При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его Авраам получил повеление от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа ( Быт.22:1–2 ). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование ( Евр.11:17–19 ). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности. На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду ( Быт.23:1–2 ). Авраам был праведный человек, и Господь дал ему многие годы жизни. Когда же Авраам состарился, он призвал старшего из слуг и поручил найти жену для единственного своего сына Исаака. Авраам сказал слуге: – Поклянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не станешь искать для моего сына жену из жительниц страны Хананейской. Но отправляйся в Месопотамию, откуда я родом, и там найди жену Исааку. Слуга спросил: – Может быть, женщина не захочет идти в эту землю! Не взять ли мне с собой Исаака, чтобы он поселился в Месопотамии? Авраам ответил: – Господь говорил мне и клялся мне, что здешняя земля будет отдана моим потомкам, и через них Он благословит все народы земли. Если же не найдешь жену для Исаака, – ты свободен от клятвы, которую дал мне. Но сына моего не возвращай в те земли. Слуга взял десять верблюдов, нагрузил их различными сокровищами, чтобы одарить будущую невесту Исаака, и отправился в путь, и через некоторое время достиг месопотамского города Нахора. Он остановился у колодца возле городской окраины в то время, когда женщины приходили туда за водой. Он молился, прося Бога указать невесту для Исаака: – Я скажу девушке: «Наклони твой кувшин и дай мне пить». И если она скажет: «Пей, и пусть пьют твои верблюды, пока не напьются»,– значит, она назначена Тобой в жены Исааку, и Ты благословляешь весь дом моего господина Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

41 . И то, что это обетование Божие имеет придти в исполнение благодаря Тебе, и то – единственной, занятую я убежду Тебя пророческими вещаниями. Так чудесный Исаия, предвидя имеющее быть от Тебя воплощение Слова и Бога, зачатие же Божественное, и воскормление млеком неизреченное, – таким образом ясно предвозвестил: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис. 7, 14 ), и Этой Девой, и то – единственной, являешься Ты , и прежде Тебя никакой иной сей Девы не было, и после Тебя – не будет. Потому что боговдохновенный Пророк не говорит: Вот, девы зачнут и родят сыновей и нарекут им имя «Еммануил», – так чтобы я мог представить Тебе (как пример) и иную рождающую деву; (Но Пророк так не говорит) потому что Еммануил, Котораго Ты, о, Дево, родишь во плоти, является единственным, и иной Еммануил прежде Сего не родился и после Сего не родится; как и иная дева не родит чудесным образом; и Ты являешься единственная, о, Дево, Божественная Родительница Его, и никакая иная женщина прежде Тебя не была названа «Богоматерью», или будет так названа после Тебя. 42 . Итак, прекраснейшим и соответствующим образом я воззвал к Тебе: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Потому что по-еврейски реченное: «Еммануил», в греческом переводе означает: «С нами Бог». Потому что когда же Бог будет с людьми и сочислится с вами, людьми, если не сейчас, в последния времена века, когда Он и от семене Авраамова приял (Евр. 2, 16) и восприял от Тебя плоть? И самое слово «Еммануил», если мы его истолкуем, заключает в себе сугубое значение: оно означает два естества – Божественное и человеческое – из которых Он состоит и в которых познается. Потому что сущий, совершенный, предвечный Бог, стал в Тебе совершенный Человек, прияв от Тебя человеческое естество и соединив его с Собою по-ипостаси, сохранив неизменной качественную определенность ( ποιτητα) и того и другого из естеств, также как и свойства, присущия естеству и существу их. Потому что Бог Слово 37 , соединенная с Ним по-ипостаси и сочетанная с Ним в неразсекаемое стечение (бытие) единаго Лица и единой Ипостаси, каковое соединение не подвергло изменению природу сочетанных в Нем естеств (Божественнаго и человеческаго) и не свело их в тождество существа 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

В ветхозаветных кровавых жертвах он усматривает прообраз Жертвы Голгофской, предуказание на искупительное значение крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, – и только в этом полагает их смысл и силу. По его учению, ветхозаветные жертвы, сами по себе, еще не искупляли людей от грехов, и только напоминали им с одной стороны о грехах, а с другой – о том, что без пролития крови прощения достигнуть невозможно. Жертвы могли быть угодны Богу, когда они, подобно жертве Авеля, были приносимы верою, и когда приносившие их, подражая благочестивым ветхозаветным патриархам, еще не получивши обетований, «только издали видели оныя и радовались» ( Ebp. II, 13 ). Вообще же апостол Павел учит «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр. 10, 1–4 ). Христос есть единственно истинная жертва и единственно истинный Первосвященник ( Ebp. 9, II и след. 10, 5 и след.). На Него-то прообразовательно и указывали ветхозаветные кровавые жертвы... А что это понимание внутреннего смысла ветхозаветных кровавых жертвоприношений было всеобщим, видно уже из того, что обетованного Мессию евреи часто называли прямо Агнцем. Так, Иоанн Креститель, увидев идущего к нему Иисуса Христа и указывая на Него, именно как на обещанного Искупителя всего рода человеческого, говорит своим ученикам: «вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех Мира» ( Иоан. 1, 29 ). И ученики поняли своего учителя. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе почти везде говорит об Иисусе Христе только как об Агнце (срв. 5, 6. 8. 12. 13; 6, 1. 16; 7. 9. 10. 16. 17; 12. 11; 13. 8. 11; 14. 1. 4. 10; 15. 3; 17, 14; 19, 7. 9; 21. 22. 23. 27; 22; 1. 8). Апостол Петр также говорит о христианах: «Искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Петр. 1. 18. 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В заключение сочинитель говорит: «итак: спасение и безопасность наша единственно должны заключатся в принятии и сохранении ясно-несомненного учения этой Церкви». Если иноверец дошёл до такого убеждения, то тем более мы должны чувствовать, что наше спасение и безопасность заключается единственно в повиновении уставам нашей Св. Церкви. Но вместе с тем, мы должны остерегаться, чтобы в неуместной ревности не произносить слова укоризненного на тех, которые в простоте сердца следуют другому вероисповеданию. Будем помнить, что мы ничем не заслужили счастья родиться в недрах Православной Церкви, и что кому дано много, от того много и взыщется! 17 Воз. – К чему слушать священников? Они такие же, как и все люди: им бы не следовало продавать святыни. От. – Справедливо ли, скажи друг мой, относиться с неуважением о служителях Христовых? Что бы ты сказал тому, кто говорил бы с презрением о целом классе общества, к которому ты принадлежишь? Мы должны слушать с уважением священников, говорящих нам слово спасения. Это повелевает Христос: «Слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ), и Апостол Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Если ты разумеешь под словами «они такие же, как и все люди» – что они имеют свои слабости, то кто же из человеков не имеет их? Один Бог безгрешен! Имеем ли мы право требовать, чтобы они были святы? Довольно для нас знать, что сан их свят, что благодать Св. Духа, данная им через рукоположение православное, всегда жива и действенна к совершению Таинств, хотя бы поведение их было и не безукоризненно. Священник в своём служении есть только проводник благодати, через которого действует сам Бог ко спасению нашему. Искусный мастер умеет действовать успешно и худшим орудием. Если ты, по несчастью, видишь пороки в священнике, то кроме общей для всех заповеди Христовой: «не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ), ты должен помнить ещё слово Его о законоучителях иудейских: «итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф.23:3 ). Впрочем, Церковь ещё более нас заботится, о том, чтобы служители её были безукоризненны: она конечно, не может без исследования верить всякой жалобе, и сначала увещевает к покаянию провинившегося Пресвитера, потому что он, как и все, имеет право на её милосердие; за то когда вина доказана, и он не исправляется, Церковь лишает его сана.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: – Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования ( Евр.11:19 ). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь 6495 . На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, – и пошли оба вместе на гору. И сказал Исаак Аврааму: – Отец мой! вот огонь и дрова, – где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: – Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И они пошли далее оба вместе. Достигнув места, которое указал ему Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Объект познания не во власти познающего. Напротив, лишь к тем, кто заранее готов предать себя в руки ожидаемой Истины, Она придет сама. Лишь если при первом соприкосновении с Ней человек заранее говорит в сердце своем: «о, если бы это оказалось правдой — я буду Тебе служить, но Ты отвори мое сердце для Себя», — лишь тогда он услышит ответ. Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали: как читать Евангелие как слушать Слово Божие. Можно сказать теперь: лишь нищие духом, лишь готовые отдать себя в служение Истине познают ее. Лишь те, кто видит в Евангелии живое Слово, а не мертвый текст, который можно препарировать согласно своим вкусам, могут понять эту Весть. Познать тайну Христа значит дать Ему действовать в себе. И поэтому вера есть именно дело. Более того, она оказывается единственно возможным и единственно нужным делом. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? …вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6:28-29). Понимание библейскими авторами веры как дела, как активного движения (а не как пассивного согласия) хорошо видно из сопоставления двух апостольских текстов. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев?..» — вопрошает ап.Иаков (Иак 2:21,25). А Павел, приводя те же примеры Священной истории, говорит не о деле, а о вере — «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными» (Евр 11:17,31). Нищий библейской традиции — это человек активного действия, его вера подобна воинской верности, его нищета сродни аскетизму солдата. Именно в этом контексте ведет речь о бедности христиан апологет II в. Минуций Феликс: «Что мы по большей части слывем бедными (pauperes) — это не позор для нас, а слава. Как роскошь расслабляет душу, так бедность ее укрепляет. И беден ли тот, кто не нуждается, кто не зарится на чужое, кто богатеет в Боге?.. Мы владеем всем, если нас не одолевает Христианин уподобляется страннику, чей путь облегчает отсутствие поклажи (36; 6); страдания христиан — » не наказания, но испытания воина, школа доблести» (36; 8).

http://zavet.ru/a/post_1318510881.html

Бытия, гл. 22: жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (22, 12, 15–18). Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного куста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста.... и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого откровения имени Божия Иегова). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Синая ангел Господень в пламени горящего терновного куста» ( Деян. 7,30 ), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» (ст. 31). А далее еще выразительнее: «сего Моисея... Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35). О синайском законодательстве в Исх. 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь, с горы говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях самого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае». И столь же определенно в Послании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ангелов» (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24 : «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как вознерадим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа 116 . Исход 13, 21–14: предшествие Израилю при Исходе из Египта Самого Господа (ср. Числ. 14,14 , Втор. 1, 33; 4, 37 , Неем. 9,19 ), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шедший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Тогда Авраам с полною преданностью воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать обетованием произвести от ее сына великий народ [ 39 ]. В то время Авраам пользовался огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища. Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: — Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Не смотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам ни мало не усомнился, что оно — от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь [ 40 ]. На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, — и пошли оба вместе на гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А сделаться это могло, единственно, под условием того, чтобы Бог явился людям под прикрытием человеческого естества, чтобы быть доступным и понятным человеку. Не переставая быть Безграничным. Он должен был так сказать, Себя ограничить, чтобы приблизиться к ограниченному. Так и сделал. „Слово плоть бысть». Божественное стало человеческим, и человеческое Божественным. Пропасти нет между Богом и человеком. Он видит Бога в себе, и себя в Боге. Он видит Иисуса Христа, Который есть, действительный Бог. Слово, обитавшее прежде в мире, и не узнанное миром ( Ин. 1:4–5, 9–10 ), теперь было узнано, когда явилось Человеком. Божественное открылось человекам в человеческом и по человечески, в явившемся Христе, действительном Боге. Во Христе открылось такое полное разумение Бога, какое только доступно человеку. Человек удостоился видеть Божество, хотя и отчасти, во Христе. „Сияние Славы Отчей», познать и понять Бога. „Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Непонятный и недоступный прежде, Бог единственно, доступен стал во Христе Он – единственное откровение Бога, вместимое человеком. Бога никто не может знать вне и без Христа: „Никто не приходит к Отцу без Меня» ( Ин. 14:6 ). „Бога никто не видел никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). „Я открыл имя Твое человекам», – говорил Христос, в молитве к Отцу ( Ин. 17:6 ), и ученикам на Тайной Вечере. „Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ). Ап. Павел указывает превосходство Новозаветного откровения перед Ветхозаветным в том, что оно дано через Сына Божьего. „Сияние Славы Отчей и Образ ипостаси Его» ( Евр. 1:3 ), и потому полнее и совершеннее Ветхозаветного Откровения, насколько выше давши его тех, чрез кого было сообщено Ветхозаветное Откровение (а Он выше ангелов, ст. 4–14, гл. 1). Хотя по учению того же Апостола во Христе, Бог открылся людям не так, как Он есть в Себе, но во Христе дано было видеть человеку только Образ Божий ( Флп. 2:6 ; Кол. 1:15 ), и потому существо Божье и после продолжает оставаться „во Свете неприступном», однако, Образ, есть нечто большее, более осязательное, чем одно отвлеченное понятие, или чем те представления, которые мог составить себе человек по тем или иным источникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Еще интересная деталь. Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена. Ничего не сказано о том, кто из людей избрал его на священническое служение. Также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Поэтому Христос и не имел законного помазания на священство. Он был помазан на служение Самим Богом Отцом, причем с клятвой. Интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Возможно, это намек на то, что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь.   Таким образом, братья и сестры, еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса. Это такой Первосвященник, который познал все немощи наши, кроме греха, и сострадает нам в них (слово «сострадать», слышанное нами в сегодняшнем апостольском чтении, с греческого переводится как «участвовать в страдании» (συμπαθσαι)). Он Сам есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый (литургическая молитва «Никтоже достоин»). Заметьте, наш Первосвященник не стоит перед Отцом, а Сам сидит на Божественном престоле. Ветхозаветные первосвященники входили в святая святых Храма один раз в год, принося за грехи свои и всего народа кровь жертвенных животных. Христос же вошел в святая святых скинии истинной, «которую воздвиг Бог, а не человек» (Евр. 8:1–2); той скинии, что служила образом для земного святилища. Вошел со Своей Кровью, принеся жертву умилостивления за беззакония всех людей, сделавшись «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9), и «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12).  

http://pravoslavie.ru/111359.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010