В Архангельском соборе придел святого Уара будет снова доступен для посещения Москва, 5 июня 2008 г. Придел Архангельского собора, закрытый для публики 90 лет, откроется для посещения в четверг, сообщили РИА Новости в пресс-службе Музеев Московского Кремля. " В этом году празднуется 500-летие освящения Архангельского собора, и Музеи Московского Кремля открывают закрытый для посетителей на протяжении 90 лет его придел, освященный во имя святого Уара " , - сказали в пресс-службе. В настоящее время Музеи Кремля осуществляют программу доступности для посетителей исторических помещений в кремлевском ансамбле. Реставрацию Архангельского собора и его приделов в Музеях Кремля называют " одним из важнейших компонентов " этой программы. С момента своего основания в XIV веке вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых - у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги - раки, предназначенные для поклонения верующих. Так, рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их " воображаемые " портреты. Эта " портретная " галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

http://pravoslavie.ru/26816.html

Койда. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Койде Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Койденский приход. Современное местоположение: Койденское с/п, Мезенский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Мезенский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался на Зимнем берегу Мезенского залива и состоял из одного села Койденского. Село основали крестьяне д. Куи Архангельского уезда, вынужденные оставить родные места из-за постоянных набегов шведов в конце XVII - начале XVIII в.в. Первоначально село входило в Долгощельский приход, в селе имелась часовня в честь свт. Николая. Поскольку расстояние до приходского храма было большое, жители деревень Койды и Майды 13 августа 1840 г. ходатайствовали к Преосв. Георгию о разрешении построить в д. Койде вместо часовни деревянную церковь во имя свт. Николая и приписать ее к Долгощельскому приходу. Разрешение было дано Св. Синодом 18 ноября 1843 г. Строительство началось по храмозданной грамоте Преосв. Георгия от 17 декабря 1843 г. План был составлен архитектором Польманом. Построена церковь была без особых трудностей, поскольку в те годы доходы от промыслов были высокие. Особое усердие в сборе средств и в строительстве проявил крестьянин Иван Петрович Малыгин. В 1850 г. был образован самостоятельный приход. Престол во имя свт. Николая освящен 24 января 1851 г. епископом Варлаамом. Часть икон была куплена в Соловецком монастыре и Ануфриевском ските. В приходе особо чтились иконы: Тихвинская Божией Матери; храмовая икона свт. Николая Чудотворца; преп. Евдокии, в праздник которой, 1 марта, начинались промыслы по Зимнему берегу; Иоанна Богослова, ко дню памяти которого 8 мая промыслы заканчивались; Алексия, человека Божия и др. Церковный староста: Василий Малыгин с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. - С. 301-303. Койденский приход расположен по северному берегу Мезенского залива (губы). В состав его входит одно село Койденское, лежащее при в впадении в залив реки Койды и отстоящее от соседних церквей – Долгощельской в 60 верстах зимой и в 100 летом и Ручьевской в 70 верстах зимой и 95 летом, от уездного города Мезени в 100 верстах и от губернского города Архангельска в 783 верстах летом и 400 зимой. Жителей к 1 января 1895 года 260 мужского пола и 288 женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=42013

Кола. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Кольская церковь Карта и ближайшие объекты Город Кола был основан новгородцами, начавшими переселяться сюда еще в XI в. Город упоминался в 1264 г. в договоре великого князя Ярослава Ярославича с новгородцами. В 1471 г. весь Кольский округ, включая Кольское поселение, вместе с другими новгородскими владениями в пределах Архангельской губернии, были присоединены под власть московских государей. Первоначально в Коле были только часовни, строившиеся новгородцами. Возможно, в конце XV в. в Кольской волости началось строительство церкви в честь свт. Николая Чудотворца, а преподобный Феодорит (родился в 1480 г.) основал обитель в устье реки Колы с храмом в честь Пресвятой Троицы для усть-кольских лопарей, обращенных им в христианство. По просьбе тех же лопарей архиепископ Новгородский Макарий в 1532 г. прислал сюда же священника и диакона, которые освятили здесь две церкви: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь свт. Николая Чудотворца (вероятно ту, что начали строить в конце XV в.). При этих церквях служил иеромонах Илия, освятивший в 1553 г. Троицкую обитель на р. Печенге и постригший в монашество ее основателя преп. Трифона. Строительство этих церквей дало начало Кольскому приходу, который долгое время был единственным для лопарей Мурманского берега и внутренней Лапландии. В 1684 г. был освящен новый собор во имя Воскресения Христова, с двумя приделами - в честь свт. Николая Чудотворца и в честь вмч. Георгия. Этот собор был сожжен дотла 11 августа 1854 г. англо-французской эскадрой. В конце XVIII в. было решено вместо обветшавшей Благовещенской церкви построить одноименный каменный храм. Екатерина II пожертвовала 8 тыс. руб. на строительство. Престолы: главный, холодный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный, теплый - во имя свт. Николая, северный - во имя Алексия, человека Божия. Храм сохранился до наших дней. Источник: сайт «Малые острова России». Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895»

http://sobory.ru/article/?object=03486

Конские Раздоры. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты С началом активной колонизации земель северного Приазовья и Крымского полуострова Российской империей во второй половине XVIII столетия эти земли по распоряжению властей активно заселяются отставными солдатами, чтобы снизить сопротивляемость местного населения. Так в 1770 году появляется солдатская слобода Конские Раздоры, основным занятием жителей которой, помимо сельского хозяйства, был надзор за работами каторжников по строительству Кириловской крепости. Спустя два десятилетия, так и не дождавшись собственной церкви, от слободы в Мариупольское духовное правление регулярно начинали поступать прошения о назначения в Конские Раздоры священника и закладке храма Господнего в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Причем для строительства у местных жителей уже достаточно было припасено и дерева, и камня дикого, и денег, и церковной утвари. Да только дозволение на строительство было получено лишь 7 января 1794 года из рук митрополита Гавриила (1746-1821). До этого первосвященники Екатеринославской губернии считали нецелесообразным увеличение количество приходов и уменьшение паствы церкви Георгия Победоносца Петровской крепости, отстоявшей от селения на семь верст. Указом же от 15 июня того же года на служение в казенную слободу соборован таганрогский священник Роман Протасевич. С назначением духовника, который освятил место и благословил закладку первого камня, работы по строительству долгожданного храма в Конских Раздорах закипели. Так что уже через два года (18 июля 1796 г.) мариупольское духовенство рапортовало преосвященному Гавриилу об успешном завершении работ по возведению и оснащению деревянного Рождество-Богородичного храма и готовности его к освящению. 21 октября 1796 года протоиерей Таганрогский Иоанн Андреев благословил долгожданную святыню а Конских Раздорах на священнодействие и проведение богослужений. Слобода под знаком Христа процветала и развивалась, с каждым годом увеличиваясь численно и территориально, что не преминуло сказаться на ее духовном сердце — в 1824 году простенькая деревянная церковь Рождества Богородицы была разобрана, а взамен нее обустроена новая, опять же деревянная, “вельми красивая”. Однако дерево — материал не прочный. Безжалостное пламя пожара поглотило чудо деревянного зодчества в конце XIX столетия, так что новый храм было решено возводить в камне. Работы продолжались три года и были торжественно окончены освящением в 1898 году новой церкви на прежнем месте в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=44122

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ИОАННОВИЧ († между 1359-1363?), кн. киевский и путивльский. Краткие сведения о В. И. содержатся в синодике черниговских князей, составленном в нач. XV в. и содержащем сведения о рус. и литов. правосл. правителях Черниговско-Северской земли в кон. X - нач. XV в. Синодик известен в неск. списках XVIII-XIX вв.: Любецкий, Северский, Елецкий, Киевский и др. В Любецком списке есть поминание «князя Иоанна, Путимлскаго страстотерпца и чудотворца, оубытого от татар за християни» ( Зотов. С. 27-28). В Северском синодике записана «вечная память» «князю Иоанну-Володимеру Иоанновичу Киевскому» и его ближайшим родственникам: сестре - кнг. Елене, супруге кн. Андрея «Вруцкаго» (Овручского? Друцкого?), а также кн. Василию (сын В. И. или кн. Андрея), убитому ордынцами в Путивле в сер. XIV в. В. И. происходил из старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей, потомков блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича , в 1139-1239 гг. неоднократно занимавших великокняжеский стол в Киеве. Являлся сыном путивльского кн. Иоанна Романовича († 1-я четв. XIV в.). Архиеп. Филарет (Гумилевский) (С. 101. Примеч. 193) и вслед за ним др. исследователи ошибочно считали отцом В. И. Романа Игоревича († 1211), сына северского кн. Игоря (Георгия) Святославича. Причиной неверного отождествления было, в частности, то, что в офиц., прежде всего в «Государеве родословце» 1555 г. и «Бархатной книге» 1686 г., и частных редакциях рус. родословных книг XVI-XVII вв. отсутствовала роспись путивльских князей, поскольку в XV-XVI вв. они надолго не выезжали в Московское гос-во, оставаясь на службе в Литовском великом княжестве . Время княжения В. И. в Киеве следует отнести к периоду между 1331 и 1352 или между 1352 и 1367 гг. (В 1330-1331 в Киеве правил кн. Феодор, брат Гедимина, его власть распространялась и на часть Черниговской земли (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 344; Т. 6. Вып. 1. Стб. 405-406). В 1352 г. литов. кандидата на митрополию Романа не приняли киевляне (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), следовательно, в Киеве тогда не было князя, однако к нояб. 1367 здесь уже правил Владимир (Василий) Ольгердович .) Время княжения В. И. в Киеве совпадает с концом правления в Золотой Орде хана Узбека (ум. 1341), временем правления его преемников - Джанибека (ум. 1357) и Бердибека (ум. 1359), а также периодом великой «замятни» (начавшейся в 1359), когда неподконтрольные центральной власти правители улусов предпринимали грабительские походы на Русь, особенно активно в 60-х гг. XIV в. Во время одного из таких набегов и мог быть убит В. И. Возможно, что вокняжение до нояб. 1367 г. в Киеве Владимира Ольгердовича стало следствием гибели представителей старшей ветви черниговских Ольговичей (В. И.).

http://pravenc.ru/text/159130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН X (Диасамидзе) († 1700), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (1688-1691, 1695-1700). Своим возведением на Патриарший престол И. обязан царю Картли Ираклию I. С юности Ираклий I, известный в Москве как груз. царевич Николай Давидович, находился при дворе российского царя. Не сумев занять ни один из престолов Вост. Грузии, Ираклий I по приглашению иран. шаха отправился в Иран, где прожил 12 лет. Шах пообещал царевичу один из груз. царских престолов, и Ираклий I принял ислам и был наречен именем Назарали-хан. В 1688 г. иран. шах Сулейман, недовольный дружественной политикой царя Картли Георгия XI в отношении Турции, утвердил Ираклия I на царский престол Картли. На поклонение прибывшему в Тбилиси царю явились все груз. вельможи, лишь католикос-патриарх Николай IX (Амилахвари) , утвержденный Георгием XI, остался верным ему. Он осудил возведение на груз. престол мусульманина, придерживающегося проиран. политики. Ираклий I лишил Николая IX архиерейского сана и возвел на Патриарший престол своего дядю И. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 515-516; Горгиджанидзе. 1990. С. 142). Кроме того, Ираклий I, по описанию груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони , в обход существующей традиции, по к-рой архиерей занимал кафедру до своей кончины, «поменял и поставил своих» епископов на кафедры Мцхетского Католикосата, удалив т. о. своих оппозиционеров: «Нацвлишвили - архиепископом, Доменти Капланисшвили - [епископом] Тбилели, [епископом] Манглели - Иосифа Джавахишвили» ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 82). В 1691 г. Георгию XI удалось вернуть себе престол Картли. На Патриарший престол был возвращен Николай IX. Однако долго удерживать власть без поддержки иран. шаха царь не смог: через 4 года он бежал в Зап. Грузию, а затем явился на поклонение иран. шаху с изъявлением покорности; а «Эрекле (Ираклий I.- Э. К.) занял всю Картли, отставил опять католикоса Николоза и вновь посадил Иоане» (Там же. С. 90).

http://pravenc.ru/text/469666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ I [Груз. ] (Мачутадзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1639-1657) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Представитель одного из феодальных родов западногруз. княжества Гурия; с XVI в. среди Мачутадзе были известные духовные лица: митр. Шемокмедский Виссарион (XVI-XVII вв.), насельник мон-ря Давидгареджи прп. Онуфрий Гареджели (XVIII) и др. До 1639 г. М. занимал Шемокмедскую кафедру Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Во время предстоятельства М. были полностью описаны поместья Абхазского Католикосата (Церковные док-ты. 1921. Т. 1. С. 53-54). По его просьбе мегрельский кн. Леван II Дадиани (1611-1657) возобновил пожертвования монастырю Хоби в честь Успения Пресв. Богородицы. Также М. изменил фискальную политику Католикосата, связанную с мегрельским дворянством (Там же. С. 26). Сведения о М. сохранились в записях послов и католич. миссионеров. Так, в дневниках дьяка Ф. Ельчина и свящ. П. Захарьева описывается их встреча с католикосом-патриархом в 1640 г. при дворе кн. Левана II. 8 февр. (по Захарьеву) или 9 февр. (по Ельчину) послы посетили монастырь Мокви и М. показал им церковные святыни; 23 апр. он сопровождал их к церкви Илори во имя вмч. Георгия (Посольство дьяка Федота Елчина. 1887. С. 316, 325, 330). В 1651-1652 гг. при дворе имеретинского царя Александра III (1639-1660) М. вместе с царем неоднократно принимал рус. послов диак. А. И. Иевлева и Н. М. Толочанова ( Иевлев. 1969. С. 114-115, 118-119; Толочанов. 1970. С. 106). Особенное впечатление на послов произвела литургия, к-рую М. отслужил в кутаисском кафедральном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы ( Баграта храме ) 29 июня 1651 г. Они подробно описали и служение М., и богатство его облачения ( Иевлев. 1969. С. 122-126; Толочанов. 1970. С. 103-104). 9 окт. 1651 г. М. вслед за царем принял клятву о подданстве России, его имя упоминается в тексте «Книги клятвы», однако подпись отсутствует ( Иевлев. 1969. С.173, 175). В 1655 г. М. при дворе мегрельского князя встречался с итал. миссионерами Андреа Борромео, Иоанном Монти и Иосифом Цампом, которые направили коллективное письмо в Рим, где упомянули о М. ( Тамарашвили. Католичество. С. 199-200).

http://pravenc.ru/text/2561630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОСМИРНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Элладской Православной Церкви [греч. Ιερ Μητρπολη Νας Σμρνης], расположена в черте городской агломерации Афин ; охватывает городской окр. Айос-Состис, а также пригородные димы Неа-Смирни (Нов. Смирна), Палео-Фалирон (Палеон-Фалирон, Ст. Фалер), Алимос и Арьируполи; включает 24 приходских храма. Церковное управление отдельных димов осуществляется в эпитропии. С 2002 г. Н. м. управляет митр. Симеон (Куцас). Кафедральный храм Н. м.- собор вмц. Фотинии в Нов. Смирне, был основан выходцами из М. Азии в память о митрополичьем соборе в Смирне. Н. м. была образована в 1974 г. Первым ее предстоятелем с 22 мая 1974 г. был митр. Хризостом (Вулцос), выходец из малоазийской Смирны (ныне Измир, Турция). Первоначально Н. м. занимала почти вдвое большую по сравнению с сегодняшней территорию. Наряду с вышеуказанными районами в нее входили димы Глифада, Вула, Вульягмени и Вари. Однако в 2002 г. от Н. м. была отделена Глифадская митрополия , состоящая из этих димов. Древнейшее поселение в Н. м.- Палео-Фалирон, расположенный на вост. берегу бухты Фалиро (Фалерской). Здесь не позднее VI в. до Р. Х. сложился центр одного из димов античных Афин; поселение и гавань неоднократно упоминаются в древних греческих и латинских сочинениях. Согласно сообщению географа Павсания (II в. по Р. Х.), в Фалере при местном храме Зевса находились «алтари богам, называемым неведомыми» ( Pausan. Descript. I 1.5). Считается вероятным, что один из этих алтарей упоминал в своей проповеди перед афинянами св. ап. Павел (см.: Деян 17. 22-31). Гавань продолжала существовать в визант. эпоху. В средние века и Новое время, в эпохи правления венецианцев и турок (XIII-XVIII вв.) гавань была известна под названиями Порто-Веккьо (Ст. Порт) и Скала св. Николая. Здесь находились церкви вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. В сер. XIX в. поселение стали называть Палеон-Фалирон в отличие от Нов. Фалера, возникшего в то время пригорода Пирея. В XX в. Палеон-Фалирон начал быстро развиваться; с 1926 г. здесь действовал международный аэропорт. В 20-х гг. XX в. сюда переселилось большое число греков из М. Азии, а также после 1974 г.- из Стамбула. Крупнейший храм Палео-Фалиро посвящен Успению Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2577879.html

Новосёлки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «В Новоселках в 1756 году была выстроена Успенская церковь, красиво стоящая на взгорье. Для середины XVIII столетия церковь эта несколько архаична: не зная даты постройки, ее легко можно было бы отнести к началу века. Объемное построение церкви – «восьмерик на четверике» – говорит о влиянии «нарышкинской» архитектуры. Лишь барочные наличники, «бровки» да рустованные пилястры алтарной апсиды и трапезной – слабый отголосок более позднего стиля. Обращает на себя внимание композиционное соотношение церкви и колокольни, объединенных невысокой прямоугольной трапезной. Ярусы колокольни по высоте точно соответствуют членению церкви, да, по сути, сама колокольня – это подобие церкви, но с измененными пропорциями соответствующих объемов: в остальном наблюдается почти полное соответствие, вплоть до декора. Декор весьма скромен. Кроме наличников, все основные части здания – ярусы церкви и колокольни, трапезная, апсида – украшены только простенькими фризами, состоящими из пояска сухариков и поребрика. Столбики ограды с квадратными филенками и полукруглыми завершениями дополняют всю композицию. При всей простоте и непритязательности своей Успенская церковь в Новоселках – один из лучших архитектурных памятников в окрестностях Лопасни». Источник: М.М.Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 Церковь Успения Пресвятой Богородицы с теплым приделом Георгия Победоносца была выстроена в 1750-1756 гг. владельцем села, коллежским асессором И.М.Голохвастовым вместо прежнего деревянного храма. Церковь типа " восьмерик на четверике " с трапезной и двухъярусной колокольней является образцом провинциального барокко. В советское время церковь не закрывалась. Церковь Успения Пресвятой Богородицы по адресу: Чеховский район, с.Новоселки, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов. 17 мая 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=04794

Реставраторы пытаются спасти святыни 14 декабря. ПРАВМИР. В Гелатском монастыре Грузии проливными дождями повреждены уникальные фрески. Проливные дожди шли в регионе, где находится монастырь, в течение нескольких дней подряд. Потоками воды прорвало укрепленную кровлю, в результате чего изображения чувствительно пострадали, пишет «Благовест-инфо» со ссылкой на агентство Pia. Реставраторы, работающие в храмах монастыря с раннего утра, говорят, что хотя фрески, скорее всего, удастся спасти, но первоначальному их облику будет причинен серьезный ущерб. Фото: pia.ge Гелатский монастырский комплекс был основан святым царем Давидом Агмашенебели в 1106 году. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые считаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии. В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века. Прежде в монастыре хранилось немало ценных икон и предметов прикладного искусства, но в советское время они были изъяты и распределены по музеям. Сейчас Гелати внесен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 марта, 2016 12 сентября, 2016 30 сентября, 2016 28 августа, 2023 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 3 сентября, 2022 29 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prolivnyie-dozhdi-povr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010