В день освящения Преображенской церкви в Новом Иерусалиме было много высоких гостей: духовенство со Святой горы Афон, из Острожского монастыря и Киево-Печерской лавры. Это говорит о том, что Патриарх Никон придавал большое значение началу каменного строительства в Русской Палестине, где образы Галилеи создавали близ Преображенского-Микулина холм Фавор и пустошь Зиновьева на ручье, названная Капернаумом. Значение села Преображенского в богослужебной жизни Нового Иерусалима было столь велико, что в XVII веке из Воскресенского монастыря сюда совершался четыре раза в год торжественный крестный ход: 6 августа, 6 декабря, 9 мая и 8 июля. Это дни престольных праздников Микулинского храма: Преображения Господня, Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и Казанской иконы Божией Матери. Престол во имя Трех святителей, упраздненный в Микулине, был перенесен в стены Воскресенского монастыря. Так именовалась домовая церковь Патриарха Никона на деревянной ограде обители, а после строительства в 1690-х годах каменной крепостной стены — церковь при Больницных палатах. В честь этого престола в монастыре был вылит в 1666 году Трехсвятский колокол, сохранившийся до наших дней. К сожалению, нет сведений о том, когда каменный храм в Микулине-Преображенском был заменен деревянным, простоявшим до советского времени, и насколько совпадало их местоположение. Окончательный ответ на вопросы, связанные с историей церкви в XVII веке, могли бы дать археологические раскопки на территории современного Никулина. Но сейчас важнее завершить начатое строительство нового храма и восстановить духовное значение Ново-Иерусалимской Галилеи, без которой «невозможно возрождение Русской Палестины великой святыни Истринской земли. Автор Г.М. Зеленская, зам. директора по научной работе Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим». В селе Никулино в советские годы на месте сгоревшего Преображенского храма находился сельский клуб, который в 1994 году разрушили, а затем верующие установили на этом месте деревянный крест в надежде на возрождение храма. В августе 2000 года был зарегистрирован приход Никольской церкви села Никулино, которому выделили земельный участок под строительство общей площадью 1000 кв. м. Тогда же была оборудована временная деревянная церковь, в которой еженедельно совершались молебны.

http://sobory.ru/article/?object=13558

Для быстрейшего освящения церкви были собраны многочисленные пожертвования на сумму более 15 000 рублей. Основным жертвователем выступил ктитор гимназической церкви купец 1-й гильдии И.Ф. Громов, в числе других крупных жертвователей врач гимназии Ф.Ф. Жуковский-Волынский, А. С. Белозеров, А.В. Баранов, Н.Т. Богаткин, П.П. Тихонов, Б.Ф. Якобс, А.А. Ильин, А.М. Варшавский, И.С. Комаров и многие другие. Кроме денежных средств собранных по подписке, финансовые поступления шли от благотворителей, в том числе от членов Императорской фамилии. 2 января 1872 года из часовни городского госпиталя в гимнази­ческую церковь в торжественной обстановке был перенесен походный престол Екатерины I, который потом был отреставрирован. Престол составлял главную достопримечательность церкви, он был перенесен в госпитальную церковь из сгоревшей от удара молнии в 1728 году Благовещенской церкви. Престол состоял из двух частей. Верхняя часть представляла собой квадратный ящик для ковчега с частицею святых мощей и доски с надписью об освящении храма. Нижний постамент имел четыре апокалиптические символа евангелистов, с открытыми книгами св. Евангелия, поддерживающее ящик. Ящик связан на шипы из сосновых досок с верхнею доскою целиком из дуба. Символы евангелистов резные из липового дерева: с передней стороны, справа символ евангелиста Иоанна, слева символ евангелиста Матфея, с задней стороны — справа символ евангелиста Марка, слева символ евангелиста Луки. Символы укреплены в постаменте и кругом вызолочены; верхняя доска постамента также вызолочена. Из двух названных частей престола только одна верхняя облачается одеждою; нижняя часть открыта, и хотя она от времени и обстоятельств несколько пострадала, но недавно, под руководством и наблюдением академика Видова, реставрирована и вновь вызолочена. И лишь спустя два года после открытия гимназии, 29 октября 1872 года, она была освящена митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) в сослужении епископа Выборгского Палладия (Ганкевича), во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не как предполагалось первоначально во имя Святителя и Чудотворца Николая, так как день открытия гимназии 8 сентября 1870 года совпал с этим церковным праздником и с днем рождения в Бозе почившего цесаревича Николая Александровича, в честь которого она была названа Николаевской.

http://sobory.ru/article/?object=06138

Во имя Симеона Верхотурского церковь. В конце 1944 года с разрешения уполномоченого по правам делами РПЦ при Оренбургском облисполкоме появился молитвенный дом в переулке Железнодорожном (улица Свердлова, 25). Официально зарегестрирова в начале 1946 года. 8 августа 1947 года выделен участок 18 соток по улице Ленина, 69. Полученно разрешение на строительство церкви при условии постройки храма в один год и три месяца. При невыполнении условий недостроенное здание церкви отбиралось под другие цели. Сруб школы под церковь был приобретён общиной в Зилаирском районе. В 1948 году у общины появился свой настоятель (Феодот Алексеевеч Безногов, 25 февраля 1868 - 19 августа 1962, летом 2004 года перезахоронен слева от Богоявленского храма). 1 июня 1949 года появилось распоряжение о изъятии построенного храма у общины под школу. 1 мая 1991 года здание передано православной общине. 24 сентября 1992 года освящен восстановленный храм. Спустя 10 лет храм Симеона Верхотурского вынужденно был разобран из-за ветхости. 21 августа 2001 года совершён чин строительства новой церкви на месте разобранной. Крестильная церковь Богоявления Господня. Церковь построена в 1996-1998 годах. Освящена 16 декабря 1998 года митрополитом Леонтием (Бондарем). Церковь Царственных Страстотерпцев. Построена в 2013-2017 годах в формах шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Церковь Вадима, архимандрита Персидского. Надвратная церковь построена в 2009-2012 годах. Освящена к 200-летней годовщине Отечественной войны 1812 года - 8 сентября 2012 года. Домовая церковь Николая Чудотворца. Строительство домового храма и первого детского корпуса началось в 1995 году. Освящена церковь 8 сентября 1998 года. Колокольня  во славу Святой Троицы построена осенью 1999 года в честь 2000-летия Рождества Христова. Освящена летом 2000 года. Часовня Макария Оренбургского. Часовня в угловой юго-западной башне ограды, построена в 2000 году. Часовня водосвятная, о священная в 2003 году. Часовня иконы Божией Матери Живоносный Источник. Водосвятная часовня-купальня построена в 2011-2012 годах на средства В. П. Захватова в формах часовни в Николо-Угрешском монастыре. Освящена 6 мая 2012 года.

http://sobory.ru/article/?object=47717

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

После издания в 1781 Густавом III указа о свободе вероисповедания русская церковь превратилась из «аки бы публичной» в действительно общедоступную, и богослужения стали совершаться при открытых, а не «замкнутых» дверях. Однако уже через семь лет, по случаю новых «военных со Швециею обстоятельств», службы вновь прекратились. После заключения очередного мира храм был 24 ноября 1793 года заново освящен в присутствии посла графа С. П. Румянцева. Настоятелем в это время был о. Алексий Яковлев, прослуживший в храме до 1806 четверть века. Приход был невелик – в 1802 к причастию приступили всего 12 человек. Когда разразилась русско-шведская война 1808–1809 гг., причт вернулся в Россию, и церковь до осени 1812 снова стояла закрытой. На следующий год в отремонтированный храм из Петербурга привезли новую ризницу, пожертвованную Кабинетом Ее Величества, а также церковные книги. К середине XIX века Городской дом пришел «в самое запущенное состояние», и русскую церковь в 1846 решили временно перенести в наемное помещение. В ее жизни наступил период странствий – за полвека церковь сменила пять адресов. Ввиду сравнительно больших расходов на содержание не раз (особенно серьезно в 1882) возникал вопрос о ее закрытии. Стремясь привлечь в храм шведов, настоятель прот. Арсений Судаков в 1852 выпустил первый шведский перевод православной литургии. Спокойные дни для храма начались с назначением в 1888 нового настоятеля – о. Петра Павловича Румянцева (1854–1935), который прослужил в нем без малого полвека, написал основательное исследование по его истории, был членом нескольких исторических и археологических обществ России. Ему удалось добиться от Министерства иностранных дел дополнительных ассигнований, и 14 ноября 1892 церковь на 200 человек, с небольшой главкой и крестом, была освящена в особом церковном флигеле, примыкавшем к доходному дому на Оденгатан, который построил арх. Г. Фристедт. Отделкой интерьера руководил арх. Ф. Боберг. Спустя несколько месяцев в Стокгольм доставили из Петербурга новый иконостас, который стоит в церкви и поныне. Прежний был отослан в Гамбург, где он до 1990-х находился в домовой церкви свт. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=23518

В самом поселке до недавнего времени не существовало православных церквей, но неподалеку до конца 1939 г. находился основанный при участии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь (пос. Огоньки Выборгского района). В 1894 г. тайный советник Ф.П. Неронов купил усадьбу Линтула с целью основать первый в принадлежавшем тогда России Великом княжестве Финляндском женский православный монастырь. В 1894-1895 гг. по проекту архитектора Е.Л. Морозова в усадьбе была построена деревянная церковь Пресвятой Троицы, а 10 августа 1896 г. основана монашеская Свято-Троицкая община из 26 сестер. 11 сентября 1905 г. ей был присвоен статус монастыря. В 1900-е гг. в обители были построены двухэтажные деревянные здания келий и сиротского дома, где в 1911 г. устроена домовая церковь святых мученицы Софии и равноапостольного великого князя Владимира. В 1916 г. главная церковь сгорела, и в 1919 г. на ее месте архитектором И. Бахом была построена в стиле модерн новая деревянная церковь Пресвятой Троицы на каменном основании. После начала советско-финской войны, в конце 1939 г. все 40 сестер, взяв чтимую Иерусалимскую икону Божией Матери уехали в Финляндию, в 1946 г. поселились в местечке Палёки в Хейнявяси, где в 1973 г. была освящена новая церковь Пресвятой Троицы. В ходе боев двух войн: 1939-1940 и 1941-1945 гг. в Линтуле погибли здания церкви и приюта, сохранилось лишь здание келий, которое используется под жилой дoм.i Созданная в поселке Ленинское местными жителями приходская община была официально зарегистрирована 27 марта 2000 г. К этому времени завершилось начатое в 1998 г. по проекту архитектора Ф.К. Романовского строительство в византийском стиле высокого каменного Константино-Еленинского храма, возведенного на живописном берегу озера, на месте сгоревшего в 1994 г. клуба (ул. Советская, д. 44). После малого освящения 3 июня 2000 г. назначенный настоятелем церкви иерей Константин Пархоменко совершил первую Божественную литургию. 11 сентября 2001 г. храм освятил Святейший Патриарх Алексий II. Тогда же было окончено строительство в русском стиле каменной часовни святителя Николая Чудотворца и открыта воскресная школа для детей.

http://sobory.ru/article/?object=07614

Год постройки: Между 1923 и 1932 Архитектурный стиль: Эклектика Тульская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (каменная) Суворовский район, Жеремино Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1899 и 1909 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Днепропетровская область Мужской монастырь Владимира митрополита Киевского. Собор Успения Пресвятой Богородицы Криворожский район, Кривой Рог Архитектор: С.Г. Гончаров, В.А. Косяков (проект) Год постройки: Между 2011 и 2015 Ярославская область Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери Даниловский район, Горушка Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1901 и 1918 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня иконы Божией Матери " Милующая " при Адмиралтейском Императора Петра Великого госпитале (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1891 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1895 и 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благовещенском синодальном подворье Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1897 и 1899 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1908 и 1912

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Неподалеку находились две церкви - домовая церковь железнодорожного училища, освященная во имя святителя Николая Чудотворца, и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Но добираться до них было неудобно и небезопасно. Нужно было пересекать железную дорогу и огромную свалку, куда постоянно тянулись городские ассенизаторские обозы, что мало способствовало духовному настрою прихожан. Не было в поселке и школы. Перспективный план развития сети народных училищ Саратова, принятый в 1907 г., не предполагал строительство школ дальше Дегтярной площади (сегодня район Дворца спорта), а Агафоновский поселок располагался за чертой Саратова. Заботы об обеспечении духовных и образовательных потребностей земляков взяла на себя Ксения Никитична Агафонова. Вдова купца была многолетней попечительницей Женско-монастырской церковно-приходской школы (при Крестовоздвиженском женском монастыре на ул. Покровской, ныне Лермонтова), для которой постоянно жертвовала немалые суммы. «Годовой отчет епископа Саратовского и Царицынскаго Алексия за 1912 год» донес до нас сведения: «Саратовская купчиха Ксения Никитична Агафонова пожертвовала более 5000 руб. на постройку церкви-школы в пос. Агафоновка». Это была по тем временам огромная сумма, и ее хватило, чтобы Духовная консистория, по словесному распоряжению Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, поручила составить проект небольшой церкви на 50 прихожан с отделением для церковно-приходской школы местному зодчему, младшему архитектору Строительного отделения Саратовского губернского правления Михаилу Гавриловичу Зацепину. Архитектор взял за основу бесстолпный приходской храм, напоминающий оригинальные памятники архитектуры древнего Пскова. Благовещенская церковь, как и псковские храмы, имела кубическую форму и тоже была небольшой. Выстроенная на неполную высоту храма полукруглая апсида алтарной части примыкала к нему с восточной стороны, а над зданием был размещен круглый барабан, несущий небольшую главку. Церкви древнего Пскова отличают скромность и лаконичность. Как правило, в верхней части барабана под куполом, а также под кровлей апсид и вокруг пристройки под карнизом крыши пускали состоящую из повторяющихся элементов узоров «дорожку». Такую же «дорожку» можно видеть и на сохранившихся стенах Благовещенской церкви в Агафоновском поселке.

http://sobory.ru/article/?object=20228

В 1867 году новая церковь по ходатайству А.Н. Листовой была освящена в честь святителя и чудотворца Тихона Задонского. Здание, где находилась церковь, было полукаменным: внизу каменное (где помещалась кухня, кельи для сестёр и трапезная), вверху теплая деревянная домовая церковь. Размер церкви был небольшой (11 метров в ширину и 22 метра в длину). Святыней церкви была икона Богородицы «Экономисса», с Афона, присланная в дар старцем Георгием. В церкви имелась серебряная церковная утварь, пожертвованная благотворителями из Москвы. При церкви была построена деревянная колокольня с 7 колоколами, самый большой из них весил 40 пудов. Колокола были пожертвованы обители крестьянами сел Порецкого, Пои и благотворителями из Нижнего Новогорода. Женская обитель в Лукоянове была создана в 1855 году, а в 1887 году Священный Синод своим постановлением утвердил создание в г. Лукоянове женской общины с богадельнею для престарелых и безродных женщин «на средства из дворян девицы Листовой А.Н., наименовав ту общину Тихоновской». Начальницей общины была утверждена Листова А.Н. 16 ноября 1896 года Лукояновская Тихоновская община решением Священного Синода была обращена в третьеклассный, того же названия женский монастырь, «с таким числом сестёр, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Монастырю вменялось в обязанность открыть богадельню и школу для девочек. С 1893 года настоятельницей монастыря стала матушка Асенефа (девица из дворян Александра Соколова) - монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. В 1897 году она была возведена в сан игуменьи. При матушке Асенефе вся территория монастыря была застроена и обнесена каменной оградой. Главное внимание уделялось строительству каменного собора. Строительство продолжалось 10 лет (с 1896-1906 гг.). В 1901 году для собора был куплен колокол в 300 пудов. Освящение собора состоялось в 1907 году. Центральный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – в честь Преподобного Серафима и Святителя Николая, правый – в честь Архистратига Михаила. Кроме двух храмов на территории монастыря были построены: дом игуменьи, училищный, живописный, клиросный, рухольный, хлебный, больничный корпуса. Все постройки были одноэтажными, деревянными на каменном фундаменте. Исключение составлял хлебный корпус, он был двухэтажным и каменным. За оградой монастыря были построены: гостиный двор, два дома на Мещанской улице для семей священника и диакона, корпус для рабочих и сестер, ухаживающих за скотом, скотный двор, кузница, погреб и др.

http://sobory.ru/article/?object=49302

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010