Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

     По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора 1 . Церковь живет как постоянный собор. «Соборный (кафолический) образ жизни Церкви выражается не только во время созыва Соборов, но и во всяком акте общения: ... первого между епископами (митрополита) с находящимися в его ведении епископами; епископа с пресвитерами; священника, настоятеля общины, с причтом и мирянами, составляющими эту общину; наконец, мирян между собой» 2 . Мы желаем, чтобы вкладом в соборную жизнь тела Церкви был и этот текст, составленный с большим уважением к церковным институтам и лицам, которые потрудились для созыва Святого и Великого Собора, особенно к уважаемой Вселенской Патриархии. Он смиренно обращен к нашим епископам и полноте Церкви, чтобы высказать нашу мысль и услышать их слово. Ибо так возделывается единство и прославляется Святая Троица, как об этом сказано в 34-м Апостольском правиле. Цель — благодатное единство. Святой и Великий Собор был созван, чтобы показать, «что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, объединенная Таинствами, и, более всего, Божественной Евхаристией и Православной верой, а также соборностью» 3 . Поскольку «разделение Церкви онтологически невозможно, … но лишь отпадение от Церкви» 4 , искомым всегда является наше единство с Церковью. Единство всех нас в Церкви означает совместное причастие Божественной Жизни, которое предполагает один образ мыслей, одну апостольскую-свтятоотеческую Веру, одну Евхаристию, один этос, одну надежду спасения во Христе (Еф. 4, 1-5). Об этом единстве молился Господь Иисус Христос Небесному Отцу: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22). Вне благодатного единства Церкви — грех, заблуждение, разделение, ересь, духовная смерть (3 правило Афанасия Великого, правило святого поместного Собора Карфагенского при священномученике Киприане). «Когда мы все веруем одинаково, это и есть единение», согласно святому Златоусту 5 . Мы неверно понимаем Таинство Церкви, если видим наше единство с Ней только как внешнюю связь, а не как благодатное единство во Христе, в Теле Христовом. Послушанием во Христе, смирением во Христе, свободой от эгоцентризма, от антропоцентризма и сообразования с мipoм мы соучаствуем в благодатном единстве Церкви.

http://pravoslavie.ru/105052.html

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом 24 июля 2013 г. 03:25 23 июля 2013 года в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией Кипрской Православной Церкви , прибывшей для участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. Возглавляет делегацию Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II . Вместе с Предстоятелем в Москву также прибыли митрополит Пафский Георгий, епископ Карпасийский Христофор, диакон Киприан Кундурис и диакон Христос Куклиотис. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС священник Михаил Асмус. Приветствуя Архиепископа Хризостома, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сердечно благодарим Вас за то, что Вы откликнулись на наше приглашение, чтобы разделить радость празднования 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске. Ваш предшественник принимал участие в праздновании 1000-летия Крещения Руси. Мы все хорошо помним это событие, которое открыло новую страницу в истории Руссой Православной Церкви и нашего Отечества. Тогда все мы чувствовали приближающиеся перемены, но никому не дано было знать, что произойдет в результате этих перемен. Сейчас, спустя четверть века, мы видим, что в первую очередь перемены произошли в духовной жизни нашего народа. Великая милость была явлена нашему народу по молитвам сонма новомучеников и исповедников, и духовная жизнь людей, которая была под запретом более чем 70 лет, преобразовала и нашу Церковь, и нашу страну». «В эти юбилейные дни нам хотелось бы вместе с Предстоятелями Поместных Православных Церквей возблагодарить Господа за те перемены, которые произошли, и испросить Его благословение на дальнейшее историческое странствование Церкви нашей во благо духовного процветания нашего народа, — продолжил Святейший Владыка. — Православная Церковьединая Церковь. Наши границы — условные. И потому праздник 1025-летия Крещения Руси — праздник всего православного мира». Предстоятель Русской Церкви отметил, что между Русской и Кипрской Церквами существуют тесные связи, вспомнив о своем визите на Кипр в 2012 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3118869.ht...

Введение В течение нескольких последних десятилетий во всем мире наблюдается феномен перехода католиков в Православие. В данной статье мы познакомимся с известными католиками, принявшими Православие, а так же с причинами, побудившими их к этому. Понятно, что переходы из одной конфессии в другую были всегда: католики и протестанты переходят в Православие, православные совершают переход к католикам и протестантам. Но важно другое. Мало кого интересует переход в другую веру простого мирянина, которого никто не знает, но, когда речь идет о высокообразованных интеллектуалах-богословах, авторах богословских книг, священнослужителях, ситуация меняется. Все чаще из католицизма в Православие обращаются известные богословы. «Портреты» наиболее известных католиков, перешедших в Православие Здесь можно привести много имен, но нас интересуют в первую очередь люди, имеющие богословское образование. Перечислим некоторых из них: священник Иоанн (Джон) Танвеер архимандрит Иероним (Эспиноза) священник Фома Диц игуменья Инес Айау Гарсиа иеромонах Константин (Симон) схиархимандрит Гавриил (Бунге) архимандрит Плакида (Дезей) Особый интерес представляют личности последних трех упомянутых священнослужителей-монахов в силу того, что они имеют достаточно широкую известность и являются не только священнослужителями, но и серьезными богословами, имеющими и изданные книги, и богословские степени. Начнем анализ перехода католиков в Православную Церковь со священника Иоанна (Джона) Танвира. Священник Д. Танвир родился в 1952 году в Хафизабаде (Пакистан) в католической семье и был третьим из шести детей. Ревность к вере и жажда знаний привели его к поступлению в семинарию. В 1986 году он был рукоположен в католические священники. В течение следующих 10 лет отец Джон с энтузиазмом служил в Лахорской епархии в качестве священника и преподавателя семинарии в Лахоре. Однако в процессе своего служения и преподавания он узнал о Православной Церкви. Не имея доступа к православным материалам или книгам, отец Джон начал использовать Интернет, чтобы больше узнать о православной вере и применять полученные знания на уроках и в проповедях. Со временем он пришел к убеждению, что Православная Церковь – это «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь » После этого отец Джон отказался от своих пастырских обязанностей и оставил римско-католическое священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

диакон Феодор Цветков О храме В. Что называется храмом? О. Храмом называется посвященное Богу и освященное благодатью Св. Духа (чрез помазание св. миром антиминса) здание, в которое верующие собираются для молитвы и для освящения себя таинствами. Только в храме на освященном архиереем антиминс, может быть совершено величайшее из таинств – св. причащение. Спаситель назвал храм домом Божиим, потому что Бог пребывает в нем, как это и есть на самом деле в православном храме, где чрез помазание св. миром антиминса пребывает благодать Св. Духа и Сам Иисус Христос в таинстве св. причащения – Своими Телом и Кровию. Наружный вид храма В. Как строятся православные храмы по наружному виду? О. В виде креста, в знак того, что церковь Христова, т.е. верующие получили спасение чрез крест Христов; в виде корабля, потому что как на корабле, под управлением опытного кормчего, можно переплыть море, и достигнуть тихой пристани, так и Церковь Христова спасает нас от грехов и соблазнов и приводит к тихой пристани – в царство небесное, и в виде круга. Круг означает вечность, храм в виде круга означает, что церковь Христова пребудет вечно. На верху храмов устраиваются главы: одна глава напоминающая нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Три главы – в честь Пресвятой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов. Тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцати апостолов. На главах ставится крест – на память о том, что Иисус Христос спас нас на крест Своими страданиями. Вход в храм всегда устраивается с запада, т.е. с той стороны где солнце заходит, а алтарем храм обращен к востоку, потому что Иисус Христос на востоке жил и пострадал за нас. Как солнце появляясь на востоке освещает всю землю, так и Христос весь мир просветил Своим учением. Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события, напр.: Рождества Христова – храм Спасителя в Москве, Рождества Богородицы, или в память кого-либо из угодников Божиих, напр., св. Иоанна Предтечи, святителя Николая и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «The New York Times» и церковные оранжисты Диакон Владимир Василик о статье влиятельного американского издания о якобы разгорающемся в России конфликте государства и Церкви 04.01.2012 2367 Время на чтение 7 минут Одно из самых влиятельных американских изданий «The New York Times» опубликовало статью «Спорные результаты выборов превращают церковь из союзницы в критика Кремля», в которой, в частности, утверждается, что «самой большой неожиданностью в ходе протестов против фальсификации декабрьских парламентских выборов стало то, что среди тысяч россиян, поднявших голос против Кремля, оказался глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл, который выступил в защиту народных протестов, назвав их правомерной негативной реакцией на коррупцию». Перевод статьи на русский язык опубликован на сайте ИноСМИ.ru . «Влиятельная Православная церковь, всегда бывшая надежной опорой правительства Владимира Путина и его партии " Единая Россия " , шокировала многих, весьма критически отозвавшись о выборах. Будучи, пожалуй, единственным крупным общенациональным институтом вне рамок государства, церковь может сыграть важную роль в условиях развертывания нынешнего политического и общественного кризиса», - отмечает издание. Однако, как подчеркивает «The New York Times», наибольшую неудовлетворенность властью выражают священнослужители, сгруппировавшиеся вокруг сайта «Православие и мир». В этом отношении, отмечает издание, особо отличились молодой и пока малоизвестный священник Димитрий Свердлов и получивший скандальную известность своими «оппозиционными» выступлениями протоиерей Алексий Уминский . «Молодой священник Димитрий Свердлов, - пишет " The New York Times " , - ранее работавший в сфере финансов, привлек внимание широкой аудитории и вызвал восхищение у светских либералов, зачастую цинично отзывающихся о церкви, своим отчетом о добровольной работе в качестве наблюдателя на одном из московских избирательных участков и о том, как он видел вбросы бюллетеней в пользу «Единой России». «Другой известный московский священник иерей Андрей Зуевский в прошедшие выходные разместил на своей страничке в Facebook проповедь, в которой подверг резкой критике существующий порядок. Его слова быстро растиражировали в блогах», - отмечает издание.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/04/th...

Закрыть itemscope itemtype="" > Создание СЦУ-ПЦУ на Украине и обновленчество в большевистской России Исторические параллели 11.01.2022 934 Время на чтение 19 минут   Сегодня одностороннее решение Вселенского Патриархата о предоставлении статуса Автокефальной Церкви Украине создало серьезную церковную проблему, которая ставит под угрозу всеправославное единство. Притязания Вселенского Константинопольского Патриархата на роль всеправославного авторитета по основным вопросам церковного, догматического и канонического характера не соответствуют каноническим традициям и многовековому церковному порядку и практике. Попытки Вселенского Патриарха неверно истолковать «первенство чести» и превратить его в «первенство власти» искажают православную экклезиологию и вступают в противоречие с соборностью Православной Церкви. Ведь организация Православной Церкви основана на соборности, а не на обособленном абсолютном первенстве, как это имеет место быть в католицизме. Поэтому мы все сегодня переживаем кризис возможного разделения в связи с односторонним и антиканоническим предоставлением Его святейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем автокефалии раскольническим группам на Украине. Древняя неделимая Церковь обладала глубочайшим сознанием того, что она является таинственным Телом Христовым, т.е. это единый и неделимый, божественный и человеческий, видимый и невидимый организм, единственным Главой которого является божественный основатель Церкви, Господь наш Иисус Христос, и Она всегда строила всю свою организацию на этом основополагающем принципе. Таким образом, древняя Церковь нашла форму своего устройства не в монархической авторитарной системе, а в соборной и коллективной. Эта форма правления полностью отвечает сущности и миссии Церкви как в высшей степени духовного организма, гармонизирующего человеческий фактор Церкви с Ее божественным предназначением, поставив первый – человеческий фактор, на место подчинения второму – божественному, провозгласив божественное высшим принципом Церкви. Поэтому единая и неделимая до великого раскола Церковь имела своим высшим коллективным органом Вселенский Собор. Это соборное устройство и было принято Православной Церковью, затем продолжено Ею. Вселенский Собор был и остается высшим законодательным, административным и судебным органом как древней (до великого раскола 1054 г.) неделимой Церкви, так и Православной Вселенской, которая является сегодня Ее продолжением. Именно Вселенскими Соборами были регламентированы принципы церковной организации и определены ее догматы.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/11/...

Лекция 6 Процесс углубления христианизации Руси, столь успешно начавшийся при Ярославе Мудром, продолжался в эпоху, которая характеризовалась потерей единства и раздробленностью Русского государства. Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Великий князь Киевский по традиции еще считается старшим среди русских князей. Причем, в начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну св. Мстиславу Великому на какое-то время еще удается восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако, уже с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще борются отдельные князья-честолюбцы. Но дальновидный св. благоверный князь Андрей Боголюбский уже созидает новое великое княжение во Владимиро-Суздальской земле, которая перенимает первенство у Киева. Однако, и св. Андрей, и его брат Всеволод III Большое Гнездо, будучи сильнейшими князьями Руси и фактическими самодержцами в своей Суздальской земле, тем не менее, уже не могли быть столь же полными хозяевами всей Руси. Единой державы по сути больше не было. К началу XIII в. Русь представляла собой множество совершенно обособившихся и независимых княжеств, которые трудно было считать даже какой-то федерацией. Потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского Киев, тем не менее, продолжает оставаться церковной столицей Руси. Святая София - по-прежнему кафедра Киевских и всея Руси митрополитов. И хотя Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. Церковь, таким образом, является в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви. Ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь, которые в последнее время становятся все ощутимее и сильнее.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

Любовью и спасемся 30 января 2015 1 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ИНТРОНИЗАЦИИ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА 1 февраля день интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 6 лет он возглавляет Патриарший престол. О чувствах, планах и переживаниях Патриарха наш разговор с главой Синодального информационного отдела Владимиром Легойдой. Этот год был особенным. Военный конфликт на Украине - разрушенные храмы, погибшие священники и прихожане - верующих задевал напрямую. Какое место заняли эти события в служении Святейшего? - Основное место в жизни Церкви и верующих людей всегда занимает Бог и стремление к Нему. Путь к Богу - это, в том числе, путь к любви и миру. Поэтому Украина была основной " темой " и основной болью. Церковная жизнь была пронизана молитвой за Украину, стремлением способствовать прекращению страданий людей. По благословению Святейшего на каждом богослужении в храмах совершается особая молитва за Украину. Патриарх в Рождественском интервью телеканалу Россия просил всех " не оставлять усердной молитвы о прекращении братской усобицы на Украине " . Предстоятель молится за Украину, часто повторяет: " Мое сердце с народом Украины " . Иначе и быть не может: украинцы - паства Русской Православной Церкви, братский народ. Многие считают, что украинцы, белорусы и русские - один народ... По реакции многих людей я вижу, что все-таки нет того отторжения, которое можно было бы себе вообразить при огромном информационном напоре... Хотя, конечно, трагедия разделения проходит через друзей и через семьи. Церковь хранит единство, не прерывается живой контакт с верующими, священниками, архиереями на Украине. В ситуации обострения межгосударственных отношений Церковь остается связующим мостом. Так было во времена сложных отношений России с Грузией, когда церковное общение не прерывалось и было залогом будущего мира. Но здесь связь еще теснее: мы - единая Церковь. Многие люди Церкви помогают беженцам и пострадавшим на Украине, причем людям, находящимся по разные стороны противостояния. - Слово Патриарха несет высокую ньюсмейкерскую нагрузку. Понятно, что новость здесь не событие, а позиция, мысль, взгляд на положение дел. Что изменилось за последний год в словах Патриарха, в его проповедях?

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-enthronement2...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Введение Брак не есть частное дело двух лиц. Божественным благословением он призван быть реальным образом наивысших ценностей бытия — внутрибожественной жизни, единения в любви Бога и человека, человеческой любви в Боге, благого делания человека в творении. В полноте это благословение осуществляется в христианском браке, когда последней целью обоих супругов является совместное стяжание Царства Пресвятой Троицы. Целью брака является полное раскрытие в нём образов наивысших ценностей бытия, восхождение к причастию их первообразам. Поэтому богословие брака не замкнуто в себе, но сопрягается со всеми гранями богословия в целом. Протопресвитер Иоанн Мейендорф указывает на почти полное отсутствие православных богословских работ, посвящённых “церковному и сакраментальному измерениям брака, который, будучи таинством Церкви, несводим к юридическим, психологическим и эмоциональным категориям, в которых его обычно рассматривают” 1 . Это обстоятельство само по себе может служить оправданием появления данной работы. 1. Райская Церковь. Брак в предвечном совете Дар бытия — творение — есть начало единого Божественного домостроительства, конец которого — обожение всего бытия. В творении зачинается всякий Божественный призыв — замысел о мире, который должен исполниться всем домостроительством в жизни будущего века. Райская Церковь содержит в себе Божественный замысел о браке, зачатки всех составляющих его полноты. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Актуализация человеческого бытия по образу Божественного бытия явлена образованием личности Евы. С образованием иной личности человеческое бытиё явилось образом Пресвятой Троицы — пребывания одной сущности в различных лицах. В. Н. Лосский следующим образом выражает православное понимание личностного и природного в человеке: “Как в Боге личное начало требует, чтобы единая природа выражалась в различии Лиц, так и в созданном по образу Божию человеке”. В самопревосхождении личность полностью выражает себя в единой человеческой природе. Она становится образом Божиим и стяживает Его подобие, которое есть “совершенство природы, общей всем людям” 2 .

http://pravmir.ru/malaya-tserkov-zametki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010