22) Астраханская семинария. Попытки учредить Астраханскую семинарию относятся приблизительно к 1729 году, «В прошлом 729 году октября 28 дня в присланном доношении Варлаама (Леницкого), епископа Астраханского, объявлено, что по требованию Астраханских купецких людей заведена латинская школа и в ней определен до указу учитель ритор Петр Яскольский (а есть ли в ней ученики, не показано); однако ж требует, дабы для оного учения прислать в ту школу из латинских школ иного учителя, а жалованья ему давать они купецкие люди обещают денег по 100 рублев, хлеба по 15 четвертей, дров по 10 сажен. И по синодальному декабря 12 дня того же года определению, в оную школу послан из Московской Академии ученик Павел Горошковский». Но в 1730 году этой школы уже не было «за скудостию денежною» 576 ), хотя в 1731 году показано присягавших школьников 13 человек 577 ). Новая попытка учредить в Астрахани семинарию сделана была в 1739: году. 27 марта этого года тогдашний Астраханский епископ Иларион доносил Св. Синоду, что «для обучения священно и церковнослужительских детей словено-латинского диалекта ныне школа при Астрахани заведена, которых отыскался оному диалекту обучать и определен Астраханския Николаевския церкви диакон Петр Андреев сын Яскольский». Он начал обучать своих учеников аналогии 578 ). Это был тот самый Яскольский, который еще в 1729 году найден был нежелательным для замещения учительской должности. Св. Синод усомнился в педагогических способностях диакона Яскольского и предписал преосвященному Илариону навести о нем справки. Во иснолнение сего предписания преосвященный Иларион 30 октября того же 1739 года доносил Св. Синоду следующее: «помянутый диакон Яскольский в нашей консистории сказкою показал, что латинского диалекта аналогии, инфиме и грамматике обучался в Киеве в Братском монастыре, что на Подоле, у учителя Софийского монастыря иеромонаха Парфения Яновича в прошлых 1721, 722 и 723 годах, того ж диалекта синтаксиме обучался в Москве, в Заиконоспасском монастыре, у учителя иеродиакона Иерофея Езофовича в 724 году, пиитики обучался во оном же Заиконоспасском монастыре у вышеписаннаго прежнего учителя иеромонаха Парфения Яновича в 725 году, риторике в 726 году у учителя иеромонаха Софрония Мигалевича. А ныне во учрежденной при доме моем школе латинского диалекта обучать может, токмо до синтаксимы“ 579 ). Но эта первоначальная семинария, по-видимому, скоро упала и восстановлена была уже в 1778-м году 580 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Первым настоятелем Исаакиевского собора был, сколько известно, 1) протопоп Алексей Васильев. Он настоятельствовал с 1720 г. по 1727 год. По крайней мере, о каком-либо другом, предшествовавшем Васильеву исаакиевском протоиерее нет сведения. Протопоп Алексей Васильев подписался под указами Святейшего Правительствующего Синода, ноября 23 дня 1724 года, о нехождении без зову «на беды и ассамблей», от 11 января 1725 года «о воспрещении разговаривать во время Божественной службы», и от 4-го февраля 1727 года, «о неслужении панихид в воскресные и праздничные дни». В прошении Исаакиевского собора диакона Иоанна Семенова от 22-го ноября 1728 года об увольнении его на родину, в Воронежскую епархию, говорится, что этот диакон в 1720 году взят из Воронежа в Петербург по прошению соборного Исаакия Далматского, бывшего протопопа Алексея. 2) Иосиф    Тимофеев Чедневский первоначально, с 1721 года, был в звании священника при Исаакиевском соборе, а с 1727 года протоиереем. Июля 7-го дня 1735 года по высочайшему повелению взят ко двору, в церкви Ее Императорского Высочества цесаревны Елисаветы Петровны и удостоен быть ее духовником на место умершего Ее Высочества духовника Константина Федорова. Чедневский умер 13-го апреля 1736 года и погребен в Александро-Невской лавре. Записан в метрической книге Исаакиевского собора. 3) Василий Павлов Терлецкиий первоначально был священником в Троицком соборе на Петербургской стороне до 26-го июля 1721 года; потом переведен к Сампсониевской церкви, а отсюда, по именному Ее Императорского Величества указу в 1736 году, перемещен на вакансию протоиерейскую к Исаакиевскому собору, и 5-го декабря этого года в преклонных уже летах произведен в протоиереи преосвященным Аароном, архиепископом Архангелогородским и Холмогорским. В исповедной росписи Исаакиевского собора за 1737 год означено ему 80 лет, а жене его Пелагии Васильевой – 70 лет. Имел свой двор. Был протоиереем до 1741 года. 4) Протопоп Петр Яковлев. В Исаакиевский собор перемещен из Московской епархии, из Анненгофа, по определению святейшего Синода от 22 июня 1739 года на священническую вакансию, открывшуюся за перемещением 2 мая 1739 года Исаакиевского собора священника Иоанна Алексеева в звание ключаря в большой Московский Успенский собор (еще при жизни протоиерея Терлецкого).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Существенное отличие Черниговского Коллегиума от Киевской Академии состояло в том, что он был неполный, беэ высших классов. До 1749 года в нем преподавались науки только по риторику, а с этого года стала преподаваться и философия 152 ). В виду этого, Черниговский Коллегиум постоянно нуждался в людях, закончивших полное образование в Киевской Академии, необходимых ему для замещения преподавательских должностей. В Киевскую Академию иногда нарочито присылались из Чернигова воспитанники для приготовления к преподавательству в Коллегиуме, как, напр., Пантелеимон, в монашестве Пагкратий Чарныский, присланный сюда в 1733 году и окончивший курс в 1740 году 153 ). Но наставниками в низшие классы Коллегиума назначались иногда, по-видимому, и доморощеные черниговские ученые. С 1721 года, т. е. со времени учреждения Св. Синода и до половины 18 столетия, нам известны следующие учители Черниговского Коллегиума: Дубинский Иоанн, иеромонах. В 1721 году он был префектом Коллегиума, в 1724–1725 году вторично префектом 154 ). В 1732–7 г.г. он был игуменом Андроникова Троицкого Брецкого монастыря 155 ); в 1737–9 г.г. игуменом Домницким; в 1739–1743 г.г. епископом Нижегородским 156 ). Богуславский Иустин, иеромонах, в 1722 году бывший префектом Коллегиума 157 ). Кокуйлович Фаддей, иеромонах, в 1722–1724 г.г. бывший учителем реторики и префектом Коллегиума 158 ). В 1733–1738 г.г. он был архимандритом Новгород-Северского Спасского монастыря, а с 1738 года – Свято-горского Успенского монастыря, в котором и скончался в 1758 году 159 ). В 1741 и 1742 годах он участвовал в исправлении славянской Библии 160 ). Смяловский Димитрий, иеромонах, в 1726–1727 г. префект Коллегиума. Демчинский Варлаам, иеромонах, в 1727–8 г. префект Коллегиума 161 ). Болдинский Ефрем, в 1727 году исправлявшей должность префекта, а в 1729–31 г.г. префект и учитель реторики в Коллегиуме 162 ) Комаровский Ираклий, иеромонах, перед 1730-м годом учитель Коллегиума 163 ); с 1731 г. игумен Костянский Троицкий, а потом Суражицкий; в 1737 году переведен

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

  – 45 – Кремянский Иоанн Карпов, 6 сентября 1744 года выбывший из Киевской Академии в Новгород, где в 1744–5 году преподавал фару и инфиму 250 ). 5) Нижегородская семинария. В Нижнем Новгороде преосвященный Питирим в разное время завел школы трех типов: еллино-греческую, славянограмматическую и наконец латинскую. В 1720 году он учредил здесь «еллино-греческую школу» и учителем в нее назначил «Переяславля Залесского Николаевского монастыря монаха Савватия», а в 1725 году устроил другую школу славяно-грамматическую, которою до 1726 года заведывал тот же монах Савватий, а с 1726 по 1729 год учитель Тимофей Колосовский 251 ). «Да сверх вышепоказанных школ, – говорится в донесении Св. Синоду от 17 июня 1738 года, – в нынешнем 1738 году марта от 29 дня, по прибытии из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, покойный преосвященный Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, при жизни своей при доме ж архиерейском определил еще вновь славянолатинскую школу, а в ней учителя иеромонаха Венедикта Туранского», и в эту школу собрано было 100 учеников 252 ). Этот Туранский был из воспитанников Киевской Академии 253 ). Он умер в 1739 году. При преемнике преосвященного Питирима Иоанне Дубинском (1739–1742), в 1740 году, по указу Св. Синода, прислан Смоленским епископом Гедеоном Вишневским в Нижний Новгород, для определения в латинскую школу, бывший в Смоленском Авраамиеве училищном монастыре «в наставлении от Римской Церкви к восприятию греческого исповедания веры вышедший из-за польского рубежа из Литвы шляхетский сын Антоний Коссаковский, которой де допросом показал, что, учась в Польше латинского языка, и слушал философии... Да от преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, – писал преосвященный Иоанн, – по просительным моим письмам чрез нарочно посланных на моем коште для такого ж латинского диалекта обретающихся при доме моем учеников обучения присланы два человека польской нации: воеводства Русского города Львова шляхетские дети греческого исповедания Василей Федоров сын Кунашевич, Никита Алексеев сын Долганевской» (оба из философского класса).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В 1743-голу пострижены в монашество отставные солдаты: с именем Геннадия Гаврила Егорович Скуридин, сын подьячего Воронежской епархии города Ливни, 64-х лет, живший при Монастыре «в разных послушаниях по обещанию своему» с 1726-го года 2039 , и именем Климента Калина Кириллов, сын монастырского Старорусского крестьянина 2040 . Рядом с вызовом новых монашествующих шли перемены в наличном составе по духовным степеням. За недостатком иеромонахов к отправлению во флот предписано в1725-м году посвятить во иеромонахи бывшего при обер-иеромонахе Иустине (Рудзенском) во флоте иеродиакона Исаию 2041 . В 1729-м году посвящены были во иеромонахи иеродиаконы Август  Ростовский 2042 и Павел Полтавский 2043 . Рукоположен во иеродиакона в 1729-м году монах Ианнуарий. В мире Иосиф Заблоцкий, сын Киевского мещанина, он родился в 1696-м году, «измлада был в школах в Киеве, в Могилове и во Львове», – до Логики, в рясу пострижен в Выдубицком Монастыре в 1719-м году, в мантию посвящен в 1727-м году в Невском 2044 . В 1737-м году, с разрешения Святейшего Сунода, иеродиакон Ианнуарий (Заблоцкий), произведет, во иеромонаха, а также «бывший в папежской религии кармелитом» монах Венедикт (Кормелин Лисневский) 2045 . В 1738-м году иеродиакон Варнава (Лисневский) 2046 . В 1739-м году посвящены во иеромонахи иеродиаконы Иона Нежинский 2047 и Варсонофий Даниловский, в мире Василий, сын священника церкви города Зарайска Василий Васильева, родившийся в 1697-м году, постриженный в монашество в Московском Новинском Мопастыре в 1721-м году и рукоположенный во иеродиакона в Дапиловском Монастыре в 1723-мгоду 2048 . В 1740-м году посвящен во иеромонаха иеродиакон Аресний. В мире Андрей Силин Баранинков, сын казака города Изюма, родился в 1687-м году, был дьячком при соборной церкви в Изюм», в 1729-м году пострижен в Святогорском Успенском Монастыре, через 3 года получил иеродиаконство 2049 . В 1741-м году производон во иеродиакона монах Феофил (Краснопольский), взятый в Монастырь в 1739-м году из Смоленского Аврамиева училищного Монастыря, где он проходил курс Богословия, прерванный за кончиной учителя, и был кафедральным проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Второе заседание состоялось 16 февраля в четверг. На этом заседании митрополита Стефана уже не было. В этот день Синод сделал исполнение по высочайшим резолюциям на пункты 14 февраля: назначил секретаря и канцеляриста, распорядился послать солдат в Москву и «города» за назначенным секретарем и тридцатью тремя подьячими, поименованными в поднесенном государю списке, и «определил» в канцеляристы двоих старых подьячих – Новгородского и Ростовского архиерейских домов, – бывших по делам своей службы в Петербурге и взятых в Синод 1736 . На следующий день, 17 февраля, Синод постановил затребовать подробные сведения о типографиях и школах, накануне переданных в ведение Синода 1737 , и затем определил порядок своих заседаний. Общие заседания назначены три раза в неделю, по понедельникам, средам, и пятницам; а один советник и два асессора должны были являться в Синод ежедневно, соблюдая недельную очередь 1738 . В Сенате определено было иметь заседания также трижды в неделю, в те же дни, а «месячный» сенатор должен был ездить в Сенат ежедневно, и даже, когда дело было, и в послеобеденные часы, под угрозою штрафа в 50 рублей за неисправность 1739 . Начинались заседания сначала в восемь часов, потом в девять; продолжались до часу. Обер-секретарь являлся в Синод часом раньше, т. е. в семь часов. С течением времени, впрочем, этот порядок изменился и заседания начинались в разные часы 1740 . После первого заседания полное собрание членов Синода случалось уже нечасто. Некоторые члены уехали в отпуск. Иные не являлись время от времени по разным причинам. Митрополит Стефан после первого заседания не приезжал в Синод до 23 июня, когда он снова появился на заседании Синода 1741 . Но затем митрополит опять часто не приезжал в Синод, ссылаясь на болезнь. В Синоде к этому уже привыкли. 25 августа асессор и обер-секретарь посылал «от Синода» подьячего к митрополиту «для объявления, изволит ли он, как прочие, быть в Синод в собрание». Вернувшись, подьячий заявил, что митрополит пришлет об этом сказать; так сказал ему, подьячему, секретарь митрополита 1742 . С марта 1721 года уехал на три месяца в отпуск в свой Ипатский монастырь архимандрит Гавриил, опоздавший вернуться в срок и ссылавшийся на распутицу 1743 . В ноябре 1723 года на три месяца уезжал в свой новый, Спасо-Ярославский монастырь архимандрит Афанасий Кондоиди 1744 . В 1724 году ездили в отпуск: архимандрит Гавриил, в начале года, в Олонец и Москву 1745 , архимандрит Иерофей, в сентябре, на пятнадцать дней на марциальные воды близ Москвы 1746 , архимандрит Петр на марциальные воды 1747 . Когда в Синоде разбиралось дело, касавшееся Феодосия, то Феодосий, заявив свое желание, по обычаю, наблюдаемому в коллегиях, вышел из собрания 1748 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Пашкевич Павел светский, учившийся в Киевской Академии; в 1741 году преподавал синтаксиму, в 1742–1744 годах пинтику 187 ). Феодосий, иеромонах, в 1741 году преподававший грамматику. Полиевкт, иеромонах, в 1741 году преподававший аналогию и инфиму 188 ). Борецкий Симон, иеромонах, в 1742–1744 годах бывший учителем реторики и префектом 189 ). В 1744 году вызван был в Московскую Академию в проповедники и в том же году скончался там 190 ). Волковицкий Филипп, иеродиакон, в 1742 году преподававший синтаксиму и грамматику 191 ). Тулепанский Тимофей, иеродиакон; в 1742 году преподавал фару и инфиму, а в 1744 году синтаксиму и грамматику 192 ). Нарожницкий Иона, воспитанник Киевской Академии, иеромонах, в 1744–1748 г.г. бывший учителем реторики и префектом школ 193 ). Гаванский Андрей, в 1743–4 году бывший учителем синтаксимы и грамматики, а в следующем году – пиитики. Волуцкий Серапион, иеродиакон, в 1744–5 году бывший учителем фары и инфимы 194 ). Новопольский Сильвестр, иеромонах, в 1749–1752 годах бывший профессором философии и префектом школ 195 ). В 1753 году он определен в архимандрита Троицкого Ильинского Черниговского монастыря, а в 1757 году переведен в Черниговский Елецкий. в котором и скончался в 1761 году 196 ). Искра Гавриил, монах, в 1749 году учитель реторики 197 ). 3) Ростовско-Ярославская Семинария. Ростовская школа, в виде Коллегии, учреждена была еще св. Димитрием Ростовским в 1702 г., в бытность его митрополитом Ростовским (1702–1709 г.г.); но в ней открыты были только низшие классы, и школа закрыта была еще при жизни самого святителя Димитрия, в 1705 или 1706 г.г., по недостатку средств на ее содержание 198 ). По издании в 1721 году Духовного Регламента, открыта была в Ростове, вместо прежней Коллегии, русская архиерейская школа; но в 1728 году ученики этой школы были распущены по домам 199 ). В 1739 году заведена была в Ростове латинская школа или семинария 200 ). Кто был первым учителем этой школы, неизвестно. Не ранее 1740 года назначен был в Ростов, в экзаменаторы ставлеников, эконом Киево-Братского монастыря, бывший учитель Киевской Академии иеромонах Викарий Григорович 201 ), который привлечен был и к преподаванию в семинарии и в 1742 году довел учеников этой школы до четвертого класса, т. е. до синтаксимы 202 ). В этом году перемещён был из Тобольска в Ростовские митрополиты известный Арсений Мацкевич 203 ), который, будучи еще в Тобольске, недружелюбно относился к латинским школам и предпочитал им миссионерские или простые русские архиерейские школы, как наиболее полезные для епархии 204 ). Он немедленно произвел строгий разбор воспитанникам Ростовской латинской школы и закрыл ее, заменив ее домовою славянороссийскою архиерейскою школою 205 ). Иеромонах Викарий Григорович летом 1742 года отпросился, по болезни, назад в Киево-Братский монастырь 206 ), где в скором времени и скончался 207 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В октябре того же года, лишен архиерейства и священства. Скончался 3-го февраля 1726 г. и погребен в Кирилове монастыре. 2) Петр Смелич родом серб, бывший прежде ризничим при Суздальском митрополите Ефреме, а потом архимандритом Симоновским. В сане Александроневского архимандрита Петр Смелич был и советником в Синоде. В 1736 году он в придворной церкви, в присутствии Ее Величества, посвящен в архиепископа Белгородского. 3) Стефан Калиновский, из ректоров заиконоспасской московской академии, был также членом Синода. Возведенный, в 1739 г. в епископа во Псков, Стефан был оставлен в должности лаврского архимандрита «содержания ради в Александроневском монастыре школы и для прочего лучшего, к созиданию того монастыря, устроения». Скончался новгородским архиепископом в 1753 г. В 1742 г. открыта петербургская епархия и архипастырь петербургский сделался, в тоже время, архимандритом лавры. После учреждения в Петербурге епископской кафедры распоряжение делами Александро-Невской Лавры сосредоточилось в руках наместника и почетнейших из монашества. Сперва наместником был иеромонах, носивший титул игумена. В 1764 г. наместник, по штату жалованья, сравнен с архимандритами 2-го класса. В 1816 г. наместнику дано звание архимандрита. Вот ряд лаврских наместников. 1) Варлаам Голенковский, из протоиереев соборной церкви архипастыря Михаила в Воронеже, был, по поступлении в монахи, наместником и игуменом Киево-Михаиловского монастыря. В 1716 г. сделан здешним наместником. В 1721 году, Феодосий архиепископ новгородский, донес Синоду, что Варлаам «своему делу и званию не прилежит, что живет в монастыре, яко гость гостем, о чем и был увещеван неоднократно, но не исправляется, отчего в управлении монастыря чинится остановка». 5 мая 1721 г. Варлаам был уволен. 2) Иларион 1 был наместником до 1727 года, когда произведен в архимандриты переяславского Горицкого монастыря; в 1730 г. переведен в Новоспасский монастырь и сделан членом Св. Синода. В 1735 г., в день присяги преосвященного Феофилакта Лопатинского, скончался скоропостижно в Петербурге и погребен в Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ломове; основан как богадельня в 1847, с 1849 жен. община, с 1880 мон-рь, окончательно закрыт в 1929, возобновлен в 2012), Тихвинский скит пензенского Спасо-Преображенского мон-ря (мужской, в урочище Семь Ключей Шемышейского р-на; основан в 1905 как скит, уничтожен в 1930, возобновлен в 2010). Упраздненные в XVIII в.: пензенский Предтечев Богородице-Одигитриев (мужской, на восточной окраине Пензы; основан незадолго до 1674, упразднен в 1723, братия переведена в пензенский Спасо-Преображенский монастырь), Салолейский Успенский (в урочище Салолейка в Нижнеломовском р-не; основан ок. 1667 как женский, в 1689 переведен в В. Ломов; вторично основан в 1705 как мужская пустынь, в 1756 приписана к нижнеломовскому Казанскому монастырю, в 1764 упразднена), верхнеломовский Успенский (женский, в с. В. Ломов Нижнеломовского р-на; переведен в 1689 из Салолейки, упразднен в 1764), нижнеломовский Покровский (женский, в Н. Ломове; основан ранее 1683, упразднен в 1764), Нижнеломовская Предтечева пуст. (мужская, в с. Серый Ключ Нижнеломовского р-на; основана до 1721, упразднена до 1739, братия переведена в нижнеломовский Казанский мон-рь). Закрытые после 1917 г.: мокшанский Казанский (в пос. Мокшан; основан в 1700 как мужской, упразднен в 1764; возрожден как женская община в 1857, мон-рь с 1881, окончательно закрыт в 1930), Виргинский Покрово-Николаевский (женский, в с. Вирга Нижнеломовского р-на; основан как община в 1908, мон-рь с 1910, после 1924 не упом.), Стяжкинский Успенский в память 300-летия царствования Дома Романовых (мужской, в с. Стяжкино Нижнеломовского р-на; основан в 1913 как община, мон-рь с 1916, окончательно закрыт в 1936). Ист.: Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. Б. м., 1901. С. 4, 8, 16; Пензенские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 9/10. С. 300; Протокол съезда представителей и депутатов от муж. и жен. мон-рей Пензенской епархии//Там же. 11/12. С. 323-332; К сведению епархии//Там же. С. 338; Со съезда духовенства и мирян 8-13 августа//Там же. 18. С. 565-568; О занятиях в духовной семинарии в 1917-1918 уч.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Покорский Прокопий, из Киевских воспитанников, в 1742–43 г. учитель инфимы и грамматики 593 ). Зеленский Василий Лаврентиев, в монашестве Владимир, из Киевских воспитанников, в 1743–49 г.г. учитель реторики и префект, в 1749 г. выбывший в Александро-Невский монастырь 594 ). Гиновский Григорий Павлов, из Киевских воспитанников, в 1743–45 г.г. учитель пиитики 595 ). В 1748–49 году он был учителем инфимы в Киевской Академии 596 ). По принятии монашества с именем Гавриила, в 1765–1774 г.г. был игуменом Сорочинского монастыря 597 ). Фаворский Иаков Павлов, в монашестве Иоасаф, из Киевских воспитанников, в 1743–45 г.г. учитель инфимы и грамматики 598 ). В 1745 году был иеромонахом и писарем в Межигорском монастыре 599 ). Веприцкий Илия, иеродиакон, в 1749 году учитель синтаксимы; в 1756 году архимандрит Троицкого Селенгинского монастыря 600 ). 25) Троицкая Лаврская семинария. Мысль об учреждении семинарии в Троицкой Сергиевой лавре родилась при посещении в 1738 году сей обители императрицею Анною Иоанновною, которая повелала, «немедленно выбрать пристойное место, завесть при Троицком Сергиевом монастыре семинарию с добрым основанием для обучения латинского, греческого и, если возможно, и еврейского языков, начав от грамматики даже до реторики, философии и богословия, и для того собрать искуснейших учителей из монахов и светских, сколько потребно, и награждая оных довольным жалованьем, определить, и набрать учеников в ту семинарию до 200 человек, выбирая способнейших к наукам из священнических и прочих церковниковых и тутошних монастырских слуг детей“, и проч. Но в действительности учреждена и открыта эта семинария в октябре 1742 года 601 ). Она находилась под ведением архимандритов лавры или их наместников. Из архимандритов лавры и их наместников в данный период времени были следующие лица: Кирилл Флоринский 1 архимандрит, из Киевских воспитанников, с сентября 1742 года; скончался в этом звании 9 января 1744 года 602 ). Арсений Могилянский. Начав свое образование в Киевской Академии и окончив в Харьковском Коллегиуме, он был потом с 1739 до 1741 года учителем Тверской семинарии, в 1741–42 году учителем Московской Академии, в 1742 году переведен в учители Троицкой семинарии, в 1743 году избран в придворные проповедники и в 1744 году назначен архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В том же году он наречен архиепископом возобновленной тогда Переяславльской (в Переяславле Залесском) епархии, но с оставлением за ним и должности настоятеля Троице-Сергиева монастыря, переименованного теперь в лавру 603 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010