Кроме загадочной фразы ( Евр. 13,23 ) о том, что Тимофей был «освобожден» (предположительно, из тюрьмы), мало что известно о его жизни после того, как было написано Второе послание к Тимофею. Павел написал Первое послание к Тимофею, находясь в Македонии (1,3). Он счел необходимым оставить Тимофея в Ефесе, поскольку в этом городе действовали лжеучители (1,3). Павел основал церковь в Ефесе в начале своего третьего миссионерского путешествия и провел там около трех лет (Деян., гл. 19; 20,31). В конце своего путешествия он вынужден был предупредить ефесских пресвитеров, что лжеучители, часть из которых выйдет из их же числа, будут нападать на церковь ( Деян. 20,29.30 ). Данное же послание свидетельствует, что предсказание Павла, безусловно, оправдалось (1,6.19; 4,1.2; 6,3–5.10.21). Есть и свидетельства того, что некоторые из этих лжеучителей или вышли из среды руководства церкви, или же, напротив, заняли место в нем (1,7.20; 2,12; 3,6; 5,19.20; 6,3–5.10), а также оказал особенно вредное воздействие на некоторых женщин, принадлежавших к церкви (2,9–15; 3,11; 5,11–15). Характерные особенности и темы Для Первого послания к Тимофею характерен интерес к вопросам организации церкви. В нем содержится самое пространное в НЗ перечисление качеств, необходимых для епископа и пресвитера (3,2–7), а также указание на две категории служителей: начальствующих и учащих (5,17), разъяснения о том, какое содержание следует предоставлять пресвитерам и в каком порядке могут выдвигаться обвинения против них (5,17–20), и единственное в Новом Завете подробное описание качеств, требуемых от диаконов (3,8–10.12.13). Конкретные указания Павла Тимофею также содержат много практических советов относительно того, как должен действовать руководитель церкви. Это послание отличается тем, что в нем уделяется особое внимание истинному учению (1,10; 3,9; 4,6; 6,3) и содержатся богословские размышления о спасении, дарованном Богом в Иисусе Христе (1,13–16; 2,3–6). В этих размышлениях Павла утверждаются положения о спасении по благодати (1,13–16), о Христе как Посреднике между Богом людьми (2,5) и о том, что Христос предал «Себя для искупления всех» (2,6). Кроме того, Первое послание к Тимофею содержит поэтическое прославление подвига Христа, воспевающее Его воплощение, воскресение и вознесение (3,16). В нем также говорится об ожидании второго пришествия Христа (6,14), содержится прекрасная формула прославления Бога (6,15.16) и свидетельство о расширении понятия «Писание», выходящем за пределы ВЗ и включающем элементы новозаветного откровения (5,18), где цитируются слова Христа из Евангелия от Луки (10,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 семени твоему. Павел утверждает, что семя, о котором говорит обетование, Христос. семени Его. Не сказано: и потомкам. В Быт. 17,19 Бог обещает Аврааму сына, Исаака, и говорит, что заключит завет с Исааком и его «семенем». Такое употребление единственного числа указывает на Иисуса, Который восстановил нарушенный завет между Богом и Его народом. 3 спустя четыреста тридцать лет. Продолжительность пребывания евреев в Египте (см. Исх. 12,40 ). В Септуагинте время пребывания патриархов в Ханаан включено в эти 430 лет. Павел называет эту цифру, чтобы показать, что века прошли, прежде чем был дарован закон на Синае (ср. Быт. 15,13 ; Деян. 7,6 ). 3 по причине преступлений. Чтобы представить грех как явное нарушение воли Божией и показать его преступную сущность ( Рим. 5,13.20 ). через Ангелов. См. Втор. 33,2 ; Деян. 7,53 ; Евр. 2,2 . 3 посредник. Моисей был посредником между Богом и Израилем при заключении завета на Синайской горе (Исх. гл. 19–34). Обетование же, данное Аврааму, не требовало посредника, и потому оно выше завета, заключенного на Синае. Бог один. См. Втор. 6,4 . Заключенный без посредника Божий завет с Авраамом более убедительно, нежели Синайский завет, показывает единство и всемогущество Бога. Исполнение Божия завета с Авраамом через включение язычников в народ Божий также доказывает, яснее, чем Синайский завет, что Бог един, потому что показывает Его власть над всем творением ( Рим. 3,29.30 ). 3:21 Не сам закон, а неспособность человека соблюсти его, является причиной того, что отношения человечества с Богом нарушены. противен обетованиям Божиим? Павел решительно отвергает такое заключение. Закон мог бы соперничать с Евангелием, если бы даровал жизнь, освобождая грешников от осуждения. Хотя закон добр и указывает, какой жизнью можно угодить Богу ( Лев. 18,5 ; Рим. 7,10 ), он не может дать жизнь законопреступникам ( 2Кор. 3,6 ). Иудеи, обладая законом, тем более подлежали осуждению. Писание учитывает это, показывая, что все осуждены как грешники, и подчеркивая необходимость обетованного Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не токмо же были мужеского полу, но и жены, и юные девицы, и обрученные в замужество; из числа таковых суть благородная и знатная первомученица Фекла, Екатерина царская дщерь и велемудрая Евфимия многославная, Василисса и Александра, царицы и супруги Римских царей, первая – Максентия, а вторая Диоклитианова, – и другие бесчисленные тысячи, яко песок морской и яко звезды небесные. Все сии ради любви Иисус Христовой не только оставили богатство, славу, честь, венцы, престолы, родителей, сродников и друзей и все свое имущество, но лютейшим себя самих предали мукам, излияли свою кровь и жизнию своею Ему пожертвовали. Возведите теперь еще мысленные ваши очеса на Египетские пустыни, на Ливийские, Фиваидские, Пилуссийские, Понтийские и Иорданские: тамо узрите Павла Фивейского, Антония Великого , Харитона, Пахомия; узрите блаженных, Римского и Египетского, Арсения и Исидора, узрите Савву, Феодосия, Евфимия, Ефрема, и многочисленные лики пустынножителей. Тамо узрите и жен: Феодору, Иулитту, Марию, Пелагию, Евфросинию; тамо бесчисленное множество встретится очам вашим всякого чина людей. Все сии, слыша Евангельский Господний глас: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение свое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене» ( Мф.19:21 ), раздали все свое имущество нищим, оставили отечество, друзей, сродников, весь мир и вся яже в мире, и, да ничто воспрепятствует прилеплять им свою мысль единственно к Богу, отдалились в пустыни, в горы, в пещеры, в монастыри, в обители и, совершенно прилепившись к Богу, окончили жизнь свою в душевном и телесном целомудрии, в пощениях, в молитвах, в рыданиях, поживши на земли так, как живут на небеси Ангелы. И хотя ныне немногие и малые таковые являются примеры; но поскольку «Иисус Христос вчера и днесь Тойже и во веки» ( Евр.13:8 ): видим доныне таковых мужей, которые ради любви Иисус Христовой и ради истинной веры вся, яже суть в мире, презрев, не приняв злочестивого учения, изливают свою кровь, предают свою жизнь на смерть, и венчаются мученическими венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Ни от крови, ни от хотения плоти — подчеркивается, что новое рождение может быть только от Бога. Букв. ‘от кровей’ ( ™x — в древности кровь иногда рассматривалась как средство продолжения рода (Прем 7:2); множественное число необычно для греческого, но, может быть, отражает евр. damom. Некоторые комментаторы полагают, что Евангелист избрал форму множественного числа, чтобы избежать недоразумения (новое рождение христиан от крови Христа). Плоть ( для Иоанна сама по себе не есть зло, см. сл. стих; плоть и кровь здесь означают то же, что в ВЗ, то есть природу человека. Не во власти и силе человека стать чадом Божиим, ср. Рим 9:16: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Но от Бога родились — смелый образ, выражающий самую суть новой жизни во Христе. Вопреки раннему западному варианту текста, где глагол стоит в единственном числе (родился у Иринея и Тертуллиана), здесь говорится не о рождении Иисуса Христа, хотя очевидная параллель между духовным рождением христиан и рождением Христа от Девы может здесь подразумеваться на втором плане. Слово стало плотию. Поразительно, что Евангелист, хотя он мог бы написать просто “Слово стало человеком” (как он только что назвал человеком Иоанна), выбирает гораздо более резкое по значению слово ‘плоть’, то есть человеческая природа в противоположность Божественной. Сказав в начале своего Евангелия, что Слово есть Бог, Иоанн здесь выражает парадокс воплощения и Личности Христа в самой сжатой форме. Нелегко точно установить значение глагола ‘стало’. Оно в этом стихе не означает ни превращения, ни рождения, но скорее, как и в ст. 6, явление — Слово явилось во плоти. Здесь можно присоединиться к комментарию Бультмана: «Люди хотят, чтобы высшее Откровение им принесла некая сияющая, таинственная, поражающая воображение фигура, герой или “божественный человек” и все эти желания отсекаются утверждением, что Слово стало плотию. Он приносит высшее Откровение в полноте Своей человечности. Верно, что Его ученики видят и Его славу (ст. 14), — если бы ее нельзя было увидеть, нельзя было бы говорить и о самом Откровении. Но в этом-то и заключается парадокс, который проходит через все Евангелие: люди видят славу не помимо плоти и не сквозь плоть, как сквозь некое окно, но в самой плоти и нигде более» 9 .

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Скачать epub pdf Слово в неделю десятую по Пятьдесятнице, в 27 день июля А ще имате веру, яко зерно горушно, ничтоже не возможно будет вам ( Матф. 17:20 ). Какое дорогое, безценное приобретение – вера! При вере, и в самом малом объеме ея, все возможно нам; а без веры ничто не возможно. Значит в вере блаженство наше, в вере сила наша, в вере богатство наше! Одна вера дает нам право на сыновство и наследие Божие. Одна вера сообщает цену нашим добродетелям. Одна вера примиряет и приближает нас к Богу чрез Ходатая нашего Иисуса Христа. Все, что не освящено верою, грех есть ( Рим. 14:23 ), и отвращает лице Божие. Она получила бытие свое вместе с миром, и окончится с разрушением мира. Начиная от первого человека, все праведники спаслись верою. Она оправдывала их жертвы, живых возносила на небо в недрах смерти сохраняла живых, внушала безпрекословную преданность Богу, и без ропота и сомнения возлагала на жертвенник единородных; предпочитала временному наслаждению поношение Христово ( Евр. 13:13 ), и не боялась гнева царей, разоряла крепчайшия стены и избавляла блудниц от гибели с неверными. Светила, море, огонь и воздух, земля и небо, львы, мечи, неприятели, болезни слушались гласа ея; самая смерть повиновалась ей. В лишении, скорби, озлоблении она подавала сладчайшее утешение; в узах и темницах была единственною отрадою. Но если вера ветхозаветных праведников, состоявшая в ожидании грядущего Мессии, издали только видевшая обетования, но неполучившая оных; если сия вера была в них столь действительна, тесно связывала их с Богом, свято угождая воле Его: то что сказать о христианах, которые веруют не в грядущего, но уже пришедшего Мессию, которым явлена тайна любви Божией, сокровенная от век и от родов ( Кол. 1:26 )? Как должно быть превосходно величие могущества Божия в них, верующих по действию державной силы Его. Тысящекратно блажен ты, христианин, рожденный и воспитанный в вере Христовой, и твердо сохраняющий в себе драгоценный залог Духа Святого. Ты сын Божий, ты наследник неба; ты из числа того малого стада, которому нечего страшиться. Ты знаешь, в чем состоит надежда призвания Божия, и свое знание показываеш на опыте. Тебе уже отверсты врата царствия небесного. Стой, крепись и мужайся до последнего твоего издыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Подобным же образом толковали это место преподобный Ефрем Сирин , священномученик Ириней Лионский , святители Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Амвросий Медиоланский , блаженный Феодорит и др. Приведу рассуждение одного из видных учителей Церкви, последователя блаженного Августина , Фульгенция Руспийского (468–533 гг.): «С отворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. Произнося слово образ в единственном числе, Он являет единство природы, по образу которой сотворен человек; когда же Он говорит: по образу Нашему во множественном числе, тем самым Он свидетельствует, что один и тот же Бог, по образу Которого был создан человек, не есть одно Лицо. Ведь если бы в этой единой сущности Отца, и Сына, и Святого Духа пребывало одно Лицо, в Писании не было бы сказано: По образу Нашему, но «По образу Моему»; и Бог не сказал бы С отворим, но «Сотворю». А если бы в этих трех Лицах следовало разуметь или принимать на веру три субстанции, не было бы сказано По образу Нашему, но «По образам нашим», ибо у трех разных природ не может быть одного образа. Но так как человек называется сотворенным по единому образу единого Бога, в Святой Троице заключена одна Божественная сущность. И как ранее было сказано в Писании Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, так далее, чуть ниже, об этом уже сотворенном человеке сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. (О вере). 1 . Приведенное место из книги Бытия сотворим человека (евр. наасэ адам) для иудейской экзегетики было непреодолимым камнем преткновения. Чаще всего встречается утверждение, что это Бог совещается с ангелами. Это нашло выражение в мидраше на книгу Бытия «Берешит Рабба» (около III в. по Р.Х.). Дальнейшие еврейские комментаторы Торы держались в основном этого толкования. У известного представителя средневековой иудейской экзегетики Шломо бен Ицхака (акроним – Раши; 1040–1105) читаем: « Сотворим человека. Отсюда делали вывод о мягкости Святого, благословен Он. Поскольку человек подобен ангелам и тем может вызвать зависть к себе, – Он держал совет с ними (с ангелами)» (Тора с комментарием Раши. Книга Берейшис. Гл.1). В начале 20 века были опубликованы комментарии к Торе Йозефа Герца, «главного раввина Британской империи» (так стоит на титуле книги). Он идет еще дальше и доходит до отрицания всемогущества Творца: «В Торе не говорится: «Пусть будет человек сотворен» или «Пусть он будет сделан», а сказано: «Давайте сделаем человека». Здесь формула множественного числа указывает на сомнения и раздумья говорящего» (Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М. – Иерусалим, 2005, с. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Идеже бо есть сокровище твое, ту и сердце твое ( Мф. 6:20–21 ). Это есть то сокровище, о котором также в Евангелии Он говорит: подобно есть царствие небесное сокровищу, сокровенну на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то ( Мф. 13:44 ); а кладовые или житницы – те, о которых в другом месте написано: благословенны житницы твои и останцы твои ( Втор. 28:5 ). После сего в еврейском говорится: ты херувим простертый и осеняющий, – подразумевается: ковчег и очистилище, или по LXX, в том смысле, что он вместе с херувимом был помазан и сотворен. Отсюда ясно, что к человеку, князю города Тира это не может относиться, но к силе, бывшей некогда святой и превосходнейшей, которая была поставлена, чтобы управлять городом Тиром. И поставил Я (тебя), говорит, на святой горе Божией, указывая, без сомнения, на рай, в который, как говорит апостол Павел о себе, он был восхищен после третьего неба ( 2Кор. 13 ). Снегив (херувим) же – мужеского рода, числа единственного, а во множественном говорится cherubim – херувимы, которые означают множество ведения; на них покоится и восседает Бог и пользуется этой колесницей, как говорит к Нему пророк: Седяй на херувимех, явися ( Пс. 79:2 ), и в другом месте: взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветреню ( Пс. 17:11 ). Этот же самый херувим или сотворенный вместе с херувимом, простертый и осеняющий святыни, поставлен был на святой горе Божией, о которой мы часто говорили. И апостол Павел говорит, если только кто принимает послание к Евреям: приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов ( Евр. 12:22 ). Или же под святой горой Божией должно понимать (как мы сказали) рай. Он ходил также среди огнистых камней, о которых написано: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный ( Пс. 103:4 ). И не только Бог, называющийся огнем поядающим ( Втор. 4:24 ), поядает сено, дрова и солому, но также и ангелы, называющиеся огнистыми камнями и пылающими духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Предмет обязательства в изречении Спасителя означается словом имя, которое в одинаковом смысле и силе соединяется с словами Отца, Сына и Святого Духа. Слово имя здесь не означает просто наименование; в таком смысле сочетание его с словом крестить, не заключало бы в себе никакого понятия; потому приличнее принять его в значении достоинства, славы, как оно иногда и употребляется; напр. ( Ин.17:6 ): Явих имя твое человеком, ( Евр.2:12 ): Возвещу имя твое братии моей, ( Флп.2:9 ): Даде ему имя, еже паче всякого имене. Таким образом, повелением крестить верующих во имя Отца и Сына, и Святого Духа возлагается на них обязанность в одинаковом смысле исповедовать славу Отца, Сына и Святого Духа. 3 Единство Божественного Существа, потому что в отношении к трем Ипостасям слово имя; употреблено в числе единственном. Кроме сего изречения в Новом Завете есть н еще весьма ясные указания на таинство Пресвятой Троицы, напр. А. Иоанн (1Посл.5:7) говорит: трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух и сии три едино суть. Ап. Павел Ипостасям Св. Троицы приписывает различные действия Благодатные ( 2Кор.13:13 ): Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святого Духа со всеми вами! И в Ветхом Завете представляются изречения о таинстве Пресвятой Троицы, впрочем, не так ясные, как в Новом. Сими изречениями или неопределенно показывается множество лиц в единстве Божественного существа, или определенно – троичность лиц. К первым принадлежат те, в которых Бог представляется говорящим о Себе в числе множественном, напр. ( Быт.1:26 ): Рече Бог сотворим человека по образу нашему и по подобию, (3:22): Се Адам бысть яко един от нас. Из числа последних изречений Ветхого Завета, то есть таких, в которых определенно указывается троичность Ипостасей, особенно замечательны следующие, как яснейшие прочих: 1) ( Ис.6:3 ): Ангелы славословят Триединого Господа следующею песнию Свят, Свят, Свят Господ Саваоф. В сей песни троекратное повторение слова «Свят» не есть простое выражение сильного чувства, но имеет отношение к троичности Божественных Ипостасей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Иеронимом греческой версии LXX-mu, мы обратим внимание на то, что в объясне­нии предложенного им текста это обращение «к окрест­ным народам» пророка он так и не истолковал. Почему и какими образом, обративши взор свой на эти народы, со­временники пророка могли бы усмотреть своё бесславное будущее. Вряд ли можно считать неожиданным то, что можно усмотреть в судьбе окрестных народов, что всё-таки носится в воздухе. Впрочем, взгляд блаж. Иеронима на время происхождения книги слишком придвигает его кругозор к эпохе самого Вавилонского плена. Нами же, отодвигающим дату книги почти на 50 лет раньше от указанной блаж. Иеронимом, более уместно воспользоваться дальнейшими его словами. «То, что выразили LXX и другие переводчики словами: внимательно смотрите, о насмешники! или: порицатели, или: отступники, совпадает со смыслом слов этого места (cum sensu huius loci congruit), так что в этих словах обличается дерзость и пре­зрение к Богу тех, от лица которых пророк восклицал, их смелое восстание против величия Божия, их безрассудные речи, их порицание, – насколько это в их силах (quantum in se est), – Провидения Божия и их отступления от Бога с обличением Его в несправедли­вости. Итак, презрители, вы увидите и потом удивитесь, и все свои жалобы сочтёте за ничто, когда увидите Меня действующим во дни ваши... Это деяние будет так ве­лико и так сильно отклонит все ваши обвинения, что если кто-либо теперь и предсказал бы имеющее быть, вы с трудом найдёте в себе веру (в его слова)» 98 . Мы, конечно, относим не к тем, кого разумеет здесь блаженный Иероним, и толкования его тоже не принимаем: пророк обращался к Господу только сам, и перемена единственного числа на множественное у него нам непонятна. Но знаменательно указать на то, что блаж. Иероним в данном месте не высказывается решительно за еврейский текст и свой перевод. Господь отвечает пророку указанием на скорое пришествие Халдеев. Оно есть дело воли Божией, ибо «вот я подниму» (с евр.), «возбужду (с греч.) Халдеев». В некоторых кодексах прибавлено φ μς, (, А) – по смыс­лу и эта прибавка не изменяет смысла текста, а даже проясняет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

1, тр. 1). «Умнии Тя силы ныне умоляют, благоутробне Господи, власти, престолы, серафимы, господства же, ангелы со архангелы и начала: милостив буди людем Твоим и спаси, яко благоутробен» (п. 5, тр. 1). Ср. также п. 6, тр. I, п. 8, тр. 9, п. 9, тр. 1. Служба бесплотным, гл. I, стихиры, седален, канон п. 9, тр. 2 и т. д. Свидетельства Церкви о молитве за нас ангельских сил, как и обращения к ним с прошением о молитвенной помощи, можно сказать, неисчислимы. Они удостоверяют возможность и силу такого обращения к ангелам, как и факт их непрестанной молитвы о нас. 116 Безразличие в употреблении единственного и множественного числа: ангел и ангелы в наших глазах имеет то значение, что здесь имеется в виду не столько какой-либо определенный ангел, сколько вообще ангельский мир в отличие от Божества. Но это, конечно, исключает возможность видеть здесь «великого совета Ангела», т. с. Слово Божие (как иногда это понимается). Особенно это явствует из прямого противопоставления ангела и Христа в Поел, к Евр. гл. 2. Единственное и в своем роде характерное ветхозаветное противопоставление ангела и Самого Бога, трудно поддающееся истолкованию, имеется в Исх. 33, 2–3 : и сказал Господь Моисею: «и пошлю пред тобою ангела... (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный». Как мы уже знаем, Исх. 13:14–21 с параллелями говорит прямо о том, что при самом исходе Израиля из Египта шел пред ними Господь. Это кажущееся противоречие должно быть понято но смыслу общего учения об ангелофаниях как теофаниях: здесь совершаются явления силы Божией вместо ипостасного явления Самого Господа, которое имеет место лишь в боговоплощении, когда Бог явился во плоти. 117 Напротив, в Исх. 12, 23, 29 говорится о Самом Господе там, где можно было ожидать скорее ангела, – в рассказе об избиении первенцев египетских. Подобный же случай Числ. 23, 3–4, 16 , в рассказе о Валааме. Эти исключения, думается нам, лишь подтверждают общее правило относительно намеренного безразличия этого словоупотребления, в котором надо видеть не архаический примитивизм, но глубокое откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010