Христос и мученические венцы, ниже – река: женщина положила своего сына юношу, едва дышащего мученика, на колесницу, на которой везут других умерших на сожжение, внизу лик священников совершает моление возле реки, где брошены были кости мучеников. На миниатюре (табл. XXX) к словам псалма ХС «уловят на душу праведничу и кровь неповинную осудят» (ст. 21) изображено сокрытие Иоанна Предтечи вместе с Праведной Елизаветой в горной пещере: их преследует воин с копьем, рядом сцена избиения младенцев с Рахилью, защищающей чадо свое. Вообще псалтырные иллюстрации этой редакции дают значительный не только художественно-исторический материал, но и этнографический; здесь нередко встречаются представители разных, уже исчезнувших народов и племен, иногда в характерных костюмах. С этой стороны особенный интерес имеет древнейший представитель этой редакции – псалтирь 1397 г., в музее Общества любителей древней письменности, доселе не обследованная. За ней идут псалтири – Угличская 1485 г. и Годуновская конца XVI и начала XVII в. в монастырях Троице-Сергиевом (Моск. Д. Акад.), Ипатьевском, Калязинском и Чудовом, в библиотеках – СПб. Д. Академии (Кирилло-белозер. мон.), в Моск. Архангельском соборе, в Казанской Дух. Академии (Солов. мон.), в собрании г. Успенского и другие. Третья лицевая псалтирь XVI века, написана хорошим уставом. Миниатюры её очень однообразны и сухи: чаще всего они изображают царя Давида, молящегося перед образом Спасителя и лишь некоторые из миниатюр, стоящих вне текста псалтири, представляют выдающийся интерес. На одной из них (табл. XXXI) идиллическая сцена: Давид в образе молодого пастуха, среди гористого ландшафта, одетый в длинную тунику и плащ, сидит на камне и играет на гуслях. Возле него на деревьях сидят птицы, а перед ним стадо: все слушают внимательно его игру. Сцена эта ведет свое начало от глубокой древности: она, если не по стилю, то по замыслу напоминает то направление в искусстве, под которым сложились иллюстрации известной парижской псалтири X в.: эхо отдаленной старины проглядывает здесь не только в идиллической простоте и натуралистическом трактовании сюжета, но и в ансамбле сцены в характере орфической поэзии. Внизу два раза представлен Давид, наказывающий льва. Надпись вверху по своему топну не соответствует простоте сцены: «и явися Господь Давиду в трех лицех взлюбляя его на царство себе; он же виде и паде ниц». В другой миниатюре (табл. XXXII), изображены палаты с мотивами церковной архитектуры, с тремя маковицами. Среди них на возвышенном троне с подножием восседает царь Давид в короне и далматике, с раскрытой книгой-псалтырью в руке; возле него серафим и семь групп музыкантов; каждой группе усвоен особый музыкальный инструмент – гусли, трубы, кимвалы бряцающие в роде металлических тарелок, скрипки в роде гитар и смычковые в роде виолончелей. Эго 7 ликов: лик Давидов, Кореев, Евфамов и др. Вся сцена скомпонована довольно хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Полный житийный цикл святителя включает следующие сюжеты: З. отвергает предложения родителей о женитьбе; крещение З. еп. Феодором; крещение матери З.; воскрешение сына паломницы, направлявшейся в Рим; исцеление слепого; изгнание бесов из сына некой женщины; исцеление лежащей на одре юной горожанки; исцеление сброшенного конем гонца свт. Амвросия; воскрешение учеником З. св. Евгением посредством окропления водой умершего без покаяния родственника свт. Амвросия; изгнание бесов из ребенка, проклятого своей матерью; воскрешение принесенного св. Евгением ребенка, к-рого переехала повозка; смерть З.; возрождение к жизни после касания саркофага с мощами З. иссохшего дерева. Полный житийный цикл З. или его отдельные сцены традиционно встречаются на пределлах (реже в миниатюре). Преобладают такие сюжеты, как воскрешение ребенка (4-я сцена на пределле, 40-50-е гг. XV в., Б. Гоццоли, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), изгнание бесов из дочери императора (4-я сцена на пределле, 1458-1460, Национальная галерея, Лондон), чудо с засохшим вязом (4-я сцена на пределле триптиха, приписываемого Липпо д " Андреа, 10-20-е гг. XV в., Галерея Академии, Флоренция), смерть З. (4-я сцена на пределле, ок. 1483, Доменико Гирландайо, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); реже представлена композиция «Встреча со свт. Амвросием» (алтарная картина Нери ди Биччи, собрание А. Хаммера, Нью-Йорк). Ряд сцен воспроизведен на рельефах бронзовой раки с мощами З. (1432-1442, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция), выполненной Л. Гиберти. Четыре картины (после 1500, Национальная галерея, Лондон - 2 картины; Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк) С. Боттичелли, к-рый ранее входил в число художников, украшавших мозаикой подвальные своды капеллы З. в ц. Санта-Мария дель Фьоре (1491-1515; Боттичелли, Герардо и Монти ди Джованни, Доменико и Давид Гирландайо), написаны на сюжеты последних деяний З. Лит.: Paatz W., Paatz E. Die Kirchen von Florenz: Ein kunstgeschichtliches Handbuch. Fr./M., 1952-1955. 6 Bde; Kafmal C. S. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Firenze, 1965; LCI. Bd. 8. Sp. 639-640.

http://pravenc.ru/text/199813.html

Пролог Дабы отвратить от пиршественных столов язычества души святых мучеников, терзаемых голодом, вера обращает нечестивую пищу в хищных птиц (которые набрасываются на самих пирующих), а подвижников, отведённых к столам, приготовленным для священного поста, укрепляет хлебом духовным. Акт первый Сцена 1. Ольгерд после поражения своего войска и пленения его брата Кейстута крестоносцами, намереваясь умилостивить богов принесением в жертву христианской крови, приказывает троих из знатных пленников подвергнуть воинской казни при входе в капище. Однако с удивлением увидев, что те не могут быть умерщвлены никаким видом оружия, просит жреца, чтобы тот вопросил богов об угодном им способе казни рыцарей. Сцена 2. Посреди языческого жертвоприношения является у алтаря призрак смерти, приглашающий трёх неизвестных к столу. Жрец истолковывает видение в том смысле, что поскольку крестоносцы частым разорением полей много раз вызывали в Литве голод и гибель множества людей, пленных следует сначала наказать длительным лишением пищи, а затем пригласить на роскошную трапезу, чтобы они расстались с жизнью из-за невоздержанного обжорства. Сцена 3. Следуя совету богов, Ольгерд отправляет пленных в тюрьму, дабы мучить их голодом, а сам приказывает устроить большой пир и одновременно возвещает через глашатая, что подвергнет смерти через повешение всякого, кто осмелится дать пленникам пищу, либо не придёт на княжеский пир в объявленный день. Сцена 4. Повергнутые в страх княжеским указом Иоанн, Антоний и Евстафий, а особенно тем, что для пира назначен был день, в который христианская вера запрещает вкушать мясо, идут за советом к своему духовному отцу священнику Несторию. Помогая Несторию петь в церкви хвалы Богу, они видят явившиеся в воздухе слова 68-го псалма " трапеза… в петлю " (Пс 68. 23). И когда истолковывает Несторий это Небесное знамение о столе князя-язычника, поставленном в качестве петли для христианской веры и благочестия, побуждаются они к твёрдому соблюдению православного поста.

http://pravoslavie.ru/185.html

Второй хор В то время как фурии сотрапезничают с тиранией, смерть под аккомпанемент музыкальных инструментов поёт о том, что пир фурий и тирании завершится гибелью невиновных. Акт третий Сцена 1. Когда столы были накрыты, Ольгерд приказывает привести пленных крестоносцев из темницы на пир. Однако из-за длительного голодания один из них, упав, умирает на пороге тюрьмы, другой по дороге, а третий при самом входе во дворец. Ольгерд, весьма обрадованный сбывшемуся предзнаменованию призрака смерти, приглашавшего трёх человек ко столу, а также тому, что брат остался невредим, предаётся радостям пира. Сцена 2. Доларх, которому поручено обслуживание пирующих, с любопытством следит за Иоанном, Антонием и Евстафием, ничего не пробующими из стоящих на столе яств, и вдруг громогласно объявляет, что пиршественные яства отравлены, а их троих клеветнически обвиняет в том, что они суть виновники и сообщники в этом преступлении, свидетельствуя, что они не отведали ни одного из предложенных яств. Святые юноши, отвергая обвинение, объясняют, что не из-за яда, а следуя закону христианскому воздерживаются в тот день от вкушения мяса. Ольгерд, тщетно попытавшись где угрозами, где уговорами склонить Иоанна, Антония и Евстафия к вкушению запретной пищи, поручает Идолину, отцу Доларха, отвратить их от святого поста, тайно запретив по просьбе своего брата Кейстута и сына Владислава как-либо покушаться на их жизнь. Сцена 3. Идолин, ничего не достигнув разными уговорами, отводит святых юношей к волхву, где призраки преисподней, гонимые силой святых мощей, подвешенных у юношей на шее, опасаются, что сбывается девиз: " То, что связывает шеи, да принесёт лавры разуму " . Сцена 4. Идолин, обращённый магическими ухищрениями к обману, заключает святых юношей в темницу. Затем, выведя Иоанна во мрачное и тёмное помещение, с обнажённым мечом в руках угрожает ему неминуемой смертью, если он не отречётся от Христа и не вкусит мяса. Ничего не добившись угрозами, препоручает Иоанна другим, а сам, одев деревянный чурбан в его одежды, выдает его за обезглавленное тело Иоанна и издали показывает его Антонию, приведённому после Иоанна, обещая ему ту же участь, если он откажется повиноваться князю.

http://pravoslavie.ru/185.html

В трейлерах к фильму «Матильда» показаны эпизоды фильма, содержащие постельные сцены (сцены сексуальных актов) персонажа «Николай II» с персонажем «Матильда Кшесинская» (трейлер 1 - 00:00:30-00:00:31; трейлер 2 - 00:00:58-00:01:02, 00:01:23-00:01:24) . Персонаж «Матильда Кшесинская» открыто позиционируется в фильме как «любовница» персонажа «Николай II» (сцена 25 и др.), а с определённой степенью кодирования коммуникативного сигнала (посредством реализации приёма метонимической подмены) - и как его «невеста» (сцена 40). Персонаж «князь Андрей» говорит персонажу «Николай II» в отношении Кшесинской: « Если тебя полюбит такая женщина, ты станешь настоящим. Таким, каким тебя задумал Господь » (трейлер 2 - 00:00:21-00:00:23). Учитывая, что персонаж «Матильда Кшесинская» сама в сцене 70 заявляет, что вступала в беспорядочные (во всяком случае - многочисленные) внебрачные сексуальные связи со многими мужчинами , то на контрасте (в противопоставлении Матильды Кшесинской - Александре Фёдоровне) зрителям в сущности внушается, что брак Николая II и Александры Фёдоровны - был заключён не по любви, без истинных чувств, был «ненастоящим», в то время как с Матильдой Кшесинской Николая II, якобы, связывали настоящие чувства. При этом отношения с Матильдой Кшесинской, вступающей в сексуальные связи со многими мужчинами в обмен на ценные подарки и содержание, преподносятся в положительном романтическом ключе. Дополнительно придать видимость правдоподобия указанной сюжетной линии бурных любовных отношений и (неоднократно реализованной) сексуальной связи между персонажем «Николай II» и персонажем «Матильда Кшесинская» призваны сцены вербального выражения персонажем «Российский Император Александр III» грубо-презрительного отношения к персонажу «Александра Фёдоровна» (сцены 6 и 7), фактически - подстрекания, настойчивого побуждения персонажем «Российский Император Александр III» персонажа «Николай II» ко вступлению в сексуальные отношения и связь с персонажем «Матильда Кшесинская» (сцена 6) и последующее «благословение» персонажем «Российский Император Александр III» сексуальных связей персонажа «Николай II» и персонажа «Матильда Кшесинская» (трейлер 2 - 00:00:42-00:00:44, а также сцена 39).

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/18/...

Сцена XIII Трибунал выносит смер.тный приговор шестнадцати кармелиткам (включая мать Марию от " Воплощения, осужденную заочно) «за устройство контрреволюционных сборищ, поддержание переписки с фанатиками и хранение противных духу свободы, сочинений», Сцена XIV Монахини собрались во внутреннем дворике. Настоятельница обращается к ним. Настоятельница. Дети мои, я всем сердцем желала вас спасти... Да, я хотела бы, чтобы чаша сия вас миновала, ибо я с первого же дня любила вас как родная мать, а какая мать по доброй воле отдаст своих детей в жертву даже Царю Небесному? Если я плохо поступала, Бог мне судья. Я такая, какая есть, вы — мое добро, а я не из тех, кто бросается своим добром. Но все это уже не важно, дети мои. Вот и пришел конец, нам остается только умереть. Благословенно имя Господне! Казнь, на которую мы пойдем вместе, Он превратил словно в последнюю службу в нашей милой обители. Дети мои, настал час напомнить вам о вашем обете. До сей минуты я хотела одна за него отвечать. Но теперь я могу взять из него лишь причитающуюся мне долю, да и ее я смиренно прошу именем нашей замечательной матери Марии, от Воплощения, ибо это ее доля достается мне, недостойной. Дети мои, торжественно призываю вас к повиновению, в последний раз и навсегда, и да пребудет с вами мое материнское благословение. Сцена XV Актриса Дюхор приходит к себе домой, достает из-под плаща статую Младенца Иисуса и ставит ее на стол. Мать Мария от Воплощения преклоняет перед ней колена и молится. Сцена XVI У Розы Дюкор. Входит капеллан, потрясенный до глубины души. . Капеллан. Их приговорили к смерти. Мать Мария. Всех? Капеллан. Всех! Мать Мария. Боже! (Молчание.) И... Капеллан. Это будет скорее всего сегодня или завтра... Что вы делаете, мать моя? Мать Мария. Я не допущу, чтобы они умерли без меня! Капеллан. Что значит ваша воля в таком деле? Бог сам выбирает и отвергает, кого Ему угодно. Мать Мария. Я принесла обет мученичества... Капеллан. Вы дали его Богу, перед Богом вы и отвечаете за него, а не перед вашими подругами. Видно, Богу угодно вас от него отрешить, Он берет только то, что Ему принадлежит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан) Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «И. м.» - мозаики триумфальной арки ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде рим. легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V в., ц. св. Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (ок. 460, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, к-рого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь. Бегство в Египет. Избиение младенцев. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 92) Бегство в Египет. Избиение младенцев. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 92) В искусстве средневизант. периода сцена «И. м.» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (нач. IX в., Бодлианская б-ка); рельеф слоновой кости (сер. IX в., Национальная б-ка Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, сер. IX в.); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 гг.) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/293832.html

310:311), что Вами, Милостивый Государь, была издана в 1876 г. книга под заглавием: „Прощание Преосвященного Саввы с Полоцкой паствой и вступление его на Харьковскую Кафедру“, я решился просить Вас выслать мне, по нижеозначенному адресу, эту книгу. Не зная её стоимости, я прилагаю при сём 1 р., покорнейше прося в случае, если не достанет этих денег на оплату книги с пересылкой, уведомить меня, и я немедленно дошлю Вам недостающее. Если можно иметь фотографическую карточку Епископа Саввы в Харькове, я крайне был бы Вам признателен, если бы Вы, милостивый Государь, соблаговолили приложить её к книге; конечно, стоимость её будет с благодарностью возвращена“. Так как моих карточек в продаже не было, Протоиерей Чижевский обратился ко мне с просьбой удовлетворить желание г. Прутченко. Я не затруднился, конечно, исполнить эту просьбу, но с условием, чтобы и г. Прутченко выслал мне свою карточку. Условие это охотно им принято, и вот что он по этому поводу писал мне от 4-го октября: „Известившись из письма о. Протоиерея Чижевского, что —795— 1878 г. Вашему Преосвященству желательно бы было иметь фотографическую группу Великих Князей, снятую во время пребывания Их Величеств в Пскове, я позволяю себе предложить Вам, Преосвященнейший Владыко, экземпляр этой группы, посланный отдельной посылкой. Группа эта заключает двенадцать лиц, поместившихся в следующем порядке, если смотреть от правой руки к левой: два георгиевских кавалера – Их Императорские Высочества Великие Князья Константин Константинович и Сергий Александрович; в средине Ваш покорный слуга; затем Великие Князья Павел Александрович и Димитрий Константинович. Во второй линии, сзади Великого Князя Константина Константиновича Капитан Генерального Штаба (состоящий при В. К. Сергие Александр.) Степанов; возле него Преподаватель Их Высочеств Действ. Ст. Сов. Вегнер; далее известный археолог, Действ. Ст. Сов. Граф Уваров; затем Тайный Сов. Качалов, Свиты Его Величества Контр-адмирал Арсеньев (Попечитель В. К. Сергия Александровича и воспитатель Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

дух. уч. Субботина, г-жа, вдова профессора, д-ра медицины Суворов, Яков Ив., запасн. ниж. чин Суринов, Петр Никиф., преп. Новочеркасск. дух. уч. Суходский, Ал-ей Никол., свящ. Моск. Сухотин, Дим. Петр., дворянин Сытов, Серг. Ильич, Моск. куп. сын Тарасов, Ник. Григ., преп. Моск. гимн. Татарский, Иероф. Ал-еев., проф. М. Д. Академии Тихомиров, Григ. Вас., Моск. цехов. Травина, Надежда Константиновна Троицкий, Ал-ей Ив., смотр. Единецк. дух. учил. Троицкий, Евламп. Иоан., свящ. Моск. Тюрнин, Ив. Алдр., пом. инс. Вятск. дух. сем. Тяжелов, Ал-др Афан., директ. Киржачск. учит. сем. Усков, Илья Вас., пот. поч. гр. Успенский, Евг. Петр., свящ. Моск. Успенский, Серг. Вас., свящ. Моск. Флерин, Вас. Петр., свящ. Моск. Флоринский, Иоанн Дим., свящ. Моск. Халанский, Ал-др Егор., смотр. Звенигор. дух. учил. Харитоненко, Пав. Ив., пот. поч. гр. Хмелева, Дарья Александровна Холмогоров, Дим. Косьмич, свящ. Моск. Хомяков, Дим. Ал-еев., действ. стат. сов. Хомяков, Сер. Ефим., Моск. куп. Цветков, Ал-ей Ив., инсп. Моск. дух. сем. Цветков, Ив. Феодор., препод. Калуж. дух. сем. Цветков, Петр Ив., проф. М. Д. Академии Цветухин, Ив. Никол., действ. стат. сов., директ. М. Г. Кр. Общ. Частухин, Вас. Вас., Моск. мещан. Шанявский, Альф. Леон., ген.-маиор Шашин, Яков Артем., Моск. куп. Швецов, Лавр. Ив., пот. поч. гр. (за 1893–4 г.г.) Шостьин, Ал-др Пав., доц. М. Д. Академии Шумов, Петр Стеф., Моск. свящ. Щеглов, Петр Филипп., прот., рект. Олонец. дух. сем. Щукин, Серг. Ив., пот. поч. гр. Языков, Дим. Иоан., прот. Моск. Янковский, Филим. Иоан., свящ., законоуч. гимназии в г. Верном Яркин, Лев Варфол., Моск. куп. Фивейский, Мих. Павл., свящ. Моск. IV. Члены-соревнователи Быстров, Серг. Владимир. Воздвиженский, Серг. Пав. Сапогов, Ал-ей Владим. Список пожертвований в Братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 2066 на 1893–1894 гг. 1) Чрез священнослужителей Московских церквей: Адриановской, в Мещанской, прот. Петра Вас. Рубина Александро-Невской, в Александр. женск. училище, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На вечерних собраниях у Ненастьевых можно было видеть немало представителей знатных петербургских фамилий. В 1817 г. Селиванов переселился уже в специальный дом, выстроенный для него купцом Солодовниковым, – это был «дом Божий», «Горный Сион». Солодовников устроил все приспособления для жизни «второго Сына Божия» и для его проповеди. Сам «искупитель» восседал на троне, с которого можно было видеть танцующих и поющих во время молитвенных радений. К Селиванову ежедневно сходилось на радения от 200–300 человек: здесь бывали военные, дамы, купчихи, монахи, монахини, здесь бывали постоянно племянники петербургского генерал-губернатора Милорадовича, жена полковника Татаринова и др. «Днем, – рассказывает современник, – нередко несколько карет, заложенных по тогдашнему обыкновению четверкою и шестеркою лошадей, стояли в Баскове пер.», – это все приезжали к «известному старцу», – как именовался Селиванов в полуофициальной переписке, – чтобы познакомиться, с таинственной проповедью нового христианства. Только в 1820 г., когда проповедь Селиванова стала распространяться среди нижних чинов, проповедник вновь был отправлен в Суздальский монастырь. Отправлен был, впрочем, с почетом – в особой коляске, стоившей казне 1700 р. Каждый мистик был любезен сердцу кн. Голицына. Конечно, проповедь Селиванова могла заинтересовать, но не увлечь. Елянские считались единицами. Одна из посетительниц еще ненастьевских собраний Татаринова образовала свой кружок, получивший значительную популярность своими экзерцициями среди мистиков, не могших удовлетворить своих религиозных потребностей одними лишь немецкими умствованиями и самосозерцаниями. Татаринова представляла собой довольно заурядное явление, – это была женщина, впавшая в религиозность после семейного несчастья. Ненастьева вовремя сумела подойти и воспользоваться ее настроением, окрепшим под влиянием небезызвестного рижского теософа действ, стат. совет. Гюне и его приятеля действ, стат. совет. Багинского. И весьма скоро Татаринова всецело уже отдается мистическому трансу, сама делается пророчицей, что и влечет к ней души и сердца других ищущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010