Православная Церковь Беларуси на рубеже тысячелетий: история и современность Если бросить беглый взгляд на историю, то можно увидеть, сколь многим обязано человечество христианству, которое явилось культурообразующим началом европейской цивилизации. Именно христианство открыло в человеке личность. 27 сентября, 2009 Если бросить беглый взгляд на историю, то можно увидеть, сколь многим обязано человечество христианству, которое явилось культурообразующим началом европейской цивилизации. Именно христианство открыло в человеке личность. На рубеже ушедшего и нового тысячелетий человечество столкнулось с фактором, когда стремительное научно-техническое развитие цивилизации значительно опережает процессы духовно-нравственного порядка. Этот все увеличивающийся разрыв создает опасное напряжение, чреватое потерей нравственного контроля за развитием цивилизации. Уже сейчас обострившиеся глобальные проблемы (прежде всего экологическая) создают прямую угрозу дальнейшему существованию человека на Земле. Вот почему так важно сейчас обращение к духовной сокровищнице христианства, актуализация непреходящих христианских ценностей и идеалов. Необходимо задуматься о том, какой громадный вклад в человеческую культуру внесло христианство за свою двухтысячелетнюю историю, осознать насколько оно явилось определяющим фактором в развитии человеческого общества. Если бросить беглый взгляд на историю, то можно увидеть, сколь многим обязано человечество христианству, которое явилось культурообразующим началом европейской цивилизации. Именно христианство открыло в человеке личность. Человек в христианстве предстает как образ личного Бога в безличном мире. Каждый человек бесконечно ценен, важен, уникален и неповторим, послан Богом на дело, которого за него никто другой не может исполнить. Такого представления о человеке как личности не знал древний дохристианский мир. Человек как свободная личность призван к творческому преобразованию врученного ему Творцом мира на началах Любви, Добра, Красоты. Способность к творчеству — это тоже образ Бога в человеке, который призван быть соработником Творца. Однако когда творчество забывает о своем истинном истоке и предназначении, оно утрачивает свой глубинный смысл и способно стать воистину устрашающим, разрушающим, губящим все вокруг, но, прежде всего, душу самого человека. Творчество, как и свобода, могут вести человека к Богу, делая его богоподобным, а могут и уводить его совсем в другую сторону.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-b...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион выступил в Токио на открытии конференции «Святые Николай Японский и Иннокентий Московский: культура народов России, Японии и Америки» 8 ноября 2017 года в Посольстве Российской Федерации в Японии состоялась международная научная церковно-практическая конференция «Святые Николай Японский и Иннокентий Московский: культура народов России, Японии и Америки», посвященная празднуемому в этом году 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки, духовного наставника равноапостольного Николая Японского. Конференция организована Министерством культуры Российской Федерации в рамках гуманитарного проекта «Русские сезоны» при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, при содействии российского дипломатического представительства в Японии и представительства в Токио Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества). К участникам конференции обратился Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Японии Е.В. Афанасьев, который в своем приветствии отметил значимость данного церковно-научного форума, ясно подчеркивающего духовные основы российско-японских отношений. Докладом «Равноапостольный Николай Японский и святитель Иннокентий Московский – святые, связующие народы» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион открыл работу конференции. Обращаясь к присутствовавшим, архипастырь подчеркнул: «Нынешняя встреча дает возможность обратиться к духовным истокам связей России, Японии и Америки – стран Тихоокеанского региона, в основе чего лежит православная вера, которая была принесена в эту часть мира русскими миссионерами.

http://mospat.ru/ru/news/48047/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Христианская культура Господство христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо должна называться христианской культурой, так как все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение жизни – все это было выращено влиянием христианства. 2. Материальная культура Создание материальной культуры и внешнее украшение жизни, конечно, не входят в непосредственные цели христианства, а высшая аскетическая точка зрения видит даже в утонченностях жизни противоречие со стремлением к жизни духовной, составляющей прямую цель христианства. Но высшая аскетическая точка зрения, будучи сама по себе совершенно правильною, не дает всеобще-обязательного режима. Земная фаза нашего существования протекает в условиях материальной природы, которая имеет свои законные требования, не исключаемые задачами веры и спасения души. Идея Царствия Божия, поскольку она развивается в земной жизни, требует лишь подчинения материальных потребностей духовным потребностям, требует, чтобы основной целью жизни было душевное спасение и чтобы второстепенные цели, создаваемые потребностями земной природы, не заглушали своими приманками того, что есть главная задача. 3. Высшая утонченная общественность Между тем основные задачи личности и взаимные отношения между людьми, предписываемые христианством, таковы, что при соблюдении их сама собою вырастает высшая утонченная общественность. Религия указывает известные обязанности к семье, к ближним, требует обуздания своекорыстия и жадности, клеймит эксплуатацию человека человеком, предписывает людям взаимную помощь, с особенным вниманием к слабому: все это создает обстановку в высшей степени благоприятную для успешности труда, для поднятия уровня общего благосостояния, для воспитания человека как работника и устроителя общества. Требование справедливости и заботы о всех дает толчок усовершенствованию общественной организации. Понятие о власти как учреждении божественном, имеющем миссией обслуживать общее благо, создает со стороны народа повышенные требования к государственности и в самих носителях власти воспитывает стремление быть соответственными поставленному для власти идеалу. Так вырастает облагороженная государственность, на которую Церковь отбрасывает свет своей религиозной идеи. 4. Человеческое достоинство

http://azbyka.ru/xristianskaya-kultura

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года архимандрит Исидор (Минаев) Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидором о Благодатном Огне В Избранное – Отец Исидор, часто вопросы, которые задают паломники, приезжающие на Святую Землю, связаны с происходящими здесь чудесами. Среди них самое главное – это чудо схождения Благодатного огня, поэтому многие специально стремятся сюда на Пасху, чтобы присутствовать в Великую Субботу в храме Гроба Господня. Вот, одна паломница пишет: «Мы с дочкой приехали на Пасху, чтобы увидеть Благодатный огонь, но, к нашему глубокому разочарованию, на схождение огня попасть так и не удалось. Мы пришли в храм Гроба Господня еще в Великую Пятницу, заняли место и почти целые сутки пробыли там. А под утро израильские солдаты силой вытолкнули нас не только из храма, но и из Старого Города. Лишившись возможности приобщиться благодати Святого огня, мы ни с чем вернулись домой. Отец Исидор, посоветуйте, как нам попасть на огонь в следующий раз?» Это одновременно и вопрос, и разочарование, и претензии. – Я бы ответил на это так: сейчас, после десятилетий подавления веры в России, духовная жизнь понемногу начала возрождаться, стала доступной всем, но у многих верующих нет церковной культуры. Понятно, что нужно стремиться к святыне, нужно стремиться в храм, приходить туда на праздники, совершать паломничество – все это правильно. Но не имеющие церковной культуры люди многое путают: например, в престольные праздники приходят исповедоваться, что недопустимо. В престольный праздник надо совершать красивое богослужение, приобщаться Святых Христовых Таин, принимать гостей, общаться с паломниками, с прессой, но уж никак не исповедовать толпы прихожан. Люди этого просто не понимают, и это явный признак отсутствия духовной культуры. Никто в день свадьбы сына не стирает белье и не переклеивает обои. У новоначальных христиан немало странных, экзальтированных желаний и заблуждений, например, «венчаться хорошо бы в Иерусалиме, а креститься лучше в самом Иордане» – но это называется духовной безвкусицей. Венчаться и креститься надо в своем приходском храме, как это было до революции. Венчание в те времена проходило только в храме жениха или невесты, к которому они были приписаны. Так же и праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя, ведь здесь есть люди, которые нуждаются в нашей заботе: старики, дети, заключенные, больные. К тому же, это праздники тихие, спокойные, они не должны быть перегружены никакими путешествиями, паломничеством или тяжелыми хозяйственными делами. Как раз в своем приходском храме мы имеем наибольшую возможность спокойно помолиться и не сталкиваться с огорчительными сюрпризами, которые таит в себе путешествие. А это – современное псевдоцерковное убеждение, что в эти праздники надо куда-то поехать – в самую толпу, в самую гущу событий. Понятно, что всех тех, кто на это решится, ждет разочарование.

http://azbyka.ru/beseda-s-arxim-isidorom...

Рождественские чтения. Краткая программа направления " Церковь и культура " .      Направление «Церковь и культура» под руководством епископа Егорьевского Тихона, председателя Патриаршего совета по культуре, начало свою работу согласно программе XXV Международных Рождественских образовательных чтений . 21 января состоялся V молодежный форум «Моя история»: «Отражение уроков истории 1917–2017 гг. в рамках мультимедийной экспозиции “Россия – моя история”. Культурные вызовы современности». 23 января проходят заседания международной конференции «Возрождение образа. Итоги столетия 1917–2017», объединившей отечественных и зарубежных иконописцев и искусствоведов. Краткая программа направления: Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН, Председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря Ответственный секретарь: Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре, ap@pravoslavie.ru Мероприятия Председатель, сопредседатель Кураторы Время проведения Место проведения Конференция «Революции 1917 года в России» Конференция проводится в закрытом режиме. Вход по утвержденному списку участников. Епископ Егорьевский ТИХОН; Безбородов Александр Борисович 25.01 14:00–19:00 Сретенская духовная семинария, библиотека; ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3; м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Трубная» Выезд представителей епархиальных отделов культуры и древлехранителей к памятникам церковной архитектуры Протоиерей Леонид Калинин Анохина Светлана Александровна 26.01 8:30–20:00 Коломна. По возникающим вопросам пишите на: anohina59@mail.ru Совещание представителей епархиальных отделов по культуре и епархиальных древлехранителей. Вход согласно списку приглашенных. Епископ Егорьевский ТИХОН; протоиерей Леонид Калинин Иеромонах Павел (Щербачев); Анохина Светлана Александровна; Клыков Михаил Вячеславович 27.01 11:00–17:00 ВДНХ; павильон 57; исторический парк «Россия – моя история»;

http://pravoslavie.ru/100396.html

Русская Православная Церковь в поисках культурно-эстетического национального идеала РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_33930.html 25 октября 2006 Сергей Филатов Русская Православная Церковь в поисках культурно-эстетического национального идеала Источник:  http://www.starlightsite.co.uk/keston/ " Русское ревью " 1. " Русская цивилизация " – доктрина, определяющая эстетическую позицию РПЦ Современная идеология РПЦ в речах и проповедях ее священнослужителей от патриарха до авторитетных священников имеет своим содержанием в первую очередь призыв к возрождению национальных традиций. Возвращение к русским обычаям, формам организации общества, культурным нормам доминирует в церковном сознании: " часто раздаются голоса, что нужно найти национальную идею. Её ищут где-то за океаном, в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея в нашем трудном и славном прошлом. Необходимо вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом верующим, нравственно чистым... " (1. ЖМП, 1999, с. 41.). По сравнению с этим призывом, собственно евангельская проповедь занимает сегодня скромное место в том послании, с которым Церковь обращается к российскому обществу. " Русская цивилизация " – термин, внедрённый в церковную лексику несколько лет назад митрополитом Кириллом (Гундяевым) приобретает в церковных кругах сакральный, " парарелигиозный " смысл. Верность русской цивилизации осмысляется в качестве долга православного христианина: " у России более чем тысячелетняя история, в которой основные события церковной и государственной жизни – практически одна плоть и кровь. И сегодня, как много веков назад, Русь собирается и созидается на основе отеческой веры. Именно так – и только так! – мы сумеем восстановить свои силы и красоту свою. Именно в верности нашему исконному духовному пути кроется надежда на лучшее будущее " (2. Патриарх Алексий II – цит. по: Архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир " Слово растворенное любовью " изд-во Московской патриархии М, 2001. с. 93). Если " события церковной и государственной жизни – одна плоть и кровь " , то, естественно, что история русского народа в каком-то смысле священна.

http://religare.ru/2_33930_1_21.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   21 серпня 2009 р. 17:00 Протоиерей Владимир Воробьев: «Кадры для преподавания основ православной культуры должна готовить прежде всего Церковь» [Ihmepb " ю] В интервью корреспонденту портала Патриархия.ru ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев прокомментировал итоги состоявшегося 21 июля совещания по вопросам религиозного образования и введения института армейского духовенства, прошедшего под председательством Президента РФ. 7 серпня 2009 р. 16:00 Религия в школе: как объединить неравнодушных? Интервью епископа Зарайского Меркурия [Ihmepb " ю] Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответил на вопросы корреспондента интернет-портала «Татьянин день» Даниила Сидорова. 27 липня 2009 р. 13:28 Епископ Зарайский Меркурий: «В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий прокомментировал решения о развитии в школе религиозного образования, принятые на встрече лидеров традиционных конфессий страны с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. 13 травня 2009 р. 18:18 Перспективы общецерковной аспирантуры. Интервью архиепископа Волоколамского Илариона [Ihmepb " ю] В интервью порталу «Богослов.ru» председатель ОВЦС и ректор Общецерковной аспирантуры архиепископ Волоколамский Иларион поделился своим видением перспектив развития духовного образования и церковной науки в контексте новообразованной структуры Московского Патриархата. 2 травня 2009 р. 18:11 Протоиерей Владимир Воробьев: Олимпиада по Основам православной культуры выявила огромный интерес всего нашего общества к вопросам религиозного образования [Ihmepb " ю] В Свято-Тихоновском университете прошел финальный этап I Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   27 травня 2010 р. 11:00 Протоиерей Всеволод Чаплин: «Система ювенальной юстиции — это только вершина айсберга» [Ihmepb " ю] В Москве завершил работу XIV Всемирный русский народный собор. Основные итоги форума в интервью корреспонденту портала «Православие и мир» М. Сеньчуковой проанализировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. 17 травня 2010 р. 16:00 Духовные школы: на пороге реформ [Ihmepb " ю] В интервью главному редактору портала «Православие и мир» Анне Даниловой первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) рассказывает о переходе духовного образования на Болонскую систему. 17 травня 2010 р. 12:31 Протоиерей Аркадий Шатов: «База данных по социальному служению поможет всем заинтересованным лицам внести свою лепту в приумножение традиций милосердия» [Ihmepb " ю] По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению приступил к созданию базы данных по социальному служению Церкви. В интервью сайту Милосердие.ru о проекте рассказал председатель Синодального отдела протоиерей Аркадий Шатов. 4 травня 2010 р. 16:46 Митрополит Волоколамський «Ми досягли консенсусу в про надання [Ihmepb " ю] робота з обговорення питань порядку денного Святого Великого Собору Церкви. Про роботу в " ю «Журналу Церкви на митрополит Волоколамський (рос.) 29 2010 р. 10:06 Прививка от разрушения [Ihmepb " ю] Новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает выбор учащимся одного из модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

священник Владимир Соколов Заключение Значение культуры в жизни человечества. Главная проблема культурной деятельности Государство у нас светское, – сегодня оно не отделяет от себя Церковь государственными декретами, но прежние границы по-прежнему продолжает охранять, ведь влияние Церкви на культурные и государственные институты сведено к минимуму. Церкви в обществе фактически отведено место некой этно-культурной резервации. Поэтому в настоящее время человек формируется не в лоне культа, а в лоне светской культуры. Его мировоззрение складывается под влиянием культурных институтов: образовательных и воспитательных учреждений, библиотек, средств массовой информации. Парадокс, но большую часть своего свободного времени, современный человек проводит возле телевизора и компьютера. Какое мировоззрение человек усвоит из этих влияний – таким он и будет. Иначе говоря, какова культура – таков и человек. Поэтому в сложившейся ныне ситуации восстановить полноценное влияние Церкви на общество возможно только через Ее влияние на современную культуру. В связи с этим встает вопрос о том, как это влияние сделать духовно реальным и действенным. Архиерейский Собор 2004 года так определил актуальную задачу церковной жизни: «Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования следует активизировать диалог и взаимодействие со светской культурой и наукой» 364 . Для того, чтобы осуществить такое взаимодействие необходимо ясно сознавать, с чем мы будем взаимодействовать. И здесь появляется чисто богословский вопрос: «А что же такое культура? Каково богословское содержание этого понятия?» Такой вопрос может вызвать недоумение, кажется, нет более расхожего сегодня слова, чем культура. Но как раз частое (по любому поводу) употребление этого слова свидетельствует о том, что подлинное содержание этого слова в таком мало осознанном словоупотреблении затирается, смещается и переносится на то, что собственно культурой не является или, наоборот, из культурных явлений исключаются как раз те, которые имеют к ней непосредственное отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Скачать epub pdf I. О русском народе. Владыка Антоний почитал русский народ избранным Богом для насаждения Царства Божия на земле, новозаветным Израилем. Главное призвание русскаго государства владыка Антоний видел в проповеди Св. Православия среди всех народов мира, преимущественно среди восточных, сохранивших аскетическия воззрения на жизнь и потому более способных для принятия Св. Православия. Февральская и октябрьская революции нисколько не поколебали воззрений владыки Антония на богоизбранность русскаго народа. Он находил эти революции естественным завершением той насильственной европеизации России, которая была предпринята Императором Петром I-м и которая получила свое завершение в большевистской революции. Освобождение от безбожнаго большевистскаго ига и возрождение России, по убеждению владыки Антония, возможны через духовное возрождение русскаго народа на почве Св. Православия. Только православная христианская Россия, Св. Русь, выстрадавшая свою жизнь, способна будет к новой жизни. Призвание русской эмиграции владыка Антоний усматривал в том, чтобы в ней самой возродить и укрепить церковно-православный строй жизни настолько, чтобы он мог положительным образом влиять на самую жизнь русскаго народа. На эту тему владыка Антоний произнес много проповедей, написал много посланий и статей. Главнейшия из них мы собрали и постараемся расположить в порядке развития в них идеи Святой Руси. В 1924 году, в связи с обсуждением русской эмигрантской печатью вопроса о том, по какому пути должна пойти будущая Россия, освобождение которой от большевиков ожидалось тогда с года на год, – по западно-европейскому пути, или по своему, самобытному, русскому, владыка Антоний поместил в «Церковных Ведомостях» 1 статью о православной культуре, которую можно разсматривать как бы вводной статьей к дальнейшим его статьям о России. В этой статье владыка Антоний писал следующее: 1. Православная культура. Что такое православная культура? Православие мы понимаем, а вот что такое культура вообще? Цивилизация? Право? Люди думают, что эти понятия реальныя, аксиоматически ясныя, но профессоры головы ломают над их определением и ничего общепринятаго не могут приискать в ответ на эти вопросы об идолах общественной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010