Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Назад в будущее: как появилось современное летоисчисление 3 мин., 29.12.2023 Содержание Мы привыкли называть очередной год с приставкой «от Рождества Христова» или «нашей эры». Но вот какая штука — эта идея пришла людям в голову далеко не сразу после Воскресения Христова, а в России современное летоисчисление вообще появилось сравнительно недавно — при Петре I. Как происходил переход и какое летоисчисление было у нас до XVIII века — в наших слайдах . 01 Когда и где начали считать от Р. X.? В Европе. В 525 году монах Дионисий Малый по поручению Папы Римского Иоанна I высчитал время рождения Иисуса Христа, основываясь на Священном Писании. Там сказано, что Христос вышел на проповедь в возрасте 30 лет, проповедовал три года, распяли Его в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Так у монаха появился 525 год от Рождества Христова. Как оказалось позже, монах ошибся на 3-4 года — то есть сейчас не 2018, а 2022 или 23-й годы. Но менять уже поздно. 02 И тут же начали так считать? Нет. Столетием позже в дело вступает еще один монах — Беда Достопочтенный. Он один из первых составил историю Англии и вообще был большим ученым своего времени. В своих произведениях монах указывал даты от Рождества Христова. Остальные последовали его примеру — именно так с VII века в Европе распространяется традиция указывать даты от Р.Х. В XIX веке его канонизировала Католическая Церковь, а в Русской Православной Церкви Беда Достопочтенный — местночтимый святой Сурожской епархии (Великобритания). 03 Как считали в Европе до этого? Отсчет начинался с начала правления римского императора Диоклетиана — 284 год н. э. Эта дата была первым годом их календаря. Это тот самый правитель-язычник, который постоянно фигурирует в житиях мучеников как беспощадный гонитель христиан. По его приказу, например, убили святого Георгия Победоносца. 04 А у нас как было? Как в Византии, где летоисчисление шло от сотворения мира. В IV веке его вычислили по следующей формуле: дни творения мира до Адама (5,5 дней) умноженные на «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет 3:8) — равно 5509 лет от сотворения мира до Рождества Христова. 9 лет — «поправка на ветер». Так было с XI по XVII век.

http://foma.ru/nazad-v-budushhee-kak-poy...

На встрече святыни присутствовали: митрополит Алавердский Давид, первый заместитель государственного уполномоченного губернатора Кахетии Ираклий Шиошвили, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Грузии Михаил Мятликов, священнослужители и миряне Грузинской Православной Церкви. Митрополит Давид сердечно поблагодарил гостей за преподнесенную в дар святыню и попросил передать благодарность митрополиту Павлу и белорусским верующим. 3 ноября прошли официальные встречи белорусской делегации с руководством региона Кахетия, а также ознакомительные экскурсии по святыням Грузинской Церкви. 4 ноября протоиерей Николай Коржич и сопровождавший его в поездке иерей Антоний Куракевич сослужили митрополиту Алавердскому Давиду за Божественной литургией в монастыре святого Георгия. Кафедральный храм Алавердской епархии был построен в первой чembepmu XI beka и является одним из самых высоких сооружений своего времени (до 2004 года был самым высоким храмом Грузии). Реставрации, одна из которых состоялась после землетрясения, несколько изменили облик собора, но до сих пор он остается выдающимся образцом средневекового грузинского зодчества. Архитектурный ансамбль собора обнесен крепостной стеной. Помимо собора в ансамбль входят средневековая трапезная, колокольня, летний дворец. В соборном храме сохранились фрагменты настенной жubonucu XI, XV u XVII веков. В XVII-XVIII столетиях здесь действовала женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие монашество. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Кирила Предстоятелю Церкви з днем пам " : та звернення] Церкви взяв участь у в Глава Казахстанського митрополичого округу з Грузинського Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5297845...

Недетово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1798. Адрес: Калужская область, Дзержинский район, с. Недетово Координаты: 54.568199, 35.824971 Проезд:от п. Товарково через р. Угра - 1 км, по шоссе в сторону п. Якшуново до д.Кожухово - 10 км, по дороге направо - 6 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце восемнадцатого века в Калужской области в селе Недетово местный помещик Бахметьев своими силами воздвиг необычайной красоты церковь с главным престолом во имя святого Николая Чудотворца. Большое по тем временам здание сельской церкви, построено с явным влиянием архитектурного стиля классицизма, правильной четырехугольник основного объма с огромным центрическим барабаном, имеющим два арочных световых окна, на котором когда-то возвышался купол из листового железа (судя по остаткам металлического каркаса в стенах). Центральный вход украшен прямоугольными полуколоннами из декоративной кладки, над каждым проемом располагается по круглому окну. Судя по архитектуре, у церкви была пристроена апсида и трапезная. К великому сожалению, от здания мало что осталось, основной объем из последних сил удерживается на остатках несущих стен. Все элементы церковного комплекса, включая колокольню, полностью утрачены. Внутренняя отделка, в связи с ильными повреждениями стен и открытости климатическим явлениям, полностью отсутствует. http://www.2rf.ru/rest/5317#descr Известно, что до постройки каменного храма в Недетове, расположенном по обе стороны речки Малый Березуй, на правом берегу реки находилась деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. В XVIII веке село вместе с пустошами принадлежало помещику Г. П. Бахметьеву. В 1798 году на его средства был выстроен новый величественный кирпичный однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца - украшенный пилястрами куб, завершенный приземистым барабаном с куполом и главой на трибуне. Около 1909 года была сооружена новая колокольня, не дошедшая до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=01460

В Москве простятся с выдающимся филологом-русистом Николаем Либаном Москва, 7 декабря 2007 г. 5 декабря 2007 года на 98-м году скончался Николай Иванович Либан, старейший филолог и почетный преподаватель Московского университета имени М.В. Ломоносова, выдающийся педагог, уникальный и блестящий эрудит, видный специалист в области древнерусской словесности и русской литературы XVIII-XIX вв., известный исследователь творчества Н.С. Лескова, передает Патриархия.ru. В круг интересов Н.И. Либана входили этнография и медицина, обычаи и образ жизни малых народов, он был страстным путешественником, но доминантой его творчества, предметом глубоких размышлений всегда оставались литература, история и культура России. Николай Иванович Либан родился 15 сентября 1910 года в Москве, в Неопалимовском переулке (крещен в церкви Неопалимой Купины). По одной линии потомок святителя Иоасафа Белгородского, по другой — виконта Либана, полковника французской армии, который некогда объявил Эльзас независимой республикой, за что был лишен всех орденов, званий и состояния и казнен, а вся его семья была выслана в Россию. В детстве Николай Либан изучал Закон Божий у протоиерея Георгия Чинова, посещая занятия в просуществовавшей до 1925 года церковной школе при московском храме Успения на Могильцах, что в Мертвом переулке. Удостаивался чести служить посошникóм при святителе Патриархе Тихоне в церкви Покрова в Левшине. После окончания средней школы Либана не принимали ни на учебу, ни на работу. Он зарабатывал на жизнь тем, что грузил дрова на Брянском вокзале; затем устроился разнорабочим в типографию «Искры». При попытках поступления в университет Мандатная комиссия не допускала Либана до экзаменов, как не состоявшего в комсомоле и профсоюзе. Позднее ему удалось получить высшее образование в стенах вновь открывшегося Московского городского педагогического института по повышению квалификации учителей, а затем продолжить обучение в аспирантуре института философии, литературы и истории (ИФЛИ), где наибольшее научное влияние на Либана имели В.Ф. Переверзев и М.Н. Сперанский.

http://pravoslavie.ru/25133.html

Вепри (Вепрея). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Георгия Победоносца , Феодора Студита Архитектурный стиль: Екатерининский классицизм Год постройки:1794. Адрес: Тульская обл., Заокский р-н, пос.Успенский Координаты: 54.636262, 37.253319 Проезд:от Заокского по а/д на Ботню - Алексин (разбитый асфальт), после Ждамирово справа небольшой лесок, сразу за ним грунтовка 3 км до Петрищево, далее налево 3 км к церкви. Можно заезжать также через Мосолово или Егнышевку, между ними небольшой грунтовый участок, напротив церкви брод через Выпрейку, проезжий, до церкви 500 м. Еще по правому берегу есть плохая грунтовая дорога от Мосолово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Егнышевке, родовом поместье Бобрищевых-Пушкиных, церкви не было. Это было сельцо, причем не очень старое (в 1651 году оно значится еще как пустошь). Ближайшая церковь располагалась в трех километрах от него, на погосте Вепри, стоящем на речке Вепрейке, близ сельца Верхнего Ламонова. В этой церкви С. П. Бобрищев-Пушкин крестил детей, и в том числе двух старших сыновей — будущих декабристов, родившихся в Егнышевке. Облик Успенской церкви глубоко архаичен. За исключением нескольких второстепенных деталей (круглые медальончики над окнами первого этажа, характерное округление углов с креповкои), ее архитектура не вписывается в художественно-стилевую систему своего времени, стоит вне классицизма и типологически восходит к архитектурным образцам первой четверти XVIII века. Только спецификой заказа молено объяснить появление такого рода памятника. Устроителем храма был священник московской церкви Троицы в Лужниках Г. Никитин. Ему не было нужды заказывать проект профессиональному архитектору, знатоку ордерных систем классицизма. Скромные запросы заказчика не выходили за пределы возможностей местной строительной артели, состоявшей сплошь из мастеров-традиционалистов, которые не стремились перерабатывать давно известные архитектурные приемы. Так на погосте Вепри появилась небольшая церковь, состоящая из двухсветного четверика с прямоугольной апсидой, трапезной с двумя приделами и колокольни (разобрана). (с сайта www.oka-reka.ru)

http://sobory.ru/article/?object=09898

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий Паросский. Икона. XX в. [Парийский] (1721, дер. Костос, о-в Парос - 24.06.1813, о-в Хиос), прп. (пам. греч. 24 июня), греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов . Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине. В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, основанную мон. Иерофеем Дендрином. В этой школе в разное время учились сподвижник А. П. Николай Калливурцис (прп. Никодим Святогорец ) и просветитель А. Кораис . После 6 лет пребывания в Смирне А. П. направился в Афонскую академию, к-рую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит , с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник А. П., в 1757 г. назначивший его преподавателем. В 1757/58 г. А. П. был рукоположен во диакона, в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике, в 60-х гг. XVIII в. продолжил занятия на о-ве Керкира под рук. Никифора Феотокиса , затем нек-рое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. В 1771-1777 гг., после ухода Е. Вулгариса с Афона, А. П. возглавлял Афонскую академию. В этот период А. П. был рукоположен во священника. Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен. С 1786 или 1788 по 1811 г. А. П. возглавлял философскую школу на о-ве Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его рук. школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира. Незадолго до кончины, оставив преподавание, А. П. удалился в небольшой мон-рь св. Георгия. В 1994 г. причислен к лику святых Греческой Церкви. А. П.- автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них: «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса», «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции), «Изложение Православной веры», «Объявление истины о святогорской смуте», «О новомучениках», «О поминовении усопших», учебники по грамматике, риторике и др.

http://pravenc.ru/text/77020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АНЧЕЛИ [Ркинаели; груз. ], еп. Анчийский (2-я пол. XII в.), гимнограф, современник царицы св. Тамары . Сведения о нем сохранились в надписи на чеканном окладе Нерукотворного образа Спасителя Анчийский Спас , где названо также др. имя И. А.- Ркинаели (от груз. - железо). Возможно, оно связано с названием либо мест. Саркинети и одноименных гор в Картли, либо горы Ркинисджвари (Железный крест) в Месхетском хребте в Имерети. Из надписи на иконе следует, что И. А. по повелению царицы св. Тамары и на ее средства заказал чеканных дел мастеру Беке Опизари исполнение серебряного оклада Анчийского Спаса - главной святыни епархий Юго-Зап. Грузии, хранившейся в монастыре Анчи. Акад. прот. К. Кекелидзе отождествил И. А. с еп. Анчийским Иоанном (сер. XII в.), сыном Сагира и братом Арсения и Антония, чье имя было упомянуто в завещании еп. Тбетского Павла (1161), помещенном в Тбетское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 929). И. Лолашвили опроверг это мнение и считал, что деятельность И. А. относится ко 2-й пол. XII в. И. А. принадлежит посвященный Анчийскому Спасу гимнографический канон (НЦРГ. A 1040, XVIII в.), дату создания к-рого позволяют определить приписки, вычеканенные на окладах Анчийского Спаса и Цкароставского Четвероевангелия (НЦРГ. А 98). По мнению акад. Ш. Амиранашвили , оклад иконы был создан до замужества св. Тамары (1193), поскольку в надписи не упоминаются имена мужа царицы Давида Сослана и ее сына Георгия-Лаши; тем же периодом датируется и оклад Четвероевангелия, также выполненный Бекой Опизари по заказу И. А. Очевидно, канон был написан И. А. после создания оклада и до 1207 г., когда упоминается уже др. Анчийский епископ - архим. 12 мон-рей Кларджетской пустыни Феодор. Канон состоит из 8 песней и содержит акростих «Страшное Таинство иконы восхваляю я, грешный Иоанн Анчели». Особое внимание уделено истории появления святыни в Грузии: «Икона Вочеловечения Твоего воссияла у нас от рук апостола Андрея... Андрей, глава апостолов, Первозванный ученик Царя Всевышнего, принес ее из Иерополя, и икона сия Страшного Таинства возлежала во всей Кларджети и уповающим на нее даровала благодать». В произведении использованы различные изобразительные средства (напр., парономасия, эвфония); основанные на Свящ. Писании символические образы свидетельствуют о широкой образованности автора. В каноне использованы аллюзии на библейские сюжеты, смысловым центром является пророчество о пришествии Мессии.

http://pravenc.ru/text/469804.html

Семьюново. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1701 - 1750. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская область, Белевский район, село Семьюново. Координаты: 53.728729, 36.237235 Проезд:От Белева до села. Церковное место находится на кладбище. Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Веменовль, или Семьюновский погост. Кладбище деревни Семьюново - одно из немногих деревенских кладбищ, имеющее полное право называться именно погостом. Он был основан на древнем городище вятичей во время активного их окняжения черниговскими князьями в конце XI - начале XII века. Размеры городища 70х120 метров. На его площадке находится древнее кладбище с огромными намогильными камнями и плитами. С конца 1940-х годов на погосте стали вновь хоронить жителей Семьюновского прихода, и древние валуны растащили к краям городища. До 1930-х годов на погосте стояла церковь, от которой сейчас остались груды кирпичей. На фотографиях отчетливо видны сохранившиеся эскарпы и въезд в крепость. С посада городища был собран подъемный материал XI-XVIII веков. С. Семьюново занимает гористое место положение в версте от небольшой речки Руки, в 120 в. от Тулы и 10-ти от Белева. Кроме села, приход со стоит из деревень: Кожурова, Старого и Нового Алопова с населением в 370 д. м. п. и 413 ж. п.; кроме земледелия, многие отправляются на заработки в Таганрог, Одессу и на работы в каменно-угольныя шахты на юг России. По времени своего происхождения приход села Семьюнова очень древний. Из писцовых книг 1530-1632 г. видно, что он существовал ранее 1622 г., и в этом году церковь этого прихода наделена была землею по указу царя Михаила Феодоровича. В писцовых книгах указаннаго времени находим следующие сведения об этом приходе: „погост Семьюковской на Государеве земле на р. на Семьюковке, а на погосте церковь Великаго Чудотворца Николая, да в пределе Великаго Страстотерпца Христова Георгия, древяна клецки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола и все церковное строения попа Леонтия Семенова.

http://sobory.ru/article/?object=43487

Андрианово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1796-1802 гг. на месте деревянных церквей. Реконструирован в 1864 г. В советское время действовал до 1955 г., возвращен РПЦ в 1990 г. Село Андрианово (или Андреяново) стоит на реке Нерли, впадающей в Волгу. Оно с многочисленными пустошами, которые прежде были заселены, приложено было Марьей Замысцкой, женой Богдана Замыцкого, в Троице-Сергиев монастырь в 7083 (1575 г.) с тем, чтобы постричь ее в иночество в женском монастыре «у Богородицы в Подсосенье». Церковь в селе существовала уже в конце XVI века, когда Андрияново поступило во владение Троице-Сергиевой лавры. В грамоте данной Марией Замыцкой значиться «храм Никола Чудотворец с приделом Благовещенье». По писцовым книгам 1593 года в Андреянове был уже «двор монастырский, монастырской пашни 70 четвертей, перелогу и лесом поросло 50, сена 150 копен». В этих же книгах показано 15 запустевших деревень и 4 населенных, из которых в 1890-х гг. существовала только одна. По писцовым книгам 1628 г. В Андреянове значится: двор монастырский и 8 дворов крестьянских, монастырская пашня 25 четвертей, крестьянской 12. По переписным книгам 1678 года в этом селе с приписанными к нему деревнями Хороброво, Поповской (они и в настоящее время входят в Андриановских приход), Губино, Фонинской насчитывалось 95 дворов крестьянских 25 бобыльских с населением 405 душ мужского пола. В селе был двор монастырский и двор земского дьячка. Церковь в писцовых книгах описывается так: «В селе церковь Никола Чудотворец, древляна клецки, а в церкви деисус и двери царские, и образы местные, и ризы, и книги, и всякое церковное строение монастырское». Последнее дает возможность полагать, что в период с 1575 по 1628 гг церковь была перестроена. Церковь Николая Чудотворца упоминается и в переписных книгах 1678 года, а затем сказано и в ведомостях «о церквах Переславского уезда» за 1799 год, что в Андрианове церковь – «деревянного здания, построенная доброхотными дателями». Были ли какие либо перестройки ее в течении XVII-XVIII сведения не сохранились. Известно, что с 1764 года все деревни прихода стали казенными. В 1796 году вместо деревянного храма заложен существующий ныне каменный храм с колокольней. Строительство завершилось в 1802 году. На колокольне был колокол, вылитый старанием старосты церкви в 1796 году, о чем свидетельствует надпись. В 1864 году трапеза расширена, и вместо одного в ней устроено 2 престола. Так что всех престолов в церкви становится 4: в холодной - Святителя Николая Мирликийского и Святого великомученики Георгия Победоносца, в теплой трапезной - во имя Казанской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=05836

[Аннорианский, Толлиурский], разделение в среде инд. христиан-яковитов, возникшее в кон. XVIII в. Яковиты Малабара вынуждены были противостоять как деятельности римско-католич. миссионеров, так и попыткам несторианских католикосов вернуть христиан Индии под свой омофор. Положение усугублялось еще и тем, что инд. яковиты подолгу были лишены епископского возглавления. В 1751 г. для нормализации церковной жизни в Индии яковитский патриарх Антиохийский Игнатий Гервасий III (Игнатий XXVIII) направил в Малабар епископов Мар Василия, получившего титул митр. Малабарского († 1753), Мар Григория († 1773) и Мар Ивания († 1794) в сопровождении хорепископа Георгия и 2 священников. У прибывших из Сирии епископов возникли серьезные разногласия с руководством местной яковитской общины, к-рую возглавлял Мар Фома V. При посредничестве голл. властей было достигнуто соглашение, по к-рому все хиротонии должны были совершаться Василием с согласия Фомы, а местные церковные обычаи должны были оставаться неизменными. Фома V умер в 1760 г., так и не получив епископской хиротонии от присланных Антиохийским Патриархом архиереев. Преемником он оставил Мар Фому VI, собственного племянника. Хотя последний и был рукоположен яковитскими епископами под именем Мар Дионисий, отношения в руководстве Церкви оставались сложными. Недовольный деятельностью Дионисия, Мар Григорий, фактический глава Церкви после смерти Василия, 28 нояб. 1772 г. рукоположил во епископа под именем Мар Кирилл I одного монаха из рода Каттуманогатт, распорядившись при этом, чтобы после его смерти все полномочия Дионисия перешли к Кириллу. После смерти Мар Григория Дионисий и Иваний выразили 2 июля 1774 г. протест в отношении этой неканонической хиротонии, к-рая была совершена без согласия Церкви, и потребовали от Кирилла подчиниться Мар Дионисию. Голл. власти Кочина, первоначально признавшие хиротонию Кирилла, отказали ему в поддержке, и тот вынужден был бежать в Аннур (Толлиур), находившийся под контролем англичан. Местные яковиты приняли Мар Кирилла I, и в 1794 г. он рукоположил во епископа своего брата под именем Мар Кирилл II и объявил его своим преемником. Так на севере Малабара возникла независимая Толлиурская Церковь, состоявшая всего из одной епархии, особенностью к-рой является то, что каждый ее епископ после своей хиротонии избирает и рукополагает себе преемника. Толлиурская Церковь, сыгравшая существенную роль в истории инд. христианства, существует до сего дня и объединяет ок. 3 тыс. верующих.

http://pravenc.ru/text/115634.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010