Никольский собор (Мышкин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский собор – старейший памятник архитектуры города Мышкин. Собор Николая Чудотворца старше города – он был построен в 1766 году, а город получил свой статус в 1777 году. Содержание История [ править править код ] Никольская церковь построена в Мышкине в 1766 г. (по другим данным в 1769 г.), храм строился на средства петербургского купца 1-й гильдии Александра Петровича Березина, уроженца Ярославской губернии (село Еремейцево, неподалеку от г. Мышкина). При участии А. П. Березина Мышкин получил в 1777 г. статус города, а церковь Николая Чудотворца с 1778 г. стала городским собором и пребывала в этом статусе до начала XIX века. Это самое старое каменное здание в Мышкине из сохранившихся до наших дней. В 1777 г. дворовые люди помещиков Кожиных выполнили для церкви иконостас, в 1827 г. его отреставрировали Захар Григорьев и дворовый художник помещика Перова. В 1820–1830-х гг., после постройки в городе Успенского собора, Никольский собор был основательно реконструирован предположительно по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова – возведен новый купол, на южной и северной сторонах пристроены портики с парными колоннами. В 1843 г. храм расписал ростовский художник Евгений Александрович Строганов. Особо почитали в Никольской церкви чудотворную икону Богоматери «Троеручица». В 1860-х гг. каменщик Порфирий Ермолаевич Лузин полностью перестроил колокольню. В 1930-х гг. колокольня была снесена. В советское время (с 1971 г.) в соборе Николая Чудотворца действовал Дом культуры с кинотеатром. В 2003 г. собор возвратили верующим, с 2004 г. в нем проводятся богослужения. В подвале храма сегодня можно посетить музейную экспозицию «Тайны VIII века», а в доме причта, находящемся напротив собора, открылся музей семейных коллекций, где можно подробно познакомиться с историей церкви. На настоящий момент в соборе были проведены масштабные реставрационные и ремонтные работы. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_соб...

Вот и всё о себе… К автобиографическим сведениям старец в этом послании более не возвращается, поэтому позволим себе их дополнить, на основе найденных документов. Его мирское имя – Иван Ермолаевич Кудрявцев. Родился он в начале 30-х гг. XIX века. По происхождению – государственный крестьянин-вятич, из деревни Верхопольская Елпанской волости Нолинского уезда. Его земляки часто снаряжали благочестивого и одаренного юношу для сбора средств на постройку их новой приходской церкви. Но Иван мечтал об Афоне. В одном из писем к игумену Андреевского скита Феодориту, он, еще будучи мирянином, писал так: «Помолитесь, чтобы Господь удостоил меня быть на Святой Горе. Дух горит! Терпения нет! Улетел бы от сей суеты! Кто мне даст криле, яко голубине? Улетел бы от этого мятежа туда, куда давно, давно стремленье мое. Если б было! Люблю Афон, душой и сердцем содрогаюсь, когда об нем вспоминаю. Он дорогой! Духом влекусь и в пустынях его мысленно блуждаю. О, как он близок к сердцу в строгих правилах своих. Он питает как младенцев десять тысяч стариков своих седых! От юных лет вскормил – постом, молитвами, трудом, чрез послушание – жизни строгой научил. Прости, прости меня за такое письмо». В итоге Иван собирал пожертвования не только для родного Нолинского уезда, но и для русских афонских обителей, в первую очередь для великого Пантелеимонова монастыря, от которого получил доверенность и сборную книгу. Когда же юноша познакомился, во время сбора пожертвований в Нижнем Новгороде, с игуменом Феодоритом, то он попросился поступить к нему в помощники, на что старец первоначально не дал благословения, опасаясь обвинений в переманивании сборщика. Однако они вступили в переписку. Сохранилось курьезное письмо в Андреевский скит от юноши Ивана, где тот описывал свои впечатления от своей первой поездки на поезде – из Петербурга в Белокаменную: «…Я в Москве! Ах, какая суета! Толкотня страшная! Все спешат – и куда? Бегают и толкают друг друга – куда, к чему? Слава Богу, что есть еще Афон…». Намерение Ивана отправиться на Святую гору было остановлено вспыхнувшей в 1853 г. Крымской войной, по окончании которой его мечта сбывается – в 1858 г. он покидает Россию, официально – ради паломничества по святым местам Востока.

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

В том же году вятич Иван стал афонцем Дорофеем. Однако он не сразу поступил в Андреевский скит. Сперва он подвизался на келлии у некоего старца Августина, затем ушел в Ксенофонтский монастырь, всё время стремясь, однако, попасть в Андреевский скит. Игумен Федорит продолжал проявлять сдержанность: «Я писал вам, чтобы вы приняли и обласкали любезного Ивана Ермолаевича Кудрявцева, но в число братии не советовал принимать, не ради чего, а только, чтобы не было неприятностей между св. обителями. Поэтому любя его, я удалялся от него, чтобы не давать повода подумать, что мы его переманиваем». В 1859 г., в следующем году после поступления в скит, когда Иван, теперь уже Дорофей, отправился в Россию ради получения официального разрешения на уход из казенных крестьян в монашество, скитяне доверили ему ответственную миссию – представить в Петербурге обер-прокурору Св. Синоду графу Толстому обстоятельную записку о нуждах скита, в составлении которой он сам и участвовал. Он также, по заданию старцев, подыскал в Петербурге место для строительства скитской часовни – однако эта инициатива затянулась потом на годы из-за разных препятствий. Теперь в миру ему казалось еще труднее – вот что он писал из России на Афон в 1860 г.: «Изнемогаю!.. Помолитесь!.. Я здесь у всех бываю и бывал – суеты и болтовни много, а пользы мало. Надоело страшным образом... Отче! Прошу вас только об одном... Бога ради... поручений и комиссий не возлагайте. Я точно и теперь как угорелый, просто кажись, без головы... Помолитесь к матери Божией!!!». Большое утешение от мирских искушений он получил у преподобного Макария Оптинского, к которому впервые съездил в 1860 г. В Андреевском скиту почти сразу ему доверили ответственное послушание казначея. А в результате своей многолетней деятельности он удостоился высокого титулования «ктитор», т.е. «попечитель обители» – редкий случай для монашествующих. Он – постоянно в разъездах, часто бывает в обеих русских столицах и в столице Оттоманской империи. Он записывается членом вновь учрежденного Православного Палестинского общества, и, как свидетельствует послание 1886 г. тут же стремится использовать возможности этого престижного учреждения. Он проводит немало времени на скитских подворьях и там, знакомясь со скудными жизненными условиями местных греков, предпринимает ряд важных мер – в первую очередь, по устройству водопровода для пограничного с Афоном селения Иерисос, иначе Иерисо.

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

Иван Ермолаевич общался со многими священниками, в свое время паломничал по монастырям, он был очень духовным человеком. Зная о предложениях из «Пушкинского дома», он все же советовал мне избрать духовный путь. Он первым сказал мне, тогда еще студенту: «Ты обязательно станешь епископом!» А я тогда еще ни разу в жизни епископа не видел: их было мало, и в Латгалию, даже в большой город Даугавпилс, архиерей приезжал крайне редко. Конечно, я и представить себе не мог, что эти слова сбудутся. Запомнился наш сельский батюшка, отец Алексий Андросов. Он в молодые годы служил диаконом в России, но во времена гонений был вынужден оставить священнослужение и жить неприметно. После войны он приехал в Латвию, пришел к владыке, знаменитому нашему иерарху митрополиту Вениамину (Федченкову), с покорнейшей просьбой дозволить ему вернуться к церковному служению. Милостивый архипастырь возвел его в священнический сан и направил в наш приход. Это был уже пожилой человек, скромный и смиренный, много переживший. Скромность и смиренность – этих качеств зачастую не хватает священнослужителям в наши дни. Вспоминается еще один латгальский сельский пастырь – протоиерей Сергий Леонов из села Московское. Большинство жителей этого старинного русского села единоверцы, и батюшка многие годы служил настоятелем местного единоверческого Покровского храма, который существует и сегодня, хотя уже и не единоверческий. Талантливый иконописец, он писал дивные образа в строго православном каноническом стиле, и ныне только специалисты могут отличить иконы его письма от старинных образов. Им написаны аналойные Праздники в Рижский Свято-Троицкий собор и в Спасо-Преображенскую пустынь. В хрущевские времена иконописцев было очень мало. Он подвергался постоянным преследованиям и притеснениям со стороны властей, даже находился в заключении, но никогда не унывал, не роптал, оставался добрым и приветливым человеком. А как просто он жил! Крохотный домик, наверное, самый простой и маленький в селе, был не более 30 квадратных метров, обстановка самая простая, аскетичная, ни одной лишней вещи. Еще сад, огород и маленькая пасека, они кормили батюшку, жившего, можно сказать, трудом своих рук. В молодые годы я часто бывал у отца Сергия и даже прислуживал у него в храме, где он служил по древнему чину, с величественным и аскетичным знаменным пением: тогда еще в селе были певцы «старой школы». Сам же батюшка был очень тонким и духовным человеком, великолепным собеседником. У него я впервые познакомился с журналами «Перезвоны» и «Родная старина», которые издавались в довоенной Латвии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

В IX/X в. на территории совр. П. к. сложилась родановская культура, связываемая с предками коми-пермяков; ее соотношение с предшествующими культурами вызывает дискуссии. С X в. стал функционировать Камский торговый путь, связавший регион с Волжско-Камской Булгарией, Древнерусским гос-вом, а также с более отдаленными политическими и культурными центрами. С. В. Кузьминых Начиная с XIII-XIV вв. и до 1471 г. территория совр. П. к. формально являлась даннической территорией Новгородской республики . Впервые территории «по Каме реке» (Пермь Великая, Пермская земля) упомянуты в Новгородской I летописи в 1324 г. при описании последней поездки в Орду московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича . Ок. 1430 г. на р. Усолка началась выварка соли (т. н. пермянки) и образовалось сел. Соль Камская (ныне г. Соликамск), позднее, в XVII - нач. XVIII в., эти земли являлись крупнейшим центром рус. солеварения. Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. происходил процесс включения Пермской земли в состав Московского великого княжества (с 1478 Русского гос-ва). С 50-х гг. XV в. до 1481 г. в Чердыни был известен кн. Михаил Ермолич (Ермолаевич), к-рый, по всей видимости, происходил из родоплеменной знати М. Перми (по мнению ряда исследователей, являлся наместником вел. князей Московских). Он признавал сюзеренитет вел. князя Московского, однако отказался от участия в казанско-рус. войне 1467-1469 гг., в 1467 г. совместно с вятчанами совершил поход на вогулов (манси). В 1472 г. поход на Пермскую землю совершил отряд московских войск из Вел. Устюга под командованием кн. Ф. Д. Пёстрого, который разгромил основные силы коми-пермяков. Соединившись с отрядом Г. Нелидова, кн. Ф. Д. Пёстрый основал при впадении р. Покча в р. Колва городок Покча (ныне село Чердынского городского окр.), ставший опорным пунктом московских властей на Пермской земле. Кн. Михаил Ермолич и мн. др. представители местной знати попали в плен и были отправлены в Москву, откуда они вскоре возвратились (кн. Михаил Ермолич продолжил править как «слуга» вел. князя Московского). С XV в. на территории совр. П. к. фиксируются рус. поселения - Анфалов городок, Троицкое городище на р. Колва (буд. г. Чердынь) и др.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Для начала, может быть, хотя бы попробовать быть благодарным за то, за что можно быть благодарным? За Победу в смертельной войне? Вообще, быть благодарным – это правильно, а неблагодарным – неправильно. Господа, вы знаете об этом? Когда человек на склоне лет вспоминает своих родителей, учителей и начальников, то нормально, если он вспоминает их с благодарностью, хотя наверняка в его жизни было немало обид от них. Забывать обиды – это и есть то прощение , которого от нас ждёт и требует Бог. Отсутствие благодарности и прощения обернётся ропотом на отечество и на Бога. Но, как сказал Пушкин в ответ на обличения Чаадаевым сталинского террора в СССР, «…pour rien au monde je n’aurais voulu changer de patrie, ni avoir d’autre histoire que celle de nos ancêtres, telle que Dieu nous l’a donnée (…ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал)». 25. Священник Дмитрий Дудко о Сталине Много кто с уважением отзывался о Сталине, и нелепо было бы тут бесконечно добавлять цитаты хоть Черчилля, хоть Мао Цзэдуна, или Митрополита Гор Ливанских Илии Карама, или Великого князя Александра Михайловича Романова, или Патриарха Алексия Первого, или уехавшего в Париж писателя-фронтовика Виктора Некрасова. Но отцу Дмитрию Дудко предоставим всё же слово. Священник Дмитрий Дудко родился в 1922 году в семье крестьянина. Отец – Сергей Ермолаевич Дудко – был арестован в 1937 году за отказ вступить в колхоз. Мать – Елизавета Никаноровна Дудко – воспитывала четырёх детей: Дмитрия, Владимира, Николая и Матрёну. В 1941-43 годах был на оккупированной территории. В 1943 Дмитрий призван в Красную Армию, воевал. В 1944 был комиссован после ранения и перенесённой болезни (тифа). В 1945 году поступил в Московскую Духовную семинарию. После её окончания переведён в Духовную академию. 20 января 1948 года был арестован и приговорён к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах по статье 58 – 10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). В 1956 году освобождён. Был восстановлен в Академии, окончил её в 1960 и рукоположен в священники. Служил в Московском храме Петра и Павла. В 1963 году храм был закрыт и взорван. Дмитрий Дудко был переведён служить в храм Святителя Николая на Преображенском кладбище. Скончался 28 июня 2004 года.

http://radonezh.ru/2023/09/15/revolyuciy...

К родной сестре в село Липицы под Серпуховом пришла монахиня Раиса Румянцева 835 , а вместе с ней рясофорная послушница Екатерина Кузнецова 836 . Они были арестованы в один день и проходили по одному делу с архимандритом Мисаилом (Зайцевым Михаилом Ермолаевичем) из Тихоновой пустыни Калужской губернии (монастырь закрыт в 1923 году). За несколько дней до их ареста владыка Иоасаф (Шишновский) назначил о. Мисаила на должность священника в храм села Липицы Серпуховского района Московской области. В показаниях монахини Раисы сохранились следующие слова, характеризующие их отношение к коллективизации: «По части коллективи зации он [о. Мисаил] говорил, как и все пастыри, что верующий человек в Бога должен противиться колхозу, так как в колхозах святых отцов и Бога не почитают. Туда вступают заблудившиеся люди, их нужно выводить на добрый путь спасения. Это он говорил за чаем в доме Дроновой [председателя церковного совета]. Мы, монашенки, всегда доверяли и будем верить нашим учителям святым отцам. К тому же он, Зайцев, является архимандритом, присланным из Москвы владыкой Иоасафом, епископом Серпуховским». О своем мировоззрении она сказала так: «По убеждениям я и сейчас верю только в силу Бога, и все от Него зависит. Советская власть также временно послана от Бога. По Писанию Божьему, она должна смениться в скором времени, так как Бог гонений на Церковь Православную не позволит» 837 . В деревню Мелихову Угодско-Заводского района Московской области уехали Елизавета Рыжикова (Орлова) и Татьяна Платонова, и были там арестованы 838 . В родные края Рузского района вернулись Елена Малофеева (в деревню Томнину к брату) и Александра Михеева (в деревню Молодякову к матери) 839 . Можно отметить, что на допросе Александра Михеева даже не старалась отрицать свое негативное отношение к происходившим событиям: «Я, как монашка, ходила в деревне Молодяковой к знакомым крестьянам-односельчанам и беседовала с ними на религиозные и политические темы. Я как верующая считаю, что власть неправильно делает, притесняя религию. Об этом я говорила с крестьянами, также и среди крестьян иногда говорила, что власть замучила крестьян разного рода заготовками. Будучи в дер. Федоровке Наро-Фоминского района в 30-м [году], я в группе крестьян говорила председателю сельсовета: «Зачем вы обираете крестьян?» Присутствовавшие крестьяне со мной очень все согласились» 840 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Приход простирается до прихода Новосильцевской церкви а по Неве – до прихода Николаевской церкви, на Черной речке. Большинство прихожан составляют рабочие на заводах и фабриках, И так как это – народ пришлый, то числа их показать в точности невозможно. Коренных жителей можно насчитать до 120 душ муж. пола и до 130 женского. Раскольников-беспоповцев считается в приходе 12 человек. 13-го октября 1874 г. учреждено, при церкви, благотворительное общество. Честь учреждения его принадлежит дейст. ст. совет. М. Г. Петрову, пожертвовавшему 2,000 руб. Сперва общество выдавало бедным пособия и даровые квартиры. С 27-го июня 1880 г. открыть и освящен каменный трех-этажный дом, построенный частию на средства общества, частию на пожертвования посторонних лиц, особенно Ильи Федуловича Громова. Часть дома занята старушками, до 20 человек, остальная отдается в наем. Ныне общество имеет наличный капитал в 37 тыс. руб., а с недвижимостию до 83 т. руб. Сампсониевский приход есть один из древнейших приходов Петербурга. На кладбище и в храме здешнем погребены многие достопамятные лица. Так внутри храма погребены: тайной канцелярии секретарь Иван Федорович Набоков, ум, в 1753 г.; армий секунд-майор Иван Николаев Набоков, ум. в 1760 году; генерал-аншеф и действ. камергер Василий Ермолаевич Скворцов, ум. в 1769 г. Вне храма, на южной стороне главного алтаря, погребены: протопресвитер петербургского Троицкого собора Иоанн Симонов (ум. 1740 г.) и петербургский купец Михаил Яковлев Грязновский-Лапшин (ум, 1769 г.), бывший, как видно по могильной надписи, усерднейшим попечителем и «директором» храма. На южной стороне храма погребены: бывший кабинет-министр, Артемий Петрович Волынский (ум. 27-го июня 1740 г.) и с ним – Хрущов и Еропкин; на северной – прокурор государственной с.-петербургской губернской коллегии Федор Васильев Безобразов (ум. 1775 г.). В 1714 г. купеческий человек, Емельян Яковлев Москвин, построил при церкви богадельню для 10 чел. мужского пола. Это был первый пример благотворительного приходского учреждения в Петербурге. 5-го июля 1721 г. церковный староста Негодяев просил святейший синод, чтобы ему разрешили построить здесь богадельню для лиц женского пола, а мужскую, как поставленную неудобно, перенести на другое, лучшее, место. Негодяев построил богадельни и в 1722 г. в них помещалось 20 старух, в 1733 г. – 9 чел. мужского пола и 20 женского. В том же году «канцелярия от строений» распорядилась построить, при Сампсониевской церкви, две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году и они были закрыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В праздники пол покрывается красным сукном, а церковь освещается большим паникадилом. Всех икон во храме до 200. Из них замечательны: 1) копия с чудотворного образа Пресвятые Богородицы Феодоровские, «еже во граде Костроме», в серебряной, вызолоченной ризе и с венцом для камней, дар золотых и серебряных дел мастера Павла Силыча Михайлова; 2) копия с иконы Богородицы, «скоропослушницы», находящейся в Афонском Дохиарском монастыре, – дар Серафима, схимонаха Афонского Пантелеймонского монастыря. Серебра в ризах и церковной утвари до 75 фунтов. Хоругви – одни бархатные, шитые золотом, другие – бронзовые, золоченые, звездообразные. Украшение церкви и снабжение ее утварью сделано трудами старшины Д. П. Полозова и малярного цеха мастера Василия Ермолаевича Кудрявцева. Проэкт и чертежи составлял архитектор Ф. И. Винтергальтер, а работы, под его наблюдением, производили В. Е. Кудрявцев, П. И. Москвин, Е. М. Макаров, Е. И. Иванов , М. П. Поликарпов, М. Г. Беляев и др. Наблюдали также и почетные попечители: Н. Т. Тиханов и А. И. Колосов. Колокольня, с 5 колоколами, устроена на балконе, близ алтаря. Первым законоучителем в школе был протоиерей Владимирской церкви о. Иоанн Гратинский, которому, в 1874 году, за труды по школе, поднесен наперсный крест с дорогими каменьями. Впоследствии законоучителем сделался настоятель церкви. В благодарность Н. М. Комарову, основателю богадельни и школы, общество ремесленников поставило в училищном зале портреты как Комарова так и сотрудника его, меднобронзового цеха мастера Исидора Федоровича Федорова. Кроме того, в храмовой праздник и в дни открытия заведений, 23 ноября и 9 мая бывает, в память их, заупокойная служба, с молитвами о «рабе Божием Стефане», именно о меховщике Чаплине, пожертвовавшем 25,000 p. с. При первоначальном устройстве школы имелось в виду призрение детей и сирот петербургских ремесленников. Ныне заботятся и о том, чтобы, кроме общего образования, приучить детей к мастерствам, смотря по их способностям. Затем попечители пристраивают детей в ремесленные заведения и наблюдают за ними до их совершеннолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Димитрия в лагере «Дора», где на подземных заводах изготовлялись ракеты и самолеты: «Юра почти сразу заболел фурункулезом и очень быстро скончался В феврале 1944 года в концентрационном лагере ‘Дора’ отец Димит-рий погиб; он умер от воспаления легких на грязном полу в углу так называемого ‘приемного покоя’ лагеря, где не было ни лекарств, ни ухода, ни постелей. Вечером или в ночь он умер и, вероятно, под утро был увезен с другими покойниками в крематорий лагеря Бухенвальд. В то время покойников из лагеря ‘Дора’ сжигали в Бухенвальде. Лагерь ‘Дора’ был страшный лагерь!.. Отец Димитрий был человеком глубочайшей Веры и Живого Бога, он любил всех Дело в том, что живое отношение к Богу у отца Димитрия непосредственно и просто переключалось в жизнь – к живому человеку, особенно к несчастному, ко всякой душе ‘скорбящей и озлобленной’. В этом у них было много общего с покойной матерью Марией! Отец Димитрий, мать Мария, Фондаминский, Юра Скобцов и другие погибли как мученики за Веру в Бога, за то, что они отдавали себя, свои души другим людям» 17 . Отец Димитрий и Фондаминский в 2004 году тоже будут прославлены в лике святых. Даниил Ермолаевич Скобцов после войны остался один, жил на ферме Фелярд, заботился о Софье Борисовне Пиленко, бабушке Юрия. Она скончалась в 100-летнем возрасте в 1962 году. Точные сведения о смерти ММ и сыне он получил не сразу, долгое время не мог поверить, что Юра погиб в лагере, и считал, что советские войска в 1945 году, освободив лагерь, спасли Юру. Может быть, надежды найти сына стали поводом для Скобцова взять советский паспорт. Паспорт выдан на два года, 1947–1949, советским консульством в Париже (подпись генерального консула Абрамова). Сегодня паспорт находится в архиве Кривошеиных. У Скобцова был статус политэмигранта по Нансеновской конвенции; как у многих русских, у него, видимо, был французский «вид на жительство». Можно, правда, допустить, что поиск сына был лишь поводом поездки в СССР и что Скобцов захотел под влиянием пропаганды и Указа от 14 июня 1946 года (отмечено на 2-й странице паспорта) вернуться в Россию.

http://bogoslov.ru/article/5098393

   001    002    003    004    005   006     007    008