Здесь нельзя еще раз не отметить переклички с Иоанновой христологией воплощения — при том, что в Евр. еще сильнее подчеркивается приобщение Иисуса к искушениям человека. Вспомним, кем был первосвященник в Ветхом Завете: это первенствующий священник-жрец, который возглавлял институт храмового священства. В свою очередь священство в Ветхом Завете понималось как посредничество между избранным народом и Богом. Через священство и постоянно приносимые руками священников храмовые жертвы народ Израиля непрерывно ощущал себя в Завете, в живой связи с Богом. Будучи одним их израильтян, первосвященник в то же время в силу своего положения был олицетворением единственности и непрерывности Завета: 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Автор упоминает Аарона как родоначальника ветхозаветного династического священства вообще и прежде всего первосвященства. Так начинается сравнение первосвященства Христа с первосвященством Аарона (ветхозаветным первосвященством). Интересно, что, как следует из Евангелий, Иисус в Своей земной жизни не только не был священником (ср. Евр. 7, 14), но даже довольно резко отзывался о храмовом священстве и о том, что совершалось в Иерусалимском храме (но воспринимал Он это все-таки как нарушения некоего Богом установленного порядка и правил). В том, что в храме имела место торговля, Он видел грех служителей храма, превративших его в «вертеп разбойников», но не отрицал самого храма как «дома молитвы» (см. Мф. 21, 13). Также и о священнодействиях в храме Он говорил как о чем-то необходимом и само собой разумеющемся (ср. Мф. 12, 5). Начиная с 5-й главы, демонстрируя мастерское владение аллегорическим методом толкования Писания, автор Евр. показывает, что первосвященство Христа в своей единственности и неповторимости — более чем достаточно для нашего искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ибо Бог не мог называть его тем именем, которое должно было быть упразднено, но называет его тем именем, которое дал ему Сам. Причем Он не только зовет его, но повторяет его имя. И когда Авраам отвечает: «Вот я», говорит ему: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю высокогорную и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:2 ). Бог дал ему именно это имя и назвал его Авраамом, потому что, как Он Сам объяснил: «Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт.17:5 ). Бог дал ему это обещание, когда у него родился Измаил, но сказал ему, что оно исполнится в сыне, рожденном от Сарры. И душа его возгорелась любовью к этому сыну не только как к своему потомству, но и в надежде на обетование. И этого сына, о котором даны такие великие и чудесные обетования, сына, говорю я, благодаря которому он назван Авраамом, он должен «принести во всесожжение на одной из гор». Что ты скажешь на это, Авраам? Какие мысли бродят в твоем сердце? Богом произнесено слово, способное поколебать и испытать твою веру. Что ты на это скажешь? Что ты об этом думаешь? О чем ты размышляешь? Не считаешь ли ты, не мыслишь ли в своем сердце так: если дано мне обетование, а я принесу сына во всесожжение, то уже не будет надежды на исполнение этого обетования? Или, что вероятнее, ты вспоминаешь известные слова и говоришь в себе, что «невозможно Богу солгать» ( Евр.6:18 ) и, что бы ни случилось, это обещание останется в силе? Но, «ибо я наименьший» ( 1Кор.15:9 ), не могу исследовать мысли такого великого патриарха, не имею я возможности знать, какие помыслы породил в нем глас Бога, решившего испытать его, какие чувства в нем вызвал, повелев ему убить единственного сына. Но, так как «духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор.14:32 ), Павел, апостол, который, как я полагаю, учил Духом Святым, открыл нам, о чем размышлял Авраам, что он чувствовал, когда сказал: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» ( Евр.11:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Евр.12:8 .  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных… так и в настоящем случае. Потому, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства (Злат.). Евр.12:9 .  Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Евр.12:10 .  Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели… Если дети повинуются плотским родителям, то как не повиноваться Отцу Небесному? Притом здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители)… Последние часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как Бог делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы…, не для того, чтобы получить что-либо от нас, но чтобы дать нам…, чтобы мы сделались способными к принятию Его благ (Злат.). – «Иметь участие в святости Его» – чтобы мы сделались достойными Его, по возможности. Он заботится, чтобы вы приняли, и употребляет все меры к тому, чтобы дать вам…, следовательно, наказание полезно, ибо доставляет святость. И, конечно, так. Ведь если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает ее презирать все здешнее, – а отсюда и происходит скорбь, – то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? (Злат.). Евр.12:11 .  Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Принимающие горькие лекарства сначала испытывают неприятное чувство, а потом чувствуют пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 11:13 ). «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» ( Евр. 11:17 ). Какой великий подвиг ветхозаветной веры в грядущее царство Божие: решиться принести в жертву, заклать единственного сына – единственный залог самых дорогих для ветхозаветного человека надежд и чаяний! Новозаветная вера в это грядущее царство знает подвиг не меньший. Он состоит в том, чтобы решиться принести в жертву все силы «единородной» души, потратить свой талант, ум, всю свою жизненную энергию, отдать все свои думы и дорогие мечты на дело Божие, из которого еще не знаешь, что должно получиться, торжествующего успеха которого не увидишь и от плода которого не пожнешь ( 1Кор. 9:7 ). Подобный именно подвиг и несли в себе почившие труженики академической науки. Они вложили свои таланты в жизнь, драгоценнее чего нет для человека, на дело православно-богословской науки, на разработку часто сухих, самих по себе не имеющих ближайшего жизненного значения вопросов, на утомительное, по истине мученическое безразгибное перелистывание и перечитывание десятков тысяч, миллионов страниц всевозможных литературных трудов, на убивающие здоровье трудовые и бессонные ночи за письменным столом, за упорным трудов. И они были «искушаемы», и им иногда думалось: не напрасно ли они изнуряют себя, не напрасно ли так безжалостно растрачивать жизнь свою в бесконечных и часто, по-видимому, бесполезных поисках истины: не разумнее ли беречь жизнь свою для деятельности более легкой, выгодной и спокойной, не разумнее ли воспользоваться покоем, довольством и честью иных, более завидных общественных служений? Но вера в грядущее торжество Христовой истины властно удерживала их при подвиге служения ей. Они «жертвовали обыкновенно надеждою внешних преимуществ любви к науке» 4 . «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» ( Евр. 11:21 ). «Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе Сынов Израилевых и завещал о костях своих» ( Евр. 11:22 ). Отцы нашей обители науки, подобно тем древним патриархам, хранили свою веру до последних минут своей жизни. Но и умирая в разгар своих научных работ, обрывая их на половине, они и на смертном одре не покидали своей веры в грядущее торжество Христовой истины. Не имея возможности самим видеть, они крепко надеялись и утешались мыслью, что его увидят рано или поздно их преемники, которых они с любовью благословляли стать на место свое. Своим преемникам завещали они свою веру в грядущее царство Божие и свое право на участие в его созидании и в постоянное видимое свидетельство этого своего завета оставили им свои духовные кости – те богатые собрания ученых литературных трудов, которые составляют гордость, украшение и драгоценное сокровище нашего святилища духовной науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

 (Евр. 6:9). Мы предложили более сильное (обличение) для больного предостережения. Лучше мне почитаться от вас строгим, суровым и гордым, нежели вам делать неугодное Богу. Надеемся на Бога, что это обличение не будет бесполезно для вас и что вы исправитесь так, что слова наши послужат к вашей похвале и чести. Дай же вам Бог проводить жизнь согласно с волею Божией, чтобы всем нам удостоиться благ, обещанных Богом любящим Его, во Христе Иисусе Господе нашем.   5. БЕСЕДА ПЯТАЯ   " Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям " (Евр. 2:16, 17).   1. Желая показать великое снисхождение Бога и любовь, какую Он имеет к роду человеческому, Павел после того, как сказал: " А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные " (Евр. 2:14), объясняет это место и говорить: " не Ангелов восприемлет " . Не просто, говорит, выслушай сказанное и не почитай каким-нибудь обыкновенным делом того, что Он принял нашу плоть; ведь Он не удостоил этого ангелов. Потому и выражается так: " не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово " . Что означают слова его? Не в ангельское, говорить, естество облекся Он, но в человеческое. А что значит: " восприемлет " ? Не ангельское, говорит, естество принял Он, но наше. Почему же он не сказал: принял, но употребил такое выражение: " восприемлет " (πιλαμβνεται)? Он заимствует это выражение из примера бегущих за теми, которые уходят от них, и употребляющих все меры к тому, чтобы настигнуть убегающих и удержать удаляющихся. Так и Христос сам устремился и настигнул род человеческий, бежавший от Него и бежавший далеко, - мы ведь были, говорит (апостол), без - Бога – были отчуждены далеко и были безбожники в мире (Еф. 2:12,13). Здесь он показывает, что (Бог) сделал это единственно по снисхождению, любви и попечению об нас. Как выше, когда говорит: " Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? " (Евр.1:14), он показывает любовь Его к роду человеческому и то, что Бог много печется о нем, так и здесь еще больше подтверждает это посредством сравнения, говоря: " не Ангелов восприемлет " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В первом было только утверждение, во втором добавлена клятва, которую святой Апостол в послании к евреям толкует следующим образом: «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:11 ). И еще: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» ( Евр.6:13 ), «И сказал: Мною клянусь, говорит Господь» ( Быт.22:16 ). Клятва Бога не вызвана необходимостью, ибо кто может потребовать от Него клятвы? Но, как объясняет апостол Павел, этим Он показывает верующим «непреложность Своей воли» (ср. Евр.6:17 ). Так и в другом месте Писания пророк говорит: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Во времена первого обещания не указывалась причина, почему оно дано, а только сказано: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» ( Быт. 15:5 ). Но теперь Он говорит о причине, по которой Он с клятвой подтверждает Свое непреложное обетование. Ибо Он говорит: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего» ( Быт.22:16 ). Он показывает, что благодаря жертве и страданиям Его Сына это обетование непреложно, и ясно обнаруживает его непреложность страданиями Христа за язычников, «по вере потомков Авраама» ( Рим.4:16 ). Но тверже ли второе утверждение первого только в этом отрывке? Ты откроешь тайны во многих подобных местах Священного Писания . Моисей разбил и выбросил первые скрижали закона, выраженного в букве. Второй закон он получил в духе, и он – тверже первого. И опять же, тот же Моисей, когда заключил весь закон в четырех книгах, пишет Второзаконие, то есть второй закон. Измаил – первый, Исаак – второй, но преимущество имеет второй. Примерами этому служат Исав и Иаков, Ефрем и Манассия и тысячи других. 2 . Но давайте вернемся на прежнюю стезю нашу и во всех подробностях рассмотрим нравственную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства. Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «...Велико развращение человеков на земле... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла. В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48). Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («...нет человека, который не грешил бы» - 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7). Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23). И. может исходить непосредственно от Бога В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение евр. глагола  . Испытание, исходящее от Бога,- это благо, потому что Бог посылает его исключительно с целью воспитания и духовного возрастания человека. Испытывая веру Своего избранника Авраама (Быт 22. 1-18), Бог повелевает ему принести в жертву сына - наследника обетований: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт 22. 2). Это повеление, с одной стороны, заставляет Авраама выбирать между покорностью воле Божией и родительской любовью, с др. стороны, как бы ставит под сомнение данные Богом ранее обетования, которые должны были исполниться через Исаака (Быт 17. 19). Авраам повиновался, в указанном месте возложил на жертвенник сына и был готов заколоть его, но в последний момент Ангел Господень останавливает его, вместо Исаака приносится в жертву овен (Быт 22. 10-13). Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему: «...теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников, Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом «Господь» (евр. Адонаи ) ( Быт. 18:1–3 ), то есть в единственном числе. Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о Триединстве Божества. Блж. Августин пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах» 175 . Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и ветхозаветное священническое благословение: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Числ. 6:24–25 ). Троекратное обращение ко Господу можно рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц. Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк услышал глас Божий: «кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?» Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе ( Ис. 6:3, 8 ). 3.2.2. Учение Нового Завета Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события Крещения и Преображения Господня. Они в равной степени являются явным Откровением человечеству о Троичности Божества. В.Н. Лосский пишет: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов» 176 . На единство трех Божественных Лиц указывает заповедь о крещении, данная Господом ученикам по Воскресении: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Этот стих комментирует свт. Амвросий Медиоланский : «сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В нынешнем воскресном Евангелии богоглаголивый Евангелист Лука повествует о великом чуде, которое Господь Иисус Христос совершил в городе Иудейской земли Наине, – о воскрешении словом мертвеца – двенадцатилетнего юноши, единственного сына вдовы. Слово в слово Евангелист говорит так: «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( Лк.7:11–16 ). Доселе святой Лука. Счастлива мать, думаем все мы, при чтении этой священной повести, что на дороге к сыновней могиле встретилась с Самим Жизнодавцем и получила от Hero живого сына. Да не только мать умершего – блаженны и все тогдашние зрители чуда воскресения. Да, блаженна и счастлива мать, блаженны зрители! Но, скажу, что не менее, если не более блаженнее их и мы с вами. «Иисус Христос вчера и днесь Тойже и во веки» ( Евр.13:8 ). Какого дарования Божия не лишены и ныне все, искренно верующие в Господа? Каких чудес не совершает и ныне в нас Господь и Пречистая Матерь Его, Дева Богородица? Правда, ныне весьма редки чудеса воскресения мертвых, т.е. воскрешения от смерти тела, но зато постоянно совершаются в душах верующих чудеса воскресения от смерти духовной, когда воскрешает Господь непрестанно, ежедневно и в один день много раз души, умирающие грехом. А это тысячу раз важнее воскресения тела, или, что я говорю: тысячу раз? Настолько важнее, насколько душа важнее тела: тело есть как бы одежда души, ибо душа есть живой образ Божий и бессмертна, хотя и телу предназначено воскресение в последний день. По воскресении Господа из мертвых, смерть тела стала временным сном. Ho горе, если умрет душа греховной смертью : она вовеки погибнет, вовеки будет мучиться. Итак, побеседуем о смерти духовной и о воскресении духовном. Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз, чрез веру и сердечное покаяние пред Сердцеведцем Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

97 . Это слово «посредничество» появилось во время споров между отдельными еретическими группами. Любовью , а не посредничеством объясняет Православная Церковь связь между народом Божиим на земле и народом Божиим на небе. Народ Божий на небе имеет жизнь, силу и любовь в большей степени, чем мы, связанные телом. И по любви к нам они молятся Богу о нас. А мы по любви к ним прославляем их на земле, созидаем им храмы и возносим им молитвы как своим великим и славным родственникам, как дворянам Царя Господа, чтобы они помогли нам с помощью Бога. 98 . Православная Церковь имеет огромный опыт, [свидетельствующий,] что святые Божии живы, что они нас видят и слышат и помогают нам. Помогают и когда мы знаем об этом, и когда не знаем. Они близки к нам, мы ощущаем их близкое присутствие, а они ощущают наше дыхание. Это ощущал и апостол Павел в первые дни христианства, почему и сказал: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства»( Евр. 12:22–23 ). А [в те дни] это были только те, кого Господь спас схождением во ад. Что же мы можем сказать теперь, через девятнадцать веков после святого Павла? Как умножился небесный народ Божий и как обогатился горний Иерусалим крещеными людьми! 99 . Весьма глупа еретическая клевета на Православную Церковь , что она будто бы многобожническая из-за того, что признает святых Божиих, признает их как богов после Бога, и молится им. На самом деле это не мы многобожники, а все те безбожники, кто не верит в Евангелие, то есть в Бога, каким Его открыл Господь Иисус и явил Своей личностью. Мы знаем, что все святые – чада Божии, малые боги по благодати и усыновлению, и что вся жизнь, сила и любовь, которая через них струится к нам, приходит от одного-единственного вечного Источника, от одного-единственного Бога, вечного, бессмертного и троичного в единстве. Сказал Христос евреям, «не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10:38 ). Что святые, что бесчисленный народ Божий в вышнем Иерусалиме, что миллиарды спасенных и прославленных за минувшие две тысячи лет, как не дело Христово? Спросим еретиков: как вы можете верить Христу, если не верите в это Его божественное, исполинское, величественное дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010