науки XX века, ставшем фактическим основоположником современной православной экклесиологии – разделе догматики, разработка которого была и остается особенно актуальной». Соборность Церкви и «власть ключей»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Уподобися царствие небесное, человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити ( Мф.22:2–3 ). Царство небесное есть Святая Церковь , воинствующая на земле и торжествующая на небе. А Церковью мы называем общество православных христиан, соединенных верою во Святую Троицу, Господа Иисуса Христа и Духа Святого, приемлющих священство, таинства и Божий закон. Это общество есть духовное тело Христа, и оживотворяется и одушевляется оно Духом Святым. Как тело Христово, Церковь и освящена Самим Христом. Посему она и есть Святая. Един Христос, едино и духовное тело Его, Церковь . Господь Иисус Христос есть единый Глава ее. Нет у нее, и не может быть другой главы, а иначе она не имела бы единства. А так как святая Церковь Христова имеет своим назначением обнять всех людей прошедшего, настоящего и будущего времени, то она именуется соборною, по греческому речению, кафолическою. Апостольскою ее называют потому, что она неизменно сохраняет дары Святого Духа, и учение веры, и законы святой жизни от времен апостольских. Итак, единая, святая, соборная и апостольская Церковь есть Царство небесное, Божие. Это царство Богом учреждено, Им и управляется. Бог Отец есть Царь в сем Царстве. Сына Своего Единородного Он послал в мир, чтобы открыть и устроить его на земле. Не просто устроить и оставить, а быть во главу сего благодатного Царства на все времена, святить его и оберегать. Дух же Святой оживотворяет членов и соединяет их со Христом. В притче это пришествие в мир Сына Божия выставлено под образом брачного пира. Бог Отец избрал Сыну Своему невесту. Обычное дело в нашем житейском быту, что заботливый родитель за честь почитает найти невесту сыну своему в семье знатной и богатой. Но Бог, Творец всего, где мог избрать невесту единосущному Своему Сыну, Богу? Вот и поймите любовь Божию к людям. К своим тварям приходит Бог Сын во плоти. И плоть и душу человеческую Он соединяет со Своим Божественным естеством во единство Лица. Сей таинственный, непостижимый союз есть велия благочестия тайна ( 1Тим.3:16 ) Но, благоволивший принять человеческое естество от Пресвятой Девы Марии, Господь наш Иисус Христос обручил Себе Деву чистую, Церковь , и таинственным образом соделал ее Своим духовным телом. Этот союз Церкви со Христом и представляется приточно под образом брачного торжества. Обыкновенно при браках устрояются пиршества. Вот по притче и Отец Небесный устроил брачный пир для Сына Своего. На пирах брачных бывает веселье. Конечно, и в притче указывается на это, чтобы мы знали, что духовный союз со Христом в Церкви есть радость неизреченная. Самый союз этот представляется источником неоскудевающих духовных наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010