Закрыть itemscope itemtype="" > Подлинное искусство всегда религиозно Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским. 28.02.2023 381 Время на чтение 13 минут Источник: Православная Луганщина ПОЕЗДКА В ТОМСКУЮ ЕПАРХИЮ — Знаю, что Вы недавно вернулись из поездки в Томскую епархию. С какой целью Вы были приглашены? С кем удалось пообщаться, перед кем выступить? С чем вернулись в Луганск? — В Томске я участвовал в Макариевских чтениях – они проводятся в память святителя Макария (Невского) (1835-1926), канонизированного в сонме новомучеников Юбилейным Собором 2000 года. Он начинал свой святительский путь на Томской кафедре, был выдающимся миссионером, «апостолом Алтая», как его назвали еще при жизни. А уже в 90-летнем возрасте он успел много сделать для спасения верующих от большевистского геноцида. Сейчас в Томске вообще активная церковная жизнь, есть духовная семинария. Я в ней читал лекцию для студентов из разных вузов – интересно, что большинство из них пришли в семинарию впервые в жизни, и на лекции сидели вместе с семинаристами. Особо почитается у них знаменитый старец Федор Кузмич, канонизированный в сонме сибирских святых. Все томские православные уверены в правдивости легенды о том, что это бывший император Александр I, тем более что недавние научные изыскания известного историка М. Громыко это в целом подтверждают. Мощи старца находятся в монастырском храме в центре города, к которым все время приходят люди. Я там был на богослужении 4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери. Если у человека есть религиозный опыт, то естественно, что он будет его передавать и художественным путем, в своих произведениях. Если нет – не будет. Митрополит Ростислав, возглавляющий Томскую епархию, в первый день конференции сделал для нас прием, на котором мы засиделись до полночи, обсуждали самые разные темы – от богословия до истории и литературы. Он рассказал, что был хорошо знаком с нашим недавно почившим митрополитом Митрофаном. Владыка Ростислав внешне больше похож на профессора университета, чем на священника, и такой же он и в общении. Он сам несколько раз выступал перед студентами на разных заседаниях конференции. Я ему подарил мою книжку стихов «Притяжение неба», и он ее все время читал, сидя в президиуме. Это было уже на второй конференции, которую организовал Томский педагогический университет. Вообще, это очень хороший прецедент – светская и церковная научные конференции проходят одновременно, как бы переплетаются между собой, а митрополит выступает на обеих, студентам он нравится, поскольку явно говорит интереснее, чем их университетские преподаватели. А открытие обеих было на общем пленарном заседании в актовом зале краевой администрации, открывал его их губернатор, с которым я сидел рядом в президиуме. У нас в Луганске тоже стоило бы перенять такую практику взаимодействия между университетом, Церковью и государством.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/28/podlin...

Закрыть itemscope itemtype="" > При дверех Спас, да вот беда... Новые стихотворения 23.07.2018 1331 Время на чтение 10 минут Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), в мipy Александр Иванович Матюшин, родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвске Трубчевского района Брянской области. По окончании школы учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета, затем был рабочим, грузчиком, плотником, учителем музыки, художественным руководителем Дворца культуры - и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни. В 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман (в честь преподобного Романа Сладкопевца), в 1985-м был рукоположен в иеромонахи. Став монахом, по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать и исполнять песнопения. Эти песнопения и сделали имя иеромонаха Романа известным во всей России и далеко за её пределами. В девяностые годы они постоянно звучали по радио и на магнитофонных записях в исполнении самого автора, Жанны Бичевской, Олега Погудина, Евгении Смольяниновой и многих других. В песнях отца Романа слышна не только настоящая, редкая поэзия, но и нечто гораздо большее: Божье Слово. Слова Евангелия и Псалтири, соединяясь со строками, продолжающими лучшие традиции русской поэзии, приносят удивительные плоды. Слушая эти песнопения, люди не просто переживают сильные чувства - в этом не было бы никакого смысла, о таком искусстве отец Роман однажды написал: «Молитва ни к кому и в никуда - вот что такое светское искусство!» и говорит иногда: «Сентиментальность - враг духовности». По-настоящему важно только одно: слушая песни отца Романа, люди обретают Бога и приходят в Церковь. Позже иеромонах Роман перестал исполнять песнопения и, может быть, поэтому многие решили, что он умер. Отчасти эта молва справедлива: принимая монашеский постриг, человек действительно умирает для мipa. И всё же иеромонах Роман и сегодня живёт в глухом скиту Ветрово и пишет стихи, которые по глубине мысли и красоте слова часто превосходят его прежние песни: ведь все эти годы он рос и как поэт, и как монах и священник. Его стихотворения известны не так широко, как когда-то песнопения: отчасти потому, что вокруг появилось слишком много словесного мусора, отчасти - потому, что отец Роман избегает любой саморекламы, публичности, он не сторонник не знающего чувства меры «миссионерства». И сокровенность его стихов делает их ещё более драгоценными. Эти стихи нужно читать неспешно и вдумчиво, как любую духовную литературу, задерживаясь на тех словах, которые, кажется, сказаны именно о тебе и, может быть, причиняют боль. Среди стихотворений отца Романа встречаются притчи, и часто там, где речь идёт о деревьях и цветах, на самом деле говорится о людях.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/23/pri_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сама земля моление таит...» О новой поэтической книге иеромонаха Романа 07.02.2018 773 Время на чтение 9 минут В петербургском издательстве «Пальмира» вышла очередная книга иеромонаха Романа - «Святорусье». Как и книга «Светел дом», она оформлена цветными иллюстрациями Наталии Назаровой и предназначена для детей - хотя детских стихов отец Роман не пишет. Но каждый, кто помнит себя ребенком и часто общается с детьми, знает, что они воспринимают настоящую поэзию подчас даже глубже, чем взрослые, и ценят, когда с ними разговаривают на равных. Книга «Святорусье» появилась на Святках, и первые стихотворения в ней совпали с церковным календарём: они посвящены празднику Рождества Христова. Их сменяют стихи о Богоявлении, потом о Благовещении, Пасхе, Троице - вся книга напоминает календарь, воплощенный в поэзии. В стихотворениях иеромонаха Романа церковный и природный календарь, Бог и послушное Ему творение - это единое целое. Каждый поэт может правдиво написать только о том, что хорошо знает: нельзя поделиться тем, чего не имеешь, иначе начнешь раздавать пустоту. Многие русские поэты писали удивительные стихи о природе - но никто из них не смог так же глубоко сказать о Создателе. Говорить о Боге, о Богообщении - не в теоретических трудах, а в поэзии - может только тот, кто познал это на собственном опыте, кто посвятил жизнь тому, чтобы стать хоть немного ближе к Творцу. Но где найти такого человека? Конечно, среди православных монахов, даже среди святых, были поэты, которые составляли богослужебные тексты - красоту и глубину написанных ими произведений верующий человек начинает постигать по мере воцерковления. Однако они остаются недоступными для тех, кто не переступает порога Храма. Если же духовные люди писали стихотворения, не предназначенные для богослужения, то, как правило, с литературной точки зрения эти произведения были не очень высокого уровня. Наш современник иеромонах Роман (Матюшин-Правдин ) - поэт исключительный. Получив от Творца поэтический дар и осознавая, что может стать «профессиональным поэтом», он избрал другой путь - монашество, служение Богу, которое невозможно без зачёркивания собственного «я». (Кстати, «я» отец Роман зачеркивает и в прямом смысле слова, стараясь, когда пишет, обходиться без этого местоимения.) Зачеркивать себя, свою индивидуальность (которой на самом деле часто называют собственные страсти) покажется преступным большинству «творческих людей». Но отец Роман, говоря о творчестве, иногда приводит такой образ:

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/7/sam...

Закрыть itemscope itemtype="" > Секрет суворовской «Науки побеждать» 23.02.2021 915 Время на чтение 18 минут Источник: Русь Державная Чему мы должны учиться у Суворова, чтобы защитить Россию, отстоять её суверенитет и независимость от любого посягательства? Ответ один: мы должны как Суворов неукоснительно следовать путём исторического выбора России, на который направил её святой князь Владимир — путём Православия. «Я уповал на Бога и был непоколебим». А. В. Суворов 24 сентября 2030 года исполнится 300 лет со дня рождения великого сына России, непобедимого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Мы вступили в Суворовское десятилетие 2021–2030 и начали вместе с Суворовым движение к его 300 летнему Юбилею! Александр Суворов бессмертен, его имя и победы останутся в народной памяти навсегда. С каждым веком они сияют всё ярче, освещая неувядаемой славой исторический путь России, воодушевляя её устроителей и защитников на жертвенное служение и подвиги во имя Отечества. Слова и дела Суворова просты и в то же время поражают своей мудростью и удивительным результатом. Суворов одним взглядом охватывал суть сложных и масштабных проблем, выделял и находил простое, но самое верное в данный момент решение. О такой простоте говорят: «где просто, там ангелов до ста», и именно такая простота делает трудно понятными для исследователей истоки и причины суворовских побед. Почти каждый день и факт жизни Александра Суворова многократно просеян, проверен и скрупулезно рассмотрен через увеличительное стекло очень и не очень добросовестных историков, литературоведов, военных и гражданских исследователей. Ему посвящены тысячи книг, сказаний, стихов, поэм, научных и литературных исследований, статей, авторы которых искали и ищут до сего дня ответ на вопрос, почему Суворов всегда одерживал победы над превосходящим, подготовленным и хорошо вооруженным противником. Ответов много, в т. ч. и абсурдных: везение, удача, стечение обстоятельств, счастье и т.п. На них, с присущей ему иронией, ответил сам Суворов: «Один раз счастье, другой раз счастье, помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и умение». Многие авторы объясняют его победы семейным воспитанием, блестящим образованием, целенаправленной военной подготовкой, природным талантом, помноженным на неустанный труд и непрерывное самообразование, подражанием великим личностям, бурным темпераментом, целеустремлённым характером победителя, постижением военного дела с солдатских азов и т.д. Всё это справедливо, но подобные обстоятельства и качества были присущи и другим выдающимся полководцам, но только имя Суворова стало негаснущим факелом и путеводной звездой для народа России, высоким духовным идеалом и примером жертвенного служения Отечеству, только его победы вызывают одновременно восхищение и недоумение, восторг и непонимание, как такое стало возможным!

http://ruskline.ru/opp/2021/02/23/sekret...

Закрыть Валерий Филимонов Читательский рейтинг: 35611   Родился 21 июля 1946 года, в День Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Коренной петербуржец. Внук офицера императорской гвардии, погибшего в Первую Мировую войну. Закончил Ленинградский радиотехнический техникум и Политехнический институт по специальности «Электронные вычислительные машины». Работал в научно-исследовательских организациях города на Неве и в Российской академии наук. Специалист в области неконтактной техники, кибернетики и систем управления. Занимался изучением проблем симбиоза «человек-машина» и «человек-система», а также разработкой электронных вычислительных систем для биологических и медицинских исследований. Первые публикации стихов и статей о Православной вере и о подвигах святых относятся к началу 90-х годов прошлого века. Печатался в газетах: «Православный Санкт-Петербург», «Софийский Собор», «Русский Вестник», «Православная жизнь», «Горница», «Свете тихий», «Литературный Петербург», «Благовест», «Русское слово», «Преображение», «Вечерний Петербург», «Дух христианина», «Православная газета», «Колокол», «Православный Крест» и других; в журналах «Собеседник православных христиан», «Славянин», «Сербский Крест», «Марфа и Мария», «Духовный собеседник», «Русский мир», «Православный летописец Санкт-Петербурга», «Первый и последний», «Спасите наши души», «Благовестник», «Лад», «Вода живая», «Родная Ладога», «Вестник Александро-Невской Лавры», «Церковный вестник», «Журнале Московской Патриархии» и других. К Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года стараниями В.П.Филимонова были подготовлены материалы к канонизации и написаны Жития старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) Вырицкого, а также новомученика протоиерея Философа Орнатского и иже с ним убиенных чад — новомучеников Николая и Бориса. На основании этих исторически достоверных и точных сведений Освященный Архиерейский Собор принял решение о прославлении для общецерковного почитания: великого вырицкого подвижника — в лике преподобных; пресвитера Петроградского Философа — в лике священномучеников, а его сыновей — в лике мучеников. Исследованиям жизни и подвигов преподобного Серафима Вырицкого и его сомолитвенников Валерий Павлович посвятил более двадцати лет.

http://ruskline.ru/author/f/filimonov_va...

Закрыть Писатель продолжает разговаривать с теми, кому дорога Россия К пятилетию кончины Николая Михайловича Коняева 15.09.2023 1116 Время на чтение 7 минут Фото: предоставлено автором Прошло уже пять лет со дня кончины Николая Михайловича Коняева (25 августа 1949 – 16 сентября 2018). Однако продолжает звучать его неповторимый голос, ведь вышло немало книг, которые автор не увидел в земной жизни, но успел не только написать, а и передать в руки издателей. Сборник « Николай Рубцов. Лирика» издательства «Речь» вышел перед самой кончиной писателя... В его Дневнике от 21 июля 2018 записано: « Закончил " Предисловие " и " Примечания " к Рубцову в " Речи " . Две недели работы. Но как будто на отдых съездил, куда-нибудь на озеро, на реку, в деревню. Такое ощущение еще, что с самим Рубцовым встретился. И главное, что хорошо, духовно встретился. Впрочем, это не ощущение уже, а констатация факта. Действительно встретился. Действительно хорошо. Действительно – душевно». В Предисловии к сборнику поставлен эпиграф: « Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны. В ряду самых великих... Такой чистоты, такой одухотворенности, такого молитвенного отношения к миру – у кого еще искать...» (Федор Абрамов). Издательство «Русь» выпустило продолжение дневниковых записей 1996-2000 годов в виде заметок и небольших рассказов того времени, вошедших в книгу « Прощание с тысячелетием». Еще прямо в 40-й день (25 октября 2018 года), когда решается временная участь покойного, наш президент подписал Указ о награждении Коняева Николая Михайловича государственной наградой РФ – медалью Пушкина 0969). Оказалось, что посмертно. В ноябре 2018 года издательство «Вече» выпустило десятый тираж книги « Подлинная история Дома Романовых. Путь к святости», договор подписан еще при жизни автора 5 июля 2018 года. Тогда же издательством «Вече» выпущена книга « Волгари» в серии Волжский роман – это несколько раз переиздававшийся роман «Аввакумов костер», повествующий о трагедии церковного раскола семнадцатого века, в книгу вошла и историческая повесть-исследование «Дорога в империю» о походе Ивана Грозного на Казань.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/15/pi...

Избранные записи из дневниковых тетрадей архимандрита Павла (Груздева) От редактора Как таковых, дневников архимандрит Павел (Груздев) не вел. Но он оставил несколько общих тетрадей, в которых его личные заметки: автобиографические записи, наблюдения за природой, духовные размышления – чередуются с народными пословицами, шутками, загадками, стихами и песнями, слышанными им в детстве в монастыре или выписанными из старых журналов и современных газет. Также батюшка делал оттуда вырезки и наклеивал их в тетради: здесь и изображения икон, церквей, и портреты русских церковнослужителей, и работы газетных фотокорреспондентов, изображающие детей, стариков, и портреты погибших космонавтов. Большое место в тетрадях отца Павла занимают его впечатления от паломнических поездок с подробным описанием монастырей и храмов, где он побывал, обстоятельным историческим рассказом о жизни насельников иноческих обителей. Также сюда отец Павел помещал акафисты, целые службы, тропари тем святым и святыням, которые он особо почитал, часто эти тексты он привозил из паломнических поездок и тщательно их переписывал, иногда по нескольку раз. Так что эти общие тетради служили отцу Павлу и лич­ным дневником, и путевым журналом, и молитвословом, и помянником, в который он записывал всех, за кого молился. Записи сделаны церковнославянским шрифтом с «ерами», «ятями», «юсами», с употреблением архаичных форм слов, с использованием церковнославянского буквенного обозначения цифр. Исполненная ровным, выложенным буква к букве каллиграфическим почерком, рукопись более напоминает страницы летописного свода, исторического документа, чем обычную повседневную запись. Это тем более удивительно, что отец Павел успел закончить лишь полтора класса церковноприходской школы. Для удобства чтения мы публикуем тетрадные записи архимандрита Павла в современной орфографии и пунктуации, не копируя батюшкиных ошибок и описок, но сохраняя лексические и стилистические особенности текста. Объем нашей книги не позволяет напечатать дневниковые тетради отца Павла целиком: мы опустили все богослужебные тексты, некоторые житийные описания и стихотворные сказания, в записях о поездках сделаны купюры – в тех местах, где идет повторение уже написанного ранее. Но главное, мы старались сохранить живой образ батюшки, ведь в его тетрадях он сам: его размышления об иноческой жизни или жизни в миру, о смерти, о спасении души, о скорбях, сиротстве, терпении, о простодушной детской вере, о необходимости видеть Христа в ближнем, об уповании на Господа, о предстательстве Пресвятой Богородицы и всех святых. Все это отражено в записях отца Павла: будь то в форме стихов или духовных песен, пословиц, потешек или записей о прилете грачей, об ожидании весны, тепла, урожая; будь то выписки из святых отцов или сокровенные личные молитвенные воздыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

" Иоанн Дамаскин " Алексея Толстого Мой интерес к поэмам Алексея Толстого и, в частности, к его поэме «Иоанн Дамаскин» имеет давнюю историю, не представляющую особого интереса, однако один автобиографический факт связан с тем, что я хотел бы сказать сегодня об этой поэме. В течение нескольких последних лет я изучал жизнь святого Иоанна Дамаскина, его труды, богословские воззрения и совсем недавно закончил писать книгу о нём . Таким образом, когда я взялся несколько месяцев назад прочитать (и частично перечитать) поэму Толстого, то её тема мне была достаточно хорошо известна. Но прежде чем мы перейдём к поэме, нам следует, пожалуй, представить поэта. Граф Алексей Толстой – не путать с советским автором – родился в 1817 и умер в 1875. Он приходился троюродным братом великому писателю и был другом детства царя Александра II; Дмитрий Оболенский писал о нём как о «непоколебимом защитнике свободы искусства в эпоху секуляризма» . Поэма «Иоанн Дамаскин» Толстого , отличается от других его поэм не только размером. Здесь лирический поэт, любящий исторические баллады и шутливые стихи, вступает в новую для него область. Эта поэма рассказывает о некоторых сторонах жизни преп. Иоанна Дамаскина. Она начинается изображением его как любимого слуги дамасского халифа Умаяда (Велида, по житию свт. Димитрия Ростовского. – прим. Ред.), и в этом контексте упоминается о его легендарной поездке Константинополь для обличения византийского императора Льва III в защите иконоборчества (под «легендарной» я имею в виду в данном случае «лишённой исторического основания» и скорее всего невозможной). После этого преп. Иоанн уходит в Великую лавру преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Значительная часть поэмы освещает принятие преп. Иоанном решения написать стихотворение, чтобы утешить брата усопшего монаха. Это прямо противоречило наказу его духовного отца (старца), повелевшего ему оставить всё мирское, в том числе написание стихов или песен. Старец разгневан из-за непослушания Иоанна и прогоняет его от себя. Затем старцу является Пресвятая Богородица в видении и спрашивает его, почему он гонит Иоанна. Пресвятая Дева, говоря о преп. Иоанне, сравнивает радость, которую приносит его дар с радостью, которую дарит природа и заканчивает свою речь следующим обращением к старцу: «Оставь земле её цветы, оставь созвучья Дамаскину!» Конец поэмы – торжество дара песни преп. Иоанна. Здесь упоминается, в частности, песнь Воскресения – Пасхальный канон, самый известный пример литургической поэзии преп. Иоанна Дамаскина. Центральная часть поэмы Толстого – стихотворение, или тропарь, который Иоанн написал в память усопшего брата монаха.

http://pravoslavie.ru/115.html

Как только я оказывалась у него в гостях на Садовой-Триумфальной, попадала в век девятнадцатый, в котором ему было очень уютно... Он не носил часов и считал, что живёт в своём времени... Однако его настенные часы намеренно торопились на пятнадцать минут, чтобы хозяин никуда не опоздал – на встречи и выступления Пётр Алексеевич всегда приходил заблаговременно... Запомнились старинное пианино с канделябрами, антикварная мебель из красного дерева, портреты его любимого императора Александа Третьего, двоюродного дедушки митрополита Мануила Лемешевского и митрополита Иоанна Снычёва, «Владыченьки», как ласково называл своего отца духовного Пётр Синявский, именуя себя его «непослушником»... Счастливо сидела за столом, угощаясь изысканными кулинаными блюдами Поэта, и слушала неспешные размышления, рассказы сокровенного собеседника, потомственного дворянина, всегда одетого модно и с безупречным вкусом, дружба с которым продлилась 13 лет...Часто доводилось быть первым свителелем рождения Чуда - его стихов, вникать в творческую кухню, иногда помогать с публикациями. Какие-то его раздумья удалось взять на карандаш... Итак, Пётр Синявский о... ДЕТСТВЕ... -...в 4 года я знал названия всех главных морских битв и знаменитых кораблей, носил морскую форму с игрушечным кортиком, потому что хотел быть морским офицером, как дедушка Михаил Фёдорович Синявский, кавалер золотого георгиевского оружия за цусимское сражение, капитан первого ранга. Меня воспитывали строго как будущего морского офицера, поэтому приходилось ходить с линейкой вдоль позвоночника, чтобы выработать настоящую военную выправку... Но не сложилось...С пятнадцати лет я стал зарабатывать, играя в оркестрах на трубе. Никогда не думал быть писателем, но всегда внимательно вслушивался в слова песен, которым аккомпанировал... Первую свою детскую песню на музыку Николая Пескова «Дом игрушки» написал в 25 лет во время гастролей... О РОЖДЕНИИ ПЕСЕН ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ... -...песни для взрослых ко мне приходят неожиданно. «В незнакомом городе тишина», прозвучавшая в сериале «Козлёнок в молоке», родилась давно в Луганске, когда я был на гастролях и жил в гостинице. Ночь. Гитара в руках. Женщина в окне напротив, и я, не зная, кто она, как выглядит, сочинил про неё песню...

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/09/...

Как тропировать молитву «Господи, помилуй», почему запретили петь псалмы без тропарей и непростая история Трисвятого В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст четвертой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 г. в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х гг. был консультантом британской королевской семьи по вопросам Православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский Патриархат). Тема нашей сегодняшней лекции – гимнография. Сегодня мы будем говорить не столько о музыке, сколько о словах. Рождение тропаря Во время богослужения мы используем краткие церковные песнопения под названием тропарь. Однако тропари первоначально были предназначены для пения как антифоны или рефрены после стихов псалма. Фактически 59-й канон Лаодикийского собора (360–381 гг.) запретил использование самодеятельных песнопений из-за боязни проникновения еретических учений. В каноне говорится: «Не подобает в Церкви читать псалмы, не освященные, или книги, не определенные правилом, но только книги, в правилах означенные – книги Нового и Ветхого Завета».

http://pravmir.ru/professor-konomos-zach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010