Глава 52 1–2. Вторичное обращение пророка к Сиону и Иерусалиму. 3–6. Обнаружение силы Божественного покровительства Иерусалиму чрез его внутреннее бессилие. 7–8. Возрожденный Сион посылает благовестников спасения во все концы земли. 9–12. Торжественно-благодарственный гимн Богу за восстановление и прославление Иерусалима. 13–15. Пролог к следующей главе – о прославлении раньше унижаемого Мессии, явившегося в образе раба. Ис.52:1–2 . Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с Ис.51:17 ст.) – о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы, особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу – победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства. Ис.52:1 . Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезан­ный и нечистый. Ис.52:2 . Отряси с себя прах; встань, плен­ный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, плен­ная дочь Сиона! «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона». Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле» ( Ис.47:1 ). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на Ис.49:18 ). «Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.» Иерусалим называется городом «святым» (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Иез.44:9 ; Зах.14 – СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте – не более, как образы или символы для выражения высших идей – духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется «обрезанием сердца» ( Деян.7:51 ; Рим.2:28–29 ; блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский ). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис.35ст. см. наш ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV обращена уже не к ложному Израилю, не к врагам истины и Бога, но к истинным сынам Его народа. Царству коварной языческой политики, притворства, лести и грабежа, Сиону кровей и Иерусалиму неправды, как выражается блж. Иероним, противопоставляется царство правды, мира и святости; космополитизму религиозных сделок – вселенность Церкви. Это пророчество ( Мих. 4:1–8 ) есть классическое в числе мессианских мест Библии; в первой своей половине оно является буквальным воспроизведением первых стихов 2-й главы Исайи и тем дает почву для разнообразных ученых соображений о том, какой пророк от которого заимствовал это изречение; мы бы прибавили им еще такой вопрос, не открыто ли было это предсказание Духом Божиим общенародной духовной жизни как священная пословица или не служило ли оно богослужебным отрывком, и уже затем не введено ли пророком в свои предсказания (ведь и новозаветные священно-писатели выражались нередко языком псалмов и пророков и даже иногда народных поэтов)? Но нам думается, что подобные вопросы можно только ставить, а не разрешать, за неимением направляющих мысль данных. Гораздо плодотворнее будет остановить свое внимание на том явлении, что в обеих священных книгах это предсказание является в одинаковом контексте или, точнее сказать, в одинаковом «концерте» религиозных настроений проповедника. Исайя, как и Михей, обращается к царству с обличительной речью, указывая, подобно Михею, на расшатанность внутреннего строя ( Ис. 1:4–10 ) при внешнем благополучии и благочестии ( Ис. 1:11–16 ) и грядущую ужасную казнь, осуждение лицемеров и оправдание праведных ( Ис. 1:24–31 ). Наконец, заключается пророчество о горе дома Господня (как и у Михея) – возвратным взглядом на современное пророку унижение правды Божией и тех, кто ее держится. Отцы Церкви признают это пророчество столь убедительным по отношению к догмату Вселенской Церкви, что едва удостаивают в нескольких словах опровергнуть применимость этого пророчества к возвращению иудеев из плена (блж. Феодорит) или, если соглашаются соотносить его с ним, то доказывают лишь посредствующее значение этого события, тогда как действительным осуществлением пророчества они признают пришествие Христово и распространение по всему миру евангельской проповеди (блж. Иероним). Блж. Феодорит свидетельствует о попытке евреев подозревать даже подлинность этого места, но говорит о ее совершенной беспочвенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

епископ Димитрий (Вознесенский) Кафизма VII XLVI Псалом Ст. 1: к исполнению. Сынов Кореевых Псалом 46-й, как мы выше сказали, – второй псалом в данной группе псалмов, торжествующих победу евреев над скопищем язычников – победу, полученную исключительно благодаря чудесной помощи Божией, притом предсказанной пророчески (см. 2 Парал., главу ХХ-ю) ( 2Пар. 20 ). Указанная характерная мысль этих псалмов выражена здесь в заключительных словах псалма: „Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно. Воцарился Бог над народами: Бог сидит на престоле святом Своем. Князья народов собрались (во главе) с Богом Авраамовым, ибо владычествующие Божии весьма превознесены. По арх. Иринею, в сем псалме „прославляется духовное царство Иисуса Христа, которое по вознесении Своем на небо распространил Он во всех языках, обратив их в веру. Сложен XLVI Псалом по случаю пренесения кивота во храм, как видно из всей связи стихов. В то же время мессиански-пророчественной чертой этого 46-го псалма является ст. 6-й, хорошо знакомый людям церковным, как прокимен праздника Вознесения: „взыде Бог в воскликновении, – Господь во гласе трубне. – То боговдохновенный псалмопевец в ликовании своего сердца от дивной помощи Божией его народу и от происшедшего от этого прославления „Бога Иаковля во всем мире, пред „державными всех народов, пророчески переносится к еще большему прославлению Спасителя пред духовными очами уже всех племен и народов – не только всего верующего человечества, но и мира ангельского. Содержание псалма также единое, не требующее деления на части. 2. Вси и языцы восплещите руками, – воскликните БОГУ гласом радования! 2. Все народы восплещите руками, – воскликните Богу голосом радости! 3. Яко ГОСПОДЬ вышний страшен. Царь велий по всей земли! 3. Ибо Господь Вышний страшен, (Он) Царь превеликий по всей земле! 4. Покори люди нам, и языки – под ноги наша. 4. Он покорил людей нам и народы под ноги наши. 5. Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. 5. Избрал для нас достояние Свое, красу Иаковлю, которую (Он) возлюбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Есть священные символы и мировые идеи, которые заставляют дрожать самые сокровенные струны сердца: такое значение имеет, например, христианский Царьград и крест на св. Софии, или освобождение из рук неверных Гроба Господня. Подобное же значение должно иметь для иудейского и христианского сердца (я трижды подчеркиваю это «и») вопрос о Палестине и устроении Израиля на земле, ему Богом данной и обетованной. В дни великих мировых свершений, когда обнажаются сокровенные корни истории, опять загорелась и эта идея, выступил на поверхность и этот вопрос, как очередной, близкий, подлежащий разрешению если не сегодняшнего, то завтрашнего дня. Постановка вопроса о предоставлении Палестины, в той или иной политической форме (и, конечно, за исключением величайших христианских святынь), в качестве национального жилища Израилю волнует душу совершенно исключительным волнением, ибо с духовными судьбами Израиля таинственно и непреложно связаны и судьбы христианского мира. Не земные расчеты на власть, богатство и влияние руководят теми представителями еврейского народа, которые справедливо видят в преодолении «голуса», диаспоры, рассеяния основу духовного возрождения своего народа и жаждут не только освобождения от «черты оседлости», или нового права на рассеяние, но и оседлости, права на самобытное существование. Об этой верности евреев Сиону знал Достоевский, который писал (после приведенных стихов Кукольника): «все это, повторяю, я слышал как легенду, но я верю, что суть дела существует непременно, особенно в целой массе евреев, в виде инстинктивно-неудержимого влечения». И не меньше, конечно, знал про это Вл. Соловьев, по изображению которого в последнюю эпоху истории Палестина является автономною областью, населенною и управляемою преимущественно евреями; им он приписывает и последнее восстание против всемирного императора-антихриста. Сионизм как национальное движение среди еврейства, необходимо приведшее к постановке вопроса о месте оседлости и, в конце концов, о Сионе, возникло в конце прошлого века – не только под влиянием антисемитизма и преследований, но и в неменьшей мере вследствие страха перед ассимиляцией и обмирщением иудейства, при котором, по характерному выражению одного еврейского же писателя, «современный еврей не знает больше, почему он еврей, почему он должен оставаться евреем», так что, «чтобы сохранить евреев для еврейства, имеются только два средства: внешнее угнетение или прекращение диаспоры». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Жизнь Архиепископа Георгия Кониского Георгий Кониский, Архиепископ Белорусский и Член Святейшего Правительствующего Синода, родился 1717 года Ноября в 20-й день, в городе Нежине, от старинной дворянской фамилии 1 , и при св. крещении наречен Григорием. Отроческие лета провел он в доме родителей своих, и получив от них первоначальные познания в науках, на одиннадцатом году от рождения отправлен был ими в Киевскую Академию. Здесь в продолжении пятнадцатилетнего курса учения, юный Кониский, при отличных дарованиях, острой памяти и прилежании неутомимом, оказал превосходные успехи в науках Богословских и Философских, в Красноречии и Стихотворстве, также в Истории и Физике. Кроме Латинского и Польского языков, которые оба в то время считались в Академическом круге почти природными, он обучился основательно языкам Греческому, Еврейскому и Немецкому у известного Филолога Симеона Тодорского, образовавшегося в Иенском Университете, под руководством славного Профессора Михаэлиса 2 . Окончив учение с особенною похвалою, и снискав чрез то у Наставников своих общее к себе внимание, как по отличным познаниям, так я по качествам нравственным, Кониский, на двадцать седьмом году от рождения, решился вступить в иноческое звание, следуя в сем избрании назидательному примеру одного близкого родственника своего 3 ; и в 1744-м году Августа 11, пострижен в монахи, и наречен Георгием, по собственному выбору сего имени, в память того, что св. Победоносец Георгий почитаем был покровителем родины его 4 . В знак благодарности своей Академии за образование, Георгий, по вызову Начальства согласился посвятить дарования свои на пользу юных питомцев оной, и в следующем 1745 году определен учителем прямо в класс Поэзии. Наставляя учеников своих в правилах Стихотворства, и сам между тем, в часы досуга, упражнялся в сочинении стихов, как на Русско-Славянском языке, так на Латинском и Польском, и по тогдашнему Академическому обыкновению, для Майских прогулок (рекреаций) написал несколько Драм духовного содержания 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Закрыть itemscope itemtype="" > Две сверхзадачи Выразить себя и свой народ, Россию… 25.10.2020 763 Время на чтение 17 минут Александр Бобров – московский поэт, публицист, телеведущий, профессор кафедры журналистики МосГУ и МГИК, автор книг поэзии, публицистики, путевой прозы, двенадцати учебных пособий по журналистике. Секретарь Союза писателей России, кандидат филологических наук, лауреат многих писательских и журналистских премий, в том числе «Прохоровское поле», обладатель Большой золотой Пушкинс кой медали творческих союзов России. Наш разговор – о самом злободневном. Что происходит с российским образованием, а, следовательно, с нашей молодёжью, каковы тревожные приметы нашего времени?.. – Александр Александрович, Вы – лауреат премий Дмитрия Кедрина «Зодчий» и Александра Фатьянова «Соловьи, соловьи…». Нередко эпиграфами к своим стихам Вы берёте строки Николая Рубцова, Николая Старшинова… Что, на Ваш взгляд, дал миру (в философском, в нравственном, в духовном смысле) XX век русской поэзии – именно фронтовая и послевоенная лирика? – Мы раньше всё время спорили, кто назвал наше поколение ровесниками Победы. Моя однокурсница критик Ирина Швецова считала, что Стас Золотцев назвал. Но у меня есть песня «Товарищ ровесник» с припевом: «Мы – дети Победы, мы – вызов войне». Николай Старшинов ценил её и открывал моими словами антологии стихов о войне, подчёркивая как бы суть, характеристику поколений – от поколения творцов Победы до поколения детей Победы, рождённых в 40-х. Мы, действительно, дети Победы, т.е. дети фронтовиков, которые победили в самой страшной войне. Это поколение и моего старшего брата. Он 1921 года рождения, а Коля Старшинов – 1920-го. Именно это поколение спасло страну. А мой отец участвовал ещё в Брусиловском прорыве (я поздний ребёнок). Это тот пример, когда у кого бы мы не учились – от Пушкина до Серебряного века, это будто бы шло через временные барьеры, заочно, а названное поколение нам всё передавало ЛИЧНО! Это было наше счастье, что мы взрастали рядом с выдающимися поэтами. Они нас опекали и вводили в поэзию. С. Наровчатов хорошо сказал про своё фронтовое поколение, что оно не дало гениального поэта, но всё их поколение было гениальным. Каждый из нас мог назвать целый сонм своих дорогих, любимых учителей – поэтов. Виктор Боков писал в своём посвящении мне: «Саша! Брат, балагур, бродяга,//Конопель среднерусских полей!..» и дальше: «Горе выпьем до самого донца.//Чёрный хлеб словно хлопец рябой.//Улыбается общее солнце//Над твоей и моей судьбой». То есть старшие публично подчёркивали общность судьбы. Или вот ещё «В тебе – душа, и от тебя – душа//По робкой колее карандаша», – так обращался в своих стихах ко мне и Егор Исаев, поддерживая лучшие мои душевные порывы.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина Имена лауреатов 2020 года 29.12.2020 851 Время на чтение 7 минут 10 декабря 2020 года Комиссия по присуждению премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста, Центра Федора Ушакова и ИИПК «Ихтиос», подвела итоги предложений на соискание премии от 97 издательств и творческих организаций, представивших 296 книг 2019-2020 гг., и по результатам работы объявила имена лауреатов 2020 года, сообщает наш корреспондент. В работе комиссии приняли участие председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, Народная артистка РБ Т.Ю. Петрова, Народный артист России М.И. Ножкин, Народный художник России С.М. Харламов, секретарь Союза писателей России Г.П. Ивлиев, депутат Государственной Думы РФ С.А. Гаврилов, председатель Совета директоров ИИПК «Ихтиос» С.В. Исаков, критик Л.Г. Баранова-Гонченко, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького В.М. Гуминский (председатель Комиссии), критик и литературовед А.В. Фоменко, председатель правления Художественного фонда «Бородино» В.А. Лапкин, председатель Духовно-просветительского фонда святителя Иоанна Златоуста В.В. Володин, кандидаты филологических наук Г.С. Баранкова и А.С. Евтихиева, доктор филологических наук С.А. Небольсин, доктор философских наук Ю.П. Буданцев, главный редактор журнала «О Русская земля» М.В. Ганичева, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, профессор МГУ С.В. Перевезенцев, главный редактор журнала «Новая книга России» С.И. Котькало, главный редактор газеты «Российский писатель» Н.И. Дорошенко, доктор исторических наук И.Т. Янин, доктор технических наук, профессор С.И. Кузнецов, доктор экономических наук И.И. Яншин, доктор юридических наук А.Н. Яковенко. «Поэзия» Сергей Постолов (Белгород) за книгу стихов « В моей крови великий век». Владимир Хомяков (Сасово) за стихи и песни последний лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/29/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > От осажденного Ленинграда – к Победе 27.01.2014 383 Время на чтение 4 минуты Опять война, Опять блокада, – А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда Не права! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна. Юрий Воронов Санкт-Петербург – моя слабость. Город-памятник, город-символ, город Имперского величия и воинской славы. Великолепные храмы и дворцы, красивейшие архитектурные ансамбли. Готова вместе с поэтом сказать: «Люблю тебя, Петра творенье!» Во время Великой Отечественной войны город 872 дня находился в кольце блокады немецких войск. Страшно себе представить, что по приказу Гитлера его должны были полностью стереть с лица земли, а всех его жителей уничтожить. Блокада Ленинг рада – одна из самых трагических страниц в истории войны. Приведу сухие цифры – военные потери: 332 059 убитых, 111 142 пропавших без вести; гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 погибли от голода. Здесь только статистика, но за каждой из этих цифр страдания и боль множества людей. О блокаде написано много томов поэзии и прозы, сняты фильмы, изданы воспоминания очевидцев. Но до сих пор остается без должного внимания роль Русской Православной Церкви в судьбе осажденного города на Ниве. В трудных обстоятельствах, в горе люди чаще обращаются к Церкви, начинают искать путь к Богу. Так случилось и на этот раз. С началом Великой войны начался возврат народа в храмы, от безбожия – к вере отцов. И Церковь приняла обездоленных, гонимых войной чад своих и разделила с ними все тяготы и горечь первых поражений, весь путь на Запад, молитвенно охраняя наше воинство, а впоследствии – и радость Победы. Но, это всё потом, в 1945-м. А зимой 1941-1942 года в осажденном Ленинграде митрополит Алексий (будущий Патриарх Алексий I (Симанский) переживал со своей паствой голод, холод и постоянную опасность бомбардировки. Владыке предлагали покинуть город, но он отказался, предпочтя страдать со своими духовными чадами, нередко отдавая им последнее. Каждый день он служил Литургию, часто без диакона, сам читал записки и вынимал частицы просфор, поминая сотни имен.

http://ruskline.ru/special_opinion/ot_os...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Николая Мельникова 6 марта русскому поэту исполнилось бы 55 06.03.2021 1481 Время на чтение 5 минут Как быстро летит время… Вот уже скоро 15 лет его нет с нами. Еще молодым человеком - всего 40 лет - ушел из жизни русский поэт, прозаик, певец, сценарист, большой патриот России Николай Алексеевич Мельников. Родился Николай в простой крестьянской семье (отец Алексей Харитонович - шофер, мама Раиса Федоровна - доярка) в русском селе Лысые на Брянщине, на стыке Украины и Белоруссии. Да, Господь наделил этого скромного деревенского паренька большими талантами. Ведь он смог своим творчеством зацепить за живое многих и многих наших соотечественников. Его знаменитая поэма «Русский крест» стала известна миллионам - поэма, ставшая знаковой, наверное, лучшей поэмой в истории нашего страны в ее трагический период существования. Это был период «безвременья», ломки прежней системы, ее устоев, когда у многих земля уплывала из под ног, разрушалось государство, стяжатели, растлители и русофобы правили свой сатанинский бал. В своей поэме, как будто продиктованной сверху, русский поэт Николай Мельников указывал на единственно верный путь выхода из духовного тупика-путь к Богу, возвращению к нашему историческому прошлому, когда наши предки жили по совести, не мыслили свою жизнь без Бога, строили ее по заветам Божьим. Многое пришлось пережить поэту вместе со страной и в личной жизни, выстрадать, пропустить через себя и выдать квинтэссенцию этого выстраданного в своих произведениях. Широко известным, хрестоматийным стало его стихотворение «Поставьте памятник деревне». И еще десятки, целая россыпь прекраснейших стихов. А потом были написаны и повести «Дурная деревня», «Щепки», «Сопрано». За свои лучшие произведения автор был удостоен премии имени Алексея Фатьянова. К сожалению, большинство его произведений увидели свет уже после кончины. С детства Николай Мельников мечтал стать артистом и добился своей цели - в 1990 году закончил ГИТИС, актерский и режиссерский факультет, поступил в аспирантуру ГИТИСа. Работал в музтеатре им. Пушкина в Москве , как режиссер поставил спектакль в Свободном театре. В 1991 году он вместе с Николаем Бурляевым стал организатором Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», одно время был его директором. В 1992 году записал видеоклипы своих авторских песен «Поле Куликово», «За вас молюсь», написал сценарий видеофильма «Игорь Шафаревич: я живу в России», стал Лауреатом «Золотого Витязя» за этот лучший сценарий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/06/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перекличка талантливых имён Вышел из печати сборник «Смоленская малая проза» 20.01.2020 597 В издательстве «Аверс» вышла книга «Смоленская малая проза», где собраны прозаические произведения современных смоленских авторов – она стала своего рода малой антологией этого жанра. Следует отметить, что уже давно на Смоленщине не издавались столь представительные, знаковые сборники. В год 95-летия Смоленской писательской организации это издание явилось своеобразным смотром писательских рядов, перекличкой талантливых имён. В книге «Смоленская малая проза» представлены не только известные в регионе и за его пределами прозаики – впервые уделено внимание малой прозе писателей, получивших признание в жанре поэзии. Это отрадно, ведь в традиционных писательских альманахах зачастую существует строгое деление по жанрам, от поэта ждут стихов, а рассказов – от прозаика. Но если проза лирична, если она – как песня, читатель получает максимум. В предисловии к сборнику «Смоленская малая проза» редактор-составитель, председатель Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань пишет: – Все произведения в той или иной мере отмечены художественностью. При этом очевиден широкий спектр литературных вкусов и предпочтений. От рассказов духовного содержания, как у священнослужителя отца Даниила (Сычёва), историко-патриотического плана, как у Николая Чугункова–Кривича, – до социально-бытовых, юмористических и фантастических. Интересные самобытные рассказы предложили известные смоленские прозаики Евгений Алфимов, Татьяна Харитонова, Александр Муровицкий, Владимир Волков, Владимир Каплинский, Мила Клявина... В то же время и поэты стали всё активнее реализовывать себя в прозе: Вера Суханова, Мария Парамонова, Анастасия Самофралийская, Людмила Колесова, Тамара Лосева, Николай Чепурных. Со своим юмористическим рассказом выступила драматург Ольга Траутвейн (Сергеева). В жанре фантастического рассказа вместе с Верой Сухановой представлен Андрей Криволапов, писатель-фантаст, переводчик, литературовед, телеведущий. Жанр сказки представили Валентина Белоусова, Михаил Зайченко, Наталия Андриянова.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/20/pe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010