Т. 11. С. 232). 2998 Был избран через жребий из трех кандидатов 11.08.1415 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 406). В Софийской первой лет. именуется Самсоном. Здесь же сообщается, что он был поставлен архиепископом в Новгород 22.03, при поставлении получил от митрополита имя Симеона. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 536) Скончался 15.06.1421 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 413–414). Память – 15.06. 2999 У Строев. С. 35 внесен вне порядковой нумерации: «...игумен Клопский, избр. 01.09.1421, изгнан 30.03.1423, не быв хиротонисан...». 3000 Все даты – по Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 415). Причем летопись сообщает, что архиепископ Евфимий был на кафедре 5 лет и 5 недель. 3001 Первая дата и дата хиротонии – по Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 415, 417). По ПБЭ, приведены иные даты: 1435–11.03.1458. «...После избрания Евфимий управлял епархией в течение почти 5 лет без епископского посвящения, которое он принял только в 1435 году, и то не в Москве, а в Литве, в Смоленске, от митрополита Герасима, поставленного по желанию литовского князя Свидригайла для православных епархий в Литве...» (ПБЭ) После кончины Свт. Фотия в то время в Москве митрополита не было. Память – 11.03. 3002 По Царственному летописцу, дата преставления иная: «...Тое же (1471 г.) осени Ноемврия в 8 день, на Собор Архангела Михаила, блаженный архиепископ, великаго Нова города чудотворец Иона преставися к Богу...» (ПСРЛ. Т. 29. С. 401). Память 5 ноября и в Соборе Новгородских святых. 3003 По Царственному летописцу, год поставления (хиротонии) иной: «,..в 15 день того же месяца (12.1472. – Сост.) в неделю поставлен бысть Нову-городу на архиепископию нареченный их Феофил Преосвященным митрополитом Филиппом всея Русии...» (ПСРЛ. Т. 29. С. 437). По Н.Д. Иерархия... С. 369–370. «...Св. Феофил хиротонисан из архиерейских ризничих и архидиаконов...», отстранен светской властью 09.11.1480, заточен в Чудов монастырь в Москве; 07.1483 отказался от управления; скончался по пути в Киев 26.10.1484 и погребен в Новгородском Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Царствование Й. было отмечено отсутствием внешних войн. В то же время Иран продолжал экспансионистскую политику в отношении Армении. В 415 г., воспользовавшись вспышкой междоусобной борьбы в Вост. Армении, входившей в сферу влияния Ирана, Й. возвел на этот престол своего сына Шапура. В 419 г. Шапур, узнав о болезни отца, покинул Армению в надежде занять персидский трон, но по прибытии в Ктесифон был убит. В правление Й. между Ираном и Вост. Римской империей установились дружественные отношения. Инициатива заключения мирного договора исходила от визант. стороны. Ок. 399 или 400 г. визант. имп. Аркадий отправил Й. письмо с просьбой изменить отношение к христианам в Иране. Письмо доставил опытный дипломат еп. Марута Майферкатский (см. Маруф , свт.), оно было с благодарностью принято (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 317-318). По сообщению визант. хронистов, еп. Марута снискал особое благоволение Й. тем, что исцелил его от головных болей, а его сына - от беснования ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Theoph. Chron. P. 85). Еп. Марута получил право вывезти мощи христ. мучеников, пострадавших в гонение шаханшаха Шапура II, и поместить их в Майферкате (близ совр. г. Сильван, Юго-Вост. Турция), после чего город был переименован в Мартирополь («город мучеников»). Ок. 407 г. имп. Аркадий завещал Й. опеку над своим малолетним сыном (имп. Феодосий II в 408-450) ( Sozom. Hist. eccl. IX 4; Procop. Bella. I 2. 1-10; Agath. Myr. Hist. IV 26; Theoph. Chron. P. 80). В 408-414 гг. при дворе Феодосия в К-поле находился посол Й. Антиох, к-рый заключил «100-летний союз» между Ираном и Византией и получил офиц. статус посланника при юном императоре. В 410 г. католикос Церкви Востока Исаак (399-410/411) провел в Селевкии Собор (с участием еп. Маруты), который был поддержан Й. Участники Собора официально подтвердили исповедание Никео-Цареградского Символа веры, упорядочили церковную иерархию и утвердили важные решения, регламентировавшие внутреннюю жизнь христианских общин Ирана. Неск. лет спустя католикос Ябаллаха I (415-420) был отправлен Й. в К-поль в знак полного примирения держав. Он вернулся с богатыми дарами, к-рые позволили отреставрировать соборную церковь в Селевкии-Ктесифоне и построить новые храмы (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 327).

http://pravenc.ru/text/1237993.html

Новый храм был освящен только 11 лет спустя – 10 октября 415 г. – императором Феодосием II. Такая задержка может объясняться тем, что после пожара 404 г. церковь была временно восстановлена для богослужения, на что указывает положение там мощей пророка Самуила в 404/405 г. Впрочем, возможно и то, что здесь имелась в виду Св. Ирина, составлявшая единое целое со Св. Софией, как это было указано выше у Сократа. Как отмечает Р. Мэйнстоун 9 , вероятно, что задержка с восстановлением объясняется строительством новых стен Константинополя, завершенных только в 413 г., так что все восстановление Св. Софии следует относить к 413–415 гг. Насколько можно судить по скудным сведениям источников и частичных раскопок, обе церкви имели форму базилики со стропильными перекрытиями, с галереями над боковыми нефами и входом с западной стороны 10 . Во время раскопок А. М. Шнейдера в 1935 г. к западу от входа в нынешнее здание Св. Софии были найдены части монументальной колоннады с входным порталом посередине, фрагменты мозаичного пола, резных антаблементов и капителей 11 . А. М. Шнейдер считал, что колоннада принадлежит восточной части атриума феодосиевской базилики, а портал отмечал вход в нартекс. В настоящее время возобладала другая точка зрения, согласно которой колоннада с порталом была входом в атриум феодосиевской базилики 12 . Единственной частью ансамбля, сохранившейся от доюстиниановского времени, является скевофилакий, или, по крайней мере, его нижняя часть 13 . Это небольшое здание находится к северу от апсиды храма. Оно выполняло функции ризницы, а также протезиса – места приготовления хлеба и вина для Евхаристии. Круглая в плане постройка перекрыта кирпичным куполом. Два нижних яруса выложены в смешанной технике, верхний ярус – целиком из кирпича. Стены внутри членятся рядами плоских ниш с полуциркульными завершениями. Одна из ниш на западной стороне, более широкая, чем остальные, изначально была входом; вероятно, был и второй вход, с юга, соединенный с храмом. Между первым и вторым ярусом, вероятно, был настил на консолях или балках, от которых остались заложенные полукруглые отверстия в стене. Некоторые из ниш верхнего яруса первоначально были окнами, впоследствии заложенными, о чем свидетельствуют мраморные оконницы. Постройка Юстиниана I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

355-356 ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф 356-357 357-358 358-361 ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы 361-364 364-369 369-374 375-378 ОВЧИННИКОВ Петр Алексеевич (1843 - 1912), балахнинский 2-й гильдии купец, деятель старообрядчества, собиратель икон и памятников древнерусской и старообрядческой рукописной книжности 378-380 ОГЛАШЕНИЕ период подготовки, предшествующий принятию новых членов в Церковь, т. е. таинству Крещения 380-382 382-383 383-384 384-405 405-406 406-407 407-410 410-412 413-415 415-416 ОДЗУН церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в. 417-419 «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках 419-430 ОДИГОН мон-рь Богородицы в Константинополе, место пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» 430-432 ОДИЛИЯ [Оттилия] (ок. 662 - 720), мон-рь Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль, Франция)), св. (пам. зап. 13 дек.), 1-я аббатиса мон-ря Гогенбург; почитается как покровительница Эльзаса 432-435 435-441 441-442 ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов 442-445 ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858) 445-452 ОДОЕВСКИЙ Никита Иванович (ок. 1604? - 1689), князь, рус. гос. деятель, дипломат, ближний боярин (1645) 452-454 ОДОН [Ода, Одо] († 2.06.958), св. (пам. зап. 4 июля, 2 июня, 29 мая), архиеп. Кентерберийский (с 941) 454-455 ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 293 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 294 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своём письме без даты Савва жаловался: «И зд пришедъ, и сжу толикое время запертъ» (Савва 1, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме, второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвёртое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г. Никон ответил на второе, третье и пятое письма, отдельно составил небольшое послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 г. Лишь третье письмо патриарха Никона имеет дату – 11 августа 1665 г. Таким образом. Савва Дмитриев и патриарх Никон переписывались в периоде мая 1665 г. по январь 1666 г. Переписка Афанасия, Саввы Дмитриева и Никона в автографах не сохранилась. Их послания бытовали в списках XVIII в. 295 ; опубликованные архимандритом Леонидом (Кавелиным) по рукописи из собр. В.М. Ундольского, содержащей крайне неисправный список 296 (ныне: РГБ, ф. 310, 415, л. 319–351), они до сих пор не привлекали внимания исследователей. Мне известны пять сборников, содержащих комплекс переписки патриарха Никона с греками – его сторонниками: количество и последовательность писем патриарха Никона и греков друг к другу во всех сборниках совпадает. Мной приняты следующие обозначения списков: ГИМ, собр. П.И. Щукина. 667 (конец XVII – первые десятилетия XVIII в.), л. 77об.–107 – Щ ; РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127 (первая треть XVIII в.), л. 266–292 – С ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897 (1710–1720 гг.), л. 222об.–244 – Б1 ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898 (1710–1720 гг.), л. 182об.–201об. – Б2 ; РГБ. ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), 415 (середина XVIII в.), л. 319–351 – У . Списки делятся на две группы: первая – Щ, С; вторая Б1, Б2, У. Их основные отличия следующие: I группа (по списку Щ) II группа (по списку У) 1) «... и во всхъ сихь не согрши Иовъ...» (л. 93об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Вы, описывая действия, случившиеся с Вами, между прочим говорите, что и сами уже познали, что попали в сети прелести вражией, а при свете учения святых отцов Вы можете еще яснее познать и увериться в сей истине и, отложив ложь, последовать с опасным разумом 59 учению святых отцов, которое отчасти Вам выписываю. Прелесть, как видно из слов преподобного Григория Синаита , имеет со стороны человека две главные причины: гордость и греховное житие, за которые он предается от Бога на поругание врагам душевным, чтобы смирился, покаялся и исправился, если захочет. По моему замечанию (из Вашего же описания), первая сеть прелести поставлена была Вам врагами душевными в 1853 году в Т... после болезни в изменении икон, причем будто бы от икон Божией Матери розовые кружки изошли на Ваше сердце и Вы получили мнимое прощение грехов своих. Видение это Вы приняли за истинное и через то попали в поставленную Вам сеть вражию; прочие же за сим случаи – суть только последствия сего первого. Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонуфия Великого в ответе 415, но они, к обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Также должно разуметь и о представлении Вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц. В том же 415-м ответе Варсонуфий Великий говорит, что бесы и во сне не могут представить образ Креста Господня, и Святая Церковь поет: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его», – а Вам казалось, что Вы видели образ митрополита с Евангелием и крестом и что бесы писали на полу крест Вашей головой. В действительности этого быть не может, ибо враг боится креста, но Бог попустил ему овладеть мыслительной силой Вашей, так что он, представляя Вам какую-либо фигуру, влагает мысль, что это крест, и тем еще более Вас смущает. Подобное сему должно разуметь и о повторении за Вами слов молитвы. Из некоторых повестей отеческих (помещенных в «Прологе») видно, что бесы не могут произносить молитву Иисусову, ибо она (по слову святого Иоанна Лествичника ) есть сильнейшее против них оружие. Вы пишете, что они повторяют за Вами слова сей молитвы. И это Вам лишь только так кажется: бесы производят неясные звуки, похожие на слова молитвы, и внушают Вам, что это сама молитва , дабы показать, что они ее не боятся. Но не должно этому верить. И вообще, надобно Вам знать, что всё представляющееся в каком бы то ни было образе и виде, или цвете, или свете всеми святыми отцами принято за прелесть; также и приятное пение и обоняние чего-либо благовонного или смрадного и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

415–8 авг. 416 г.)“. 149 dgn ,,yblha“, правильнее sae „yhbalha“. Ya h b h – a lhâ значит дал Бог dedit Deus. Ср. латинское „Deusdedit“, имя, которое носили епископ римский († 618), Медиоланский († post 600), архиепископ дуровернский (кантерберийский) – † 664. О времени правления см. под 19. 150 sn: «тъпа», ë «mgna», «М ννος» на едесских монетах: девять едесских malk (с 100 г. до р. Хр. до 242 г. по р. Хр.) носили имя «Маъпû» . Nöldekcë «таъпип [=chose utile] ist ein gut arabischer Name». A. v. Gutschmid, Untersuchungen über die Geschichte des Königreichs Osroëne [Mémoires de lAcadémie Impériale des Sciences de St. Pétersbourg, VII. série. tome XXXV (1887), 1], SS. 39. 41. 9. 44. 5. 20. Все различие между «Маъпû» и «Маъпâ» – лишь в том, что первое сохраняет еще свою арабскую форму (окончание на – «û»), а второе представляет это имя уже окончательно арамаизованным (с окончанием на – «â», сирский определенный член). Бар-Эврайя утверждает, что «Magnâ " -имя персидское, но не объясняет, что оно значит. Элия нисивинский пишет: «Явалаха был поставлен в лето семнадцатое Яздегерда [I], сына Варарана [следовательно, между 10 августа 415 – 8 авг. 416 г.], и жил в архиепископстве (b-ršnût h â) пять лет, и преставился в лето двадцать первое Яздегерда авг. 419–7 авг. 420 г.]. И по преставлении его поставлен был Ма’на, митрополит персидский, в католикоса. И спустя [немного] дней (w-b h t h ar yaumt h â, et post dies) прогневался на него Яздегерд-царь, и повелел [ему] возвратиться во страну свою. И возвратился Ма’на в Персию. И под [страхом] анафемы постановил (w-arem), чтобы никто не называл его католикосом ни при жизни его ни по смерти его». [Действительно, имя «Маъпâ» опущено в adg.]. «И спустя [немного] дней» [Nöldeke. Gesch. d. Pers., 419: вскоре после 8 августа 420 г., вероятно, еще в августе] «умер Яздегерд-царь, и воцарился Вараран (Warahran V Gôr), сын его. И пошел Фаррухбохт (p[r]ukbukt) епископ и прибег к Миршапуру-военачальнику (b-Mîhršb h ôr rabaylâ), и был поставлен в католикоса с насилием [­ вследствие принуждения епископов-рукополагателей от военачальника]. И потом собрались отцы [на собор] и низложили его».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Бога должно прославлять во всякое время, II, 348, 415 и на всяком месте, 415 – не только при ощущении Его благодеяний, но и в скорбях. 347. Бог всегда близок к человеку. 289. Пути, по которым Он приближается к душе человека. 291, 292, 293. Приближение к нам Бога чрез Иисуса Христа, I, 319, 320 и признаки оного, 35, 36. Обитание Бога в человеке есть тайна для разума. II, 409. БОЛЯЩИЕ. Человеколюбие к болящим имеет преимущество пред прочими видами человеколюбия. III, 76 и след. Высокое достоинство дела – служить болящим в их предсмертные минуты. 79, 80. Побуждение к попечению о болящих. 77–72. Хождение за болящими облегчается любовию. 196 и сл. С каким расположением должно посещать их? 80–82. Что нужно предлагать в утешение болящим душею и телом? II, 321, 322. БОЛЕЗНЬ есть тягчайшее из бедствий. III, 77, 78. Врачевание от болезни не противно воле Божией. II, 550, 551. БРАНЬ. Бог благословляет праведную брань. III, 576. Брань необходима для приобретения и хранения мира. 102, 103, 570, 577. Брань духовная. 187, 188. У всякого человека есть какой-либо враг, c которым он ведет брань духовную. 259. БЕДСТВИЯ. Для чего они посылаются от Бога? I, 476, II, 350, 352, 518, 547, III, 176–179. Недоумения разума естественного в исследовании причин и целей бедствий, постигающих род человеческий. II, 546. Общественные бедствия попускаются за грехи людей. I, 11, 12, II, 548. Тяжесть бедствий не всеми ощущается одинаково. I, 475. Как Христианин должен встречать бедствия? 479, 480. Как должен мыслить и действовать во время и после бедствий? II, 350, 351, 524, 525, 530. Уныние во время бедствий пагубно. III, 251. Какие пособия имеет Христианин для благодушного терпения бедствий, II, 317, 321, 349 и для избавления от них? I, 272, II, 323. Потребность молитвы во время частных бедствий, III, 251 и след., и общественных. II, 519–521. По избавлении от бедствий должно благодарить Бога. III, 254, 255. Должно избегать грехов, чтобы не подвергнуться новым бедствиям. II, 555, 556, 557. Пример Езекии поучителен для бедствующих. 531, 532. В ВАЛААМ – пророчествовал о Христе и Его Церкви. II, 336, 337. ВАСИЛИЙ В. – покорил мудрость мирскую духовной. I, 157. Его свидетельство о признаке благодатного состояния. 468. ВЕЛИЧИЕ. Что такое истинное величие человека? I, 169. ВИДИМОЕ есть свидетельство о невидимом, II, 217, и средство к созерцанию оного. 238. Сторона невидимая в видимых предметах. 217. Когда должно смотреть на видимое? 240. Христианин не должен прилепляться к видимому временному. 238, 239. Пагубные следствия обращения взоров от невидимого к видимому. 234, 235. Как человек может не смотреть на видимое? 237. Побуждения и плоды обращения от видимого к невидимому. 235–240. Как Церковь учит нас восходить от видимого к невидимому? 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твёрдую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицей принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игум. Исаии решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными; перевезённый гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами пр. Савватия. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени 415 . Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье пр. Савватия и перед которым молился вместе с ним и авва Герман 416 . Вот древний тропарь авве Герману: «украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениих, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг, и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 г. на старой Тотыме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ пр. Германа, вместе с Зосимой и Савватием, и от того образа истекло несколько исцелений больным 417 . 412 О житии пр. Германа говорит ученик его Досифей в житии Зосимы и Савватия. Особое житие написано в начале XVI века неизвестным, который дополнил сказания Досифея рассказом видевшего перенесение мощей аввы в 1484 году. 415 Ркп. житие Германа, написанное со слов видевшего переносе мощей его. Опис. Соловецкого монастыря, стр. 41–45. 62. 65. 66. 244. 3 . 416 Истина о св. Соловецкой обители, стр. 61. СПб. 1834. Опис. Соловецкой обители 292. Μ. 1836 года. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010