Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рожкова В. В. Биография священника Владимира Рожкова   Вступление «Суди нас, Господи, не по делам нашим, а по милосердию Твоему»   При жизни о[тца] Владимира как-то у меня с ним был разговор о напечатании его «Записок священника». Он ответил: «Пусть вылежатся»... А после такой неожиданной кончины о[тца] Владимира, как только немного я пришла в себя, по просьбе его некоторых друзей я решила принять все меры хотя бы к небольшому размножению этих записок. Мысль, руководимая мною, при этом была такая: «Записки священника» о[тца] Владимира, возможно, являются очень маленькой, но все же частью истории нашей православной Церкви с 1917 года. В первой книге — небольшие эпизоды, встречающиеся в служении, деятельности каждого священника и рисующие простую, глубокую и чистую веру простых людей в Господа Бога и Промысл Его. Во второй — положение духовенства и православной Церкви с 1959 и по 1964 годы.   Начиная писать биографию о[тца] Владимира, я подумала: по-видимому, мне придется писать в основном о его хронологических данных: рождении, учебе, работе в гражданских учреждениях, пребывании на фронтах войны и служении в Церкви. Свое душевное, внутреннее мировоззрение он прекрасно осветил в своих стихотворениях, как духовного так и светского содержания. Многие из них, в основном религиозного характера, вошли в его «Записки». Прочтя эти «Записки», каждый человек узнает не только события в них описываемые, но и ясно представит себе его душевный облик, его человеческие стремления. Поэтому эпиграфом к его биографии я и решила взять его первое стихотворение из сборника напечатанных стихов религиозного содержания...   Мой Бог Мой Бог — Единый, вечный, Всеблагий По доброте Своей, мне жизнь дающий, Он вездесущ: всегда, везде со мною. Неизменяемый и Всемогущий.

http://sedmitza.ru/lib/text/5490228/

III. «Святая Русь» в путях России 1 Как осознала свою национальную душу Россия? И как в тысячелетнем опыте раскрыла и закрепила свою высшую миссию? Русь нарекла себя «Святой Русью». Ни нашей матери греческой «церкви-нации», ни православным сирийцам и арабам, ни нашим братьям-славянам, ни соседям-румынам, никому не полюбилось назваться так по крещению и вере. Англия охотно величает себя «старой», Германия «ученой», Франция «прекрасной», Испания «благородной». «Святым и избранным» назван был только библейский Израиль. Несмотря на инстинкты сребролюбия и материализма, даже и современный Израиль продолжает сознавать себя таковым. В этом самосознании Израиля и Руси бесспорно есть нечто дерзновенное и ответственное. Никто не осмелится утверждать, что столь возвышенное до претенциозности наименование Руси «святой» есть искусственный плод литературных выдумщиков. Мы не встречаем его вплоть до XVI века ни под канцелярским пером тиунов и дьяков, ни в церковных актах, даже у писателей-монахов и вообще передовых людей. Просто вся наша древняя письменность, довольно богатая церковно-патриотическими произведениями, вплоть до XVI века не знает термина «Святая Русь». Он плод низового, народного творчества. Он родился и хранился в неписанном народном предании, «каликами перехожими» в так называемой народной литературе. Как «красное солнышко», «море синее», «мать сыра-земля», так и этот алмазный самоцвет – «святая Русь» – ««свято-русская земля» рассыпан по сказочным полям былин и духовных стихов. В нем нет ничего сочиненного «господами» – варягами. Наши культурные «варяги» дознались о нем только в XIX веке из народного творчества и до сих пор еще не научились обращаться с ним, не разгадали его. Явный знак, что это не их ума дело, что они только бессильные комментаторы того слова-откровения, которое они получили из недр народного сознания, что «Святая Русь» есть «глас народа». Об этот разительный факт должны разбиться кощунства некоторых наших «варягоманов» – западников, презрительно лишающих русский народ, как пустой «этнос», не только дарований государственных и культурных, но и религиозных. Для них нет народа-богоносца, а есть только «варяги-богоносцы» и при том несущие бездарному народу богоносный свет ex occidente!!!... Над ними в сотый раз оправдывается слово вещего поэта:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

     Надоели разговоры про то, что христианство – религия для слабых. Обычно по ходу этих разговоров на заднем плане вертится идейка, что есть религии для сильных, не чета христианству. Существует и еще один вариант: можно представляться мужественным человеком и с торжествующим видом исповедовать атеизм, или агностицизм (что более «современно»): «Противно и унизительно зависеть от богов. К тому же никаких бесспорных доводов в пользу существования богов нет. Так что со своими проблемами мы справимся своими силами. Как христиане на коленях ни перед кем ползать не собираемся». У всех этих разговоров есть один коренной изъян – фатальное непонимание христианства. Для многих сторонников сильной жизненной позиции христианство сплошняком состоит из неумения и нежелания за себя постоять, из пассивности, малодушия и узколобого фатализма. Между тем, суть христианства совсем в другом. Поищем ее в главной книге, откроем Новый Завет. Посмотрим несколько стихов из Послания апостола Павла к Ефесянам. Здесь апостол пишет о христианском образе жизни. И его описание оказывается не медленным разливанием перед публикой сладковатого розового сиропчика, но решительным настроем на духовную войну. Христианин – это воин Христов, а не последователь вычурного и дряблого религиозного учения. От христианина требуется мужество, готовность переносить лишения, упрямая верность своему Военачальнику. Да, духовная война отличается от обычной войны. Однако хороший боевой настрой ценится и там, и там. Так что христианство никак не является религией слабых, наоборот. У бедимся в этом, почитаем, наконец, Новый Завет. Диавол действует против нас прямой силой и хитростью, кознями Сначала апостол призывает ефесян взять в руки оружие и указывает, где наши враги: «Облекитесь во всеоружие Божие (τν πανοπλαν το θεο), чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11). Христиане никак не могут согласиться с человеконенавистническими идеологиями, имже несть числа. Наша брань не против людей (идиома «плоть и кровь» означает «человек»), но от этого она не становится менее ожесточенной, «плюшевой». Враги нашего спасения сильнее нас, так что своими силами нам не справиться. Мы знаем случаи, когда в трудной борьбе против духов злобы поднебесных и их служителей христиане подвизались до крови, не образно выражаясь, а буквально. И мы чтим их как святых, мучеников. Это сильные Господом люди.

http://pravoslavie.ru/72131.html

А.А. Мельников В христианской литературе Византии, как церковной, так и светской, не последнее место занимала поэзия. Богослужебные тексты нашей Церкви в греческом первоисточнике по преимуществу являются поэтическими, и, хотя принципы, на которых основана церковная поэзия, начиная с первых тропарей и древних кондаков и переходя к позднейшим канонам, весьма сильно отличаются от классических, тем не менее, традиционные античные метры также применялись при написании богослужебных текстов. Здесь стоит вспомнить о канонах на Рождество, Богоявление и Пятидесятницу преп. Иоанна Дамаскина , написанных традиционным для античной поэзии размером ямбическим триметром. К корпусу святоотеческой литературы, несмотря на значительное преобладание прозаических произведений также принадлежит духовная поэзия. Хрестоматийные примеры здесь это духовные стихи свят. Григория Богослова и знаменитые гимны преп. Симеона Нового Богослова . Писали стихи духовного и богословского содержания, пусть не столь известные, и другие святые Отцы. Что же касается духовной литературы Византии в широком смысле, то в ней поэзия занимает ещё более заметное место. Почти все образованные авторы, как светские, так и церковные, в той или иной степени занимались стихосложением, ориентируясь в своём сочинительстве на поэтические образцы и каноны Античности. Преемственность по отношению к Античности, приверженность её традициям в сфере словесности, вообще, является одной из отличительных черт византийской литературы. Писатели и поэты Византии старались хранить верность эстетическим, жанровым и языковым канонам классической эпохи. Так, в поэзии основные стихотворные размеры Античности гекзаметр, элегический дистих, ямбический триметр неизменно использовались даже спустя столетия после их возникновения, несмотря на то, что происшедшие к тому времени в греческом разговорном языке изменения радикально изменили звучание этих стихов для их современников, т. е. принцип организации стихотворной речи перестал соответствовать реалиям живого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Кордочкин Римский период Аврелий Пруденций Клемент (348 –после 405) 123 Предполагают, что родным городом поэта была Калагурра, о которой он сам говорит в поэтическом цикле Peristephanon («О венцах») (4.31): «Наша Калагурра». При жизни Пруденций не был известен как поэт, он был чиновником и занимал довольно высокие государственные должности. Лишь в преклонном возрасте, выйдя в отставку, он решил издать свои сочинения. Ему шел пятьдесят седьмой год. В стихотворном предисловии к сборнику стихов Пруденций объясняет свою мотивацию: он хочет послужить Богу поэтическим даром. В лучших списках сочинения расположены в следующем порядке: Cathemerinon («Гимны на каждый день»), «О Троице», Apotheosis («Учение Божие»), Hamartigenia («Происхождение греха»), Psychomachia («Битва души»), две книги «Против Симмаха», «Святого мученика Романа речи против язычников», Peristephanon («О венцах»), эпилог. Логика композиции ясна: это восхождение христианина по ступеням духовного совершенствования: от обычного молитвенного правила через познание догматики и аскетики, через борьбу с грехом в собственной душе – к защите веры, сначала словом, потом – делом. Лирический цикл «Перистефанон» отражает высшую точку этого восхождения. Цикл изначально включал в себя, по-видимому, двенадцать стихотворений. Позднее к нему же была отнесена поэма о св. Романе и надпись в калагуррском баптистерии (Perist.8). Пруденций перерабатывает существующие жития святых, почитаемых как на Западе, так и на Востоке. Заметное место в его цикле занимают повествования о соотечественниках, испанских святых: это страдание мц. Евлалии Меридской, гимн в честь восемнадцати мучеников из города Цезаравгусты (Сарагосы), страдания мч. Викентия (Винценция) и сщмч. Фруктуоза Таррагонского. Пруденций демонстрирует великолепное владение классическими стихотворными размерами, не уступая в этом искусстве Горацию. I. Гимн в честь святых мучеников Эметерия и Хелидония Калагуррских 125 Двоицы святой на небе имена начертаны, 126 Сам Христос туда вписал их золотыми буквами,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Миляев Предисловие 1 При извлечении мыслей из Писаний Св. Евангелистов и Апостолов для пользы всех Православных, я имел в мысли ту еще особенную цель, чтобы любознательным из читателей Нового Завета доставить пособие к размышлению при чтении оного – без толковников. Указания мест, из которых заимствована или извлечена та и другая мысль, служат к тому, чтобы читающий со вниманием предлагаемое, имея в виду и самый источник, мог собственным соображением находить в нем не одно только мною извлеченное, но и то, что можно еще извлечь. Извлекал мысли из Н. Завета по порядку – до Откровения Св. Иоанна Богослова, с опущением некоторых стихов, объясненных в других местах, делал я нередко нравственные применения для раскрытия духовного смысла того или другого текста, приводил подобные Новозаветным изречения из Ветхого Завета, и объяснял некоторые тексты филологически то по подлиннику, то по переводам Славянскому и Русскому. Впрочем, я предлагаю здесь для чтения те только мысли, какие во мне открывались по моему разумению Нового Завета, а другой – сведущий в языке и духе Писания – может иметь и другие мысли: только при этом дай Бог всем нам помнить и хранить сию святую заповедь: «вы же не нарицайтеся учители» ( Мф.23:8 ). А. М....в. Мысли извлеченные: 1 Из Евангелиста Матфея Глава 1. Ст. 1–17. Родословие И. Христа предано нам для назидания и возращения нашей веры в Него ( 1Тим.1:4 ), как Сына Божия (ст. 18, Лк.1:35 ). 1. Иисус Христос – Бог над всеми благословенный во веки ( Рим.9:5 ) родился от семени благословенных отцев ( Рим.9:5 ) народа Израильского – царя Давида ( Рим.1:3 ) и патриарха Авраама ( Евр.2:16 ), дабы спасти народ Свой от грехов их ( Мф.1:21, 10:6 ). 2–16. Между предками И. Христа всех состояний были не только Иудеи и праведники, но и язычники и грешники: ибо Он родился для спасения всех человеков ( 1Тим.2:4 ). От святых и праведных раждаются и грешники. Ибо никто не благ (не без греха – Рим.3:23–24 ), как только один Бог ( Мф.19:17 ), и Посредник между Богом и человеками Богочеловек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ), родившийся от Пресвятыя Девы Марии ( Мф.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Богослов Троицы», как нарекло его Предание. В тринитарном богословии Церкви Григорий Богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено, как он. Григорий Богослов — автор мистических и автобиографических поэм и стихов. Если подход Василия к триадологии можно назвать «формальным» (на глубине это, конечно, не так), то подход Григория Богослова — личный, интимный, скорее молитва, чем рассуждение. Тайна единосущия Лиц, триединства Бога была для него драгоценнейшей и очевиднейшей истиной: «Троица воистину есть Троица», — это основная мысль Григория Богослова. «Имя Троицы, — говорит он, — означает не счет вещей неравных — но совокупность равных и равночестных», соединенных по естеству и в естестве. Со всею силою Григорий всегда подчеркивает совершенное единство Божественного бытия и жизни: «совершенная Троица из трех совершенных… Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому». Каждое из Трех, созерцаемое по Себе, есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог. «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы». Назианский богослов не объясняет тайну, а прямо фиксирует ее как антиномию: «Бог разделяется, так сказать, неразделимо, и сочетавается разделенно, — потому что Божество есть Единое в Трех, и Единое суть Три». Созерцание единосущия и неслиянности Троицы — бесспорный факт личного духовного опыта Григория Богослова. Единство и равночестие Лиц по Григорию держится на трансцендентности и вневременности Троицы. Бог вечен по природе и выше всякой последовательности и разделения. Недостаточно сказать: Бог всегда был, есть и будет, — лучше сказать: Он есть, так как он сосредоточивает в Себе Самом целое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Здесь представлены все шесть томов собрания творений святителя Григорий Богослова. [Аудиокнига создана порталом «Предание.ру». Слово 20-е в ней начитал диакон Олег Петроченко, волонтер.]

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

В 1903-1905 гг. каждое лето жил близ Рязани, «входя» в народную жизнь. В 1904-1907 гг. неоднократно подвергался обыскам, трижды был арестован, сидел в тюрьме в Москве. Тогда же Д. осознал, что его призвание - лит-ра, поэзия. Написал сб. стихов «Первые песни». В 1905 г. (по др. данным, в 1904) принят в штат изд-ва «Посредник», был занят подготовкой материалов для народного журнала. Начал собирать свой архив. Поражение декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве пережил как личную трагедию. Летом 1906 г. предпринял 1-ю поездку на Север - в Олонецкую губ., в Архангельск, на Соловки. По возвращении, узнав о гибели своего друга, члена боевой дружины М. К. Языкова, погрузился в глубокий духовный кризис. В дневнике (Троицкие записки. Ркп.//Архив Дурылина) называл период 1906-1909 гг. «годами моей погибели». «В 907 г. я все время думал о самоубийстве»,- писал он. В письме к Буткевичу в ответ на его призыв «дело делать» обвинил старшее поколение в том, что оно «натаскивает» молодежь на революционную деятельность, не дав ей времени выработать свою философию жизни. Человеку, считал он, даны и иные устремления - «к высшему познанию мира, Вселенной, Бога, красоты мира, предвечных тайн бытия». Осенью 1907 г. редактор «Посредника» И. И. Горбунов-Посадов пригласил Д. работать в создаваемый им ж. «Свободное воспитание». В том же году вышла 1-я кн. Д. «В школьной тюрьме: Исповедь ученика» (М., 1907). В журнале он вел рубрику «Из книги и жизни», собирал и обобщал опыт школ, работающих по принципу свободного воспитания. Параллельно вел частную педагогическую практику. В 1913 г. Д. выступил с открытым письмом к редактору журнала с призывом противопоставить постулату Ж. Ж. Руссо («воспитывай, не воспитывая») воспитание в христ. нравственном законе. В июле 1908 г. побывал в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре , был потрясен силой веры монахов. 20 окт. 1909 г. по приглашению Горбунова-Посадова посетил Ясную Поляну, беседовал с Л. Н. Толстым. Испытав определенное влияние толстовства, Д. сделал иной выбор, обратившись к святоотеческой лит-ре. В письме к этнографу Г. С. Виноградову он определил 1910 г. как переломный в своей жизни: «Я вернулся к «вере отцов», и тут создалось у меня в душе и мысли некое хранительное ощущение Руси, вера в ее пребывающий незримый град».

http://pravenc.ru/text/180605.html

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Всех святых, в земли Тверской просиявших НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: поставим стихов 10 и поем стихиры: воскресны текущаго гласа 3, Анатолиевы 1, Богородицы 2 и святых 4. Слава, святых. И ныне, Богородичен гласа. Стихиры святых, глас 8: Днесь всех святых, в пределех земли Тверской просиявших,/светло память празднующе,/радостно да восхвалим/святители, преподобныя и праведники,/благоверныя князи, за веру и люди свою жизнь мученически положившия,/таже и жены преподобныя/ и вси святии, благочестным житием Богу угодившии,/ихже Бог прослави чудесы,/и ныне на Небесех предстояще Христу,/радуются и молятся о чтущих их/и, светло торжествующе,/молятся о мире и спасении душ наших. Перваго Патриарха Всероссийскаго Иова,/града Старицы похвалу восхвалим,/яко во граде онем родися,/и тамо во обители Успения Богоматере бе воспитан,/ и страху Божию добре обучен,/таможе и ангельский образ восприим,/высшаго звания достигл еси/ и первым Патриархом Московским и всея России сподобился еси быти,/ и добре упасл еси Святую Церковь Российскую,/и вельми потрудился еси/ради спасения Церкве и отечества нашего/в смутныя времена на Руси,/и пострадал еси от самозванца и мятежников его./Ныне же молит Вседержителя Господа Бога нашего Иисуса Христа,/да спасет души наша. Приидите, вернии людие,/ублажим Тверския святители:/Арсения, Симеона, перваго святителя Тверскаго,/Фебдора, Варсонофия, Феоктиста и Акакия,/купно же с ними святители Московския/Петра, Алексия, Киприана и Филиппа,/таже Германа и Гурия, Казанских святых,/ и святителя Тихона Воронежскаго и Задонскаго чудотворца,/потрудившихся в Церкви Тверской во славу Божию,/иже и ныне молятся Богу,/да умирит мир и спасет души наша. Благовернаго великаго князя Тверскаго/святаго Михаила и дружины его,/княгини преподобныя Анны Кашинския,/преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских,/Макария Калязинскаго и Нила Столобенскаго,/Антония Краснохолмскаго и Нектария Бежецкаго/ и вся преподобныя, поименованныя и непоименованныя,/с нимиже и преподобныя жены/ныне духовно прославляем,/яко Церкве Тверския сии велие украшение и слава/и теплии молитвенницы ко Господу,/во еже даровати нам мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010