Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру 30.06.2022 19:55:25 Впервые в истории Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид совершил Литургию на континенте — это произошло 25 июня 2022 года в Каире. После своей поездки в Египет 24-28 июня глава Патриаршего экзархата Африки рассказал ТАСС о некоторых итогах визита, поделился своим мнением по поводу жестоких гонений на христиан в Африке, масштабных санкций Запада против России, попыток «отменить» русскую культуру и решений Собора Украинской Православной Церкви о ее «полной независимости». — Владыка Леонид, каковы итоги вашей поездки в Египет — насколько плодотворным получился визит, удалось ли достичь каких-то договоренностей? И может быть, что-то осталось за кадром, о чем не узнали и что не передали журналисты? — За кадром всегда остаются многие вопросы, которые скрыты от глаз читателя, зрителя, по одной простой причине, что есть ряд договоренностей, которые требуют доработок, дополнительных состыковок, каких-то шлифовок и, в конце концов, утверждения Священноначалия. Работа экзарха — максимально отработать на всех направлениях, по фактам, доложить это Патриарху, и он уже будет принимать решение. Касательно итогов поездки — удалось достичь, на мой взгляд, многого. Это и выделение Коптской Церковью подворья для нужд Африканского экзархата Русской Православной Церкви, и понимание дальнейших шагов для получения регистрации Северо-Африканской епархии Африканского экзархата. Это и наброски по дальнейшему треку — строительству административно-духовного центра Русской Православной Церкви в Новом Каире, и многое другое. Мною была совершена первая Литургия в качестве экзарха на территории Африканского континента — в прекрасном храме, освященном в честь великого подвижника благочестия великомученика Мины. И если свои административно-политические визиты в статусе экзарха я начал с Республики Уганды, то духовное и литургическое присутствие я начинаю именно с Каира, совершив здесь первую Божественную литургию. Это исторический момент для Русской Православной Церкви.

http://radonezh.ru/2022/06/30/mitropolit...

Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года. Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года в рамках одноименной выставки-форума. Фестиваль задуман как синтетическое публицистически-художественное действо, цель которого объединить (не смешивая друг с другом) столь несхожие жанры, как духовный стих, знаменный распев, классические мелодии, религиозную балладу и рок-проповедь. Традиции отечественной культуры при этом обогащаются новым содержанием, приобретают качественно иную историческую глубину, духовную перспективу… Организация в Москве такого представительного музыкального фестиваля актуальна и востребована временем. Центром фестиваля может стать современная религиозно-ориентированная музыка. Фестиваль станет фестивалем музыкальных премьер значительных современных произведений, что послужит углублению тенденций возрождения духовности и нравственности в современной России. Будет исполнен ряд духовных произведений близких нам по времени композиторов: Георгия Свиридова, Арво Пярта, Владимира Мартынова, Антона Вискова, Александра Недуева, Владимира Довганя, Александра Бринкена, Василия Ларина, Митрополита Серафима Чичагова, Архиепископа Ионафана Елецких, Епископа Илариона Алфеева, протоиерея Николая Ведерникова. Подобного музыкального фестиваля в современной России еще не проходило.. 28 мая (воскресенье) ОТКРЫТИЕ Большой зал консерватории. 1отделение. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи Дирижер Алексей Пузаков. Павел Чесноков «С нами Бог» Архиепископ Ионафан (Елецких) «Чертог Твой» Протоиерей Николай Ведерников «Концерт для хора» Антон Висков «Песнопения Великой вечерни» Солист Даниил Штода 2 отделение. Хор Мариинского театра п/у Андрея Петренко. Александр Кастальский «Братское поминовение»

http://pravmir.ru/muzykalnyj-festival-v-...

Н.А. Ложкина Степень научной разработанности проблемы Основание современных культурологических исследований в области русско-византийских связей и роли православных монастырей как историко-культурных центров было заложено в трудах отечественных историков В. О. Ключевского , Н. И. Костомарова , С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева , М. П. Тихомирова , Е. Ф. Шмурло, К. В. Хвостовой. Значительный фактологический материал по данной проблеме обнаруживается и в работах историков церкви – епископа Макария (Булгакова) , Е. Е. Голубинского , П. С. Казанского , С. Г. Рункевича , И. К. Смолича . Большой вклад в разработку источниковедческого аспекта проблемы и теоретических вопросов синтеза византийской и древнерусской культурных традиций внесли труды С. Н. Азбелева, Ф. И. Буслаева , М. В. Левченко, А. X. Востокова, А. В. Горского, Н. П. Кондакова , Д. С. Лихачева, Г. П. Федотова , П. А. Флоренского, А. С. Уварова, Б. А. Успенского , Л. А. Успенского , В. А. Щученко, Е. Я. Осташенко. Значимый вклад в изучение истории монастырей внес Институт российской истории РАН. Результатом исследования стал коллективный труд «Монашество и монастыри в России. XI–XX века. Исторические очерки» (М.: Наука, 2002). Основная задача, которую ставили перед собой авторы, – показать целостную картину истории монашества и монастырей, их историческую эволюцию. Коллективный труд «Русское православие: вехи истории» (М., 1989) сыграл большую роль в изменении подхода к истории Русской Православной церкви. В последние годы отечественные культурологи поставили ряд конкретных задач в области изучения культурно-исторической роли монастырей и проблем взаимодействия светской и церковной культурных традиций. Это нашло свое отражение в сборниках статей «Монастыри – культурные центры Отечества» (1997), «Православие в русской культуре» (1998), в монографиях Г. В. Скотниковой «Византийская традиция и русская культура» (2001), «Византийская традиция в русском самосознании» (2002). Эта проблематика обсуждалась на научных конференциях различного уровня: на ежегодной международной конференции «Православие и русская культура» в Институте русской литературы (Пушкинский дом); на симпозиуме «Оптина пустынь: монастырь и русская культура» в Риме (1990); на Московской международной конференции «Монастыри – духовные и культурные центры России» (1996); на VII Российской научной конференции «Макарьевские чтения» (1998); в ряде конференций регионального статуса – на международной конференции «Человек верующий в культуре Древней Руси» в Санкт-Петербурге (СПбГУ, 2005),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На международной конференции, посвященной 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю, обсуждались проблемы современного паломничества Москва, 29 марта 2007 г. Международная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог»: хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007)» открылась 29 марта в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Форум проходит в рамках программы мероприятий, посвященных 900-летию древнейшего из дошедших до нас русских описаний паломничеств во Святую Землю, одного из ярчайших произведений древнерусской литературы - «Хожения Даниила, Русской земли игумена». Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл зачитал приветствие Патриарха Алексия II к участникам конференции. В послании говорится о значении древнего литературного памятника не только для истории и культуры, но и для современных паломников, которые «вслед за игуменом Даниилом и многими поколениями православных богомольцев имеют возможность своими глазами зреть святыни Палестины». «Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого огня, чтобы принести его на Русь», - начал свой доклад митрополит Кирилл. Он отметил, что «Хождение» Даниила, к которому обращались на протяжении веков, стало не только «образцом для всей последующей паломнической литературы», но и своеобразным «путеводителем - не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры». Время игумена Даниила - рубеж XI-XII веков - это время крестовых походов, когда Европа в лице крестоносцев впервые соприкоснулась со Святой Землей, продолжил докладчик. В отличие от рыцарей, русские паломники «никогда не облачались в военные доспехи, отправляясь в Святую Землю как странники». Русско-палестинские связи оказали влияние не только на духовную жизнь Руси, но и влияли на «государственную, державную инициативу», отметил глава ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/21574.html

Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций Спасо-Андроников монастырь Выставочный зал настоятельских палат Андроникова монастыря собрал представителей всех согласий христианской старообрядческой Церкви - от поповцев до федосеевцев, от иерархов РПСЦ до простых прихожан, а так же коллекционеров, исследователей в области древностей. В музее древнерусской культуры Андрея Рублева открылась выставка «Следуя отеческим преданиям», в которую вошли памятники православной культуры XIV-XX вв, сохраненные и созданные старообрядцами. ИСТОРИЯ В 11 ЛЕТ Богоматерь Одигитрия. XV в. Фессалоники Но прежде чем пригласить зрителей в залы музея, кураторы и организаторы выставки вспоминали, с каким трудом и любовью собирались материалы. И настойчиво обращались к новоизбранному митрополиту РПСЦ Корнилию с просьбой допустить музейщиков до церковных коллекций Рогожского кладбища и старообрядческих моленных. Увещевали потомков известного коллекционера Солдатенкова хоть на самый короткий срок предоставить музею Андрея Рублева собрание предка. Еще пели. В унисон знаменным распевом пели студенты старообрядческого духовного училища метрополии Рогожского кладбища. И трио - многоголосно представители федосеевской общины Преображенского кладбища. Это формальное для музейщиков противопоставление двух течений старообрядчества отчасти поддерживалось и музейными экспонатами. Так старинные гравюры с изображениями Рогожского и Преображенского кладбищ весели строго друг напротив друга. Но в деле собирания, сохранения и, наконец, представления на суд зрителей памятников православной культуры, равны и федосеевцы, и поповцы. Возможно поэтому подписи к гравюрам были перепутаны. Впрочем, возмущение хранителей древлего благочестия было не долгим. Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, - писал Муратов, - явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.

http://pravoslavie.ru/399.html

О. Ю. Тарасов Глава 3. Икона и народная культура Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе ее непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт. П. Флоренский . Иконостас. М., 1 994, с. 71 Коллективная религиозная практика во все времена требовала формирования соответствующей системы понимания и коммуникации. Выше мы постарались показать проявление этой зависимости не только в области норм благочестия, но и в области той сферы, которая эти нормы обслуживала. И благочестие и иконное дело оказались привязаны к исторически строго отобранным знакам, к определенному типу православной лексики. Теперь мы постараемся показать, как в Новое время коммуникативная функция религиозного искусства испытывала серьезное усложнение опытом культуры. Если субъективный религиозный опыт обнаружил тенденцию к отграничению и индивидуализации, то культура в это же время обнаружила прямо противоположную тенденцию стремление к единству и тяготение к пониманию себя в качестве целого. О том, как эти тенденции все же соприкасались, нам может рассказать художественный язык иконы, анализ формообразования которого мы проведем, сделав тезисно предварительные замечания. Существование в императорской России множества разных типов икон говорит не только о сложности русского религиозного опыта, но также о развитии в эту эпоху искусства иконы преимущественно на уровне низовой народно-ремесленной культуры. Начиная со второй половины XVI в. установка официальной православной и католической церкви на укрепление народной религиозности совпала с выделением и расширением сферы массового религиозного искусства. Некогда целостная религиозная художественная культура постепенно начинает расслаиваться на официальную и массовую низовую сферы. Общие процессы обмирщения, усиление народного начала в социально-политической и культурной жизни общества, борьба за «среднего религиозного человека» (Л.П. Карсавин) – все это создавало идейную подоснову для оживления и расцвета низовых форм религиозного искусства как на католическом Западе, так и на православном Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Образ Иисуса Христа в православной традиции 383 Неразделенная и неразделимая самотождественность Лица Одного и Того же Господа и Учителя всех христианских Церквей и вероисповеданий, каждый раз сохраняемая в акте искренней преданности Христу любой человеческой личности и являющаяся последним и самым дефинитивным критерием чего бы то ни было «христианского», весит в конечном итоге неизмеримо больше, чем все различия культур, в том числе религиозных. «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» ( 1Тим. 2:5 ): Посредник и Средоточие, центр всех христианских «вселенных». Модальности переживания этого общего Средоточия, разумеется, весьма существенно определяются вероучительной традицией и не могут не зависеть в своих нюансах также от этнокультурных и характерологических предпосылок. Однако если бы личность Христа, составляющая средоточие учения и мистического переживания в далеко отстоящих друг от друга христианских общинах, не была тождественна Себе, если бы образ Христа был всего-навсего «имманентен» цивилизациям, – тогда было бы невозможно, чтобы христиане различных культур и вероисповеданий узнавали свой собственный сокровеннейший опыт в опыте других разделенных братьев и сестер. Однако это узнавание исторически засвидетельствовано для различных времен; возможность пережить его не изобретена нашим «экуменическим» веком. Даже в пору ожесточенных конфликтов вавилонское смешение языков культур далеко не всегда получало последнее слово. Тот самый преподобный Никодим Святогорец , грек и афонский монах, который на все времена заслужил благодарность православных во всем мире своими трудами по собиранию корпуса «Добротолюбия», этой авторитетнейшей антологии православной аскетики, занимался также тем, что переводил и отчасти перерабатывал мистический труд итальянского театинца XVI века Лоренцо Скупполи под заглавием «Lotta invisibile» («Невидимая брань»); через преподобного Никодима труд этот дошел и до русских верующих. Не иначе обстояло дело со многими наставниками русской духовности: у многоученого святителя и подвижника св. Димитрия Ростовского (1651–1709) мы встречаем переработку католической молитвы «Anima Christ!», обретающей у него православный неспешный ритм и темп, но сохраняющей все смысловые моменты; величайший христолог послепетровской России св. Тихон Задонский (1724–1783), оказавший, между прочим, сильное воздействие на православную мысль Достоевского, нисколько не скрывал своего живого интереса к сочинениям лютеранского теолога Иоганна Арндта…

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Объекты религиозного назначения должны принадлежать религиозным организациями» — Владимир Путин 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации 7 января, 2010 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации Патриархия.ru 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации. В.В. Путин: Ваше Святейшество, мы встречаемся для обсуждения рабочих вопросов и по большей части, конечно, мирских. Но встреча наша проходит в преддверии очень светлого религиозного праздника — Рождества Христова. И позвольте мне в начале нашей беседы поздравить Вас с этим светлым праздником, пожелать Вам доброго здоровья и успехов в Вашем подвижническом служении. Церковь очень много делает для воспитания наших граждан в духе патриотизма, любви к Отечеству, прививает всем нам любовь к нашим духовным ценностям, нашей истории.

http://pravmir.ru/obekty-religioznogo-na...

Освящение и торжественное открытие памятной доски в честь 300-летия Российской Империи прошло по инициативе вице-президента Рязанского землячества, депутата Касимовской городской думы, члена Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, атамана Валерия Васильевича Камшилова и главного редактора «Русской народной линии», председателя «Русского Собрания» Анатолия Дмитриевича Степанова. В мероприятии приняли участие известный русские политики, деятели культуры и общественники. Среди них: знаменитый путешественник и телеведущий, вице-президент Рязанского землячества Николай Николаевич Дроздов, выдающийся актёр и исполнитель, народный артист России Александр Яковлевич Михайлов, знаменитый путешественник, пилот-воздухоплаватель Валентин Алексеевич Ефремов, известный политик, председатель Российского общенародного союза Сергей Николаевич Бабурин, выдающийся православный меценат Сергей Павлович Козубенко, исполнительный директор фонда «Русский мир» Дмитрий Алексеевич Сагал, генеральный директор Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Владимирович Бочкарёв и другие. Своими впечатлениями о торжественном мероприятии поделился в интервью «Русской народной линии» его инициатор – Валерий Васильевич Камшилов: Торжественное мероприятие прошло под Русским державным флагом и знаменем «Всевеликого Войска Донского». Как мы знаем, учреждение Российской Империи состоялось в день праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1721 года. В этом году 4 ноября, в самый день праздника, в России от Дальнего Востока до Приднестровья, казаки торжественно отметили 300-летний юбилей великой Империи . Памятная доска была изготовлена в Касимове, где Пётр Великий бывал два раза. Мы надеемся, что после Москвы удастся эти доски нам установить в памятных местах в Санкт-Петербурге и в Касимове. В своём слове на торжественном открытии я напомнил, что на комплексе зданий у отца Феодора Конюхова устанавливается уже пятая памятная доска. Одна из первых досок была установлена в честь столетия со дня рождения чтимого мною архимандрита Кирилла (Павлова), духовника трёх Патриархов, связанного с Касимовым.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/19/ro...

Петербуржцы - победители конкурса " Православная инициатива 2018/2019 " марта 2019 Победителями стали 255 проектов, представленных в четырех конкурсных направлениях: " Образование и воспитание " , " Культура " , " Социальное служение " , " Информационная деятельность " . Грантовый фонд конкурса составил 115 млн рублей. Всего на конкурс поступило 1250 заявок из 77 регионов России, 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Проекты-победители в рамках направлений распределились следующим образом:  " Образование и воспитание " - 74;  " Социальное служение " - 87 (из них - 12 " Приюты для беременных " );  " Культура " - 75;  " Информационная деятельность " - 19. В числе победителей - девять проектов из Санкт-Петербургской епархии , один из Выборгской , три из Гатчинской . Победители от Санкт-Петербургской епархии В номинации " Образование " - " С верой и разумом: инновационные технологии в преподавании " Основ духовно-нравственной культуры народов России " . Заявитель - БФ " Отечество. Культура. Образование " . Проект направлен на внедрение нового для 5-го  класса светских образовательных организаций курса " Основы духовно-нравственной культуры народов России " с использованием инновационных технологий, а именно через создание и применение интерактивного учебно-методического комплекса " Основы духовно-нравственной культуры народов России " , включающего программу, поурочное планирование, учебное пособие с qr-koдaмu, запрограммированными на ссылки с видео-роликами по темам учебного пособия, которые будут проводить воспитанники СПбДА , рабочую тетрадь для обучаемых. В номинации " Социальное служение " выиграли шесть проектов.  " Дом трудолюбия в Вехно " . Заявитель - БФ " Православная детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого " . Проект направлен на социализацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Предусматривает организацию мастерских и проведение духовных и профориентационных занятий. Опыт показал, что у проживающих в приемных семьях детей-инвалидов, как и у детей из сиротских учреждений, плохо развиты трудовые и хозяйственно-бытовые навыки. По благословению духовника Детской миссии протоиерея Иоанна Миронова родился проект " Дом трудолюбия в Вехно " , проживая в котором, дети могут учиться, трудиться, молиться и приобретать навыки самостоятельной жизни. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010