Стремление Евагора к захвату всего Кипра привело к разрыву его с Персией. После десятилетней войны был вынужден ограничиться властью над Саламиноми платить персам дань. Умер в 374 до н. э. По Гомеру, он прислал Агамемнону богатые доспехи, когда слава о троянской войне дошла до Кипра. Менелай и Одиссей прибыли на Кипр убеждать Кинира присоединиться к походу на Трою. Кинир подарил панцирь Агамемнону и поклялся, что пошлет 50 кораблей, но послал лишь один, а остальные вылепил из земли и пустил в море, тем самым формально исполнив клятву. 444 Эвагор или Евагор (греч. Εαγρας) – царь кипрского города Саламина, с 410 до н. э. по 374 до н. э. из рода Тевкридов. Был в дружбе с афинянами и способствовал их сближению с персами против спартанцев. Сначала боролся с Абдемоном. 445 Абдемон (греч. Αυδμονας) – один из царей Кипра в конце пятого столетия до н. э. По происхождению был финикиец и был рожден либо в Тире, либо в Китионе на Кипре. В 415 году был выбран финикийским правителем Саламина. Абдемон заставил Эвагора, происходящего из греческой династии, покинуть город и уйти в изгнание в Солы. В 411 году Эвагор со своими сторонниками вернулся и сверг Абдемона. 446 Кинир (др. – греч. Κινρας) – мифический первый царь Кипра, основатель кипрского культа и первый жрец Афродиты. Он принадлежит ещё финикийской эпохе Кипра, но поселившимися впоследствии на острове греками был включен и в греческие мифы. Сын Сандока и Фарнаки (или сын Пафоса, или сын Пигмалиона и Галатеи), или сын Аполлона и Пафы (либо возлюбленный Аполлона). Любимец Аполлона и Афродиты, бог осыпал его богатствами. 447 Аматус или Амафунт (греч. Αμαθος) – один из древнейших городов Кипра, находящийся на южном побережье острова. Легендарным основателем города считается Кинир. 449 Афинянин Конон оказал большую помощь Артаксерксу: он, совместно с Фарнабазом, командовал объеденным (Афиняне, персы, финикийцы, киприоты, киликийцы) флотом в сражении при Книде, в 394 г. до н. э., где одержал победу над спартанцами. Артаксеркс заключил с греками мирный договор, включив туда и спартанцев, которые этот договор, спустя некоторое время, нарушили.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУННЫ [греч. Οννοι, лат. Hunni], древний народ, пришедший в Европу из Азии. Впервые упомянуты в источниках в связи с описанием бегства значительной части герм. народа визиготов на территорию Римской империи в 376 г. Визиготы были напуганы слухами о страшных пришельцах - Г., разгромивших в Сев. Причерноморье родственных им остроготов. Перед этим Г., продвинувшись с востока, покорили ираноязычных аланов, живших на территории от Сев. Кавказа до донских степей. Гипотеза о связи Г. с разгромленным китайцами центральноазиат. народом хунну (сюнну) разделяется мн. специалистами, но не имеет бесспорных доказательств. Язык Г. неизвестен, по ряду оценок он относился к древнему пласту тюрк. языков. Есть гипотезы о принадлежности Г. к угорским народам, к народам, близким к кетам. Несомненны лишь принадлежность к монголоидной расе, кочевой образ жизни и связь Г. с областями, близкими к Центр. Азии. После покорения аланов и вост. групп готов Г. подчинили ряд др. народов юга Вост. Европы и к кон. IV в. стали здесь ведущей военной и политической силой. Известно, что в 70-х гг. IV в. могущественнейшее из объединений Г. возглавлял Баламбер, при этом др. группы Г. действовали отдельно. Напр., группировка Г. наряду с готами и аланами входила в объединение, возглавляемое Алатеем и Сафраком, участвовавшее в разгроме рим. армии в 378 г. у Адрианополя, а в 382 г. получившее статус федератов Рима и земли для поселения в Паннонии. Какие-то группировки Г. привлекались имп. Феодосием I Великим для борьбы с узурпаторами в 388 и 394 гг. В 395-398 гг. отряды Г. совершали набеги на Закавказье, доходя до Сирии, а также на Балканы. В нач. V в. в Н. Подунавье сильнейшим было объединение Г. (им были подчинены скиры и ряд др. народов) во главе с Ульдисом (Ульдином), в 400 г. они пленили бежавшего за Дунай мятежного рим. полководца Гайну, родом гота, отправив его голову в К-поль; в 408-409 гг. нападали на Вост. Римскую империю, но были отбиты. Наряду с этим отряды Г. использовались западнорим. полководцем Стилихоном для борьбы с группировкой Радагайса, вторгшейся в 405-406 гг. в Италию, а также против вестготов. У имп. Гонория был отряд гвардейцев из Г. (перебиты в 409). В 405-408 гг. у Г. в качестве заложника жил Аэций. Ок. 412 г. известно о правителе Г. Донате, умерщвленном при участии римлян, и «первом среди вождей» Харатоне. Ок. 415-420 гг. или в 421 г. Г. совершили поход против Персии.

http://pravenc.ru/text/168331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ [греч. Ονριος] Флавий (9.09.384, К-поль - 15.08.423, Равенна), имп. Зап. Римской империи с 17 янв. 395 г. Младший сын имп. Феодосия I Великого и августы Флациллы. С 10 янв. 393 г. соправитель своего отца Феодосия и старшего брата Аркадия. В дек. 394 г. в Медиолане (совр. Милан) по завещанию имп. Феодосия получил в управление зап. часть Римской империи (диоцезы Италия, Африка, Галлия, Испания, Британия, Зап. Иллирик). Из-за молодости Г. первоначально реальная власть была сосредоточена в руках военачальника Стилихона (до 408), занимавшего пост magister militum (главнокомандующего) и женатого на двоюродной сестре Г. Серене. Старшая дочь Стилихона Мария (с 398) была женой Г., после ее смерти (408) он женился на ее младшей сестре Фирманции ( 27 июля 415, Равенна); детей не имел. В период регентства Стилихона империя отражала набеги вестготов, возглавляемых риксом Аларихом. В 395 г. Аларих совершил рейд в Ахайю, где разграбил Коринф, Мегару, Спарту и ряд др. городов. Стилихон c переброшенными из Иллирика войсками в кон. 395 - нач. 396 г. остановил и заблокировал Алариха в Эпире. Однако полного разгрома вестготов не последовало. В результате правительство Аркадия вступило в соглашение с Аларихом и предоставило ему пост magister militum диоцеза Иллирик. Дальнейшие взаимоотношения между имперской администрацией и Аларихом строились на взаимном шантаже: правительство угрожало лишить Алариха офиц. статуса, а он в обмен на свою лояльность требовал все новых контрибуций. В 401-402 гг. вестготы вторглись в Италию, осадили Аквилею и Медиолан, но вскоре были разбиты Стилихоном и вернулись в приграничные районы Иллирика. В 404 г. из-за уязвимости Медиолана столица Зап. Римской империи была перенесена в Равенну. Новая столица, окруженная низменной, частично заболоченной равниной, была труднодоступна с суши и, будучи портовым городом на Адриатическом м., имела прочную связь с Вост. Римской империей и любыми пунктами Средиземноморья.

http://pravenc.ru/text/166141.html

Годом раньше преставился архиепископ Константинопольский Нектарий. Преемником скончавшегося в 385 году Тимофея Александрийского стал Филофей. Святителя Кирилла на Иерусалимской кафедре после его преставления в 387 году сменил Иоанн II. В Антиохии до 392 года сохранялся раскол. Помимо общины во главе с Флавианом, сохранялась признаваемая на Западе и в Египте малочисленная община во главе с Павлином, которую после его смерти с 388 по 392 год возглавлял единолично поставленный им Евагрий, когда-то в прошлом друживший с Василием Великим. Благодаря поддержке государственной власти Флавиану, павлиане не смогли после смерти Евагрия поставить своего епископа в Антиохию. В Константинопольском соборе 394 года, состоявшемся под председательством архиепископа Нектария, участвовали как Флавиан Антиохийский, так и Феофил Александрийский. Это было знаком признания Флавиана законным предстоятелем Антиохийской Церкви со стороны Александрийской кафедры. Но в Риме Флавиана признали лишь в 398 году, а отдельное существование павлианской общины в Антиохии прекратилось воссоединением ее с антиохийскими «мелетианами» только 20 лет спустя – в 415 году. Святитель Григорий Богослов покидает Константинополь. Миниатюра из рукописи XI века Несмотря на уход со столичного Константинопольского престола, одним из самых влиятельных пастырей грекоязычного Востока оставался святитель Григорий Богослов, удалившийся в родной Назианз, где еще жив был его престарелый отец, занимавший епископскую кафедру этого города. После его кончины митрополит Тианский Феодор попросил Григория временно управлять Назианской общиной, которую в ту пору сотрясали споры, возбужденные учением Аполлинария, уже осужденным II Вселенским собором. Вступив в полемику с Аполлинарием, святитель обратился с двумя посланиями к назианскому пресвитеру Каледонию. Когда на кафедру в Назианз был поставлен Евлалий, Григорий Богослов с радостью предался литературным трудам, посещению монашеских обителей Востока, молитве и аскезе. Святитель отошел ко Господу в 389 или 390 году, прожив на земле чуть более 60 лет.

http://pravoslavie.ru/arhiv/48899.htm

Аще же кто представит мне в возражение оное изречение, раститеся и множитеся, то я посмеюсь неразличающему времени законоположения. Второй брак есть врачевство противу блуда, а не напутствие сладострастию... Аще желание брака управляется страстию, тем паче да воспретится ему брак, да научится сосуд свой содержати в святости, а не в страсти похоти». Из этих отрывков видно что предпосылки, (отказ от предания, взгляд на брак, как требование природы объясняющие отказ «Феодора падшаго» от монашества и его полемику за второбрачие, существовали уже у его учителя Диодора. Отсюда еще не следует, чтобы сам Диодор допускал второбрачие духовенства, и мы думаем, что такой вывод из его предпосылок был сделан Феодором уже после смерти († до 394 г.), Диодора, хотя и вскоре после нее. Можно принять за почти достоверный факт то предположенье, что толкование апостольской формулы в смысле запрещенья лишь одновременной полигамии было высказано Феодором в комментариях на 1Тим. 3:2 после 415 года не впервые. Совершенно не то мы видом у Златоуста. Толкование на Тит. 1:6 у него гораздо подробнее толкования на 1Тим. 3:2 , и, что особенно важно, имеет характерные особенности по сравнению с первым. В 1Тим. 3:2 Златоуст лишь бегло, как бы между прочим, указывает на пониманье апостольской формулы, как запрещенья и последовательной и одновременной полигамии, как на что-то всем известное, всеми одинаково понимаемое и принимаемое и никем неоспариваемое, а 1Тим. 3:12 и совершенно не считает нужным объяснять. Совершенно другое мы видим в Тит. 1:6 . Здесь Златоуст в чрезвычайно энергичных выражениях выставляет на первый план запрещение: последовательной полигамии до такой степени сильно, что запрещение полигамии одновременной совершенно опускается из виду. Во всей речи чувствуется скрытая полемика, направленная против защитников второбрачия. Единственное объясневие такого резкого различия то, что в период времени между написанием бесед на послание к Тимофею и бесед на послание к Титу Златоусту сделалось известным появление защитников второбрачия духовенства и он не счел возможным, поэтому, ограничиться констатированием общецерковного учения, а нашел необходимым опровергнуть этих защитников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В гражданской войне, начавшейся в Сирии в 2011 г., регион Л., населенный преимущественно алавитами и отчасти христианами, в целом сохраняет лояльность правительству Б. Асада. Однако в зонах расселения суннитов, большей частью в туркоманских селах к северу от Латакии, неоднократно происходили боевые столкновения. Епископы Л. св. Лукий (Луций; сер. I в.), Филимидр (50-е гг. III в.), Илиодор (кон. 50-х гг. III в.), Сократ (нач. 60-х гг. III в.), Евсевий (ок. 262-268), свт. Анатолий (268 - ок. 282), Стефан (80-е гг. III в.- ок. 303), свт. Феодот (после 303 - 20-е гг. IV в.), Георгий (до 340 - после 359), свт. Пелагий (360 - 80-е гг. IV в.), Аполлинарий (?; до 362-390), Елпидий (до 394 - после 415), Макарий (до 431 - после 451), Максим (упом. в 458), Никий (упом. в 511-512), Константин (до 519; монофизит), Стефан (553), Дометий (553-563/4; яковит), Константин (818-845; яковит), Нико (886-912), Феодор (ок. 890?), Симеон (886-912), Иосиф (IX-X вв.), Феодор (X-XI вв.), Илия (X-XI вв.), неизвестный (1089), Иосиф (XII в.), Василий (до 1147 - после 1157), Павел Ахкар (1961; Мелькитская Церковь), Юханна Мансур (с 1979 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 789-796; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. P. 490-491; Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895; он же. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 713-718; СИППО. 1898. Т. 7. С. 334-335; 1908. Т. 19. С. 322; 1912. Т. 23. С. 116; 1913. Т. 24. С. 319; Eutych. Annales. Pars 2. P. 161, 175, 207 (рус. пер.: Розен В. Р., ред. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 16-17, 30, 154); Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " église juscu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 168-169; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951; Elisseeff N. Al-Ladhikiyya//EI. Vol. 5. P. 589-593; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 703-705; Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the Xth Cent. R., 1994. P. 323-325; Болотов. Лекции; Большаков О. Г. Средневек. город Ближ. Востока. М., 2001; Courad L. Ibn Butlan in «Bilad al-Sham»: The Career of a Travelling Christian Physician//Syrian Christians under Islam: The First Thousand Years. Leiden, 2001. P. 150-151; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003; Панченко К. А. Митрополиты и епархии Правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 137.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Никакой прогрессивной строгости наказаний в священнобрачном законодательстве Юстиниана незаметно. Наоборот, новелла 6 отменяет слишком строгое наказание, наложенное конституцией 430 года. И издание новеллы 123 вовсе не говорит о том, чтобы конституция 430 года в ее неотмененной части не выполнялась. Если мы сравним эти оба закона, то увидим, что они говорят о разных вещах. Конституция 430 года повторяет 18 и 26 апостольские правила, запрещающие браки клирикам после рукоположения. Но мы знаем, что кроме этих правил о браке клириков говорить еще 10 правило анкирского собора, допускающее изъятие из 26 апостольского правила и дозволяющее диакону жениться с разрешения епископа, полученного при рукоположении и после рукоположения. Мы знаем также, что правила анкирского собора в числе правил других поместных соборов были признаны церковью общеобязательными еще на халкидонском соборе, и указом императора Маркиана это признание было санкционировано и для государства. Это подтвердил и Юстиниан в 131 новелле 408 . Внесено было 10 анкирское правило и в церковные канонические сборники. Хотя официальной церковной кодификации до трулльского собора не было, но все же как апостольские, так и анкирские правила вовсе не имели тогда лишь местное значение, как думает еп. Никодим. И те и другие правила внесены были в сборники, служившие формальным источником, из которых почерпалось познание действующих постановлений. В частности, анкирские правила внесены были в первоначальный Понтийский сборник правил, составленный вскоре же после ганрского собора, и вошедший затем в «Книгу Правил», которой пользовался Халкидонский собор 409 , а апостольские правила существовали в виде другого самостоятельного сборника, на который ссылаются еще в 303–5 г. египетские епископы 410 , в 325 первый вселенский собор 411 , в 394 Константинопольский собор 412 , в 431 Ефесский собор 413 , в 448 собор Разбойничий 414 и в 451 собор Халкидонский 415 . Таким образом, в константинопольской церкви существовало два сборника, предписания которых относительно брака после хиротонии несколько расходились друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

394 К сожалению, в данном фрагменте Геннадия слишком мало биографических сведений, поэтому идентификация данного Павлина возможна с определенной долей вероятности. Скорее всего, в данном случае речь идет о Павлине Антиохийском. Истоки событий, активным участником которых был Павлин, восходят к 330 г., когда был сослан Евстафий, епископ Антиохийский, и на его место был поставлен сторонник арианства. Тогда часть верной Евстафию паствы откололась от церкви, ставшей арианской, и составила особую общину, управляемую пресвитерами. В 362 г. во главе евстафиан стоял пресвитер Павлин. Когда в 360 г. был изгнан Мелетий, епископ Антиохийский, вся масса православного населения Антиохии отказалась признать епископом арианина Евзоя. Однако евстафиане не признавали Мелетия законным преемником Евстафия и своим епископом как запятнавшего себя общением с арианами. В 362 г. Александрийский собор постановил: сторонникам Мелетия присоединиться к Павлину, и направил в Антиохию для этого нескольких епископов. Но объединение не состоялось, так как прибывший в Антиохию несколько ранее других Люцифер, епископ Каралитанский (из Сардинии) усмотрел в догматических представлениях мелетиан след арианства, встал решительно на сторону евстафиан и рукоположил Павлина епископом Антиохийским. Таким образом, в Антиохии оказалось два православных епископа (Мелетий и Павлин) и один арианский. Павлин имел в дальнейшем поддержку среди западных епископов (так, на Римском соборе 382 г. он был признан единственно законным епископом Антиохийским), а Мелетий (после его смерти в 381 г. – его преемник Флавиан) – среди восточных. Умер Павлин в 389 г. У Геннадия Павлин назван пресвитером. Вероятно, это связано с тем, что до Павлина евстафианами руководили пресвитеры, а епископов у них было только два – сам Павлин и рукоположенный им перед смертью Евагрий. После смерти Евагрия в 392 г. епископ мелетиан Флавиан добился того, что павлиниане не смогли поставить преемника-епископа Евагрию и во главе общины опять встали пресвитеры вплоть до 415 г., когда община павлиниан воссоединилась с Антиохийской православной церковью, во главе которой стоял епископ Александр. Так что в традиции руководители евстафиан-павлиниан вполне резонно (для не посвященного подробно в дела Антиохийской церкви) могут называться пресвитерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

390 Аларих ум. 410 из рода Балтов – вождь вестготов, ставший при Феодосии I командиром наемных отрядов. В 398 г. он опустошил Фракию и Грецию, а затем вторгся в Паннонию и Италию. Потерпев поражение от Стилихона 6 апреля 402 г. при Полленции и затем при Вероне, Аларих занял Иллирию и оттуда начал наступление на Рим. Он трижды осаждал Вечный город и наконец взял его 24 августа 410 г. 391 Приск Аттал, префект Рима, был провозглашен императором по требованию Алариха еще до захвата последним Вечного города во время второй осады в 409 г.. Вскоре Аларих поссорился с Атталом и лишил его императорского титула летом 410 г., после чего осадил Рим в третий раз. 394 Эта смута, как и последующие события нападение монахов на префекта Ореста и убийство Ипатии, относятся к 415 г. 396 По мнению Феодорита V.39, гонения спровоцировал епископ персидских христиан Авда, который разрушил один зороастрийский храм, тем самым вызвав гнев шаха. 399 По условиям мирного договора 422 г. между Византией и Персией персидским христианам была предоставлена свобода вероисповедания и отправления культа в пределах державы Сассанидов. 400 Амида – город на р. Тигр на границе Арзанены и Софены Великой области между истоками Тигра и Евфрата. 402 Аскетизм и благочестие императору привила его старшая сестра Пульхерия, которая фактически управляла государством в 411–421 гг. и которая, по утверждению современников, превратила императорский дворец в настоящий монастырь. После брака Феодосия с Евдокией Пульхерия стала утрачивать свое влияние на брата. 405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г. в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев».

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

2. Присвоить данному видеодиску номер Издательского совета - ИС Р14-415-1392 8 . Заявитель: В. Губанов. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета его книги «Бог и вселенная: Современные материалы по естественно-научной апологетике» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании его книги «Бог и вселенная: Современные материалы по естественно-научной апологетике» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-415-1393 10 . Заявитель: Г. Новиков. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем его видеодиска «Житель» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании его видеодиска «Житель». 2. Присвоить данному видеодиску номер Издательского совета - ИС Р14-415-1394 11 . Заявитель: Г. Новиков. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем его видеодиска «Первая страна» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании его видеодиска «Первая страна» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному видеодиску номер Издательского совета - ИС Р14-415-1395 12 . Заявитель: Г. Новиков. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем его видеодиска «Дом Патриарха» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании его видеодиска «Дом Патриарха» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному видеодиску номер Издательского совета - ИС Р14-415-1396

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010