Иерей Ермоген , 1574 г. город Казань. Ему принадлежит трогательный тропарь «Заступница Усердная» и первое сказание о явлении чудотворной Казанской иконы Богоматери в Казани. Далее в сане уже митрополита Казанского прославил во веки воинов павших при взятии этого города как мучеников, положивших души за Веру, Царя и Отечество, установлением поминовения их в субботу после Покрова Богородицы. Прославлен Святой Церковью в лик святых Святителю Ермогене, моли Бога о нас. Иерей Иаков служение в войсках, 1653 г. Иерей Серафим Воронеж, Азовский флот, 1702 г. Епископ Холмогорский Афанасий строительство флота в Архангельске, 1702 г. Иерей Иоанн Антонов служил при адмирале Федоре Матвеевиче Апраксине, 1710 г. Архимандрит Феодосий Яновский наместник Александро-Невской лавры, 1716 г. Обер-иеромонах Рафаил Ревельская эскадра, 1719 г. Обер-иеромонах флота Гавриил Бужинский , 1714 г., Ревельская эскадра 1719 г. 81 Обер-иеромонах Иннокентий гребной флот, Галерная эскадра Або 1719 г. Иеромонах Антоний для всех прамов и бомбардирских судов, 1719 г. Иерей Петр Иоанов Котлинская эскадра, 1719 г. Иерей Иоанн Окулов , 1720 г. герой баталии при Петре I. Обер-иеромонах Иустин Родзинский Котлинская и Ревельская эскадра, первый обериеромонах на флоте, 1720 г. Иеромонах Макарий Хворостин Ревельская эскадра, корабль «Рафаил», 1720 г. Иеромонах Антоний Новгородский гукор «Фатер-Фалк», 1721 г. Иеромонах флота Паисий Бартенев гукор «Ларсорсер», 1721 г. Иеромонах флота Исайя Волошин гукор «Ларсорсер», 1721 г. Обер-иеромонах Маркелл Радышевский корабль «Рафаил», 1721 г. Иеромонах Спиридоний Кронштадтская эскадра, 1721 г. Иерей Петр Иоаннов соборный священник в Кронштадте, 1721 г. Обер-иеромонах Стефан Прибылович корабль «Ревель», 1721 г. Обер-иеромонах архимандрит Лаврентий Горка Пизовой поход, 1722 г. Обер-иеромонах Давид Скалуба Низовой поход, 1722 г. Иерей Иоанн Кузьмин походная церковь «Живоначальной Троицы», Галерная эскадра, 1722 г. Иерей Логгин Яковлев морской и адмиральский госпиталь в Петербурге, 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сент. 1739 г., во время русско-тур. войны 1735-1739 гг., Думитрашку, сын господаря Антиоха Кантемира, по приказу российского генерал-фельдмаршала Х. А. Миниха предпринял поход с целью взять в плен Григоре II. Ему удалось захватить Н. и его зятя и передать пленников Миниху ( Jon Neculce. 1990. P. 464). Митр. Молдавский Антоний (Черновский) вслед за войсками маршала Миниха покинул княжество (в нояб. 1739 он еще находился при господаре в г. Хырлэу - Iorga. 1930. Vol. 2. P. 85; позже перешел в юрисдикцию РПЦ, стал митрополитом Черниговским, затем Белгородским и Обоянским). 13 окт. 1739 г., по окончании русско-тур. войны, Григоре II вернулся на трон. Возможно, в это же время пленные Н. и бывшие с ним были отпущены, но сведений об этом в источниках нет. Господарь предпринял неск. неудачных попыток вернуть митр. Антония, которого К-польский патриарх Неофит VI лишил сана за то, что он покинул Молдавскую митрополию (Акт лишения сана опубл.: Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Pt. 2. P. 1092-1094). В кон. 1739 или в нач. 1740 г. митрополитом Молдавским при поддержке и по настоянию Григоре II был избран Н. Как Молдавский митрополит Н. упоминается в господарской грамоте от 25 апр. 1740 г., где цитируется др. документ, от 20 апр. того же года, с уточнением, что он был подписан также «честным отцом и молитвенником нашим, его Святейшеством киром Никифором, митрополитом страны нашей Молдовы» (Moldova în epoca feudalismului. 1998. Vol. 8. P. 152. Doc. 117). 20 сент. 1740 г. датируется 1-я известная грамота Н. как митрополита: в ней он грозил отлучением всем, посягавшим на имения мон-ря Галата и лжесвидетельствовавшим в этом деле. Грамота схожего содержания, но касающаяся имений Архангельского мон-ря Фрумоаса на окраине Ясс, датирована 3 апр. 1744 г. В ней приводится полная титулатура Н.: «Никифор, милостью Божией архиепископ и митрополит Сучавы и всей Молдовы» (Ibid. Р. 175-176. Doc. 139). Обстоятельства избрания Н. митрополитом Молдавским в историографии долгое время интерпретировались в свете т.

http://pravenc.ru/text/2565486.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Заметки об игумене Исаакии, настоятеле Сретенского монастыря в 1721-1731 годах 08.10.2009 386 Время на чтение 12 минут Время управления Сретенским монастырем игуменом Исаакием пришлось на время царствований Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. Это было время серьезных церковных преобразований. В 1721 году был издан манифест об установлении " Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства " , получившего название Святейший Синод, ставшего управляющим органом РПЦ. К сожалению, об игумене Исаакии сохранилось немного сведений. Из книги " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви " П. Строева узнаем, что он был настоятелем Сретенского монастыря с 1721 года. В синодальных документах за 1721-1722 годы игумен Исаакий упоминается в делах, посвященных закрытию существующих часовен в Москве и других городах. По указу Святейшего Синода, 31 декабря 1721 года происходит перепись всех часовен в Москве, которые существуют при монастырях и приходских церквях. " Часовня у Сретенского монастыря, каменная, в монастырской стене, построенная, по показанию игумена Исаакия, одновременно с теплою монастырскою церковью, именно в 196 (1688) году, боярином Алексеем Петровичем Прозоровским на месте деревянной часовни, существовавшей " из древних лет " . Сбора было в последние годы от 10 до 4 рублей " В документах 1722 года обращается внимание на указ Петра I от 1707 года о закрытии всех построенных часовен в новой царствующей столице - Санкт-Петербурге - и предписывается по ее примеру так поступить и в других городах и В связи с этим Святейший Синод в 1722 году принял решение в городах, селах и деревнях часовни не строить, а которые были раньше построены: деревянные - разобрать, а каменные - употребить на другие потребы; находящиеся там иконы и книги отдать тем, в чьем ведении часовни находятся. В досмотре приказа церковных дел подьячего Степана Холезова уже 1 декабря 1722 года указано: " У Сретенского монастыря часовня каменная, а образов в ней никаких нет, заперта и в ни в какую потребу не употреблена. По сказке игумена Исаакия, планируется часовню употребить под келью "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Отрок остался на попечении своей матери и старшего брата Иоанна (род. в 1704 г.), ставшего взамен почившего отца насто­ятелем полтавской соборной церкви, где прежде священство­вали и дед, и прадед его. В 1735 г- умирает и этот брат Петра, и он с матерью и дядей едет в Киев к митрополиту Рафаилу (Заборовскому) для под­тверждения права наследования Петром священнического места его предков. Митрополит благословляет Петра учиться в Киевской Академии. 1735-1739 гг. — время учебы Петра в Киевской Академии. В духовной жизни он советуется с лавр­ским иеросхимонахом Пахомием, который дает Петру для чте­ния духовные книги, и уже в это время юноша начинает делать из них выписки. В Киеве он сходится с единомысленными ему людьми, так же как и он сам мечтавшими о монашеской жизни. Каждое лето на каникулах (с 15 июля по 15 сентября) Петр уез­жал домой, в Полтаву. Учебный год 1738-1739 Петр провел не очень усердно: его тяготит резкое противоречие образов и идей, которыми были насыщены изучаемые им в Академии произведения античных языческих авторов с обретаемыми в святоотеческих книгах идеалами монашеской жизни. После этого учебного года Петр не едет домой, но живет на Подоле и посещает святые места(9) Киева и его окрестностей. Он все больше думает о монашестве и проводит время в душеполезных беседах с друзьями. В это же лето Петр попросил принять его послушником в Китаеву пустынь, но ее настоятель отказался принять его, опасаясь матери ходатая. В итоге, с началом учебного года (сентябрь 1739 г.) Петр почти оставил учебу и думал лишь о том, куда пойти странствовать. В автобиографии прп. Паисий особенно отмечает состоявшуюся 6 октября 1739 г. встречу с молдавским митрополитом Антонием (Черновским), на церковных службах которого в Киеве он присутствовал и сподоблялся неоднократ­ной беседы. «Коликия радости душа моя исполняшеся, услы­шавши сим благословенным языком Богу славословие возсы-лаемо. И дивны судьбы Божия, яко оттоле начатся в души моей немало любы к благословенному сему молдавскому языку и народу и к богохранимой сей земли, и многшее к странничес­тву и монашеству возгореся в души моей желание»3.

http://bogoslov.ru/book/376899

2507 В 11-й статье федосеевских «Петербургских статей», составленных 22 января 1809 г., об этих отступлениях говорится следующее: Составитель «Истории Выговской пустыни» «все умолчал, потому что и сам он в число тех попал», которые были строго допрашиваемы и отреклись от православия… (ркп. Каз. Дух. Академии 1750, см. л. 205 об. – 206). Свидетельство это, как видим, позднее, – но несомненно так мыслили и говорили федосеевцы о поморцах с самого 1739 года. 2508 В «Книге отеческих завещаний» (ркп. Владим. Дух. семин. 75, л. 59–62 обор.) помещается «Список с приговору» этого собора. Памятник этот начинается так: «Лета седмь тысящь двести четыредесятъ седьмаго, июня в м день. По совету всех духовных человек, Терентия Васильева, Игнатия Трофимова, Ивана Иванова, Лазаря Захарьева, Фаддея Дионисиева, Василья Симеонова, Савина Михеева, Симеона Сергеева, Игнатья Тимофеева, Георгия Андреева, Герасима Яковлева, Макария Иванова , Феодора Феодорова и прочих человек духовных, и книжных, и простых всех православных христиан, мужеска полу и женска. Было у нас общее братское собрание в польше, в деревне Давыдов, и приговорили мы вкупе, чтоб нам по правилам святых отец чинить. От ныне в кельях на уединении с зазорными лицы, и с духовными дочерми, и с девицами, и с женами не жить… (Конец) … А прочее все творити нам как у прежних отцев и страдальцев в писме положено. И в том мы духовнии и мирстии меж собою отнюдь на сей приговор нам инаково дерзати не будем». Кроме «книги Отеч. Завещаний» в раскольнической литературе нигде не упоминается ни о соборе 1739 года, ни о составленном на нём приговоре. Но, не смотря на это, в действительном бытии собора и в подлинности занесенного в «Книгу отеческих завещаний» документа мы оснований сомневаться не имеем. Точнее указать в «приговоре» места собора, года, месяца и числа, подробный перечень главнейших участников собора, многие из которых действительно известны как деятели польские (четверо из 13-ти «отцев» собора 1739 г. прямо значатся в перечне «Польских» федосеевских отцов в той же «Книге Отеч. завещаний», в 1-й главе, на л. 23 обор. Эти отцы – Терентий Васильев, Игнатий Трофимов, Иван Иванов и Савин Михеев. Польскими же они называются и в «Сказании о прежде бывших начальных отец наших новгородския области» – ркп. Вифанск. семин. 172, л. 9–16. Фаддей Дионисиев, т. е. Евстрат Федосеев, тоже называется в «Историч. словаре» П. Любопытного «славным пастырем и учителем Федосеевой Церкви в Польше». Остальные восемь поименованных отцов – лица неизвестные в литературе), всё это достаточно убеждает в том, что собор 1739 года есть действительное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26)   Иакинф (в миру Иоанн) Даровский, священнический сын из г. Стародуба, род. в 1708 г., учился русскому письму в Стародубе, а латинский язык, философию и богословие изучал в Киевской Академии; в 1738 г. 23 дек. – монах и 20 дек. 1739 г. – иеродиакон (скоро умер 107 ).            27)   Дамиан ( в монашестве Дамаскин) Аскаронский, уроженец г. Киева, мещанский сын, род. в 1703 г., русскому и латинскому письму учился и философию и богословие слушал в Киевской Академии, 23 дек. 1738 г. пострижен в монашество и 15 мая 1739 г. сделан иеродиаконом. Впоследствии он был учителем Новгородской семинарии, архимандритом разных монастырей (1744–1758 г.г.) и Костромским епископом (с 1758 г.),       16 июня 1769 г. 108 28)   Гликерий (в миру Григорий) Зорковский, мещанский сын из м. Бахмача, род. в 1707 г. учился русскому письму в Бахмаче, а латинскому языку и философии в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г. 109 . 29)   Даниил (в миру Димитрий) Яхимович, священнический сын из польского с. Ольшан, род. в 1710 г., русскому письму учился в с. Ольшанах, а латинскому и философии в Киевской Академии, 23 дек. 1738 г. принял монашество, а 20 дек. 1739 г. был сделан иеродиаконом; впоследствии в звании иеромонаха был учителем Киевской Академии 110 . 30)   Фавст (в миру Феодор) Помаранский, мещанский сын из польск. г. Любачева, род. в 1709 г., учился русскому письму в г. Любачеве, а латинскому в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г. 111 . 31)    Софония (в миру Семен) Вишницкий, мещанский сын из г. Полтавы, род. в 1695 г., учился русскому и латинскому письму, монашество принял в 1738 г. 23 декабря 112 . 32) Иуст (в миру Иаков) Русичевский, мещанский сын из г. Прилук, род. в 1706 г., русскому письму учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г., 15 апр. 1739 г. был сделан иеродиаконом; впоследствии он был экзаменатором в устюжской епархии и проповедником в Московской Академии, откуда был возвращен в Киев 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

По этому поводу и состоялся федосеевский «собор» в деревне Давыдове. На этом «соборе» участвовало 13-ть «духовных» лиц, т. е. 13-ть фодосеевских «отцов духовных» и отправителей духовных треб. В знаменитых федосеевских «Отеческих Завещаниях» определение «собора» 1739 года в ряду федосеевских «соборных» определений, как подлинный документ, занимает первое место. И это неудивительно: «самый текст» собора 1739 года является, – как справедливо указывают 123 , – «очень близким перифразом определений федосеевского «собора» 1694 года, а «иногда и буквальным их повторением». Отсюда понятно, почему определения 1694 года в «Отеческие Завещания» не вошли: их вполне заменяют определения «собора» 1739 года. Вопрос: где находилась деревня Давыдово? – остается открытым, хотя не без оснований предполагают, что она существовала в восточной части теперешнего Себежского уезда, Витебской губернии, и что именно эта местность являлась в XVIII веке главным центром федосеевщины в Польше 124 . Из 13-ти «духовных человек», участвовавших на «соборе» 1739 года, более известны в истории федосеевщины собственно лишь 4-ре лица. Первое место здесь занимал Терентий Васильев. В первый раз мы встречаем Терентия в 1719 году, когда он жил на Разиной мызе. По всему видно, что еще в то время этот Терентий пользовался в федосеевщине большим влиянием. По крайней мере, когда на Ряпиной мызе возникли «разногласия о божестве», вызванные исправлениями в старопечатных книгах, какие дозволил себе известный Евстрат Федосеев, то федосеевцы Ряпиной мызы, решив созвать по этому делу «собор», послали некоего Калину Михайлова с письмом к Терентию Васильеву на Разину мызу, прося Терентия приехать к ним «для совещаний». Калина приехал туда в тот же день ночью и отдал письмо Терентию, который обещал ехать на Ряпину мызу завтра. Но на другой день, когда они собирались ехать, пришли офицеры с солдатами, причем последовало известное разорение Ряпиной мызы 125 . После этого мы встречаем Терентия Васильева в Лифляндии, где федосеевцы живут под его «начальством» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

24) Переяславская семинария учреждена в 1738 году, по требованию Св. Синода, и сформировалась весьма быстро, благодаря тому обстоятельству, что незадолго перед тем Переяславская епархия составляла викариатство и как бы часть Киевской епархии и имела достаточный контингент как учеников, так и учителей, учившихся или окончавших курс в Киевской Академии и отчасти в Черниговском Коллегиуме. Поэтому в Переяславе сразу же образовалась полная низшая семинария по реторику включительно 587 ). Высшие классы философии и богословия здесь вовсе и не открывались в данный период. Учителя набирались не исключительно из монашествующих лиц, но весьма часто и из белых священников и светских студентов. Учителя эти, за немногими исключениями, менялись каждый учебный год и, по-видимому, обязательно отбывали учительскую повинность по назначению местного преосвященного. Перечислим иввестных нам учителей и префектов этой семинарии. Журовский Иоанн, иерей, учитель пиитики и реторики и префект в 1738–9 году. Древецкий или Деревецкий Стефан, иерей, в 1738–9 году учитель синтаксимы и грамматики, в 1739–40 г., учитель пиитики и реторики и префект. Рисиевич Иоанн, иерей, в 1738–9 году учитель фары и инфимы, в 1741–2 г., учитель реторики и префект. Богданович Козма, студент богословия, в 1739–40 г. учитель грамматики и синтаксимы 588 ). По принятии монашества с именем Климента, в 1743–47 г.г. был учителем в Киевской Академии, а в 1747 году учителем философии в Смоленской семинарии 589 ). Прокопович Симеон, из Киевских студентов, в 1739–40 г. учитель фары и инфимы, в 1740–41 г. грамматики и синтаксимы. Исаевич Михаил, пресвитер, из студентов философии, в 1740–41 г., учитель пиитики и реторики и префект. Горлянский Трофим, из студентов философии, в 1740–41 годах учитель фары и инфимы 590 ). Малиновский Алексей, из Киевских студентов, в 1741–42 г. учитель синтаксимы и пиитики, в 1742–43 г. учитель реторики и префект 591 ). Гошкевич Филипп Стефанов, иерей, из Киевских воспитанников, в 1741–42 годах учитель инфимы и грамматики, в 1742–43 г. пиитики 592 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Шумский Стефан, иеродиакон, а потом иеромонах, вызванный из Киево-Никольского монастыря указом Св. Синода 21 сентября 1727 года 92 ), преподавал в Московской Академии в 1729–30 году пиитику, в 1730–31 г. реторику 93 ); умер в 1731 году 94 ). Селецкий Виктор, иеромонах, вызванный в 1728 году из Киево-Братского монастыря, в 1728 году преподавал в Московской Академии синтиксиму, с 1729 года был проповедником; в 1730 году за скорбью отпросился в Киево-Печерскую Лавру 95 ). Конашевич Герман, иеродиакон, а потом иеромонах, вызванный из Киево-Софийского монастыря указом Св. Синода от 10 апреля 1727 года 96 ), преподавал в Московской Академии инфилу и грамматику; но в 1730 году за скорбью уволен в Киев 97 ). В 1733–38 г.г. он был игуменом Гамалеевского монастыря 98 ), а в 1746 году архимандритом Лубенского Мгарского монастыря 99 ). Конашевич Лука, иеродиакон, из Киево-Михайловского монастыря определенный указом Св. Синода, от 23 октября, 1728 года, в учители Московской Академии 100 ), преподавать здесь грамматику, синтаксиму и пиитику; в 1731–32 г. был проповедником; скончался в 1758 году в сане Белогородского епископа 101 ). Ипполитович Модест, в 1729 году преподававший в Московской Академии инфиму 102 ). Кветницкий Феодор, в монашестве Феофилакт, из Киева, учитель синтаксимы в 1730 году; в 1732 году переведен на пиитику, пострижен и посвящен в иеромонаха в 1733 году. В декабре 1739 года послан в Вятскую епархию для обучения ставлеников 103 ). Данелевич Давид, окончивший курс в Московской Академии 104 ), в 1731–34 годах учитель инфимы и фары, с 1737 гола проповедник. В октябре 1738 года переведен в игумена Московского Андреевского монастыря, с оставлением при должности проповедника 105 ). Въ 1739– 41 г.г. онъ был архимандритом Солотчинского, а в 1741–49 г. г. Спасского Рязанского монастыря 106 ). Лещинский Иван, в монашестве Иона, около 1730 года окончивший курс в Московской Академии 107 ), был сначала инспектором школьников у Крутицкого архиерея, а потом учителем Московской Академии, где в 1731–3 г. преподавал грамматику; а в 1739 году «пятую школу», т. е. пиитику 108 ). Скончался в 1761 году в сане архимандрита Московского Андрониевского монастыря 109 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Нужно, впрочем, заметить, что в 1732 году открыто было в Астрахани, при Ивановском монастыре, училище для обучения новокрещенных калмыцких детей русской и калмыцкой грамоте 581 ). 23) Крутицкая семинария. Крутицкая школа основана раньше 1732 года. Первым учителем ее был студент Иван Лещинский, в 1730 году окончивший курс в Московской Академии 582 ). Так как в 1732–33 годах он уже преподавал в Московской Академии грамматику 583 ), то, значить, в Крутицкой школе он был учителем в 1730–1732 годах. С выбытием учителя Лещинского, Крутицкая школа, находившаяся при архиерейском доме, т. е. в Москве, на Крутицах, по-видимому, запустела. Когда же в 1738 или 1739 году Св. Синод настоятельно требовал открытия епархиальной Крутицкой семинарии, то Крутицкий архиепископ Леонид в доношении своем от 5 июня 1739 года писал Св. Синоду, между прочим, следующее: «а к тем наукам, т. е. к грамматике, реторике и протчим в епархии моей таковых искусных людей не находится. А напред сего имелся в доме моем для учения школьников инспектор Иван Степанов сын Лещинский, который пострижен в Москве в Спасском училищном монастыре, и наречено ему имя Иона, и ныне имеется в том же монастыре иеромонахом и обучает пятую школу (т. е. пиитику), которого о определении в епархию мою для обучения вышеписанным наукам уномяненных чинов детей и к нему во вспоможение трех человек студентов всепокорно требую от Вашего Святейшества повелительного указа». Св. Синод отказал преосвященному Леониду в его требовании и предписал ему следующее: «Вашему Преосвященству о упоминаемых учителях требование учинить у малороссийских архиереев собоперсональным Вашим тщанием и письменным сношением в крайней скорости» 584 ). Но преосвященный Леонид, кажется, не сносился с малороссийскими архиереями и, учредив с 1 сентября, 1739 года, две школы, одну славяно-латинскую в Вязьме, а другую – при своем архиерейском доме на Крутицах, в первую назначил студента богословия Московской Академии Матвея Дионисиева Поповского, а в другую – студента богословия той же академии Андрея Иванова Борановского 585 ). В 1741–2 годах учителем Вяземской школы был Евстафий Андреев Щербинский 586 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010