Находится в центре города в районе городского сада. Занимает обширный участок при пересечении ул. Свободы (бывш. Владимирская) и ныне безымянного отрезка между ул. Полонского и Урицкого (бывш. ул. Пятая, позднее Приклонская). В конце 18 в. здесь сформировалась обширная городская усадьба влиятельного откупщика купца Гавриила Васильевича Рюмина. Владение располагалось на склонах большого оврага, занимая значительную часть квартала, между ул. Пятой и Садовой. В 1785–87 гг. по линии Пятой ул. была возведена центральная часть дома, с симметричной анфиладной планировкой и главным фасадом предположительно в девять осей. Почти квадратный объем зафиксирован на плане Рязани Тулаева 1792 г. Во 2-й пол. 1790-х гг. к юго-востоку от главного дома по кромке оврага был выстроен отдельно стоящий флигель со скругленным углом и загибающейся ломаной в плане хозяйственной пристройкой. С севера по ул. Владимирской располагался еще один меньших размеров квадратный флигель. Постройки показаны на плане Рязани 1798 г. Вероятно, в сер. 1800-х гг., предположительно под руководством московского зодчего Ф.К. Соколова, была проведена капитальная перестройка усадьбы. Дом и флигели были объединены общим протяженным фасадом по улице Пятой. Фасад был украшен колонным портиком и рельефами. Тогда же или чуть позднее на углах здания были надстроены мезонины, окружённые балконами. Балконы на железных подкосах имели ажурное металлическое ограждение, поверх дощатого пола были уложены свинцовые листы. Торец крыла по ул. Владимирской замыкала обширная терраса на арочном основании. Существующий объем дома, вероятно, сложился уже к 1808 г., когда Рюмин предоставил его в залог казне по крупному соляному подряду. В 1816 г. за недоимку по этому самому контракту дом был описан. Судя по описи, уже тогда дом имел существующий ныне объем. Северо-восточнее дома, в центральной части усадьбы в начале 19 в. находился сад и большой овальный пруд на ручье, протекавшем по дну оврага. К ручью выходил торец одноэтажной кирпичной бани. Вместе с коротким северным крылом главного здания она фиксировала границу усадьбы по красной линии ул. Владимирской. Сквозная ограда с двустворчатыми железными воротами соединяла баню и ледник, примкнувший с торца к юго-восточному крылу усадебного дома. Все эти сооружения уже существовали к 1816 г. Вероятно, тогда же были возведены каменные постройки (не сохр.) по другую сторону пруда. Они обозначены на плане Рязани 1818 г. Возможно, это были оранжереи, упоминающиеся в документах 1825 г. В 1833 г. старший сын Г.В. Рюмина Николай выкупил дом у брата Василия, получившего его в наследство, и подарил здание 1-й мужской гимназии, чтобы разместить здесь гимназический «Благородный пансион». С 1833 г. до самой смерти (1870) тайный советник и камергер Н.Г. Рюмин был бессменным попечителем гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Новосибирская область Чановский район. Чаны. Феодосия Черниговского, церковь Омская область Омский район. Набережный. Ачаирский монастырь. Домовая церковь Феодосия, Архиепископа Черниговского, в настоятельских покоях Марьяновский район. Татьяновский. Серафимовский монастырь. Часовня Феодосия Черниговского Оренбургская область Бузулукский район. Бузулук. Тихвинский Богородицкий женский монастырь (старый). Церковь Троицы Живоначальной (с приделом Феодосия Черниговского) Орловская область Ливенский район и г. Ливны. Ливны. Феодосия Черниговского при бывшем Духовном училище, домовая церковь Пермский край Пермь, город. Пермь. Вознесения Господня, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Псковская область Печорский район. Сенно. Георгия Победоносца, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Великолукский район и г. Великие Луки. Великие Луки. Троице-Сергиев мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной (с приделом Феодосия Черниговского) Республика Татарстан Казань, город. Вахитовский район. Кремль. Домовая церковь Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского при бывшем юнкерском пехотном училище (с приделом Феодосия Черниговского) Республика Удмуртия Можгинский район и г. Можга. Биляр. Воскресения Христова, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Самарская область Самара, город. Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери (с приделом Феодосия Черниговского) Приволжский район. Обшаровка. Казанской иконы Божией Матери (утраченная), церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Ставропольский край Ипатовский район. Ипатово. Феодосия Черниговского, церковь Тверская область Максатихинский район. Сельцы. " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Тульская область Ефремов, город. Ефремов. Феодосия Черниговского при бывшем Духовном училище, домовая церковь Тула, город. Тула. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Феодосия Черниговского) Венёвский район. Борщевое. Иверской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодосия Черниговского)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=261

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли. Иконостас, иконы и большую часть церковного имущества передали в церковь села Княжево Волоколамского уезда Московской губернии. Ныне в здании пансиона размещается НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. В перестроенном Николаевском храме находятся палаты для тяжелобольных. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. К Московскому подворью Валаамского монастыря приписан храм в честь Святителя Николая при НИИ им. Бурденко, что по соседству. Его история восходит к 1902 году, когда в комплексе зданий Петровско-Александровского пансион-приюта Московского дворянства по проекту архитектора А.Ф. Мейснера был построен храм. Строился он не как больничный храм, а как домовая церковь при детском пансионе, где жили учащиеся и студенты. Его освящение состоялось при участии великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Но вскоре в стране произошли трагические события, новая власть в здании храма разместила Краснопресненский райком, а затем авиационный техникум. Духовная жизнь вернулась в стены больничного комплекса только к середине 1990-х. В 1994 году настоятелем назначили протоиерея Николая Уловича, клирика Московского подворья Валаамского монастыря. И шаг за шагом из операционных, больничной библиотеки храм снова стал светлым и благолепным местом для молитвы. Все эти годы своими трудами и молитвами идею воссоздания храма поддерживали сотрудники и пациенты НИИ. С 1995 года по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия при научно-исследовательском институте нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко начал обустраиваться приписной больничный храм, а 16.04.2010 г. он был освящен малым архиерейским чином, епископом Троицким Панкратием (Жердевым), игуменом монастыря, в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца. Еженедельно в храме совершаются Божественные литургии, молебны и другие требы. Если больной не в силах добраться до храма, священники Валаамского монастыря совершают Таинства прямо в палатах, по просьбам родственников иногда даже в реанимации.

http://sobory.ru/article/?object=06467

Училищный храм святителя Николая был устроен на втором этаже главного корпуса. Он состоял из небольшого алтаря и примыкающей к нему залы. Алтарь отделялся железным занавесом, спускающимся на солею перед самым иконостасом, и был расписан орнаментами и картинами под руководством профессора И.Ф. Рерберга (копии с рисунков В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и других). В одноярусном иконостасе находились иконы, писанные на полотне. По мнению искусствоведов, «исполнение икон и настенных изображений, а равно и сохранность их хорошее и, несомненно, имеет художественное значение». Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли. Престол, жертвенник, плащаницу, иконостас, полотняные иконы, облачения и другое церковное имущество передали в строящийся на Миусской площади собор благоверного князя Александра Невского. Ныне в здании располагается Московский институт железнодорожного транспорта, а помещение бывшего храма используется под учебную аудиторию. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь Николая Чудотворца при Императорском Московском Инженерном Училище Ведомства Путей Сообщения (ныне – Московском государственном университете путей сообщения) была построена в 1896-1899 г.г. На стене церкви - послание потомкам с надписью «Домовая церковь при ИМИУ освящена протоиереем Тихоном в 1899 году, закрыта в 1918 году, заново освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в 2001 году», а на другой стороне стены - барельеф митрополита Питирима с надписью : «1943г.-1946г. – студент МИИТа, 2002-2003 г.г. заведующий кафедрой «Теология». Настоятель — архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Прихожане — студенты и преподаватели. Пропускная система в университете делает храм практически недоступным для людей с улицы. http://rodinaonpo.ru/news/view/1108/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09223

В 1867 году директор гимназии Петр Петрович Глотов подал рапорт относительно учреждения при церкви гимназии братства, с приложенным к нему Уставом. Домовая церковь Полоцкого кадетского корпуса была устроена в бывшей иезуитской главной библиотеке. Храм был освещен во имя Николая Чудотворца 22 декабря 1868 года. Содержание двух храмов для корпуса было не посильным и 22 августа 1873 года Николаевский собор снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью. В июне 1882 года, после появления указа императора о возвращении к системе кадетских корпусов, Полоцкая военная гимназия вновь переформирована в кадетский корпус. В 1885 году Полоцкий кадетский корпус торжественно отметил своё 50-летие. В мае 1910 года в Полоцке происходило одно из ярчайших событий церковной жизни царской России - перенесение мощей преподобной Евфросинии. Представителем государя на торжествах был назначен Великий Князь Константин Константинович, главный начальник военно-учебных заведений. В рамках празднований в корпусе был торжественно открыт бюст героя Порт-Артура, выпускника Полоцкого кадетского корпуса 1874 года, генерала Романа Исидоровича Кондратенко. В 1914 году началась мировая война, и кадеты были эвакуированы из Полоцка в разные города России: 1-я рота была отправлена во Владикавказский корпус; 2-я рота - в Одесский; а 3-я рота сначала была назначена в 3-й Московский, но вскоре была переведена в Сумской кадетский корпус. Канцелярия же, со служащими, архивом и директором корпуса, генерал-майором Модестом Григорьевичем Чигирем, была перемещена в Симбирск. Полоцкий кадетский корпус числился действующим до 1917 года. В 1960-е годы СССР захлестнула последняя волна борьбы с религией. Ее жертвой пал Свято-Николаевский собор. Уничтожение храма произошло 9 или 11 января 1964 года. На месте взорванного собора в 1976–1979 годах был построен многоквартирный дом. В советское время на территории некогда знаменитого коллегиума располагался военный госпиталь. С 2005 года, после реставрации сохранившихся корпусов, здесь находятся картинная галерея, историко-филологический факультет, а также факультет информационных технологий Полоцкого государственного университета. В старинных зданиях успешно продолжаются научные, культурные и образовательные традиции предшествующих поколений.

http://sobory.ru/article/?object=38222

У кадетского корпуса было 2 церкви. В 1886 г. областное правление выделило Донскому кадетскому корпусу для полевых (лагерных) занятий кадет 54 десятины земли (около 60 га) за городом в хуторе Персиановском. Здесь стараниями и средствами торгового казака И.С. Кошкина была устроена деревянная лагерная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1897 г. Прослужила церковь до первых лет советской власти, потом была разобрана. По материалам сайта Корпусная церковь во имя Святителя Николая, построенная по рисунку московского архитектора А.С. Каменского, располагалась в здании Донского кадетского корпуса, созданного по проекту инженер-полковника Покотилова и контракту с Главным управлением военных учебных заведений, строился петербургским купцом Меер-Фридландом под наблюдением инженер-полковника Залесского. Изящный мраморный иконостас корпусной церкви, изготовленный в Италии на средства донского торгового казака И.С. Кошкина, был высоко оценен Императором Александром III. При посещении кадетского корпуса и церкви 7 мая 1887 года он восхищался удачным исполнением образа Святой Троицы на стекле алтарного окна, а также прекрасно выписанным на другом стекле образом Спасителя в натуральный рост по образцу в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века ряд икон для «кадетской церкви» написал новочеркасский художник Елисей Гаврилович Черепахин. Домовая церковь прослужила кадетам до 1920 года. С установлением советской власти в здании кадетского корпуса был устроен военный госпиталь, затем различные военно-хозяйственные и иные курсы. Позднее сюда переведут ККУКС - кавалерийские курсы усовершенствования командного состава, их сменила танковая часть. Ныне в здании бывшего кадетского корпуса располагается дивизия МВД «Дон». У кадетского корпуса было 2 церкви. В 1886 году областное правление выделило Донскому кадетскому корпусу для полевых (лагерных) занятий кадет 54 десятины земли (около 60 га) за городом в хуторе Персиановском. Здесь стараниями и средствами торгового казака И.С. Кошкина была устроена деревянная лагерная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1897 году. Прослужила церковь до первых лет советской власти, потом была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=38248

На встрече был показан фильм об истории храмов Нижегородского кремля. После просмотра митрополит Георгий предложил обсудить возможность их возрождения. Все присутствующие идею поддержали, отметив, что такой масштабный проект должен быть вынесен на широкое общественное обсуждение. Далее речь шла о том, что возможность восстановить некоторые объекты, в частности, колокольню Спасо-Преображенского собора, церковь в честь преподобного Симеона Столпника, представляется реальной на тех же местах, где они стояли перед разрушением, поскольку территория не застроена. И Никольская домовая церковь, располагавшаяся в здании Манежа, также может быть восстановлена. Сложнее ситуация со Спасо-Преображенским кафедральным собором, на месте которого сейчас городская администрация — знаменитый Дом Советов, являющийся памятником архитектуры федерального значения, и с Успенским собором (на его месте — здание правительства Нижегородской области). Участники встречи предложили несколько возможных вариантов для размещения этих храмов. Также было принято решение подготовить письмо на имя губернатора области Валерия Шанцева с предложениями по возрождению храмов кремля, чтобы рассмотреть вопрос на Градостроительном совете региона. До революции на территории Нижегородского кремля находились пять церквей: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Военный Успенский собор, церковь в честь преподобного Симеона Столпника, Михаило-Архангельский собор и домовая церковь в честь Николая Чудотворца в Манеже. До наших дней сохранился только собор в честь Архистратига Михаила. Все храмы Нижегородского кремля являлись уникальными памятниками архитектуры и центрами духовности, а также символами единения русского народа в борьбе с захватчиками. Главной кремлевской святыней был Спасо-Преображенский собор, где покоились останки Кузьмы Минина и хранились хоругви и знамена Нижегородского ополчения 1612 года. Церковь в честь Успения Божией Матери была сооружена в ознаменование подвига нижегородцев в Отечественной войне 1812 года. Церковь в честь преподобного Симеона Столпника была единоверческой. Главной святыней храма была точная копия древней иконы Божией Матери «Страстная», проявившей себя чудотворениями в селе Палец Нижегородского уезда. Копия Палецкой иконы тоже почиталась чудотворной.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Святейший Синод одобрил проект внешнего вида храма. Весной 1913 года началось строительство храма под наблюдением местного строительного комитета. 4 августа 1913 года в присутствии представителей города и жителей Новых планов, викарный епископ Пятигорского духовенства Преосвященный Давид отслужил молебен и совершил закладку здания и освящение места строящейся церкви во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. К концу 1913 года были выведены фундамент и цоколь церкви. Затем работа была надолго остановлена до поступления новых пожертвований. До 1918 года строительство Никольского храма так и не было завершено, а службы по-прежнему велись в домовой церкви школы. В 20-е годы ХХ века домовая церковь в старом Николаевском училище была закрыта. Последним настоятелем был протоиерей Николай Добровольский. В его доме была устроена молельня. В 30-е годы ХХ века церковная община в Ново-Пятигорске подверглась преследованию и уничтожению. Духовенство, священнослужители, верующие подвергались гонениям. Их ссылали на Урал, в Сибирь, на Соловецкие острова, другие отдаленные места. Не избежал этой участи и отец Николай. Его с матушкой арестовали и куда-то сослали. Участь их неизвестна. А дом отца Николая отдали под детский сад. В 1940 году в Пятигорск приехал к своей дочери священник отец Василий (Василий Алексеевич Казанский) с матушкой Клавдией Михайловной Рождественской. Оккупанты разрешили вести занятия по Закону Божию, и отец Василий был призван для преподавания в стенах церковно-приходской школы. В 1941 году под Никольскую церковь вернули молельный дом отца Николая Добровольского. Отец Василий стал возрождать православную Ново-Пятигорскую общину. 19 декабря 1942 года произошло освящение молельного дома (так он значился в документах епархии) во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1944 году 24 марта протоиерей Василий Казанский был назначен штатным настоятелем Ново-Пятигорской Никольской церкви. Через 3-4 года отец Василий нашел новое место для Никольской церкви. Это был небольшой саманный дом прихожан Князевых, которые в 1946 году продали его под церковь.

http://sobory.ru/article/?object=27885

В связи с 200-летием столичной полиции градоначальник Н.В. Клейгельс приступил в 1902 г. к расширению и украшению храма. На крыше был установлен золоченый медный крест и звон из четырех колоколов, одноярусный иконостас позолотили, было увеличено алтарное пространство, стены и свод расписаны. Храм обогатился ценными иконами, часть которых подарил сам градоначальник. Купец А.М. Латышев пожертвовал шитую золотом и жемчугом плащаницу с дубовой для нее гробницей, на которой были вырезаны сцены Страстей Христовых. 9 мая 1903 г. митрополит Антоний при участии о. Иоанна Кронштадтского освятил обновленный храм. В 1907 г. в нем была установлена икона с частицей мощей Киево-Печерских святых и Животворящего Креста, найденная за 15 лет до этого на Неве, а престол был обложен барельефами из серебра, изготовленными М.Ф. Артамоновым. Храм закрыт 13 апреля 1918 г. при настоятеле прот. Василии Гавриловиче Чебышеве, когда в здание уже вселилась ВЧК, отчего верующие „разгоняются или добровольно разбегаются“. Имущество было передано в Исаакиевский собор. Ныне здание, выстроенное Д. Кваренги, охраняется государством как памятник архитектуры и занято строительной организацией „Ленстройинформ“ и Управлением юридического департамента Ленинградской области. http://www.encspb.ru/object/2804676219?lc=ru Церковь святителя Николая чудотворца в доме, бывшем с.-петербургского генерал-губернатора, на большой Морской, адмиралтейской части, 2-го квартала, устроена при губернаторе Кавелине в 1843 г. Антиминс освящен 16 октября сего года и подписан на обороте высокопреосвященным митрополитом Антонием. На нем (на антиминсе) написано, что он освящен во храм св. Николая чудотворца, что при доме с.-петербургского военного губернатора. Церковь круглая, без окон, с открытым только куполом, устроена, должно быть, из столовой. Древних вещей в ней нет. Иконостас сплошной, окрашен белою краскою и позолочен в местах. Живопись хороша; утвари достаточно. Ризы большею частью жертвованы губернаторами: Кавелиным, Храповицким, Шульгиным и Игнатьевым; книги пожертвованы известным благотворителем, потомственным почетным гражданином купцом Павлом Ивановичем Кудряшовым, плащаница – тайною советницею фон-Дребуш.

http://sobory.ru/article/?object=12003

Бесстолпный крестово-купольный одноапсидный 5-главый храм имеет граненое шатровое завершение, увенчанное луковичными маковками на граненых шейках. Роль колоколен выполняют угловые башенки. Динамичность постройке придают повторяющийся мотив плавной дуги закомар, арок колоколен с одной стороны и вертикальная ориентация пилястр, продолговатых оконных проемов, заостренных кокошников, профиль шатров - с другой. Позолоченный иконостас храма был выполнен в С.-Петербурге в мастерской А. И. Тура, пол выложен из натурального камня, в алтаре настелен дубовый паркет. Из столицы была доставлена богатая утварь, книги; отлиты 10 колоколов (благовестный весил 192 пуда). Храмовая икона свт. Николая Чудотворца с капсулой, в к-рой находилась земля из гробницы святого, была привезена из церкви Мир Ликийских. В янв. 1891 г. наследники Дягилева продали Николаевский завод Н. Д. Сибирякову, крестьянину Таушинской вол. К 1917 г. в штате храма состояли священник и диакон. В 1937 г. церковь была закрыта, в 50-х гг. XX в. в ее подвале устроено хранилище картофеля и зерна; богатое внутреннее убранство храма было утрачено, разрушены амвон, иконостас. В 2-этажном кирпичном доме настоятеля находилась школа. В 1989 г. Никольская ц. была поставлена на гос. учет как памятник архитектуры обл. значения. 14 окт. 1995 г. указом еп. Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка) настоятелем храма был назначен свящ. Алексий Носов, 20 марта 1996 г. принявший монашеский постриг с именем Амвросий. Ему была поручена организация при храме жен. обители. В кон. лета 2000 г. были отлиты и освящены 12 колоколов для звонницы Никольского храма. В 2002 г., после завершения основных ремонтных работ, церковь была освящена архиеп. Пермским и Соликамским Иринархом (Грезиным) . В 2-этажном сестринском корпусе, переданном обители местным колхозом, освящена домовая ц. в честь Иверской иконы Божией Матери; на 1-м этаже устроены монастырский музей и б-ка. Рядом с Никольским храмом находится источник с надкладезной часовней, освященный во имя свт. Николая Чудотворца. Восстановлен исторический липовый парк с сохранившимся на его территории «барским погостом», на месте разрушенного кладбищенского Казанского храма поставлен деревянный поклонный крест. На территории обители находятся также баня, хозяйственный двор, имеются огороды, 6 га земли отведено под покосы. К обители приписано неск. окрестных часовен, в т. ч. в деревнях Емаш-Павлово и Атняшка. В 2004 г. по благословению еп. Пермского Иринарха (Грезина) Н. Ч. м. организовал воскресную школу в г. Чернушка.

http://pravenc.ru/text/2566162.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010