Закрыть itemscope itemtype="" > Народная монархия и многоукладный социализм 11.05.2018 825 Время на чтение 26 минут Державное строительство есть подвиг Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Динамика власти Когда живется лучше - в эпоху спокойствия и постоянства, или в период революционной ломки? Кто прав - китаец, желающий своему врагу, согласно пословице, испытать время перемен, или русский поэт Тютчев: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...». Понятно, что тютчевская строка у современного, «хорошо упакованного» во всех отношениях обывателя вызовет только «нервный смех». В идейном плане русская культура действительно «не для слабонервных», поскольку она своими средствами моделирует русскую жизнь - материально трудную и духовно напряженную. Как раз по этой причине искусство в России никогда не хотело быть просто искусством, так же как наука - только наукой, а философия - только философией и т.д. Как и всё со­циальное устройство русского общества, отечественная куль­тура постоянно стремилась куда-то, была «тягловой», находилась в походе «людно, конно и оружно». Некоторые умники даже вывели отсюда некую изначальную несвободу русской мысли и творчества, как будто наших писателей и мыслителей кто-то заставлял делать то, что они делали. «Русскую жизнь изуродовали хорошие книги» - эта формула В.В.Розанова меняет свой смысл в зависимости от того, с чем русскую жизнь сравнивать: если с Иерусалимом первого века -- одно дело, если с Нью-Йорком века двадцать первого - другое... В самом деле, если глядеть на Россию с современного европейского (и тем более американского) берега, русская история культура все время идут «не туда». То колокол отольют такой громадный, что не звонит, то пушку такую большую, что не стреляет, то блоху английскую подкуют так, что она прыгать перестает. Правда, как бы между делом Россия выигрывает мировые войны, строит великое государство, осваивает целые континенты, создает художественные шедевры, выходит в космос и т.п. По характерному выражению Н.А.Бердяева, русская история скорее случается, чем проис­ходит. И хотя сейчас само словосочетание «русская идея» многие расценивают как исторический миф, приходится признать, что наша жизнь и наша культура уже более тысячи лет руководствуются именно этой идеей, а не чем-нибудь другим. Как говорится, нет ничего прак­тичнее хорошей теории...

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина Имена лауреатов 2020 года 29.12.2020 851 Время на чтение 7 минут 10 декабря 2020 года Комиссия по присуждению премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста, Центра Федора Ушакова и ИИПК «Ихтиос», подвела итоги предложений на соискание премии от 97 издательств и творческих организаций, представивших 296 книг 2019-2020 гг., и по результатам работы объявила имена лауреатов 2020 года, сообщает наш корреспондент. В работе комиссии приняли участие председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, Народная артистка РБ Т.Ю. Петрова, Народный артист России М.И. Ножкин, Народный художник России С.М. Харламов, секретарь Союза писателей России Г.П. Ивлиев, депутат Государственной Думы РФ С.А. Гаврилов, председатель Совета директоров ИИПК «Ихтиос» С.В. Исаков, критик Л.Г. Баранова-Гонченко, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького В.М. Гуминский (председатель Комиссии), критик и литературовед А.В. Фоменко, председатель правления Художественного фонда «Бородино» В.А. Лапкин, председатель Духовно-просветительского фонда святителя Иоанна Златоуста В.В. Володин, кандидаты филологических наук Г.С. Баранкова и А.С. Евтихиева, доктор филологических наук С.А. Небольсин, доктор философских наук Ю.П. Буданцев, главный редактор журнала «О Русская земля» М.В. Ганичева, член бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, профессор МГУ С.В. Перевезенцев, главный редактор журнала «Новая книга России» С.И. Котькало, главный редактор газеты «Российский писатель» Н.И. Дорошенко, доктор исторических наук И.Т. Янин, доктор технических наук, профессор С.И. Кузнецов, доктор экономических наук И.И. Яншин, доктор юридических наук А.Н. Яковенко. «Поэзия» Сергей Постолов (Белгород) за книгу стихов « В моей крови великий век». Владимир Хомяков (Сасово) за стихи и песни последний лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/29/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отменить русскую культуру у них не получится никогда Митрополит Клинский Леонид об итогах поездки в Египет, о санкциях Запада и церковном расколе на Украине 30.06.2022 834 Время на чтение 5 минут Фото: Patriarchia.ru Впервые в истории Патриарший экзарх Африки совершил литургию на континенте — это произошло 25 июня в Каире. После своей поездки в Египет 24-28 июня глава Африканского экзархата РПЦ митрополит Клинский Леонид (Горбачев)  рассказал ТАСС о некоторых итогах этого исторического визита, а также поделился своим мнением по поводу жестоких гонений на христиан в Африке, масштабных санкций Запада против России, попыток «отменить» русскую культуру и решений Собора Украинской Православной Церкви о ее «полной независимости».  Комментируя итоги поездки в Египет, митрополит сказал: «За кадром всегда остаются многие вопросы, которые скрыты от глаз читателя, зрителя, по одной простой причине, что есть ряд договоренностей, которые требуют доработок, дополнительных состыковок, каких-то шлифовок и, в конце концов, утверждения священноначалия. Работа экзарха — максимально отработать на всех направлениях, по фактам, доложить это патриарху, и он уже будет принимать решение».  «В перешедших в юрисдикцию РПЦ приходах в Африке совершили первую литургию. Касательно итогов поездки — удалось достичь, на мой взгляд, многого. Это и выделение Коптской церковью подворья для нужд Африканского экзархата РПЦ, и понимание дальнейших шагов для получения регистрации Северо-Африканской епархии Африканского экзархата. Это и наброски по дальнейшему треку — строительству административно-духовного центра Русской Православной Церкви в Новом Каире, и многое другое», - отметил он. «Мною была совершена первая литургия в качестве экзарха на территории Африканского континента — в прекрасном храме, освященном в честь великого подвижника благочестия, великомученика Мины. И если свои административно-политические визиты в статусе экзарха я начал с Республики Уганды, то духовное и литургическое присутствие я начинаю именно с Каира, совершив здесь первую Божественную литургию. Это исторический момент для Русской Православной Церкви», - добавил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/30/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политическое славянофильство 02.12.2002 696 Время на чтение 28 минут ВСЛЕД ЗА ДАНИЛЕВСКИМ: " НЕОДНОМЕРНАЯ " НАУКА Книга обычно переживает своего автора. В большем числе случаев это происходит только лишь по той банальной причине, что материальный носитель книги лучше сопротивляется времени, чем человеческое тело. Но настоящая книга жива именно содержанием, совокупностью идей и образов, заключенных в ней. И тогда она, ветшающая и разрушающаяся, как и все в мире материальном, вдруг начинает возрождаться все в новых и новых изданиях, неся через пространство, время и материю тот духовный импульс, который привел к ее возникновению... К таким книгам относится, несомненно, и " Россия и Европа " Николая Яковлевича Данилевского, 130-летие выхода в свет которой мы отмечаем в этом году. Без преувеличения можно сказать, что книга находится на острие самых современных дискуссий. И это неудивительно. Главным содержанием книги является философия истории, теория культурно-исторических типов. В кризисном же XX столетии проблемы философии истории были в центре внимания философов, историков, политиков - всех, кто пытался осмыслить грандиозные, поворотные события этого трагического " века-волкодава " ... Популярности книги Данилевского способствовало и то, что главная идея книги - распадение истории в систему замкнутых культурно- исторических циклов - нашла себе воплощение и у других знаменитых авторов XX века, которые в той или иной степени опирались на идеи " России и Европы " : В " Закате Европы " (1918 - 1923) О. Шпенглера, " Исследовании истории " (1934 - 1961) А.Тойнби, в работах Л.Н. Гумилева и ряде других. Но содержание книги Данилевского не сводится только к теории культурно-исторических типов (далее в тексте: КИТ). По своей тематике и значению она гораздо шире. В чем же значимость книги именно для нашего времени, начинающегося XXI века? Здесь, подражая плану самой " России и Европы " , полезно, может быть, начать с частного вопроса, чтобы перейти от него потом к главному.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прекратить дискриминацию православного образования! 15.12.2012 428 Время на чтение 4 минуты 13 декабря 2012 года учащиеся московских православных гимназий вместе со своими родителями и преподавателями, православное молодежное движение «Георгиевцы!» провели шествие по Тверскому бульвару и митинг, на котором выступил директор гимназии «Радонеж» Михаил Тишков: Дорогие братья и сестры! Сегодня мы отмечаем день памяти св. апостола Андрея Первозванного. Есть церковное предание, которое говорит о том, что Апостол Андрей во время своей апостольской проповеди посетил нашу землю, и именно это событие таинственным промыслительным образом стало началом русской истории. Уже тогда Господь через своего посланника явил свой замысел о нашей земле и о нашем народе, которому суждено было стать восприемником, а затем и хранителем веры христианской - веры православной. Православная вера стала нашей национальной идеей, которая из разрозненных славянских племён образовала единый русский народ, построила русскую государственность, создала великую русскую культуру и написала в книге времён великую русскую историю. Она стала той главной духовной скрепой, на которой до сих пор держится единство нашего народа, и о дефиците которой в настоящее время сказал вчера президент в своём послании. Любой правитель и любая власть, считающие своей главной задачей сохранение и приумножение нашего народа и укрепление нашей государственности, должны прежде всего хранить и защищать русскую культуру и тот фундамент , на котором она стоит - православную веру и Русскую Православную Церковь. Именно они являются тем самым главным стержнем, вокруг которого формируется и на котором держится наша национальная идентичность, с потерей которой народ превращается в население, а нация в электорат. А главный инструмент, который сохраняет и передаёт новым поколениям национальную культуру - это национальная система образования, важнейшей задачей которой является формирование национальной идентичности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пророческое служение К 80-летию Василия Белова 21.10.2012 472 Время на чтение 4 минуты Публицистике Василия Белова присуще удивительное свойство: с течением времени она не теряет свою силу, а наоборот, становится еще более значимой для национального самосознания. «Многие русские поэты и писатели осознавали свое служение как пророческое, - говорит Патриарх Кирилл. - Нередко они первыми ставили вопросы, которые со временем (выделено мной - В.Б.) осознавались как общечеловеческие проблемы...» (2). В самом начале своего великого и скорбного пути Василий Белов понял, в каком расколотом духовном пространстве мы находимся: «Наша культура, наша духовность где-то во времена Пушкина пошла по двум направлениям: светская культура и культура чисто духовная, религиозная. Они как бы разошлись, и один, чаадаевский или декабристский путь, а другой - путь наших священнослужителей, духовенства. Это было трагическое и, как мне кажется, искусственное разделение». (1, С. 59). - Здесь и далее цитируется этот источник. - В.Б.). Уже тогда Василий Белов обладал поразительными, потрясающими познаниями. Он в 1970-е годы читал запрещенные труды Константина Леонтьева, Михаила Меньшикова, Константина Победоносцева, Св. Прав. О. Иоанна Кронштадтского, Льва Тихомирова, гонимого Игоря Шафаревича, не говоря уже о Федоре Достоевском и Иване Ильине. Признаемся, положа руку на сердце: так ли часто мы советуемся с ними? Увы, у нас каждый - сам себе философ. В философии, политике, литературе и футболе у нас разбираются все. Василий Белов, как и его друг Шукшин, все эти годы «был в центре борьбы за национальную, а не интернационально-еврейскую Россию». (С. 326). Он выступал против «рационального» упрощения, против стандартизации нашей жизни, твердил про геноцид русских, но его слова пропускали мимо ушей, - мол, преувеличивает мужичок, надо шагать в ногу со всем миром. Теперь и сама жизнь миллионов не нужна - проще сократить население... Василия Белова снисходительно, а то и презрительно называли «деревенщиком»: «Ату его! - кричат идеологические и технические прогрессисты. - Он же идеализирует прошлое!» (С. 45). На самом деле Белов уже тогда увидел в крестьянстве (и не только в крестьянстве!) носителя православного сознания, смертельно опасного для либералов.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просим содействия в создании «Музея народного почитания Суворова» в Краснодаре Обращение к Президенту России Владимиру Путину 20.06.2019 570 Время на чтение 4 минуты Уважаемый Владимир Владимирович! Год назад Вы предложили запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. «Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции… Это должны быть настоящие центры культурной жизни, открытые для молодежи и людей всех возрастов». Всецело поддерживаем Вашу инициативу и просим рассмотреть возможность создания подобной площадки в Краснодаре (основанном на месте суворовского Архангельского фельдшанца), а также включить в его составляющую культурно-просветительский комплекс «Музей народного почитания А.В. Суворова». Музея времени, устремленного в будущее! Это станет важной вехой в деле сохранения исторической памяти в отношении основателя южного форпоста Российской Империи, Величайшего полководца, государственного деятеля и духовного подвижника Александра Васильевича Суворова. Уверены, что подобный комплекс будет востребован и в других регионах. Целью создания музея служит историческое и духовно-нравственное просвещение, развитие патриотического молодежного движения на основе суворовского наследия, подготовка программ для проведения Года Суворова в России, раскрытие феноменов «суворовское чудо» и «русская победа», сбор примеров народного почитания А.В. Суворова. Содержание культурно-просветительского комплекса будет доносить до общественного сознания источник и основание нашей Великой Победы: - это победы предыдущего тысячелетия над врагами внешними; - это победы русского духа над своими слабостями пороками, духовной немощью; - это умение нашего народа сплотиться вокруг своих вождей в моменты в смертельной опасности. Основой комплекса станут не только исторические артефакты и интерактивная выставка «Суворовское чудо», но и активно пополняемая коллекция: экспонаты и литература, собранные и принесенные в дар Краснодарскому региональному общественному движению в поддержку прославления А.В.Суворова в лике святых Русской Православной Церкви «Суворовское движение», полный банк данных свидетельств народного почитания и неувядающей любви к честному воину, информация о полководце русского духа и его деятельности на Кубани и в других регионах, презентация программ Суворовского движения, а также контакты и связь с почитателями Суворова по всему миру. Эта площадка позволит осуществлять координацию действий по разработке образовательного курса коллективного и личностного развития «Наука побеждать», адаптированного к современным стандартам образования, который призван дать новый импульс патриотическому молодежному движению, появлению поколения «чудо-богатырей».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/20/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «У верующего человека обязанность одна – быть человеком» На 88-ом году жизни отошёл ко Господу русский писатель, литературовед и историк русской культуры Александр Николаевич Стрижев 17.03.2022 1987 Время на чтение 3 минуты Фото: Pravoslavie.ru Сегодня в 8 часов утра на 88 году жизни отошёл ко Господу один из старейших авторов «Русской народной линии» русский писатель, литературовед и историк русской культуры, библиограф Александр Николаевич Стрижев. Редакция «Русской народной линии» скорбит и приносит искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям творчества почившего. Смерть А.Н. Стрижёва – общее горе для всех любителей и ценителей русской старины, русской культуры, русской природы и русского быта. Господь да упокоит душу новопреставленного раба Божия Александра в Своих селениях праведных. В 2019 году главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов в рамках программы «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать» беседовал с Александром Николаевичем. Теперь это уже история русского народа. Новопреставленному рабу Божию Александру принадлежит такая фраза: «А у верующего человека обязанность одна – быть человеком». И сегодня это становится поистине главным. Отпевание Александра Николаевича Стрижёва состоится в субботу, 19 марта, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, http://kosino-hram.ru/ после богослужения в здании рядом пройдёт гражданская панихида, затем поминки. Краткая биография: Александр Николаевич Стрижёв (род. 12 августа 1934) — русский писатель, литературовед и историк русской культуры; библиограф. Родился в крестьянской семье в селе Тарадеи Шацкого района (тогда — в Московской, а с 1937 года — в Рязанской области). После окончания сельской семилетней школы продолжил обучение в Москве , где в 1958 году окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института. С 1959 г. по 1994 г. работал в Аграрном издательстве. С детства полюбил чтение, ещё в школьном возрасте начал писать стихи, публиковался в студенческих многотиражках. Первая заметка Стрижёва о природе появилась в областной газете « Ленинс кое знамя» 11 сентября 1964 года, и с этого времени он стал постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в различных московских газетах. В журнале «Наука и жизнь» он с 1966 года вёл рубрики «Народный календарь» и «Русское разнотравье». В 1968 году вышел «Народный календарь», в 1971 году — «Календарь русской природы» (1971), где в условиях идеологического запрета, Стрижёв избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа, где воссоздана религиозно-философская картина мира. Стрижёвым было написано более 20 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/17/u_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юрий Бондарев: «Прогнозировать судьбу Родины - все равно, что объяснять любовь» 16.07.2015 722 Время на чтение 9 минут Герой Соцтруда, лауреат Ленинс кой и двух Государственных премий СССР , ученик Паустовского, основоположник «лейтенантской прозы» - даже у малочитающей публики на слуху его «Горячий снег» и «Батальоны просят огня», Юрий Бондарев согласился на большое интервью впервые за много лет. «Культура» побывала на даче писателя в поселке Ватутинки. Первое, что бросилось в глаза, помимо разноцветных корешков обширной библиотеки и круглого капитанского окна в кабинете, - безукоризненная военная выправка недавно отпраздновавшего 91-й день рождения классика и некоторая старомодная учтивость. Юрий Васильевич до сих пор не садится первым в присутствии дам. «Вы меня извините, если не расслышу вопроса, - предупреждает. - Я артиллерист. С правой стороны пушка стояла, каждый выстрел отдавался в ушах». культура: Недавно Вам вручили Патриаршую премию - за существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека. Стала ли признательность Церкви неожиданной? Бондарев: Рад этой награде. Но главное, конечно, не премия, а Вера. И Церковь, которая собирает народ. Отрадно, заходя в храм, видеть живой интерес людей, чувствовать их желание что-то понять, узнать. Кто-то скажет, это поветрие. Однако, помню, еще в советские годы жил в Москве , на углу Климентовского переулка, а там была, да и сейчас есть церковь. Хорошая церковь, добрая. Она переживала разные времена, но никогда не пустовала. На праздники народ стекался. Мы наблюдали это с женой Валюшей многие годы. Валентина Бондарева: Патриаршая премия носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а они создатели азбуки. Это же слово. Бондарев: Умница! Люблю, когда меня дополняют. (Смеется.) культура: Вы говорили в одном из интервью: суть литературы - познание. Как относитесь к мнению, что книга должна чему-то учить? Морали, нравственности... Бондарев: У нас без литературы не было бы ничего - ни народа, ни государства, ни величайшей в мире Победы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Иерей Михаил Ван Цюаньшэн ЖМП 7 июль 2015 /  26 августа 2015 г. 13:10 Иерей Михаил Ван Цюаньшэн 2 июня 2015 года после продолжительной болезни в Шанхае скончался старейший клирик Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван Цюаньшэн (27.01.1924–02.06.2015). В священном сане отец Михаил прослужил более 50 лет. С 1960-х годов проживал на покое, периодически принимая участие в богослужениях, совершавшихся в Шанхае и других городах Китайской Народной Республики. Ван Цюаньшэн родился 27 января 1924 года. Его детство и юность связаны с пребыванием в Шанхае святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского, оказавшего влияние на выбор пути будущего клирика. Свое церковное служение он начал в Шанхайском кафедральном соборе во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных». В 1958 году отец Михаил был рукоположен в священный сан епископом Шанхайским Симеоном (Ду). Труды пастыря памятны как русским эмигрантам в Шанхае, так и китайской православной общине, создававшейся усилиями русских и китайских архипастырей Шанхая. Церковное делание отца Михаила пришлось на годы создания Китайской Автономной Православной Церкви в сложных условиях, предшествовавших периоду гонений в эпоху так называемой культурной революции. Решение о закрытии Российской Духовной Миссии в Китае и даровании Китайской Православной Церкви статуса автономии было вынужденным, принятым во многом по политическим обстоятельствам, поскольку новое законодательство КНР требовало независимости религиозных общин Китая. Сохраняющаяся поддержка из СССР носила всё более ограниченный характер в силу трудностей хрущевского времени. Саму же Китайскую Церковь ожидали суровые испытания «культурной революции», когда всякая религиозная жизнь в стране была фактически поставлена вне закона. Отец Михаил встал на путь исповедничества и пережил «кампанию по перевоспитанию» в трудовых лагерях. Гонения периода «культурной революции» сделали невозможной полноценную церковную жизнь, однако отец Михаил поддерживал огонь веры среди православных китайцев и в этих стесненных обстоятельствах: совершал частные молитвы на дому, сохранял контакты с оставшимися в живых клириками Китайской Церкви, ожидая изменения ситуации в стране. С наступлением периода реформ и открытости отец Михаил получил разрешение на проживание в Шанхае, однако открытое церковное служение было невозможно.

http://e-vestnik.ru/obituaries/ierey_mih...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010