В алтаре помещалась икона Казанской Божией Матери, пожертвованная рижским купцом Н.Воостом. Архиепископ Арсений принес в дар Напрестольное Евангелие с украшениями на малиновом бархатном обложении. С.И.Тывлович подарил Напрестольный крест, серебрянный, вызолоченный, с изображением на финифти и украшенный стразами. Два паникадила были пожертвованы графом и графиней Строгановыми. Облачение на престол и жертвенник из серебряной парчи с вышивкой были преподнесены А.Я.Камариной, а плащаница и хоругвь – Н.П.Камариным. Лабутина и Велицкая передали пелены на два аналоя. Пожертвованы были священные сосуды, канделябры, другие предметы церковного обихода. Руками рижанок был вышит ковер, а сестры общины изготовили полное облачение для священника и дьякона. В дар от Св.Синода были получены семисвечники, выносной крест, икона пресвятой Богородицы, три полных облачения для священника и дьякона, полный круг богослужебных книг. В храме находился также живописный образ Преподобного Сергия Радонежского, освященный на его раке. В числе особых духовно - церковных высокохудожественных ценностей была старинной работы, шитая серебром и наклеенная на доску икона Божией Матери в полный рост и крест вызолоченный московской работы XVIII века с клеймом «Георгий Победоносец» и с частицами Древа Креста Господня, мощей Преподобного Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Татьяны мученицы. Для участия в торжествах по случаю освящения церкви в Ригу прибыл товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер. 20 июня 1893 года архиепископ Рижский и Митавский Преосвященный Арсений соборне с архимандритом Иннокентием и пятью протоиереями и иереями совершили освящение нового храма. Начало богослужений явилось определенным итогом нелегкого пути, пройденного общиной, и стало своеобразным общественным признанием заслуг ее основательниц. Примечательно, что государь Александр III, знакомясь с посланной из Риги телеграммой по поводу освящения общинного храма, ответил: «Сердечно радуюсь этому». А Св.Синод направил свое благословение фрейлинам Ея Величества девицам Екатерине Борисовне и Наталии Борисовне Мансуровым по случаю присуждения им специальных грамот за благотворную деятельность и особые труды по устройству Рижской Свято-Троицкой женской общины. Источник: Н.Дёмина. «Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь». Латвийская Православная Церковь. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09010

На призыв директора отозвались и многие, живущие вне Троицка. Так, И. И. Стахеев, купец из Елабуги внес 300 рублей. Столько же на устройство церкви внес А. М. Новиков, П. И. Воронков - 173 рубля, М, А. Новиков - 100 рублей (3). Гласный городской думы Н. И. Першин пожертвовал желтой парчи на два священнических и диаконских облачения. Надо думать, что еще больше денег было внесено простыми троичанами, имена которых ныне неизвестны. Не оставляли горожане церковь без попечения и позднее. Так, известный троицкий предприниматель, купец 1-й гильдии, неоднократно избиравшийся городским головою, Василий Михайлович Пупышев по своей духовной завещал «гимназической церкви св. Петра 500 рублей, с тем, чтобы священно-церковно служители и братья пользовались с означенного капитала лишь процентами». Интересным было внутреннее оформление церкви, которое проводилось после обязательных обсуждений на педагогическом совете гимназии. В частности, все иконы на иконостасе имели особое значение, символизируя какое-либо событие в истории самого учебного заведения, кроме того, они, являясь копиями картин известных художников, знакомили детей с величайшими шедеврами мировой живописи. Так, например, икона «Тайная вечеря» над царскими вратами представляла собой копию с фрески Леонардо да Винчи, расположенная под нею икона «Спаситель, благословляющий детей» была списком со знаменитой работы Даниэля Вольтерра. Остальные иконы изображали тех святых, которые вспоминаются церковью: в день принятия городской думой постановления о ходатайстве по открытию гимназии - 1 декабря -св. пророка Божия Наума и Филарета Милостивого, 8 мая— (св. апостола Иоанна Богослова), когда было утверждено императором это ходатайство; в день открытия гимназии - 23 сентября - (св. Иоанна Предтечи) и 22 мая — в день закладки здания гимназии (св. мученика Василиска). Другие иконы были посвящены тем святым, имена которых носили люди, причастные к открытию троицкой гимназии: император Александр II - св. благоверного князя Александра Невского, министр народного просвещения -св. великомученика Димитрия, оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский - святителя и чудотворца Николая Мирликийского и т. д. Все иконы и священные изображения были выполнены местным иконописцем Казанцевым.

http://sobory.ru/article/?object=41268

Постепенно пустошь заселяется и в середине XVII в. получает звучное название " сельцо Константиновское, Опалиха тож " . В 1672 г. сельцо переходит в поместье дьяку Тимофею Литвинову. Писцовая книга 1686 г. сообщает: в господском дворе дьяка 8 человек (приказчик с сыном, семья скотника и две крестянских семьи), 8 человек в двух бобыльских дворах, да ещё семь человек учтены как бежавшие (книга даже перечисляет их имена и указывает время побега). В самом начале XVIII в., в 1704 г., сельцо попадает стольнику Василию Ивановичу Чаадаеву, прадеду писателя Алексея Чаадаева. В 1709 г. имение стало собственностью Воейковых и получило новое название - " Алексеевское, Опалиха тож " . Со временем оно переходит к Николаевым и становится их родовым имением. С появлением постоянных хозяев наблюдается положительная социальная динамика. В 1775 г., по сведениям исповедных книг, в селе " Алексеевское, Опалиха тож " уже насчитывается 47 душ мужского и 49 душ женского населения. Среди них упомянут священник домовой церкви Яков (Иаков) Иванов, возраст которого указан 69 лет. Отмечено появление и домовой, небольшой церкви, создавшей резкий количественный рост жителей. Через какое-то время Николаев обязан упразднить приход, а после смерти был похоронен в селе Чернево (ныне микрорайон г. Красногорска), а жители села стали числиться в приходе черневского храма Успения Пресвятой Богородицы. Стоит сказать, что " домовая церковь святого Николая Чудотворца находилась в особом флигеле, без всякого призрения и на сыром месте, почему много церковной утвари попортилось, на иконах в иконостасе краска потрескалась, облачения на престоле и жертвеннике ветхие; без дозволения начальства в церкви сделан новый деревянный пол, причём было прикосновение к престолу, а на самой церкви сделана голубятня " . Этот повод, как видно из рапорта благочинного в 1803 г., заставил в результате, упразднить домовой храм. Юрий Алексеевич Николаев, будущий новороссийский губернатор, оставляет у себя церковную утварь, а в 1807 г. продаёт село тайной советнице Н. А. Карповой. В 1821 г. Карпова завещала село с 10 душами мужского и 9 женского пола княжне Наталии Петровне Оболенской. Затем имение досталось статской советнице Елене Сергеевне Корнеевой. Она поспособствовало увеличению населения, переведя в Опалиху из Костромской и Орловской губерний нескольких крепостных.

http://sobory.ru/article/?object=01060

8 сентября 1894 года в монастыре была устроена и освя­щена домовая Тихвинская церковь. 10 июня 1901 года освятили придел во имя святителя Николая Чудотворца во вновь построенном Успенском храме. В 1901 году крестьянин И. В. Зимасков пожертвовал обители 50 десятин земли в 15 верстах от нее. Принадлежал монастырю и кирпичный завод, к которому в конце XIX века провели железнодорожную узкоколейку. Народ во множе­стве подтягивался к монастырю летом на Троицкую ярмар­ку, длившуюся целую неделю. После гибели монахини Маргариты в 1907 году от рук разбойников обителью правила бывшая казначея монасты­ря монахиня Ангелина. В 1908 году к Скорбящему храму монастыря были пристроены два придела: правый — в честь архистратига Михаила и левый — во имя преподобного Се­рафима Саровского и великомученика Пантелеймона. С началом Первой мировой войны мобилизации подверглось и духовенство монастыря. Краишевский священник Николай Аркадакский по резолюции владыки от 19 августа 1916 года был назначен на должность полкового священника в 150-й запасной пехотный полк в г. Вольске. Николай Селезнев, священник того же мона­стыря, резолюцией от 8 апреля 1917 года был направлен в 3-й запасной пулеметный полк в Саратове. Из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год: «С. Краишевка. Краишевский Тихвинский женский мо­настырь. Храмов в монастыре четыре: главный — во имя Успения Божией Матери, каменный, холодный, трехпрестольный; храм, построенный в 1866 году и перестроенный в 1906 году на средства обители, деревянный, обложенный кирпичом, теплый, стоит в связи с жилым корпусом, Главный престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости»; храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, дереянный, обложенный кирпичом, теплый, находится под жилым мо­настырским корпусом. Освящен в 1894 году; храм на источнике, каменный, холодный, однопрестольный, во имя святой мученицы Параскевы. Исполняет должность настоятельницы — мона­хиня Ангелина (66 лет, в должности с 1907 года), казначея — мона­хиня Илария. Манатейных монахинь в монастыре 8, послушниц 293». Из другого раздела «Справочной книги Саратовской Епар­хии» за тот же 1912 год узнаем, что манатейных монахинь в мона­стыре 46, послушниц 255.

http://sobory.ru/article/?object=57331

В 1681 г. по благословению Коломенского архиеп. Никиты в Успенской пуст. был заложен, а 11 апр. 1688 г. освящен одноименный каменный храм с колокольней. Богоявленский мон-рь в центре города действовал нек-рое время, но вскоре Богоявленская ц. была обращена в приходскую, а Успенская пуст. преобразована в мон-рь. В день закладки Успенского храма из Богоявленской обители крестным ходом была перенесена икона Успения Пресв. Богородицы - «в дар... от старцев Богоявленского Феодосия и прозорливого Антония, схимника, с братиею» (Описание церквей. 1901. С. 25-26). Эта икона, «письма древнего византийского», почитавшаяся чудотворной, стала главной святыней храма. Вероятно, с этих пор установилась традиция совершать ежегодный крестный ход 15 авг. Впосл. он начинался в городском соборе и завершался в Успенской ц. В то же время из всех приходских храмов в Успенский направлялись крестные ходы. Это был самый древний и почитаемый из 3 существовавших в городе уставных «поместных» крестных ходов. В дни Успенского поста перед иконой совершалось ежедневное чтение акафиста, по средам - с участием архиерея. В О. У. м. хранился также сребропозлащенный крест с частицами мощей, пожалованный в 1659 г. царевной Татьяной Михайловной в путивльский Свято-Духов жен. мон-рь. Крест был украшен «лазоревыми камнями в гнездах» и жемчугом. Среди старопечатных книг упоминаются «Божественная литургия Стрятинской печати» (1604), Требник митр. Киевского и Галицкого свт. Петра (Могилы) , рукописный сборник слов св. отцов (полуустав, XVII в.) ( Прокопий (Леонов). 2001. С. 20). В 1691 г. рядом с Успенской ц. была построена деревянная ц. свт. Николая Чудотворца, а над св. воротами 9 янв. 1693 г. освящена каменная ц. апостолов Петра и Павла. С запада «глаголем» к последней пристроены 2-этажные настоятельские покои и братские кельи. Вместо разобранной Никольской ц. была построена и 11 дек. 1700 г. освящена однопрестольная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи, примыкавшая к сев. стороне Успенского собора. Одновременно была сооружена каменная часовня для отпеваний, а территория мон-ря обнесена каменной оградой с 3 воротами и 2 башнями. Первое графическое изображение Успенского собора с Предтеченской ц., оградой и кельями имеется на схематическом чертеже г. Орла 1728 г. ( Неделин. 2001. С. 88). Сначала надвратная Петропавловская ц. действовала как приходская для монастырских крестьян. К приходу, существовавшему с 1693 по 1755 г., были приписаны причт из белого духовенства (священник, диакон), а также дьячок и пономарь. После отделения прихода от Петропавловской ц. она стала монастырской, а ее свящ. Василий Федотов переведен в Богоявленскую ц., приходские дворы (60) причислили к орловской Сретенской ц. Впосл. Петропавловский храм использовался как домовая церковь для схимников.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

В Воронеже в 1785 г. первоначально открыто было Воронежское народное училище, а затем по указу императрицы Екатерины II в 1786 г. преобразовано 22 сентября в главное народное училище. Граждане сочувственно отнеслись к этому учебному заведению и в первый же год в 1787 г. было учащихся 133 души, среди коих было несколько учениц. На содержание: жалование директору, учителям, прислуге, на библиотеку и проч., отпускалось в год по 3000 руб. ассигн.; поступали и пожертвования: так проживавший тогда хан Шагин-Гирей пожертвовал 1000 руб. В 1809 г. 17 января в присутствии профессора Харьковского университета Стойковича вместо главного народного училища была открыта губернская гимназия. 17 января из здания, где помещалось народное училище, воспитанники, учителя, директор и проф. Стойкович в сопровождении множества народа отправились в кафедральный Благовещенский собор, где были встречены епископом Арсением II. После литургии и благодарственного молебна при колокольном звоне процессия двинулась во главе с преосвящ., двумя архимандритами, городскими властями и почетными гостями и в здании училища г. Стойковичем было объявлено открытие гимназии. Учение по новому уставу в гимназии начато 18 января. Воронежская гимназия причислена была к Харьковскому учебному округу с 1809 по 1825 гг., с 1825 по 1831 гг. была присоединена к Московскому, а 12 января 1831 г. снова подчинена Харьковскому учебному округу. До 1865 г. гимназия не имела своего дома, а помещалась в наемных домах; с 1865 г. она была помещена в собственном трехэтажном здании в конце Большой Дворянской улицы. Число учащихся было от 119 воспитанников в 1809 г. и до 500 в 1864 г. Из детей духовенства стали поступать в гимназию с 1849-50 гг. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32995

Все это дает возможность чувствовать пульс церковной жизни здесь, в Средней Азии, и мы с благодарностью Богу отмечаем, что церковная жизнь в Ташкентской, Бишкекской, Душанбинской епархиях, в Патриаршем благочинии в Туркмении сегодня успешно развивается. Радуемся этому и надеемся, что православная вера сохранится в народе православном, живущем на просторах Среднеазиатского митрополичьего округа». В память о посещении монастыря Предстоятель Русской Церкви передал в дар обители икону Покрова Пресвятой Богородицы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил регентско-катехизаторское отделение Ташкентской духовной семинарии, расположенное на территории монастыря. Свято-Троицкий Никольский монастырь основан в 1893 г. по инициативе Преосвященного Григория, епископа Туркестанского и Ташкентского, у селения Успенского (Куйлюка) близ Ташкента при активном материальном и земельном вспомоществовании полковника Г.И. Ионова. Была построена домовая церковь святителя Николая Чудотворца, освящение которой состоялось 15 февраля 1894 г. Первая настоятельница общины — инокиня Каллиста (Барсова), постриженица Тихвинского женского монастыря Новгородской епархии. После кончины инокини Каллисты в 1894 году настоятельницей назначена благочинная Казанского монастыря г. Троицка Челябинской области монахиня Евсевия. В 1901 г. община была переименована в женский Никольский общежительный монастырь. Известно, что до революции в монастыре было около 50 сестер, имелись сельскохозяйственные угодья и мастерская по пошиву облачений. Обитель посещал Великий князь Константин Константинович Романов. В 1911 г. епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) передал в монастырь икону святителя Василия Великого с частицей святых мощей и икону Успения Пресвятой Богородицы. В середине 1920-х гг. монастырь подвергся разорению. Известно, что многие женщины принимали тайный монашеский постриг. В 1990-х гг. архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) принял решение возродить Никольский женский монастырь. В 2013 г. настоятельницей Свято-Троицкого Никольского женского монастыря становится игумения Екатерина (Мальгина).

http://patriarchia.ru/db/text/5019848.ht...

Кредитное общество взяло за правило отпускать деньги Обществу для пособия нуждающимся студентам при Московском университете и тратить значительные суммы на различного ранга стипендии. Среди других добрых дел можно назвать ассигнование средств на памятник Александру II в Кремле и на храм в его память в Санкт-Петербурге, помощь церкви Рождества Богородицы в Столешниках, пожертвование на устройство иконы святого благоверного князя Александра Невского в строящемся соборе на Миусской площади, ассигнование в пользу домов трудолюбия и прочее. Основным направлением благотворительной деятельности Московского городского Кредитного общества стала помощь жертвам войн. Началась Первая мировая война. 13 августа 1914 года было созвано чрезвычайное собрание гг. уполномоченных общества, на рассмотрение которого был вынесен единственный вопрос о пожертвованиях на нужды военного времени. Постановлением собрания на дело помощи больным и раненым воинам и на иные нужды, связанные с войной, ассигновывалось до одного миллиона рублей. Соединенному присутствию наблюдательного комитета и правления в сотрудничестве с тремя избранными уполномоченными поручалось теперь же приступить к организации и открытию в Москве госпиталя для раненых, развив его до одной тысячи кроватей. 16 августа общество вступило в соглашение с Иверской общиной сестер милосердия Красного Креста об открытии в ее хирургической больнице отделения госпиталя Кредитного общества на 130 кроватей для раненых офицеров и нижних чинов. Вслед за этим Кредитное общество приступило к устройству своего главного госпиталя во вновь строившемся здании мастерских Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища на Рождественке, 23 августа предоставленном для этой цели с одобрения великой княгини Елисаветы Феодоровны и с разрешения учебного отдела Министерства торговли и промышленности. Являясь Августейшей покровительницей Строгановского училища, Елисавета Феодоровна соизволила принять под свое покровительство также и госпиталь Московского городского Кредитного общества.

http://sobory.ru/article/?object=26782

После подавления восстания в сев. части буддистского мон-ря Юнхэгун была устроена правосл. церковь, где находился И. вместе с сотрудниками миссии. Имущество миссии было уничтожено, и российские власти приняли решение о прекращении миссионерской деятельности в Китае. Однако И., напротив, принял меры к ее расширению: купил участок земли в Шанхае, на к-ром впосл. были построены храм и школа, попечением И. начались работы по восстановлению миссионерского стана в Бэйдайхэ. Когда в июле 1901 г. И. был вызван в С.-Петербург, он привел веские доводы в пользу сохранения миссии в Китае. Вместо намеченного закрытия кит. миссии и назначения И. начальником Урмийской миссии было принято решение об учреждении в Китае самостоятельной епископской кафедры. Кроме того, были выделены дополнительные средства на содержание Пекинской миссии. Согласно Высочайшему указу от 6 апр. 1902 г., И. был назначен епископом Переславльским, викарием Владимирской епархии. В обязанности нового архиерея входило окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня того же года в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга состоялась епископская хиротония И. Через месяц после хиротонии И. с новым штатом (34 члена миссии и 40 сотрудников обслуживающего персонала) отправился в Китай. За счет собранных в России пожертвований и части контрибуции, выплачиваемой кит. правительством за ущерб во время восстания, удалось за короткий срок не только восстановить Пекинскую миссию, но и значительно ее расширить. Территория миссии была обнесена каменной стеной, в отремонтированном дворце, где работали сотрудники, была устроена домовая ц. во имя св. Иннокентия Иркутского. На месте разрушенного ихэтуанями Успенского собора был построен храм Всех св. мучеников Китайских, где были погребенными останки 222 правосл. китайцев, погибших в Пекине. На верхнем этаже храма была устроена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Русское кладбище было восстановлено и обнесено оградой, там же выстроен храм во имя св. Серафима Саровского. Территория, принадлежавшая миссии, занимала ок. 20 га. Были построены ремесленное и художественное уч-ща, иконописная мастерская, б-ка, типография, школа и многое др.

http://pravenc.ru/text/468765.html

Феодоровская ц. построена в русско-византийском стиле, тип «греческого креста». Доминирующее положение в композиции здания занимают 9 луковичных граненых куполов на 8-гранных барабанах. Над зап. притвором расположена 8-гранная колокольня с 4 проемами, крытая высоким шатром, с 5 колоколами, самый большой весил 25 пудов (400 кг). В нач. 70-х гг. XX в. в церкви начался капитальный ремонт: произведена реставрация росписей, выполненных в стиле Васнецова; сооружен юж. придел в честь Покрова Пресв. Богородицы. В нач. 80-х гг. XX в. позолотой были покрыты центральный и 4 малых купола. Реставрация собора затянулась на 18 лет. С 1962 г. некоторое время (в связи с закрытием Христо-Рождественского кафедрального собора) Феодоровский храм был кафедральным собором Кишинёвской епархии. В 2004 г. в К. м. было начато строительство адм. корпуса, в котором должны были разместиться зимняя ц. архангелов Михаила и Гавриила, ризница, кельи, трапезная, просфорня, музей церковного искусства. Закладной камень освящал митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир. Для сбора средств на это строительство в 2006 г. был создан благотворительный фонд вмч. Феодора Тирона, к-рый возглавил митр. Владимир. В 2008 г. возведение социально-адм. блока было завершено; 1 марта того же года, накануне празднования дня памяти вмч. Феодора Тирона, была освящена зимняя церковь. 21 апр. 2009 г. в К. м. митр. Владимир в сослужении епископов Анатолия (Ботнаря) и Маркелла (Михэеску) совершил освящение Иверской часовни. В К. м. ведутся большие ремонтно-реставрационные работы, обновляется внутреннее убранство Феодоровского храма. На нач. 2014 г. предполагалось построить ц. во имя свт. Николая Чудотворца. При обители действует детская воскресная школа, а также создан детский хор. В связи с тем что К. м. находится рядом с центральной улицей Кишинёва, мон-рь не имеет возможности создать собственное подсобное хозяйство. К февр. 2014 г. обитель содержалась на пожертвования благотворителей и прихожан. Предполагается создать подсобное хозяйство на участке в 5 га, к-рый расположен в окрестностях г. Вадул-луй-Водэ и находится в собственности К. м. Там же намечено построить скит во имя архангелов Михаила и Гавриила на участке в 1,62 га. Небольшой скит К. м. создан в Добруше. Для него было передано здание, в к-ром размещается в т. ч. домовая ц. во имя св. Иоанна Крестителя. Насельницей скита является схимонахиня.

http://pravenc.ru/text/1841181.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010