Так, письмом от 17 июля, 1739 года, преосвященный Гедеон просил у Киевского архиепископа Рафаила Заборовского трех студентов для занятия учительских должностей в семинарии и одного в экзаменаторы ставленников и действительно получил их 518 ). Но в учителя низших классов нередко назначались воспитанники Смоленской же семинарии. Представим список известных нам учителей и начальников Смоленской семинарии с 1728 года до половины 18 века. Бестужев Алексей, из воспитанников Московской Академии, в 1728 году. Маковецкий Павел, в монашестве Петр, вызванный из Киевской Академии в 1729 году 519 ). В 1737 году он преподавал уже здесь богословие, был вице-ректором семинарии и архимандритом Смоленского Авраамиева монастыря, но в этом году он скончался, – и преподавание богословия было приостановлено, за неимением профессора 520 ). Любарский Владимир, в монашестве Варфоломей, вызванный из Киевской Академии в 1729 году 521 ). С 1738 года он был вицеректором и учителем школы философии, а с 1741 до 1746 года – ректором и архимандритом Авраамиева монастыря 522 ). Скончался въ 1774 году въ сан Вятскаго епископа 523 ). Павловский Феодор, вызванный в 1729 году из Киевской Академии 524 ). Кармазинский Киприан, иеромонах, из воспитанника Киевской Академии 525 ); в 1738 году был префектом и проповедником «ординарийным» 526 ). С 1745 года был архимандритом Калужского Лаврентьева монастыря, в котором и скончался в 1754 году 527 ). Ерошевич Кирилл, иеромонах; в 1737–8 году преподавал реторику 528 ). Лехницкий Серапион, иеродиакон, впоследствии иеромонах, из воспитанников Киевской Академии; в 1737–9 годах преподавал пиитику, в 1746–50 г.г. – реторику, при чем с 1747 года был префектом школ. В 1750–74 г.г. был архимандритом Смоленского Троицкого монастыря 529 ). Ясинский Лаврентий, иеродиакон, а потом иеромонах; в 1737–8 году преподавал синтаксиму, в 1741–2 г. грамматику, в 1742–44 г.г. опять синтаксиму. В 1744–46 г.г, был проповедником в Московской Академии, а с 1746 до 1751 г. архимандритом Нижегородского Благовещенского монастыря 530 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

7. ДОСИФЕЙ. Время бытия неизвестно. 8. АНТОНИЙ. Время бытия неизвестно. 9. СИМОН. Время бытия неизвестно. 10. ИЛАРИОН. Время бытия неизвестно. 11. КАРИОН. Время бытия неизвестно. 12. СОСИПАТР. Время бытия неизвестно. 13. ВАРФОЛОМЕЙ. Время бытия неизвестно. 14. ВАРЛААМ. Время бытия неизвестно. 15. АНТОНИЙ. Время бытия неизвестно. 16. НИКАНОР. Время бытия неизвестно. 17. ВАРЛААМ. Время бытия неизвестно. 18. ИЛАРИОН определён в 1704 году. 19. СИЛЬВЕСТР в 1721 году. 20. ТРИФИЛЛИЙ в 1724 году. 21. ДОСИФЕЙ в 1739 году. 22. АНТОНИЙ в 1731 году. 23. СИМОН в 1736 году. 24. КАРИОН в 1744 году. 25. МЕЛЕТИЙ в 1750 году. 26. СОСИПАТР в 1752 году. 27. ПАВЕЛ 1754 году. 28. ИОАННИКИЙ Павлуцкий в 1756 году. 29. ГЕДЕОН в 1758 году. Потом переведён в Троицкую Лавру, и после хиротонисан в Епископа Псковского. 30. НИКОН Зертыс Каменский, из Даниловского Переславского монастыря определённый. 7 Августа 1755 года переведён в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31. ВАРЛААМ в 1765 году. 32. ФЕОФИЛ в 1766 году. 33. ПАВЕЛ в 1767 году. 34. ВАРФОЛОМЕЙ в 1772 году. 35. ЕВСТАФИЙ в 1775 году. 36. ПАВЕЛ того же года. 37. ФЕОФИЛАКТ с 1776 до 1789 года, в котором скончался и погребён в сем монастыре. 38. НЕКТАРИЙ с 1789 до 1792 года, в котором году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь; но, не вступивши в оный, скончался и погребён и Московском Донском монастыре. 39. МЕЛЬХИСЕДЕК с 1793 по 1794 год, в котором скончался Августа 13, и погребён в сем монастыре. 40. АРСЕНИЙ с 1794 по 1799 год, в котором переведён в Пафнутьев Боровской монастырь: но, не вступая в оный, скончался в начале 1800 года, и погребён в Саввине монастыре. Епископы Дмитровские, Викарные Московские 1. ЕПИСКОП Серафим с 1800 по 1804 год. 2. ЕПИСКОП Августин с 1804 года; и управляет сим монастырём доныне. IV. Kpamkoe описание Высоко-Петровского, бывшего Ставропигиальным, монастыря О местоположении и начале оного ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ бывший Ставропигиальный, а ныне Московской Епархии 2 класса мужской монастырь, находится в столичном городе Москве, в Белом городе, у Петровских ворот. Построен первоначально при Великом Князе Московском Димитрии Ивановиче Донском, а после перестроен при Великом Князе Василии Ивановиче в 1505 году, и назван Высоким. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1778 году он был назначен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Авраамиевского монастыря 569 ). Скраговский Петр, назначенный в учители Смоленской семинарии в 1749 году, и Базилевич Мануил, присланный в 1750 году 570 ). 21) Воронежская семинария. Воронежская архиерейская школа существовала уже в 1728 году, и в ней было в этом году 33 ученика 571 ). Переведенный в 1730 году из Переяслава Полтавского в Воронеж, преосвященный Иоаким Струков взял с собою из Киева в учители студента Михаила Стрельбицкого и постриг его в иеромонахи с именем Маманта; но последний ушел в Москву, в Донской монастырь 572 ), а преосвященный Иоаким в конце 1732 года отпустил собранных – было им учеников в их домы. В 1733 году он, однако, приказал открыть школу в Острогожске. Учителем этой новой школы назначен был иеродиакон Порфирий Крестопольский, обучавшийся в Киевской Академии и прибывший в Воронеж вместе с преосвященным Иоакимом. Учебный курс состоял в обучении чтению по букварям и в изучении грамматики. Учение в Острогожской школе началось в 1733 году и продолжалось до 1736 года. Но в 1736 году преосвященный Иоаким вызван был из Воронежа на чреду служения, – и школа прекратила свое существование. В 1737 году преосвященный Иоаким возвратился в Воронеж и снова приказал собрать священнослужительских детей, годных к школьному учению. На этот раз шкода устроена была в Воронеже, и в ней, кроме обучения чтению по часослову и псалтири, некоторые учились и латинской фаре. Большая часть учеников этой школы была набрана еще в 1731 году. Но и эта школа недолго существовала и к 1739 году почти совсем опустела; однако Крестопольский продержался в звании учителя до 1743 года. Преемник Иоакима преосвященный Вениамин (Сахновский), переведенный из Вятки, взял с собою в Воронеж вызванного им в учители из Черниговской епархии игумена Костянско-Почановского монастыря Лазаря Богославского и посвятил его в архимандриты Успенского Дивногорского монастыря. Кроме того, студент Киевской Академии Лкьян Стасевич, бывший при преосвященном Вениамине, в бытность его коломенским епископом, учителем Коломенской семинарии, в 1742 году перебрался к преосвященному Вениамину в Воронеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Из достопримечательнейших вещей, в этой обители находящихся, особенного заслуживает внимания колодезь, коего источник извёл Преп. Михаил молитвами, как пишется в житии его, ещё при жизни своей во время трёхлетнего бездождия. Стекаются в этот монастырь из окрестных селений для богомоления в следующие праздники: 1) на Троицын день; 2) на память Преп. Михаила Января 11 дня; и 3) на пришествие его в монастырь Июня 23 числа, в который день бывает в монастырь из ближних восьми погостов крестный ход при множестве народа. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 689 душ крестьян, пахотной земли 535 десятин, и приписаны были к нему Сутоцкий и Аркажский монастыри. По Штатам же этот монастырь положен в 3 классе степенью 11, а по Новгородской Епархии третьеклассный второй. Ныне же после Архимандричьих состоит в 1 степени. Настоятельство в монастыре сем издревле было Игуменское, потом Архимандрическое, продолжавшееся до 1782 года, а с того времени доныне паки Игуменское. Список Настоятелей Клопского монастыря. А) Игумены: 1 . ФЕОДОСИЙ I. При нём в 1408 году пришёл Преп. Михаил в этот монастырь. 2 . КОРНИЛИЙ. Упоминается около половины XVI столетия. 3 . НИКОДИМ I. Упоминается в 1632 году. 4 . МАКАРИЙ. В 1673 году посылан был от Митрополита Новгородского Макария в Соловецкий монастырь для увещания Соловецких мятежников к повиновению Царской власти. Б) Архимандриты: 5 . ИЛАРИОН. Упоминается в 1721 году. 6 . АНТОНИЙ. Упоминается в 1722 году. 7 . ВАРСОНОФИЙ. Упоминается в 1725 году. 8 . ИРИНАРХ. Упоминается в 1733 году. 9 . ВИКЕНТИЙ. Упоминается в 1734 году. 10 . ЕВФИМИЙ. Упоминается в 1735 году. 11 . ИОАННИКИЙ. Упоминается в 1739 году. 12 . СИЛЬВЕСТР. Упоминается в 1741 году. 13 . ФЕОДОСИЙ II. Упоминается в 1747 году. 14 . ПАХОМИЙ Добрыня. Упоминается в 1751 году. 15 . ИГНАТИЙ. Упоминается в 1751 году. 16 . ДАНИИЛ. Упоминается в 1752 году. В 1756 году, Ноября 28, скончался. 17 . ИОСИФ Арбузов. Упоминается в 1756 году. 18 . ИОАСАФ. В 1767 году скончался. 19 . АЛЕКСИЙ. В 1767 году, Марта 28, переведён из Кириллова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Но, к сожалению, сего-то и не видно; могло быть, что эти антиминсы принесены из-за Днепра первыми поселенцами Ахтырки. На одном из них совершалась литургия в первом Петропавловском храме. В 1725 г. прихожане, испрашивая архипастырского благословения на починку глав Петропавловской церкви, писали, что она построена по благословению «пре-освященнейшаго Мисаила митрополита белогородскаго», следовательно, не раньше 1672 г. По надписи на древнем евангелии, о котором скажем ниже, несомненно существование Петропавловского ахтырского храма в 1661 г. Нынешний храм построен в 1768 г. и возобновлен недавно. Новая деревянная колокольня устроена в 1834 г. старанием майора Кирилла Ротовского, который, сверх того, на приобретение утвари пожертвовал до 250 р. серебром. 6 . Храм Победоносца Георгия видим в Ахтырке в XVII ст.; так, по акту 1695 г. известен «Ахтырский Юрьевский поп Иван Афанасьев». Сироты, дети Георгиевского священника, в 1756 г. писали: «В ахтырской св. вмч. Георгия церкви прадедов отец, також прадед и дед наш Иоанн Корж были священниками, и дед наш, завдовев, постригся в иеромонаха в ахтырском монастыре, а на место его произведен во священника отец наш Григорий Линицкий». Следовательно, прежде Ивана Афанасьева Коржа, известного в 1695 г. при Георгиевском храме, были еще два священника, и, следовательно, первый храм основался не позже 1660 г. Из указа консистории от 21 феврал я 1740 г. видно, что Георгиевская церковь города Ахтырки сгорела 22 декабря 1739 г. по небрежности пономаря, оставившего свечу в храме, и что священник успел спасти из горевшего храма только евангелие, служебник и одни ризы. Нынешний Георгиевский храм построен в 1795 г. Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его – церковью, что на Гусинце; так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его. По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров, свидетель акта 1700 г. «Ахтырскаго полку села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г. Таким образом, нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г. По местному преданию Архангельский храм Гусинца, существовавший прежде нынешнего, был небольшой и походил на простой дом. На четвертый день праздника Рождества Христова 1771 г. пожар, происшедший от огарков, истребил его до основания. Новый храм в честь Архистратига Михаила освящен в 1775 г. Памятни ками древнего храма остаются: а) иконостас, устроенный, как говорит надпись, в 1721 г., очень замечательный по искусной резьбе; б) книги: Евангелие л. п. 1644 г., служебные Минеи в 12 кн. м. п. 1741 г., цветная Триодь м. п. 1747 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сведения Евфимий, епископ рукоположен после 1448 по 1465 бежал в Москву, оставив кафедру от притеснения за веру, епископ Суздальский и Тарусский Феофан (Феодор), епископ управлял с 1465 до 1473 с 1483 епископ Суздальский и Тарусский Нектарий, епископ упоминается до 1499 неизвестно Иона, епископ упоминается в 1499–1500 после занятия Чернигова русскими войсками отправлен в Москву в плен; неизвестно Кафедра была закрыта, правление ею перешло к униатам. Черниговская и Новгород-Северская Восстановлена в 1648 году. Кафедра в Чернигове Имена Сведения Зосима (Прокопович), епископ рукоположен Лазарь (Баранович), епископ рукоположен и поставлен местоблюстителем Киевской митрополии с 08.03.1657 архиепископ с 08.09.1667 по 1692 уволен на покой; 03.09.1693 Феодосий (Углицкий), свт. архиепископ рукоположен с 11.09.1692 06.02.1696 рукоположен с 10.01.1697 по 11.03.1711 митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский), архиепископ рукоположен с 20.09.1713 по декабрь 1721 митрополит Тобольский и Сибирский Иродион (Жураковский), архиепископ рукоположен с 03.05.1722 по 1734 на покое; 18.09.1735 Иларион (Рогалевский), архиепископ бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 29.03.1735 по 02.05.1738 на покое; 1738 (1739, 1742) Никодим (Скребницкий), епископ рукоположен с 06.12.1738 по 29.05.1740 митрополит Сибирский и Тобольский, отказался; с 01.09.1742 – епископ Санкт-Петербургский Антоний (Черновский), митрополит бывший митрополит Сочавский (Болгария) с 29.05.1740 по 06.09.1742 митрополит Белгородский и Обоянский Амвросий (Дубневич), епископ рукоположен с 08.09.1742 23.02.1750 Ираклий (Комаровский), епископ рукоположен с 08.09.1752 по 19.10.1761 на покое; 26.10.1765 Кирилл (Ляшевицкий), епископ бывший епископ Воронежский и Елецкий с 19.10.1761 14.05.1770 Феофил (Игнатович), епископ рукоположен с 17.10.1770 по 1785 переименован епископ Черниговский и Нежинский Черниговская и Нежинская С марта 1785 года Имена Сведения Феофил (Игнатович), епископ бывший епископ Черниговский и Новгород-Северский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– 33 – из Суражицкого монастыря в Каменский Успенский Стародубский 164 ). Был впоследствии (в 1752–1761 г.г.) епископом Черниговским и скончался в 1765 году на покое в Черниговском Троицком Ильинском монастыре 165 Жураковский Мелегий, иеромонах, в 1730 году префект Коллегиума 166 ). Прохорович Герман, иеромонах, в 1730–1731 году учитель пиитики в Черниговском Коллегиуме 167 ). В 1758–1761 годах он был игуменом Переяславского Михайловского монастыря 168 ). Смаржевский Товия, иеромонах, в 1732–1733 г.г. префект Коллегиума 169 ); в 1742 году игумен Костянский 170 ). Максимович Сильвестр, учитель пиитики в 1736–7 году 171 ). Михайлович Герасим, в 1737 году учитель реторики и префект Коллегиума 172 ); игумен Макошинский 173 ). Лепицкий Иоасаф Григориев, родом из Полтавы, воспитанник Киевский, иеромонах, в 1737 году учитель реторики и префект Коллегиума 174 ). Земнецкий Софроний Иванов монах, впоследствии иеромонах, родом из м. Золочева, в 1737 году преподававший пиитику, а в 1738 году бывший учителем реторики и префектом Коллегиума 175 ). В 1739 году он был вызван в учителя реторики в Московскую Академию 176 ); в 1742–1744 годах был игуменом Сретенского монастыря в Москве 177 ); но в 1745 году уже значился иеромонахом Межигорского монастыря 178 ). Захаржевский Пафнутий Захариев, родом из Львова, Киевский воспитанник, иеромонах, в 1737 году преподававший в Коллегиуме грамматику и синтаксиму 179 ). Впоследствии он был игуменом Чебоксарской Геронтиевой пустыни, но в 1748 году, отпросившись на обещание в Космо-Дамианский Спасский Юнговский монастырь, бежал неизвестно куда 180 ). Богославский Лазарь, иеромонах, в 1738–9 году преподававший в Коллегиуме реторику 181 ). В 1742 году он выбыл в Вятскую епархию, а затем в Воронежскую, в которой, до 1745 года, был архимандритом Дивногорского монастыря; в 1745–49 г.г. – Севского Николаевского монастыря 182 ). Корогодский Варнава Иванов, иеродиакон, в 1737 году преподававший в Коллегиуме аналогию и инфиму 183 ). Чарныский Пагкратий, иеромонах, в 1740 году окончивший курс Киевской Академии 184 ); в 1741–2 году был учителем пиитики и реторики и префектом школ 185 ). Вскоре он был назначен в проповедники в Москву и с 1746 года преемственно был архимандритом монастырей Даниловского в Переяславле Залесском, Иосифова Волоколамского, Можайского Лужецкого, Бирюкова, Черниговского Елецкого, Черниговского Ильинского Троицкого и опять Елецкого, в котором и скончался в 1773 году 186 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

А чтоб учить по-латински и по-гречески, таковых учителей не обретается. А из малороссийских знаемых нам учителей хотя и прошены были нарочно, чтоб кто к нам приехали в Тобольск, но никто не пожелал оттуда к нам для того ехать и не были» 505 ). Вследствие настоятельного требования Св. Синода открыть семинарию, преосвященный Антоний Стаховский в доношении своем Св. Синоду от 8 октября 1739 года, опять жалуясь на недостаток учителей в Тобольске, писал следующее: «которые и при нас с приезду нашего были, вси, не хотя при мне жить, отбыли на Украину. Того ради за настоящую ныне нужду и крайнее зде учителей неимущество принуждены определить и определен латинского диалекта учителем присланной из Сибирской Губернской Канцелярии при промемории из присыльных роспоп Иоанн Якимович, которой по учиненному с ним договору из денежной платы обучать детей фаре, инфиме, грамматике, синиаксиме, поетике и риторике обязался с прилежным и тщательным радением, и уже обучает 15 человек в новоучрежденной школе» 506 ). Вскоре это число увеличилось воспитанниками бывшей Екатеринбургской заводской славяно-латинской школы, в которой до 1740 года обучалось 36 учеников, под руководством учителя Кирьяка Кондратовича, назначенного сюда в 1734 году 507 ). В 1741 году эти ученики, по распоряжению Св. Синода, вытребованы были в Тобольск и отданы в науку Якимовичу 508 ). Когда же в последних числах декабря 1741 года проезжал через Тобольск отпущенный из Сибири в С-Петербург архимандрит Малиновский, то, по просьбе Тобольского митрополита Арсения Мацеевича , он свидетельствовал всех учеников Тобольской латинской школы и нашёл бывших учеников Екатеринбургской школы недостаточно подготовленными. Митрополита, Арсений Мацеевич решительно не сочувствовал латинской школе в Тобольске и находил более полезными для епархии славяно-русские и миссионерские школы 509 ). Правильные занятия в Тобольской семинарии начались уже при преемник Арсения Мацеевича , Тобольском митрополите Антоние Нарожницком (1742–1748 г.г.), который вызвал из Киева четырех учителей для Тобольской семинарии и с 1743 года открыл в ней правильное, систематическое обучение 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Мисаил , 1654. Александр определён 14 окт. 1658; до мая 1663. Пахомий определён в мае 1663; упом. 1664 и 65. Филарет , в нояб. 1667, в авг. 1668. Боголеп , 1671. Ипполит , 1676–82. Сергий , 1683–87. Варсонофий , 1688. Иосиф 3 мар. 1700 хирот. в архиепископа Великоустюжского. Мисаил , 1700–2. Указом 20 авг. 1702 этот мнтрь уничтожен и обращён в приходскую церковь , а братия перев. в Владимиро-Рождественский; в 1717 был ещё уничтоженным, также – в 1720. ( Павел , 1729–32)? Симеон , 1729, 32, 33, 37; 19 янв. 1739. Иов , 1740–45. Авраамий , с мар. 1745. Иаков , 1751–53. После в Гороховецком Николаевском. Иоасаф , 1759–64. 23 Сновицкий Благовещенский, в Владимирском, уезде существовал в XV веке, а потом был домовый митрополии Московской 205 . Упразднён в 1764 г. [VI. 166.] Игумены Серапион , 1464 и 65. Антоний , 1490–95. Иона , в окт. 1499. Евстратий , 1505. Глеб , 1511–22. Феодосий (строит.) 1593. Симон Карпов (строит.) в мар. 1593, 1594, 99, июль. Варсонофий , 1633–1640. Евфимий , 1641. Феодосий , 1643–50. Дионисий , 1650–61, 67. Феодосий , в окт. (sic) 1665. Иона , 1673–89. Леонтий , 1691–98. Досифей Глебов , 1701–9, перев. в Спасо-Евфимиев. Викентий , 1709–17. Маркелл , перев. из Воскресенского на Обноре, 1717–21. После в Череповецком. Гавриил (из Череповецкого?) упом. в июле 1721. Виктор , 1722–25. После в Козмине. Матфей Головашкин , 1727–1728, отставлен. Виктор (опять) перев. из Козмина 1729; † 17 апр. 1741. Фаддей , из наместн. Цареконстантиновских, 1741–48. Архим. Савватий , 1743; 130 дек. 1758. – Стефан , 1761. Игум. Порфирий , 1764. В 1464 г. от сего митра зависела пустынька Успения Пресв. Богородицы в Славдове (в Владимирской десятине»). 24 Волосов Николаевский, от Владимира в 10 верстах, существовал в XV веке; потом был домовый митрополии Московской; упразднён в 1764 г. [III, 608.] Игумены Иона , 1511. Дементий , 1514–17. Пафнутий , 1519–24. Ануфрий , 1543–46. Порфирий , 1572. Сильвестр , 1573. Иона , 1577. Пимен , 1595–98. Иосиф , 1599 и 1600. Серапион 2 янв. 1621.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно сказать здесь и о том, что состояние русского святогорского иночества зависело от положения дел в Отечестве. Антимонастырская политика императора Петра – один из главных факторов угасания и пресечения русского монашества на Святой Горе в XVIII веке. В течение 70 лет в Свято-Пантелеимонов монастырь не поступило ни одного нового насельника из России, несмотря на отчаянные призывы игумена Варлаама спасти угасающую обитель. В 1721 году перестало биться его боголюбивое сердце. В 1725-м, в год смерти Петра I, в Русике остается только четыре монаха, русских же из них только двое. В 1735 году начинается очередная русско-турецкая война, продолжавшаяся до 1739 года, и в этом же году умирает последний русский монах Свято-Пантелеимоновой обители. Русское монашество пресеклось на Святой Горе. Некогда русская, обитель стала теперь недоступна для русских. Поселившись на Святой Горе 29 , старец Паисий стремился найти опытного в духовной жизни наставника, но так и не обрел искомого. Духовная жизнь в монастырях была расстроена по причине внедрившегося повсюду так называемого идиоритма, или особножительного устава. Идиоритм – образ жизни, не такой строгий по сравнению с киновией. В обителях-идиоритмах, или своеобычных, не всё общее, и каждый монах, за исключением участия в уставных церковных богослужениях, живет по своему собственному распорядку, предоставленный самому себе больше, нежели в киновии, и исполняет необходимые для функционирования монастыря должности за определенную плату. При таком образе жизни инок имеет больше соблазна впасть в своеволие. Переход к идиоритмическому уставу был вынужденной мерой. С конца XVII века турецкие власти увеличили налоги, взимаемые со Святой Горы, настолько, что обители едва влачили существование. Средств на содержание братств не оставалось вовсе. Именно поэтому некоторые монастыри допустили ослабление устава, предоставив насельникам возможность самим содержать себя за счет рукоделий, которые нужно было продать и на вырученные деньги купить необходимое. Мера эта внешне хотя и была оправданной, но оказалась гибельной, привела к снижению духовности, потому что способствовала жизни по своей самости и отходу от правильного духовного руководства в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010