Архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский о пути к вере в 70-е [+ ВИДЕО] Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? 21 октября, 2011 Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? На телеканале «Культура» в программе  «Наблюдатель» архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский говорили о пути к вере в 70-е  — 80-е годы. АЛЕКС ДУБАС: Доброе утро. Телеканал «Культура» начинает свое вещание. Программа «Наблюдатель» и я, Алекс Дубас. Недавно в свет вышла вот эта книга, «Несвятые святые» архимандрита Тихона, в миру Георгия Шевкунова. А на нашем канале в эти дни идет премьера фильма Александра Архангельского «Жара». АЛЕКС ДУБАС: Еще раз доброе утро. Вы смотрите программу «Наблюдатель», с вами Алекс Дубас. Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? – об этом мы сегодня и поговорим. У нас в гостях наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон, доброе утро. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Здравствуйте. АЛЕКС ДУБАС: И публицист, телеведущий, мой коллега, писатель Александр Архангельский. К вам, Александр, и первый вопрос. В понедельник в программе «Тема» вы собрали замечательных людей и задали им вопрос: а был ли разворот в семидесятых? Они подробно отвечали. А что вы сами думаете по этому поводу? Я все ждал, когда вы выскажетесь. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Во-первых, я не имею права высказываться в своей программе, я должен слушать, работаю ушами. АЛЕКС ДУБАС: Вот повод.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Великий Новгород – выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» 1 . Академик М. Н. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью»  2 . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители летописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «Владычные паробки» Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела» 3 . Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей 4 , Евфимий II и др. 5 . Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель древней Руси – афонский иеромонах Пахомий Серб 6 . Особое место среди владык занимает святитель Геннадий – богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» 7 . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526–1542), позднее – митрополит Московский и всея Руси (1542–1563) 8 . Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник – Великие Минеи Четьи (далее ВМЧ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Монашеский форум возглавил Святейший Патриарх Кирилл 14 декабря 2016 г. 12:55 Тайна послушания, доступная каждому ИГУМЕНЫ И ИГУМЕНИИ ОСБУДИЛИ НАСУЩЫНЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОГО РУКОВОДСТВА БРАТИЕЙ С 20 по 24 сентября в Москве в рамках празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон прошли торжества, ставшие кульминационным событием юбилейного года. Они вобрали в себя собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, научную конференцию «Русь и Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», выставку архивных материалов «Русь и Афон» и праздничный концерт духовных произведений «Пристань спасения». Наследие Афона На время юбилейных торжеств в Москву был принесен ковчег со святой главой преподобного Силуана Афонского. Это историческое событие, приуроченное к 150-летию со дня рождения святого, вкупе с патриаршими богослужениями при встрече и проводах святой главы придали особую значимость празднованию, стали видимым свидетельством благословения Святой горы и живой связи святогорских традиций с устроением и развитием монашеской жизни в Русской Церкви. На торжества приехали свыше шести сотен монашествующих: Преосвященных архиереев, архимандритов и игуменов, игумений монастырей из 192 епархий России, ближнего и дальнего зарубежья. Почетными гостями стали архиереи, архимандриты, игумены и игумении, представители Святой горы Афон и братских Поместных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви в Америке. Отдельную категорию слушателей составили представители научного сообщества, преподаватели и студенты духовных учебных заведений (более восьми сотен участников). Научная конференция, посвященная русскому присутствию на Афоне, открылась в первый день форума в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и продолжилась в стенах Троице-Сергиевой лавры . С результатами своих серьезных научных исследований, раскрывающих духовную связь России со Святой горой, выступили не только российские ученые (д.и.н. византолог Михаил Бибиков, д.и.н., главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский, профессор Института философии РАН Сергей Хоружий), но и зарубежные гости: доктор богословия Жан-Клод Ларше (Франция), профессор Македонского университета Константинос Нихоритис (Греция), профессор университета в городе Сибиу Киприан Стреза (Румыния) и др. Работа конференции «Русь и Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» завершилась принятием итогового документа, в котором, в частности, подчеркнута важность дальнейшего изучения истории святогорских монастырей, афонской святости и святынь не только в церковных научных и учебных заведениях, но и силами научного сообщества.

http://e-vestnik.ru/church/tayna_poslush...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Москве состоялось Х заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» 26-27 сентября 2016 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошло X заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам». В этом году мероприятие было посвящено теме «Межрелигиозный диалог и сотрудничество как инструменты достижения прочного и справедливого мира». Первое заседание прошло 26 сентября под председательством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и председателя Организации по культуре и исламским связям Ирана Абузара Эбрахими Торкамана. В состав делегации Русской Православной Церкви вошли: архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архимандрит Александр (Заркешев), настоятель Николаевского собора в Тегеране; священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям; протоиерей Алексий Белоцерковский, преподаватель Самарской духовной семинарии; священник Иоанн Васильев, заведующий кафедрой исламоведения Казанской духовной семинарии; Е.В. Дунаева, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; И.Д. Кашицын, сотрудник Отдела внешних церковных связей. Среди членов иранской делегации – аятолла Мохаммад Али Тасхири, советник Верховного лидера Ирана по вопросам исламского мира; аятолла Ахмад Бехешти, профессор Исламской духовной академии в Иране, член Совета экспертов Ирана; ходжат-уль-ислам Акбари Джидди, представитель Верховного лидера Ирана в Москве; Мохсен Эмаили, член Совета экспертов Ирана; Ахмад Ахмади, руководитель издательства «Самт»; Реза Малеки, руководитель Культурного представительства при Посольстве Ирана; Фатемех Табатабаи, профессор Тегеранского университета; Захра Рашидбейги, глава Отдела православия и протестантизма Центра по межрелигиозному диалогу Организации по культуре и исламским связям Ирана.

http://mospat.ru/ru/news/49183/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России. 16-17 декабря 2002 года Соборное слово VII Всемирного Русского Народного Собора Мы, участники VII Всемирного Русского Народного Собора, объединившего более 1500 представителей государства, Церкви, профсоюзов, делового мира, культуры, общественных объединений из 72 регионов России и многих стран Содружества, - обращаемся к соотечественникам. Вновь и вновь свидетельствуем: традиционные духовно-нравственные ценности, веками определявшие наш жизненный уклад, и поныне являются основой русской цивилизации как единого пространства для бытия всех народов нашей Отчизны - России. Эти ценности должны быть с новой силой утверждены в нашем Отечестве и народе. Они способны ярко проявиться в трудовой и хозяйственной жизни. Не случайно наш Собор избрал тему " Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России " . После периода бурных перемен Россия стремится к стабилизации общественной жизни. Это сделало возможной глубокую дискуссию о результатах экономического развития последних десятилетий, о путях построения процветающего и справедливого общества. Экономические реформы, по убеждению многих, преодолели крайности прежнего хозяйственного уклада, который оказался неэффективным. Люди получили возможность проявлять инициативу, устремляясь к созиданию лучшей жизни для себя и для других. В некоторых отраслях экономики намечается рост. Однако никто не может отрицать, что недавний период принес в жизнь страны множество новых трудностей, болью отдающихся в народной душе. На экономику давит тяжкий груз преступности, коррупции, бесчестья. Нищета миллионов стала соседствовать с вызывающей роскошью единиц. За бортом активной и достойной жизни оказались многие пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, беженцы и вынужденные переселенцы. Даже те, кто вполне может и желает трудиться, подчас столкнулись с невозможностью реализовать себя. Особенно сильно страдают женщины, которые подвергаются дискриминации и нередко, как и дети, становятся живым товаром.

http://mospat.ru/archive/86467-vera-i-tr...

Святитель Феофан Затворник называл чтение Священного Писания «духовной трапезой» и говорил о том, что «чтение Евангелия есть лучшее чтение». Современная книжная продукция бросает доверчивого читателя в сети порока Современная книжная продукция часто бросает доверчивого или малоподготовленного читателя в обольстительные растлевающие грязные сети порока, обрушивает волны насилия и жестокости, лукаво заманивает в черные глубины магии и оккультизма. Агрессивный напор, с которым наступает такого рода литература, способен выдержать далеко не каждый. Яркие, броские, нередко весьма откровенные обложки, доступная цена, увлекательный сюжет часто привлекают многих людей, которые с удовольствием читают такие книги в вагонах метро. Еще совсем недавно утверждали, что Россия самая читающая страна в мире. Но хотелось бы уточнить, какие книги читают люди, попадающие в статистические отчеты, что предлагают им книжные издательства и куда ведет современная литература? Евангелие справедливо задает вопрос: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма ? (Мф. 6, 22 — 23). В Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны Сейчас особенно важно обратиться к духовной традиции наших предков. Недавние находки берестяных грамот доказали высокий уровень грамотности среди простого населения. Исторические свидетельства, относящиеся к раннему, домонгольскому периоду развития христианской Руси, показывают высокий уровень книжной культуры среди населения. Многие исследователи отмечают, что в Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны. В книгах излагалось и толковалось христианское учение, книга являлась сокровищем духовной мудрости, к которому тяготело сердце древнерусского христианина. Книжник был не просто грамотный человек, это был знаток и распространитель книжной культуры. Грамоту дети осваивали по Псалтири и Часослову, а во взрослые годы любимым чтением было Священное Писание и жития святых…

http://pravoslavie.ru/104722.html

16 июля 2010 г. Протоиерей Константин Васильев (+05.07.2010) 5 июля 2010 года на 82 году жизни почил о Господе один из старейших клириков Вологодской епархии настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора Вологды протоиерей Константин Иванович Васильев. Родился будущий пастырь Церкви в 1928 году в селе Гусевка Ольховского района Сталинградской области в семье крестьянина. В автобиографии 1960 года священник Константин Васильев писал: «…в 1936 году умер отец. В этом же году поступил в первый класс гусевской школы, которую окончил в 1944 году, и пошел добровольно в армию». С 1948 по 1951 год проходил, окончив курсы шоферов, действительную службу в дивизионной автошколе. В 1951 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1955-м. После браковенчания с Ангеловой Ниной Михайловной в мае того же года архиепископом Херсонским и Одесским Никоном рукоположен во диакона и начал служение в Одессе. В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1960-м, защитив кандидатскую диссертацию. В 1957 году архиепископом Херсонским и Одесским Борисом рукоположен во иерея и назначен в Вологодскую епархию, в ведение Преосвященного Мстислава, епископа Вологодского и Череповецкого. С этого года началось многолетнее священническое служение отца Константина вначале клириком, а с 1969 года и до последних дней — бессменным настоятелем вологодского кафедрального собора. Годы пастырского служения протоиерея Константина Васильева выпали на непростое время хрущевских гонений на Церковь. Под угрозой оказалось и само существование кафедрального собора, тогда одного из двух действующих городских храмов. Так вспоминал эти годы отец Константин: «Постоянная опека и бдительный контроль советской власти над жизнью Церкви лишал ее самостоятельности и инициативы. Настоятели и все духовенство были отстранены от управления приходом. Отныне, с 1961 года, приходом командовали староста, казначей и иже с ними и принимали в двадцатку только по рекомендации уполномоченного — читай по распоряжению КГБ. Каждый храм отчислял громадные суммы в Фонд Мира и на реставрацию памятников культуры. Кафедральный собор отчислял в фонд 200 тысяч рублей и на восстановление памятников культуры — 40 тысяч рублей. Все это делал казначей, ни с кем не советуясь и никого не спрашивая. Это был приказ. В епархию от собора отчисляли 3000 рублей в месяц конечно, это смехотворная сумма.

http://e-vestnik.ru/obituaries/12_vechna...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93163.html 19 марта 2012 Мария Сидельникова Мэр против куполов Источник:  http://www.kommersant.ru/Коммерсант-Власть Спустя год после объявления результатов архитектурного конкурса на проект российского православного культурно-духовного центра на набережной Бранли в Париже, у этого проекта неожиданно нашелся влиятельный противник. Мэр Бертран Деланоэ называет проект показухой, его архитектуру – пародией и пытается предотвратить выдачу разрешения на строительство. Судьба будущего православного храма в Париже была определена еще в 2007 году. Недавно избранный президент Франции Никола Саркози встретился с патриархом Алексием II, который убедил его в необходимости строительства большой православной церкви в Париже. Последний и фактически единственный полноценный православный храм во французской столице – Собор Александра Невского. Он был построен в XIX веке и не принадлежит Московскому патриархату, у которого сегодня есть лишь крошечная церквушка в 15-м округе, расположенная в жилом доме. После того как проект получил благословление Саркози, оставалось выбрать место, соответствующее масштабам замысла. И вновь все сложились для России крайне удачно: в 2009 году Франция выставила на продажу завидный земельный участок площадью 4200 кв. м в престижном 7-м округе на набережной Бранли, в двух шагах от Эйфелевой башни, где долгое время находился офис " Метео Франс " . Россия подала заявку одной из первых, помимо нее на землю претендовали Канада и Саудовская Аравия. Критерии отбора оказались предельно просты: побеждает тот, кто предложит наибольшую сумму. Канада тут же почувствовала себя лишней, и в схватке двух нефтяных тяжеловесов победила Россия. По приблизительным оценкам, российские власти заплатили €60 млн. В 2010 году управление делами президента РФ, которое является заказчиком проекта, объявило международный архитектурный конкурс на строительство православного храма и нескольких зданий культурно-духовного назначения. Конкурс проходил в два этапа, и в марте 2011-го международное жюри, в состав которого входили как российские представители церкви, чиновники и архитекторы, так и французские, объявили победителем совместный проект испанца Мануэля Нуньес – Яновского и московской мастерской Arch Group (архитекторы Алексей Горяинов и Михаил Крымов). На макете крупным планом был представлен пятиглавый традиционный православный храм, над которым располагается волнистая стеклянная крыша-покров. Рядом помещаются семинария и библиотека, вся территория утопает в зелени внушительного сада. Проект показали в перспективе Эйфелевой башни: золотые купола с крестами, возвышающимися на 27 м, подсвечиваются в ночи золотом, а рядом башня мерцает серебряными огнями. Все это выглядело не по-православному эффектно.

http://religare.ru/2_93163_1_21.html

     «…Обратить внимание на значение книги для каждого из нас, вспомнить свою первую любимую книгу, которая когда-то распахнула перед нами новый мир знаний, открыла тайны духовной жизни, приобщила нас к великой русской культуре, познакомила с миром прекрасного», — таким видит предназначение Дня православной книги председатель Издательского совета Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. В чем его смысл? В напоминании важности книги для жизни как отдельного человека, так и народа, его культуры, с разрушением которой исчезает и сам народ. Но что такое православная книга? Исходя из сказанного – это книга, ставшая в свое время для тебя откровением. Думается, такое случается не часто – книга зачастую может заинтересовать, но чтобы открыть тайны духовной жизни? Произойти это может лишь в том случае, когда книга несет в себе особый духовный заряд и является местом встречи человека и Того, Кто открывает ему Себя через книгу. В XX веке, при советской власти, в тех условиях, когда за чтение Евангелия о ту пору вообще можно было отправиться на нары или в психушку, такой книгой становилась нередко русская классика. Все, что официально диктовалось, рекомендовалось, в мое время было не в особой чести. Но, как ни странно, книгой, ставшей в свое время для меня полным откровением, стал роман, знакомство с которым предписывалось советской школьной программой по литературе — «Преступление и наказание». Роман Федора Михайловича Достоевского действительно открыл во мне нечто, о чем я и не догадывался, приобщив не только к великой русской культуре, о чем я тогда и не думал, но и к чему-то большему, имени чего не знал и не мог знать. То, что имя этому – христианство, а конкретнее – православие, стало понятно много позднее. Чем отличались те последние советские годы от всех последующих, так это тягой к книге. И книга была тем важней, чем больше расходилась с идеологическими установками, линией партии. Все официальное, все, кроме самиздата, – независимо от художественных достоинств, все, что публиковалось и имело шанс быть опубликованным, воспринималось с некоторой прохладцей – не было хлебом насущным, глотком ворованного воздуха как называл такую насущную литературу Мандельштам, деливший написанное на литературу разрешенную и написанную без разрешения: первая – мразь, вторая – ворованный воздух. Вот к этому ворованному воздуху и рвалось мое поколение, задыхаясь от сходящей на нет, уже разложившейся изнутри советчины.

http://pravoslavie.ru/91545.html

  разделы   рассылка  распечатать Выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя – воспитания и просвещения российской молодежи – за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как " Духовно-нравственная культура " . Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов ( " История православной культуры земли Смоленской " , " История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики " , " Духовное краеведение Подмосковья " , " Православие и казачество " (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий. Для того, чтобы поддержать и поощрить авторов лучших таких программ, министерство совместно с Русской Православной Церковью проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии " За нравственный подвиг учителя " . Одним из сопредседателей оргкомитета этого конкурса является митрополит Калужский и Боровский Климент. В этом году в конкурсе приняли участие сотни педагогов по всей стране, и мы имеем возможность чествовать лучших в этом зале.

http://religare.ru/2_62429.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010