Т.А. Овсянникова Скачать epub pdf Переходное состояние российского общества, отсутствие стабильности во всех сферах жизни придали новое звучание проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В конце XIX века мыслителей волновала извечная проблема духовности личности, ее самовоспитания и саморазвития, рост нравственной культуры как непременного условия социального и нравственного В трудные времена Россия традиционно обращалась к истокам православной культуры. В русской религиозной философии возник новый взгляд на природу человека, согласно которому не биологические особенности личности являются определяющим фактором ее развития, а качества социально значимые: взгляды, способности, потребности, моральные убеждения. На исходе прошлого столетия русские философы провозгласили приоритет личности. В. С. Соловьев , Н.А. Бердяев , В. В. Розанов , В. В. Зеньковский стали вырабатывать свой подход в области образования и просвещения, помня о том, что «тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир» 1 . Процесс становления нового образования этого периода можно сравнить по своим масштабам только с переходом к средневековому образованию в V-VI веках и к классическому – в XV-XVI веках. В. В. Розанов полагал, что для того, чтобы соблюсти основной принцип образования – сохранение индивидуальности, – нужно оставлять ребенка как можно дольше в семье, а потом поставить его как можно ближе к Церкви. Только семья и Церковь , по его мнению, индивидуальны в способах своего воздействия на человека: «Они относятся к этому не по сознанию долга, а потому внутренни, знают лицо в человеке» 2 . Религиозная философия второй половины XIX в. определила важнейшей темой воспитания начало свободы в человеке. Православное сознание в понимании человека исходит из глубокого чувства его ценности. Теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что российское государство и его система образования в различные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности. И.А. Ильин в работе «Родина и мы» отмечал, что Православие приводит в движение все силы личного духа: «И чувства, лежащие в основе патриотизма, и мысль, слагающую форму права и государства» 3 . Характер Православия определяется смирением и любовью. Оно воспитывает прежде всего сердце, и в этом источник его превосходства и слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Филипп Грилль: Синтезировать добро и зло – идеологическая шизофрения РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_106855.html 27 мая 2015 Филипп Грилль: Синтезировать добро и зло – идеологическая шизофрения Источник:  Колокол России Министр культуры России Владимир Мединский, выступая 20 мая на встрече " 100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации " , которая состоялась в Музее современной истории России, высказал ряд соображений, которые, по мнению чиновника, будут способствовать национальному примирению. Объективное изучение периода революции позволяет сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, сказал министр. По мнению Мединского, " нельзя постоянно делить предков на однозначно правых и виноватых, ведь каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины " . " И " красными " , и " белыми " двигал патриотизм. Дань уважения предкам является лучшим стимулом для нового витка духовного развития " , – уверен министр культуры России. Владимир Мединский озвучил пять тезисов, которые предлагается использовать для общественного обсуждения при выработке единой платформы национального примирения: признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России; осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны; уважение к памяти героев обеих сторон ( " красных " и " белых " ), искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях; осуждение идеологии революционного террора; понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных " союзников " во внутриполитической борьбе. Православный активист, по чьей инициативе в Москве построен Храм Святых Царственных Страстотерпцев, отбит у коммерсантов Храм Петра и Павла в Волоколамске и начата кампания по переименованию Войковского района Филипп Грилль, возражает министру культуры. По его мнению, синтез советских достижений, дореволюционных ценностей и новой России – невозможен, потому что вещи это противоположные. А если все-таки попытать " примирить " эти противоположности, сплавить их в одно целое, то результат будет один – победят " красные " . Таким образом, прекраснодушные " синтезаторные " идеи властей предержащих разбиваются о людей, обладающих подлинной исторической памятью.

http://religare.ru/2_106855_1_21.html

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Церковнославянский язык в русской культуре Вышел в свет «Словарь трудных слов из богослужения» Ольги Седаковой — известного поэта, филолога, религиозного мыслителя. Словарь является вторым изданием книги «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» 2005 года. Паронимы — это слова близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Словарь окажет неоценимую помощь всем, кто хочет глубже понимать православное богослужение и литургическую поэзию. Московский культурный центр «Духовная библиотека» не смог вместить всех собравшихся на презентацию книги. В дискуссии о роли церковнославянского языка в русской культуре участвовали автор книги, доктор богословия, кандидат филологических наук Ольга Седакова, руководитель Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи при московском Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов), главный библиограф Синодальной библиотеки протоиерей Александр Троицкий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Игумен Петр (Мещеринов): Я читал эту книгу как увлекательнейший детективный роман, не мог оторваться. Из нее я узнал очень много нового. В свое время я был уставщиком и регентом в Даниловом монастыре и изучал богослужение и Устав. И, тем не менее, на каждой странице я черпал что-то для себя удивительное и новое. Пример: тропарь Святителю Николаю, который все знают. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю, яви тя стаду своему яже вещей истина...» Когда гражданским шрифтом набирается этот тропарь, обычно слова «яже» или «истина» пишутся с прописной буквы, и в примечании говорится, что здесь имеется в виду Христос. А из словаря я узнал, что на самом деле имеется в виду «истина от дел Святителя Николая», иной смысл. Чуть ли не каждое слово открывает другие глубинные смыслы в том богослужении, в котором мы с вами участвуем. Как возник словарь Ольга Седакова: Предыстория создания словаря такова. Многие церковнославянские тексты я запомнила, когда еще была ребенком. Бабушка научила меня читать по-славянски примерно тогда же, когда и по-русски. Я ничего не понимала, но то, что читаешь в шесть лет, запоминается крепко, на всю жизнь. Именно своей странностью этот язык очаровал меня с самого начала. Он не представлялся мне иностранным, это был «свой» язык, но «волшебный». И все в нем было красиво, особенно такие глагольные формы, как «глаголаше». Они создавали атмосферу сказки, какого-то иного мира. В этих словах было что-то кроме значения, в которое даже не очень хотелось вникать, — я думаю, что в этом я была едина со всем нашим народом.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoslav...

Церковный быт и общинная жизнь (по трудам священномученика Сергия (Мечёва) 17–18 июня в Кракове прошла международная конференция «Христианство и проблемы современного мира» , организаторами которой стали кафедра византийско-православной культуры Ягеллонского университета, одного из старейших в Европе, Польская академия наук и православный приход Успения Божией Матери в Кракове. В конференции приняли участие известные польские и российские ученые, священнослужители, публицисты. С российской стороны выступили с докладами сотрудники РАН, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Академии славянской культуры, Сретенской семинарии. Почетным председателем научного комитета конференции стал местный православный архиерей – архиепископ Лодзинский и Познанский Симон (Романчук), доктор богословия. Владыка Симон присутствовал на всех докладах конференции, выступал с приветственной и завершающей речью, участвовал в прениях. На конференции также сделал доклад другой православный епископ – владыка Георгий (Панковский), возглавляющий Православный ординариат Войска Польского. Главный организатор и ведущий конференции – профессор Ханна Ковальска-Стус, заведующая кафедрой византийско-православной культуры Ягеллонского университета. Конференция прошла в очень теплой и дружественной атмосфере. Глубокие и разнообразные доклады по широкому спектру проблем вызвали живой интерес и активную дискуссию; большую часть этих докладов портал «Православие.Ru» планирует опубликовать. По завершении конференции, в православном приходе Успения Божией Матери 19 июня, в день Всех святых, была отслужена литургия. Ее совершили протоиерей Ярослав Антосюк – настоятель краковского прихода, протоиерей Павел Хондзинский – доцент ПСТГУ, иеромонахи Игнатий (Шестаков) и Симеон (Томачинский) – представители Сретенского монастыря, протодиакон Андрей Кураев – профессор Московской духовной академии. На литургии молился и обратился с проповедью к прихожанам архиепископ Симон. На заключительном заседании научного комитета было принято решение о продолжении заявленного цикла конференций. Следующей темой станет «Воспитание личности».

http://pravoslavie.ru/47569.html

Церковь и культура 6.1. Конференция «Православная Церковь и культура» Сопредседатели: Никитин Валентин Арсентьевич, академик РАЕН, гл. редактор православного радио «Логос», д. филос. н.; Гуминский Виктор Мирославович, профессор, гл. н. с. Института мировой литературы РАН. Время проведения: 1 и 2 февраля, 9.30. Место проведения: 1 февраля – храм Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, 2 февраля – Литературный музей, Высоко-Петровский монастырь, ул. Петровка, 28/2. Проезд: метро «Пушкинская», «Чеховская», далее пешком по Страстному бульвару до ул. Петровка. 1. Гуминский Виктор Мирославович, профессор, гл. н. с. Института мировой литературы РАН. Вступительное слово. 2. Протоиерей Павел Адельгейм, настоятель храма Жен-Мироносиц в Пскове. «Сокровище веры. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь». 3. Аксючиц Виктор Владимирович, лидер Российского христианского демократического движения, философ. «Православие и перспективы современной цивилизации». 4. Бахревский Владислав Анатольевич, писатель, член Союза писателей России. «“Молитва отрока Силуана” (М., изд. МГУ, 2005) – книга в помощь воцерковляемым школьникам». 5. Иеромонах Никон (Белавенец), духовник монархического движения «За Веру и Отечество». «Творческий подвиг автора четырехтомника “Сорок сороков”. К 50-летию со дня рождения Петра Паламарчука (1955–1998)». 6. Ватагова Татьяна Эльбрусовна, член Союза композиторов России, кандидат искусствоведения; Родионова Лилия Владимировна, член Союза московских композиторов. «Тема Рождества Христова в музыке последней четверти XX века». 7. Власкина Галина Яковлевна, академик РАЕН. «О деятельности секции РАЕН “Гуманитарные науки и творчество” имени М. П. Капустина (к 10-летию секции)». 8. Гачева Анастасия Георгиевна, научный сотрудник Института мировой литературы. «К. П. Победоносцев и Н. Ф. Федоров. К истории церковно-приходского образования в России». 9. Геворкян Артур Рудольфович, ст. преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, к. философ. н. «Византизм как будущее России».

http://pravoslavie.ru/428.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: " Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи " (Сергиев Посад, 19.09.09) 24.09.2009 483 Время на чтение 9 минут Дорогие собратия архипастыри! Уважаемые руководители органов государственной власти! Всечестные отцы, братия и сестры! Участники Образовательных Чтений! Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе. Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что " без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся " существователями " . Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, " единое на потребу " - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, " пищу нетленную " , пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27) Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Его Святейшество совершил великое освящение воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы, а также возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Анастасий (Меткин); митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Елабужский Иннокентий, викарий Казанской епархии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Татарстанской митрополии. На богослужении присутствовали: председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко; полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев; начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны России В.В. Герасимов; а также: председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль хазрат Самигуллин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Духовного управления мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов; митрополит Московский и всея Руси Корнилий и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Русская Православная Старообрядческая Церковь); представители государственных структур и общественности, члены Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5837975...

Другая Европа Паломничество – это, в первую очередь, одна из форм духовного делания, такая же, как пост и молитва. Целью является соединение человека с Богом, или, как говорил преподобный Серафим Саровский «стяжание Духа Святого». В паломничество человек отправляется по причинам именно духовного порядка. 19 ноября, 2012 Паломничество – это, в первую очередь, одна из форм духовного делания, такая же, как пост и молитва. Целью является соединение человека с Богом, или, как говорил преподобный Серафим Саровский «стяжание Духа Святого». В паломничество человек отправляется по причинам именно духовного порядка. Паломнический и культурно-просветительский центр Св. апостола Фомы в Европе является представителем журнала «Фома» в Западной Европе а так же туроператором по приему православных паломников у святынь Западной Европы. Расположен в городе Трире (Германия). Паломнический центр содержит гостиницу для приема богомольцев «Святого апостола Фомы на источнике» с домовым храмом Св. Сорока мучеников Севастийских, Берлинско – Германской епархии, Московского Патриархата. Рассказывают руководители центра Тимофей и Эльвира Китнисы. -Как и почему вы стали заниматься паломнической деятельностью, да еще за пределами России? Все начиналось в России в 1995 году, в Университете, когда по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия, мы возили детей в паломничества в Ачаирский Крестовый монастырь Омской епархии. Потом мы переехали в Германию, и получилось так, что оказались в городе Трире – самом древнем городе Германии, имевшем когда – то статус Северной столицы Римской империи, резиденции св. Равноапостольного. императора Константина. Этот город сохраняет множество святынь, связанных с историей первых веков Церкви Христовой. Мы, были у основания прихода Русской Православной Церкви во имя Святых мучеников Севастийских в Трире. Идея паломничества планомерно вытекала уже из приходской деятельности. Мы издавали газету «Православный вестник», она распространялась по приходам Германской епархии. Там была рубрика, в которой мы стали писать о святынях Западной Европы. Она так и называлась: «Православная Европа». В итоге все выросло в культурно-просветительское паломническое объединение.

http://pravmir.ru/drugaya-evropa/

Резолюция I межрегиональной научно-практической конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» 17 августа 2011 г. 13:00 I межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» состоялась в г. Ставрополе 16-17 августа 2011 года по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского , председателя Синодального комитета Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством при организационной поддержке Ставропольской и Невинномысской епархии , Терского войскового казачьего общества и Ставропольского казачьего войска. В работе конференции приняли участие представители Терского, Кубанского, Донского, Волжского войсковых казачьих обществ, Союза казаков России, православного духовенства, окормляющего казачьи общества, атаманы казачьих обществ, представители органов государственной власти, общественные деятели, деятели науки, культуры и образования. Оргкомитет зарегистрировал 112 человек участников конференции (72 представителя казачества — Ставрополь, Ростов, Краснодар, Москва, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Киргизия, других регионов, 20 человек представителей священства и 20 человек представителей научного сообщества). Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, создания условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих обществах, организациях, станицах и хуторах. Участники конференции неоднократно подчеркивали, что на протяжении двухтысячелетней истории Православия не было какой-либо отдельной казачьей Церкви, но всегда — в России, в Украине и Беларуси — казаки были чадами Русской Православной Церкви. Именно Православная Мать-Церковь стремилась к уврачеванию доставшихся нам в наследие от советского прошлого пагубных ран нестроений и разделений в казачьей среде, обращаясь в равной мере и к казакам, вошедшим в реестр, и к тем, кто избрал иной путь.

http://patriarchia.ru/db/text/1599248.ht...

  разделы   рассылка  распечатать " Интеграция образовательного пространства России " . Доклад епископа Гатчинского Амвросия на XVIII Международных Рождественских чтениях Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений. Сегодня, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, одним из важнейших и сложнейших вопросов религиозного и духовного образования является вопрос интеграции духовного и религиозного образования в единое образовательное пространство России. Проблема интеграции чрезвычайно актуальна для Русской Православной Церкви, ибо Православие – религия культурообразующая, и в России именно Церковь традиционно была силой, объединяющей различные народы и культуры в единое духовное пространство. Мы говорим именно об " интеграции " православного духовного образования и образования государственного чтобы подчеркнуть, что речь идет не о нивелировании очевидных различий двух систем, не о преобразовании одной системы по образцу другой, но о сложном процессе, который требует анализа всего многообразия сложившихся в России на сегодняшний день образовательных практик и дифференцированного подхода в решении каждой ситуации на основе единой системы принципов. Интеграция осуществляется там, где принимаются во внимания различия. Где различия игнорируются – там происходит не интеграция, а унификация. Итак, в этой проблеме можно выделить несколько принципиальных моментов: Первый – лицензирование и аккредитация учебных заведений Русской Православной Церкви – православных духовных академий, семинарий, училищ; Второй – ведение в государственных школах предмета " Православная культура " в составе нового комплексного предмета " религиозная культура и этика " ; Третий – государственная поддержка дополнительного образования, осуществляемого кадрами Русской Православной Церкви и на православной мировоззренческой основе (в форме лицензирования, финансирования, как дополнительного образования детей, так и постдипломного дополнительного образования, в частности, педагогического).

http://religare.ru/2_72334.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010