С.В. Шумило Содержание Роль Афона в истории культуры и духовности Украины. (вместо предисловия) Малоизвестный запорожский скит «Черный Выр» на Афоне: по материалам украинских архивов Статус Афонских обителей Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в. Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Ктиторство запорожских казаков на Афоне Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским «Знатный запорожец» на Афоне «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Водным путем «Из Запорожья на Афон» Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра» Сохранившиеся описания «Черного Выра» Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Сокращения   К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине   Роль Афона в истории культуры и духовности Украины 1 . (вместо предисловия) Афон c его многовековым наследием в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в период национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., и в более поздние времена, влияя при этом на самобытность национальных религиозных традиций в Украине. Особенно важным было основание и становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства в Киевской Руси. Первое известное письменное упоминание о киеворусском монашестве на Афоне относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Владимир Соколов Введение Христианство и новая религиозная эпоха В Римской империи, где и возникла христианская религия, она распространялась преимущественно среди горожан, то есть тех, кто имел больший по сравнению с сельскими жителями образовательный и интеллектуальный багаж. Сегодня мы наблюдаем ту же картину, – в деревне по воскресеньям храмы заполняют дачники, а в городских храмах вы почти не встретите рабочего. Стало быть, Православие все более и более становится достоянием тех, кто в силу своей интеллигентности тесно связан с культурной деятельностью. Сегодня и сам человек воспитывается и образовывается в культурных институтах и культурными средствами. Прежде культура всегда зиждилась на базовых ценностях культа, на основе которых выстраивалась и вся культурная жизнь. Но Церковь в течение долгого времени была отторгнута от идейного руководства этим культурным строительством – поле культуры быстро заросло сорняками. Восстановить руководящую связь Церкви с культурой возможно только через миссию Церкви по отношению к тем, кто осуществляет культурное строительство, через носителей и созидателей культуры. Семьдесят лет назад ситуация была иной, – культура была полем, на котором возрастали те, кто противоборствовал религии. В 1937 году известный русский религиозный философ Иван Ильин писал по поводу кризиса современной ему культуры: «Культура нашего времени все более обособляется от христианства; но не только от него – она вообще утрачивает религиозный дух и смысл, и дар. Она не перешла ни к какой «новой» религиозности, она не обратилась даже к поискам новой. Отделившись от христианства, она ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту» 1 . Но не прошло и двадцати лет, как тонкий наблюдатель, аналитик, знаток культуры протоиерей Георгий Флоровский подметил основную тенденцию его времени. «Главное напряжение сегодня не между «верой» и «неверием», – писал он, – а между соперничающими верами» 2 . Это было сказано пятьдесят лет назад. Время подтвердило эту мысль Флоровского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Сигурд Шмидт Скачать epub pdf 12 июля 1994 г. скоропостижно скончался архимандрит Иннокентий (в миру Анатолий Иванович Просвирнин). Кончина этого видного церковного деятеля – тяжелая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с маги­стральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам. Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 г. в Омске в трудовой семье, мальчиком начал служить в церкви алтарником. В Сибири, не знавшей унижений крепостничества, особенно долго сохранялись корневые основы нашей культуры. Там сберегали – и не только в старообрядческой среде – древние рукописи и иконы, старопечатные книги, фольклорные обычаи, необходимые и для строения новой жизни. Академик М. Н. Тихомиров был убежден в этом в начале 1960-х годов, когда предложил программу организации археографического обследования Зауралья и передал в дар Сибирскому отделению Академии наук свою бесценную коллекцию рукописей, старопечатных книг и икон – «Тихомировское собрание». Деятельность ученых последующих десятилетий – тому подтверждение. Произошло то, что характеризуют ныне как «археографическое открытие Сибири» и чему посвящена уже большая литература. Анатолий Иванович с особой теплотой, возвращаясь мыслью к Сибири, говорил о людях, преданиях, природе родного края и при получении монашеского сана в 1977 г. принял имя Иннокентия в память знаменитого апостола Америки и Сибири, сибиряка родом, умершего в 1879 г. Жизненный путь архимандрита Иннокентия – ученого и общественного деятеля – отличают редкостная духовная целеустремленность, просветительская направленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Образование, наука, духовное просвещение См. также: Церковное образование и воспитание 2629–2744). 1069. Воробьев В., прот. Перспективы высшей православной школы//РЧ, 5-е. 1997. С. 57–67. 1070. Тихон (Емельянов), архиеп. Новосибирский и Бердский. Развитие образовательной деятельности Церкви на епархиальном уровне (из опыта работы в Новосибирской епархии)/Тихон, еп. Новосибирский и Бердский//РЧ, 4-е. 1996. С. 239–261. См. также 2764, 2765. Новые учебные заведения Православный Свято-Тихоновский богословский институт См. также: Ежегодная богословская конференция ПСТБИ 1093–1099). 1071. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. Православный Свято-Тихоновский богословский институт//БСб. 1997. 1. С. 168–178. См. также 2451, 2628. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея 1072. III Андреевские чтения: [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 12–13 дек. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 635. 1073. V Андреевские чтения [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 11–13 дек. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т 5. 4. С. 635–636. 1074. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея: [Издательская программа]//МБ. 1997. Вып. 4. С. 76–78. 1075. Иннокентий (Павлов), игум. Дерево узнается по плоду: Первый выпуск ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 472–475. 1076. Конференция ББИ [, посвящ. дню св. ап. Андрея. 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1996. 4. С. 157. 1077. Научно-методический семинар в ББИ//Страницы. 1996. 2. С. 155–156. 1078. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование»//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 317. 1079. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1998//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 635. 1080. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1999//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 316–317. 1081. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование» (осенний семестр 2000 г.)//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 637. 1082. Презентация новых изданий ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У «Православна культура руського народу як основа духовно-морального виховання» 31 2013 р. 11:11 26 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в храме Илии Пророка в Китай-городе состоялся семинар «Православная культура русского народа как основа духовно-нравственного воспитания». Организации-участники семинара: В семинаре приняли участие педагоги и методисты детских садов, православных и светских общеобразовательных школ, колледжей, воскресных школ и центров дополнительного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Калуги, Костромы, Тамбова, Ставропольского, Краснодарского и Хабаровского краев, Республики Беларусь, группа православных ученых-этнологов из Института этнологии и антропологии Российской академии наук, представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Николо-Угрешской православной духовной семинарии, руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации из Камчатской и Чебоксарской епархий. Куратором и соведущим семинара выступил специалист сектора Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Ю.Ю. Юренко. Основной тематикой семинара стало обсуждение форм и способов практического использования различных элементов традиционной народной культуры как действенного средства духовно-нравственного и патриотического воспитания на всех ступенях образования начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Открыла работу семинара доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора русского народа К.В. Цеханская, представившая вниманию слушателей доклад, посвященный исследованию почитания православных святынь. Ю.Ю. Юренко выступил с обзорным докладом, посвященным рассмотрению различных форм образовательной деятельности, через которые современный школьник может соприкоснуться с традиционной народной культурой, а также их краткому сравнительному анализу. Руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Чебоксарской и Чувашской епархии протоиерей Димитрий Нестеренко подчеркнул важность внесения в учебные планы православных духовных семинарий специального курса, который позволил бы будущим пастырям ориентироваться в традициях, искусстве, фольклоре русского народа, с тем чтобы священнослужители, с одной стороны, могли отличить проявления народного благочестия от различного вида суеверий и тем самым лучше войти в жизнь сельского прихода, с другой — имели возможность дать достойный ответ на вызов современного неоязычества, которое базируется на культурной малограмотности большого числа наших современников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2774630...

В чем смысл жизни? Как найти смысл жизни? Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. 31 мая, 2010 Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. Содержание статьи Смысл жизни? В чем смысл жизни, как найти смысл жизни — этот вопрос приходит к человеку очень рано, и дальше до конца жизни человек может искать смысл своей жизни. счастливы те, кто смысл жизни находят. Трагично, когда уже на склоне лет человек оглядывается назад и понимает, что смысл его жизни был неправильным и посвятил он всю жизнь пустому. Но никогда не поздно смысл найти. Отрывки из бесед со старцем Борисом Старком Публикуем отрывки из бесед со старцем Борисом Старком. Протоиерей Борис Старк родился в 1909 году. Сын адмирала Георгия Карловича Старка, командира Сибирского флота, он с детства, как и многие другие русские люди, оказался в годы Гражданской войны в изгнании. Технический институт в Париже, карьера инженера, позже – участие в Русском студенческом христианском движении, интерес к богословию – и, наконец, в 1937 году рукоположение митрополитом Евлогием (Георгиевским) в священный сан. Отец Борис служил в Никольской церкви в Сент-Женевьев де Буа до 1952 года и вернулся на Родину. Кострома, секретарь епархиального управления в Херсоне, профессор в Одесской семинарии, благочинный Рыбинского благочиния Ярославской епархии, где он и скончался в 1996 году – таков путь отца Бориса. В чем смысл жизни? Вечный вопрос — Вечный вопрос: не как жить, а для чего? В чем смысл человеческой жизни здесь, на земле? Отец Борис: Семьдесят лет назад по французскому радио я услышал рассказ. Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике.

http://pravmir.ru/v-chem-smysl-zhizni/

Выступление министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях 17 февраля 2009 г. 11:40 Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя — воспитания и просвещения российской молодежи — за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как «Духовно-нравственная культура». Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов («История православной культуры земли Смоленской», «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики», «Духовное краеведение Подмосковья», «Православие и казачество» (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий.

http://patriarchia.ru/db/text/561193.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Среди псевдокультуры она несет живительный глоток русского духовного слова В Санкт-Петербурге состоится юбилейный вечер-концерт, посвященный 100-летию игумении-поэтессы Таисии Леушинской 13.02.2015 387 Время на чтение 4 минуты В понедельник, 16 февраля, по благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского на знаменитой сцене Большого Драматического театра в Санкт-Петербурге пройдет уникальный Юбилейный Таисиинский вечер, посвященный 100-летию памяти игумении Таисии Леушинской, благодатной подвижницы Русской земли и выдающейся деятельницы русской культуры, сообщил «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов . «Она оставила обширное литературное наследие, - напомнил пастырь. - Будучи родственницей А.С. Пушкина , игумения Таисия прославилась как талантливая поэтесса, сборник ее стихов выдержал шесть изданий до революции. Она смогла органично соединить в себе, казалось бы, несоединимые вещи: в одной руке она держала и поэтическое перо и молитвенные четки. Ее стихи являются образцом глубочайшей философской и духовной поэзии. На стихи Таисии, отмеченные особой музыкальностью, многие композиторы создали песни и хоры, как до революции, так и в наше время». «Благодаря Таисиинским концертам к нашим современникам вернулось одно из забытых имен Русской Церкви и петербургской культуры - игумении Таисии, которое среди мутных потоков псевдокультуры несет живительный глоток русского духовного слова. Для зрителей эти концерты становятся настоящим духовным открытием. Таисиинские вечера стали уникальной площадкой, на которой через имя игумении Таисии достигается удивительное и органичное единство духовной и светской культуры, столь необходимое нашему современному обществу», - отметил отец Геннадий. В 2009 году Юбилейный Таисиинский вечер памяти св.Иоанна Кронштадтского поддержала и поздравила приветственным словом Светлана Владимировна Медведева . Откроет Юбилейный вечер вступительным словом преосвященнейший Назарий, епископ Кронштдатский, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/sr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мировая духовная культура «Мировая духовная культура» это собрание лекций о. Александра Меня, отличающиеся как и всё творчество великого пастыря интеллектуальной богатством, духовной глубиной и доступным, доходчивым изложением. «Мировую духовную культуру» могут читать как и те кто только начинает знакомиться с верой (или просто с духовностью как таковой), так и те кто уже ищут ответы на серьёзные вопросы. Книгу «Мировая духовная культура» составили пять циклов лекций и бесед отца Александра Меня. Их темы:: духовные учения Древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библейские мотивы в мировой литературе, русский религиозный ренессанс начала XX века, Церковь в истории и современном мире. Истоки мировой духовной культуры Несколько лет назад мне пришлось путешествовать по Средней Азии и перебираться на пароме через Амударью. Паром шел медленно. Голые, поросшие редким кустарником плоские берега, зеленая темная вода. Пока двигался паром, я думал о том, что подобным этой реке был древний Евфрат и вообще все древние реки, где начинались цивилизации. И тогда же я вспомнил, что недалеко от этого места, от Амударьи, немного дальше к востоку, произошло интересное событие, связанное с духовными истоками человеческого рода. Еще до войны, когда многие из вас еще не родились, а я был ребенком, там, в Средней Азии, по ущельям двигалась небольшая экспедиция, которой руководил известный археолог Алексей Окладников. Он направлялся в труднодоступное ущелье, расположенное между двумя великими реками. Уже давно ходили слухи, что в этом ущелье люди находили удивительные кости, там встречались странные камни, будто бы оббитые чьей–то рукой. И Окладников, обладавший чутьем бывалого полевого археолога, организовал туда летом 1938 г. небольшую экспедицию. Археологи лезли по скалам там, где могли пробираться только горные козлы, и в конце концов добрались до пещеры. Это место называлось Тешик–Таш, по–русски просто «пещера». И когда Окладников со своими помощниками туда добрался, он нашел на почти ровном полу останки человека. Он сразу понял, что это ребенок, в крайнем случае, подросток. Особенно заинтересовало археолога, что сохранился почти весь череп. Окладников собрал и склеил в единое целое сто пятьдесят кусков окаменелого черепа: череп сохранился почти целиком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Закрыть itemscope itemtype="" > Добрые люди оставляют добрую память Репортаж XVIII Всероссийского фестиваля духовности и культуры «Бородинская осень» 28.09.2023 695 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлены автором Традиционно в дни празднования Рождества Пресвятой Богородицы Можайская земля принимала XVIII Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень», посвящённый 90-летию со Дня рождения Валерия Николаевича Ганичева. Можайцы с хлебом-солью встречали гостей на главной площади, с песнями прославленного Ансамбля «Калинка». Затем все вместе отправились на Ильинское кладбище, где возложили цветы на братское захоронение воинов, погибших при защите Можайской земли в годы Великой Отечественной войны... Поклонились у Главного монумента русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского всем павшим русским воинам, душу отдавших за други своя... Под открытым небом для всех проходящих по Бородинскому полю пели песни «Русского воскресения» вместе с легендарной Народной артисткой Татьяной Петровой гости из Москвы и Нижнего Новгорода, Луганска и Макеевки, Ельца и Екатеринбурга, Краснодара и Николаева, Санкт-Петербурга и Вятки, Иркутска и Сарова, Минска и Белграда, Чебоксар и Архангельска, Смоленска и Воронежа… В рамках форума по традиции прошел руководимый Народной артисткой России Татьяной Петровой фестиваль «Песни Русского воскресения», где выступали Народный артист России Юрий Назаров, Семейный ансамбль народной песни «ХМЕЛЬ», (художественный руководитель, заслуженный работник культуры РФ Владимир Кусков), виртуоз игры на балалайке из Белоруссии Иван Юрков, лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов, исполнители народных песен Дмитрий Демин (Нижегородская область), Юлия Гриценко (Санкт-Петербург), Полина Нечитайло, Светлана Филиппова, Екатерина Кожурина, Полина Брайцева (Москва), Владислав Смелов (Архангельск), Заслуженная артистка Республики Ингушетия, солистка Государственного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной Анна Сиднина, поэты Владимир Казмин (ЛНР), Владимир Никулин (Краснодар), писатели Марина Ганичева, Анна Евтихиева, Анастасия Борисова-Горюнова (Москва), Елена Алигожина (Можайск), Иван Чуркин (Саров), гармонично вплелись в атмосферу фестиваля, пропитанную любовью к России, к народному творчеству Ансамбль танца «Калинка», Образцовый коллектив «Ансамбль народных инструментов «Росы» в составе Виктора Шишкина и Анатолия Ермошенкова и Геннадия Артемова, исполнитель «Можайских перезвонов» руководитель студии «Колокольных звонарей» Сергей Латышев и мн.-мн. другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/28/do...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010