Специально обсуждались проблемы отношения Беды к языкам: его интерес к древнеанглийскому языку, объем его познаний в древнегреческом языке, вопрос о владении древнееврейским 48 . В качестве самостоятельной проблемы в историографии обозначена тема влияния работ Беды, жизни этого христианского ученого в легендах, в «житийной» литературе Средневековья и раннего Нового времени (А. Томпсон, М. Кэрролл, Д. Уайтлок, Р. Дэвис) 49 . В исследованиях анализируются сюжеты, связанные с распространением сочинений Беды в средневековом христианском мире, преемственностью его духовного наследия, формированием легендарных представлений об этом человеке в устной и книжной культуре. Немало работ посвящено самой личности Беды Достопочтенного . Христианский учитель, книжник, заботившийся о распространении веры, почитавший смирение и монашеское послушание как добродетель, и образованность как высокую ценность, – такой образ Беды создавали поколения исследователей. Отчасти это единодушие связано с непротиворечивостью немногочисленных свидетельств о нем; но прежде всего оно обязано тому эффекту, который производят тексты этого автора. В изучении наследия Беды важную роль сыграли обобщающие сборники трудов, которые издавались в связи с памятными датами – в 1935 г. (1200 годовщина смерти) и 1976 и 1978 гг. (1300 лет со дня рождения) 50 . В этих книгах ставилась задача создания целостного представления о Беде, его сочинениях, культуре англо-саксонской Британии того времени, а также подводились некоторые итоги предыдущих десятилетий изучения «мира Беды». В настоящее время там, где находился монастырь Ярроу, существует музей, посвященный Беде Достопочтенному . По сложившейся традиции в Ярроу раз в год читается лекция, в которой освещаются неисследованные прежде вопросы, или задаются ориентиры для будущего изучения его трудов 51 . В отечественной историографии сочинения Беды 52 в течение долгого времени не были предметом специального исследования, хотя отдельные сюжеты ранней истории Британии изучались детально.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля. Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. ( Самойлова. 2007. С. 13). С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери ( Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

В М. Чефалу и Мартораны преобладают одиночные образы святых, а в Палатинской капелле и в соборе в Монреале, где М. покрывают обширные поверхности стен, имеются подробные циклы изображений на сюжеты НЗ и ВЗ, сцены деяний апостолов Петра и Павла. Иконографическими образцами для них послужили М. 2-й пол. V в., украшавшие некогда рим. базилики Сан-Пьетро-ин-Ватикано и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура; мн. изображениям на ветхозаветные сюжеты можно найти аналогии в миниатюрах визант. рукописей Октатевхов. Вселенские Соборы. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. 1169 г. Вселенские Соборы. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. 1169 г. Сицилийские М. создавались в несколько этапов, вероятно, разными артелями художников, которые демонстрировали прекрасное владение приемами стиля своего времени. Так, ок. сер. XII в. были окончены М. собора в Чефалу и ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо и частично украшена Палатинская капелла. Стиль М. по преимуществу традиционно классический, получивший воплощение в М. мон-ря Успения Пресв. Богородицы в Дафни. Но в трактовке ликов и складок появились элементы линейной стилизации, светотеневые контрасты стали жестче, цветовые сочетания - чуть резче. В большей степени они заметны в М. в Чефалу, М. Мартораны более мягкие и ближе к классическому искусству кон. XI - нач. XII в. Нарастание этих черт: повышение выразительности образов и усиление линейной стилизации заметно в образах зап. части Палатинской капеллы. М. 80-х гг. XII в. в соборе Монреаля можно назвать своеобразным итогом эволюции этого стиля: мастера все дальше отходят от классических моделей, пропорции фигур удлиняются, лица и драпировки прочерчены острыми линиями и образуют еще более схематичные, абстрактные структуры; складки одежд иногда выглядят взвихренными, дробящими поверхность на мелкие геометризованные формы; в образах передано состояние взволнованности. В похожем стиле, получившем название «позднекомниновский маньеризм», выполнены нек-рые М. ц. Санта-Мария-Ассунта в Торчелло (Богоматерь в апсиде, «Благовещение» на арке апсиды, фрагменты композиции «Страшный Суд» на зап.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

поиск:   разделы Главное Материалы Новости Мониторинг СМИ Документы Сюжеты Фотогалереи Персоналии Авторы Книги   рассылка Материал 18 мая 2006  распечатать Заявление Пресс-службы Московской Патриархии в связи с выходом в широкий прокат кинофильма " Код да Винчи 17 мая 2007 года с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался мировой прокат нового фильма американского режиссера Рона Ховарда " Код да Винчи " , снятого по одноименной книге его соотечественника писателя Дэна Брауна. Роман, положенный в основу сценария картины, опубликован в США в марте 2003 года и сейчас входит в список наиболее популярных бестселлеров – образчиков массовой литературы. Он был переведен на сорок четыре языка и разошелся по всему миру рекордными тиражами (совокупно – более 50 миллионов экземпляров). В России книга также издана и в определенных кругах читателей пользуется большим спросом. Успех книги предопределен тем, что в современной массовой культуре особо популярны " конспирологические " сюжеты, истории разнообразных всемирных " тайных заговоров " . Романы подобного рода, как правило, строятся на историях разоблачения злых козней заговорщиков – членов секретных " орденов " , которые из века в век таят от мира высшие мистические знания, заставляющие по-новому осмыслить весь путь человечества. Интерес к идеологической продукции подобного рода понятен. Он строится на сформированной популярной культурой наших дней подмене фундаментальных религиозных ценностей, взывающих человека к напряженной и взыскательной внутренней духовной работе, их суррогатом, создающим иллюзию приобщенности к мистическим " тайнам мироздания " без необходимости брать на себя ответственность большую, чем та, что предполагается легковесной функцией потребителя " пикантных " сюжетов. Книга " Код да Винчи " , равно как и снятый на ее основе фильм, представляет собой детектив именно такого рода. Однако у нее есть одна принципиальная особенность: роль тайного " ордена заговорщиков " здесь играет Церковь (в буквальном смысле – Католическая, однако для автора – человека с большими претензиями на научность подхода к истории, но при этом фактически глубоко невежественного, поверхностного " публициста " , под именованием Римско-католической подразумевается историческая Апостольская Церковь вообще).

http://religare.ru/2_29587.html

Сюжеты объединены в самостоятельные законченные циклы. В сценах цикла «Жизнь Христа» отмечается особое внимание к образу Богоматери. Явлению Христа посвящено до 15 миниатюр. В М. Ч. отсутствует миниатюра со сценой «Сошествие во ад» (в эпоху Палеологов эта сцена осмысливалась как сцена «Воскресение Христа»). Особую художественную и смысловую нагрузку оформлению М. Ч. придает широко представленный цикл чудес и исцелений (32 миниатюры), интерес к к-рым проявился в оформлении груз. рукописной книги еще в X в. (1-е Джручское Четвероевангелие). Каждая сцена подана как преобразование мира, потрясающее присутствующих; во всех сценах правая рука Христа, направленная к исцеляемому или воскрешаемому, показана как чудотворящая носительница Божественной силы. Цикл проповедей и притч относительно немногочисленный, его особенностью является лаконичная трактовка сцен, без изображения деталей, указывающих на их символическое значение. Циклу жизни св. Иоанна Предтечи отводится 10 миниатюр (в Гелатском и 2-м Джручском Четвероевангелиях миниатюр больше). Сюжеты, обрамленные простыми графичными красными или голубыми рамками, свободно развернуты на представленной плоскости. Редко, не привлекая внимания, наступают на рамку ступни ног, переходят за нее части развевающихся одеяний и др. детали; либо элементы, наоборот, иногда срезаются рамкой и их законченный вид можно представить за ее пределами, при этом создается иллюзия неразрывности линии обрамления миниатюры. В то же время мастер размещает часть фигуры в глубине, за рамкой. Композиции лаконичны, все внимание перенесено на главных действующих лиц, второстепенные детали сведены до минимума, часто представлены в виде символов. Большинство сцен многофигурны, но не перегружены; каждая фигура, находясь в свободном пространстве, хорошо видна и узнаваема. При показе групп людей, когда передние фигуры перекрывают находящихся позади, чувствуется характерный для того времени интерес к пространственности; в позах и в выражениях лиц переданы психологические характеристики персонажей. Принцип асимметрии продиктован желанием более наглядно представить сцену, яснее передать содержание текста, сообразно развернув сцену в пространстве, и др. Архитектурный и пейзажный фон носит необычный для эпохи характер, выраженный в стремлении показать глубину пространства. Оформление буквиц

http://pravenc.ru/text/2564018.html

До современного читателя дошло всего 11 проповедей Преподобного, который имел обыкновение говорить без подготовки, и лишь малая часть произнесенных им проповедей и поучений была записана. Большая часть проповедей вошла в изданный в 1854 году в Петербурге сборник под названием «Несколько слов покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской церковной миссии». Сборник составили четыре проповеди, напечатанные ранее в «Прибавлениях к изданию Творений Святых Отцов», четыре впервые публикуемые проповеди и одно воззвание. Книга была переиздана в Санкт-Петербурге в 1995 году под названием «Слова». Назидательным целям служили и почти два десятка стихотворений и кантов, составленных архимандритом Макарием. В них ощущается сила, глубина и неподдельная искренность религиозно-нравственного чувства. Сюжеты этих произведений сугубо религиозные, преимущественно библейские. Преподобный обрабатывал тот или иной стих Священного Писания, псалом или библейскую песнь; иногда он переделывал народные псальмы на те же сюжеты. Некоторые стихи отражают покаянные и благодарственные чувства их автора. «Лепта: в пользу бедных между новокрещенными при Церковной алтайской миссии». Так назывался сборник религиозно-нравственных поэтических произведений архимандрита Макария, состоящий из 17 стихотворений, псальм и кантов, часть из которых была положена на музыку. Пять из них он написал в Глинской пустыни, одно – по пути в Сибирь, одно – в Тобольске, остальные – на Алтае. Сборник был издан в Москве в 1846 году при участии священника Николая Лаврова. Содержание сборника, история его составления и выхода в свет подробно рассматриваются в книге «Архимандрит Макарий Глухарев. По поводу 75-летия Алтайской миссии» (СПб., 1905). В XIX – начале XX века «Лепта» выдержала более 10 изданий. Песнопения просветителя Алтая полюбили не только в Сибири – их узнали и приняли и в Центральной России, и в других ее областях. Впоследствии на Алтае по образцу «Лепты» была составлена и издана «Лепта 2-я». «Песнь об Алексии, человеке Божием» была написана архимандритом Макарием в конце 1846 года в Болхове. Впервые напечатана она была лишь в 1890 году в составе очередного издания «Лепты».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Мы проводили семинары по воскресным школам, чтобы определить, как воспринимают мир современные дети. Одна из больших проблем: то, что дает сегодня воскресная школа, достаточно далеко от современных реалий, окружающих ребенка. Я просмотрел множество программ, и в целом это хуже или лучше изложенный " Закон Божий " Слободского. А современный ребенок живет, скажем, музыкой – это для него целый мир. Но каков репертуар, типичный для наших подростков-школьников? Одна из песен, которую слушают (к чести нашей молодежи, далеко не все!), – примитивный сказ о том, как один молодой человек ухаживал за девушкой, а на выпускном вечере она танцует с другим, и вот выход он находит в том, что теперь его " аттестат в крови " ... Получается, что в воскресной школе мы говорим о нравственном поведении, а в уши подросткам " вливают " подобные песни, призывающие к насилию. Социальные сети, Интернет, взаимоотношения полов, проблема абортов – есть масса тем, на которые подросткам нужно обязательно дать внятный православный ответ. Для этого можно было бы сделать телепередачу, где дать им возможность высказываться самим и подвести их к решению проблем в духе Православия. Священник Иоанн Горбунов, настоятель храма святой великомученицы Параскевы деревни Ольшаны Столинского района (Пинская епархия Белорусского экзархата): – Не секрет, что телевидение, в первую очередь, интересно тем людям, которые не пользуются или не в полной мере пользуются Интернетом. И в большинстве своем они привыкли смотреть то, что им предлагается, не имея возможности самим подбирать видеоинформацию. Причем на телевидении светском все наиболее интересное для зрителей чрезмерно перегружено рекламой. От этого не уйти: телевидение в основном за счет рекламы существует. И вот те интересные передачи и фильмы, которые столь редко появляются на экране, люди приспосабливаются смотреть с перерывами, а во время рекламы занимаются кратковременными домашними делами или перекусывают. На мой взгляд, для нормального существования церковных видеоматериалов на светских телеканалах предлагаемые сюжеты должны быть короткими, чтобы не нарушалась целостность материала рекламой, или же неким образом следует заранее оговаривать вопрос о минимизировании рекламы во время их показа. Причем сюжеты должны быть максимально качественные, а иначе не надо это вообще делать.

http://religare.ru/2_96808.html

vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Корин Павел. Старый сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский». 1942–1943 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Презентация выставки её организаторами vk fb tw ok @ g+ lj Панорама «Ледовое побоище» Автор: Евгений Емельянов vk fb tw ok @ g+ lj Панорама «Ледовое побоище», фрагмент Автор: Евгений Емельянов vk fb tw ok @ g+ lj Меч князя Довмонта-Тимофея. XIII век Псково-Изборский объединенный музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Княжеский шлем. XIII – пер. пол. XIV века Городецкий историко-художественный музейный комплекс vk fb tw ok @ g+ lj Неизвестный художник. Портрет Александра Невского vk fb tw ok @ g+ lj Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий, Зосима Соловецкий, Александр Невский (в схиме Алексий), Василий Блаженный, предстающие Пресвятой Троице Псково-Изборский объединенный музей-заповедник Раздел 1. Древняя Русь. Легенды и быль Одними из важнейших стали для художников сюжеты, отражающие события из истории Древней Руси, вобравшие в себя поэтические легенды о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире, периоде монголо-татарского нашествия. Эти и другие сюжеты бытуют в русской живописи разных эпох: от классицизма до реализма и импрессионистического направления начала XX века. vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов В.М. Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов В.М. Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890 Нижегородский государственный художественный музей vk fb tw ok @ g+ lj Горбатов К.И. Струги. Великий Новгород. 1912 Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

http://pravoslavie.ru/139872.html

Церкви украшались также мраморными плитами со сценами на религиозные сюжеты, выполненными в технике «выемчатого фона», который заполнялся цветной пастой, – типичная византийская техника, распространенная в V в. Сотни могил (языческих и христианских), изученных на обоих кладбищах Херсонеса, представляют собой так называемые «склепы» – высеченные в скале камеры, снабженные небольшим коридором (дромос), обычно с тремя ложами, расположенными у стен, с четвертой стороны был вход. Большинство могил разграблено еще в древности. Интересны склепы с христианской живописью, числом свыше десятка. В живописи преобладают геометрические и цветочные мотивы, изображения птиц, в некоторых склепах на своде изображены крестовидно расположенные гирлянды и хризма так называемого Константиновского типа (тип «Хи-Ро»). В одном склепе на западном кладбище сохранились остатки сюжетной сцены, не поддающейся идентификации. Эта группа склепов датируется серединой IV – серединой V в. Из Херсонеса происходит множество предметов прикладного искусства V- VII вв.: кресты и перстни из драгоценных металлов, бронзовое кадило с фигурами Христа и апостолов, бронзовые пряжки, керамические лампы с различными изображениями, многочисленные краснолаковые блюда (terra sigillata). Среди изображений на керамике встречаются редкие сюжеты – фигура Христа с крестом, цирковая сцена. Археологических свидетельств о городской жизни VIII-IX вв. сохранилось немного. Проблема преемственности или дисконтинуитета городской жизни между ранневизантийским и средневизантийским временем служит предметом многолетних дискуссий. X в. – время важных перемен: в различных кварталах Херсона строят купольные церкви типа «вписанного креста», которые к этому времени распространяются всюду в византийском мире. По размерам они значительно меньше древних базилик. Так, размеры церкви на агоре –19 х 16 м. К тому же типу относится церковь 4 в квартале 37. Тип базилики продолжали использовать и в X в. (например, сводчатая церковь с тремя апсидами в квартале 7). В некоторых церквах для погребений устраивались аркосолии в стенах, как в церкви в портовом районе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведенные выше изображения Богоматери в древних храмах, посвященных Софии, в своей семантической основе зависели не столько от определенных текстов Священного Писания , сколько от всей системы христианских понятий об устроении мира, и поэтому могли трактоваться сколь угодно широко. Простота и универсальность изобразительных форм, сопоставимых с идеальными представлениями о церкви, мире, космосе, составляли главную часть образной структуры, символические же мотивы необходимы были лишь как начало длинного ряда, как основание, от которого начиналось построение беспредельной цепи умозрительных ассоциаций. В искусстве времени Палеологов на первый план выступает не стремление к воссозданию в изображениях идей христианского универсума, а тенденция к детальному уточнению и догматической выверенности круга художественных образов, к точному обоснованию их патристическими, литургическими или агиографическими текстами. В этом отношении особенно показательно появление в конце XII столетия ряда иконографических типов, являющихся иллюстрациями наиболее известного фрагмента из Книги Притчей, паремийного чтения большинства богородичных праздников – «Премудрость созда себе дом...» ( Притч.9:1–6 ). И. Ф. Мейендорф, 213 посвятивший свое исследование композициям, возникшим на основе этого текста, показал, как разнообразны были его вариации: от детального, «пословного» иллюстрирования до превращения большинства семантических понятий притчи в символические изображения. В таких композициях художественная интерпретация текста, хотя и весьма разнообразна в своих приемах, но ограничена его содержанием, и поэтому, вольно или невольно, сюжеты сужаются, больше внимания уделяется второстепенным деталям, без которых воспроизведение смысла кажется неточным и неполным. И. Ф. Мейендорф по поводу появления столь изобильной изобразительной символики заметил, что она измельчает тему Софии, разносит ее по каплям в другие сюжеты Ветхого и Нового Завета. 214 Так, например, в Сопочанах в сцене Преполовения он отмечает появление храма на семи колоннах, в Марковом монастыре – Христа на троне, в окружении семи херувимов и мандорлы, где херувимы обозначают семь даров Святого Духа, а все вместе утверждается надписью νυποστος του θεου λγου σοφα (ипостасная Бога-Слова Премудрость).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010