Источник: Газета «Московские церковные ведомости» от 16 июля 1895 года сообщает: «Закладка нового храма при Александровском приюте. 9 июля, в 12 часов дня, состоялась закладка вновь строящегося здания Александровского приюта для престарелых членов Вспомогательного Общества купеческих приказчиков в Москве и храма при нём сооружаемого во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на земле, отказанной Обществу покойным действительным членом Иваном Александровичем Ляминым, на средства, пожертвованные им же, его супругой Евдокией Афанасьевной, П.П. Сорокоумским и А.Н. Дьячковым, а так же и другими членами Общества. Закладке предшествовало молебствие совершённое с водосвятием местным приходским духовенством. По окроплении места закладки святой водой в особо приготовленные места были положены металлические доски с соответствующими надписями и заделаны камнями. На месте же будущего алтаря духовенством был воодружён крест». После закладки храма прошло почти пять лет. И храм был построен. В 1900 году та же самая газета «Московские церковные ведомости» от 30 января объявила читателям о том, что «22 января было совершено освящение храма в честь Николая Чудотворца, что при Александровском приюте Вспомогательного Общества купеческих приказчиков на Серпуховской улице. По своему внутреннему благолепию и величию этот храм принадлежит к числу выдающихся домовых церквей Москвы. Он сооружён на средства, пожертвованные основателем Общества вспомоществования купеческих приказчиков И.А. Ляминым и другими благотворителями; его постройка и украшение обошлись слишком в шестьдесят тысяч рублей. Этот храм красивой архитектуры, увенчан вызолоченным куполом с крестом и примыкает с южной стороны к зданию Александровского приюта. Освящение храма и литургию совершал преосвященный Парфений, епископ Можайский с протоиереями М.Л. Геликонским, Н.А. Розановым и четырьмя священниками при стройном пении Чудовского хора. После причастного стиха законоучителем школы при доме призрения была произнесена проповедь, а по окончании литургии преосвященный Парфений произнёс глубокопрочувствованное слово. В храме за богослужением присутствовали представители именитого купечества, председатель и члены правления вспомогательного Общества купеческих прикащиков и масса богомольцев. В храме будет совершаться ежедневно богослужение, на что правлением определён капитал».

http://sobory.ru/article/?object=25427

Быстрое и успешное становление общины происходило благодаря, прежде всего, высокому служебному положению ее организаторов и покровителей - губернатор Е.А. Куровской (председатель местного отдела Красного Креста), его супруга Е.М. Куровская (попечительница общины), городской голова И.В. Титов, официальная покровительница - принцесса Евгения Ольденбургская. Окончание работ по сооружению больницы и церкви при общине совпало по времени с помолвкой будущего императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской. Поэтому общину назвали Николаевской, а церковь освятили во имя Св. Николая Чудотворца. Главное здание перестроили по проекту воронежского городского архитектора А.М. Баранова. Согласно проекту, его надстроили третьим этажом и увенчали куполом с металлическим покрытием. Первый этаж заняла сама община - сестры и их начальница, второй - бесплатная больница на 20 человек с хирургическим отделением и двусветным операционным залом. Третий - церковь, квартиры священника и доктора. Во дворе, кроме служб, было два флигеля, один - для жилья прислуги, второй - для аптеки и амбулатории. " Церковь помещается в третьем этаже дома общины и из домовых церквей Воронежа - она едва ли не самая красивая. Небольшая по размерам, она устроена просто и изящно. Иконостас церкви гипсовый, с колонками. Все образа на иконостасе исполнены в византийском стиле, по золотому фону, что, при бледной окраске алтаря, производит большой эффект. Алтарь и церковь снабжены всей необходимой утварью и принадлежностями, из которых многие предметы (хоругви по бокам клиросов, семисвечник, паникадило) отличаются тонкостью работы. Все это - доброхотные пожертвования воронежских и иногодних благотворителей. Пол церкви сосново-паркетный, но не окрашенный и не вощеный. Церковь окрашена в бледно-голубую краску. На окнах белые занавески, с красной прошивкой в виде креста. Этот же символ общины, в большом виде, рельефно изображен на потолке трапезной церкви и главной лестницы. " Воронежские епархиальные ведомости, 1894, Николаевская Воронежская община сестер милосердия и Елисаветинское сиротское убежище//Памятная книжка Воронежской губернии на 1895 год. Воронеж, 1895.  Историко-культурное наследие города Воронежа. Э.А. Шулепова, Е.Н. Чернявская, Т.С. Старцева. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009.  Попов П.А. Ул. Фридриха Энгельса, 72.//Воронежский курьер. 1994.  http://voronezh.livejournal.com/770251.html

http://sobory.ru/article/?object=35387

Хотя подворье постоянно ремонтировали, к концу XIX века оно так сильно обветшало, что В. А. Косяков разработал проект его полной перестройки в русско-византийском стиле. Эти работы начались в 1898 и были завершены к 18 декабря 1899, когда архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност освятил, в присутствии обер-прокурора К. П. Победоносцева, расположенную на третьем этаже и обновленную церковь. Одноярусный позолоченный иконостас вырезала мастерская В. П. Шутова, образа в нем написал А. С. Славцов. Он же, вместе с молодыми художниками И. С. Ижакевичем, Белашенко и другими, украсил стены библейскими картинами, тогда как орнамент „с позолотой“ исполнил К. М. Будаков, а лепку – мастерская А. Лапина. Утварь, паникадило и лампады были сделаны на фабрике Постникова в Москве по рисункам зодчего. Они тоже были выдержаны в стиле XVI–XVII веков. Несмотря на близость приходского храма, богослужения в подворье усердно посещало окрестное население, ибо в них часто участвовали синодальные архиереи. 30 октября 1911, во время одного из них, бывший студент Казанской Духовной академии Трифонов совершил неудачное покушение на архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), который, приезжая в столицу, всегда останавливался на этом подворье и даже думал обратить его в подворье Почаевской лавры. Последним настоятелем храма был прот. Дорофей Дорофеевич Ярушевич, член Государственной думы, отец известного митрополита Николая. Храм закрыт в 1919 и через четыре года ликвидирован. В 1926 иконостас вывезен в Музей отжившего культа. После войны в здании разместили Архив городского хозяйства. Ныне в здании находится библиотека Северо-Западной академии государственной службы. Из церковных интерьеров в здании Благовещенского синодального подворья сохранилась роспись парадной лестницы " Явление святого Николая Чудотворца перед императором Константином в Константинополе " , церковный зал и открытые конструкции стропил с резьбой и позолотой. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=41 Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=09197

Финляндия Церковь Николая Чудотворца Северная Карелия, Йоэнсуу Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1887 г. Санкт-Петербург Церковь Спаса Всемилостивого на Митрофаниевском православном кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: Г. И. Карпов Год постройки: 1883 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Петра, Митрополита Московского на Ульянке (старая) (утрачена) Санкт-Петербург, Кировский район Архитектор: В.Ф. Харламов, Г.И. Карпов (?) Год постройки: Между 1886 и 1892 Архитектурный стиль: Эклектика Киновия Александро-Невской лавры. Собор Троицы Живоначальной Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком (утрачена) Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Г.И. Карпов (приделы 1862-1864), Д.П. Рябов (перестройка 1900-1901) Год постройки: Между 1741 и 1744 Архитектурный стиль: Эклектика Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Николая Чудотворца Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1868 и 1871 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Исидора Пелусиота при Исидоровском епархиальном женском училище Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1885 и 1886 Домовая церковь Боголюбской иконы Божией Матери при бывшем Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1863 и 1869 Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Зверина Покровского женского монастыря Новгородской епархии (утрачена) Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1861 и 1863 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Троицы Живоначальной (новая) на военно-морском кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Кронштадтский район, Кронштадт Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1862 и 1865 Архитектурный стиль: Эклектика Собор Петра и Павла (старый) (утрачена)

http://sobory.ru/architect/gikarpov

В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля. Перестроенный в 1844 г. бывший дворец Остерманов (построен в 1792 г. графом И.А.Остерманом, продан Синоду в 1834 г. А.И.Остерманом-Толстым). 9 декабря 1809 г. Остерман устраивал здесь обед в честь высокого гостя и своего покровителя - императора Александра I, находившегося в Москве проездом из Твери. 25 июня 1918 г. в соответствии с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви здание Московской Духовной семинарии было национализировано. В освободившееся общежитие семинарии поселили делегатов Пятого Всероссийского съезда Советов. Бывшее здание семинарии стало называться 3-м Домом Советов, и в качестве общежития для делегатов оно использовалось до Великой Отечественной войны. В память об этом в июне 1941 г. Божедомский переулок переименовали в Делегатскую улицу. После Великой Отечественной войны в здании обосновались Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В конце 1940-х гг. в в мастерской архитектора В.Г. Гельфрейха создается проект трехэтажной пристройки для Президиума Совмина. Новый корпус примкнул к торцевой стене бывшего семинарского общежития. К 1981 г. правительство России переезжает в Белый Дом у Красной Пресни, а ранее занимаемые помещения передает Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства. Статья В.Б. Двораковского " Дом графа Остермана " : http://ostermanniana.ru/house/house.html Николая, святителя, при Московской духовной семинарии церковь (Делегатская улица, дом 5). Московская духовная семинария первоначально была учреждена в Николо-Перервинском монастыре в 1814 г. на месте старинной, устроенной еще в 1775 г. Перервинской семинарии. В 1823 г. она была переведена в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, а в третий раз – в 1844 г. в специально перестроенную под семинарию усадьбу XVII века в Божедомском переулке (ныне – Делегатская улица). В том же 1844 г. в правой части главного здания освятили семинарский храм, который состоял из алтаря и примыкавшей к нему залы. Деревянный иконостас был украшен золотой резьбой и облицован белым искусственным мрамором, стены расписаны масляными красками. По заключению известного знатока церковной старины В.М. Борина, «храм, как характерный памятник церковного храмоздательства эпохи Николая I и Филарета, митрополита Московского, ценный в отношении определившихся художественных традиций первой половины XIX столетия, и с этой стороны заслуживает особого внимания и сохранения его в целом». С 1915 г. при храме существовало Братство святого Ермогена для вспомоществования бывшим питомцам семинарии. В храме сохранялась и икона Братства святого Ермогена с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=25405

Замечательна в храме за левым клиросом храмовая икона св. Николая – это резное, прилично окрашенное изображение святителя и, вероятно, очень древнее. При церкви находится каменный двухэтажный дом для священнослужителя и братии, стоивший более 17 000 руб.; храм в ските византийско-готической архитектуры. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39. У самого входа в Монастырскую бухту, на маленьком островке расположен " сторожевой пост " Валаама - Никольский скит. В начале XIX века на островке была сооружена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Нынешний же храм Никольского скита, ставший своего рода " визитной карточкой " Валаама, был построен в 1853 году. Петербургский купец Николай Солодовников, наречённый в крещении в честь свт. Николая, совершив паломничество в Валаамский монастырь, пожелал, чтобы в честь его небесного Покровителя вместо скромной часовни был построен храм. На это он пожертвовал 50 тыс. рублей серебром. Проект храма выполнил замечательный зодчий Алексей Максимович Горностаев, ставший наряду с Константином Тоном одним из основоположников так называемого русского стиля в отечественной архитектуре. Лучшие из его работ, безусловно, представлены на Валааме. В качестве образцов для создания Никольской церкви он использовал русские шатровые храмы XVI века. При всей своей кажущейся простоте храм смотрится на редкость гармонично. Вызывая ощущение нерукотворности, он будто сам собой вырастает из маленького острова и тянется от прозрачных ладожских вод к северным небесам. Известный французский писатель Александр Дюма, совершая в 1858 году путешествие по России, побывал и на Валааме. Церковь Никольского скита произвела на него столь сильное впечатление, что он назвал её " вынутой из бархатного футляра доагоценностью " . Спустя 5 лет после возведения церкви на Никольском острове был построен 2-х этажный келейный корпус. В нём располагались все службы, необходимые для повседневной жизни иноков и тёплая домовая церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина - великого святого песнописца 8 века - небесного покровителя валаамского игумена Дамаскина, при котором был построен скит.

http://sobory.ru/article/?object=05452

Второй, учительский флигель, был заложен в 1800-м, а отстроен в 1805 г. С северной стороны семинарской усадьбы располагался больничный флигель. Симметрично ему у южной ограды были построены погреб, ледник и баня. После пожара, уничтожившего в 1805 г. часть деревянной ограды, приступили к строительству каменной. Работы были завершены в 1807 г. В 1822 г. в усадьбе появился новый больничный корпус на каменном фундаменте. Семинарские здания в эти годы перегружены уездным и приходским училищами. Недоставало помещений для преподавателей. Строительство нового корпуса началось в 1823 г. и закончилось в 1825-м; в 1826 г. здание было оштукатурено и полностью отделано. По свидетельству С.А. Березнеговского, при постройке корпуса план и фасад его изменены. На двух этажах надстроен мезонин; к стороне, обращенной на площадь, устроены колонны, поддерживающие крыльцо, а обращённая в семинарский двор сторона корпуса имеет пилястры. К середине XIX в. на территории семинарии располагались также конюшни, экипажный сарай, амбары для хранения зерна. В 1847 г. в зале семинарских собраний главного корпуса была открыта первая училищная церковь. Епископ Тамбовский и Шацкий Николай освятил ее во имя своего покровителя Николая Чудотворца. Церковь была украшена иконостасом художественной работы и иконами, написанными по золотому фону в подражание греческому письму. Над царскими вратами на стекле была выписана «Тайная вечеря», большие окна домовой церкви были застеклены чистым богемским стеклом. Для нового храма было приобретено хрустальное паникадило, кровля и перекрытия. На протяжении XIX века здание неоднократно расширялось и перестраивалось. Лишь к концу прошлого столетия оно приняло современный вид. http://www.shukach.com/ru/node/63156 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13871

В нынешней Свято-Духовской церкви находятся древние иконы, оставшиеся от прежних церквей: Св. Троицы в балдахине или сени над престолом в алтаре; Нерукотворенного Спаса; Смоленской Божией Матери и св. Николая Мирликийского. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Трехэтажный военно-губернаторский дом находится прямо против северной стороны Преображенского собора. Он начат постройкой в 1837 и кончен в 1841 году. … Третий этаж занят жилыми комнатами и церковью Святого Духа, которая устроена в зале, выходящем на северо-восточный угол дома. Она была освящена 18 сентября 1845 года, преосвященный Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский (ныне архиепископ Донской) совершал в ней первую литургию. Вследствие высочайшей воли … иконостас в этой церкви поставлен из прежней разобранной церкви (храм Святого Духа бывшего Духова монастыря – Е. Х. ), только верхи его были сняты сообразно вышине зала. Иконы в ней все вообще старинного письма и украшены серебряными вызолоченными ризами; из них самые примечательные по своей древности: 1. Местная икона Николая Чудотворца, старого новгородского стиля; нижняя часть этой иконы от времени обветшала. 2. Богородицы Одигитрии, также местная и того же стиля. Весьма вероятно, что эти две иконы поставлены в старом храме еще самим Порфирием (опальный новгородец, основатель Духова монастыря, иконостас главного храма которого был перенесен в военно-губернаторский дом – Е. Х. ). 3. Икона Владимирской Богородицы – вклад в Духов монастырь 1685 года. До 1849 года церковь имела вид обыкновенной комнаты с иконостасом; в этом же году под непосредственным наблюдением князя М. А. Урусова отделаны стены церкви и потолок лепной работой, повешено богатое паникадило и устроены чугунные вызолоченные клиросы. Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, 1998, с. 247. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. -->

http://sobory.ru/article/?object=35717

К 1885 году в Лоцманском селении проживало более 20 лоцманов с семьями. Появление лоцманов в Лебяжье дало также толчок развитию окрестных поселений. Однако, в процветающем селе не было церкви, что создавало определённые неудобства для жителей. Ближайшая церковь находилась в 8 верстах в п.Большая Ижора, во время весенней и осенней распутицы добираться туда было проблематично, а посещать храмы Кронштадта, которые посещали лоцманы до поселения на Южном побережье Финского залива, не представлялось возможным. Для решения этой проблемы Общество обратилось в Санкт-Петербургскую духовную консисторию с прошением разрешить построить в Лебяжье часовню во имя Святителя Николая. Прошение было рассмотрено, согласовано с властями губернии и в 1897 году удовлетворено, что послужило началом строительства. Землю для строительства пожертвовала помещица Ольга Константиновна Ливерская, а средства на строительство собрали прихожане. Часовня была построена по проекту кронштадтского архитектора Долбинского Н.И., руководил строительством священник Больше-Ижорской Николаевской церкви отец Александр Соколов, именно к его церкви и была впоследствии приписана построенная часовня. В советские годы часовня была перестроена под жилой дом, который впоследствии был уничтожен пожаром. Дела у лоцманского общества шли хорошо, и в 1901 году было принято решение выделить средства на строительство нового здания школы, лоцманского собрания с домовой церковью. Здание было решено построить двухэтажным, деревянным и на старом месте. Новое здание, выполненное в неорусском стиле, было обильно декорировано деревянной резьбой. Особую нарядность ему придавали двусветное решение церковного помещения и балконы, утраченные после 1917 года. Автором проекта здания также стал Н.А. Долбинский. К сожалению, до нашего времени здание дошло не в том виде, как его задумал и воплотил архитектор. В 1902 году строительство здания Лоцманского собрания было завершено, а в 1903 году домовой храм был освящен протоиереем кронштадтского Андреевского собора о.Иоанном Сергиевым, прославленным 8 июня 1990 года Русской Православной Церковью в лике святых и известным сейчас как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Согласно местному преданию и судя по найденным при реконструкции чердачных помещений здания газетным вырезкам и тематическим подшивкам, посвященным о.Иоанну, Общество Кронштадтских Лоцманов почитало отца Иоанна как своего духовного наставника. Вероятно, поэтому для освящения первой лебяженской церкви пригласили именно его. Первым настоятелем домовой церкви стал отец Михаил Песоцкий, судьба которого после 1917 года неизвестна. Высказываются предположения, что он эмигрировал в Чехословакию вместе с частями белой армии.

http://sobory.ru/article/?object=08369

Точно установить время закрытия церкви, ее разграбления и осквернения, пока не удалось. Вероятнее всего, как и большинство домовых церквей города Хабаровска, Никольская церковь при реальном училище просуществовала до 1922 года. Последним упоминанием о церкви является список изъятого имущества бывших Хабаровских домовых церквей - при реальногом училище, женской гимназии, тюрьмы, подлежащих " реализации " коммунальным отделом Губревкома. Известно также, что в 1920 году во время японской интервенции здание реального училища было занято японскими войсками под штаб. С 1921 года там располагался сначала народный политехникум, затем педагогический техникум, впоследствии техникум народов севера, с 1930 года – дальневосточный коммунистический университет, а с 1932 года – высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа. В 1937 здесь работала годичная школа пропагандистов. В том же году здание было переоборудовали под госпиталь, в 1938 году его передали мединституту и разместили там рабфак. В годы войны в этом помещении находились госпитали: и с января 1946 года – госпиталь для инвалидов, просуществовавший до 1952 года. С этого времени в здании располагается 3-я городская больница. В период «строительства коммунизма» в разорённом Никольском храме располагались всевозможные подсобные и хозяйственные помещения, алтарь одно время использовался для хранения анализов. Потом в бывшей церкви был устроен больничный актовый зал, который с конца 1980-х годов активно сдавался в аренду всевозможным сектантам. С начала 1990-х годов руководством Хабаровской епархии и городской православной общественностью неоднократно поднимался вопрос о возвращении помещения Никольского храма Православной Церкви. Но положительно разрешить его удалось лишь в 2002 году, при активном содействии нового главного врача 3-й городской больницы профессора А. Я. Лецкина. 10 августа 2003 года епископ Хабаровский Марк освятил воссозданный храм святителя Николая при городской больнице 3, в котором с этого дня возобновились регулярные богослужения. Иконостас для возрождённого храма был написан известным хабаровским иконописцем В. П. Евтушенко. На сегодня помещение церкви находится в совместном пользовании Хабаровской епархии и больницы: во внебогослужебные часы средняя часть продолжает использоваться как актовый зал, её западная половина временно остаётся занятой под больничные хозяйственные боксы и процедурные кабинеты.

http://sobory.ru/article/?object=29714

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010