– Зачем я пойду. Разве здесь нельзя ходить? – Нельзя. Около собора наши места; мы тутошние, почитай десять лет побираемся на паперти... – Да я вовсе не побираться пришел... – Ладно. Знаем мы вас питерских. Зачем ты из Петербурга явился, если не побираться. У нас своих хоть отбавляй, иной день есть нечего... – Отстань, пожалуйста. Вон у меня сколько денег... N высунул из кармана пачку кредиток, полученных от о. Иоанна. Ну, это другое дело. Извини, голубчик. Я думал ты с нами на паперть стать хочешь. Очень уж у тебя вид такой... Точно не ел три дня... – Я точно не ел третий день, а только в Кронштадте не думал идти побираться и отбивать у вас гроши. – Ах, милый, если бы ты знал, сколько народу ездит сюда побираться! Иной одет франтом, а сам ловит батюшку, чтобы выпросить на нужду; и не узнаешь его, с какими намерениями... – Разве батюшка всем подает? – И... и... и... страсть! Посмотрел бы ты, какие купцы приезжают; в первом классе придет, а не дай батюшка ему по­мощи, так назад хот пешком иди... Да и нашего брата нищих несколько сот каждый день здесь ожидает. Выйдет это он, отец-то наш родимый, и начинает отсчитывать... Десять человек отсчитает – рупь, десять опять и еще рупь. Так всех оделит, а мы после рупь делим по гривеннику и живы сегодня... Случается и с воли приезжие хо­рошо подают; Сенька хромой раз получил десятирублевку от барина. «Прими, говорит. Помолись о здравии отца Иоанна. Дай ему Бог много лет здравство­вать...» А как не молиться-то нам за него? И так молимся денно и ночно... Он вишь проиграл казенные деньги, хотел повеситься в гостинице, а о. Иоанн его и выручил. Ну, теперь все вернул, нажил еще и приехал батюшку благодарить. А наш случай– попользоваться можно... Глава 8 Петр Ермолаевич поинтересовался прошлым своего нового знакомца. – Я посадский. Зовут меня Петром Левшой. Наших посадских здесь нищенствует тысячи полторы. – И давно ты нищенствуешь? – Годов без мала тридцать. Родители кое-как перебивались, а я с измальства пошел нищенствовать... – Что-ж ты не работаешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отец Иоанн протянул руку N , и он почувствовал присутствие бумажек. – Возьми, это тебе пригодится, тебе надо одеться и привести себя в порядок. N хотел что-то сказать, протестовать, но на пароход хлынула уже толпа. Отец Иоанн в одну минуту оказался окруженным и N не мог более до него пробраться. Глава 7 Петр Ермолаевич нашел в руке 94 рубля. Такой суммы он не имел уже ни­сколько лет, но деньги нисколько не радо­вали его, и он совершенно равнодушно сунул их в карман своей дырявой куртки. Где-то на башенных часах пробило два; в Кронштадте все было закрыто и тихо, улицы пустынны. Начинало светать... N пошел бро­дить, отыскивая Андреевский собор. Ходить пришлось долго, пока на загоравшем горизонт обрисовался высокий купол и колокольня белого собора; обширная площадь, красивая железная решетка, безукоризненная чистота и мощный вид огромного, совсем нового, точно сейчас только выстроенного собора произвели на N отрадное впечатление. Он поднялся по ступеням на паперть, стал на колени и принялся молиться... Долго простоял там оборванец в таком положе­нии, но никак не мог сосредоточить свои мысли на Боге, не мог забыть все окружа­ющее и отдаться молитве; услышит ли он шорох в стороне – сейчас подымет голову и начнет всматриваться; заметить ли городового или пешехода вдали – засуетится, ему делается неловко, он хочет уйти, скрыться; а-то приходят в голову мысли о прошлом, о приятной веселой компании в трактире; те­перь у него есть деньги, он мог бы уго­стить всех, покутить как следует; начинает он обдумывать, спорить сам с собой, мечтать о будущем, а тут опять пешеход, крик какой-то вдали... – Пойду пройтись по городу, – решил N. Не успел он выйти на Соборную ули­цу, как его кто-то окликнул. – Эй, ты, послушай... N обернулся. Его догонял какой-то обор­ванец, очень похожий с виду на него. – Ты любезный из Петербурга верно, – набросился он на него. – Да, из Петербурга... – Ну так вон отсюда. Сейчас уходи, а-то я городового кликну... – Да чего ты! Что я тебе сделал? – Ничего не сделал, а только я тебе говорю уходи отсюда добром...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он золотил ризы и церковную утварь, ремонтировал паникадила, покупал иконы, словом, делал все зависящее от него для украшения и благолепия храма. – Церковь дала мне все; пожалею ли я чего-нибудь для нее, – говорил часто он. Года через два Петр Ермолаевич открыл уже свой магазин, а недавно купил каменный дом. Он ясно видел, что каждая его жертва на церковь , каждая помощь бедным возвращается сторицею, в виде хороших заказов, выгодных работ, и поэтому не скупился на добрые дела. Чем больше он раздавал, тем больше приобретал, оправдывая слово св. писания – рука дающего не оскудеет. Перед о. Иоанном проходили тысячи таких погибших, он постоянно выслушивал их исповеди о тех ужасных драмах из жизни, которые произошли, благодаря только пьянству. И о. Иоанн, поэтому, всегда бичевал пьянство резкими словами. – Братия, – говорил он, – пьянство, диавольская сеть, диавольская отрава: ибо пьянство губит души человеческие, а вместе с душами и тела. Что такое питейные дома? Западни диавола. В домах ставят какую-нибудь посуду с мухоморною водою для изведения мух; мухи напьются ею, опьянеют и потом издыхают. Подобны этому и питейные дома. Вино, не в меру принятое, человекоубийственная вещь; а человек жаден; это его природная немощь, наследованная от первых людей. Винопродавцы, простите мне, – не человекоубийцы ли вы? Как так? Очень просто. Человек, особенно простой, необразованный, да и всяк – слаб, грешен: его легко втравить во всякий порок. А содержатели питейных домов втравляют бедный народ в пьянство. Но, горе человеку тому, говорит Спаситель, имже соблазн приходит; ибо Сын человеческий, Сын Божий, прииде взыскати и спасти погибшаго. 55 Горе строящим и умножающим питейные дома. Люди гибнут и телесно, и душевно, как мухи от мухоморной жидкости, от умножения питейных домов и винной продажи, а содержатели этих домов виновны в их погибели. А кто эти погибающие? – Дети Отца небесного; дети Господа Животворящего, породившего их в купели крещения. Имеяй уши слышати, да слышит! Если содержатели питейных домов и те, кои попускают им строить во множестве их, хотят заслужить помилование на страшном суде Господа: да очистят немедленно питейные дома от вина, и пусть обратят их в жилые дома или для других настоящих надобностей: время перестать играть вином и губить души и тела бедного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Раскулицы, урочище. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Урочище Раскулицы (нежилое), Преображенская церковь. Построена в 1861 г., в усадьбе Врангелей. Раскулицы, усадьба (нежилое урочище вблизи деревни Черенковицы, Волосовский район Ленинградской области). С 1773 усадьба Раскулицы принадлежала семье Вахтиных. В 1853 генерал-лейтенант артиллерии Н.В. Вахтин продал имение Е.Д. Корф, которая занялась благоустройством усадьбы. Были построены деревянный господский дом, швейцарский домик и службы, окружавшие парадный двор. Около пруда разбит пейзажный парк, в центре которого устроен островок. На средства Евгении Дмитриевны Корф на месте деревянной, перенесенной сюда в 1778 г. из соседнего села Черенковичи (построена в 1720 г.) церкви построена в 1858-1861 гг. каменная церковь. На церковном кладбище похоронены представители семей Вахтиных и Корфов, владевших в разные года усадьбой, а также барон Георгий Ермолаевич Врангель - последний владелец усадьбы Раскулицы. В настоящее время от церкви сохранились руины, впрочем, не в самом пока плачевном состоянии. В притворе сооружено кирпичное строение (похожее на кинобудку), перегораживающее почти весь вход в церковь. Раскулицкая Преображенская церковь находится в имении баронессы Корф, на мызе Раскулицы, в 12 верстах от Волосова… Церковь, сперва, находилась в деревне Черенковицы, в 3-х верстах от Раскулиц, а в Раскулицах построена в 1778 г. надворным советником Федором Григорьевичем Вахтиным. Она была деревянная, во имя Преображения, с приделом Федора Стратилата. В 1861 г. она, по ветхости, разрушена. Нынешняя каменная, теплая, освящена 17 сентября 1861 г. благочинным Ямбургского собора священником Иоанном Аландским. Она построена на средства баронессы Евгении Дмитриевны Корф, по плану архитектора Буланова. Антиминс в церкви старый, освященный 1778 г. 28 мая митроп. Гавриилом. Длина храма 8 саж., ширина 4 саж. высота 4 саж, высота колокольни 6 саж. Церковные документы хранятся с 1810 г. Причт состоял из священника и дьячка. 1857 г. июня 28 дня указом Синода, Раскулицкая церковь приписана к Чирковицкой и туда переведен Раскулицкий причт. Ныне здесь служит Чирковицкий причт, получая за это от баронессы Корф около 100 руб. в год. Поместье в приходе одно - баронессы Корф, деревень 4: Черенковицы, Поддубье, Худанка и Плещевицы. Прихожан муж. пола 135, жен. – 158. /Священник Василий Копьев./ «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01259

Павловский Посад. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Корневе (старая). Старообрядческая Богородицерождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1912. Год утраты:1993 (сгорела) Адрес: Россия, Московская область, г. Павловский Посад, на месте существующей церкви по адресу ул. Корневская, д. 54 Координаты: 55.777767, 38.707233 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Корневский старообрядческий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был самым «молодым» среди древлеправославных церквей в Павлово-Посадской округе. Построили его в расположенной в полутора верстах от Павловского Посада деревне Корнево (тогда Корневой) к концу 1915 года, а освятили в следующем. Земля для храма была пожертвована местным крестьянином Петром Андреевичем Пшеничниковым, на участке которого уже почти полвека стоял небольшой молитвенный дом. Здесь собирались на молитву староверы Корнева, а также из окрестных деревень Юдино, Мишутино, Улитино, Щекутово, Назарьево и Гора. Эти деревни были не так далеко от посада, где селяне регулярно запасались необходимым провиантом и хозяйственным товаром. Священником при корневском молитвенном доме был о. Никола (Николай Дмитриевич Глинков, 1859-1915). Какова же точная дата освящения новопостроенного старообрядческого храма во имя Рождества Богородицы в Корневе? До недавнего времени это было неизвестно. Но вот несколько лет назад автору этих строк удалось (при подробном изучении местных старопечатных книг) обнаружить на внутренней стороне обложки «Ирмосов» киевского издания 1912 года важную памятную запись, сделанную участником и свидетелем освящения церкви. Запись выполнена простым карандашом достаточно разборчиво, что указывает на серьёзное отношение автора текста к увековечиванию обозначенного исторического события. Вот это важное для нас документальное свидетельство: «1916 года июля 31-го дня было освящение церкви Рождества Богородицы при деревне Корнево. Священник отец Тимофей. Было постановление стихарного Симеона Ермолаевича Гаврилова или Барсукова, крестьянина Калужской губернии, Медынского уезда Ореховенской волости – деревни Острые Луки».

http://sobory.ru/article/?object=51215

Тимашово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью  Тимашово. Рождества Пресвятой Богородицы церковь Каменная с такой же колокольней. Построена в 1731 г. помещиком Петром Ермолаевичем Тишиным. Двухпрестольная с приделом Иоанна Воина. К ней была приписана церковь Предтеченская с. Ивановское. В земской школе обучалось 27 мальчиков и 13 девочек. Закрыта 1938г. http://korolev.msk.ru/ Тимашово впервые упоминается как деревня Пыренской волости Малоярославецкого уезда в Платежной книге 1621 г. Вся волость принадлежала самому царю, а затем по частям пущена в раздачу. Деревня Тимашово оказалась в собственности дьяка Льва Дмитриевича Ермолаева, а с 1715 г. переходит в руки его сына Петра с двором помещика и 23 дворами крестьян. Видимо, Петр Львович оказался рачительным хозяином и через двадцать лет дворы, увеличились в два раза. Чтобы стать селом, Тимашову не доставало только церкви. 20 января 1735 г. П.Л. Ермолаев пишет прошение в Святейший Синод, о разрешении построить каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По благословению Святейшего Синода в Тимашово приехал настоятель Малоярославецкого Черноостровского монастыря игумен Вассиан, чтобы проверить, действительно ли нужен храм, и «учинивши следствие» отписал церковным властям о необходимости строительства храма. 13 июня 1735 г. была выдана храмозданная грамота, подписанная епископом Коломенским и Каширским Вениамином. Храм с трапезной и колокольней строили и украшали три года. Освятили его в конце лета 1738 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так как здание было холодным, последовал указ о построении в трапезной придела для зимнего времени во имя св. муч. Иоанна Воина. Первым настоятелем стал священник Федор Иванов. С 1782 г. с. Тимашово находилось в собственности Петра Александровича Болдина. Священником с 1802 г. был Иродион Андреев. В Государственном архиве Калужской области сохранилось описание убранства Тимашовского храма относящееся к 1802 г. Алтарь отделялся от помещения для прихожан высоким пятиярусным иконостасом «столярной работы, позлащенным и местами выкрашенный» В самом храме присутствовал список с Боголюбской иконы Божией Матери. И это не случайно. Местное почитание Боголюбского Юрьевского образа особенно распространилось после чумы 1771 года, когда с этой иконой обходили г. Малоярославец и другие селения и возможно икона находилась и в Тимашово.

http://sobory.ru/article/?object=06768

В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы " писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря " . Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в XIX веке по более старому образцу. Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплетах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д. www.perm1.ru/ Первая христианская церковь на Западном Урале, связанная с историей крещения Перми Великой Чердыни в 1462 г. Первое кирпичное здание Урала. В 1462-1463 гг. перм. князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными грамотами. Первоначально монастырь имел одну церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Согласно переписи М.Ф. Кайсарова 1623-1624 гг., в Чердыни уже существовал храм «Иоанна Богослова, каменный, верх шатром». Проезжавший в 1705 г. через Чердынь сибирский губернатор М. П. Гагарин по обету, данному им, перестроил церковь, для чего им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви в 1718 г. Работами руководил «прикащик» Лев Колотилов, а наблюдал выборный Иван Ветошев. При реконструкции была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть. В связи с окончательным упразднением монастыря в 1784 г. церковь Иоанна Богослова была приписана к Богоявленскому приходу, а в 1912 г. передана вновь образованному Чердынскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю (существовал до 1918 г.).

http://sobory.ru/article/?object=02967

Священник Тогурской Воскресенской церкви Алексей Ермолаевич Крапивкин с учителями Волковской и Северской школ, 1914 г. Из фондов Колпашевского краеведческого музея В годы начала советской власти Тогурский храм не единожды пытались закрыть и закрывали на непродолжительное время, церковь постепенно разоряли. Однако здание храма не разрушили: по воспоминанием жителей, прихожане отстояли Воскресенскую церковь. Часть икон, книг и утварь верующим удалось спрятать и сохранить. После пасхального крестного хода. Фото приходской общины 20-х годов. В центре предположительно священник Стефан Аристов (расстрелян в 1937 году) Приходская община молится у закрытого властями храма. Фото из личного архива жителей села Тогур В 1940 году здание храма стали использовать как склад. В книге протоиерея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить» упоминается удивительный случай, после которого храм вновь открыли. Жители Тогура, проходившие мимо храма, видели сквозь окна, что в алтаре на подсвечнике горит множество свечей. При этом чудесное явление продолжалось довольно долго, так что все село успело собраться. Власти несколько раз проверяли, нет ли в храме огня, но кроме зерна ничего не находили. Чудесный свет был виден всем только с улицы. В 1946 году под сводами Воскресенской церкви снова зазвучала молитва. «…А храмы в те годы были закрыты. В восьми километрах от нашего Колпашева в селе Тогур был храм Воскресения Христова…Когда этот храм занял колхоз, там устроили зерносклад. В 1946 году, перед тем как храм вернули церкви, произошло удивительное событие. Тогурские жители, проходившие мимо храма, увидели сквозь окна, что в алтаре на подсвечнике горит множество свечей. Ахнули, глазам своим не поверили. Подошли к входной двери — замок. Да и кто ж в зернохранилище будет службу устраивать? Побежали за кладовщиком, который отвечал за зерно, позвали его. Он тоже посмотрел в окно — да, свечи горят. Открыли церковь, зашли внутрь — а там никого. Ни подсвечника, ни свечей. Но только вышли из церкви — опять через стекло видно: в алтаре свечи горят. Народ со всего села собрался, все видят с улицы явное чудо, а в церкви — никого. И поняли все: не случайно это видение было — надо открывать храм. Пригласили председателя исполкома, он приходил, сам во всем убедился. Ему уже некуда было деваться: все село, как один человек, приступили к нему: открыть храм! Тогда убрали из помещения зерно, все вымыли, вычистили. Священника, правда, долго не было. Но люди приходили в храм и сами молились».

http://foma.ru/fotoletopis-togurskoj-vos...

Княгиня Надежда Сергеевна Болховская от первого брака с Е. И. Великопольским имела сына - Ивана Ермолаевича, родившегося в 1797 году. После смерти мужа от второго брака с казанским помещиком А. Ф. Моисеевым она родила еще одного сына - Николая Алексеевича и дочь Варвару Алексеевну, вышедшую впоследствии замуж за известного математика, профессора Казанского университета Н. И. Лобачевского. Когда дети выросли, то старицкие имения Надежда Сергеевна разделила следующим образом: Чукавино отошло к старшему сыну Ивану Ермолаевичу Великопольскому, а соседнее Коноплино было дано в приданное за его единоутробной сестрой Н. И. Лобачевскому. В 1831 году И.Е. Великопольский по завещанию своего покойного друга, знаменитого московского врача, доктора медицины - Матвея Яковлевича Мудрова - женился на его шестнадцатилетней дочери Софье Матвеевне и поселился с ней в Чукавине. С этого момента начинается второй период возрождения усадьбы. Дочери Мудрова - Софье Матвеевне, по-видимому, была подарена матерью А.С. Пушкина, Надеждой Осиповной, миниатюра, выполненная крепостным художником, на которой представлен поэт в младенческом возрасте. Долгое время миниатюра хранилась в Чукавине. От М. Я. Мудрова в наследство Великопольскому достается большой архив: " Я сохраняю сокровищницу библиотеки его, в которой находятся собственные его сочинения - печатные и рукописные " . Поселившись в Чукавине, И.Е. Великопольский сразу же со свойственной ему энергией занялся реконструкцией и благоустройством имения. Особенно много внимания Иван Ермолаевич уделял хозяйственному обустройству усадьбы. В поисках дополнительных доходов он стремился завести в имении высокопродуктивную породу молочных коров, пробовал наладить торговлю лошадьми. Для хозяйственных нужд он выстроил новые каменные строения на месте прежних тесных деревянных. Усовершенствовал технологию выращивания и обработки льна и других прядильных растений. Для выработки тонкого льняного полотна он построил ткацкую мастерскую, оснастив ее станками собственной конструкции.

http://sobory.ru/article/?object=01394

Я очень радовался, что помогаю батюшке. Я с детства видел себя священником. Одевал себе на шею полотенце, как епитрахиль, из консервной банки сделал себе кадило, пытаясь «совершать» службу. В школе некоторые ученики, зная, что я часто посещаю храм и прислуживаю, прозвали меня «попом». Удивительным и знаковым событием для меня было следующее. Стояла суровая, морозная зима. Снега выпало очень много, непрекращающиеся метели замели все дороги. К сожалению, никто в нашем доме не захотел в такую погоду идти в церковь под праздник Крещения. Я думал: «А как же так, останемся без крещенской воды. Всегда в этот день ходили в храм и приносили святую воду, а в этот раз никто не пошел. А как же остаться без святой крещенской воды?» И тогда я решил сам освятить воду. Мне шел тогда девятый год. В ночь на Святое Крещение, дождавшись, когда все в доме уснут, не зажигая свет, я тихонько оделся, достал с божницы большой старинный литой крест и вышел на улицу. Была метель, все было заметено снегом. Я перекрестился и пошел к колодцу. Снег был до самых краев сруба. Я нагнулся и стал троекратно осенять воду крестом. На третий раз моя нога поскользнулась, и я почувствовал, что сейчас окажусь в ледяной воде. Но в это мгновение кто-то очень легко и свободно, незримо удержал меня и твердо поставил на ноги. И только потом напал на меня страх, я понял, что был на краю гибели. И кто бы из домашних додумался искать меня утром в колодце? Получилось бы – пропал ребенок из дома и нет его. После этого я с большой радостью вернулся домой. Капельками воды с креста я окропил свою кровать, разделся и лег в постель. В эту ночь я увидел удивительный сон – прекрасный светлый храм, наполненный радостными людьми, а по центру, на возвышении, с крестом и кадилом в руках стою я. В юные годы, когда наша семья уже жила в г. Даугавпилсе, я знал много и других верующих людей. В Даугавпилсе жил Иван Ермолаевич Зубов, очень благочестивый, духовно-начитанный и широко эрудированный в светской литературе и истории человек.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

   001    002    003    004    005    006   007     008