В 1893 г. Н.И. Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища, открытого в 1895 г. при Доме призрения имени братьев Боевых. По духовному завещанию Н.И. Боева, Московское городское управление для содержания Дома призрения получило в своё распоряжение дом с землёй в Москве в Ипатьевском переулке стоимостью свыше 190 тыс. рублей и имение Сокольниково в Звенигородском уезде (площадь 120 десятин). В 1910 Сокольниково по решению Московской городской думы передано Арнольдо-Третьяковскому училищу глухонемых для устройства летней колонии и филиала училища. Боев был казначеем Хамовнического отделения Дамского попечительства о бедных и Мариинского женского училища, членом попечительного совета Городской детской больницы Святого Владимира. Похоронен в домовой церкви Боевской богадельни (ныне в помещении клиники на ул. Стромынка, д. 10). 2 марта 1926 года Боевская богадельня перепрофилирована в туберкулёзное отделение на 248 коек при больнице имени профессора А.А. Остроумова. В этом же году на месте данного отделения был открыт Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом. Николая, святителя, в Боевской богадельне церковь (улица Стромынка, дом 10;). Братья Боевы, основатели одной из самых больших и благоустроенных богаделен, были известными московскими купцами и благотворителями. Для лиц «всех сословий православного исповедания, не имеющих средств к жизни и неспособных по старости или физическим недостаткам к труду» Боевы возвели на Сокольническом поле величественное двухэтажное здание (архитектор А.Л. Обер), ставшее центром московских благотворительных учреждений. В центре здания размещался трехпрестольный храм с куполом, главный престол которого святителя Николая был освящен 31 мая 1894 г. В конце июня – июле того же года были освящены боковые приделы праведной Елисаветы и святителя Петра, митрополита Московского. По величине, красоте и богатству убранства храм Боевского дома призрения считался в Москве среди домовых храмов одним из самых значительных. Все три иконостаса были сделаны из итальянского белого мрамора, их иконы отличались высоким художественным исполнением. Несколько древних образов в серебряных ризах – Спаса Нерукотворного, Казанской иконы Божией Матери и другие – пожертвовали Боевы.

http://sobory.ru/article/?object=03626

Никольский пятиглавый храм построен в псевдорусском стиле. Центральную часть его фасадов украшают сильно выступающие ризалиты, увенчанные щипцами. Кубовидный объём храма венчают стоящие по углам глухие сложной формы барабаны с луковками. Второй ярус храма выполнен в виде небольшого восьмерика с окнами на каждой из граней, завершённого высоким шатром со слухами и луковкой. Фасады Никольской церкви богато декорированы угловыми пилястрами, сложными карнизами, кокошниками и красивыми наличниками с высоким очельем. Металлическая крыша была выкрашена зелёной краской. Никольская тюремная церковь предназначалась для обслуживания религиозных нужд в основном, заключенных тюрьмы, а также для призреваемых городских богаделен и пациентов амбулатории. Хотя церковь именовалась тюремной, она посещалась прихожанами всех городских храмов, в особенности Покровского – приходской церкви близлежащей Диконской слободы. В начале ХХ в. приход Никольской церкви состоял из 30 дворов, причём прихожане его относились к беднейшим слоям населения Липецка. Приходским кладбищем для храма служило Успенское на юго-западной окраине города. Храм находился в 7,5 аршина к северу от стены тюремного замка и соединялся с ним крытым каменным переходом. По этому переходу заключенные, которых, по мнению начальства острога, можно было отпускать на церковную службу за пределы тюрьмы, попадали в Никольскую церковь, где специально для них были отведены хоры в трёх нефах вдоль западной стены. Посетивший 18 августа 1899 г. Никольский храм Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий, " проследовал на хоры храма для благословления бывших там арестантов сказал назидательную речь " , в которой советовал покаяться и не поддаваться унынию. На третьем этаже самого тюремного замка находилась приписная к Никольской церкви домовая церковь Архистратига Гавриила. Храм св. Николая Чудотворца был достаточно хорошо по тем временам обеспечен утварью и полным кругом – 75 томов – богослужебных книг. В алтаре на престоле – серебряный ковчежец, два серебряных сосуда – праздничный и будничный, третий для причастия больных и немощных на дому, два ковшика серебряных, два креста серебряных (один обложенный перламутром и один деревянный), два металлических подсвечника, три металлических кадила, плащаница бархатная, шитая золотом.

http://sobory.ru/article/?object=10896

В 1818-1833 гг. в монастырском здании на северо-западном углу размещалось Симбирское духовное училище. В 1844 г. по указу Синода " Спаса второго собор " в Спасском женском монастыре был упразднен, а в ранг приходского собора была возведена Вознесенская церковь. В 1846-1847 гг. было построено еще несколько зданий. 12.10.1847 г. новое здание в северо-западном углу монастыря было передано под открывшееся тогда же при монастыре училище для девиц-сирот из духовного звания. Училище, открытое стараниями епископа Феодотия, относилось к числу первых начальных школ Симбирской губернии. В 1853 г. в нем училось 25 девочек. В 1861 г. церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского по ветхости была разобрана, и в том же году вместо нее было начато строительство нового каменного трехпрестольного храма во имя Иверской иконы Божией матери. 19 августа 1864 г. монастырь сильно пострадал от пожара - обгорели обе каменные церкви, сгорели все деревянные кельи и дом училища девиц духовного звания. Монастырь был восстановлен за два года. Большую сумму на возобновление монастыря пожертвовал Святитель Московский Филарет. После пожара Спасская церковь была возобновлена и освящена 11 февраля 1865 г. Также была возобновлено строительство соборной Иверской церкви. 29.11.1870 г. был освящен главный престол во имя Иверской иконы Божией Матери. Освящение придельных алтарей соборной церкви Спасского монастыря состоялось 13.12.1870 г. Правый придел был освящен во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Левый придел был освящен после 1903 г. во имя Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца, св. Феодосия Черниговского, св. Тихона Задонского, св. Иннокентия Иркутского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. великомученицы Варвары, св. преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. При монастырской больнице устроена домовая Никольская церковь (во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского), освященная 06.11.1866 г. На 1882 г. монастырь занимал 2 десят. 1060 кв. саж. При монастыре имелась богадельня (1877 г.). В ограде монастыря издавна существовало кладбище " именитейших симбирян " .

http://sobory.ru/article/?object=30517

В конце марта 1916 года все работы по обустройству временной церкви при госпитале Московского городского кредитного общества были окончены. Стараниями многих граждан временная церковь была оснащена необходимой утварью. Госпожа А.И. Тупицына подарила два воздуха с пеленою, господин М.П. Макаров – две пелены для престола и жертвенника, а так же необходимое облачение для священников. В.В. Пржевальский завершил обустройство церкви, пожертвовав множество различных предметов церковного обихода. 26 марта священниками приходского Никольского храма церковь была освящена во имя святого Николая Чудотворца. К сожалению, век её был недолог. Летом 1918 года церковь была закрыта. В здании Строгановского училища по улице Рождественка, 11, где она находилась, некоторое время размещались свободные художественные мастерские Вхутемас/Вхутеин, с 1933 года преобразованные в Московский архитектурный институт. С 1935 по 1978 год здесь располагалось Министерство высшего образования СССР. Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 года, дала невиданный доселе поток раненых, двигавшийся с фронтов вглубь империи. Помимо государственных госпиталей и больниц эффективная помощь больным и раненым воинам оказывалась в частных лазаретах, открывавшихся различными обществами, союзами, кружками, клубами, фабриками, заводами, церковными приходами и просто богатыми людьми. Среди крупнейших медицинских учреждений Москвы той поры был госпиталь Московского городского Кредитного общества. Московское городское Кредитное общество родилось в эпоху александровских преобразований Российского государства. Первый шаг к возникновению общества был сделан 23 ноября 1860 года, когда появилось совместное постановление Московских Купеческого и Мещанского обществ просить Высочайшего соизволения на учреждение при Московской городской Думе Городского банка " для ссуды жителей под залог недвижимых имений " . Вскоре возникло Московское городское Кредитное общество. Его устав был Высочайшее утвержден 30 октября 1862 года, и вместе с Санкт-Петербургским обществом оно положило начало особой форме долгосрочного кредита на основах взаимности. Правление Московского общества открыло свои действия 2 июля 1863 года.

http://sobory.ru/article/?object=26782

С сайта: http://zarubezhje.narod.ru/italy/ Православный приход в Мерано возродился в начале XXI века. В 1920–1970-е он подчинялся Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии, затем некоторое время — Русской Православной Церкви за границей. Теперь верующих окормляет священник Московской Патриархии, иеромонах Алексий (Никаноров). Здание, где находится церковь, — памятник архитектуры, и оно, как и все внутреннее убранство, включая утварь и облачения, принадлежит теперь городским властям. Южно-тирольский курорт Мерано (по-немецки — Меран), с середины XIX века, когда он входил в состав Австро-Венгрии, привлекал русских людей своим мягким климатом (здесь было много безоблачных дней), красотой пейзажа, величием Альп, а главное — целебным для легочных больных сухим горным воздухом. Кроме того, больных лечили виноградом, кумысом и сывороткой. С 1870-х здесь появились большие, хорошо оборудованные пансионаты, отели и санатории, а в 1881 железная дорога связала город с главными столицами Европы. Уже в сезон 1884–1885 русские (числом до 400 человек) вышли на второе место среди иностранных гостей в Мерано. Среди именитых курортников из России можно назвать вел. кн. Александру Иосифовну, супругу вел. кн. Константина Николаевича, которая в 1896 жила на вилле «Империале». Православные люди, приезжавшие зимой лечиться в Мерано (в начале XX века их в год было уже более тысячи), нуждались в церкви, поэтому учрежденное в 1875 местное Русское благотворительное общество начало хлопоты по ее устройству. В 1884 Общество (его называли «Русским комитетом») во главе с врачом Михаилом Ивановичем фон Мессингом, давно жившим в Мерано, получило благословение Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского) и 9 декабря того же года в наемном помещении, на вилле «Стефани», была освящена домовая церковь во имя свт. Николая Чудотворца, иконостас для которой привезли из Ирома под Будапештом. Почетной попечительницей новоосвященной церкви стала вел. кн. Екатерина Михайловна, а ее первым настоятелем — о. Феофил Кардасевич, служивший в «надгробной» церкви в Ироме. Он приезжал служить только зимой. В уставе церкви, от 1885, говорилось, что «церковь создалась и содержится на добровольные пожертвования православных без различия национальностей, временно проживающих в Меране, и других радетелей Православия в России и за границей». Небольшая комната в частном доме, однако, не вмещала всех богомольцев, и о. Феофил, вместе с фон Мессингом, стали хлопотать об устройстве «настоящего храма». Был организован комитет под председательством фон Мессинга, хотя в это время «о построении отдельного храма нельзя было и мечтать по недостатку средств».

http://sobory.ru/article/?object=09540

430 сажень. 21 апреля состоялся крестный ход от Спасо-Преображенского собора к месту основания женской обители, в котором приняли участие 3000 человек. 17 мая 1893г. Преосвященный Григорий освятил на месте иноческой общины закладку знаний, предназначенных под церковь и кельи. Первый монастырский корпус был построен в 1894 году, а 15 февраля 1894 года была освящена домовая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. 25 ноября 1894 года по Высочайшему соизволению обитель была утверждена с наименованием «Николаевская». Указом Священного Синода от 19 сентября 1901 года община была переименована в женский Свято-Николаевский общежительный монастырь. В 1903 году государь император Николай II пожертвовал монастырю участок в 524 десятины. На этой заимке в 1911 году с благословения Преосвященного Димитрия был построен молитвенный дом на частные пожертвования разных лиц. В 1912 году молитвенный дом был освящен в честь Преподобного Серафима Саровского.1 июня 1894г. исполняющей должность настоятельницы общины была назначена послушница Лидия». По материалам сайта http://www.pravoslavie.uz «Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 году была учреждена женская обитель. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Община с наименованием " Никольский " была утверждена в 1894 году. Но, как и многое в прошлом веке, в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмы города Ташкента, бал закрыт. И только в 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение, а в 1996 году его посетил Патриарх Русской Православной Церкви Его Святейшество Aлekcuй-II, Патриарх Московский и всея Руси». Свято-Николаевский монастырь, общежительный, при селе Успенском, в 5 верстах от города Ташкента, в местности аула Карабат, Ниязбекской волости.

http://sobory.ru/article/?object=48863

В заметке Московских церковных ведомостей 1902 года мы узнаём, что попечителями Воскресенского храма в Ашитково также были богатые крестьяне этого села братья Тимофей Трифонович и Адриан Трифонович Павловы. Большие каменные надгробия меценатов Павловых до сего дня сохранились на прицерковном некрополе у Воскресенского храма с южной стороны. Работы по возведению церкви Воскресения Христова были завершены в 1878 году. До того как у жителей Ашиткова появилась своя церковь, сельчане были приписаны к храму Николая Чудотворца, который стоял на другом берегу реки Нерская, на местном погосте. В самом имении Ламздорфа была домовая церковь Вознесения, которая после освящения Воскресенского храма была к нему приписана. Освящение состоялось 10 декабря (ст. ст.) 1878 года преосвященным Амвросием, епископом Дмитровским, викарием Московским. 23 февраля 1902 года на колокольню церкви торжественно подняли благовестник весом около 12 тонн. Колокол отлили на заводе знаменитых братьев Самгиных на средства благотворителей, братьев Павловых. Благовестник был доставлен из Москвы поездом на станцию Ашитково - нынешняя Виноградово - и при участии железнодорожников выгружен на заранее приготовленные сани. При большом стечении богомольцев эти сани с помощью местных мужиков доставили к самому храму, а на следующий день, после молебна, он был освящён и при помощи лебёдок и подручных средств поднят на церковную звонницу. После поднятия благовестника на колокольню последовала литургия и трапеза. В этих приходских торжествах села Ашиткова участвовали священники из церквей соседних сёл Бронницкого уезда, благотворители Павловы, граф А. Н. Ламздорф и даже сам Д. А. Самгин, на заводе которого был отлит этот колокол. Заметка Московских церковных ведомостей свидетельствует о широкой благотворительности братьев Павловых: " Упомянутые жертвователи - крестьяне села Ашиткова Тимофей Трифонов и Адриан Трифонов Павловы много жертвуют не только в свой местный храм, но и в соседние храмы, на утварь, облачение, на сооружение икон. В прошлый год ими пожертвованы в местный храм довольно ценные серебряно-вызолоченные ризы на святые иконы Иерусалимской иконы Божией Матери, св. Николая Чудотворца и св. великомученика Пантелеймона, ценностию до семи тысяч рублей " . На средства Павловых также была проведена в 1901 году промывка иконостаса и поправка позолоты. Вскоре после описываемых событий, 14 ноября 1902 года Александр Николаевич Ламздорф скончался в своём имении Ашитково. Его тело было перевезено и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=00405

Итак, слово Александру Николаевичу Афанасьеву: «Законоучителем у нас был протопоп отец Владимир, человек весьма добрый, ласковый и обходительный; дети его любили, встречали всегда с радостью и называли батюшкой; учились у него всегда с охотою и прилежанием и были с ним довольно откровенны... В продолжение семи лет мы прошли с ним определенный по уставу курс Закона Божия. В первых двух классах заставлял он нас заучивать наизусть, слово в слово, какую-то краткую и темно написанную священную историю, из которой я и теперь помню начальные строки: «В начале Бог сотворил небо и землю так прекрасно и великолепно, как мы оную теперь видим, в шесть дней из ничего». Кого не удивит эта странная расстановка слов. А ведь почти вся книга таким языком написана. В следующих классах мы учили катехизис митрополита Филарета, церковную историю Иннокентия и книгу Кочетова о христианских обязанностях. Церковную историю и учение о христианских обязанностях позволялось воспитанникам излагать своими словами, затверживая одни тексты Св. Писания». Речь здесь, кстати, шла о священнике Троицкого Смоленского собора, выпускнике Киевской духовной академии Владимире Ефимовиче Замятнине (ок. 1790-1847). На молебнах и праздничных богослужениях в домовой Никольской церкви бывали все гимназисты, исповедовавшие православие. Среди них оказалось немало тех, кто приобрел общероссийскую известность: историк Павел Щеголев (1877-1931), литературовед Борис Эйхенбаум (1886-1959), писатель Евгений Замятин (1884-1937), публицист Юлий Бунин (1857-1921), электротехник Николай Славянов (1854-1897), философ Георгий Федотов (1886-1951)... По-разному относились они к христианскому вероучению, но пренебрегать посещением церкви не могли. Источник: книга Храмы Воронежа Существовавшая ранее церковь Николая чудотворца в здании Воронежской губернской гимназии устроена была в 1860 г. и в том же году 18 сентября освящена Иосифом, архиепископом Воронежским. На основании штата благородного пансиона при гимназии, утвержденного министром Народного просвещения в 1860 г., при сей церкви положено быть священнику и псаломщику.

http://sobory.ru/article/?object=32995

В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке. В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия. В советское время Николо-Пенская церковь долгое время была единственной действующей в городе, именно здесь почивали мощи ярославских чудотворцев — святых князей Василия и Константина. В настоящее время это домовая церковь ярославских архиепископов. Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. О.И. Шабасова «Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII-haч. XVIII в.)». Ярославль, 1998. В.Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000. Церковь Николы Пенского - это небольшой бесстолпный одноглавый храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля. Расположен он на правом берегу реки Которосли. Возводился прихожанами в 17 веке как тёплый храм Федоровского прихода. В советский период функционировал как кафедральный собор древней Ростовско-Ярославской епархии. Один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца и единственный в старой части города, не закрывавшийся в годы Советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=08910

По материалам сайта прихода Церковь в Риме — старейшая из действующих русских церквей в Италии. 6 октября 1803 император Александр I подписал предложение Коллегии иностранных дел об ее учреждении при российской миссии, аккредитованный при Папском престоле. Из упраздненной Захарьевской церкви в Петербурге и не отправленной в Турин посольской церкви (1788) были взяты нужные богослужебные предметы из серебра, подсвечники и Евангелие в дорогом окладе. Иконостас сделали особо. Был назначен и священник — молодой о. Василий Иоаннович Иванов. Отношения с Папским государством, однако, вскоре испортились — оно выдало Наполеону российского консула, французского политического эмигранта, и поэтому открытие церкви в Риме не состоялось. Приготовленное убранство в 1805 передали в храм лейб-гвардии Кавалергардского полка в Петербурге. В 1828 по инициативе кн. Г. И. Гагарина в доме миссии была, по проекту К. А. Тона, устроена домовая церковь. Белый с позолотой одноярусный иконостас сделали по эскизу этого зодчего. Местные образа Спасителя и Божией Матери написал П. В. Басин, медальоны в царских вратах — К. П. Брюллов, «Тайную вечерю» — И. И. Габерцеттель, свт. Николая — Ф. А. Бруни, св. Александра Невского — А. Т. Марков. Все названные художники находились в Риме как пенсионеры Академии художеств. Никольская церковь размещалась до 1901 в зданиях, которые арендовало российское посольство. В 1836–1845 это было палаццо Дориа-Памфили на пьяцца Навона, в 1845–1856 — палаццо Джустиниани на пьяцца Сан Луиджи дей Франчези, близ Пантеона, в 1856–1901 — палаццо Одескальки на Корсо Умберто. В 1867–1870 Никольская посольская церковь не действовала из-за обострения отношений с Ватиканом, и на богослужения русские ездили в Неаполь. Когда в 1901 посольство перебралось на виа Гаэта, церковь разместили отдельно, в палаццо Менотти, на пьяцца Кавур. Она заняла три большие комнаты южной половины нижнего этажа. В узкой комнате, с восточной стороны, была помещена ризница и церковная библиотека. За наем этого помещения, рассчитанного на 300 человек, российское Министерство иностранных дел платило 7500 лир.

http://sobory.ru/article/?object=09356

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010