Закрыть itemscope itemtype="" > Память России Фестиваль духовности и культуры 20.09.2007 291 Время на чтение 6 минут Прошел Второй Всероссийский фестиваль духовности и культуры " Бородинская осень " . В многочисленных мероприятиях праздника приняли участие писатели, артисты, кинорежиссёры, художники из Москвы и других городов России и СНГ. Программа этих двух дней была очень насыщенной. Состоялось освящение закладного камня на месте строительства памятника святым Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну и преподобному Ферапонту Можайскому на комплексе " Святого колодца преподобного Ферапонта Можайского " в деревне Исавицы. Молебен отслужил игумен Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря отец Мефодий. Поздравляя участников церемонии, благочинный Можайского благочиния игумен Даниил, сказал: " Мы живём в трудное, но значимое время. Нам выпала задача восстановления нашей России, оно должно начинаться с молитвы, с веры в Бога " . Состоялось также открытие выставки " Наследие русских художников " в галерее ЗАО " Бородино " и книжной выставки " Поле русской славы " из собрания РГБ, круглый стол " 1812 год. Слово и образ " в пресс-центре Государственно-исторического музея-заповедника " Бородино " , представление книг и альбомов академика архитектуры Геннадия Мокеева и фотохудожника Александра Бояра, выпущенных Оргкомитетом к Фестивалю и главная фестивальная киноакция - демонстрация лучших документальных фильмов Всероссийского киноклуба " Небесный град и земное Отечество " из программ Всероссийского фестиваля видеожурналистики и документального кино " Видеоархив - Память России " . Кроме того, участники и гости праздника посетили Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь и часовню матушки Рахили, Спасо-Бородинский монастырь и церковь Спаса Нерукотворного, построенную на месте гибели генерала А. А. Тучкова его вдовой М.М. Тучковой (основательницей монастыря), а также памятные места, связанные с Бородинским сражением. Открытие форума состоялось в Районном доме культуры г. Можайска. На открытии выступили председатель Правления СП России, заместитель Председателя ВРНС В.Н. Ганичев, заместитель председателя Совета Федерации А.Н.Торшин и помощник Полномочного Представителя Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко А. И. Макаров, а также Народный артист России, председатель жюри кинофестиваля " Небесный град и земное Отечество " М.И. Ножкин, президент Можайской торгово-промышленной палаты В.А. Лапкин и другие. Прозвучали песни в исполнении М.И. Ножкина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

М.В.Бахтин, П.Б.Клевцов Об авторах Бахтин Максим Вячеславович Бахтин Максим Вячеславович кандидат философских наук декан факультета духовной культуры Московского гуманитарного института повышения квалификации и переподготовки кадров. доцент кафедры социальной антропологии Российского государственного социального университета. М.В. Бахтин родился в 1974 году в г. Пензе. Окончил исторический факультет Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (1996 г.), аспирантуру кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) (2001 г.), Московскую духовную семинарию (2005 г.) С 1996 г. преподает историю философии, философскую антропологию, социальную антропологию, этику, религиоведение, историю русской религиозной философии. Клевцов Павел Борисович Клевцов П.Б. родился в 1976 г. в Санкт-Петербурге В 1998 г. окончил исторический факультет, а в 2002 г. – аспирантуру кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Кандидат философских наук. С 2002 года преподает философию в Санкт-Петербургском государственном университете культуры. Введение 1. Религиозная потребность человека и современный мир Вот как западный философ-экзистенциалист Альбер Камю описывает типичную духовную ситуацию современного человека: «Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед; трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос «зачем? " » (Камю А. Миф и о Сизифе; Бунтарь. – Минск: «Попурри», 2000 – 544 с. С.25–26). Вопрос «зачем?», вопрос о смысле жизни оказывается в центре духовной жизни человека, когда бы он ни жил в XXI веке или в XXI веке до Рождества Христова. От этого вопроса можно убежать, наполнив свою жизнь более или менее содержательной суетой удовольствиями, карьерой, властью, женщинами, наукой и т.д. Но можно встать к нему лицом, признать его наличие и даже ответить на него. Религия и есть такой ответ. Этот ответ подразумевает выход за пределы обыденного, обычного, универсального опыта. Религия появляется там, где человек верит в «невозможное», в то, что окружающие считают «полным бредом», в то, во что большая часть человечества со своим «здравым смыслом» не верит и, возможно, не поверит никогда. Однако именно вера и только вера дает полный ответ на духовную потребность человека в обретении смысла жизни, истинной жизни. Христос говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». И эта правда Сам Бог . Бог есть Правда, Истина, а мир и человек – в силу своей греховности (хотя и неизначальной) есть «неправда» («Не надейтесь на князи, на сыны человеческия в них же нет спасения»). И человеку вполне естественно стремиться из неправды к Правде, из неистинной лживой жизни к истинной, настоящей. Отличие религии от науки, философии и массовой культуры

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

О духовности говорят часто и много, но имеют в виду народные традиции, соответствующее времени понимание культуры, искусства, эстетический уровень развития и т. д. Но слово «духовность» исходит от слова «дух», чем подчеркивается духовная природа человека. Если не учитывать этого, то физически здоровый человек может иметь серьезные нарушения в духовно – нравственной сфере. Человек наделен бессмертной душой, разумом, волей и способностью к творчеству. Естественно, что ребенок имеет потребность в гармоничном развитии всех своих начал. К сожалению, часто в школе идет однобокое воздействие педагогов на учащихся с целью придания задуманных или придуманных качеств. Но формировать личность учащегося в одиночку невозможно. История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. Как правило, это традиционная этническая культура и вера. А на Руси культура и вера – православные. Сегодня, как никогда, актуальной является проблема гражданского, патриотического воспитания. Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей и культурой своего родного края.  Но история и культура неотделимы от духовного наследия народа. В Калужской области до революции было множество монастырей и храмов: Оптина пустынь, Шамордино, Боровский монастырь… Список можно продолжить. Каждый из этих духовных центров имел свое уникальное значение, причем не только для области, но и для России. Сейчас идет возрождение этих монастырей. И возводятся не только стены — возрождается духовная жизнь. Именно здесь открывались первые воскресные школы, накапливался уникальный опыт преподавания курса «Основы православной культуры». К сожалению, Сухиничский район, как и многие другие районы области, не имеет подобных монастырей. Для значительной части населения вопросы религии и духовной жизни малоизвестны, но мы невольно с ними сталкиваемся: православные праздники, обряды, предметы быта… Поэтому уроки православной культуры достаточно актуальны как для изучения нашей богатой истории, так и по причине потребности в таких знаниях у детей и взрослых.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Любить, а не искать любви Что такое истинная православная культура семейной жизни? Как отличить зерна евангельского понимания любви и брака от плевел законничества или, напротив, безответственности? Как в нашей современной жизни исполнить заповеди Господа о благодатном и неразрушимом супружестве? То, что Православие отвечает (и не только в данной книге) на эти вопросы, показывает: православная культура — не мертвые традиции старины глубокой, она не только сама жива и развивается, но и наполняет жизнью общество, во многом забывшее свои духовные основы. Протоиерей Игорь Гагарин   ЛЮБИТЬ, А НЕ ИСКАТЬ ЛЮБВИ   Беседы о семье и браке     Вступительное слово Исток и живительная сила русской культуры заключены в Православии. Православный мир велик, но для православных людей он должен начинаться с семьи. Всеми силами нам, давно пришедшим в Православие и недавно вернувшимся в дом Отчий — Православную Церковь, необходимо учить наших детей и внуков с грудного возраста ощущать Божию Любовь в молитве и Причащении. Должно быть нормой, если мы хотим сохраниться как народ и великая страна, чтобы вместе с материнской улыбкой и лаской человек учился слышать и понимать истины Божественного Откровения. К сожалению, далеко не всегда в семьях внешние формы православной жизни являются проявлением действительно православного духа. С другой стороны, бывает, что традиции, именуемые православными, на самом деле к Христовой вере никакого отношения не имеют. Этим проблемам и посвящена книга протоиерея Игоря Гагарина. Что такое истинная православная культура семейной жизни? Как здесь отличить зерна евангельского понимания любви и брака от плевел законничества или, напротив, безответственности? Как в нашей современной жизни исполнить заповеди Господа о благодатном и неразрушимом супружестве? То, что Православие отвечает (и не только в данной книге) на эти вопросы, показывает: православная культура — не мертвые традиции старины глубокой, она не только сама жива и развивается, но и наполняет жизнью общество, во многом забывшее свои духовные основы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Феликс Разумовский: Храм, окруженный помойкой, – это духовно тяжелое зрелище 16 мин., 09.09.2019 «Выходя сегодня из храма, мы попадаем в радикально другой мир. Там нет общей для всех правды. И нет вещей, над которыми нельзя было бы посмеяться», — считает Феликс Разумовский, историк, ведущий телепрограммы «Кто мы?». Но как возник этот разрыв двух миров? Неужели Церковь проиграла ироничной цивилизации мнимостей, и верующим остается только укрываться от нее, не пытаясь ничего изменить? Об этом наш разговор с Феликсом Вельевичем. «Довели утопию до логического конца» — Вы часто повторяете, что культура иерархична, и жалеете, что эта иерархия разрушается. Что Вы имеете в виду? — Еще совсем недавно люди находились внутри устоявшейся обиходной культуры. Тут принято говорить об обычаях, традициях, нравах, то есть о чем-то привычном, само собой разумеющемся. Это не призывы и декларации, это сама жизнь. Русская обиходная культура некогда оформляла жизнь человека во всех ее проявлениях. В том числе — характер общения людей. Внутри семьи, в обществе, с представителями власти… Каждый конкретный случай предполагал свой, особый тип поведения. Приглядевшись и поразмыслив, мы увидим в этом особый порядок, некую иерархию. Обиходная культура, сложившаяся на основе христианских ценностей, была насквозь иерархичной. В самом деле, в храме, на вузовской кафедре или, допустим, на своей кухне мы ведем себя по-разному. Поведение в храме — самое строгое, там мы не станем оживленно разговаривать и смеяться. А где-то в другом месте мы можем и повеселиться. Другое дело, когда в жизни возникает своего рода культ развлечения, нескончаемой смены впечатлений и всепоглощающего драйва,— тогда мы имеем дело с кризисной ситуацией, с разрушением иерархии. И с потерей обиходной культуры. — Почему это так беспокоит Вас сегодня? — Обычная повседневная жизнь превращается в трудноразрешимую проблему. Христианин не может не чувствовать этого — разрушительного противостояния веры и того, что можно назвать нормой современной жизни.

http://foma.ru/feliks-razumovskij-hram-o...

20 лет Свято-Тихоновскому Университету (+ ФОТО) Культура должна быть духовной, а духовность культурной — эти слова ректора МГУ В. Садовничьего, сказанные в поздравительной речи сотрудникам ПСТГУ, наверно, можно назвать одним из принципов Университета. 19 ноября, 2012 Культура должна быть духовной, а духовность культурной — эти слова ректора МГУ В. Садовничьего, сказанные в поздравительной речи сотрудникам ПСТГУ, наверно, можно назвать одним из принципов Университета. 18 ноября 2012 года прошли торжества в честь ХХ-ти летнего юбилея Свято-Тихоновского университета. «Культура должна быть духовной, а духовность культурной» — эти слова ректора МГУ В. Садовничьего, сказанные в поздравительной речи сотрудникам ПСТГУ, наверно, можно назвать одним из принципов Университета. Торжества крупнейшего духовного высшего учебного заведения возглавил Патриарх Кирилл. Во время Актового дня состоялось подписание документов, согласно которым Святейший Патриарх возглавил Попечительский совет ПСТГУ. Многочисленные гости, среди которых были епископы и священники, чиновники и бизнесмены, говорили о том, что руководство университета совершило настоящий подвиг, преодолев огромное количество трудностей, возникавших при создании вуза: идеологических, организационных, финансовых. Патриаршее богослужение в память святого Патриарха Тихона Божественную литургию в день празднования избрания на патриарший престол Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году в Храме  Христа Спасителя возглавил Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.ру   Христиане и тихоновцы Иерей Александр Мазырин, заместитель заведующего Научно — Исследовательского отдела Истории РПЦ ПСТГУ, в проповеди напомнил, что первых учеников Христа их враги, желая оскорбить, называли христианами, но это слово стало самоназванием последователей воплотившегося Богочеловека. Так и коммунисты, клеветавшие на святого Патриарха Тихона, его сторонников обозвали оскорбительной, как им казалось, кличкой «тихоновцы». Но православные христиане ХХ века с любовью приняли это название, сохранили веру и передали ее нам.

http://pravmir.ru/20-let-svyato-tixonovs...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл выступил на III Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе России 22 января 2015 г. 17:23 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. В фойе здания Госдумы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Святейший Патриарх Кирилл и С.Е. Нарышкин прошли в Гербовый зал, где состоялось подписание  протокола о сотрудничестве  между ассоциацией «Российское историческое общество» и  Патриаршим советом по культуре . Глава Госдумы, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин и председатель Патриаршего совета по культуре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставили подписи под документом. Российское историческое общество и Патриарший совет по культуре будут развивать сотрудничество в целях объединения усилий для повышения образовательного и культурного уровня россиян, укрепления духовно-нравственных основ общества, широкого распространения исторических знания, сохранения исторического наследия и памятников культуры. После подписания документа С.Е. Нарышкин обратился к Святейшему Патриарху и ко всем присутствующим на церемонии: «Ваше Святейшество, уважаемые коллеги и друзья! Российское историческое общество нацелено на сохранение и защиту исторической памяти нашего народа. С начала своей деятельности в 2012 году оно плодотворно взаимодействует с Русской Православной Церковью, где всегда находит поддержку своим инициативам и проектам. Я хотел бы особо отметить взаимодействие с Патриаршим советом по культуре в деле подготовки проектов, посвященных 400-летию избрания на царство Михаила Романова, столетию Первой мировой войны, 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3962042.ht...

В Самарской семинарии прошел Совет ректоров ВУЗов области Самара, 24 февраля 2006 г . Главная тема разговора – место православной культуры в образовательной системе и организация духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, сообщает пресс-служба Самарской епархии. Обсудить с коллегами эти вопросы в Самару из Москвы приехали профессор Российского Православного Университета им. Иоанна Богослова Виктор Тростников и профессор Московской Духовной академии, кандидат философских наук, кандидат богословия диакон Андрей Кураев. В работе Совета участвовала Министр культуры и молодежной политики Самарской области Ольга Рыбакова и депутат Губернской думы Дмитрий Сивиркин. В приветственном слове к участникам Совета архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отметил, что в среде самарских ученых и педагогов высшей школы существует полное понимание и приятие того исторического факта, что образование и наука всегда развивались в тесной связи с Русской Православной Церковью и богословской мыслью. Сегодня предстоит найти новые механизмы взаимодействия Церкви и науки с тем, чтобы противостоять распаду государства и вымиранию нации. В своих выступлениях профессор В.Н.Тростников, диакон Андрей Кураев, заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Духовной семинарии игумен Георгий (Шестун), ректор Тольяттинской православной гимназии протоиерей Димитрий Лескин, проректор СИПКРО Елена Бельчикова, первый проректор СамПДС игумен Вениамин (Лабутин) всесторонне проанализировали проблемы духовного развития молодежи. Отмечалось, в частности, что юноши и девушки в силу своих возрастных особенностей, более других оказались подверженными пропаганде экзотических культов и объединений. Серьезной для них является и проблема компьютерных игр – этого своего рода психотропное средство воздействия на подсознание человека. Исследования, проводимые в Самаре, Москве и Перми показали, что современная молодежь увлекается различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе мистикой, различными сектантскими взглядами. Так, 55 процентов опрошенных верят в приметы, 52 процента – в НЛО, 35,3 процента – в переселение душ. Старшеклассники и студенты младших курсов вузов поразительно беспомощны в знании истории своего Отечества, культуры России, духовных истоков становления и развития родного государства.

http://pravoslavie.ru/16399.html

Епископ Корсунский Нестор: Православная Европа между прошлым и будущим Особенности культурной, экономической и политической жизни в Западной Европе формируют в Корсунской епархии значительно иной, чем в России, контекст для развития приходской жизни и миссионерского служения. 6 сентября, 2011 Особенности культурной, экономической и политической жизни в Западной Европе формируют в Корсунской епархии значительно иной, чем в России, контекст для развития приходской жизни и миссионерского служения. Корсунская епархия объединяет приходы на территории ряда стран Западной Европы: Франции, Швейцарии, Испании и Португалии. В настоящее время епископ Корсунский управляет также приходами Русской Православной Церкви в Италии. Особенности культурной, экономической и политической жизни в Западной Европе формируют здесь значительно иной, чем в России, контекст для развития приходской жизни и миссионерского служения. — Ваше Преосвященство, что представляет собой на сегодняшний день Корсунская епархия? — Сегодня в Западной Европе трудно отыскать такой город, большой или малый, в котором не было бы общины наших соотечественников (я имею в виду, разумеется, выходцев не только из России, но из всех стран канонической территории Московского Патриархата). Пастырское окормление этих общин входит в сферу ответственности нашей епархии. И несмотря на то что число наших приходов многократно возросло за последние 10–15 лет (сегодня это 33 прихода и более 20 евхаристических общин в Корсунской епархии и 49 действующих приходов в Италии), мы еще очень далеко от того уровня организации церковной жизни, который бы соответствовал реальным духовным потребностям нашей паствы. Помимо новых эмигрантов, приток которых особенно значителен в Италии, Испании и Португалии, среди наших прихожан — потомки прежней эмиграции, ведь у нас, преимущественно во Франции, есть приходы, ведущие свою историю с 20-х и 30-х годов прошлого века, а Свято-Никольский приход в Риме помнит еще Гоголя и Брюллова. Кроме того, существуют общины, в которых большинство членов является представителями местного православия, то есть православные французы, итальянцы, испанцы и т.д.

http://pravmir.ru/episkop-korsunskij-nes...

Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» 6 ноября 2018 г. 14:49 2 ноября 2018 года в конференц-зале гостиницы «Semeli» в столице Республики Кипр г. Никосии прошел второй, заключительный день работы международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи». В рамках секции «Светильники духа. Современные подвижники благочестия — хранители духа древних монашеских традиций» участники рассказали о живших в период новейшей истории Церкви старцах и старицах, благодаря которым в сложный исторический период для православных христиан Кипрской и Русской Церквей не прервалась монашеская традиция, кто стал примером для современных иноков. Координатором собрания в этот день выступила игумения Иулиания (Каледа) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. В приветственном слове матушка Иулиания сказала, что это первый опыт проведения международного монашеского форума за пределами территории Русской Православной Церкви и поблагодарила организаторов конференции, особенно митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за предоставленную возможность поделиться друг с другом опытом монашеского делания. Затем игумения Иулиания попросила митрополита Исаию сделать первый доклад. В своем выступлении «Игумен монастыря апостола Варнавы архимандрит Гавриил Сиокурос (1923-2013): святое лицо кипрского монашества» владыка Исаия отметил, что старец Гавриил был для него образцом. По мнению митрополита Исаии, старец Гавриил возобновил подвиг древних преподобных отцов, сочетавших в себе аскезу, миссионерство и дела милосердия. В последние дни своей жизни он был духовником в Киккском монастыре, где начинал свой иноческий путь глава Тамасосской митрополии, а до того как владыка принял монашеский постриг, руководил духовной жизнью его семьи. По словам владыки Исаии, старцу очень не нравилось, когда его рассматривали как замену Христу.

http://patriarchia.ru/db/text/5297566.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010