Вольф Христиан, – известный учёный богослов и философ, оказавший громадное влияние на умственную жизнь XVIII века (род. в Бреславле, в 1679; ум. в Галле, 1754). Он изучал богословие и математику в Иене, и был назначен профессором в Галле, главном седалище пиэтизма, в 1706. Там он читал лекции по метафизике, логике и этике, и его лекции пользовались необычайным успехом. Не только аудитории других профессоров богословия начали пустеть, но студенты довольно смело стали говорить об устарелости и ненаучности их метода. В 1719 вышло в свет большое богословское сочинение В.: «Разумные мысли о Боге, мире и душе»; в 1720 его этика: «Разумные мысли о действии и состоянии человека»; в 1721 его политическое сочинение: «Разумные мысли об общественной жизни людей». Пиэтисты, ввиду этих сочинений, пришли в тревогу и чувствовали, что на них надвигается большая опасность. Франке молился, Лянге ораторствовал; наконец, богословский факультет принёс формальную жалобу на В. королю, заявляя, что среди других пагубных учений он учил также, своего рода, фатализму под именем «предустановленной гармонии». «Что это значит»? спросил король. – «Это значит», объяснил придворный шут Павел Гундлинг, «что, если убежит твой самый высокий гренадёр, то он, собственно говоря, не может быть по справедливости наказан, потому что его бегство в действительности есть лишь проявление предустановленной гармонии». Кабинетным указом от 8 ноября 1723 г. В. приказано было оставить в 48 часов пределы Пруссы, под страхом виселицы; другим указом, прусскому народу запрещено было читать его книги, под страхом штрафа в 100 дукатов за каждое нарушение постановления. В том же году, однако, В. назначен был профессором в Марбурге, и слава его быстро возрастала. Знакомство с его философией сделалось необходимым элементом умственного образования: появились словари для ознакомления публики с техническими терминами его системы. Его метод и принципы прилагались не только к философии и богословию, но также и к эстетике, юриспруденции, грамматике и проч. Слог его был введён в перевод Библии, так наз. Вердгеймской Библии 1735 –37; и до 1739 г. уже не менее 107 более или менее известных немецких писателей высказались в его пользу и работали в том же направлении. При таких обстоятельствах не удивительно, что одним из первых действий Фридриха II, по его восшествии на престол, было возвращение В., и 6 дек. 1740 он совершил торжественное вступление в город, предшествуемый музыкой и процессией студентов, верхом. У ворот он был встречен городским советом, приветствуем всей корпорацией профессоров, и проч. Университет избрал его своим постоянным ректором, а король сделал его бароном, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Христианство между В. стало распространяться в сравнительно недавнее время и довольно слабо. Правда, ещё в XVI веке 17 вотских семейств Сырьянской волости били челом царю Иоанну Грозному, заявляя о своём желании креститься; но осуществили ли они своё желание и убедили ли ещё кого-нибудь из своих единомышленников последовать их примеру, неизвестно. Затем, в течение всего XVI и XVII веков мы не видим случаев обращения В. в христианство, хотя за это время и были издаваемы распоряжения, предоставлявшие новокрещённым различные льготы и привилегии. Лишь в XVIII веке началось более систематическое обращение В. в христианство: к тому времени около вотских окраин появились русские поселения и монастыри, в Вятке была учреждена самостоятельная епископская кафедра (1656 г.). Первые дошедшие до нас случаи обращения В. в христианство относятся к началу XVIII века; они имели место в деревнях, расположенных недалеко от русских селений и монастырей. Эти случаи дали повод четвёртому вятскому епископу Алексию (Титову) обратиться в 1720 г. в Петербург за разрешением приводить В. в веру христианскую. Св. синод в 1721 г. препроводил к вятскому епископу подробную инструкцию касательно обращения В. в христианство; в этой инструкции подробно обрисован характер миссионерства среди В., способы воздействия на новокрещённых, ещё младенчествующих в вере, предлагалось устраивать школы для обучения детей новокрещённых В. Из донесения Алексия в синод видно, что с февраля 1723 года на Вятке было окрещено уже 57 В. После того, при епископе Алексии до отъезда его из Вятки (в 1733 г.) было окрещено ещё до 14 человек. Алексий хлопотал о предоставлении новокрещённым льгот в платеже податей согласно закону 1 сент. 1720 года. Из последующих вятских епископов для обращения В. в христианство много сделал епископ Вениамин Сахновский (1739 – 1741 гг.). Тотчас по приезде на Вятку он обратил серьёзное внимание на миссионерское дело, и к времени получения из Петербурга миссион. указа от 11 сент. 1740 года обратил в христианство 168 В. (103 м. и 65 ж.). В июне 1741 г. он лично заложил в 150 верстах от Вятки первую новокрещенскую церковь в дер. Елове, определив туда священником человека, знавшего вотский язык (Ф. Ившина). Этот священник энергично занялся крещением В. и в течение 1741 – 1746 гг. окрестил до 2,098 чел. Крестили В. и другие священники близлежащих русских сел, а также Верхочепецкого Воздвиженского монастыря; так, напр., свящ. с. Бельского Вас. Агафонов в течение одного только 1746 г. окрестил около 3,000 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, в С.-Петербурге, основана в 1710–12 гг., по воле императора Петра I. До учреждения С.-Петербургской епархия (в 1742 г.) управлялась сама собою и имела несколько приписных мнтрей. [II, 263.] Архимандриты Феодосий Яновский в 1712 перев. из Новгородского Хутыня монастыря; в начале 1721 64 хирот. в архиеп. Новгородского, с оставлением за ним начальства и титула архим-та оной; 12 мая 1725, посуду, лишён сана и сослан в Корельский мнтрь, где и † (19 февр. 1726). Пётр Смелич 31 июля 1725 перев. из Симонова монастыря; 20 июня 1736 хирот. в еписк. Белогородского. Стефан Калиновский в 1736 перев из Заиконоспасского монастыря; 17 янв. 1739 хирот. в еписк. Псковского. По учреждении (в 1742 г.) С.-Петербургской епархии архим-тами Лавры были всегда С.-Петербургские архиереи. 2 Троицко-Сергиева пустыня, от Петергофа в 10 верстах, основана в 1734 г. Троицкой Лавры архимандритом Варлаамом, который † 28 июля 1737 и погребён в ней. До 1764 управлялась строителями от Троицкой Сергиевой Лавры. В 1764, по духовным штатам, отписана от Лавры и сделана второклассным мнтрём. 30 мая 1836 г. возведена в первый класс. [VI, 86.] Архимандриты Варлаам Синькевский определён в мае 1765, из ректоров Троицкой семинарии; в начале 1767 перев. в Иосифов Волоколамский мнтрь. Димитрий Грозинский в мар. 1767 перев. из Юрьево-Архангельского монастыря, а в 1770 – в Новгород-Северский Спасо-Преображенский. Иосиф 65 определён 23 авг. 1770; по 1774. Вениамин Румовский-Краснопевков 16 янв. 1774 перев. из Зеленецкого монастыря, а 13 июля хирот. в викария Новгородского. Транквиллин 13 июля 1774 перев. из Зеленецкого, а 27 авг. – в Вятский Трифонов мнтрь. Палладий , 66 22 сент. 1774 по 1 февр. 1778. Иоасаф Заболотский 1 февр. 1778 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 16 мая 1782 хирот. в еписк. Нижегородского. Макарий Сусальников 1 авг. 1782 перев. из Московского Знаменского монастыря; † 20 мая 1787. Иннокентий Полянский 27 мая 1788 перев. из Вяжицкого монастыря. 29 июня 1788 хирот. в еписк. Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Олсуфьев, Адам Васильевич Олсуфьев, граф Адам Васильевич, действительный тайный советник, сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II. Олсуфьев происходил из старинного дворянского рода, восходящего к началу XVII-ro столетия. Олсуфьевы не принадлежали к старой Московской знати и выдвинулись только при Петре Великом. Адам Васильевич был сыном обер-гофмейстера Василия Дмитриевича и жены его Евы Ивановны, урожденной Голендер, по происхождению шведки; родился он 16-го января 1721-го г. и получил при крещении, по воле крестившего его императора Петра I-ro, имя Адама, хотя родители предполагали назвать его Василием. Семи лет Адам Васильевич лишился отца и остался на руках матери, которая вскоре после смерти мужа вышла вторично замуж за полковника Венцеля. Приняв близко к сердцу воспитание своего пасынка, Венцель занялся его образованием и 17-го февраля 1732 г. определил его в только что тогда открытый Шляхетный Кадетский Корпус. Здесь Адам Васильевич пробыл семь лет, и успел обратить на себя внимание своими недюжинными дарованиями и способностью к языкам; вот почему, когда в 1739-м году открылась война с Турцией и фельдмаршал гр. Миних обратился в Корпус с просьбой дать ему молодого человека, знающего языки, выбор начальства сразу пал на молодого Олсуфьева. Он был выпущен из Корпуса с производством из капралов в поручики в армейский карабинерный полк и назначен состоять при Минихе для ведения его иностранной корреспонденции. Любопытный диплом, выданный Олсуфьеву из Корпуса, в таких выражениях описывает учебные успехи Адама Васильевича: «сочиняет латинские, французские немецкие письма весьма изрядно, и переводит с немецкого языка на французский язык экстемпре хорошо; универсальную историю окончил, и ответствовал изрядно, а притом знает некоторые и специальные истории; в географии прошел все карты и знает преизрядно; рисует миниатюрой, также и нахштики красками очень хорошо; в логике дошел до силлогизмов, и ответствовал изрядно; в юс-натуре ответствовал твердо; арифметику окончил; танцует минует; в фехтовании в начале».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Белосельский, Михаил Андреевич Белосельский , князь Михаил Андреевич, вице-адмирал и генерал-кригскомиссар флота; родился 1-го ноября 1702 г. и в 1717 г. поступил на службу во флот гардемарином. Сделавшись с самых юных лет известным Императору Петру Великому и приобретя его доверие, князь Белосельский еще в чине гардемарина был неоднократно посылаем им с разными важными поручениями не только внутрь России, но и за границу. В 1719 г., находясь на корабле «Эсперанс», он ходил в плавание до Любека; 2-го марта 1721 г. был произведен в мичманы, а 10-го января 1724 г. – в унтер-лейтенанты; в 1725 г., служа на флагманском корабле «Св. Александр», он плавал с флотом в Балтийском море, а в 1732 г., командуя придворною яхтою «Елизабет», ездил на ней в Кронштадт с китайским послом, 18-го января 1733 г. по новому штату был зачислен в лейтенанты майорского ранга. В 1736 г. с ним случилось крупное несчастие, значительно повлиявшее на его дальнейшую карьеру. Неизвестно по какой причине он был привлечен Тайной канцелярией к дознанию и 19-го июля за «некоторое дело» сослан в Оренбург «на вечное житие» с назначением находиться там при постройке судов, а также при тамошней водяной и морской экспедиции; одновременно с сим он был исключен из списков флота. В 1737 г. Белосельский участвовал при приеме приезжавшего в Оренбург Абул-Хаир-Хана. Присутствуя в Оренбургской канцелярии и комиссии, кн. Белосельский успел заслужить полное доверие начальника их, тайного советника В. Н. Татищева, и, благодаря его хлопотам и представлениям в Петербург, был произведен (в 1739 г.) в майоры Ингерманландского полка, а 3-го ноября 1740 г. назначен советником Экипажеской Экспедиции с рангом полковника и возвращен в Петербург. 24-го апреля 1743 г., по кончине генерал-экипажмейстера и члена коллегии К. Н. Зотова, Белосельский был назначен на его место, а в следующем, 1744 г., по случаю увольнения за границу президента Морской Коллегии графа Головина, ему было поручено делать доклады Государыне по делам флота, хотя он был младшим из членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Стеховская (Химанево). Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Флора и Лавра. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1865 и 1887. Адрес: Архангельская область, Шенкурский район , село Химанево, деревня Стеховская Координаты: 62.272258, 43.085361 Проезд:Вариант первый: по трассе " Москва-Архангельск " до поворота на г.Шенкурск, переправа по понтонному мосту в г. Шенкурск. Далее по разбитой дороге до с. Пинежка. Далее пешком около 10 км по тропе вниз по течению р. Вага. Вариант второй: на лодке от г. Шенкурск вниз по р. Вага до с. Химанево на правом берегу (около 30 км) Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Приходские храмы располагались близ селения Стаховское. Здесь преп. Варлаам построил первый храм в честь Рождества Христова. В состав прихода до середины XVII в. входили несколько деревень, отошедшие позже к Шеговарскому приходу (о чем крестьяне тех деревень писали челобитную царю Алексею Михайловичу 28 января 1646 г.). 6 марта 1641 г. из Новгородского архиерейского дома при митрополите Аффонии была дана грамота на построение храма Рождества Христова (вместо потерянной прежней грамоты). Из грамоты 14 июня 1653 г. из того же архиерейского дома при митрополите Макарии следовало, что в 1641-1653 г.г. были построены две церкви: Христорождественская и Параскевинская (теплая). В 1713 г. Параскевинский храм сгорел от удара молнии. 6 октября 1717 г. была получена храмозданная грамота от Преосвящ. Варнавы на строительство новой церкви. В октябре 1721 г. была получена храмосвятная грамота. Эта церковь также сгорела. Вместо нее из отпущенного Важской воеводской канцелярией (указ от 28.2.1737 на имя церковного приказчика Федора Попова) соснового леса в количестве 600 деревьев " 5-6 вершков в отрубе " , по храмозданной грамоте архиепископа Аарона от 7 июня 1737 г. на имя священника Никифора, была построена новая Параскевинская церковь, освященная игуменом Иоанно-Богословского монастыря Исайей по грамоте Преосвящ. Саввы от 23 мая 1739 г. Впоследствии церкви стала грозить опасность ввиду подмывания берега реки Ваги, на котором она стояла.

http://sobory.ru/article/?object=61548

Чеганда. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла , Введения во храм Пресвятой Богородицы , Модеста Римского , Власия Год постройки:1815. В 1860-1871 полностью перестроена. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Удмуртия, Каракулинский район, село Чеганда. Координаты: 55.954801, 53.541389 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Выезд из райцентра Каракулино на юго-запад по ул.Раскольникова. До с.Чеганда приблизительно 18км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На правом берегу Камы, в трех километрах от впадения в нее реки Белой, расположено село Чеганда. Название местности Тюркское, что предполагает назвать первоначальными владельцами этих земель татар или башкир. «Чеган» в переводе с тюркского означает «кленовая роща». Уже потом это село стало русским. Сведений о заселении села русскими не сохранилось, равно как и то, что было образованно село. Известно, что село образованно из деревни Чегандинское и первоначально называлось Петропавловское. Село входило в состав Уфимской провинции Казанской губернии и было под ведением Мензелинского «поповского старосты», с 1755 г. состояло в округе Елабужского духовного правления до причисления прихода в 1789 г. в округ Сарапульского Духовного правления. Из Казанской епархии правление перешло в 1791 г. в ведомство Вятского епархиального начальства. На основании некоторых письменных актов и документов можно сказать, что первая деревенская церковь в Чеганде была построена и освящена в конце второго десятилетия 18 века. Из церковной описи 1817 г. видно, что в конце 18 столетия в церкви был Святой Антиминс на полотне, освященный Тихоном митрополитом Казанским в 1717 г. 1 февраля. Подтверждением существования храма с этого времени могут служить некоторые высочайшие указы, манифесты и формы возглашения царствующего дома Романовых, начиная с 1721 г., а также два указа Казанского Епархиального Начальства от 1726 и 1739 г. Других исторических сведений о существовании прихода не имеется вплоть до 1753 г.

http://sobory.ru/article/?object=45446

А.А. Половцов Захаров, Александр Иванович Захаров , Александр Иванович , живописец оружейной палаты и конторы строений (родился в 1667 г., умер 15 марта 1743 г.). 2 августа 1694 г. ему велено было написать «к государю Петру Алексеевичу в хоромы, живописным письмом, самым добрым мастерством, 23 картины, против немецкого образца, бои полевые». Размер каждой картины определялся в 2 аршина на 1½ аршина; к писанию этих картин были привлечены лучшие силы того времени, и на долю «живописного письма ученика Александра Захарова» выпало написать 2 картины; в том же году он расписывал деревянные точеные яйца. В Москве З. оставался до 1711 г., когда, по повелению Петра Великого, должен был переехать в новую столицу – Петербург и вступить в число петербургских живописцев. Как в Москве, так и в Петербурге З. приходилось вместе с писанием картин «самым добрым мастерством» расписывать точеные яйца и живописную работу соединять с работою золотильщика и маляра, причем в золочении З. иногда брал верх над иностранными мастерами, а иногда вызывал гнев Петра Великого. В 1724 г. З. заведовал окраскою крыш и карнизов «в гошпитали», в красных хоромах на Петербургской стороне, в Летнем дворце и в Дубках. Видимо, З. работал успешно, потому что жалованье ему постепенно увеличивали, так, в 1721 г. он получал «60 рублей деньгами и 25 юфтей муки», в 1723 г. – 90 руб., а в 1732 г. – 200 руб. Начав работать под надзором Каровака, он впоследствии уже сам свидетельствовал работы других художников, например, Петра Зыбина и Дмитрия Соловьева (1730 г.), определял достоинство представленных в канцелярию строений красок и исполнял ряд ответственных поручений: писал, например, в 1739 г. образа для церкви преподобного Симеона и Анны (любимой церкви императрицы Анны Иоанновны), для украшения которой не щадили средств и приглашали лучших мастеров. Работ З. до нашего времени не сохранилось, и о них мы знаем только по названию: так, в 1728 г. З. был написан для Петропавловского собора образ «Беседа Христова с самарянкою», в 1731 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Арсений, митрополит Киевский и Галицкий (Могилянский Алексей) Родился в 1704 году в местечке Решетиловке Полтавской губернии. До 17 лет воспитывался дома. В 1721 году поступил в Киевскую духовную академию, из которой перешел в Харьковский коллегиум. В 1739 году, по окончании курса обучения, определен учителем Тверской духовной семинарии. В ноябре 1741 года переведен в той же должности в Московскую духовную академию. В 1742 году принял монашество и в октябре того же года назначен преподавателем и катехизатором Троицкой лаврской семинарии. В 1743 году был придворным проповедником. 29 января 1744 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры и назначен начальником семинарии. 25 июня 1744 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского с возведением в сан архиепископа, одновременно оставлен настоятелем лавры и назначен членом Святейшего Синода. 30 мая 1752 года уволен на покой в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. 22 октября 1757 года назначен митрополитом Киевским. Скончался 8 июня 1770 года. Погребен в Киевском Софийском соборе. Митрополит Арсений известен как талантливый придворный проповедник. Своими проповедями он заслужил внимание и уважение императрицы Елизаветы Петровны и всей царской фамилии. В знак особого благоволения императрица Елизавета пожаловала митрополиту Арсению бриллиантовую панагию и бриллиантовый с рубинами крест. Митрополит Арсений был высокообразованным для своего времени архипастырем. Он обращал большое внимание на духовное воспитание юношества. Под его особенным покровительством находилась Киевская духовная академия. Ревностный и неутомимый блюститель академии, он ничего не жалел для нее; отдавал учителям и ученикам большую часть своего жалованья, защищал тех и других от притязаний магистратских чиновников, был ходатаем за них у самого высшего начальства и никому не давал в обиду не только профессора, но и самого последнего ученика. К нему, как к отцу, обращались служители академии то с домашними нуждами, то с просьбой одежды и обуви, то с требованием медикаментов для больных учеников. На все просьбы преосвященный Арсений быстро отзывался, рассыпая щедрою рукою благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010