Так в куполе, как говорилось, может находиться образ Христа Пантократора, а может быть Вознесение, на тромпах или парусах сюжеты, раскрывающие тему Боговоплощения (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление и Преображение) или образы евангелистов, ставшие наиболее употребительными, но при многоглавом храме здесь могут появиться и архангелы, и святители (собор св. Марка в Венеции), на западной стене внутреннего объёма храма – образ Страшного Суда или Успение Божией Матери. В алтарной апсиде римских храмов доминирующей становилась тема “Traditio legis”, а для византийских классической стала такая схема (сверху вниз): Богоматерь, “Причащение апостолов”, “Служба святых отцов” (иначе – святительский ряд, в средневизантийское время это фронтальные фигуры святителей, а позднее – в пол-оборота, как в деисусной композиции). В бескупольных базиликах на юге Италии образ Пантократора перемещается в конху апсиды. На сводах рукавов пространственного креста крестово-купольного храма могут быть с севера – композиции страстного цикла, а с юга – пасхального. Нижние части стен и опоры могут использоваться для однофигурных изображений святых. Наличие евхаристического принципа, раскрывающего смысл происходящего в храме и, если есть образ “Причащения апостолов” в апсиде, то соотносящего всё с ним, вводит и элементы литургической логики в последовательность размещения стенописных композиций. Сам евхаристический принцип имеет корни в раннехристианском катакомбном искусстве и, пройдя через наиболее “классический” средневизантийский период, может давать знать о себе в любые последующие времена. Усложнение иконографии в XVI-XVII вв. отразилось и на стенописи. Уже в начале этой эпохи появляются интересные перемещения акцентов в программах росписей: богородичная тема у Дионисия на стенах храма Рождества Богородицы в Ферапонтово, активное включение в стенопись изображений вселенских соборов (там же и, например, в Спасо-Преображенском соборе Ярославля). Разнообразны и многодетальны сюжеты монументальной живописи XVII в., но их повествовательность не нарушает традиционного иерархического принципа, не препятствует исторической логике высоких иконостасов.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Основу фасадного убранства колокольни составляют пучки трехчетвертных колонн, оформляющих углы четвериков и несущих активно раскрепованные антаблементы. В двух нижних ярусах сдвоенные колонны (в нижнем ярусе пилястры), объединенные общим постаментом, фланкируют высокие арочные проемы звона, а еще одна оформляет угол, в третьем ярусе вместо угловой колонки выпущен угол стены, а в четвертом использованы одинарные колонны, а над антаблементом возвышается раскрепованный лучковый фронтон. В отличие от прототипа — костромской колокольни — в Яковлевском не использованы капители разных ордеров (в зависимости от яруса) и каменные вазы на углах ярусов по осям колонн. Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым, замкнутым с востока тремя лотками, одностолпная трапезная — двумя лотковыми, разделенными подпружными арками и усложненными распалубками над окнами; нижний ярус колокольни завершен купольным сводом. Четверик расписан по всем стенам и сводам сплошь ковровой росписью, что является большой редкостью для 1-й пол. 19 в. В сомкнутом своде живопись традиционной иконографии с “Новозаветной Троицей” на восточном лотке и архангелами на остальных. Она отличается уровнем профессионального мастерства художника. Автор свободно владеет искусством письма складок, драпировок, объемность и динамизм которых придает особую подвижность фигурам, стоящим на облаках. Живопись стен многоярусная, в виде отдельных клейм, разделенных живописными рамками, имитирующими архитектурный декор: тяги карнизы, пилястры. Евангельские и библейские сюжеты трактованы увлекательно в лубочной манере письма. В трапезной композиции размещены в виде отдельных картин в рамах, изображающих архитектурный лепной декор. Живопись правленая, в основе — письмо, аналогичное росписи свода четверика. Притвор церкви под колокольней расписан. Иконографическая программа оригинальна: купольный свод разделен на сектора, в каждом из которых помещена фигура святого, на парусах — евангелисты, на стенах — московские митрополиты, “Спас на престоле с предстоящими” и большая композиция “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. Архитектурные элементы заполняет орнамент типа гризайли. Основные сюжеты написаны в той же стилистике, что и письмо трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=03555

Мне кажется, что в британских СМИ существует широкий спектр мнений. Проработав на Би-Би-Си десять лет, я могу сказать, что в нашей корпорации интерес к религиозной жизни в России вырос. — Давайте поговорим об этом подробнее. В каких передачах или сюжетах возможно появление религиозных тем? — В прошлом году накануне президентских выборов в России, Всемирная служба Би-Би-Си проводила целый «русский сезон». В эфир выдавались, не побоюсь этого слова, тонны сюжетов о жизни в России. Президентские выборы стали поводом поговорить о том, как живет современная Россия. И здесь сюжеты о Церкви играли большую роль. Протоиерей Всеволод Чаплин был в эфире. Я помню, было два или три сюжета из приходов в провинции. Через церковную жизнь можно много всего увидеть. Можно увидеть, кем себя осознают или, наоборот, не осознают нынешние граждане России. Можно о многом рассказать, например, описывая жизнь одинокого прихода, где священник — единственный непьющий человек на 20 км вокруг. Есть также тема прав человека. Можно соглашаться или не соглашаться с мнением, которое артикулировали покойный Патриарх и митрополит Кирилл. Но эта позиция хотя бы есть, и с ней можно спорить. Вот, например, на Би-Би-Си, когда поднимаются темы, связанные с панорамным взглядом на российскую жизнь, — а они периодически возникают. — Какие сюжеты или публикации последних лет, посвященные Русской Церкви, вы могли бы отметить и почему? — Я всегда с большим интересом читаю все, что публикует на эти темы в «Таймс» ее московский корреспондент Тони Халпин. Особенно запомнились его материалы о перезахоронении императрицы Марии Федоровны два с лишним года назад. Я уже упомянул о «русском сезоне» на Би-Би-Си. И, конечно, отмечу очень интересное интервью и развернутый фоторепортаж о жизни Патриарха Алексия, который опубликовала шеф-корреспондент французского журнала «Пари матч» Каролин Пигоззи. Ей удалось по-настоящему разговорить Патриарха, который рассказывал о своем отношении к современным технологиям и очень трогательно повествовал о своем детстве. Отмечу большую главу, посвященную Патриарху, в книге той же Каролин Пигоззи «Послы Бога».

http://e-vestnik.ru/interviews/pravobraz...

В XVII в. появились печатные книги с гравюрами на тему «Лествицы»: «Триодь Постная» (Триодион) и «Лествица» (Киево-Печерский мон-рь, 1627), «Лествица» (с гравюрой Ф. И. Попова по рис. Т. Аверкиева, М., 1647), «Триодь Постная» (с гравюрой работы В. Л. Ушакевича, Львов, типография Ставропигийского братства, 1664). Композиция «Лествица» нередко воспроизводилась на стенах рус. храмов. Так, на юж. стене зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) представлены в клеймах, имеющих форму келий, светлые фигуры отшельников в покаянных позах, олицетворяющих 5-ю ступень лестницы (покаяние). В XVII в. сюжеты на тему «Лествицы» появились в росписях поволжских храмов: цикл «Видение Лествицы», состоящий из 30 сцен, в «каморе» в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1640-1641); в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме, рядом со «Страшным Судом» (ок. 1652, артель Василия Ильина); «Видение Лествицы» в Троицком мон-ре в Калязине (1654, артель Василия Ильина). В иконописи сюжеты на тему «Видение Лествицы» присутствуют на отдельных иконах XV-XVI вв. На иконе сер. XVI в. «Видение Лествицы», возможно созданной в Москве (ГРМ, из собрания Н. П. Лихачёва), И. Л. представлен стоящим около храма (или в пространстве храма?). Подробное изложение событий Жития И. Л. содержит икона «Видение прп. Иоанна, с житием и монашескими подвигами» (посл. треть XVI - нач. XVII в.; РГИАХМЗ): житийный цикл открывает сцена прощания с родителями - И. Л. с братом отправляются «во учение», иллюстрируется история кораблекрушения, после к-рого спасшиеся братья решили стать монахами; в др. клеймах рассказывается о предсказании И. Л. игуменства, чудесном спасении им ученика Моисея, изображаются сцены монашеских подвигов. На иконе «Лествица прп. Иоанна со страдальцами» кон. XVII-XVIII в. из Выгореции (часовни д. Шелтопорог Медвежьегорского р-на Карелии) (МИИРК) сцена «Видения» смещена в верхний угол и по размерам приравнена к клеймам подвигов. На иконе «Прп. Иоанн Лествичник» («Проповедь прп. Иоанна Лествичника и Лествица Небесная») (2-я пол. XVIII в., ЦАК МДА) преподобные, поднимающиеся по лестнице, показаны с крыльями, что соответствует тексту «Видения прп. Иоанна Колова» («Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 166-167); И. Л. представлен у лестницы перед группой иноков с учительным жестом и раскрытым свитком в руке (начало текста: «Внимайте, братие, себе…»).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

На стенах по сторонам от портала в 5 ярусах изображены сцены на библейские сюжеты. Слева от входа над цоколем под арочной аркадой на троне восседает царь Давид в окружении 4 музыкантов. Выше расположены 4 сцены, повествующие о деяниях царя. Сюжеты 4-го яруса посвящены истории царя Соломона (4 сцены). На торцовой части стены помещено «Вознесение прор. Илии». В 5-м ярусе изображены святые и блаженные. Справа от входа в центре арочной композиции находится прор. Аарон, по одну сторону от него - «Бог вручает Моисею скрижали», по другую - неизвестный священник и светский персонаж. Композиции 3-го и 4-го ярусов связаны с прор. Моисеем и иллюстрируют события кн. Исход (6 сцен). Выше, как и на противоположной стене, располагается ярус со святыми и блаженными. Цель величественного ансамбля зап. фасада Санта-Марии в Риполе, в композиции к-рого прослеживается явное сходство с рим. триумфальной аркой,- продемонстрировать торжество учения Христа и величие христ. Церкви. Античный вкус присутствует в декоре саркофага графа Барселоны Рамона Беренгера III (1082-1131), выполненного после смерти правителя и установленного в клуатре церкви. Клуатр ц. Санта-Мария в Риполе строился с XII по XIV в. Верхняя галерея была возведена в XVI в. Наиболее интересные романские капители находятся в северной галерее. Помимо растительного орнамента и фантастических животных здесь можно видеть сцены назидательного содержания с атлантами, русалками, ангелами-орантами. Манера изображения растений, драпировок, типов лиц - широкоскулых с пухлыми губами и большими глазами - близки к скульптуре Лангедока. Для клуатров Каталонии характерно сходство в стилистических приемах, композиционных схемах и сюжетах. Часто ансамбль фигурных капителей клуатра компенсирует отсутствие скульптурного портала (церковь мон-ря Сан-Пере-де-Гальиганс в Жироне). Среди любимых композиций каталон. мастеров - пары львов на углах капителей, грифоны, орлы, русалки, ангелы, фантастические существа и маски в зарослях аканфа. Фигуры выполнены в технике высокого рельефа, для них характерна энергичная пластика.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Полиптихи палеологического времени содержат в основном изображения двунадесятых праздников; один из них – гепсаптих (размер каждой створки 30 на 13 см) – имеет на обороте створок изображения двух архангелов, апостолов Петра и Павла, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого 187 , а другой – тетраптих – включает изображения страстей и мучеников 188 . Как видим, во всех памятниках присутствует цикл двунадесятых праздников, на большинстве – святые года, в меньшем количестве – серии с триодными евангельскими сюжетами. В большинстве серий входят Менологии, которые включают, как правило, праздники постоянных дат. На многих полиптиках каждый цикл целиком изображен на отдельной плоскости: двунадесятые праздники, сюжеты Постной или Цветной Триоди, святые месяца, трех месяцев или полугода. Такая организация позволяет вместить в серии большое число изображений праздников и святых. Суммируя сюжетный состав полиптихов, можно сказать, что он подчиняется единой схеме, которая предполагает участие одного или нескольких определенных циклов. Цикл двунадесятых праздников при этом видится обязательным, сюжеты евангельских чтсний в службах Великого noera, Страстной недели и Пятидесятницы выступают как дополнительные. Цикл с изображением святых имеет два варианта, то есть святые изображены или по дням памяти, согласно менологию, или по чинам святости. Серии соответствуют составу литургического года в двух его частях – пасхальной и календарной, что бесспорно говорит о их связи с богослужениями года. Опираясь на выявленную типологию, мы можем отнести к иконам proskynesis также мозаичные и живописные палеологовские диптихи с изображением двунадесятых праздников, а именно: мозаичный диптих в музее Opera dei Duomo во Флоренции 189 , створку живописного диптиха в Эрмитаже 190 , створку подобного же диптиха в Третьяковской Галерее 191 и диптихи, представляющие единую композицию на песнопение Великой Субботы «Не рыдай мене, мати...» (например, в монастыре Метеоры, размер каждой створки примерно 27 на 21 см 192 ), как некие обособившиеся циклы больших литургических серий. Названные двусоставные иконы имеют малый формат, от 20 до 30 см – тот же, что у большинства синайских полиптихов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Лит.: Ξυγγπουλος. 1957. Σ. 62-66; 1965. С. 67-104; Chatzidakis. 1972. P. 185-192; Δρακοπολου. 1997. Σ. 117-120. Церковь свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии), согласно ктиторской надписи, построена и украшена росписями на средства некой мон. Евпраксии в 1485/86 г. Росписи покрывают почти все пространство церкви. В верхней части стен традиционно размещаются евангельские сюжеты, в нижней - фигуры святых. В алтарной апсиде в большом Деисусе кроме Богоматери и св. Иоанна Предтечи предстоящими в молении Иисусу Христу изображены великомученики Феодор, Димитрий и Георгий в царских одеждах. Эта иконография имеет касторийский источник - царский Деисус в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» 1383/84 г. Впрочем, варианты этой композиции встречаются не только в храмах Кастории. По стилю живописи в ансамбле фресок ц. свт. Николая Чудотворца исследователи выделяют произведения по меньшей мере 2 мастеров, что позволяет говорить именно об артели. Для работ этой мастерской характерны хорошо уравновешенные композиции, длинные, изящно сделанные надписи, разнообразные орнаменты, богато украшенные одежды, особые физиогномические типы (лица почти треугольной формы, с резко обрисованными подвижными чертами, с плоскими светлыми поверхностями почти без теней). В ансамблях, исполненных этими мастерами, часто встречаются определенные сюжеты (напр., большой Деисус со святыми в царских одеждах, как в этой церкви) и нек-рые детали, заимствованные из зап. искусства, особенно в изображении оружия, предметов быта. Росписи ц. свт. Николая Чудотворца считаются классической работой этой мастерской. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 179-188; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 103, 106, 109, 110. Церковь свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» находится в квартале Ап. Фомы. Это небольшой вытянутый храм с нартексом и 5-гранной апсидой, построенный из камня с деревянными связями. Его строительство и первоначальные росписи относятся, вероятно, к кон. XV в. Они сохранились фрагментарно, однако исследователи считают, что сцена «Вход Господень в Иерусалим» на сев. стене написана теми же мастерами, к-рые работали в ц. свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Традиционные для византийской культуры циклы и сюжеты на стенах ферапонтовского собора начинаются с образа Христа Пантократора в барабане, архангелов и праотцов - под Ним и евангелистов - в парусах. На подпружных арках размещены образы святых мужей и жен в медальонах, в люнетах арок - «Учения отцов церкви», в сводах - евангельские сюжеты, на западной стене - «Страшный суд». Сосредоточием росписи является цикл из 25 композиций Богородичного Акафиста, занимающих столпы, стены и примыкающие своды. Вселенская иерархия изображений святых, жизни Богородицы и Христа, притч и поучений завершается изображениями семи Вселенских соборов, через которые борьба за догматическую чистоту православной церкви на Руси находит связь с прославлением чуда Боговоплощения и звучит как Торжество Православия. Над уровнем пола - полотенца с неповторяющимися орнаментами. В алтарных апсидах - Иоанн Предтеча в жертвеннике, Богоматерь с Младенцем и Николай Чудотворец. Всего в соборе насчитывается около 300 самостоятельных сюжетов. Все они связаны между собой как живописными переходами, так и глубокими богословскими решениями, раскрывающими представленную модель мироздания как Премудрость Божию. Стенопись собора никогда не подвергалась поновлениям, от которых пострадали многие русские росписи XI-XVII в.в. Частичные утраты были связаны с трещинами в стенах собора вследствие разрушений фундамента. Процарапанная в алтаре надпись 1738 г. сообщает об укреплении стен храма железными связями и поновлении «остенного письма радением и рачением игумена Павла». Поновления были выполнены по новому грунту только там, где в больших трещинах оказался утраченным авторский левкас - в западной части собора. Наиболее заметные утраты росписи связаны с растеской окон в барабане, на стенах и пробивкой нового окна в верхней части западной стены в конце XVIII в. В 1913-1915 г.г. в соборе велись восстановительные работы с укреплением фресковой штукатурки, завершившиеся к 1925 г. Фрагментарные реставрационные работы на стенописи относятся к 1926-1930 и 1959 г.г. С 1981 по 2011 г.г. в соборе осуществлялись комплексные исследовательские и консервационные работы, которые максимально обеспечили авторскую сохранность росписи и вывели памятник в безопасное состояние.

http://sobory.ru/article/?object=05144

Юбилей Елены Владимировны Беляковой В 2015 г. отметила юбилейный День рождения кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Владимировна Белякова. Е. В. Белякова родилась 29 декабря 1955 г. в поселке Пеледуй Якутской АССР. Ее родители – Нина Петровна Коробцева и Владимир Микулович Долгий – закончили в 1953 г. Философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Долгое время они работали на Севере. В конце 1960-х гг. семья вернулась в Москву, где Е. В. Белякова поступила в 1972 г. на Исторический факультет МГУ. Она специализировалась на кафедре источниковедения и историографии, в 1977 г. под руководством А. И. Рогова защитила дипломную работу на тему «Источники по истории автокефалии Русской Церкви». С 1977 г. она работала старшим консультантом Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с 1986 г. – в Государственной публичной исторической библиотеке. В 1997 г. Елена Владимировна начала работать в Центре истории религии и церкви Института российской истории РАН и в 1998 г. под руководством члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова защитила кандидатскую диссертацию «Мазуринская редакция Кормчей и ее историко-культурное значение на Руси». Исторические сюжеты, которые разрабатывала Е. В. Белякова, касались ключевых моментов истории Русской Церкви: учреждение московской автокефалии, а затем патриаршества в Москве, церковный раскол XVII в., Поместный собор 1917–1918 гг. В ходе изучения этих сюжетов ею были введены в научный оборот множество новых источников, а сами события рассматривались сквозь призму канонического права. Преподавание истории Церкви с 1990 г. стало причиной обращения к необходимости концептуального осмысления истории Церкви как института и вытекающей отсюда темы ересей и расколов. Елена Владимировна Белякова относится к числу редких ученых, которые не боятся браться за изучение таких тем, на которые мало кто отваживается посягнуть, полагая их либо слишком сложными, либо не сулящими скорой отдачи, не приносящими ярких побед исследователю. Именно эти «малоинтересные» сюжеты – древнерусское церковное право, Кормчие книги, Скитский устав – приобретают неожиданное звучание под пером Елены Владимировны. Необычная и нехарактерная для отечественного ученого тематика исследований на деле вполне закономерна. Е. В. Белякова – последовательная ученица Я. Н. Щапова – в большей степени тяготеет к дореволюционной отечественной школе, нежели к советской.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074379/

Исследовательница старообрядческого рисованного лубка Е.И. Иткина выделяет шесть основных центров его производства: поморский (выго-лексинский), печорский, северодвинский, вологодский, гуслицкий и московский. Каждый из этих центров отличался своими самобытными чертами. Сюжеты рисованных лубков, создававшихся в Выговском и Лексинском общежительствах, весьма разнообразны. Эго и события исторического прошлого России («Разорение Соловецкого монастыря»), и портреты деятелей старообрядчества (иноков Корнилия и Виталия, братьев Андрея и Семена Денисовых, Даниила Викулова и Петра Прокопьева), и изображения старообрядческих монастырей, и иллюстрации к рассказам и притчам из Библии и разнообразных цветников, и картинки, предназначенные для чтения и песнопения, и упоминавшиеся уже выше святцы-месяцесловы. Среди библейских сюжетов наиболее часто встречается тема сотворения человека, грехопадения и изгнания из рая. Встречается и отдельный сюжет этой темы – Адам и Ева у дерева познания добра и зла. Любимым сюжетом выговцев были изображения вещих птиц Сирина и Алконоста в окружении райских деревьев и цветов. Отдельную группу представляют картинки с назидательными рассказами и притчами из различных сборников. Сюда относятся такие сюжеты, как «Аптека духовная» (идея излечения грехов при помощи добрых дел), «О добрых друзьях двенадцати» (о двенадцати христианских добродетелях), «Древо разума», «Семь смертных грехов», «Возрасты жизни человеческой», «Печать премудрого царя Соломона» и другие. Подобные рисованные лубки содержат полезные изречения, советы («Труды – телу честь, а души спасение», «Чистота к Богу приводит», «Послушание – святое дело и скорый путь ко спасению» и т.д.). Все изречения заключены в орнаментированные круги и обычно помещены на изображении древа. Передки среди поморских листов портретные изображения основателей и руководителей Выговскою общежительства, выполненные в манере, близкой к иконописной. Иногда рядом с портретами настоятелей помещалось изображение Выговского монастыря. Подробный рисунок Выговского и Лексинского монастырей содержится на листах «Родословное древо Андрея Дионисьевича» и «Поклонение иконе Богоматери Печерской». На рисунке различимы все деревянные строения с их архитектурными особенностями, что позволяет исследователям довольно точно реконструировать планировку этих монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010