А. Леднев, Е. Лукьянов Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится» ( Пс. 33,21 ) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. В лето тысяча девятьсот девяносто третье от Рождества по плоти Бога Слова, в день преподобного Харитона Исповедника (29.09/11.10), явил нам грешным Всемилостивый Господь величайшую милость, обретение святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, кои почивают в благоукрашенной и намоленной усыпальнице, уже нетронутыми 27 лет от погребения, под спудом кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости», что в богоспасаемом граде Сан-Франциско. Понедельник для всех, кто участвовал в святом послушании Церкви, был строго постным. Многие готовились служением Божественной Литургии, святым таинством исповеди. Вечером, после молитвы во время вечернего богослужения, которое совершалось в приделе святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского , всея России чудотворца, в прославлении коего участвовал приснопамятный владыка Иоанн, приняв благословение у правящего архиепископа Антония, около 8 часов вечера пополудни священник Георгий Куртов, священник Александр Красовский, протодиакон Николай Поршников, диакон Алексей Котар и чтец Владимир Красовский изошли во святую усыпальницу для того, чтобы совершить нужные приготовления, которые ранее благословил Высокопреосвященный правящий архиепископ. В усыпальнице ждал и уже работал смотритель усыпальницы Борис Михайлович Троян. Был приготовлен длинный стол, на котором потом был поставлен новый, временный, сделанный из сосны гроб. Принесены были ломы, молотки и другие инструменты. Все подсвечники, аналои, цветы были убраны в сторону, чтобы было больше места для работы. На подсвечниках горели свечи, и усыпальница была полностью освещена. По окончании подготовительных работ после возгласа «Благословен Бог наш» и начальных молитв начали читать над гробницей Святое Евангелие от Иоанна: «В начале бе Слово...», и уже к девяти часам пополудни, во время чтения Святого Евангелия, прибыли во святую усыпальницу правящий Западной Американской епархией Владыка архиепископ Антоний, архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр, епископ Сеаттлийский Кирилл, протоиерей Стефан Павленко, протоиерей Петр Перекрестов, иерей Сергий Котар, иеромонах Петр (Лукьянов), иерей Павел Ивашевич и иеродиакон Андроник (Таратухин). Было всего 15 человек: три в архиерейском сане, семь в иерейском сане, три в диаконском сане, один чтец и один мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В 1838 году в Симбирске составили проект каменного Вознесенского храма. В Санкт-Петербурге его доработали " дабы дать оному вид правильный и благовидный " , и новый утверждённый проект отправили обратно в Самару. Закладка здания состоялась в 1841 году, возведение продолжалось около восьми лет. Средства для сооружения собирались пожертвованиями прихожан, самый крупный взнос - 10 000 рублей, сделал попечитель храма, купец Василий Андреевич Попов-Чернушкин. Всего же строительство обошлось более чем в 40 000 рублей серебром. За время, прошедшее с утверждения городского плана, ситуация с городской застройкой изменилась. Овраг был засыпан, кривые улочки выпрямлены, храм оказался зажат частными домами, лишившими его доминантного положения. Старая деревянная Вознесенская церковь в 1845 году была перенесена на новое кладбище, переименована в Предтеченскую, а позже продана на слом, чтобы освободить место для каменной Покровской. В 1847 году был освящён правый придел во имя архистратига Михаила (после возвращения храма верующим, правый придел был освящён в 1993 году во имя святителя Алексия, митрополита Московского). В 1848 году освящён главный престол - Вознесенский. Левый придел освящён во имя великомученика Пантелеймона и преподобного Павла Комельского. В последующие годы храм неоднократно перестраивался. Архитектура здания характерна для классицизма. Это была однокупольная базилика с колокольней о девяти колоколах, увенчанной тонким шпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающим пространством и Волгой. Росписи в церкви были выполнены известным художником Кочаевым А. П. По рассказам очевидцев, храм имел богатое внутреннее убранство, а иконы были украшены позлащёными ризами с драгоценными камнями. Церковь изначально задумывалась как тёплая: сначала - печное отопление, потом перешли на калориферное. К моменту образования Самарской губернии (1851) Свято-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 году была создана и Самарская епархия. Первый самарский епископ Евсевий по прибытию в Самару счёл, что Вознесенская церковь, с её большой вместимостью и расположению в центре города, более соответствует статусу кафедрального собора, чем бывший ранее городским собором Казанский храм. 31 марта 1851 года в день открытия Самарской епархии духовенством старого и нового соборов был совершён совместный крестный ход из Казанского собора в Вознесенский, где и был зачитан указ Священного Синода об образовании Самарской и Ставропольской епархии и совершён благодарственный молебен. В 1850 году у храма насчитывалось 1740 прихожан, в 1875 году их число выросло до 1934 человек. Столь незначительный прирост объяснялся общим увеличением числа приходских церквей в городе и расположением храма в центре города, где жилые дома были вытеснены различными магазинами, лавками, общественными учреждениями.

http://sobory.ru/article/?object=02520

ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины:   Дионисий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Дионисий - имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис – бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза; Дни памяти : 16 октября – день памяти священномученика Дионисия Ареопагита; 17 января – Собор 70-ти апостолов; Священномученик Дионисий Ареопагит ( I век) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святого и фото: Афины, Греция. Руины Ареопага и других строений;   Святые с именем Дионисий : Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в. - 1541). Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633); Известные люди с именем Дионисий: Денис Фонвизин (1745-1792) – литератор, драматург, автор сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Денис Мацуев (род.1975) – известный российский пианист. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Интересные факты. Ил.: Ангельские чины. Икона (по преданию Дионисию Ареопагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах, о девяти ангельских чинах). Фото: угол Бауманской улицы и Денисовского переулка в Москве, где в конце XVIII века жил Денис Фонвизин//Фома. - – октябрь 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Тихон Сысоев . Как сомневались святые? 5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий). Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – октябрь 2017. – С.32-35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Вериги преподобного Никиты Столпника . [Вериги (старослав. верига – «цепь») – тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг – один из видов аскетического подвига; Преподобный Никита Столпник. [Жил в XII веке в Переславле-Злесском]. О нем и его подвиге; Большие вериги (с указанием, где находятся); Малые вериги ; Ил.: Преподобный Никита Столпник. Икона святого. Большие вериги. Малые вериги. Никитский мужской монастырь. Фото www.lori.ru; Кто еще носил вериги : Евфросиния Полоцкая. Преподобный Феодосий Печерский. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский; Интересный факт: 29 января Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Михаила Кудрявцева//Фома. - – октябрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Дочери Света Это они в 20-е годы в Гребёнке, когда власть решила закрыть местный храм, ночевали в нём, забаррикадировавшись скамейками, стульями, вооружившись табуретками, кочергами, макогонами, выдерживали сколько могли осаду громил-разрушителей. Кочерга в женских руках — оружие грозное… 27 апреля, 2012 Это они в 20-е годы в Гребёнке, когда власть решила закрыть местный храм, ночевали в нём, забаррикадировавшись скамейками, стульями, вооружившись табуретками, кочергами, макогонами, выдерживали сколько могли осаду громил-разрушителей. Кочерга в женских руках — оружие грозное… Памяти наших церковных бабушек, мироносиц двадцатого века 25 сентября 2004 в Полтаве освящали церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Она — предвестница большого кафедрального собора, который должен возникнуть на том месте в городском микрорайоне Сады. Рождение как событие всегда радостно для бытия. Рождество. Тем более, куда радостней, когда рождается храм, церковь, уголок неба на земле. Так есть. Приготовление к освящению новосооруженного храма началось еще за несколько дней, а днём предшествующим и совсем было возле храма горячно-суетно-хлопотно. Докладывали брусчатку возле порога, внутри устанавливали убранство к богослужению. В общем, до девяти вечера, а то и дольше, все приготовляли. Когда на улице стало совсем темно, на колокольне загорелся синий прожектор, освещая ее изнутри, отчего она стала похожа на фонарь маяка. Работы продолжались при лампах и фонарях. Воодушевление, приподнятое настроение, радость приготовления была у всех на лицах. Особенно усердствовали женщины, будущие прихожанки — мироносицы. А уже в самый день, при стечении православной общины Полтавы, преосвященный владыка Филипп со священниками совершил сначала освящение престола, а затем и первую литургию, которая знаменует собою начало многих литургий, которые будут совершаться здесь, на этом месте, и вдохновлять на подвиг жизни наш род христианский. Мужской хор, организованный недавним выпускником Духовного училища Валерием Лизавенко, слаженно звучал, напоминая монастырское пение, унося молящихся своими благозвучными переливами в бескрайние просторы. Воистину церковное пение есть отзвук гармонии небесных сфер, пения ангельского.

http://pravmir.ru/docheri-sveta/

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновлено расследование по делу о расстреле Царской Семьи В ходе следствия эксперты намерены изучить мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, образцы крови Императора Александра II и другие материалы 23.09.2015 1272 Следственным комитетом Российской Федерации возобновлено расследование по уголовному делу о расстреле членов Российского Императорского дома Романовых, а также лиц из их свиты, говорится в сообщении, опубликованном на сайте СК РФ . Данное уголовное дело было возбуждено в 1993 году в связи с обнаружением группового захоронения в окрестностях Екатеринбурга. В ходе работы по идентификации т. н. « екатеринбургских останков » следствие утверждало, что они якобы принадлежат расстрелянным в ночь с 16 на 17 июля 1918 года членам Российского Императорского дома – Императору Николаю II, Императрице Александре Федоровне, их детям – великим княжнам Ольге Николаевне, Татьяне Николаевне и Анастасии Николаевне, а также лицам из свиты: лейб-медику Евгению Боткину, домашней девушке Анне Демидовой, повару Ивану Харитонову и лакею Алексею Труппу. После этого, в 1998 году уголовное дело было прекращено в связи со смертью лиц, совершивших преступление. 29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок к югу от места обнаружения девяти «екатеринбургских останков», якобы принадлежащих членам семьи Романовых и лиц из их окружения, были найдены фрагменты костей и зубы двух человек (женщины и ребенка) с признаками воздействия высокой температуры. Для выяснения дополнительных обстоятельств гибели и захоронения членов Царской Семьи было вновь возобновлено предварительное следствие в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. После проведенных экспертных исследований было заявлено, что останки из захоронения якобы принадлежат детям российского Императора Николая II – Цесаревичу Алексею Николаевичу Романову и великой княжне Марии Николаевне Романовой. После этого было вновь принято решение о прекращении уголовного дела. По просьбе Русской Православной Церкви в июле 2015 году в соответствии с указанием председателя Правительства Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с исследованием и захоронением находящихся в Государственном архиве Российской Федерации останков, якобы принадлежащих Цесаревичу Алексею и великой княжне Марии Романовых.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/23/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы друг другу подставляем плечо, на которое можно опереться» 18.11.2020 565 Время на чтение 14 минут Очень часто беседы с руководителями монастырей бывают настолько насыщенны фактами и размышлениями, охватывают различные аспекты монастырской жизни, что в одно интервью всё это не вместить. Так получилось и после недавней сентябрьской встречи с настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни игуменом Сергием (Куксовым), который возглавляет эту обитель в Подмосковье на протяжении девяти лет и, по его признанию, стал единым целым с братией. Душа волнуется за каждого... Кроме того, монастырь, с самого начала своего возрождения помогавший людям не только прийти к Богу, укорениться в вере, но и в особо трудные времена просто физически, материально выжить, и сегодня не бросает их в тяжелейших условиях новых реалий. А немало мирян в свою очередь стремятся помочь монастырю. Вот и наполняется содержанием формула: монастырь – мир – взаимопомощь. Формы взаимопомощи бывают разные. О некоторых из них хочется рассказать в продолжение темы предыдущего интервью с батюшкой – «Вспоминая пример отца Иоанна (Крестьянкина), я понимал, что самое главное в общении с братией – это любовь». Монастырь интегрирован в социальную жизнь людей Отец Сергий, вспомним исторический факт: основатель обители преподобный Давид Серпуховской стал строить со своими сподвижниками деревянную церковь, кельи для жилья в совершенно пустынной местности. Насельники могли молиться в тишине. А сейчас Давидова пустынь практически находится в поселке. Монастырь откликается на нужды людей, развивая такие направления, как социальная работа, военно-патриотическая, миссионерская. Насколько это сложно и, на Ваш взгляд, правильно – исполнять внешние послушания? По воле Господа мы теперь живем в тесном соседстве с жителями поселка Новый Быт Чеховского района и, конечно, зависим от них. Прежде всего – в духовном плане. Ведь нам перед Богом отвечать, какой пример мы им показываем, к чему их призываем.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/18/my_dru...

игумен Адриан (Пашин) Аннотация Впервые на русском языке публикуется творение прп. Анастасия Синаита «Главы против монофелитов» – первые две главы из шести. В первой главе прп. Анастасий раскрывает свое учение о трех состояниях человеческой воли: естественном, противоестественном и сверхъестественном. Во второй разбирает и опровергает некоторые положения монофелитского учения. Следующие четыре главы «Глав против монофелитов» и примыкающий к ним «Флорилегий против монофелитов» будут опубликованы в следующих номерах «Богословского вестника». Главные борцы с монофелитством – свт. Софроний Иерусалимский (ок. 560–638), свт. Мартин Исповедник († 655) и прп. Максим Исповедник (580–662) – не дожили до победы над этой последней христологической ересью. Их дело продолжили другие православные богословы, одним из которых является прп. Анастасий Синаит (ум. после 701). Полемике против монофелитства посвящены три произведения прп. Анастасия. Это «Слово против монофелитов», являющееся третьим из «Трех слов об устроении человека по образу и по подобию Божию», «Флорилегий против монофелитов» и «Главы против монофелитов» (всего шесть глав) 1 . Еще одно произведение прп. Анастасия – «Путеводитель», направленный против монофизитства, в том числе против богословия Севира Антиохийского, – является хорошим базисом и для полемики с монофелитством, которое заимствовало богословскую аргументацию Севира, в частности касательно богомужней энергии Христа. Если «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» полностью или с небольшими лакунами сохранились в девяти манускриптах (описание рукописей дано в указанном критическом издании), то только в одной из этих рукописей, кроме «Трех слов», находятся «Флорилегий против монофелитов» и «Главы против монофелитов». Это рукопись XIII в. Codex Vaticanus gr. 1409. Этот кодекс в 1833 г. опубликовал кардинал Анжело Маи (von Angelo Mai) в 7 томе своего “Scriptorum veterum nova collectio”. В «Патрологию» Миня вошло только «Слово против монофелитов» 2 . Оно состоит из шести частей. В первой части дана история возникновения и развития монофелитства, а в следующих частях прп. Анастасий строит богословские аргументы против монофелитства на основании того, что душа является образом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Лобаново. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная Знаменская церковь возведена при С.М. Долгорукове в 1749 г. Колокольня и трапезная с приделами Всемилостивого Спаса и Сергия перестроены в 1822 г. на средства П.Я. Куприянова. Ордерная система здания сочетается с русским декором. Под трапезной расположен склеп Куприяновых. После длительного перерыва возобновлена служба. А.А. Колмовской Каменная церковь Знаменской Божией Матери с приделами Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского своим появлением обязана владельцу села князю Сергею Михайловичу Долгорукову. Она построена в 1749 г., а деревянная же Покровская церковь с того времени стала называться кладбищенской. Благоустраивал каменную церковь сын Сергея Михайловича Долгорукова князь Алексей Сергеевич, вышедший в отставку в чине подполковника и длительное время живший в селе. Он приобрел для церкви колокол весом в 106 пудов, обнес ее каменной оградой с железными решетками и святыми воротами, устроил в церкви фамильную усыпальницу. О нем, как храмоздателе, напоминала памятная доска с датами его рождения и смерти, находившаяся против придела преп. Сергия Радонежского. Каменная колокольня церкви ввиду ветхости, а также малой высоты, «…через что уничтожался звук колокольного звона», в 1822 г. была перестроена. Новая колокольня имела теперь четыре яруса, и звон колокольный разносился до самых удаленных деревень прихода. В 1831 г. село сменило владельца: новым владельцем стал участник Отечественной войны 1812 г. и взятия Парижа князь Павел Яковлевич Куприянов, генерал от инфантерии, награжденный почетными Российскими орденами, в том числе орденом Александра Невского с бриллиантами, — он вышел в то время в отставку и поселился в Лобанове. В 1847 г. он получил разрешение от Духовной консистории на перестройку трапезной части церкви. Теперь трапезную украсили карнизы в виде поясков в три ряда с уступами от крыши, над ее двускатной крышей возвели пять глав с позолоченными звездами и восьмиконечными вызолоченными крестами с цепями. Наружные стены с севера и юга украсили изображения свв. апостолов, а с востока в небольших нишах под карнизом были помещены иконы Спасителя, Знамения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Внутри церкви пол выслали лещадью, в приделах сложили изразцовые печи. Новые четырехъярусные иконостасы и царские врата украшала резьба на белом фоне. Во втором ярусе трапезной художником Константином Боринковым были исполнены четыре евангелиста, а над западным входом икона Спасителя в рост. К девяти колоколам добавили средний в 64 пуда и сторожевой в 30 пудов. Освящена церковь в 1851 г.

http://sobory.ru/article/?object=02062

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дэбрэ-Дамо [Дэбрэ-Даммо; эфиоп.      ], один из древнейших эфиоп. мон-рей. Расположен на востоке шт. Тыграй, на границе с Эритреей, неподалеку от старинного караванного пути, ведущего от побережья Красного м. в глубь Эфиопского нагорья. Находится на вершине столовой горы (анба), так что попасть в мон-рь можно только поднявшись по отвесному склону при помощи веревки. Судя по археологическим находкам, эта гора с древности служила убежищем для купцов и путешественников: там были найдены кит. фарфор, золотые монеты эпохи Кушанского царства (I-III вв. по Р. Х.), араб. монеты периода Омейядов и Аббасидов. По преданию, Д.-Д. был основан в VI в. За-Микаэлем Арагави , одним из «девяти преподобных» (основателей монашества в Эфиопии), при деятельной поддержке христ. царя Аксума Габра Маскаля, который возвел главный храм обители и был впосл. погребен в ней. После окончания работ Арагави попросил царя убрать строительные леса, воскликнув: «Дахмэмо!» (   - Уберите это!) - так мон-рь получил название Д.-Д.; постепенно оно превратилось в «Дэбрэ-Дамо». В Житии Арагави (составлено в XV в.) приводится устав, введенный им в соответствии с правилами прп. Пахомия Великого , учеником которого он считался, а также изложена история мон-ря при 5 первых преемниках Арагави, хотя хронология событий существенно искажена. В соответствии с полулегендарным преданием мон-рь был до основания разрушен царицей Гудит , построившей на его месте город. В эпоху династии Загве (1137-1270) некогда привилегированный мон-рь относился к новым царям как к узурпаторам и находился к ним в оппозиции. При этом обитель оставалась авторитетным центром эфиоп. монашества: в числе учеников св. Йоханни (пам. эфиоп. 3/4 мая), настоятеля Д.-Д. в XIII в., были видные деятели христ. просвещения, знаменитые эфиоп. святые Иясус Моа и Такла Хайманот , основателей первых монастырей в юж. областях Эфиопии ( Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и Дэбрэ-Либанос ).

http://pravenc.ru/text/180788.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Плакида (Дезей): Афонский исихазм Архим. Плакида (Дезей): Афонский исихазм Последние столетия Средневековья стали для Византии периодом одновременно трагическим и славным. В это время географические рамки империи неуклонно сужались из-за османской экспансии. А внутри самой империи, в интеллектуальных кругах, традиционное христианство оказалось под угрозой со стороны вновь обретенного античного философского наследия, которое ценности языческого гуманизма преподносило под оболочкой, внешне напоминающей христианскую. Перед лицом такой опасности наставники исихазма проявят верность как догматическому преданию древних Отцов – от Василия Великого до св. Максима Исповедника, - так и аскетической традиции, пришедшей из Египетских пустынь и Синая. Христианство – единственное, что осталось от Древнего Рима после политического краха Византийской Империи, - ценой неимоверных духовных усилий выжило и существовало на протяжении долгих веков исламского владычества именно благодаря этому последнему духовному взлету на закате Средневековья. Главным очагом этого нового расцвета исихастской традиции станет теперь гора Афон. На этом гористом полуострове в пятьдесят километров длиной и от девяти до десяти километров в ширину, расположенном на восточной окраине Халкиды, отшельники начали расселяться с IX века. Они жили в пещерах или тесных хижинах в лесу или на прибрежных утесах головокружительной высоты, обрывающихся над водами Эгейского моря. В 963 году св. Афанасий Афонский основал на Афоне первый общежительный монастырь; в дальнейшем на полуострове появятся более двадцати крупных обителей. Туда приходили монахи из самых отдаленных уголков империи – греки болгары, грузины, валахи, даже итальянцы; благодаря этому Святая Гора стала тем местопребыванием Вселенского Православия, каким и остается до наших дней. Преподобный Никифор Отшельник  Нельзя утверждать, будто бы истоки средневекового исихазма связаны с влиянием какого-то определенного духовного наставника. Во второй половине XIII века Никифор Отшельник, перешедший в Православие итальянец, ведший на Афоне отшельнический образ жизни, и  некий анонимный автор (возможно, это и есть сам Никифор) сочинения " Путь ко спасению через молитву и внимание " изложили традиционное учение, обогатив его новыми рассуждениями о психофизическом методе молитвы – таком, как он практиковался отшельниками Афона. Этот метод, по-видимому, распространился уже и  за пределы Святой Горы, так как сам Григорий Синаит научился ему на Крите. Затем он предал его афонским монахам, а сам уехал в Болгарию.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2807

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010