Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Георгиевич (ок. 1578 - сер. XVII в.), сын прп. Георгия Васильевича Осорьина и прп. Иулиании Осорьиной (прав. Лазаревской), рус. агиограф XVII в. Происходил из старомосковского рода детей боярских (АСЗ. Т. 3. 306-309. С. 250-252; 535. С. 454), к-рый был тесным образом связан с приказной средой (Правящая элита Рус. гос-ва IX - нач. XVIII в.: Очерки истории. СПб., 2006. С. 262). Злобины-Осорьины, ближайшие родственники О., являлись старинными вкладчиками Троице-Сергиева мон-ря ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: (Исслед. и публ.). М., 2008 (по указ.)). Следует признать устаревшими принятые в историографии версии о рождении О. ок. 1570-1572 гг. ( Скрипиль. 1948. С. 259) или ок. 1574 г. ( Кротов. 1987. С. 16-18) (ср.: Руди, Соколова. 1993. С. 429). О времени рождения О. свидетельствует текст ввозной грамоты от 4 сент. 1590 г. муромскому вотчиннику Г. В. Осорьину на нижегородское поместье, в к-рой сообщается, что у него был сын «Дружин[ка] двунатцати лет» (АСЗ. Т. 2. 338. С. 298). Детство О. до его зачисления в нач. 90-х гг. XVI в. в новики прошло в отцовском поместье в дер. Ярцово-Чирьево в Березопольском стане Нижегородского у. (Там же. 337. С. 297). В 1605 г. упоминается в десятне (списке служилых людей) как городовой сын боярский. Несмотря на свое небоярское происхождение, в XVII в. О. и нек-рые его родственники входили в немногочисленную группу уездной военнослужилой знати Русского гос-ва, к-рым удалось сохранить за собой родовые вотчины, полученные их предками в XV-XVI вв. ( Шватченко О. А. Светские феод. вотчины в России во 2-й пол. XVII в.: Ист.-геогр. очерк. М., 1996. С. 274; Лаптева Т. А. Провинциальное дворянство России в XVII в. М., 2010. С. 349-350). В 1610-1643 гг. О. занимал должность губного старосты. Одной из важных его задач было «обыскивати и имати лихих людей». В эпоху Смутного времени это была должность, связанная с риском для жизни (о некоторых обстоятельствах службы О. см.: АСЗ. Т. 4. 518. С. 423-425; Антонов А. В. К биографии стрелецкого головы А. А. Микулина//Памяти [М. П.] Лукичева: Сб. ст. по истории и источниковедению. М., 2006. С. 523-540).

http://pravenc.ru/text/2581645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Никорцминда [Николаосцминда, Цминда Николози; груз. ], муж. мон-рь (VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). До 1-й пол. XVI в. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Расположен в центре одноименного села, в 10 км к юго-западу от г. Амбролаури (груз. историческая пров. Рача). Архитектурный ансамбль, окруженный оградой, включает в себя стоящий на возвышении кафоликон во имя свт. Николая и 3-этажную колокольню 1863 г. к северо-востоку от него. Собор, богато украшенный рельефами и расписанный (1660-1670), в 2007 г. был внесен в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История Сведения об основании и о раннем периоде существования Н. сохранились в лапидарных надписях кафоликона и в Никорцминдской грамоте (1070-1080). Четырехстрочная надпись на тимпане зап. входа церкви гласит: «Христе, Сыне Божий, возвеличь во здравии и долгоденствии коронованного тобою Баграта, царя абхазов, ранов и куропалата картвелов. И возрасти сына их Георгия, по Твоему изволению, с ходатайством святого первосвященника Николая» (КГН. 1980. Т. 2. С. 54-55, 201). Долгое время ученые (М. И. Броссе, Д. Бакрадзе, А. Кутателадзе) отождествляли царя Баграта с Багратом IV (1027-1072); однако груз. историк и исследователь древностей Г. Бочоридзе убедительно идентифицировал его как Баграта III (978-1014). В научной лит-ре принято его мнение, поэтому время основания храма относят к 1010-1014 гг. Современником Баграта III, представителем царской власти в пров. Рача, являлся эристав эриставов и новелиссим Нианиа (Там же. С. 101, 209). Его имя было упомянуто в надписи на сев. стене храма; со временем облицовочная плита с надписью упала и во 2-й пол. XIX в. была использована при обновлении пола церкви. Надпись сильно пострадала. В 3-й и 4-й строках надписи перед именем Ниании группу графем (т. е. - покровителем перед Господом) Броссе ошибочно прочитал как имя Давида Мампали (по др. источникам неизвестен) ( Brosset. 1851. P. 56; Уварова. 1894. С. 133; Такаишвили. 1963. С. 84-85; Бочоридзе. 1994. С. 100-101). На зап. фасаде кафоликона справа от окна упомянут модзгвари ( - учитель, наставник) Георгий (КГН. 1980. Т. 2. С. 102-103, 209), один из первых настоятелей мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Разделы портала «Азбука веры» Доклад протоиерея Георгия Крылова, представленный 28 января 2010 г. на XVIII Рождественских чтениях в Москве. Автор затрагивает проблемы русского книгопечатания, в частности, издание Типикона. Говоря о книжной справе Ока Церковного в XVII в., вначале кратко скажем о первоисточнике русского Ока. В 1401 г. в Константинополе была составлена русская редакция Иерусалимского Типикона, которая под названием Око Церковное распространилась в XV в. в Русской Церкви и стала основой всех последующих русских редакций Иерусалимского Типикона. Редакция эта составлена была на основе второго болгарского перевода, полученного, в свою очередь, в результате книжной справы болгарского Патр. Евфимия Тырновского (1375–1393 гг.). До этого на Руси в XIV в. существовало как минимум две редакции Иерусалимского Типикона (РГАДА, Тип. 45 и ГИМ, Син. 328, 329), в основе которых был первый болгарский перевод и собственно русский перевод с греческого ( Пентковский, 164–168 ). Дальнейшую судьбу Ока очень схематично пытался рассмотреть Иван Данилович Мансветов ( Мансветов I , 274 и далее ), затем Дмитриевский предложил свою схему редакций русского Ока ( Дмитриевский, 548–550 ). В конечном счете, эта тема еще серьезно не рассматривалась и ждет своих исследователей. Мы же в этом докладе рассмотрим позднейшую историю Ока, связанную с книгопечатанием. Книгопечатание везде и всегда предполагало предварительную подготовку книг к печати, т.е. книжную справу: выбор наиболее полной редакции (или создание, составление этой редакции), редактуру и корректуру. По некоторым причинам, в основе которых лежит средневековое отношение к сакральному тексту, справа нередко была причиной споров и конфликтов. В особенности это замечание относится к русской книжной справе. Отметим, что в результате новообрядческой справы Типикона произошло «смешение редакций», и устав утратил изначальную укорененную в архаиаке логичность. Нам известно пять основных печатных изданий Типикона в XVII в.: три дониконовских и два послениконовских. Рассмотрим их последовательно.

http://azbyka.ru/knizhnaya-sprava-tipiko...

Скачать epub pdf Содержание От издательства Вместо предисловия Том I Глава I. До войны. Мое назначение на должность Протопресвитера. Первые встречи с высочайшими особами. Глава II. Сибирь, Туркестан, Кавказ, Ставрополь, Кубань. Наблюдения и впечатления. Глава III. Распутинщина при дворе Глава IV. Накануне войны Глава V. Русская армия в предвоенное время Глава VI. Ставка Глава VII. Верховный Главнокомандующий Глава VIII. Первые победы и первые поражения Глава IX. На Юго-западном фронте. Воссоединение галицийских униатов Глава X. Первый приезд Государя в Ставку Глава XI. Варшавские администраторы Глава XII. В Ставке Верховного Главнокомандующего Глава XIII. Наши главнокомандующие Глава XIV. Виновные. Поездка к епископу Гермогену Глава XV. Смена министров Глава XVI. Последние дни Барановичской Ставки. Увольнение Верховного Глава XVII. Царская Ставка Глава XVIII. Царский быт в Ставке. Государь и его наследник Глава XIX. Церковные дела. Тобольский скандал. Митрополит Питирим и обер-прокурор А. Н. Волжин Глава XX. Генералы: Алексеев, Куропаткин. Военный Совет в Ставке. Отставка генерал-адъютанта Иванова Том II Глава I. Поход против Распутина Глава II. Церковное дело в Галиции в 1916–1917 гг. Глава III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос Глава III. На верхах. Новые назначения. Польский вопрос. Глава IV. Деятельность военного духовенства в Великой войне Глава V. Случайные разговоры и встречи Глава VI. Полтора года в Св. Синоде Полтора года в Св. Синоде. (Продолжение). Глава VII. Поездка на Кавказский фронт ГлabaVIII. Царю говорят правду Глава IX. Девятый вал. Конец Распутина Глава Х. Перед революцией Глава XI. Царь и царица в заточении Глава XII. Добровольческая армия. В Добровольческой Армии Церковное дело. Собор в Ставрополе. Высшее Церковное Управление Временное Высшее Церковное Управление Недуги Добровольческой Армии Деятельность Временного Высшего Церковного Управления на ю. в. России Закат Добровольческой Армии     От издательства Жизнь, личность и судьба отца Георгия Шавельского представляет на редкость единое целое. Поскольку свои воспоминания о. Георгий начинает только с 1911 г., когда он получил назначение на пост Протопресвитера военного и морского духовенства, Издательство им. Чехова испытывает живейшую потребность дать читателям более полное представление о жизни этого незаурядного человека и выдающегося священнослужителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

сост. Александр Ратшин Черниговской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г. В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря. В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского. В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тверь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменный храм появился здесь ещё в XVII веке, но имел иное посвящение - во имя праведных Иоакима и Анны. Документы начала XVIII века отмечают две стоящие по соседству церкви: каменную Иоакимоаннинскую и деревянную Владимирскую. Во время пожара 1725 года Владимирский храм сгорел, а церковь Иоакима и Анны получила повреждения. После ремонта, проведённого в 1747-1750 гг., каменный храм переосвятили во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, устроив в нём придел Иоакима и Анны. Серьёзно пострадала Владимирская церковь в пожаре 1763 года, и лишь в 1768 году её полностью возобновили. Тем не менее, в начале 1790-х гг. старый храм решили заменить новым зданием. Строительство началось в 1793 году, и только в следующем столетии (в 1806 г.) состоялось освящение величественной Владимирской церкви с приделами во имя великомученика Георгия и великомученицы Параскевы Пятницы. Во времена принца Георга Ольденбургского (в 1811 г.) вокруг церкви устроили каменную ограду. Несколькими десятилетиями позже в храме появился ещё один придел - во имя Александра Невского, созданный на средства купца А. П. Уткина в 1861 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. В середине - второй половине XIX века священником Владимирской церкви являлся известный тверской историк В.Ф. Владиславлев. В 1930-е гг. церковь взорвали, и сегодня на её месте стоит гостиница " Селигер " . Владимирская церковь в Загородье 1742 - кон. 40-х гг. (стояла на углу Советской ул. и Студенческого пер. на месте гостиницы " Селигер " ) отличалась более стройной композицией с малым восьмериком на двусветном четверике. Церковь имела характерную для барокко колокольню, в которой нижний ярус нес два восьмигранных яруса. Причем, колокольня обладала ступенчатым силуэтом. В июне 1788 г. новым губернским архитектором стал Андрей Алексеевич Трофимов, занимавший эту должность, до конца апреля 1811 г.

http://sobory.ru/article/?object=34502

Троице-Сергиев Варницкий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] О первых веках существования Троице-Сергиева Варницкого монастыря известно очень мало. Он не был ни богат, ни знаменит, и теплился, как тихая лампада, обозначая и охраняя место, где родился и вырос преподобный Сергий. Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один — во имя святителя Климента, Папы Римского. Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, — тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились. Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи — интервенты сожгли его и разграбили. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту. В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сергиев...

Успенский собор Саровской пустыни ЖМП 9 сентябрь 2019 /  25 сентября 2019 г. 11:05 Второе рождение собора Святейший Патриарх Кирилл в сослужении иерархов и духовенства 31 июля совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. Восстановленный Успенский собор — некогда место погребения и упокоения мощей преподобного Серафима Саровского. Собор взорвали в 1951 году, на его месте проложили дорогу и разбили сквер с памятником Максиму Горькому. Так место уединения и молитвы на несколько десятилетий превратилось в городскую магистраль.  PDF-bepcuя. По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий преподнес Святейшему Патриарху Кириллу старинный крест с мощевиком из Саровской пустыни, изготовленный в первой трети XVIII века и исчезнувший после разорения обители. Этот крест в 1730 году иерей Петр Григорьев, клирик московского храма Воскресения в Барашах, передал в обитель как вклад на вечное поминовение своего отца, московского священника Георгия, который в 1727 году принял в Сарове постриг. Изготовил же крест московский серебряник Федор Никифоров, вложив в него 73 частицы мощей и святынь. Всего за несколько дней до освящения Успенского собора крест удалось выкупить из зарубежного частного собрания. Митрополит Георгий отметил, что считает явление этого креста видимым знаком Божиего благословения в деле возрождения монашеской жизни в Саровской обители. Святейший Патриарх пожертвовал святыню возрождающемуся монастырю. В тех же формах Свято-Успенский монастырь, основанный во второй половине XVII века на месте слияния речек Саровки и Сатис, был открыт снова 13 лет назад, спустя почти восемь десятилетий после его упразднения в 1927 году. Нынешний наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков) управляет обителью последние девять лет. Вместе с ним здесь несут служение еще три насельника. Им выпало возрождать главную святыню монастыря — собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://e-vestnik.ru/analytics/uspenskiy_...

Введение в православно-христианское учение о нравственности Недостаток определительности в различных названиях науки Предмет наших лекций в наших духовных школах обыкновенно носит название нравственного богословия. В виде науки, отдельной от догматического богословия, нравственное богословие впервые явилось только в семнадцатом веке, после реформации, из-под пера лютеранского учёного, профессора в Гельмштедте, Георгия Каликста 1 , под названием Epitome theologiae moralis (1634 г.). Название teologia moralis, в отличие её от theologia dogmatica, распространилось с тех пор в западной богословской литературе как протестантской, так и римско-католической. Из римско-католических богословов иезуиты прежде и больше других занялись разработкой этой науки в их духе: уже в семнадцатом веке появились значительнейшие произведения их в этой области, каково, например, Medulla casuum conscientiae sev theologea moralis Бузенбаума, имевшее до 60-ти изданий, несмотря на то, что было осуждено на сожжение во Франции. Другое название нашей науки: theologia practica, в отличие от theologia theoretica, встречается в семнадцатом же веке преимущественно в реформатской богословской литературе. Так, из нидерландских богословов Гоорнбекк, профессор в Утрехте и Лейдене († 1666 г.), издал в двух томах theologia practica; Пётр фон Мастих, профессор в Утрехте, издал также в двух томах theologia theoretico-practica (изд. 1699 года, а сам умер в 1706 году). В том же, наконец, веке учёные, занимавшиеся философией права и богословием, дают и нравственному богословию совсем не богословское, а чисто юридическое название – название jurisprudentia; таковы institutiones jurisprudentae divinae Христиана Томазия, в отличие от jurisprudentiae humana sive naturalis, а между французскими богословами янсенистами встречаются и такие, которые нравственное христианское учение явно отличают от богословия и издают сочинения под названием Instructions theologques et morales (например Pierre Nicole). С XVIII века и по настоящее время в богословской литературе всех западных вероисповеданий преобладают следующие три названия нашей науки:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010