Домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца Домовая церковь многодетной семьи настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского особо соединена с детским жилым корпусом. Строительство домового первого корпуса для детей и храма началось в 1995 году. Сам домовой храм имеет благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое было получено 6 сентября 1996 года, в день посещения Его Святейшеством Саракташа. 8 сентября 1998 года митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием (Бондарем) было совершено освящение и детского жилого корпуса домовой церкви в честь святителя Николая Чудотворца. Это особый, детский храм. И поэтому роспись в храме выполнена с учётом этого обстоятельства. Тут яркие краски, живописная история Ветхого Завета – сотворение мира и первых людей, их жизнь в раю, грехопадение. Тут и изображение всем известных евангельских сюжетов из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Работы были выполнены в августе – сентябре 2007 года бригадой мастеров с Западной Украины под руководством Вячеслава Пашковского. Колокольня в честь 2000-летия Рождества Христова Колокольня была воздвигнута осенью 1999 года в честь 2000-летия Рождества Христова. Освящена летом 2000 года. Это одно из самых высоких сооружений посёлка Саракташа. В Обители существует традиция: в течение всей Светлой седмицы желающие могут подниматься на колокольню и звонить в колокола. Смысл пасхального колокольного звона – прославить воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, понятен и близок каждому верующему православному человеку. Такие праздничные звоны исстари проводились на Руси. Часовня священномученика Макария Оренбургского На юго-западе Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия угловая башня выполнена в виде часовни. Это часовня в честь священномученика Макария Оренбургского (Квиткина) – первого прославленного святого Оренбургской епархии, казнённого в застенках ГПУ в Оренбурге на Вербное воскресенье, в ночь с 5 на 6 апреля 1931 года. Святой был прославлен на Юбилейном Освящённом Архиерейском Соборе РПЦ, который состоялся 13-16 августа 2000 года. Уже осенью того же года в Обители началось строительство часовни в честь священномученика, которое вскоре было завершено.

http://sobory.ru/article/?object=47717

В 1823 году в Арзамасе обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин по просьбе нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу XIX века у монастыря было три часовни, одна в Арзамасе и две на Высокой горе: деревянная с резным распятием во весь рост Спасителя и малая, перекрестная, при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений. В 1845 году на Высокой горе окончили строительство второго, теплого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм имел два придела: в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителей Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. План для постройки этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков. В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена домовая однопрестольная церковь во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского, освещенная после 1861 года. В это же время обитель была вновь приписана к Саровской пустыни, и в ней действовал общежительский устав. К началу ХХ века в монастыре было три церкви: соборная холодная в честь Вознесения Христова, теплая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, домовая во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского. Над святыми створчатыми вратами высилась четырехъярусная колокольня с 10 колоколами. Из хозяйственных построек были два каменных двухэтажных келейных корпуса, каменный трехэтажный корпус, два верхних этажа которого занимали монахи, а нижний был отведен для трапезной, келарни, пекарни, квасоварни и погреба. Неподалеку располагался архиерейский корпус. В монастыре был глубокий колодец, над которым возвышалось каменное здание, отапливаемое в зимнее время. Вода из него подавалась с помощью машины в келарню. Зерновые припасы хранились в каменной житнице. На територии монастыря рос фруктовый сад. Все монастырское хозяйство было обнесено высокой, в два аршина, каменной стеной, имеющей пять восьмигранных башен и двое ворот.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Главный престол его, находящийся в теплом храме, был освящён в 1773 году. С 1808 года Богоявленский храм именуется собором, вместо прежнего названия церкви. В период времени с 1867 по 1873 г. главный храм Богоявленского собора выкрашен масляною краскою и украшен стенной живописью. Храм во имя св. пр. Илии освящён в 1779 г., храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери – в 1783 г. В 1856–1857 г.г., вследствие тесноты Богоявленского собора, к двум сторонам его были пристроены двухэтажные приделы, причём стены колокольни были разобраны до высоты стен храма. В новых приделах были освящены престолы во имя святителей Алексия Московского , Иннокентия Иркутского, св. Александра Невского и муч. Параскевы. Вместо разобранной колокольни построена новая, на новом месте – позади Тихвинского храма. Колокольня тоже восьмигранная, но только с двумя слуховыми этажами для колоколов, и с четырьмя слуховыми окнами. Сверху этажей находится помещение для часов. С устройством боковых приделов и колокольни Богоявленский собор получил форму креста. К собору приписаны две церкви: кладбищенская и домовая при тюремном замке. Кладбищенская Свято-Троицкая церковь каменная, одноэтажная, трёхпрестольная, построена в 1836 году. Южный придел освящён в честь Успения Божией Матери, и северный – во имя св. Архистратига Михаила. Домовая церковь при тюремном замке освящена во имя св. Николая Чудотворца. В приходе собора 7 часовен, из которых 5 каменных: 2 в городе и 3 в деревнях – Фоминой, Шмаковой и Чусовской, и 2 деревянных – одна в городском выгони, и другая близ дер. Ерзовки. Из училищ имеются следующие: начальное городское училище – в самом городе, и два земских начальных народных училища: в дер. Гаевой и Фоминой. И, кроме того, церковно-приходская школа при детском убежище в городе, и школа грамоты в дер. Шмаковой. Прихожан в настоящее время числится 2 474 м. п. и 2 608 ж. п. Деревень в состав Ирбитского Богоявленского прихода входит 11: Чусовская – в 9 в., Шмакова – в 6 в., Фомина – в 4 в., Бобровка – в 6 в., Ерзовка – в 9 в., Мальгино – в 6 в., Мордяшиха – в 6 в., Кокшариха – в 5 в., Гаева – 5 в., Кекур – в 4 в., Лиханово – в 3 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приходе Новоржевской Николаевской церкви по данным за 1889 г. существовало приходское народное училище в селе Орша, содержащееся частью на общественные приходские, частью на земские средства, в котором обучались крестьянские мальчики. При церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая существовал хор певчих в котором под управлением регента, учителя пения при городском трехклассном училище, пели ученики училища и некоторые любители прихожане. В 1890 г. была построена третья каменная часовня Новоржевским мещанским обществом в память чудесного спасения императора и его семьи 17 октября 1888 г. при крушении поезда. Освящена часовня была 28 апреля 1891 г. В 1892 г. в приходском народном училище обучалось 93 крестьянских мальчика. 28 января 1893 г. с разрешения епархиального начальства была устроена домовая церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского при Новоржевской тюрьме в память чудесного спасения императора и его семьи 17 октября 1888 г. при крушении поезда. Место близ церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, по данным за 1897 г., было обнесено оградой на каменном фундаменте между кирпичных столбов с деревянной решеткой, устроенной церковным попечительством. На основании ведомости о церкви за 1899 г. можно проследить, что ремонтные работы в Николаевской церкви производились большей частью на церковные, а частью на пожертвованные суммы. Так в 1872 г. на ремонт было употреблено из церковной суммы 1297 руб. 12 коп., в 1878 г. - 700 руб. за счет церковного старосты Новоржевского купца Александра Иванова Марковского и в 1882 г. - 600 руб. за счет купца Марковского и 600 руб. - из церковной суммы. В 1887 г. на ремонт употреблено из церковных сумм 1812 руб. 1 копейка. На колокольне церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая было восемь колоколов. Первый колокол весом 123 пуда 23 фунта, на нем изображены: с северной стороны Святой Николай, с южной - Пророк Илья, с восточной - Божья Матерь, а с западной - три ангела и в верхней части колокола шесть херувимов и надпись: " Мастер Осташковский, мещанин.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Воткинский район и г. Воткинск, Воткинск Архитектор: Колокольня - образцовый проект К.А. Тона для Августовской губернии, расширение 1901 - И.А. Чарушин Год постройки: приблизительно 1861 - 1864. Колокольня 1871-1872. Переход между церковью и колокольней - 1874-1876. В 1901 расширена Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль , Эклектика Домовая церковь Александра Свирского(?) при бывшей богадельне А.И. Созыкина Воткинский район и г. Воткинск, Воткинск Архитектор: И.А. Чарушин Год постройки: Между 1902 и 1906 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Воткинский район и г. Воткинск, Июльское Архитектор: И.А. Чарушин (автор оригинального проекта), П.И. Фомин (реконструкция) Год постройки: Между 1901 и 1907 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Успенский женский монастырь. Церковь Вознесения Господня Воткинский район и г. Воткинск, Перевозное Архитектор: И.А. Чарушин Год постройки: 1910 Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Воткинский район и г. Воткинск, Паздеры Архитектор: И.А. Чарушин (автор эскизов) Год постройки: Между 2008 и 2012 Церковь Николая Чудотворца Воткинский район и г. Воткинск, Кукуи Архитектор: И.А. Чарушин Год постройки: Между 2006 и 2016 Церковь Николая Чудотворца Увинский район, Чекан Архитектор: И.А. Чарушин, Я.П. Максимович Год постройки: Между 1899 и 1900 Церковь Михаила Архангела Увинский район, Сям-Можга Архитектор: И.А. Чарушин Год постройки: Между 1902 и 1909 Архитектурный стиль: Эклектика Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь. Церковь Трифона Вятского Балезинский район, Каменное Заделье Архитектор: И.А. Чарушин Год постройки: Между 1911 и 1913 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Балезинский район, Балезино, село Архитектор: И.А. Чарушин (реконструкция 1898 г.) Год постройки: 1820. 1898 - расширение, устройство Предтеченского придела Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Сретения Господня Балезинский район, Нововолково

http://sobory.ru/architect/iacharushin

Немногие сохранившиеся документы рассказывают о студенческих волнениях 1890-х, продолжавшихся два десятилетия. Как это было «прогрессивно», «свежо», «свободолюбиво»! Даже часть профессуры стала на сторону студенчества. Сейчас можно внятно сказать, что это была пелена всеобщего помрачения. В архивах сохранилась газета за 1907 год, где опубликовано письмо, в котором прихожанин Антониевского храма с болью в сердце говорит о том, чему он стал свидетелем на Пасхальной службе: «Батюшка возглашает «Христос Воскресе!», а сердца прихожан не откликаются на возглас. Впечатление такое, что не на службу пришли, а показать себя, наряды и украшения». Чем все закончилось, каким кошмаром, мы знаем. Именно тут уместно вспомнить священника, мыслителя, богослова Николая Семеновича Стеллецкого, - протоиерея Антониевской университетской церкви с 1909 года. В том же году он был избран профессором и заведующим кафедрой богословия Харьковского университета, а также нес немалую нагрузку как профессор богословия Харьковских Высших женских курсов, Высших женских медицинских курсов, Высших коммерческих курсов Харьковского купеческого общества, председатель Совета Харьковского епархиального женского училища. 7 декабря 1914 года православная общественность Харькова отмечала 25-летие хиротонии, пастырской и педагогической деятельности отца Николая Стеллецкого. Это было событие общецерковное, поскольку богословскую известность труды отца Николая Стеллецкого снискали по всей России. Юбиляру после литургии были вручены образ святого Николая Чудотворца и памятный адрес. В службе и чествовании приняли участие архиепископ Антоний (Храповицкий), член Государственного Совета профессор-историк Д. И. Багалей, многочисленная общественность. К тому моменту отец Николай был уже известным богословом, награжденным Государем в 1908 году орденом Святой Анны III степени, а в 1912-м - II степени. Отец Николай пал жертвой безбожной власти. С 1918 года церковь перешла в ведение религиозной общины, содержавшей храм за свой счет. Окончательно Антониевская церковь была закрыта в апреле 1922 года, несмотря на протесты членов общины. В 1930-е годы в помещении закрытого храма разместился Институт физкультуры и Клуб красного учителя. В 1963 году тут был открыт двухзальный кинотеатр «Пионер», позднее переименованный в кинотеатр «Юность». С начала 1990-х вместо кинотеатра тут разместился Украинский культурный центр.

http://sobory.ru/article/?object=08028

Храмы монастыря: Соборный храм в честь Успения Божией Матери; храм в честь Святителя Николая Чудотворца; храм в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца в келейном корпусе. Монастырь имеет подворье - храм-часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Балахне Нижегородской области. При Высоковском Успенском мужском монастыре существует социально-реабилитационная группа для мирян. Кроме этого, монастырь духовно окормляет Детский дом в Балахне. При подворье Высоковского Успенского мужского монастыря в Балахне существует воскресная школа для взрослых и детей. Монастырь издает свою газету «Мир Вашему дому».   Сайт Городецкой епархии Нижегородской митрополии   Третьеклассный Высоковский Успенский Единоверческий монастырь. На том месте, где ныне Успенский Высоковский монастырь, до 1800 года находился раскольнический скит. Основатель сего скита инок Герасим, с присоединением к православной церкви на правах единоверия, был утвержден Святейшим Синодом первым настоятелем единоверческого монастыря. Высоковский монастырь находится в Макарьевском уезде, в расстоянии от местной Консистории на 200 верст, от Белбажского девичьего монастыря в 17 верст., от Кривоезерской пустыни в 65 верст. и от Макариево-Унженского в 70 верстах. Церквей в сем монастыре четыре: а) соборная Успенская, каменная, с одним престолом, построена в 1834 году; б) во имя Святителя Николая каменная теплая, с одним престолом, построена в 1827 году; в) во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, каменная, теплая, с одним престолом, построена и освящена в 1835 году и г) во имя св. великомученика Георгия, построена и освящена в 1834 году, зданием деревянная, теплая, с одним престолом. Из церковных зданий этого монастыря замечательна каменная колокольня вышиною в 30 саж. Принадлежащая сему монастырю часовня, деревянная, устроена при дороге в город Макарьев для сбора подаяний.

http://sobory.ru/article/?object=03557

В сер. 19 в. юго-восточное крыло расширили продольной пристройкой в сторону двора. В 3-й четв. 19 в. одноэтажный ледник был надстроен вторым этажом и приспособлен для жилья. В 1868 г. вместо террасы северо-западного крыла сделали небольшую двухэтажную пристройку в русско-византийском стиле с парадным входом. В нижнем этаже расположились сени, над ними – алтарь домовой церкви Николая Чудотворца (освящена в 1869 г.). Изначально кирпичные стены церковной пристройки не были оштукатурены: на темно-красном фоне выделялись белокаменные детали. Над кровлей возвышалась глухая луковичная главка. Еще до революции стены оштукатурили и покрасили в единый тон с основным объемом. В 1903 г. церковь реконструировали, подняв плоское перекрытие над залом для молящихся. Тогда же внутри был установлен нарядный двухъярусный иконостас в русско-византийском стиле, с иконами в поздне-академической манере. Иконы местного чина имели тонкое обрамление с килевидным верхом и разделялись витыми полуколоннами. Среди икон второго (праздничного) чина в круглых медальонах выделялась расположенная посередине «Тайная Вечеря» в трехлопастной раме. Завершался иконостас 6-конечным крестом. Арочный проем на восточной стене заполнили изображением Христа, написанным на стекле прозрачными красками. К 1909 г. после очередного ремонта с фасадов дома исчезли балконы угловых мезонинов. В советское время церковь ликвидировали, был утрачен иконостас, главу над алтарем разобрали. Одноэтажную баню надстроили вторым этажом, а на ее окнах сделали наличники. Внутренняя планировка утрачена. Старые ворота с глухой оградой по ул. Свободы заменили новыми трехчастными решетчатыми воротами с калитками. Территория сада усадьбы соединилась с городским садом, разбитым в 1820-х гг. на склонах оврага у площади Гостиного двора. Восстановительные работы в последней трети 20 в. возродили художественную отделку интерьеров дома (кроме религиозных атрибутов в домовой церкви), включая изысканную резьбу дверных полотнищ и откосов. Часть их реставрирована по аналогии.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Двухъярусный резной иконостас с двумя киотами был выполнен из американского ореха царскосельским купцом П.Г. Дылевым по плану в рисунку академика Видова. Возможно, рисунок иконостаса был снят архитектором с одного из древних храмов на Окном берегу Крыма. Высота иконостаса 2 сажени, ширина около 3 саженей. Весь фон иконостаса был вызолочен и имел трое врат, над Царскими вратами в центре был помещен деревянный резной крест. Иконы храма написаны художниками К. А. Горбуновым, В. В. Васильевым и А. И. Травиным на полотне по золотому фону и помещались в изящных резных ореховых киотах. Его нижний ярус был украшен иконами Спасителя и Богородицы, Св. Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского, выполненные на меди по золотому фону. В верхнем ярусе находились иконы меньшего размера: " Тайная вечеря " и мученицы София, Вера, Надежда, Любовь. Кроме этого имелись в церкви иконы: " Благовещение " и четыре Евангелиста, выполненные на меди по золотому фону. Маслом на холсте были написаны " Распятие " , " 12 Апостолов " , " Архангел Михаил " и " Архангел Гавриил " . Еще один образ Св. Николая Чудотворца на кипарисовой доске в серебряной вызолоченной ризе находился в алтаре. Особую ценность представлял находившийся в алтаре огромный запрестольный образ Спасителя на Престоле в виде Великого Архиерея, исполненный в византийском стиле известным живописцем В. В. Васильевым. Две большие священно-исторические картины " Спаситель, Благословляюищй детей " и " Вход Господень в Иерусалим " являлись даром Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III). Обе эти картины были вставлены в резные рамы из американского ореха, выполненные мебельным мастером П.Зальбургом. Написаны они были в 1872 году по заказу в Императорской Академии Художеств художником Н.К. Бодаревским и помещались за клиросами в двух внутристенных нишах, одна против другой. Потолок и стены церкви были окрашены клеевою краской и орнаментированы трафаретной живописью геометрических орнаментов в древнерусском стиле по рисункам А.Ф.

http://sobory.ru/article/?object=06138

2. Трапезная одноглавая церковь с одним престолом. Раньше называлась Успенскою. Есть предание, что эта церковь была построена гетманом Иваном Мазепою. В 1845 году по случая погребения под нею в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, освящена в честь Воскресения Христова. Храм обновлен в прежнем виде, за исключением иконостаса, который заменен новым, устроенным на иждивение супруги покойного князя Варвары Алексеевны Репниной. Она же приняла на себя все издержки, требовавшиеся на обновление этого храма и достаточно снабдила его священными облачениями и сосудами. Под храмом устроена родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских. 3. Пятиглавая церковь с престолом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Из-за скудности средств к ее возобновлению приступили лишь в 1854 году при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 году при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел в честь свт. Димитрия Ростовского. 4. Церковь свт. Николая Чудотворца совершенно разрушена. Над нею была каменная колокольня, а под нею ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена, так же как и монастырская ограда, и Петро-Павловская церковь, на средства полковника Димитрия Горленко. В 1853 году попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь перестраивается и над нею воздвигают огромную византийско-русского стиля колокольню с пирамидальным куполом, по чертежу и указаниям архитектора академика Ефимова. 5. Домовая церковь в честь вмч. Варвары устроена в ограде над воротами к ярмарковой площади, называющимися «Варваринскими». Она находится с настоятельским корпусом. Рядом с нею в виде колокольни возвышается небольшое здание, знаменующее, обычно треоконную башню. По преданию, эта церковь была построена на средства Варвары Марковичевой. Храм попечением настоятеля архимандрита Варсонофия полностью возобновлен, сооружен вновь прекрасный иконостас. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Парченным в древневизанйтиском стиле. При церкви вновь построен настоятельский дом.

http://sobory.ru/article/?object=06326

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010