Иконостас соснового дерева, в один ярус, окрашен белой лаковой краской. Царские двери резные, вызолоченные; резьба на них виноградными ветвями и листьями; над ними золоченый голубь в лучах. В церкви находятся следующие иконы: направо от входа - образ св. князя Владимира, налево - Андрея Первозванного; в боковых стенах-простенках, справа - снятие с креста, слева - Рождество Христово. У клиросов справа - икона св. Александра Невского, слева - Николая Чудотворца. В арках, на южной стороне: Введения во Храм, на северной - Рождество Богородицы; на западной - Успения; в парусах купола - 4 Евангелиста. На аналоях у правого клироса - Скорбященской Божией Матери; у левого - Александра Невского; на Царских дверях - Благовещение и 4 Евангелиста; на боковых - Архангелы Михаил и Гавриил; в середине - Спаситель и Божия Матерь; над Царскими дверьми - Тайная Вечеря. Иконы писал профессор Виги, а Евангелистов - художник Лейбин. Пол в алтаре из дубового паркета; стены оклеены обоями под мрамор; пилястры - под мрамор, с белыми базами. Престол дубовый. На нем Евангелие, крест, дарохранительница серебряные, вызолоченые, с фарфоровыми образами. Жертвенник из соснового дерева, на нем дарохранительница из малахита, и образ „Моление о чаше " , приношение министра Николая Алексеевича Муханова. На восточной стене - образ Воскресения Христова. Вокруг церкви, за алтарем, ризница, комната для министра и квартира священника. Церковные облачения устроены из дорогой материи, напр. из зеленого шелку, малинового бархата и белого глазета. Особенную заботливость о церкви показали: управлявший министерством Лев Григорьевич Сенявин, вице-директор Александр Петрович Озеров и бывший министр князь Александр Михайлович Горчаков. Из посторонних - Алексей Петрович Евреинов и Василий Алексеевич Поленов. Метрические книги ведутся с 1829 г. Хозяйством церковным заведует особый чиновник. На содержание церкви, по штату 1840 г., положено 714 рублей. Из них 600 руб. получают певчие. Причт церкви состоит из священника и 2 псаломщиков. В начале 1856 г. определен диакон на дьяческой вакансии. Священник получает в год 3 000 руб. асс., дьячки по 750 руб. асс. Кроме того, причт имеет казенные квартиры с отоплением и освещением и пользуется церковными доходами.

http://sobory.ru/article/?object=24795

Церковь Параскевы Пятницы, отреставрированная в 1920-х годах, была разрушена в 1928 году при реконструкции площади. С сокращениями, Интернет журнал, автор статьи Елена Лебедева Впервые Пятницкая церковь упоминается в XV веке, но точной даты ее основания не известно. В 1686-1687 гг. на Тверской улице, 2 близ современного Охотного ряда возводится каменная церковь святой великомученицы Параскевы (Пятницы). В конце XVIII века храм перестраивается, был изменен декор, почти в одно и тоже время появляется и новая колокольня. Это была крупная двухэтажная постройка, которую венчали красивое пятиглавье, обращенное по странам света. В разное время Параскеевская церковь имела разные престолы: внизу - главный преп. Параскевы и придельные Николая Чудотворца и Иоанна Воина, наверху - главный Воскресения Словущего, а придельные Александра Невского и великомученицы Екатерины. В 1920-е гг. в Охотном ряду начался снос лавок, в 1930-е годы торговлю перенесли на Цветной бульвар, что положило начало существования Центрального рынка. В этот период (1928 г.) Прасковьевскую церковь сносят, на ее месте выстраивают дом для Совета Труда и Обороны. Позже здесь находился Совнарком, Совет Министров СССР и Госплан СССР. В настоящее время здесь расположена Государственная Дума Российской Федерации. Параскевы Пятницы, преподобной, в Охотном ряду церковь (уничтожена). О местности, где позже появилась улица Охотный ряд, известный историк Москвы П.В. Сытин писал: «Первые сведения о ней восходят к XV веку. Уже тогда эта местность была густо заселена, о чем говорят стоявшие здесь в то время почти рядом две церкви: церковь Параскевы Пятницы, построенная до 1406 г., и церковь Анастасии, построенная в 1458 г. против Пушкинской улицы. При обеих церквах были кладбища». В 1657 г. церковь значится каменной. В верхнем этаже храма находилась Воскресенская домовая церковь боярина князя Василия Васильевича Голицына, которая длинным переходом соединялась с его дворцом; в нижнем – преподобной Параскевы Пятницы. Постройку последнего по времени церковного здания на этом месте предпринял князь В.В. Голицын в 1686 г., и 23 января 1687 г. патриарх Иоаким освятил храм. Колокольню построили значительно позднее – в 1793 г.

http://sobory.ru/article/?object=34953

В 1930-е годы церковь была закрыта. С 1937 года началось разрушение и разграбление храма. До 1941 года в помещение бывшей церкви располагался склад. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен - колокольня и алтарная часть взорваны, был утрачен четырёхколонный портик на южном и северном фасадах, впоследствии провалился свод над трапезной частью храма и двумя боковыми приделами, а кирпич пошёл на постройку свинофермы и молокозавода. Возрождение храма началось с 11 октября 1995 года, когда настоятелем в храм был назначен протоирей Александр Гудов. До 2006 года, пока шли строительные работы, богослужения проходили в церковной сторожке, где была оборудована домовая церковь (здесь раньше находилась сельская библиотека). В 2006 году на 300-летие освящения храма в церкви на престольный праздник прошла первая служба. http://tesovo.cerkov.ru В XVII ст. Тесово Дягилева стана Можайского уезда было сельцом на реке Москве и речке Ведомке. С 1657 г. оно принадлежало Артемию Богдановичу Камынину. Сын его Дмитрий построил в Тесове в 1705 г. церковь в честь своего ангела св. Димитрия Солунского, которая освящена в 1706 г. Вдова его Дарья Григорьевна в 1725 г. устроила подле главной церкви придельную теплую церковь в честь Архангела Михаила. В 1736 г. она разделила недвижимое имение своего мужа между сыновьями, и Тесово досталось Василию Дмитриевичу Камынину. По его просьбе, в 1747 г. дан из Переславской Духовной Консистории указ на построение в Тесове, вместо обветшавшей деревянной, каменной церкви во имя Димитрия Селунского с теплым внизу приделом Архангела Михаила. Придел освящен в ноябре 1748 г. Колоцким игуменом, впоследствии Дмитровским архимандритом, Нифонтом, а настоящая церковь 31 июля 1759 г. Лужецким архимандритом Адрианом. В 1798 г. Тесово принадлежало Дмитрию Васильевичу Камынину, который пользовался причтовою пашенною и сенокосною землею 33 дес., а причту в год выдавал всякого хлеба 30 четвертей и сена 100 копен. Настоящая каменная церковь построена в 1811 г. Василием Дмитриевичем Камыниным; в ней пять престолов: главный – Димитрия Селунского, остальные – Архангела Михаила, Смоленской иконы Божией Матери, Казанской Божией Матери и Николая чудотворца. В 1814 г. исправленную после неприятельского нашествия церковь освещал Лужецкого монастыря казначей Иоасаф, им же в 1817 г., по просьбе Камынина, освящены два придела. При церкви священник и псаломщик, % получают в год 11 руб. 80 коп.

http://sobory.ru/article/?object=07306

Строительство каменной холодной церкви Воздвижения Креста Господня было начато на средства прихода в 1675 году на месте деревянного храма, первое упоминание о котором относится к XVI веку (в записи чудес 1515-1563 годов от иконы святителя Николая Чудотворца из Успенского собора). Освящена в 1688 году. В храме имелись два придела — во имя Казанской Богоматери и преподобных Онуфрия и Петра Афонских (в 1865 году последний придел перенесли из летней церкви в дьяконник теплого храма). В 1735 году артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым украсила церковь росписями на средства купцов Викулиных (живопись сохранилась частично под побелкой). Иконостас центрального храма был увенчан Распятием, в котором помещались 50 частиц мощей разных святых. В 1860—1865 годах церковь Воздвижения значительно поновили: к западному фасаду храма пристроили большую трапезу, сделали новые иконостасы, вновь прописали настенную живопись и значительную часть икон. http://yarland.ru/news/5857.html  и ) Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня при доме Нелидовой Сооружена в 1899 г. на средства дворянской дочери девицы А.И. Нелидовой. Каменная, однопрестольная с каменной колокольней располагалась на углу Голубятной и Благовещенской улиц. Согласно Указу Ярославской Духовной Консистории от 4 июля 1903г. 6735, домовая церковь была приписана к Крестовоздвиженскому храму. Штатного причта при церкви не было. Нелидовская церковь состояла в заведывании особого (нештатного) священника, определенного Епархиальным начальством. Церковь содержалась на средства наследника А.И. Нелидовой - потомственного дворянина М.Гр. Успенского. Священником в 1909 г. был назначен заштатный священник с. Вепрева Пустынь Ростовского уезда Н.А. Тальянцев. Клировые ведомости сообщают несколько фактов из его биографии: «за предосудительные поступки», допущенные при служении Литургии 1 августа 1900 г. по определению Св. Синода Н.А. Тальянцев был послан без запрещения в священнослужении в Ростовский Варницкий монастырь на одну неделю; затем Указом Ярославской духовной консистории за неодобрительное поведение он был отречен от должности и с запрещением в священнослужении послан на 22 месяца в Варницкий монастырь с предоставлением ему права просить об определении на другое священническое место. Указом Св. Синода от 20 мая 1909 г. Н.А. Тальянцеву предписано подсудность не считать препятствием к награждению установленными для духовенства знаками отличия. Псаломщические обязанности по вольному найму исправлял заштатный дьякон Ярославской Петропавловской церкви, что на Волге А.Смирнов. На содержание причта и сторожа был положен капитал в 20000 руб. (1915 г.).

http://sobory.ru/article/?object=12735

http://www.apartment.ru/Article/48793506.html Тихона, епископа Амафунтского, святителя, у Арбатских ворот церковь (уничтожена). Впервые упомянута в документах за 1620 г. и до середины XVII в. именовалась «церковь великого Чудотворца Николы, да в деревянном приделе Тихон Чудотворец». В пожар 1629 г. Тихоновский придел сгорел, а каменный Николаевский храм уцелел, и вскоре к нему с южной стороны пристроили главную каменную церковь святителя Тихона Амафунтского, а Николаевский храм стал его приделом. Новая каменная церковь была освящена в 1690 г. патриархом Адрианом. В 1756 г. живший в здешнем приходе граф Г.И. Головкин пристроил к стене старого храма новый придел – в честь Воскресения Словущего. Храм был украшен лепниной известным скульптором Г.Т. Замараевым. В конце XVIII в. возвели каменную колокольню с двумя палатами. В 1792 г. были разобраны монументальные Арбатские ворота Белого города, и Тихоновский храм оказался на новой площади. Самой поздней пристройкой стала каменная паперть, ведущая в главный храм (1862 год). Годом раньше разобрали второй этаж над Николаевским приделом, где находилась домовая церковь канцлера Головкина. Внешне храм состоял из двух, как бы отдельных церквей, что было весьма необычно для Москвы. В нижних ярусах всех трех ампирных иконостасов и в особых киотах на стенах находились древние иконы, некоторые из которых относили к XVI веку. Два образа почитались чудотворными – святителя Тихона Амафунтского в виде складня и большой иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – точный список, сделанныйвскоре по явлении чудотворной иконы в Воскресенском монастыре города Шклова. Специально для последней иконы в Тихоновской церкви в 1817 г. был устроен придел иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Среди почитаемых икон была и храмовая – святителя Николая с клеймами царских иконописцев XVI века. В местном ряду иконостаса находилась византийского письма Галатская икона Божией Матери конца XVI – начала XVII века, привезенная из малоазийского города Пергии (Турция). Богоматерь и Богомладенец изображены на ней со скипетром и державой в руках, в одеянии византийских царей и с коронами на головах.

http://sobory.ru/article/?object=34975

в подвальной части нового храма отстроена пещерная церковь во имя прп. Исидора Полусиота и освящена8 июля 1893 г.; средний престол (главный) — в честь Преображения Господня, был освящен 18 июля 1894 г.; правый придел — во имя Божьей Матери Черниговской выстроен на собственные средства Глазовского купца Петра Васильева, был освящен 21 июня 1896 г.; левый придел — в честь Св. Пророка Илии. К 1913 г. в соборе имелось 7 престолов: в новой церкви — во имя Преображения Господня, освящен 18 июля1894 г.; в честь Пророка Илии, освящен 3 сентября 1905 г.; в честь Черниговской иконы Божией Матери, освящен21 июня 1896 г., в подвальной части нового храма отстроена пещерная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота, освящена 8 июля 1883 г.; в старой церкви — в честь свт. Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», престол в честь Вознесения Господня устроен в помещении колокольни. В 1865 г. при соборе открыто церковно-приходское попечительство. К Глазовскому Преображенскому собору были приписаны 3 церкви: I — домовая церковь Глазовского тюремного замка во имя Св. Ангела Хранителя построена в 1872 г. с однимпрестолом. Дата закрытия церкви не установлена. 2- кладбищенская церковь каменная во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов построена на средстваприхожан и гр. Волкова в 1848 г. В церкви 2 престола: первый — в холодном храме — во имя Сошествия Св.Духа на Апостолов; второй — в теплом храме — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Кладбищенская церковь закрытана основании Постановления Президиума ЦИК УАССР от 20 января 1936 г. 3- Градская церковь во имя Св. Великомученика Георгия, деревянная, построена на средства Глазовского мещанского общества в 1902 г. Закрыта в 1929 г. В приходе Преображенского собора выстроены 2 часовни: 1. Глазовским городским мещанским обществом в память посещения города в 1873 г. наследником престола, будущим императором Александром II и в память его мученической кончины в 1890 г. устроена каменная часовня; 2. В память оставления вотяками языческих обрядов и в память чудесного спасения от смерти императора Александра III и членов его семьи при крушении поезда 17 октября 1888г. при д. Нижней Убыти на месте бывшего языческого моления «Губер высь» прихожанами собора в 1891 г. построена деревянная часовня.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1772 году вместо обветшалой деревянной Петропавловской церкви возводится каменная. По форме постройки – одноэтажный храм барочной формы – она схожа с Владимирской холодной церковью. Колокольня приятных пропорций состояла из четырехгранной и восьмигранной призм, а верх ее был подобен завершению главной части храма. Среди мотивов убранства церкви появляются некоторые новшества: фигурные пилястры, зигзагообразные наличники над окнами и прочее. В храме имелось три придела – Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме села Кобылино. Рядом с Петропавловской церковью размещался казенный дом для причта. Помимо жителей Новинок храм Петра и Павла посещали также больные из расположенной поблизости губернской земской больницы (ныне горбольница В 1871 году к храму была приписана больничная домовая церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». 30 января 1930 года под предлогом ненадлежащего содержания культового здания и малочисленности прихода, постановлением президиума окрисполкома был расторгнут договор на пользование храмом с православной общиной святых апостолов Петра и Павла. Интересно, что исторические документы того времени, наоборот, отмечают рост числа прихожан: в 1923 году община состояла из 70 человек, в 1926 – из 103. 6 апреля 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета принято специальное решение о разборке под нужды строительства церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей городского коммунального и административного отделов, окрпрофсоюза, техностроя и губмузея нашла возможным в числе прочих храмов разобрать и Петропавловскую церковь. Планам этим не суждено было сбыться, однако здание лишилось завершения и колокольни. Были конфискованы и отправлены на переплавку 11 храмовых колоколов общим весом более 115 пудов. В 1937 году в бывшей церкви Петра и Павла располагался маслозавод. В послевоенное время – макаронный цех хлебокомбината 1. После пожара 1990 года, когда обрушились своды трапезной, бывший храм не использовался и медленно разрушался.

http://sobory.ru/article/?object=01094

Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего, материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась посольской. Однако в 1866 г. произошел очередной разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствие чего настоятель храма (святитель Гурий, епископ Таврический и Симферопольский) перед самой Пасхой был выслан из Рима в Неаполитанское королевство. Жизнь русской церкви временно прекратилась. В 1867 г. Александр II утвердил новый штат римской церкв, однако русский клир был послан на берега Тибра лишь после того, как в Вечный Город в 1870 г. вошли савойские войска и гарибальдийцы, и он стал столицей новой, объединенной Италии. Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916 г. архимандрита Симеона (в миру Сергей Григорьевич Нарбеков). Отец Симеон служил здесь полвека: он умер в 1969 г. (похоронен на кладбище Тестаччо). Весной 1921 г. архимандрит Симеон основал римский приход, куда вошло около ста полноправных членов, и организовал Приходской Совет, возглавленный бывшим генеральным консулом Г. П. Забелло. Таким образом, домовая церковь при российском (в перспективе – советском) посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел, стала независимой, приходской. По свидетельству Л. В. Ивановой, община тогда состояла “преимущественно из старых аристократов-монархистов”. В приход как почетный член вошла и королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых. Особым событием для русского прихода в Риме стало утверждение за приходом статуса юридического лица королевским указом от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием стало вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой (“Palazzo Czernycheff”). Княжна Мария Чернышева (+ 1919) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально вступил в наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в нем была освящена вновь устроенная церковь – убранство перенесли из Палаццо Менотти с Пьяцца Кавур. Проект церкви был составлен архитектором князем В. А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С. Н. Барятинская (в память покойного мужа В. В. Барятинского), княжна С. В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

Находятся возле Архангельской башни Белая башня (Сушильная). К ней пристроено здание сушила, в белый цвет башня никогда не была окрашена . Фото Александра Байдукова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Прядильная башня (Стратилатовская). От прядильных мастерских, где пряли рыболовные сети и вили канаты и от одного из верхних приделов Спасо-Преображенского собора, освященного в честь Федора Стратилата . Фото Zleha2004/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Комплекс Успенской церкви с Трапезной палатой. Возводился в 1552-1557 годах, с его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре . Фото Trasprd/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Колокольня. Самое высокое здание монастыря, высота — 50 м, современная колокольня возведена в 1777 году на валунном основании прежней трехшатровой звонницы . Фото Новинская Г.А./Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Комплекс Никольской церкви с Ризницей. Никольский храм был одним из первых в монастыре, Николая Чудотворца особо почитают на Севере как покровителя мореходов и рыбаков . Фото Kate Mikheeva/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Сооружен в 1859 году, возник в результате неоднократной перестройки Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора . Фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Спасо-Преображенский собор. Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558-1566 гг., в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева) . Фото Visem/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Благовещенская (надвратная) церковь. Домовая церковь настоятеля, небольшой одноглавый храм построен над проездной аркой святых ворот в 1596-1601 гг. Фото Vladimir Arbesman/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Церковь митрополита Филиппа. Построена в 1798-1799 гг. как больничный храм, сообщается с больничными кельями . Фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!

http://sever.foma.ru/hramy-bashni-i-voro...

Церковный флигель, выходивший на проспект, был окрашен в зеленый цвет. На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери - Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно. В церкви иногда молился Ф. М. Достоевский, который жил поблизости. Здесь также служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В верхнем этаже помещалась домовая часовня с иконостасом (если и был освящен второй престол на подворье, то неизвестно в чью честь, – судя по иконостасу верхнего храма, вероятно Вознесения Господня или Божией Матери). Он располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь совершались венчания, крестины, служились требы. В 1919 г. храм становится приходским и отчисляется в Епархиальное ведомство. 11 июля 1932 года постановлением Президиума ВЦИК Церковь Коневской иконы Божией Матери была закрыта. Сама икона была перенесена в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы. До 1990-х годов в здании храма, лишившегося шатрового звершения, и подворья располагалось ТСО " Ленстройреконструкция " при районной администрации. В 1992 году верующие начали ходатайствовать о передаче подворья С.-Петербургской епархии, но встретили сильное сопротивление администрации строительного треста. Здание подворья (только корпус, выходящий на Загородный проспект) было передано верующим лишь 4 декабря 1996 года. Первая литургия была отслужена здесь 19 сентября 1997 года. Начавшиеся восстановительные работы ведутся с 1996 года. В алтаре храма подворья установлен новый витраж с изображением иконы Знамения Божией Матери. Возрождение подлинного облика храма продолжается.

http://sobory.ru/article/?object=01531

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010