У людей случается, что иной достиг начальства, славы, владычества, но не сохраняет сего надолго, а вскоре теряет. И если не похищает того человек, то придет смерть и непременно похитит. Не таковы дары Божии! Ни человек, ни время, ни обстоятельства, ни сам диавол, ни постигшая смерть не могут исторгнуть у нас оных» 7 . То же самое, с незначительными изменениями, читаем и в Большом Катехизисе: «Что есть закон благодати?.. Закон Божия благодати прав и благ и не имать конца, яко Моисеов... не тако, якоже в человецех, иже кто прият начало и славу, и многое могутство, скоро же того и отпадет. Аще и не человек отимет, но смерть нашедши отимет весма. Благодать же Божия не такова, но вечна и крепка. Ниже бо человек, ниже время, ни обстояние вещей, ни сам диавол, ни смерть нашедши изгнати нас от оноя возмогут» 8 . Все это ясно, понятно говорит о том, что благодать, получаемая верными православными людьми чрез Таинства в Церкви чрез лиц иерархии – архиерея, священника и диакона, крепка и вечна, доживет непререкаемо, неоспоримо до Второго Пришествия Христа. Вот что я имел в виду предложить вашей любви, братия. Надеюсь, что ваши собеседники с своим представителем Назаром Ермолаевичем, держащимся упования понетовского, не подведут свою понетовскую церковь под определение Христовой Церкви, высказанное мною вашей любви по Большому Катехизису, Благовестнику и вообще по Священному Писанию . Вот перед нашими глазами сидят старообрядцы понетовского упования. Что у них есть церковного – спросим их. Есть ли у них архиерей – это сердце, душа Церкви? Нет. Есть ли священник, диакон? Опять нет. Есть ли Миропомазание? Нет. Есть ли Причащение? Опять нет. Есть ли Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение? С душевною скорбию наши собеседникипонеты должны продолжать свой ответ: опять нет. Если у них есть крещение, то оно, совершаемое без архиерея, без Церкви, не может вменяться за Крещение. Без архиерея, священника и диакона, говорит святой Игнатий Богоносец , « Церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных...».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Кто «без епископа и пресвитеров и без диаконов что либо творит, таковый оскверняется совестию и невернаго горший есть» 9 . Если на вопросы о священстве и о Таинствах наши собеседники должны отвечать «нет», то какая же у них Церковь , когда они прямо говорят, что у них Церкви нет? Если мы их спросим о низшей церковной должности пономаря или о просфорнице, то они опять должны повторить свой обычный ответ «нет» как о том, так и о другой. При ответах на все вопросы о Церкви наши собеседники должны говорить «нет». Какая же тут Церковь , когда она прямо ими отрицается ответом «нет», отчего они и получили название «понеты»? Боюсь наскучить вам, внимательные слушатели, повторением одного и того же понетовского ответа «нет» на самые разнообразные вопросы о Церкви, а между тем это необходимо для уяснения истины как пред нашими собеседниками, так и вообще пред всеми слушателями. При этом я должен оговориться. Называя наших собеседников понетами по причине их понетовского упования и раскрывая, разъясняя их упование, да не подумают, что я имел в виду их обидеть, – нет: я старался только показать наших собеседников им же самим в собственном свете, чтобы они поняли свое ложное бесцерковное гибельное положение. Пока я кончил.» Миссионер: «Амвросий Филиппович Лампетов, виновник нашего собрания и бесед, просил меня вести беседы побратски, без задора, без запальчивости, в духе мира и любви и согласился вести со мною беседы только потому, что нашел меня беседующим с такими качествами; собеседник же мой, Назар Ермолаевич, приглашенный представитель здешнего понетовского общества, не хочет иметь или, по крайней мере, не проявил тех добрых качеств, каких он и его сотоварищи ищут в других. Мало того, оказался слишком нескромен и даже дерзок: будто я набросал какогото «мусора», а если «мусора», то, конечно, без Писания, «нахальными, наглыми словами». Такое постыдное выражение оскорбляет не столько меня, – или, лучше, меня вовсе не оскорбляет, – а порицает и хулит Божественное и святоотеческое писание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

по 20 июня 1850 г. и погребенный при здешней церкви; Михаил Ермолаевич Городнович, умерший 8 июля 1854 г.; Андрей Васильевич Соболев, ныне протоиерей Обуховской мужской больницы. Нынешний причт составляют: протоиерей Иоанн Михаилович Знаменский, священник Васильев Афанасьев Медведский и псаломщики: Алексей Воскресенский и Антоний Ткаченко. Прихожане ежегодно жертвуют: на отопление церкви 150 руб., на наем сторожей 200 р.; это выдается из красносельского волостного правления. Из Дудергофской и Шунгоровской волости, на тот же предмет, выдается до 50 р. Церкви принадлежать 4 деревянных, одноэтажных дома, со службами – и деревянный сарай для дров, в ограде. Церковной земли под оградою 1¼ дес., под домами и садами 1 дес. 840 кв. саж., под огородами 2 дес. и пахотной с сенокосною 60 дес. 1080 квадр. сажень. Церковного капитала 9450 р. с.; процентов с него получается 472 р. 50 к. Кроме того потомственный почетный гражданин Арсений Бородулин ежегодно жертвует на масло 100 р. и в 1883 г., на сумму в 19000 р. с., он позолотил шпиль и главу. Из домов причта, два построены в 1822 г. для двух священников, один в 1832 г. для диакона и один в 1851 году для двух причетников. Дома отапливались и ремонтировались сперва на счет удельного ведомства, а когда крестьяне, в 1863 г., стали собственниками, тогда удельный департамент отказал в деньгах на отопление и ремонт домов; дома оставались без ремонта до 1871 года. В этом году, по настоятельным просьбам священников, удельный департамент постановил: дома, построенные для причта, передать в собственность церкви и сделать надлежащие распоряжения относительно земли для причта. Когда дома поступили в собственность церкви, они были застрахованы в Русском страховом обществе за 15 т. р. с. Доходов причт получает до 1000 р. с. в год, еще 79 руб. 65 к. процентов с капитала в 1628 р. с.; на отопление домов, из красносельского волостного правления 272 р. в год. Жалованья казенного священники получают по 200 р., дьячок 70 р., пономарь 60 и просвирня 30 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Будем проницательно внимательны, братия, к сему таинственному и страшному сказанию, потому что без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов» 67 . Вопреки непререкаемым, непреоборимым свидетельствам о неотложной необходимости в деле спасения людей чрез священство из Священного Богодухновенного и из святоотеческого писания, Назару Ермолаевичу всетаки угодно говорить голословно, неосновательно, произвольно, что можно спастись и без священства. Следовательно, он сам себе закон, а не закон для него. Позволяю себе пред вашею любовию, братия, повторить для вашей и общей пользы и спасения несколько строк из творений святого Ефрема Сирина : «Будем проницательно внимательны, братия, к сему таинственному и страшному сказанию, потому что без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов», – будем к сему проницательно внимательны, а не к словам бессодержательным и ровно ничего не значащим господина Шарова». Шаров: «Как из ветхозаветных первосвященников ни один не признал Христа за Бога, так и все новозаветное священство может отпасть от истинной православной веры Христовой и Церкви Божией, что и случилось 1666 и 1667 годах. Вот с тех пор мы и не видим ни истинного православного священства, ни Христовой Церкви». Миссионер: «Власть или право ветхозаветного первосвященника сосредоточивалась в лице одного человека, а не многих, он же и был первоприсутствующим членом синедриона. Христос Спаситель был распят в то время, когда первосвященствовал Каиафа, зять старика Анны, заштатного первосвященника. Зачем же господин Шаров говорит о многих первосвященниках, когда законным первосвященником был только один человек? Если этот один, как законный первосвященник, и даже очень многие священники не поверили Христу как Богу, то это еще не говорит о падении и уничтожении ветхозаветной Церкви. Из 1й главы Евангелия от Луки мы видим законно священнодействующего священника из Авиевой чреды Захарию, отца Иоанна Крестителя. По преданию, этот Захария совершил торжественное введение во храм Пресвятой Богородицы, и он же исполнил над Нею обряд очищения в сороковой день по рождении Спасителя 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Именно благодаря стремлению к достоверности в повествование проникают ценнейшие случайные сведения о том, что наверняка оказывало сильнейшее воздействие на современников о. Иоанна: «Превращение из робкого, приниженного, забитого оборванца в человека с твердой волею, решимостью и почти восторженностью совершилось так быстро, что П.Е. недоставало только костюма, чтобы сделаться совершенно неузнаваемым. Он весь выпрямился, слегка откинув назад голову, каждое движение сопровождалось такою уверенностью, точно его кто сейчас произвел в коммерции советника или наградил большим орденом… Года через два Петр Ермолаевич открыл уже свой магазин, а недавно купил каменный дом » 577 . И последнее, что нужно сказать о жизнеописаниях алкоголиков. Помимо наглядного отображения превращения «богатого, как Крез» человека (используется именно это выражение) в последнего бедняка, а затем в богобоязненного буржуа, авторы подобных жизнеописаний стремятся также утвердить желательные нормы поведения. Даже когда былой алкоголик вновь становится добропорядочным гражданином, этого явно не достаточно. Он также практикует то, что во многих христианских конфессиях называется «служение». Несмотря на то что ни в одном жизнеописании о. Иоанн напрямую не призывает алкоголика жертвовать деньги на храм, – он настаивает лишь на исповеди и причастии, – пьяница и его семейство всякий раз становятся воплощением бюргерской добродетели: «Каждое воскресенье и праздник семья ходила в церковь , каждый вечер посвящался чтению Св. Писания и молитве… Ни один бедняк не получал отказа в помощи. Предметом особого его попечения была местная приходская церковь . Он золотил ризы и церковную утварь, ремонтировал паникадила, покупал иконы, словом, делал все зависящее от него для украшения и благолепия храма» 578 . «Теперь И-в владеет домами, капиталом и делает крупные пожертвования на добрые дела. Пьянство никогда не манит его, и хмельного он не берет ничего в рот» 579 . Итак, выражая в обобщенной форме мечты отчаявшихся родственников, жизнеописания алкоголиков служили также наглядными примерами , одновременно утешая и предлагая модель поведения падшим людям и их близким. Несмотря на то что роль о. Иоанна в счастливой развязке сюжета является ключевой, не он находится в центре истории – его функция в целом сводится к deus ex machina для пьющего мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Елизавете Юрьевне казалось, что всё это вопиет о сострадании и милосердии. Она стала оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся. В эти годы для неё становиться очевидным и невозможным довольствоваться ни общественным, ни семейным покоем, ни клубными литературными разговорами, ни заведённым, традиционным воскресным посещением церкви. Случилось чудо, в каждом, даже пропащем человеке — пропойце и проститутке — она видела образ Божий, поруганный, искалеченный, но именно образ Богочеловека. Она писала «Подумайте только, между каждым несчастным и Собою Он (Христос) ставит знак равенства. Я всегда это знала, но вот теперь меня это пронзило». Своей деятельности она отдалась без остатка, так у неё появилось стремление к монашеству, в этом она видела единственный и возможный путь собственного спасения и призвания. Наверное, подспудно, невысказанно, она готовилась к этому давно, но, как часто бывает, один маленький толчок, крохотная песчинка перевесила чашу весов. Решение, очень непростое, но было принято, и скоро встал вопрос о невозможности дальнейшей супружеской жизни с Даниилом Ермолаевичем. После многих откровенных разговоров и советов стремление Елизаветы Юрьевны вступить на путь монашества поддержал и Парижский Митрополит Евлогий (Георгиевский). С согласия супруга он дал им церковный развод, и сам постриг её в монашество 16 марта 1932 г. в церкви Парижского Св. Сергиевского богословского института с именем Марии. На первое время ей отвели тихую светлую келью в Свято–Сергиевском институте, где она могла молиться и готовиться к своему монашескому пути. К этому духовному подвигу Елизавета Юрьевна готовилась внутренне давно и к постригу ею была написана»Икона преподобной Марии Египетской« . В рубаху белую одета… О, внутренний мой человек. Сейчас ещё Елизавета, А завтра буду — имя рек. Имя, которым нарекли Елизавету Юрьевну в честь преподобной Марии Египетской, было выбрано Митрополитом Евлогием недаром. Бывшая Александрийская блудница подвизалась в пустыне за Иорданом и суровой аскезой прославила себя.

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

П. Е. хотел что-то сказать, протестовать, но на пароход хлынула уже толпа. Отец Иоанн в одну минуту оказался окруженным, и П. Е. не мог более до него пробраться. Петр Ермолаевич нашел в руке 94 руб. Такой суммы он не имел уже несколько лет, но деньги нисколько не радовали его, и он совершенно равнодушно сунул их в карман своей дырявой куртки. Где-то на башенных часах пробило два. В Кронштадте все было закрыто и тихо, улицы пустынны. Начинало светать... П. Е. пошел бродить, отыскивая Андреевский собор. Ходить пришлось долго, пока на загоравшемся горизонте не обрисовался высокий купол и колокольня белого собора. Обширная площадь, красивая железная решетка, безукоризненная чистота и мощный вид огромного, совсем нового, точно сейчас только выстроенного собора произвели на П. Е. отрадное впечатление. Он поднялся по ступеням на паперть, стал на колени и принялся молиться... Долго простоял так оборванец в таком положении, но никак не мог сосредоточить свои мысли на Боге, не мог забыть все окружающее и отдаться молитве. С первым ударом колокола потянулись к собору вереницей богомольцы. По всем улицам, примыкающим к собору, шла целыми партиями самая разнообразная публика. Женщины с детьми, купцы, чиновники, офицеры, старики и молодые. П. Е. диву дался: точно в Светлое Христово Воскресенье народ спешил к заутрени. Когда кончилось богослужение, народ не «повалил из церкви», как всегда бывает при «шапочном разборе». Напротив, все остались на своих местах и только ближе столпились около амвона. Каждый ждал... Кто благословения, кто исповеди, кто имел просьбу к батюшке, словом, у всех было какое-нибудь «дело». – Пойдем, я тебя исповедую, а завтра, за ранней обедней, ты приобщишься св. Таин, – сказал о. Иоанн Петру Ермолаевичу. Они пошли в сторону к аналою. Исповедь сопровождалась продолжительным наставлением пастыря, после чего он встал на колени рядом с исповедником и помолился. Благословив затем исповедника, батюшка сказал: – Иди с миром и старайся не грешить. Не допускай, прежде всего, мыслей греховных: после мыслей придут дела худые, тогда труднее бороться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Елизавета Юрьевна, с тремя детьми, мужем и матерью, оказалась в самой гуще событий и переустройства жизни. Софья Борисовна Пиленко (урож. Делоне) - её мать, всю жизнь оставалась опорой, поддержкой и стержнем семьи. Даниил Ермолаевич в равной степени(даже после развода) был помощником и деятельным участником во всех начинаниях Е.Ю. Счастье, что они были окружены в Париже близкими по духу и деятельности людьми. В продолжении зимы 1925-26 годов тяжело болела маленькая Настя, а 7 марта 26 года она скончалась. Е.Ю. не отходила от постели умирающей дочери и до нас дошли страшные рисунки умирающей Насти, которые датированы буквально по часам. Смерть девочки, так же как и смерть в своё время любимого отца потрясла её. Это странное определение " несправедливости " смерти, о котором она писала и говорила в юношеские годы после кончины отца, сейчас обрели другие формы. Тогда она замкнулась и почти озлобилась на Бога, всячески пытаясь разобраться в чём же " Его справедливость и за что наказание? " . А сейчас в свои 34 года она написала следующее: " Сколько лет, - всегда, я не знала, что такое раскаянье, а сейчас ужасаюсь ничтожеству своему. Ещё вчера говорила о покорности, всё считала властной обнять и покрыть собой, а сейчас знаю, что просто молиться-умолять я не смею, потому что ничтожна " . И дальше она пишет " Рядом с Настей я чувствую, как всю жизнь душа по переулочкам бродила, и сейчас хочу настоящего и очищенного пути не во имя веры в жизнь, а чтобы оправдать, понять и принять смерть. И чтобы оправдывая и принимая, надо вечно помнить о своём ничтожестве. О чём и как не думай, - больше не создать, чем три слова: " любите друг друга " , только до конца и без исключения, и тогда всё оправдано и вся жизнь освещена, а иначе мерзость и тяжесть " ... Эти строки, можно считать поворотом и уже настоящим началом её пути, к которому она так долго готовилась, перед ней открылись как она сама говорила " ворота в вечность и законы вчерашнего дня отменились " и у неё " выросли крылья " . И по её же выражению - это называется " посетил Господь " . И смерть девочки, не парализовала душу её страхом, не замкнули её на своём горе, произошло чудо, она увидела ясную цель, свой жертвенный путь, без остатка отдать себя на Любовь к ближнему своему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/297/...

92) 189 (1681) году июня в 1 день дала вкладу вдова Татьяна Фотеевна, по муже своем по Петре Агаповиче Албучеве, коня гнеда пега, цена тому коню 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии. 93) Того же году дал вкладу Никита Евстратьевич, сын Маслов, кобылу буру, цена 3 рубля, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии. 94) Того же году дал вкладу Мещевского уезда, Матвей Иванович Барышников на церковное строение каменное денег 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии. 95) Того же года февраля 16 дня дал вкладу Филипп Васильев сын, портной мастер, денег 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии. 96) Того же году августа во 2 день дал вкладу Калужского уезда Ромадановской волости церкви Николая Чудотворца села Чижовки священник Евстигней Симеонов котел винной с трубою подержанной, а весу в нем 30фунтов, при игумене Ионе и при келаре Авраамии. 97) 191 (1683) году дал вкладу Калужского уезда дворянин Борис Ермолаевич Бигичев, коня рыжа лыса с хомутом и санями и с полостью лазоревою, да попону коцу ветха, да коляску обита вся кругом кожею, гвоздем луженым за 15 рублей, при игумене Иове и при келаре Авраамии и за тот его вклад его Бориса постригли, а в иноцех инок Боголеп. 98) Того же году дал вкладу Лаврентий Васильев, сын Никонов, коня савраса за 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии. 99) Того же году дал вкладу на церковное каменное строение Артемий Иванов, сын Блохин, 16 алтын 4 деньги. 100) Того – же году дал вкладу Василий Васильев, сын Дуров, денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии, и за тот его вклад Василия постригли. 101) Того же году Февраля в 19 день дал вкладу Мещевского уезда церкви Николая Чудотворца, что в Бышковичах, поп Леонтий, денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии, и за тот его вклад мы в монастыре постригли. 102) Того же году дала вкладу Татьяна Васильевна дочь, по муже своем по Василии Ивановиче Гречанинове, коня бура, цена 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008