Однако всё с самого начала пошло не по плану и все акции против Православия и Патриарха в основном имели обратный эффект, т.е. вместо раскола православной общественности по преимуществу вызывали её сплочение, да ещё вызывали раздражение даже у неверующих (кроме малочисленных воинствующих атеистов). Всё это ещё сильнее бесило организаторов антиправославной кампании, и заставляла их делать новые ошибки. Но когда дело «Pussy Riot» окончательно стало двигаться к суду и реальному приговору, «пятая колонна» совсем забеспокоилась - стал понятен не только провал самой компании против Православия, но и то, что обвинительный приговор с реальным сроком отобьёт желание совершать подобные акции у множества потенциальных сторонников «оппозиции». К тому же на суде выявилось, что выложенный в Интернет ролик с записью беснования в Храме был ещё и фальсифицирован: вместо реальных криков «Срань Господня!», там наложили другой звуковой ряд со словами «Богородица! Путина прогони!», рассчитывая придать уголовному наказанию над похабницами характер политического преследования и мести, а всё это вместе обозвали «панк-молебном». В результате всего трём участницам преступной акции выписали по 2 года реального лишения свободы (потом правда одной сократили срок и выпустили за некоторое сотрудничество со следствием) и отправили на перевоспитание в удалённые лагеря, да ещё и приняли закон о наказании за оскорбление чувств верующих. В общем, акцию следует признать полностью провальной, с точки зрения целей «пятой колонны», что подтвердил и один из лидеров «оппозиции» Владимир Милов. 19 июля 2012 года в Казани были совершены два теракта: в подъёзде собственного дома был убит великий татарский богослов XX-XXI века Валиулла Якупов, а спустя менее часа в собственный машине был подорван муфтий республики Ильдус Фаизов, получивший тяжёлые ранения, но оставшийся жив. Это событие стало рубежом, отделившим прошлое мирное развитие Татарстана от перехода к новой фазе - открытого формирования в республике ваххабитского подполья и попытки перехватить руководство мусульманской сферой ваххабитами у представителей традиционного ислама ханафитского мазхаба. В этот же день в Интернете был выложен ролик-обращение «амира моджахедов Татарстана», который сам с открытым лицом, в окружении группы бандитов с оружием и в масках объявил о начале активной фазы вооружённой борьбы против России и принёс присягу верности Доку Умарову - лидеру ваххабитского виртуального государства - «Имарат Кавказ». Таким образом, ваххабитское бандподполье в Татарстане от латентной фазы перешло к открытой борьбе и фактически с этого момента 20-летняя работа по превращению Татарстана в новый Дагестан начата совершенно легально.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/15/...

К сожалению, расходование огромных средств, имевшихся в распоряжении Святейшего Синода, а также многих подведомственных ему монастырей и церквей, не было строго целенаправленным. Отсутствовало разумное общее планирование, которое помогало бы избегать излишнего накопления капиталов на банковских счетах и целесообразно расходовать их на церковные нужды  . § 7. Обер–прокуратура Священного Синода а) Святейший Синод как высшая инстанция управления Русской Православной Церковью со временем попадал во все большую зависимость от государства, что не в последнюю очередь объяснялось постепенным усилением власти обер–прокурора. В развитии института обер–прокуратуры выделяются две фазы. Первая — со времени основания до 1803 г., в это время власть обер–прокурора не имела решающего значения в деятельности Святейшего Синода, который находился еще в непосредственных отношениях с самим государем. Вторая фаза, начавшаяся в 1817 г., продолжалась до конца синодального периода, в этот период непосредственные отношения между государем и Святейшим Синодом почти полностью прекратились и обер–прокурор стал в качестве полномочного и всемогущего министра единоличным представителем Святейшего Синода перед правительством, представителем учреждения под названием «Ведомство православного исповедания». 1803–1817 гг. — это переходное время, когда под началом князя А. Н. Голицына создавались условия и предпосылки для наступления второй фазы. Причину указанных перемен следует искать не в том, что изменились взгляды государя на свои обязанности и права по отношению к православной Церкви, а в процессе разграничения полномочий отдельных административных ведомств, происходившем после создания министерств при Александре I. Этот процесс наметился при Екатерине II и был полностью завершен в царствование Николая I, когда вполне сложились кодексы законов, как общие для всех ведомств, так и регулировавшие внутриведомственные отношения. Был образован новый централизованный аппарат управления, охвативший и Церковь. Полицейское государство с его бюрократической администрацией, обязанное своим возникновением реформам Петра I, приобрело окончательные формы при Николае I. Во время его царствования произошла полная бюрократизация всего аппарата управления, не миновавшая и Церковь, что с точки зрения императора было не только естественно, но и необходимо. Обер–прокурор Святейшего Синода, бывший для Петра «оком» государевым, превратился в полномочного министра по делам церковного управления, сохранив эти функции вплоть до конца синодального периода  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Однако Александрийская Пасхалия на протяжении двух веков не употреблялась на латинском Западе. В отдельные годы Римская Церковь отмечала Пасху неделей позже, чем на Востоке. И это не было причиной для церковного раскола, поскольку, вопреки мнению представителей современной греческой старо-календарной схизмы, ни Александрийская Пасхалия, ни юлианский календарь не были введены во всей Церкви общеобязательным решением I Вселенского Собора, о чём уже упоминалось выше. Только благодаря авторитету и активной научной деятельности аббата Дионисия Малого в 525 году в Италии и в 589 году в Испании был введён продолженный до 626 года канон Кирилла Александрийского . Окончательное общехристианское календарное единство было установлено только к началу IX века и просуществовало до календарной реформы папы Григория XIII в 1582 году. 1.5. Григорианская календарная реформа 1.5.1. Причины реформы Говоря о реформе календаря 1582 года, необходимо упомянуть и о причинах, побудивших папу Григория XIII к её осуществлению и отказу от юлианского времяисчисления. Ибо многие из этих причин в XX столетии побудили большинство Поместных Православных Церквей провести реформирование юлианского календаря. Выше уже приводилось описание структуры юлианского календаря с рассмотрением его преимуществ и недостатков. Ко всему этому стоит добавить, что вследствие неточности Метонова цикла, фазы Луны в Вечном лунно-солнечном церковном календаре отстают на одни сутки за 310 лет, что требует обязательной корректировки. Однако необходимого исправления в православной Пасхалии не было предусмотрено, в силу чего весенние «пасхальные» полнолуния в наше время приходятся в каждом году на четыре-пять суток позже истинного астрономического полнолуния 70 . 1.5.2. Календарная реформа 1582 года. Структура нового календаря Вышеупомянутые причины, обуславливающие астрономическую неточность юлианского календаря, привели к тому, что в XVI веке фазы Луны в календарных таблицах отставали уже на четверо суток. В результате этого празднование Пасхи достаточно часто совершалось не в первый, а во второй воскресный день после астрономического полнолуния, что порождало определённого рода несоответствие никейскому календарно-пасхалическому канону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, метя в первые, переходные, послебольшевицкие фазы восстановления нашей государственности, фазы диктаторского, может быть тоталитарного характера, какие отправные положения мы должны предположительно иметь в виду? Где и какое тут место церкви, христианству? Мы – богословы и церковники, по опыту знаем, что обычно в ответе на подобные вопросы наблюдаются два варианта. Люди мирские, светские, общественники и государственники невольно увлекаются, по их специальному призванию, тенденцией использовать авторитет церкви и религии чисто утилитарно, в целях порядка и укрепления власти. Тенденция, в умеренной дозе естественная и здоровая, обычно заходит далее законной черты. Церковь мыслится просто как служебный орган государства, и, под видом дружественного с ней союза, люди политики налагают на церковь иго безропотного тягла по указке государственной, благо церковь по природе кротка и жертвенна. У церковников поэтому есть своя жгучая забота о достойном положении церкви в государстве. Это отнюдь не забота о каких-то внешних привилегиях, материальных субсидиях и дотациях казны. Наоборот, скорее боязнь этих чечевичных благ, за которые часто продается драгоценнейшая внутренняя каноническая свобода. Это опять не свобода от участия в тяжком подвиге национального строительства. Приходилось слышать от мирян и такие смешные подозрения, что каноническая свобода церкви это как бы «отлынивание» от общего дела. Церковь есть лучший помощник в созидании общего блага, общей культуры в духе права и правды, мира и благоволения. Но эту роль не ложно, не бессильно, не декоративно, не иллюзорно она выполняет только тогда, когда она есть подлинно, внутренне свободная, независимая духовная держава, в которой на троне восседает Христос-Царь, нелицеприятный Судия, судящий с правдой и милосердием. Когда совесть пастырей не связана внешним принуждением и они могут быть как патриархи и отцы в родном доме, в своем государстве авторитетными арбитрами по Евангелию во всех конфликтах их духовных чад, добровольно прибегающих к их суду и совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Пробежимся кратко по другим, менее важным событиям 2008 года. В начале года в России прошли большие учения " Восток " в которых было задействовано около 8000 военнослужащих и много боевой техники, а осенью состоялись крупнейшие со времён СССР командно-штабные учения " Стабильность " совместно с Белоруссией. В мае из пещеры под Пензой вышли последние затворники, уставшие ждать обещанного им конца света. В июне прошёл первый Архиерейский собор РПЦ, в котором участвовали архиереи РПЦЗ. Это первый зримый результат объединения Церкви. Собор рассматривал вопрос прав человека с точки зрения православного вероучения, а также введение церковного суда для разбирательства споров внутри РПЦ. В предпоследний день июня исполнилось ровно 100 лет с момента падения тунгусского метеорита, обломков которого так и не удалось найти за все 100 лет. В этой связи оживились бурные дискуссии о природе это феномена (начиная от традиционных теорий - сгоревшей в атмосфере кометы или астероида и взрыва выделившегося из недр гигантского объёма метана и кончая экзотическими - столкновения с инопланетным космическим кораблём, разрядом мощной энергии, подготовленного знаменитым Николо Тесла и даже - взрыва гигантского скопления комаров). Так или иначе - тема интересная. 1 августа в 13 часов 21 минуту 7 секунд по московскому времени на Земле началось полное солнечное затмение. Тень от Луны коснулась поверхности Земли в районе залива Королевы Мод у северных берегов Канады. Полную и частичную фазы затмения можно было наблюдать в нескольких российских городах. Полное солнечное затмение увидели жители крупных сибирских городов - Надыма, Нижневартовска, Горноалтайска, Барнаула и Новосибирска. Дольше всего - 2 минуты 27 секунд - полная фазы затмения продлилось в районе Нижневартовска, в Новосибирске ее длительность составило 2 минуты 20 секунд, на Алтае Солнце было закрыто лунной тенью 2 минуты 14 секунд. В европейской части России, в том числе и в Москве, можно было наблюдать частичную фазу затмения. Своего максимума оно достигло в 14:08 по московскому времени.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/05/...

3) К началу IV в. практически уже во всех Христианских Церквах справляли Пасху непременно только в воскресенье 4) Иудейская Пасха не празднуется в понедельник, среду и пятницу. Если 15 нисана совпадает с этими днями, то праздник справляется на следующий день 5)  Болотов Василий Васильевич (1853-1900), доктор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук. 6) Лунный синодический месяц – промежуток времени, после которого фазы луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть) снова повторяются в том же порядке. 7) « наша Церковь Пасхою называет не только праздник Воскресения Христова, но и Самого пострадавшего за нас и воскресшего Иисуса Христа» С. 410]. 8) В цикле древнегреческого астронома и математика Гиппарха (II век до Р. Х.) величина лунного месяца – 29 дней 12 часов 44 минуты 2,5 секунды и практически совпадает со средней длительностью астрономического синодического месяца (отличается на 0,3 сек). 9) В александрийском календаре (месяцы александрийского календаря см. в прилож. 1), как и в юлианском, длительность года была равна 365, 25 суток. Год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и пяти (или шести в високосный год) дополнительных дней – эпагомен. Начало года – 1 тоут. Эта дата приходилась либо на 29 августа юлианского календаря, либо на 30-е (если предыдущий год был високосным, то его последним днем был шестой эпагомен – 29 августа). 10) Применение лунного цикла в пасхальной практике обусловлено и оправдано, во-первых, тем, что 19-летний цикл достаточно точно согласуется с астрономическими фазами луны; во-вторых, тем, что еще во время существования храма евреи не только визуально определяли фазы луны, но и вводили для этой цели циклы в-третьих, тем, что в конце III – начале IV вв. как христиане, так и иудеи практически не имели возможности проследить за созреванием ячменя около Иерусалима из-за отдаленности мест их проживания от Палестины. К этому времени, как известно, многие из язычников приняли христианство, а иудеи находились в рассеянии среди других народов.

http://bogoslov.ru/article/4733283

Проблемы нашего времени как раз в духовной расслабленности, пассивности по отношению к тяжелому труду мучительного постижения Истины. Проф. М.М. Дунаев Психопатические личности всегда сложны в восприятии, общении, терапии и духовном руководстве. Предметом нашего рассмотрения в этом разделе будут люди с психологическими особенностями, позволяющими охарактеризовать их как пассивных. Мы выделим два типа пассивных личностей: импульсивный и “слабохарактерный”. Основная черта первого типа — действие по прихоти, отсутствие четких моральных принципов, искажение воли, извращенное восприятие действительности. Прихоть, любое самое необыкновенное желание являются для них категорическим императивом (Категорический императив — здесь: не требующее возражений руководство к действию.), это “импульс, которому невозможно сопротивляться”. Причем возникающие в душе импульсы чаще всего довольно примитивны по содержанию и вычурны по форме. В жизни таких людей немало, многие из них приходят в Церковь. Но крайняя пассивность является для них серьезным препятствием на пути преображения души. Ослабление и неверная направленность волевого начала, энергия которого предназначена для восхождения к Покаянию, и импульсивность — два основных фактора, тормозящих движение по этому пути. Умом они способны понять многое, но приложить усилия для достижения серьезных целей — для них задача архисложная. Их корабль сотрясают волны прихотей, мощных внутренних порывов, в которых они сами порой не отдают себе отчета: “Сам не знаю, почему так получилось — взял да и сделал”. Выпадение умственно-аналитической фазы совершения поступка очевидно: “Я не могу контролировать свой импульс, свое побуждение”. Не стоит забывать, что побуждения эти носят греховный, а порой аморальный и асоциальный характер. При этом сам человек не может логически обосновать мотивы своих поступков. Описанные в святоотеческой литературе фазы развития греха (прилог, собеседование, сочетание, действие, греховный навык, страсть) в данном случае не реализуются. Невозможно определить, где начальный помысел, абсолютно отсутствует фаза обдумывания, борьбы, и откуда появляется намерение к действию, если контроль над ситуацией у этих людей настолько слаб, что о них говорят: “Виновен, но не умышленно”. Мы видим только конечный итог — действие, овладевающее всем естеством, всей душой с высвобождением большого количества энергии. Само действие является и началом, и концом греховного акта. Осознание приходит позже, порой одновременно с удивлением и разочарованием: “Я не хотел брать эти деньги, оно само так получилось”.

http://azbyka.ru/zdorovie/ocherki-sovrem...

Павла к Галатам: «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы дховнии исправляите таковаго дхом кротости блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг другу тяготы носите» (Гал 6. 1-2). Над фигурой святого - образ Спасителя в облаках, благословляющего обеими руками. На фоне иконы расположены житийные сцены, разделенные изображением архитектурных построек (не отражают реальный вид монастыря). Поясняющие сюжеты пространные подписи находятся на полях иконы. В 5 клеймах показаны события от появления М. в келье мон-ря, где он переписывал Деяния ап. Павла, его молитва о прекращении бездождия, встреча М. с кн. Константином Димитриевичем, когда тот «от князя познанъ бысть», до преставления чудотворца. На происходящем из Вяжищского мон-ря складне «Свт. Евфимий Новгородский, с житием» (1654; центральная часть, створки с клеймами жития - XIX в.; НГОМЗ) на правой створке помещено клеймо, иллюстрирующее пророчество М. о поставлении Евфимия на архиерейскую кафедру. М. и свт. Евфимий изображены стоящими в соборе, юродивый старец, обращаясь к собеседнику, показывает на свой клобук на голове. В Новгородском сборнике (ИРЛИ (ПД). Каликин. 35), созданном по заказу кн. Юрия Михайловича Одоевского в 1678-1680 гг., когда он был воеводой в Вел. Новгороде, содержатся Житие М., его чудеса и служба М. В тексте помещены миниатюры на житийные сюжеты с изображением прижизненных и посмертных чудес (публикации отдельных миниатюр см.: Юферева. 2015; Туминская. 2016). Преимущественно везде М. показан в 3/4-м повороте, облаченным в розовый или бордовый подрясник, темно-коричневую мантию чуть выше колен, зеленого цвета схиму и куколь. Представлены следующие сюжеты: 1. Пророчество М. об отроке Иване (впосл.Иона, архиепископ Новгородский; Л. 309 об.; на л. 310 текст о приходе в Новгород, в котором М. характеризуется юродивым: «Блаженнаго Михаила узревше уродственно грядуща по улицы, вси дети оставльше игры своя аки на чюдо к Михайлови притекоша, смеющеся о немъ и ругающеся ему…», но на миниатюре он показан в обычном монашеском облачении).

http://pravenc.ru/text/2563470.html

В «Перле...» представлено 21 стихотворение: 15 толковательных, 3 назидательных, 3 в форме диалога, по образцу католич. мистерий. Это неравносложные стихи с простыми глагольными рифмами. Исследователи отмечают связь «виршей» К. с укр. «народными думами» и «духовными псалмами», а также с польскими «колядами». «Похвала под метры Страстей Христовых» близка к христиадам (поэмы о «Господней муке», распространенные в Речи Посполитой в XVII в.). К. относил «Похвалу под метры Страстей Христовых», как и большинство входящих в «Перло многоценное» стихотворных произведений, к «песням». Жанр «песни для чтения», известный в католич. лит-ре, объединял внелитургическую поэзию. Особенностью стилистики сборника является насыщенность элементами барокко, преимущественно характерная для «виршей». Кн. «Перло многоценное» была запрещена в России наряду с др. сочинениями К., что подтвердил Собор 1690 г. В Киеве книга продолжала распространяться. Отдельные ее сюжеты легли в основу иконографии. Так, на символической иконе XVIII в. «Суета сует» (хранилась в Киевском художественном музее в нач. XX в.) под изображениями были размещены цитаты из стихотворения «Роскошником того света». В 1699 г. книга была переиздана в типографии Вощанки, при этом из сочинения были удалены все сюжеты в поддержку папы Римского и католич. веры. М. А. Корзо, В. Г. Пидгайко Судьба сочинений Отдельные взгляды К. разделяли и развивали в своих работах правосл. духовные писатели XVII-XVIII вв. Иосиф (Кононович-Горбацкий) , Иннокентий (Гизель) , Феофан (Прокопович) . На произведения К. опирался Иоанникий (Галятовский) , к-рый, хотя и не ссылался на запрещенные к тому времени книги униат. иеромонаха и даже упоминал его имя с осуждением (как одного из униат. настоятелей Елецкого мон-ря, приведших обитель к упадку и разрухе), использовал сюжеты из произведений К. и подражал его стилистике в своих сочинениях. С. И. Маслов насчитал 51 полный или частичный список «Зерцала богословия» как на языке оригинала, так и в переводах на рус.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Ок. 1427 г. М. присоединился к Мазолино в работе над росписями капеллы семьи Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине. В основу программы фрескового цикла, посвященного истории св. Петра, были положены Евангелие, Деяния св. апостолов, а также текст «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Декорация верхней части капеллы, исполненная Мазолино, была полностью утрачена в ходе реконструкции церкви (1746-1748). По свидетельству Вазари, она включала изображения 4 евангелистов на своде и сюжеты «Призвание первых апостолов», «Предательство и раскаяние св. Петра» и «Хождение по водам» в люнетах ( Vasari. 1878. Р. 265). Стены капеллы разделены на 2 регистра; М. принадлежат сцены на юж. (левой) стене: «Чудо со статиром» (вверху), «Св. Петр, восседающий на кафедре» (внизу), а также фрески зап. (алтарной) стены: «Проповедь св. Петра» и «Крещение новообращенных» (вверху), «Исцеление тенью св. Петра» и «Св. Петр раздает церковное имущество» (внизу). Все они созданы мастером без участия помощников. Сюжеты «Исцеление хромого» и «Воскрешение Тавифы» в верхнем регистре сев. (правой) стены капеллы принадлежат кисти Мазолино. Сцены, исполненные М., имеют один источник освещения; действие в них разворачивается на фоне пейзажа или архитектурных кулис, данных в перспективном сокращении. Композиционное единство каждой сцены, психологическое напряжение, пластическая убедительность и весомость фигур, определенность их жестов контрастируют с элегантной дробностью и условно-сценической трактовкой пространства у Мазолино. Новаторский характер живописи М. наглядно демонстрирует сцена «Изгнание из рая», парная к сцене «Грехопадение» работы Мазолино; помещенные на пилястрах при входе в капеллу, эти сюжеты вводят в живописную программу ансамбля тему искупления греха и спасения через Церковь, основанием к-рой является ап.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010