В ходе пребывания в Афинах председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа». — Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Вы посещаете Грецию. Какой вопрос будет предметом обсуждения на встрече с Предстоятелем Элладской Православной Церкви? — Как и всегда, когда я приезжаю в Афины, я буду встречаться с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Мы затронем как отношения между Русской и Элладской Православными Церквами, так и межправославную повестку дня; по ней накопилось немало вопросов, которые нужно обсудить. Я хотел бы рассказать Блаженнейшему Иерониму о ситуации на Украине и о трудном положении, в котором там оказалась сейчас каноническая Православная Церковь. Об этом же я буду говорить на Межпарламентской ассамблее Православия. Очень важно, чтобы Предстоятель и иерархи Элладской Церкви, а также широкая общественность представляли реальную картину происходящего на Украине, знали, что каноническая Украинская Православная Церковь, которая является Церковью большинства на Украине, подвергается сегодня дискриминации, гонениям и беспрецедентному давлению со стороны светских властей этой страны. Давление оказывается для того, чтобы каноническая Церковь признала инициированный государством проект по созданию на Украине «единой поместной церкви». В том виде, в каком он задуман украинскими властями, этот проект является невыполнимым и крайне опасным для Церкви, поскольку его идея заключается в том, чтобы оторвать каноническую Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата и присоединить ее к двум раскольничьим структурам. Кроме того, говорится, что к проекту должны примкнуть униаты. Униаты в этом заинтересованы, поскольку, по их словам, эта единая церковь «должна быть в единстве с преемником святого Петра», а значит, она уже будет не православной, а католической. Получается, мы возвращаемся к ситуации 1596 года, когда власти польско-литовского государства насильственно обращали в унию православных людей.

http://pravoslavie.ru/114040.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Церковные соборы и их происхождение Труд отца Николая Афанасьева о церковных соборах первых трёх веков истории Церкви. Однако, в «Церковных соборах и их происхождении» можно найти и целостное богословие соборности, как основы церковности. Соборность, как всю жизнь доказывал Афанасьев, имеет своим центром Евхаристию: вокруг неё собирается Церковь. «Церковные соборы и их происхождение» — как бы историческое введение к главному труду Афанасьева «Церковь Святого Духа». В этой книге он с научной и богословских позиций анализирует соборный опыт ранней Церкви. Этот анализ станет основой его экклесиологии. «Церковные соборы и их происхождение» рисуя соборность первохристианства незаменимы для диагноза над современной церковной действительностью. Церковьединая в Духе община, собранная вокруг Евхаристии. Не такую картину мы видим сейчас: «Наша церковная жизнь вошла в тупик, так как начала, которые проникли в нее в далеком прошлом, изжили себя и вызывают в церковной жизни одни только недостатки. Церковь рассматривается как организация, подчиненная человеческим законам, и, как организация, отдает себя на служение человеческим задачам. Человеческая воля господствует в ней самой, и человеческая воля вне ее стремится обратить Церковь Божию в средство для достижения своих целей. Никогда, может быть, сами верующие не отдавали так на поругание «невесту Христову», пишет Афанасьев в «Церкви Святого Духа». Давил Гзгзян пишет в рецензии на «Церковные соборы и их происхождение»: «Написанная в 1940 г., эта работа красноречиво характеризует и своего автора, заявившего о себе как об одном из крупнейших деятелей церковной науки XX века, ставшем фактическим основоположником современной православной экклезиологии — разделе догматики, разработка которого была и остается особенно актуальной.» Церковные соборы и их происхождение СОБОРНОСТЬ ЦЕРКВИ И «ВЛАСТЬ КЛЮЧЕЙ» Долгожданная, хотя и несколько запоздалая публикация книги протопр. Николая Афанасьева «Церковные соборы и их происхождение» свидетельствует о возвращении современного христианства в лице своей научно–богословской мысли к собственным истокам, т. е. к основаниям и смыслу церковного бытия, к осмыслению церковности как таковой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Сергей Худиев Недавно в интернет-издании “Взгляд” появились две статьи, в которых речь идет о Церкви. Хотя они вышли в один день, они принадлежат перу разных авторов – один из них, Михаил Бударагин, главный редактор официального сайта партии «Единая Россия», другой – Михаил Соломатин. Это разные люди с разными политическими симпатиями, и, то, что обе статьи появились в один день, а их содержание во многом пересекается, наверное, случайность. Определенное пересечение, однако, налицо, и, наверное, нам стоит рассмотреть претензии к Церкви, которые выдвигаются в этих статьях. Раздражение Михаила Бударагина вызвали высказывания Патриарха о ЖКХ, слова протоиерея Всеволода Чаплина об электронной карте Москвича и суждения миссионерского отдела тульской Епархии о взглядах Бориса Гребенщикова. Я должен написать “раздражение” а не “возражения” поскольку возражений по существу в статье нет; трудно понять, в чем состоит суть претензий, предъявляемых к Церкви. Автор пишет: “Если бы я был прихожанином на пороге храма, то услышав о ЖКХ, БГ, социальных картах и дресс-коде, развернулся бы и пошел домой. Не потому что все это как-то устрашает или отталкивает, а потому что все это как-то глупо. Даже если в церковь идут не за умом, то не до такой же степени”. Сразу видно, что Михаил Бударагин – не прихожанин. Более того, он просто не знает, зачем христиане ходят в Церковь. Потому что человек, отвергающий причастие Святых Христовых Тайн из-за того, что ему не понравилось что-то из того, что сказал Патриарх, или о. Всеволод Чаплин, или Александр Дворкин, с самого начала не христианин, и что ему делать в Церкви – непонятно. К сожалению, непонимание такого рода характерно не только для него. Люди могут не разделять нашей веры во Христа; но им следует понять, что в Церковь ходят люди, которые во Христа верят – и ходят именно поэтому. Церковь – не корпорация, которая ищет продать потребителям тот товар, который бы они купили. Церковь – это единство людей, разделяющих общую веру во Христа. Для того, чтобы войти в нее, Вам нужно принять эту веру. Если Вы ее не принимаете, то заманивать Вас под своды храма, тщательно избегая каких-либо неприятных высказываний, просто бессмысленно. Что Вам там делать? Поэтому разговоры на тему “Церковь должна вести себя так-то и так-то, поддерживать такие-то идеи, а от таких-то, наоборот, отказаться, и тогда мы к ней потянемся” – это просто неправда. Если Вы верите во Христа, то идете к Чаше спасения; если не верите – не идете; все остальное не имеет значения. Собственно, на Западе это уже проходили – журналисты и общественные активисты требовали от Церкви измениться и приспособиться, “иначе от Церкви отвернутся современные люди” и некоторые общины прогибались и менялись – что приводило к тому, что их храмы пустели и превращались в книжные магазины. “Потенциально лояльные люди” как не ходили, так и не ходят; те, кто верит во Христа, уходят в более консервативные общины.

http://pravoslavie.ru/45330.html

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры , который мы исповедуем и по сей день. Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов. Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери- Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней. И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную. Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви. Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Украинская автокефалия – что происходит Кому на Украине нужна автокефалия и что будет, если ее предоставят 23 апреля, 2018 Кому на Украине нужна автокефалия и что будет, если ее предоставят Кому на Украине нужна автокефалия и что будет, если ее предоставят. Что решит Константинополь и как это касается всего православного мира. Что случилось 17 апреля президент Украины Петр Порошенко  попросил  Константинопольского Патриарха Варфоломея предоставить автокефалию единой поместной украинской Церкви. «Единая Православная Поместная Церковь не станет государственной. Все верующие имеют право свободно избирать себе как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию», – написал Порошенко в своем Twitter . Глава украинского государства надеется, что положительное решение о предоставлении автокефалии будет принято до празднования 1030-летия Крещения Руси – до 28 июля 2018 года. Петр Порошенко попросил поддержать эту идею и Верховную раду Украины. Верховная рада одобрила инициативу. Кому просят предоставить автокефалию и что это будет значить В настоящее время на Украине существуют три церкви, которые в различных источниках называют православными. Украинская Православная Церковь под омофором Московского Патриархата во главе с митрополитом Онуфрием – единственно признанная в православном мире Церковь на Украине. «Киевский патриархат» во главе с Михаилом Денисенко («патриархом Филаретом») откололся от Украинской Православной Церкви в 1992 году и считается раскольническим. Украинская автокефальная церковь создана в 1917 году, ее возглавляет митрополит Макарий. Кроме того, в стране действует Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется Папе Римскому. Петр Порошенко просит предоставить Томос об автокефалии некой единой церковной структуре, которой пока еще не существует. Томос – указ Предстоятеля Поместной Православной Церкви по важному вопросу церковного устройства, например, по такому указу некоторой части Церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия – статус, предполагающий ее административную независимость от других Поместных Церквей.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefali...

III. О СУЩЕСТВЕ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ ЦЕРКВИ § 177. Понятие о существе Церкви и исчисление ее существенных свойств Как следствие из всего, доселе изложенного учения о Церкви, ее происхождения, пространстве и цели, ее составе и внутреннем устройстве вытекают полное понятие о самом существе Церкви и учение о ее существенных свойствах. Понятие о всецелом существе Церкви можно выразить так: Церковь есть общество православно верующих и крестившихся в Иисуса Христа (§ 168), Им самим основанное непосредственно и посредством св. апостолов (§ 167), Им же самим оживляемое и ведомое к животу вечному (§§ 176. 169) видимо – посредством духовных пастырей: чрез учение, священнодействия и управление (§§ 172. 169), а вместе невидимо – посредством вседействующей благодати всесвятого Духа (§ 176). Существенные свойства Церкви исчислены в никео-цареградском Символе, где она называется: единою, святою, соборною и апостольскою. § 178. Церковьединая I. Церковь едина: 1) По своему началу и основанию. Господь Иисус желал создать только одну церковь ( Матф. 16, 18 ), и, изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Иоан. 10, 16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15, 1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Матф. 13, 24. 47 ). И сам же, по учению апостольскому, соделался единственным основанием Церкви ( 1Кор. 3, 11 ) и краеугольным камнем ( Еф. 2, 20 ). 2) По своему устройству, внешнему и внутреннему. Внешнему, вследствие которого верующие разделены на пастырей и пасомых. Первые обязаны преподавать одно и тоже Божественное учение, совершать одни и те же Божественные таинства, держаться в управлении одних и тех же Божественных законов; последние обязаны принимать учение от своих пастырей, пользоваться от них освящением, покоряться их духовному управлению: отсюда неизбежно должно проистекать и между пастырями и между всеми пасомыми единство веры, упования и любви ( Еф. 4, 3. 4 ). Внутреннему, по которому Господь Иисус, проникая и животворя единою и тою же благодатию всех до единого верующих в Него, соединяет их в самом Себе, как истинной Главе Церкви ( Еф. 5, 23 ), – так что верующие, при этой двойственной связи, действительно, суть едино тело и един дух ( Еф. 4, 4 ). Но если, по слабости и злоупотреблению некоторых членов Церкви, мы не видим на опыте такого совершенного единства ее, которому бы надлежало происходить из самого ее устройства, – то все еще она остается единою

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

II.16. Межхристианское сотрудничество II.16.1. Общие принципы О необходимости сотрудничества с христианами иных конфессий (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 38) 38. Собором одобрены результаты межхристианских диаконических проектов и признано полезным продолжение сотрудничества с христианами иных конфессий в сфере благотворительности, социального служения и диаконии, а также в образовательной и иных областях. Собор подчеркнул, что христиане разных конфессий должны сообща выступать против продолжающейся секуляризации общества, распространения атеизма, пропаганды насилия и разврата, натиска сект и «новых религиозных движений». Об участии в межхристианских связях (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 г., определение «О вопросах внешней деятельности Церкви», абзац 8) Участие Московского Патриархата в межхристианских взаимосвязях основывается на понимании того, что «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим... Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь ,... столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 )... Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 1.1, 3.1). Собор признает полезным сотрудничество с христианами иных исповеданий для совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом секулярного общества, отстаивания прав верующих, помощи нуждающимся и обездоленным. Наших партнеров мы призываем строить межхристианские отношения на основе взаимного уважения и братской любви, исключающей конкуренцию и прозелитизм. Об участии Русской Православной Церкви в межхристианском и межрелигиозном диалоге

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

     Последним оплотом общности двух веток русского народа — великоруской и малоросской — остается единая Русская Церковь, неотъемлемой частью которой является Украинская Православная Церковь (не зря г-н Бжезинский всегда считал главным идейным врагом Запада Русское Православие). На нее-то и намечена новая, на сей раз законодательная, атака. Следует помнить, что согласно Уставу Русской Православной Церкви, УПЦ в составе РПЦ имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии, является крупнейшей по численности конфессией на Украине и, по состоянию на 2016 г., владела наибольшим количеством культовых сооружений на Украине. Тем не менее 18 мая парламент Украины планирует рассмотреть законопроекты, направленные против УПЦ. Их два. Законопроект 4511 (среди его авторов депутаты от «Народного фронта» Д. Тымчук, С. Высоцкий, член Блока Порошенко А. Бригинец и еще человек десять «коалициантов») и законопроект 4128 (нардеп «НФ» В. Еленский и депутаты от БПП и «Самопомощи»). Первый документ, «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором», в ст. 5 предполагает, что назначать митрополитов и епископов такие религиозные организации смогут только по согласованию с центральными органами исполнительной власти. Впечатление такое, что украинские законотворцы как-то «подзабыли», что по их Конституции Церковь на Украине отделена от государства. А ст. 7 этого законопроекта — еще более экстремальна: если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами в «государстве-агрессоре», а также, если будет установлен факт «сотрудничества с представителями милитарно-террористических объединений», власть наделяется правом вообще запретить эту религиозную организацию на территории Украины. Понятно, кто имеется в виду. Вектор этого «закона» направлен на каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Пан Тымчук никогда не скрывал, что его инициатива касается УПЦ: «Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключали с Украиной меморандум. И в нем обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского Патриархата с начала АТО видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы — в Киево-Печерской лавре».

http://pravoslavie.ru/103546.html

  разделы   рассылка  распечатать Ответ епископа Венского и Австрийского Илариона на " Открытое письмо " патриаршему местоблюстителю митрополиту Кириллу, опубликованное на портале Правая.ру Уважаемые господа! Понимая, как занят в настоящее время Патриарший Местоблюститель, я не уверен, что он сможет в период до Поместного Собора письменно ответить на вопросы, которые вы ему адресовали. Проработав годы с владыкой митрополитом Кириллом, зная многие его высказывания, в том числе и на темы, близкие к тем, что интересуют вас, а также являясь на протяжении ряда лет свидетелем его служения на посту председателя Отдела внешних церковных связей, хотел бы предложить вашему вниманию ответы на опубликованные вопросы с уверенностью, что владыка Кирилл согласится с ними. 1) В связи с первым вопросом следует, прежде всего, процитировать интервью митрополита Кирилла от 29.06.2006, где он говорит: " Хочу абсолютно ясно заявить, что для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является Православная Церковь " . И далее, касаясь православного участия во Всемирном Совете Церквей, митрополит отмечает: " За всю историю существования ВСЦ никто из его православных участников не поддерживал так называемой " теории ветвей " , так как она в корне противоречит православной экклезиологии " (http://www.mospat.ru/index.php?page=32725). А вот цитата из интервью газете " Труд " от 15.11.2006: " Русская Православная Церковь никогда не признавала и не может признать теорию ветвей. Потому что Православная Церковь – это есть единая святая соборная апостольская Церковь, ведущая свое начало от святых апостолов, от Самого Господа Иисуса Христа. И мы провозглашаем эту уникальность Православия в наших межхристианских отношениях. Сегодня для нас участие в экуменическом движении, как и участие в общественной деятельности, во внешнем светском мире, это в первую очередь – свидетельство о Православии, о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви " (http://www.mospat.ru/index.php?page=33934).

http://religare.ru/2_61198.html

В.И. Петрушко Раздел II. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии (1237–1458 гг.) Глава 6. Причины кризиса Киевской Руси и ее порабощения монголо-татарами. Нашествие Батыя на Русь и его последствия Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси и ее завоевания монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Процесс углубления христианизации Руси, столь успешно начавшийся при Ярославе Мудром, продолжался в эпоху, которая характеризовалась потерей единства и раздробленностью русского государства. Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Великий князь Киевский по традиции еще считается старшим среди русских князей. В начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну св. Мстиславу Великому на какое-то время еще удается восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако уже с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще борются отдельные князья-честолюбцы. Но дальновидный св. благоверный князь Андрей Боголюбский уже созидает новое великое княжение во Владимиро-Суздальской земле, которая перенимает первенство у Киева. Однако и св. Андрей и его брат Всеволод III Большое Гнездо, будучи сильнейшими князьями Руси и фактическими самодержцами в своей Суздальской земле, тем не менее уже не могли быть столь же полными хозяевами всей Руси. Единой державы по сути больше не было. К началу XIII в. Русь представляла собой множество совершенно обособившихся и независимых княжеств, которые трудно было считать даже какой-то федерацией. Потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского Киев тем, не менее продолжает оставаться церковной столицей Руси. Святая София – по-прежнему кафедра Киевских и всея Руси митрополитов. И хотя Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. Церковь , таким образом, является в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви, ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь , которые в последнее время становятся все сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010