Учение о Духе Святом в Новом Завете.Часть 4: апостол Павел Святой апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева 1407 г. При использовании посланий апостола Павла как источника учения о Святом Духе должно иметь в виду тот факт, что их содержание в большей степени, нежели в случае других новозаветных книг, обусловлено историческим контекстом и условиями, побудившими к их написанию. Апостол не ставил своею целью систематическое изложение учения о Духе, ни даже отдельного преподания самих Божественных истин. Послания апостола Павла (в отличие от большинства соборных) строго адресны и вызваны конкретными запросами, на которые святой апостол и дает ответы. Этим объясняется особый акцент на действие Духа Святого в жизни верующих, и раскрытие именно этой стороны домостроительства Духа по преимуществу, в его посланиях. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в посланиях апостола Павла в значениях: 1. Дух человеческий (Рим 1:9; 12:11) 2. Тварная духовная сущность (Евр 1:14 - ангелы; Еф 6:12 - нечистые духи) 3. Дух=сила (2Фес 2:8) 4. Дух=ум (Еф 4:23) 5. Дух=настроение (1Кор 4:21) Анализ сих мест и словоупотребления апостола выходит за рамки нашего исследования, хотя мы вынуждены признать наличие проблемы, когда общие выводы о пневматологии (либо антропологии) апостола Павла находятся в прямой зависимости от интерпретации ряда стихов его посланий . В этом отношении появление специального исследования, с опорой на святоотеческие толкования и учетом соответствующих работ западных библеистов было бы очень желательно. В посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2Кор 13:13), хотя данный пассаж не столь богословски нагружен как Мф 28:19 или 1Ин 5:7, вместе с тем это и не случайная фраза - она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/1519.html

Юбилей композитора А. Д. Кастальского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Одна из важных и интересных сторон в жизни Регентской школы — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера являются дополнительной формой образования, они дополняют учебную программу, способствуя развитию творческого начала у учащихся. Вечера обычно приурочены к датам, связанным с жизнью композиторов, их юбилеям. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, к колокольному звону и др. Есть вечера, которые стали уже традиционными — это День памяти святых Жен Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров. В программе таких вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, а для кого-то выступление на вечере становится дебютом в качестве регента. Программа вечеров наряду с хоровыми произведениями включает ансамблевые и сольные номера или исполнение инструментальной музыки. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов. Важной составляющей вечеров, всегда весьма индивидуальной, является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создается творческая уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе состоялись вечера, посвященные жизни и творчеству композиторов П. Г. Чес­нокова, М. И. Глинки, А. А. Ар­­хангельского, отца Сергия Трубачева. В 2006 году в музыкальном мире отмечался юбилей: 150 лет со дня рождения замечательного композитора А. Д. Кас­тальского. Эта тема нашла отражение в жизни Школы. Александр Дмитриевич Кастальский (16/28. XI. 1856, Москва — †17. XII. 1926) родился в семье священника Димитрия (†1891), последние годы своей жизни бывшего настоятелем Казанского собора на Красной площади. Будущий композитор закончил Московскую консерваторию, был учеником П. И. Чай­ков­ского, С. И. Танеева. С 1910 года был директором Московского синодального училища, пре­образованного в 1918 году в Московскую народную хоровую академию. Деятельность А. Д. Кас­тальского по управлению хором Синодального училища многогранна и необычайно активна. В музыкально-певческом отношении созданный им коллектив, как и Придворная Певческая капелла в Петербурге, считался лучшим церковным хором в России. В период его директорства в Синодальном хоре сформировался стиль московской школы духовного хорового творчества. С 1922 года А. Д. Кастальский был профессором Московской консерватории, деканом дирижерско-хорового отделения и заведующим кафедрой народной музыки. Среди учеников А. Д. Кас­тальского можно назвать Д. С. Василь­ева-Буглая, А. А. Давиден­ко, Н. Голованова и др.

http://pravmir.ru/yubiley-kompozitora-a-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛЕЙК [англ. Blake] Уильям (28.11.1757, Лондон - 12.08.1827, там же), англ. поэт и художник, мистик-визионер. Сын лондонского лавочника, Б. получил домашнее образование, затем обучался ремеслу гравера, к-рым занимался до конца жизни, будучи преуспевающим художником-графиком и членом Королевской академии. Первый сборник стихов Б. «Поэтические наброски» (Poetical Sketches) вышел в 1783 г. В 1778 г. он сблизился с сектой англ. мистиков, близких к Э. Сведенборгу . Влияние философии последнего ощутимо в раннем цикле стихов Б. «Песни невинности» (Songs of Innocence. 1789), проникнутом светлым оптимизмом, уверенностью в торжестве христ. духовности и спасении человечества, пребывающего под защитой Доброго Пастыря. В этом цикле начала оформляться система идей и символических образов, к-рые стали сквозными в творчестве Б. За внешне простыми сюжетами стихов (игры детей, красота природы, пастушеские песенки) скрывались, согласно учению Сведенборга о соответствии любых реалий земного мира горнему, аллегории жертвенного Агнца, Добра, Любви, Терпимости. Понятие невинности трактовалось Б. в библейском смысле как инстинктивная человеческая вера в Бога и естественная близость к Нему, дарующая верующему высшую мудрость - «божественное видение». Этот дар Б. считал наследием прежнего безгрешного состояния, напоминанием об Эдеме. Подробнее философскую концепцию странствия человеческой души от Вечности (Эдема) к земному существованию, утрате невинности, а затем ее новому обретению и возвращению к Вечности Б. изложил в трактате «Нет никакой естественной религии» (There is no Natural Religion. 1788). Разделяя вслед за Сведенборгом духовное и телесное начала в человеке, Б. полагал, что именно душа, сохраняющая невинность и веру, позволяет человеку считаться «подобием Неба» и существом, достойным преклонения. Второй этап творчества Б. связан с разочарованием в учении Сведенборга и обращением к традиции неоплатонизма (в это время он попадает под влияние англ.

http://pravenc.ru/text/149379.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Начальные строфы Поэзия и молитва Смысл поэзии Молитва вылилась стихами Из сердца прямо в белый лист – Недаром мы молились в храме, Чтоб дух был трепетен и чист! Когда душа чиста предельно, А сердце словно тетива, То плач молитвы не бесцельно Себе отыскивал слова. Но слов игра или плетенье Утешит разве на чуть-чуть – Как одолеть в душе сомненья, Удастся ли продолжить путь? Идти, сложив стихи в котомку, С молитвой, не смотреть назад, Когда душа просила звонко О восполнении утрат! Стихов утешила стихия – Слова легко собрались в ряд. Туда их поведет ветия, Где в тишине заговорят! 28.07.2014 Ночь в обители Тихо наступила ночь в обители – Тьма кругом, но страха вовсе нет. И готовы Ангелы-хранители Души ограждать, даруя свет. Свет горит всю ночь в оконце келии. Не уснет никак кто в ней живет – Чует благолепье Божье велие И ответ душа от Бога ждет. Отверзает душу с чуткой совестью, Умоляя вновь Того, Кто чист. Скажет он своей о жизни повестью, Чтобы стать потом белей, чем лист. Пишется про все, что в сердце сложено. Буквы так и пляшут впопыхах. Все былое под чистую скошено – И c уныньем предано во прах. Пишется, что слышится, с молитвою И о том, куда придти с мольбой, А душа готова перед битвою Выдержать за правду малый бой. Ночь бежит, душа нерасторопная Еле поспевает жизни в лад. Но пока случилась схватка пробная Та, которой несказано рад… 20.12.2013 Поток стихов Все пишутся и пишутся стихи – Но если их поток в душе иссякнет, То даже если писарь от сохи, Он без стихов немедленно зачахнет. Стихи − зерцало ищущей души. Давно уставшей от вседневной прозы, Душе любые рифмы хороши, И не страшны нападки и угрозы. Все пишутся, слагаются быстрей – Не успевает записать их нищий. Он обойдет чреду монастырей, Пока свой жребий наконец отыщет. Стихи! Куда я только вас ни клал? Вы постепенно заняли все полки, Уже для вас парадный тесен зал, Ведь вы священной истины осколки! Стих пишется, звучит в душе навзрыд: Улыбкой льется, но внутри рыдает.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Григорий Сковорода Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – философ, поэт, прозаик, педагог. Родился в селе Чернухи на Полтавщине в семье казака. В 1738–1842 годах, как и Даниил Туптало (в монашестве Димитрий Ростовский ), учился в Киево-Могилянской духовной академии. Был певчим в придворной капелле императрицы Елизаветы Петровны. Путешествовал и жил в ряде европейских стран. Знал греческий, латынь, древнееврейский, немецкий, итальянский. В 1753 году вернулся на родину. Был домашним учителем, преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах (духовных школах). С 1769 года до конца жизни странствовал с котомкой за плечами и неизменной флейтой-сопилкой за поясом. Обучал детей грамоте, пел свои песни и проповедовал свое учение о живой душе. «Вас Бог одарил грунтами, но вдруг может то пропасть,//А мой жребий с голяками, но Бог мудрости дал часть», – писал он. Предание гласит, что Сковорода знал день своей смерти, о которой говорил: «Смерть человеку – покой»; сам выкопал себе могилу и завещал написать на надгробии слова: «Мир ловил меня, но не поймал». Автор философских трактатов, многие из которых созданы в форме диалога: «Диалог, или Розглагол о древнем мире», «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни», «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира» и другие. В этих трактатах он подкреплял свои мысли пословицами, афоризмами, создавая яркие художественные образы. Свои религиозные и философские взгляды выразил в цикле прозаических «Басен харьковских» на собственные и эзоповские сюжеты. Его сборник стихов «Сад Божественных песен» (1757–1785) – выдающееся явление поэзии XVIII века. Любой поэт XX века может позавидовать тончайшей инструментовке стихов Сковороды: ...А когда взойдет денница Свищет в тот час всяка птица, Музыкою воздух Растворенный шумит вкруг. Только солнце выникает, Пастух овцы выгоняет. И на свою свирель Выдает дрожливый трель. Пропадайте, думы трудны, Города премноголюдны! А я с хлеба куском Умру на месте таком. В 1972 году в серии «ЖЗЛ» вышла книга о Григории Сковороде, переизданная в 2008 году.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Лукавого пускай не ищет брода…» Молитва о народе в лирике Геннадия Иванова 10.04.2024 8 Время на чтение 30 минут Россия – светильник, зажжённый Богом перед лицом всего мира. Светильник же не скрывают, а ставят на высоком месте. Он освещает пространство мира. (…) – Что ж это Россия-то такая безстрашная, а? И умирать русские не боятся, а? – Смерти нет для русских. Владимир Крупин В самом начале этого года вышла в свет книга стихов одного из самых духовно чутких и прямых современных русских поэтов – Геннадия Иванова. Она называется «Кресты и ласточки». Вряд ли можно назвать рецензией то, что будет сказано далее. Для своих рассуждений и выводов мы располагаем лишь публикацией сайта «Российский писатель», озаглавленной так: «В небесах булыжные дороги…» (Из новой книги). Перед глазами у нас лишь фото обложки этой новой книги и её выходные данные: Геннадий Иванов. Кресты и ласточки. Стихи последних лет. – М.: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2024. – 248 с. И всё-таки даже на основании одной подборки попробуем представить себе образ автора, молящегося о России. Для православного читателя это не составит трудности, есть же у нас опыт постижения духовного смысла всей Книги псалмов на основании одного только Шестопсалмия, ежедневно читаемого в храме, а некоторыми христианами и дома. И всем известно, что эти шесть избранных псалмов являют собой всю духовную историю человечества, как она представлена в Псалтири. В предложенной на сайте подборке, к сожалению, нет стихов, которые объяснили бы нам избранное автором название новой книги – «Кресты и ласточки». Но кто знает поэзию Геннадия Иванова, тот, пожалуй, согласится с уместностью и даже закономерностью такого названия. Хотя понимание наше в таком случае будет, конечно, слишком свободным, широким, во многом субъективным и потому, быть может, противоречивым. За «крестами и ласточками» кто-то увидит небесное и земное в их «нераздельном» и «неслиянном» поэтико-символическом воплощении, а кто-то помыслит их, может быть, отвлечёнными религиозно-философскими категориями. У читателя, мало знакомого с творчеством поэта, название «Кресты и ласточки» тоже вызовет, конечно же, любопытство: что же именно, какой глубины и многозначности художественные образы скрываются за этими словами-метафорами (ибо в поэзии почти всякий образ одновременно имеет и прямое, и метафорическое значение). Насколько реалистичны и историчны или же отвлечённо символичны эти «кресты» и «ласточки», то есть это образы чувственного опыта или же мировоззренческие категории? Можно догадаться, что у поэта не будет однозначности, и мы столкнёмся со всей многогранностью смыслов и всем многообразием толкований.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/10/lu...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Тайнодействие светлых сил» в творчестве Сергея Константиновича Поликарпова (10.07.1947 – 28.09.2014) 22.09.2021 959 Время на чтение 20 минут Об истинном и ложном в современной художественной литературе «Верую, надеюсь и люблю» - так называется одна из книг приснопамятного замечательного русского поэта и писателя Сергея Константиновича Поликарпова. Эти слова коротко, но верно выражают и смысл его творчества, и его духовные и душевные стремления, и его человеческую суть. Сергей Поликарпов оставил как будто небольшое, но озарённое евангельским светом и исполненное в лучших традициях русской литературы творческое наследие. Его последняя книга стихов не случайно носит название «Вечный Свет». Библиография Сергея Поликарпова включает в себя 8 книг, изданных с 2003 по 2013 год. Все книги – книги стихов, а одна из них – совсем небольшая – книга прозы, художественной прозы. Она называется «Тайны Божии». О поэзии Сергея Поликарпова мне довелось написать статью в 2018 году, к пятилетию со дня его земного ухода - «У врат Небесного чертога, над леденящей глубиной» . Существует ли православная поэзия?» Она опубликована на «Русской народной линии» и в одном из номеров альманаха «Линтула», издававшегося Константино-Еленинским женским монастырём Санкт-Петербургской епархии. Книга прозы «Тайны Божии», изданная в 2012 году, включает в себя 4 рассказа и повесть. Видимо, книга осталась незамеченной, как и многое серьёзное и глубокое из творчества других современных писателей, истинное по сути и художественно ценное. Как и всё серьёзное и глубокое, что имеет возможность сегодня увидеть свет, оставаясь широко известным только в узком литературном кругу. А зачастую собратья по перу даже и не ведают о существовании друг друга. Любопытно сказано в интернете о самых известных сегодняшних светских писателях, чьё имя на слуху, и которых насчитывают около сотни: «Писатели, чьи имена известны более, чем их произведения». И этим всё сказано. Конечно, для человека верующего и воцерковлённого, то о чём говорится в книге Сергея Поликарпова «Тайны Божии», и то, как об этом говорится – и близко, и светло, радостно. Удивительно, как искренне и в то же время знающе, но ненавязчиво удаётся Сергею Константиновичу передать дух Православия. Как удаётся ему в художественной прозе сохранить соответствие тому высокому и священному, о чём он говорит, сохранить удивительную естественность и равновесие. Удаётся сказать о важном лаконично, без долгих поучающих рассуждений, художественно-выразительно. Всем, кто серьёзно обращается в своих произведениях к вопросам веры, известно, как это непросто – сохранить и донести и высоту предмета, и подлинность художественного образа. Сергей Константинович Поликарпов умеет так коснуться «вечности святынь», что, как он и сказал в одном своём стихотворении, ты уже «Не вскрикнешь: Понял,//Прошепчешь: Верую, аминь!».

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/22/...

игумен Амвросий (Диденко) Прагматика Молитвы Господней Прагматика предложений Структурное (фонетическое, морфологическое и синтаксическое) и семантическое содержание любого предложения «работает» на более высокий, прагматический, уровень высказывания, то есть всё служит для выражения смысла предложения при функционировании его в речи, а именно для передачи прагматического содержания предложения. Под этим важным углом зрения и рассмотрим стихи молитвы «Отче наш». Слово «прагматика» (и его производные) происходит от греческого «pragma» (дело, действие) и обозначает направление наук семантики и лингвистики, изучающих отношения между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется (ср.: семантика изучает отношения между знаками и их значениями, а синтактика (структура) – исследует отношения одних знаков к другим той же системы). Человек, пользуясь языком, употребляя ту или иную единицу языка, структурно и семантически оформленную, совершает то или иное действие, воздействие и влияние на слушающего или читающего. Такие действия называются речевыми актами, речевыми поступками, поводом и причиной которых является та или иная физическая или духовная потребность говорящего, а целью – так или иначе воздействовать на собеседника (собеседников), желая, в лучшем случае, обоюдного согласия и признания. Структурное (фонетическое, морфологическое и синтаксическое) и семантическое содержание стиха «Отче наш, Иже еси на небесех», описанное выше, служит в структуре всей молитвы для выражения речевого действия обращения (апеллятива, вокатива). Сомнений в этом ни у кого из авторов толкований нет, незначительные расхождения касаются той или иной семантической интерпретации лексических единиц, наполняющих структуру этого стиха, а именно: Отче; наш; на небесех. Структурный и семантический анализ стиха «Да святится Имя Твое», и двух других стихов с частицей «да» неоднократно обнаруживал, что эти три стиха имеют особое прагматическое содержание. Традиционно утверждается, что это – прошения, то есть что эти стихи выражают речевое действие прошения, просьбы. Однако в ходе рассуждений некоторые авторы, говоря о прошении, непроизвольно употребляют всё же слова «желание», «желает», «желают» и т.п., например: благожелательствовать Богу, пожелать Ему, поблагожелательствовать Ему ( Тертуллиан ); сознанию иудея было так понятно желание, чтобы это Имя (Бога) святилось (архимандрит Киприан (Керн)) и др., что тоже говорит о неоднозначности речекоммуникативного содержания данных стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна (в монашестве мать Мария) (1891–1945) – поэтесса, прозаик, публицистка. После первой поэтической книги «Скифские черепки» (1912) ее имя ставили в один ряд с Мариной Цветаевой, выпустившей в том же году вторую книгу стихов «Волшебный фонарь», но благословителем москвички Цветаевой на поэтическом пути был Максимилиан Волошин, для петербургских цеховиков она останется чужой, ответив: «Будь я в цехе, они бы не ругались, но в цехе я не буду». Кузьмину-Караваеву акмеисты «Цеха Поэтов» и символисты «башни» Вячеслава Иванова, наоборот, приняли как свою. «Почти вся наша молодая тогда поэзия если не „вышла» из Ивановской „башни», то прошла через нее», – отмечал Сергей Маковский. Кузьмина-Караваева не была исключением не только в своих поэтических, но и религиозно-нравственных поисках. Она посещала собрания Религиозно-философского общества Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, а в середине 1910х годов сдавала экстерном экзамены по богословию профессорам Петербургской духовной академии. Уже в книгах, изданных в России, – «Скифские черепки» (1912), «Дорога» (1914), «Руфь» (1916) определился ее особый жизненный и поэтический путь, завершившийся в эмиграции принятием в 1932 году монашеского пострига, подвижнической жизнью и мученическом смертью в гитлеровских застенках. Став в монашестве матерью Марией, она полностью посвятила себя благотворительной деятельности – открывала общежития, столовые, больницы, вместе с Николаем Бердяевым и Сергеем Булгаковым организовала в 1935 году благотворительное общество «Православное дело». Четвертый сборник ее стихов вышел в 1937 году в Париже, а в годы оккупации, принимая активное участие во французском Сопротивлении, она создала драму-мистерию «Солдаты», интермедию «Семь чаш», поэму «Духов день», но все они вышли уже посмертно. В феврале 1943 года мать Мария была арестована и погибла 31 марта 1945 года в газовой камере концлагеря Равенсбрюк, став одной из самых легендарных личностей Второй мировой войны. Николай Бердяев писал в статье, посвященной ее памяти: «Мать Мария была одной из самых замечательных и одаренных русских женщин. Она характерна для своей эпохи и отражала самые характерные ее течения. Она была новой душой». При этом Бердяев особо отметил: «Была еще одна черта, которая играла огромную роль и с которой связана ее гибель. У нее была страстная любовь к России и русскому народу. Последний период ее жизни, период войны, был весь окрашен в цвет страстного патриотизма».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой 2) О священ. Писании е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. Мф. 5:17–18 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки. Иоан. 5:39,46 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете... Деян. 8:32–35 . Филипп... начав от сего Писания ( Ис. 53:7–8 ) Примечание , как к настоящей, так и к последующим памяткам: 1). Подбор указаний на тексты предназначается ко вложению в Библию или Нов. Завет. 2) Но предварительно требуется ознакомиться подробнее со стихами и объяснением их по книге: «Меч духовный» или «Щит веры», дабы знать смысл каждого стиха. 3) Знаком вопроса отмечены стихи, которыми сектанты делают возражения, а знаком – краткий ответ на эти возражения. 4) На стихах, пред которыми поставлен знак ? следует внимательно остановиться, и отметить их в Библии разъясняющими цитатами. 5) Ответы на возражения могут быть весьма разнообразны. 6) Более веские стихи по данному вопросу следует подчеркнуть. 7) Тексты, состоящие из многих стихов, означаются в цитатах многоточием. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен Мф. 22:29. Заблуждаетесь, не зная Писаний. 2Петр. 1:19 . Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… Колос. 4:16 . Прочитанное послание передать... 1 Фесс. 5: 27. Прочитать сие послание всем святым. д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным 1Петр. 1:2 . Им... открыто было... во что желают проникнуть Ангелы. 1Тим. 3:16 . Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания Лук. 24:45 . Тогда отверз им ум к уразумению писаний. 4) О свящ. Предании г) Строгие прещения противн. Предания Гал. 1:8–9 . Если бы... не то что мы благовеств... анафема. (Писаний новозаветных сначала не было). 5) О соборах Церкви г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010