На московском подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии отметили день памяти святой мученицы Людмилы 2 октября 2018 г. 18:17 29 сентября 2018 года, в день памяти святой мученицы Людмилы, княгини Чешской, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию и чин молебного пения в храме святителя Николая Мирликийского в Котельниках — московском подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Накануне вечером митрополит Истринский Арсений возглавил в храме святителя Николая Мирликийского в Котельниках всенощное бдение. По окончании богослужения было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) , настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандрит Серафим (Шемятовский) , благочинный храмов Покровского округа Центрального викариатства протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма святой блаженной Ксении Петербургской г. Луганска протоиерей Сергий Гутенко, настоятель храма преподобного Симеона Столпника за Яузой г. Москвы протоиерей Алексий Муравейник, клирик  храма святой великомученицы Екатерины на Всполье — Представительства Православной Церкви в Америке протоиерей Христофор Хилл, настоятель храма Живоначальной Троицы г. Соколова (Пражская епархия) протоиерей Игорь Ефремушкин, клирик Михаловско-Кошицкой епархии (Православная Церковь Чешских земель и Словакии) протоиерей Владимир Вишневский, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Котельниках иеромонах Александр (Галушка), клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протодиакон Валерий Щеглов, заштатный клирик Владивостокской епархии иеродиакон Ювеналий (Лапшин), клирик храма Девяти мучеников Кизических г. Москвы диакон Виталий Гасанов, руководитель международного отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия диакон Димитрий Серов.

http://patriarchia.ru/db/text/5277127.ht...

Новости Игумения Моисея, в прошлом настоятельница Елеонского монастыря, скончалась от коронавируса 09.03.2021 11:17 Фomo: synod.com/ pravoslavie.ru Иерусалим, 9 марта, Благовест-инфо. В ночь с воскресенья на понедельник, 8 марта, на 78-м году жизни скончалась игуменья Моисея (Бубнова), бывшая настоятельница Спасо-Вознесенской женской обители на Елеоне, в последние годы пребывавшая в ней на покое. «Матушка скончалась после тяжелой болезни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией», - говорится в информации Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Игумения, в миру Галина Бубнова, родилась в семье русских эмигрантов в Германии, сообщается на сайте zarubezhje.narod.ru . Отец Дмитрий Константинович Бубнов родом из Петербурга, мама, Анна Васильевна (урожденная Федорова) из Псковских Печер. Во время Второй мировой войны родители перебрались в Бельгию. Галина воспитывалась под влиянием святителя Иоанна (Максимовича), управлявшего Западноевропейской епархией с 1951 по 1962 год с центром в Брюсселе. С девяти лет девочка пела в церковном хоре и читала библейские тексты. В молодости была вожатой организации «Витязей» в Бельгии. «С самого начала Галя вступила в деятельность Витязей в Бельгии и была одним из ее столпов. Ездила начальницей в лагеря Маркур, Бредене и Сольр-Сен-Жери (Бельгия). Галя очень хорошо пела, и благодаря своей энергии смогла привить интерес к пению у многих витязей и вожатых», - отмечается в некрологе организации «Витязи».   Бубнова получила высшее коммерческое образование в Бельгии и 12 лет работала в концерне химической промышленности «Сольве», крупном бельгийском химическом предприятии по производству соды и лекарств. В 1974 году совершила первое паломничество в Святую Землю, затем (около 1975 г.) приехала туда еще раз в монастырь св. Марии Магдалины в Гефсиманию, где ей предложили остаться. Подвизалась в Гефсиманском монастыре. Исполняла послушание письмоводительницы монастыря, на клиросе, вела бухгалтерию, а также была гидом обители. Через два года после поступления в монастырь была направлена в Европу для сбора средств для обители и, по возвращении, пострижена в иночество с наречением имени Нонна. В 1992 году была пострижена в мантию с именем Моисея в честь преподобного Моисея Мурина. В 1997 году назначена настоятельницей Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме. С 2010 была членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, входила в Комиссию по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Матушка последние годы болела; три года назад направлена на покой и пребывала в своем монастыре.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней 19 января преставился старейший насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Арсений (Саранди) 19 января преставился старейший насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Арсений (Саранди)     17 января 2018 года, в день памяти афонских преподобных свт. Евстафия Сербского, прпмч. Онуфрия Ивирита, прпмч. Евфимия и 12 святогорских мучеников, на 90-м году жизни преставился старейший насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Арсений (Саранди), сообщает портал «Русский Афон».       Схииеродиакон Арсений (в миру Петр Феофилактович Саранди) родился 31 августа 1928 года в старинном гагаузском селе Авдарма на юге Молдавии, по национальности был гагауз. В годы советского атеизма и гонений на веру принимает решение уйти в монастырь. Изначально подвизался в Одесском Успенском монастыре вместе с архимандритом Иеремией (Алехиным). Здесь же 8 мая 1966 года пострижен в мантию. Рукоположен в иеродиакона 7 июня 1966 года в Одессе. На Афон прибыл через год после о. Иеремии (Алехина) и 4 августа 1976 года поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Около 30 лет в обители нес послушание регента правого клироса. В 2005 году принял постриг в великую схиму. Погребение схииеродиакона Арсения состоялось вечером того же дня (17 января) на братском кладбище Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. На днях в 90 летнем возрасте ушел из жизни старейший насельник Русского Пантелеймонова монастыря на святой горе Афон – схииеродиакон Арсений (Саранди). Воспоминаниями о монахе поделились близкие родственники и жители села Авдарма. Схииеродиакон Арсений (в миру Петр Саранди) – уроженец Авдармы родился 31 августа 1928 года, пятым ребенком из девяти детей семьи Феофила и Анны Саранди. В Авдарме живет родная сестра монаха Евдокия Трандафилова 1930 года рождения и его многочисленные племянники. Один из племянников Иван Чомак рассказал, что его дядя до принятия решения уйти в монахи работал в селе почтальоном. Затем в 1966 году поехал в Одессу и обучался в духовной семинарии. Через год он поехал на Афон и поселился в монастыре.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2810

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили выставку «Сокровища музеев России» в Москве 4 ноября 2018 г. 17:19 4 ноября 2018 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади посетили выставку «Сокровища музеев России» , открывшуюся в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выставка, подготовленная Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ, проходит с 4 по 25 ноября. Под крышей Манежа собрано более 280 наиболее значительных экспонатов из 50 музеев России. Организаторами выставки стали Государственная Третьяковская галерея, проект «Россия Моя история», Государственный церковно-выставочный центр «Росизо». Главу государства и Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали министр культуры РФ В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон . Пояснения давала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова. Осмотр экспозиции начался с главной святыни выставки — чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», принесенной в Москву из Успенского Псково-Печерского монастыря. Чтимый образ установлен на площадке перед входом в первый из девяти экспозиционных залов выставки «Сокровища музеев России». На выставке предоставлены и другие образы, привезенные из региональных коллекций, обычно недоступных столичной аудитории. В зале «Иконопись XVII-XIX вв.» Президент России и Святейший Патриарх остановились у икон святых благоверных князей Владимира, Бориса и Глеба (1670 год, Ростовский кремль); святого царевича Димитрия Угличского, со сценами убиения (первая половина XIX века, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); святителя Николая Чудотворца, с житием (XVIII век, Новгород); преподобного Сергия Радонежского с житием (XVII век, Ярославль), а также у копии-реконструкции иконы «Богоматерь Боголюбская» XII века, созданной в 2015 году (Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

http://patriarchia.ru/db/text/5296617.ht...

Президентская библиотека выложила в свободный доступ раритетные книги по истории Валаама Петербург, 15 июля 2015 г. Президентская библиотека перевела в электронный формат и представила на портале материалы, связанные с историей острова Валаам. Уникальные раритеты пополнили коллекцию «История Русской Православной Церкви», являющуюся одной из самых больших в 400-тысячном фонде первой национальной электронной библиотеки, сообщает ее официальный сайт .      Оцифрована и стала общедоступной пережившая несколько изданий книга 1892 года «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей». «В благоприятную погоду июльского дня собрались мы, движимые религиозным чувством, совершить давно желанную нами поездку из С.-Петербурга на Валаам, дабы там в тишине пустынной, удаленной от мирской суеты, с должным чувством благоговения помолиться Господу Богу, поклониться Угодникам Божиим, нетленно там почивающим, и вместе с тем насладиться природою этого священного острова», – написано в этом путевом очерке. Слова удивительно перекликаются с сегодняшним днем, когда Валаам стал местом массового паломничества. История острова и его обители тесно связана с историей становления российской государственности, развития отношений страны и Русской Православной Церкви. «Иноческое сословие поселилось здесь со времен преподобных Сергия и Германа, живших на сем острове, как предполагают, еще в десятом столетии, следовательно, Валаам существует около девяти сот лет! – читаем ниже в том же издании . – Обитель святая Валаамская возрастала до самого цветущего состояния: братство ее преумножалось, обитель расцветала… Но были для нее и годины тяжкого испытания. Так, в 1578 году шведы, пленив Карелию, напали и на Валаамский монастырь, разграбили скудные пожитки иноков, пожгли огнем смиренные их келии, а самих порубили мечом. Игумен Макарий с тридцатью четырьмя иноками пал под мечом шведов за твердость в православной вере… Затем в 1611 году шведы вновь разрушили обитель Валаамскую до основания. Страшный этот год, казалось, кровью угасил ее навсегда; но прошло сто лет, и мощным мановением Великого Петра этот светильник монашества снова возжен на святых горах своих».

http://pravoslavie.ru/80690.html

Преподобный Иларион Оптинский. 1 октября празднуется память Оптинского старца преподобного Илариона. Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Воронежской губернии в семье известного в округе портного Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны и был третьим из четверых сыновей. Мальчик рос тихим и молчаливым, уже с детства чувствовал в себе стремление к иноческой жизни. Первое близкое знакомство с монашеством состоялось у него в 13 и 17 лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской лавры. Юноша старательно обучался портновскому ремеслу в доме своего отца, решив, что в монастыре эта профессия ему как раз и пригодится. Когда Родиону исполнилось 24 года, семья переехала на жительство в Саратов. Молодой человек руководил здесь целой артелью портных. С юных лет воспитанный в страхе Божием, строго соблюдавший уставы Православной Церкви, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала на всенощной и Литургии. Кроме того при помощи знакомого диакона Родион Никитич обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные. В те времена в Саратове жило много сектантов и раскольников, и Родион Пономарев стал одним из самых ревностных и деятельных миссионеров. Позднее, в Оптиной Пустыни, старец вспоминал: «Хотя мы и богоугодно старались жить и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут». Иноческая жизнь уже в ранней юности привлекала Родиона Никитича, а теперь, 33 лет от роду, он серьезно задумался об исполнении своего желания. В течение девяти месяцев паломничал по монастырям Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, Тихвина, побывал на Соловках , в Почаеве, на Валааме , в Глинской и Площанской пустынях. Приехав в Оптину, познакомился со старцами Львом и Макарием, беседовал с ними, после чего принял твердое решение остаться в Оптиной навсегда.

http://pravoslavie.ru/64506.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Проскомидия (от греч. προσκομιδ (проскомиди) – принесение; προσκομζω (проскомизо) – приносить) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии. Когда и где совершается проскомидия? Проскомидия совершается при закрытых Царских вратах в алтаре на жертвеннике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху проскомидию совершают до пасхальной полунощницы – перед началом богослужения. Кто может совершать проскомидию? Проскомидия совершается иереем или епископом, помогает им диакон. Какие хлеб и вино используются при совершения проскомидии? Для проскомидии подходят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также называемый просфорой, должен быть квасным, пшеничным, круглым, чистым, свежим, двусоставным (то есть состоящим из двух частей: верхней и нижней); вино для проскомидии требуется виноградное, красное, поскольку красный цвет напоминает цвет крови (хотя в Румынской Православной Церкви допускается и белое вино). На практике для проскомидии используется кагор, что, однако, не является уставным требованием. С чего начинается проскомидия? После входных молитв священник вступает в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии священник вполголоса произносит молитвы. Как на проскомидии приготовляется Агнец? Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)? Из второй просфоры, называемой Богородичной, вынимается частица в память Божией Матери, ее помещают на дискос по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры – девятичинной – вынимаются девять частиц в честь девяти ангельских чинов, а также в память Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и того святителя, Литургия которого совершается в этот день ( Иоанна Златоуста или Василия Великого ). Эти частицы полагаются в три столбца, слева от Агнца. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и кладутся на дискосе ниже Агнца.

http://azbyka.ru/proskomidiya

Река Чусовая      После Литургии народ не спеша потянулся из храма. Теплое солнце, золотая листва, особый осенний прозрачный воздух – всё в этот октябрьский день было праздничным, будто и природа радовалась дню памяти преподобного Сергия Радонежского . После трапезы игумен Савватий, хоть и очень устал, долго не мог уйти в келью: у трапезной толпились паломники – кто ждал благословения на дорогу, кто искал совета, кто желал поздравить с праздником. – Батюшка, когда благословите теперь приехать в обитель? – Батюшка, мама позвонила: заболела – прошу молитв! – Отец Савватий, надо бы поговорить: на работе проблемы большие… – По строительству, батюшка, можно спросить совет? И среди многочисленных мужских басов и высоких женских голосов – неожиданный детский звонкий – дочка паломницы лет девяти в яркой розовой шапочке: – Батюшка, а у меня преподобный Сергий – самый любимый святой! Я к нему с просьбами обращаюсь, ну, там… по учебе, и он всегда помогает! А вы как к нему относитесь? Он вам помогал когда-нибудь? Улыбнулся: – Я к нему с огромным почтением отношусь! Благословил, выслушал, посоветовал, поздравил, попрощался. Тяжело поднялся по скрипучей лестнице в келью. Наконец остался один. Сегодня предстояло еще много дел. Нужно отдохнуть, собраться с силами… Присел в старое кресло. Помогал ли ему когда-нибудь преподобный Сергий?.. В окне – даль, хорошо просматриваемая с высоты Митейной горы: опустевшие поля и тронутые золотом леса, Чусовая – холодная, осенняя, серая. Свежий, чуть горьковатый от прелой листвы воздух из форточки, запах дыма от костров. По стеклу блики, солнечные зайчики. Тогда, почти 30 лет назад, в окна поезда светило такое же неяркое солнце, стоял один из последних солнечных осенних дней, мелькали желтые, рыжие, золотистые краски лесов и полей. Он еще не принял монашеский постриг и не был игуменом Савватием, а был молоденьким, недавно рукоположенным иереем. Потихоньку привыкал к «отцу Сергию» вместо просто Сергея, учился быть пастырем. Сергиев Посад. Осень. Художник: Геннадий Майстренко     

http://pravoslavie.ru/75271.html

Форт-Росс – бывшее русское поселение и крепость на побережье северной Калифорнии (США), в 80 километрах к северу от Сан-Франциско, основанное Русско-американской компанией в начале XIX в. В сентябре этого года над Фортом Росс нависла угроза закрытия, однако губернатор Калифорнии решил сохранить это уникальное место. О значении Форта Росс для сохранения исторической памяти о русском присутствии в Америке мы беседуем с архиереем Русской Православной Церкви, который управлял Патриаршими приходами в США в течение девяти последних лет – епископом Зарайским Меркурием, викарием Московской епархии, ныне – председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации, наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва). – Ваше Преосвященство, не так давно многие СМИ писали об угрозе, которая нависла над русской крепостью в Калифорнии – Фортом Росс и о том, как благополучно разрешилась эта история. Эта проблема затрагивалась и на встрече двух президентов – российского и американского 1 октября. Вы много лет, с 2000 г. и до марта 2009 г. были управляющим Патриаршими приходами в США, хорошо знаете американские реалии. Как вам видится проблема с Фортом Росс? – 13 сентября этого года было объявлено, что власти Калифорнии в целях покрытия дефицита бюджета могут закрыть Форт Росс в числе других ста калифорнийских парков. Но, слава Богу, уже спустя две недели губернатор штата Арнольд Шварценеггер сообщил, что необходимые средства для сохранения национальных парков в этом году отыскать все-таки удалось. Знаменательно, что против закрытия Форта Росс выступил посол России в США Сергей Кисляк, который назвал его живым символом позитивного развития российско-американских отношений. Несомненно, что исчезновение Форта Росс привело бы к потере одной из самых славных страниц в истории нашего народа, а этого нельзя допустить. – В материалах СМИ упоминалось о том, что эта крепость – то самое место, с которого началась православная миссия в Америке. – Православная миссия в Америке началась не с Форта Росс, а с острова Кадьяк, когда по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) в 1794 году в Русскую Америку для проповеди христианства и крещения жителей Аляски и прилегающих к ней островов прибыла Духовная миссия, в состав которой входили десять монахов из Валаамского монастыря. Среди них был и прославленный ныне преподобный Герман Аляскинский. Благодаря их святой ревности и подвижническим трудам свет Евангельской проповеди распространился между алеутами и другими народностями этого края: несколько тысяч язычников приняли христианство, была возведена церковь, основана школа для обучения детей местных жителей. Ныне обретенные мощи преподобного Германа Аляскинского покоятся в православном храме Воскресения Христова г. Кадьяка на одноименном острове.

http://pravoslavie.ru/37849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [эфиоп.  ] (XV в.), еп. Аксумский в юрисдикции Эфиопской Церкви . И., ученый копт. монах, был хиротонисан во епископа в 1454 г. в Каире и сразу же отправлен в Эфиопию, где для него была создана кафедра в Аксуме , сакральном центре эфиоп. христианства. Его появление в этой стране, куда в 1438 г. уже были отправлены митрополиты Михаил и Гавриил, знаменовало разрыв со сложившейся в копт. Александрийской Патриархии традицией, в соответствии с к-рой окормление эфиопов поручалось лишь 1 архиерею (в сане митрополита), и означало очередной успех церковной политики царя Зара Якоба , стремившегося подчинить себе Эфиопскую Церковь и ослабить единоличную власть митрополита над ней. По др. данным, все 3 архиерея прибыли в Эфиопию одновременно в 1438 г. Заняв Аксумскую кафедру, И. стал собирать в епархии церковные и народные предания, проявляя особый интерес к начальному этапу христианизации страны, и в совершенстве овладел языком геэз . В итоге из-под его пера вышло пространное Житие св. Исаака Гаримы, написанное в жанре гомилии. Наряду со стандартными агиографическими мотивами, характерными для всего цикла сказаний о девяти преподобных , И. включил в свое произведение ряд оригинальных сюжетов, восходящих к местной традиции. Среди них выделяется легенда о великом змие, к-рый 25 лет царствовал над страной (народа) геэз, заставляя поклоняться себе всех окрестных правителей, и был чудесным образом убит Гаримой . Как показало проведенное Б. А. Тураевым текстологическое сравнение изданного по парижской и берлинской рукописям текста гомилии с еще одним ее списком, хранящимся в Британском музее (ныне в Британской б-ке; Lond. Brit. Lib. Orient. 702), между ними существует немало расхождений, в т. ч. значительных, связанных с тем, что в процессе переписки дэбтэра вносили собственные добавления и изменения в авторский вариант, проблема реконструкции которого пока не решена. Сохранилось еще неск. гомилий И. (не изд.): о Благовещении, о Деве Марии, об арх. Гаврииле, о 4 небесных животных и об арх. Михаиле. Очевидно, Житие св. Пантелеимона, еще одного из 9 преподобных, приписываемое не названному по имени епископу Аксума, также было составлено И.

http://pravenc.ru/text/469428.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010