Смирнова (Россет) Александра Осиповна 14, 16, 106, 108, 109, 112, 363, 374, 386–389, 418, 443 Смоленск 20, 420 Снегирев Иван Михайлович 27, 116, 223, 390, 411 — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 116 («описание праздников и обрядов»), 390 Соболевский Сергей Александрович 37, 367 «Современник» 11, 12, 14, 16, 35 («Журнал Пушкина»), 50 («его журнал»), 101, 108, 133, 134, 363, 366, 367, 371, 374, 382, 388, 393, 394 Соленик Карп Трофимович 34, 365 Соллогуб Владимир Александрович 404 Сологуб Л. А. 16 Сосницкий Иван Иванович 12, 38, 173, 368, 379, 402 Средиземное море 133 Станиславич, художник 344, 345, 450 Станкевич Н. П. 422 Стасов В. В. 451, 452 Страсбург 16 Строганов, владелец дома 260 Строев Сергей Михайлович (Скромненко) 219 («Строевы»), 262, 410 Сухарева, владелица дома 89 Сципион 128, 130 «Сын отечества» 409 Т альма Франсуа-Жозеф 82, 331 Тальони Мария 83, 123, 381, 392 Тамбурини Антонио 81, 381 Танеев В. И. 410 Тарвальдсен Бертель 408 Тассо Торквато 102, 197 Тассони А. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 «Телескоп» 11 Теребенева, владелица дома 352 Террачин 167, 168 Тибр 143 Тиволи, горы 144, 147 Тимченко, соседи Гоголей по имению 137, 395 Тихонравов Николай Саввич 367, 372, 379, 381, 422, 427, 441 Тициан 138, 177 Толстое, имение 132, 154, 394 Толстой Дмитрий 198 Тортони, ресторатор 95 Точе, река 400 Травемунд 50 Треви 395 Триест 20, 253, 254, 315, 420 «Тройчатка», альманах 393 Трохимовский Николай Михайлович 209, 408, 409 Трощинская Ольга Дмитриевна 216, 249, 410 Трощинский Андрей Андреевич 171, 189, 216, 249, 393, 402, 405, 409, 410 Трушковский Михаил Павлович 80 («сестра благополучно разрешилась сыном»), 380 Трушковский Николай Павлович («Коля») 59, 88 («племянник»), 90, 104, 114, 165, 171, 329, 355, 382, 389, 402, 423, 439, 445, 447 Трушковский Павел Осипович 32, 36, 44, 59, 64 («человек был близок к нам»), 364, 366, 377, 392 Тургенев Александр Иванович 11, 12, 14, 108, 133, 174, 233, 277, 281, 288, 364, 388, 394, 403, 413, 430 Тургенев Иван Сергеевич 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В тесной связи с Антирретиком стоит другое сочинение св. Григория – „ Послание к Феофилу, епископу александрийскому, против Аполлинария“ ( Πρς Θεφιλον, επσκοπον Αλξανδριας, κατ A­ πολλιναρου). Оно было написано по тому поводу, что аполлинаристы обвиняли православную церковь в принятии двоицы сынов во Христе. По объяснению отцов V вселенского собора, еретики в этом случае имели в виду очень распространенные творения одного из знаменитейших восточных богословов того времени – мопсуетского епископа Феодора 81 . Но св. Григорий не считал Феодора еретиком и потому, естественно, недоумевал, откуда бы могло выйти такое обвинение. Считая его за простую выдумку еретиков, он обращается к Феофилу с просьбой уничтожить эту вредную выдумку распространением православного образа мыслей, и затем излагает учение о Лице Иисуса Христа, довольно резко выставив при этом противоположность своего мнения с обвинением аполлинаристов. Когда было написано это послание, – решают не одинаково. Одни относят его к 385 г., другие – к 394 82 . Первые имеют в виду только время вступления на кафедру епископа Феофила, другие доискиваются времени знакомства его с св. Григорием Нисским . Предполагают, что до Константинопольского собора 394 г. св. Григорий едва ли мог где-нибудь видеться с Феофилом александрийским, а потому будто бы и едва ли мог писать ему послание. Но в этом случае забывают, что у отцов церкви, в заботах о чистоте церковного учения, личное незнакомство совсем не могло приниматься в расчет, когда нужно было соединиться для общей защиты проповедуемой ими истины. А в данном случае для св. Григория несомненно была такая нужда, и притом нужда соединиться не с кем-либо другим, а именно с александрийским епископом. Обвинение православной церкви в принятии двоицы сынов исходило от александрийских аполлинаристов, которые еще при жизни Аполлинария составили крайнюю партию его последователей и резко склонились к будущему монофизитству 83 . Для них более всего должно было казаться нелепым мнение Феодора мопсуетского о разделении природ в Лице Спасителя, а потому они, с своей монофизитской точки зрения, должны были вооружиться против него скорее других. И они действительно вооружились, обвиняя православных в нелепом учении о двойстве сынов, тогда как александрийский епископ совершенно бездействовал. Чтобы побудить его оправдать православие от неверных нареканий, св. Григорий Нисский , без всякого знакомства с ним, мог написать ему письмо с изложением действительного церковного учения о Лице Иисуса Христа и с просьбой, чтобы он изложил с своей стороны веру церкви и тем отнял бы у еретиков повод к дальнейшему распространению тревожных обвинений. В виду этого, не обращая внимания на то, был или не был знаком св. Григорий Нисский с Феофилом александрийским до константинопольского собора 394 г., мы можем вполне допустить мнение тех ученых, которые относят рассматриваемое послание к первым годам епископского служения Феофила, приблизительно к 385 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

От века: 4 правила св. Дионисия Александрийского (260 г.) и 13 правил св. Григория Неокесарийского (262 г.), лист. 259 и 262. От века: 20 правил Никейскаго, Вселенск. Собора (325 г.), л. 31. 8 – Константинопольского, II-ro Вселенск. Собора (381), л. 85. 25 – Собора поместного Агкирского (314), л. 41. 15 – Неокесарийского (315), л. 52: 20 – Гангрийского (340), л. 57. 25 – Антиохийского (341), л. 62. 58 – Лаодикийского (364), л, 72. 22 – Сардикийского (347), 107: 1 – Константиноп. при Патриархе Нектарии(394), л. 172. 14 – св. Петра Адександр. (304), л. 260. 3 – св. Афанасия в. (326– 371), л. 263; 92 – св. Василия в. (370), л. 224–254. 8 – св. Григория Нисского (394), л. 266. 1 – св. Григория Богослова (391), л. 265. 15 – Тимофея Александрийск. (385), л. 269. 14 – Феофила Алевсанлрийск. (386), л. 270. 1 – св. Амфилохия Иконийск. (394), л. 265. От V-ro века: 9 правил Ефесского, III-ro Вселенского Собора (431), л. 89. 30 – Халкидонского, IV-ro Вселенск. Собора·(451), л. 93. 141 – Карфагенского Собора (419), л. 116. 5 – Кирилла Александр. (412–444), л. 272. 1 – Геннадия Константиноп. (459), л. 277. От VI-ro века: деяние Константинопольск. Вселенск. V-ro Собора (553), л 173. От VII-ro века: 102 правила Константиноп. Вселен. VI-ro Собора (692), л. 174. От VIII-ro века: 22 правила Никейского II-ro, Вселен. VII-ro Собора (788), л.208. , 1 – Тарасия, Патриарха Констант. (787), л. 281. От века: 17 правил Констант. двукратнаго Собора (861), л.» 218. 3 – Константиноп. Собора во храме св. Софии (879), л. 222. Примеч. Число церковных правил и·счет листов Кормчей·книги показаны по изданию Славянской Кормчей 1787 года. 7 Карамзин Ист. Госуд. Рос. том. 11. прим. 108, изд. Эйнерлинга 1843., св. Митр. Евгения опис. Киево-Соф. Собора, приб. 3. 4. 8 Сборник Иоанна Схоластика (τ απο σχολατικων) Патриарха Константинопольского (565–578) заключает в себе правила Соборов: четырех Вселенских (Никейск., Конст., Ефес. и Халкид.) и шести поместных (Агкир., Неокес., Сардик., Автиох., Гангр., Лаодик.); кроме того LXXXV правил Апостольских и LXVIII Василия Великого . Весь сборник разделяется на 50 титулов, по различным предметам церковного управления (συναγωγη των κανονων εις ν (50) τιτλς διηρημενη). В дополнение к этому сборнику Иоанн Схоластик составил еще другое собрание правил, касающихся Церкви, из права гражданского. Он сделал свод законов из новелл Юстиниановых церковного содержания), в LXXXVII главах (εκ των νεαρων διαταξεων τα πζ (87) κεφαλαια). Из Русских книг надписания всех 50 титулов можно видеть у Бар. Розенкампфа в обозрении Кормчей книги; – сн. de collectionibus canonum Eccl. Grecae. 1827. Berolini. pag. 12–11. Histoire de droit Byzantin. par I. Mortreuil. t. 1. pag. 202. Paris. 1843. A последний сборник Схоластика (в LXXXVII капитулах) помещен в нашей Кормчей книге (во 2-й части в XLII главе) под нобширным заглавием, которое начинается так: «от свитка Божественных заповедей, иже в Божественном наследии царя Юстиниана, различны заповеди»... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Weinacht P.-L. Kulturelle Freiheit und institutionelle Zwänge//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1978. Bd. 7. H. 3. S. 240–246. См.: Weinacht P.-L. Op. cit. S. 242. Molinari F. Der junge Montini. Zwischen Prophetie und Institution//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1980. Bd. 9. H. 2. S. 158–166. Ibid. S. 165. Hanssler B. Autorität in der Kirche//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1985. Bd. 14. H. 6. S. 493–504. Ibid. S. 499. Цит по: Ibid. См.: Ibid. S. 494. См.: Ibid. См.: Ibid. S. 499. Balthasar H. U. von, Hemmerle K. Institution: geflohen und gesucht//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1975. Bd. 4. H. 2. S. 127–138. См.: Ibid. S. 127. См.: Ibid. S. 133–134. Ibid. S. 132. Ibid. S. 137. См.: Ibid. S. 136. Ibid. S. 132. Ibid. S. 137. Höffe O. Freiheit in sozialen und politischen Institutionen//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1979. Bd. 8. H. 5. S. 433–451. Lehmann K. Zur Ausübung geistlicher Vollmacht. Einige Beobachtungen zum paulinischen Autoritätsverständnis//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1980. Bd. 9. H. 5. S. 394– 398. См.: Ibid. S. 394. См.: Ibid. S. 394–395. Lehmann K. Der Auftrag des Amtes in der heutigen Kirche//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1981. Bd. 10. H. 5. S. 446–457. См.: Ibid. S. 446. См.: Ibid. S. 447–448. Примечательно, что в этой статье он воспроизводит идею одного из авторов журнала Concilium Вальтера Каспера, что «народ Божий как мистическое Тело Христово является непосредственным и первым носителем спасительной миссии, и каждый отдельный член народа Божия — будь то папа, священник или мирянин — может действовать только совместно с целым и как элемент целого» (Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des priesterlichen Dienstes//Concilium. 1969. Bd. 5. S. 166). Ср. у К. Леманна: «Вся Церковь является истинным и главным носителем церковной миссии спасения. Каждый отдельный служитель — будь то папа, епископ или священник — может быть эффективным только в общении и в служении целому» (Lehmann K. Der Auftrag des Amtes... S. 450).

http://bogoslov.ru/article/6195056

— „Петр I“ 255, 263, 458, 459 — „Письмо ординарного профессора Московского университета Погодина к г. министру народного просвещения о Германии“ 378, 498 Погодина, Елизавета Васильевна — 277 („рекомендуй меня жене“), 379 („супруги своей“), 465 Подольск — 236 Полевой, Николай Алексеевич — 292, 353, 446, 490 Полетика, Александр Иванович — 162, 424 Полетика, Василий Григорьевич — 474 Полетика, Григорий Андреевич — 474 Полтава — 31–32, 77, 94, 113, 119, 129, 134, 181, 225, 229, 233–235, 237, 238, 240, 356, 365–369, 387, 425, 427 Полтавская гимназия — 33, 388, 398 Полтавский институт — 210, 394, 441 Полтавское губернское управление — 248 Померания — 315 Пономарев, Степан Иванович — 455, 456, 464, 466 Поп (лицо не выяснено) — 335 Потемкин, Григорий Александрович — 456 Потоцкий, Иван Осипович — 495 Потоцкий, Николай — 307, 476 Приказчик — 70, 76 Прилуки — 86, 235 Прокопович, Василий Яковлевич — 235 („с братом“), 252 („драгун“), 279, 449, 457 Прокопович (ур. Трохнева), Марья Никифоровна — 252, 279 („актриса“), 457 Прокопович, Николай Яковлевич — 149, 155, 161 („нас три человека“), 198 („Красненький“), 218 („что тебе сказать о наших“), 228, 233, 243, 252, 253 („братец“), 260, 279, 365–366, 408, 424, 427, 433, 444, 446, 448, 449, 457 — „Полночь“ — 217 „Прохалася Катруся“ — 266 Прохвацкий, Карп Дементьевич — 106, 115, 413 Псел — 47, 167, 327, 394, 425 Пупура, собака — 107, 108, 115, 411, 412 Пушкин, Александр Сергеевич — 200–205, 204 („мнение Феофилакта Косичкина“), 206, 207, 214, 227, 228, 247, 252, 259, 263, 288, 290, 291, 306, 312, 316–317, 339, 341, 346–348, 374–375, 394, 417, 425, 430, 433–440, 443, 444, 449, 455, 458–460, 463, 464, 468, 469, 471, 472, 478, 479, 481, 482, 485, 487–489, 497 — „Анджело“ — 288 („две большие пиесы“), 469 — „Борис Годунов“ — 228 — „Делибаш“ — 217, 444 — „Домик в Коломне“ — 214 („Кухарка“), 443 — „Евгений Онегин“ — 48, 207 („Окна мелом“), 213 („славы дань“), 224, 261 („душит трагедией“), 325, 440, 442, 461 — „История Пугачева“ — 269, 349, 463, 488

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Считается, что последние годы своей жизни святитель провёл в Ниссе. В 394 году он вновь посетил Византийскую столицу, принял участие в Соборе, касавшемся Аравийской Церкви. Полагают, что в том же, 394 году он почил о Господе. Точные обстоятельства его смерти сокрыты временем. Творческое наследие Как церковный писатель святитель Григорий был чрезвычайно плодовит. За исключением некоторых частных фрагментов (например, о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей) его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли. Условно его сочинения можно классифицировать как догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма. К первой группе относятся: Большое огласительное слово, К Авлавию о том, что не «три Бога», Слово о Святом Духе против македонян духоборцев, О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной, Опровержение Евномия, Опровержение мнений Аполлинария (антиррик), Слово против Ария и Савеллия, Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому, Против учения о судьбе, О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию, Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг. и др. Во вторую группу входят: О Шестодневе, Об устроении человека, Беседы о молитве Господней, О жизни Моисея Законодателя, Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, Толкование на Псалом шестой, Изъяснение Песни песней Соломона, О надписании псалмов, О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию, О блаженствах и пр. К третьей группе уместно причислить: О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве, Послание о жизни преподобной Макрины, О девстве, К Армонию о том, что значит звание «христианин», К Олимпию о совершенстве. Четвертая группа объединяет: Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму, Слова на Святую Пасху, Похвальное слово святому первомученику Стефану, Похвальное слово святым сорока мученикам (первое), Похвальное слово святым сорока мученикам (второе), Слово о жизни святого Григория Чудотворца и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

402-403 НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) 403-411 НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов 411-413 НИКАНОР (Морозкин Никифор Михайлович; 1870-1938), архим., прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 413-414 414-415 НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме 415-417 417-418 НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист 418-421 421-423 423-432 НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский 432-440 440-444 444-446 НИКАНОРА ЗАВОРДСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [мон-рь Заворда], муж., в честь Преображения Господня. Находится в Зап. Македонии (Греция) 447-448 446-447 448-460 460-463 463-465 НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ государство (1208-1261) с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), существовавшее в сев.-зап. регионах М. Азии, на части территории Византийской империи 465-469 469-470 470-472 НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, 472-477 НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 477-496 НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) 496-504 НИКИТА († после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский 504-507 507-508 508-512 512-513 513-516 НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Гробница равноап. Кирилла в нижней базилике Сан-Клементе в Риме Гробница равноап. Кирилла в нижней базилике Сан-Клементе в Риме Мефодий хотел отвезти останки брата на родину; папа Римский не возражал, но находившиеся в Риме епископы выступили против. Тогда понтифик решил похоронить К. в приготовленном для него самого саркофаге в базилике св. Петра, однако затем по просьбе Мефодия разрешил устроить гробницу в базилике Сан-Клементе (см. Климента, сщмч., базилика в Риме ), по правую сторону от алтаря. О почитании мощей К. после начала чудотворений от них сообщается в ЖК и «Похвальном слове Кириллу и Мефодию» (MMFH. T. 2. S. 172), но в рим. источниках сведений об этом нет. После того как в 1-й пол. XII в. базилика была засыпана, мощи К. были перенесены в построенную на ее месте новую церковь (возможно, освящена при папе Геласии II (1118-1119); см.: Barclay Lloyd J. E. The Building History of the Medieval Church of S. Clemente in Rome//Architectural History. L., 1986. Vol. 45. P. 197-223). Самое раннее упоминание о мощах в новом месте датируется ок. 1430 г. («Описание города Рима» Николо Синьорили). Впосл. о мощах святого сообщали авторы XVI-XVII вв., причем, по нек-рым данным, в ц. Сан-Клементе якобы находились и останки Мефодия ( Bartolini. 1881. P. 186-196; Nolan. 1910. P. 115-116). По свидетельству каноника Франческо дель Содо (1575), мощи К. почивали в особой капелле, освященной во имя «св. Кирилла, епископа и мученика» ( Boyle L. E. The Site of the Tomb of St. Cyril in the Lower Basilica of San Clemente, Rome//Christianity among the Slavs. 1988. P. 75-82). Во время перестройки храма между 1702 и 1715 гг. были выполнены настенные росписи, на к-рых есть изображения К. и Мефодия. В 1882-1886 гг. на средства папы Римского Льва XIII и еп. Йосипа Юрая Штроссмайера была сооружена еще одна небольшая капелла во имя К. и Мефодия. Нижняя базилика Сан-Клементе в Риме. 830–415 гг. Нижняя базилика Сан-Клементе в Риме. 830–415 гг. В 1857 г. доминиканец Дж. Маллули, настоятель ц. Сан-Клементе, приступил к раскопкам древней базилики, которые продолжались до 1870 г.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Все, говорит далее Паисий, одобрили Его слова, особенно патриархи. После того велели предложить основания царской власти у иудеев по св. Писанию. Читаны были из 1 книги царств 8:4–22 1420 . Газский после того встал и сказал: «я —413— хочу быть истолкователем прочитанного, хочу изъяснить «оправдания» единодержавной власти. И во-первых замечаю, что царь не подлежит законам». Доказательства для этого берутся Паисием из Диона Кассия и из какого-то пифагорейского философа. Затем он указывает на дозволение Синедриона иметь царю до 18 жен и на то, что Соломон имел их еще более. «Теперь я понимаю, говорить он, почему цари народов не хотели часто показываться подданным, – полагаю, по высочеству сана, как ассирийский царь Артаксеркс не только не хотел показываться, но и закон немилостивый установил – подвергать смерти, казнить незванно вошедшего к нему»... Ссылается, наконец, на 105-ю Юстинианову новеллу, где сказано: Царь царей Бог подчинил царям самые законы, дав в царе одушевленный закон людям, живущим под луною. Читано было из второй книги Ездры 4, 1–12 1421 . Пред —414— началом сего чтения Паисий замечает, что приводятся слова из апокрифической книги, которой нет ныне на греческом (но в действительности она есть на греческом, и считается первою Ездры); а по прочтении предложил свои замечания о всевластных распоряжениях царей, указав из языческой истории на пример Дария персидского и из церковной истории на пример Евдоксии в отношения к Златоустому. В конце говорит: собор разошелся по некоторым тайным причинам, о которых скажем сейчас ниже. Н. Каптерев (Окончание следует). Марков А.В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении: [Стихи о св. Пятнице и труженике, о Василии Кесарийском]//Богословский вестник 1910. Т. 2. 7/8. С. 415–425 (4-я пагин.). (Окончание.) —415— Стих о св. Пятнице и труженике В 21 вопросе 41 главы Стоглава мы читаем следующее: «По погостом, и по селом, и по волостем ходят лживые пророки, мужики, и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отростив и распусти, трясутся и убиваются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010