Закрыть itemscope itemtype="" > МОНАСТЫРИ КИПРА 01.06.2003 462 Время на чтение 7 минут Неофит Мужской монастырь Неофита затворника находится на горных склонах в девяти километрах к северо-западу от города Пафос, в окрестностях деревни Тала. Преподобный Неофит родился в 1134 году в селении Като-Дрис. В 17 лет он покинул родительский дом и поступил на послушание в обитель святителя Иоанна Златоустого - по благословению настоятеля работал на винограднике в местечке Ступес, изучал грамоту и церковный устав. Видя способности послушника к учебе, настоятель назначил его помощником ризничего. Около двух лет Неофит выполнял это послушание, затем отправился в паломничество по Святой Земле; по возвращении на остров в 1159 году поселился недалеко от Пафоса в пустынной горной долине у небольшого ручья и здесь своими руками создал скит с пещерным храмом в честь Честнаго Креста Господня, позже получившим название Эгклейстра ( " Место затвора " ). В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамосом он был рукоположен в священнический сан. В скиту Неофит написал свыше десяти сочинений, из которых наиболее известны " О бедствиях в Кипрской стране " (о неустройствах, охвативших остров в правление императора Исаака Комнина, и притеснениях православных латинянами) и " Слово на шестоднев " . Постепенно у его скита собрались ученики. В 1176 году появился " Завет " ( " Ритуал Таинства " ) преподобного - собрание правил жизни и поведения для братии основанной им обители. По благословению Неофита в 1183 и 1196-1200 годах пещерный храм и примыкающие к нему келья и трапезная были расписаны мастерами из Константинополя и известным критским иконописцем Федором Апсевдисом. Избегая славы людской, затворник вырубил для себя в скале над скитом новую келью, в нише которой и был погребен около 1214 года. В 1503 году росписи в пещерном храме отреставрировали. До сих пор хорошо сохранились сюжеты " Христос перед Пилатом " , " Несение Честнаго Креста " , " Распятие Христа " , " Воскресение Христово " . В настоящее время большая часть пещерного скита доступна для посещения паломников и туристов. С востока к скале пристроена открытая каменная галерея. С площадки паломники, минуя притвор небольшого храма, попадают в алтарь и келью преподобного.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Месяцеслов с Богом святым всего лета Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти, Блаже, души наша. Месяц март 1/14 Преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/тленных и красных и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица,/пощением страсти первее умертвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венцев сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Во страдании твоем добре подвизавшися,/и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/верою прибегающий в Божественную церковь твою,/и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие,/да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евдокие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь преподобному Мартирию Зеденецкому, Великолукскому, глас 2 От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/отечество оставил еси/и, всех мирских мятежей уклонився,/в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси;/отнюдуже уведев непроходную пустыню,/крестовидною зарею показаную,/желательне ю обрел еси/и, в ней вселився,/иночествующих собрал еси,/и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/Емуже молися, Богомудре Мартирие,/даровати душам нашим велию милость. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/и, в пустыню вселився,/тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/и о всех правоверных, да зовем ти:/радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По лаврским закромам Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. 20 октября, 2009 Корреспонденты «НС» на кухне главного монастыря России Троице-Сергиевой лавры. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра – один из крупнейших православных монастырей России. О нём и поговорят корреспонденты журнала «Нескучный сад» в данной статье. Троице-Сергиева лавра Есть предание, что основавший ее преподобный Сергий завещал кормить в ней всех приходящих и нуждающихся. По его завету так всегда и было. В самые тяжелые, голодные времена монахи делились с народом последним хлебом. Сегодня Лавра процветает, братии – около 300 человек, ежедневно приезжают тысячи паломников, трудятся десятки трудников. И всех надо накормить. Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры. Из кухни с любовью Приезжающие поклониться мощам преподобного и другим святыням Троице-Сергиевой лавры не уезжают голодными – для трудников, живущих здесь несколько дней, есть большая трапезная, для паломников, приезжающих на один день, недалеко от главных врат открыто кафе. В жаркий день на территории Лавры можно попить кваса, который прямо тут и приготовлен, а лаврские коврижки, рецепт которых лаврские кондитеры хранят в тайне, известны далеко за пределами Сергиева Посада. Братия – монахи и послушники – трапезничают отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня. Трапеза для братии в Лавре бывает три раза в день: около девяти утра (после ранней службы) – завтрак, в полдень – обед и после вечерней службы (в восемь вечера) – ужин.

http://pravmir.ru/po-lavrskim-zakromam/

Святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник 28 октября 2012 г. К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова) Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года. Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных " жребиях " имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: " Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом? " (Она сама была врач) — он ответил: " Нет, мама крестная, я буду архиереем " . Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию. Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, " умылся " без воды, и заминка в службе была сглажена. Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

http://e-vestnik.ru/analytics/afanasiy_s...

Скачать epub pdf Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя Иоанна Златоуста в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Скит Святаго Духа Утешителя Параклита ЖМП 11 ноябрь 2023 /  5 января 2024 г. 15:00 К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь» К БИОГРАФИИ АРХИМАНДРИТА ПАИСИЯ (ЛАРИНА), НАСТОЯТЕЛЯ ПУСТЫНИ СВЯТАГО ДУХА ПАРАКЛИТ В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-bepcuя . За алтарем Вознесенского храма города Спасска Рязанской области есть скромная могилка. Крест из металлических полос с незатейливыми арматурными завитушками, в овале — фото старца в монашеских одеждах. Архимандрит Паисий — это все, что сообщает надпись на кресте. Между тем рязанское духовенство, служившее во времена «укромные, теперь почти былинные», знало отца Паисия и помнило его могилку. Один из насельников Иоанно-Богословского монастыря города Рязани вспоминает, что, когда он приехал с архимандритом Авелем 1 служить в Спасск, тот ему сразу показал могилку и сказал, что отец Паисий — последний настоятель Параклита. Это было в 1991 году. Потом каждый год с отцом Авелем он ездил в Спасск и всегда заходил на могилу архимандрита Паисия поклониться. Будущий архимандрит, в миру Петр Петрович Ларин, родился 18 ноября 1869 года в деревне Савин-Корь (Савина, Савинково) Тырновской волости Пронского уезда Рязанской губернии 2 . В списке населенных пунктов 1859 года Савин-Корь (Савина) числится как казенная деревня, то есть крестьяне имели статус государственных. Расположена «при колодце», «по левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань». В то время там насчитывалось 20 дворов, где проживало 85 мужчин и 80 женщин. Центр уезда располагался в 30 километрах 3 .

http://e-vestnik.ru/analytics/165_letiyu...

Содержание Предисловие I. Святые Эфиопской церкви II. Литературная сторона житий III. Аксумский период IV. Переходная эпоха Царь Лалибала Габра-Манфас -Кеддус Такла-Хайманот Абия-Эгзиэ и Ираклид V. Время „гонения“ Филипп Дабра-Либаносский Аарон Дивный Евстафий Самуил Вальдебский Царь Феодор I Габра-Эндреяс VI. Эпоха Зара-Якоба Маба-Сион (Maba’a-Sjon) или Такла-Марьям Такла-Сион VII. Эпоха „Франков“ Валатта-Петрос Царь Иоанн I Заключение Приложения I. Полный перевод жития преподобного Евстафия II. Житие преподобного Филиппа Дабра-Либаносского     Предисловие Еще Ассемани, описывая арабский монофиситский синаксарь Медичейской библиотеки, высказался таким образом об историческом значении содержащихся в нем житий святых: «pauca si demas, quae de commentitiis pseudosanctorum Monophysitarum miraculis ibidem a Coptis fmguntur, caetera quidem luce dignissima esse arbitramur; ex eo potissimum, quod in iis tota Terme nationis Coptorum et Habessinorurn historia describitur.» 1 Хотя нам придется значительно видоизменить этот приговор фанатика-униата, не видавшего эфиопского синаксаря и хотя теперь едва ли кто решится сказать, что на основании не только синаксаря, но даже всех агиологических памятников вместе взятых можно написать «почти всю историю Абиссинского народа», тем не менее важное вспомогательное значение агиологических источников для историка и в данном случае, как и вообще, не подлежит сомнению. Это сознавали еще первые европейцы, вступившие на абиссинскую почву – португальцы в XVII в., собиравшие сказания о туземных святых и заносившие их на страницы своих сочинений. Они впервые познакомили ученых с некоторыми преданиями о девяти преподобных, о Лалибале, о Габра-Манфас-Кеддусе; что же касается перевода жития Такла-Хаймоната, сделанного Альмейдой по дабра-либаноссной редакции, то он до сих пор еще, при отсутствии издания текста оригинала, продолжает сохранять свое важное значение. Материал, собранный португальцами, послужил для настоящего основателя научной разработки абиссинской истории – Людольфа, которому самому удалось присоединить к нему весьма немного – сборник стихотворных песнословий в честь святых, расположенный по порядку календаря и декабрьский том четьи-минеи Берлинской библиотеки с его исключительно коптскими святыми, которых автор еще не различал от туземных эфиопских.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

28-е Преп. Стефана чудотворца и Илариона Нового Стефан чудотворец был игуменом Триглийского монастыря (в окрестностях Константинополя) и за несогласие отвергнуться почитания икон, в 815 году, сослан императором Львом Армянином в заточение, где и умер. Иларион же, игумен Пеликитской обители близ города Бруссы, по разорении обители в 754 г., с другими монахами и сослан был и уморён голодом, в царствование Копронима. Св. муч. Ионы, Варахисия и других девяти с ними Это первые известные мученики в Персии, пострадавшие в 327 году, в царствование Сапора. Ибо до сего в Персии христианство было терпимо, когда же в Римской империи христианская вера вместе с Константином восторжествовала, то Персидское правительство начало относиться к христианам подозрительно. † Преподобномученика Евстратия Печерского Блаженный Евстратий родился в Киеве, был богатым человеком; но следуя, как пишет блаж. Симон, Евангельским словам: «никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», роздал имение своё бедным и, из богача став нищим, вступил в Пещерную обитель, под управление преп. Антония. Он наложил на себя строгий пост и по примеру Господа постился сряду 40 дней, пребывая в молитве. Такой подвиг постничества оставил за ним имя «постника». В 1096 году хищные Половцы неожиданно напали на Киев; они «зажгли, так говорит очевидец Нестор, монастыри Стефанов и Герасимов и пришли к Печерскому монастырю, тогда как мы после утрени спали по кельям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати). Безбожные дети Измаиловы высекли ворота и по кельям выламывали двери и выносили всё, что находили в келье. Потом зажгли дома Владычицы, пришли к церкви и зажгли двери южные и северные, влезли в притвор у гроба Феодосиева, схватили иконы и хулили Бога и закон наш. Бог – терпел им: ещё не исполнилась мера грехов их. Они говорили: где Бог их? Пусть поможет им. – Они не знали, – что христианам надобно многими скорбями входить в Царствие Небесное; а эти нечистые и ругатели, после того как насладятся здесь веселием и простором, на том свете примут муки...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III. В.А. Воропаев. Святоотеческое наследие в жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Сразу после смерти Гоголя, разбирая уцелевшие от сожжения бумаги, его друзья обнаружили значительное количество выписок религиозного содержания. Граф А. П. Толстой, в доме которого жил последние годы Гоголь, писал своей сестре С. П. Апраксиной о «множестве тетрадей копий и выдержек из переводов св. отцов»; особо отметил их С. П. Шевырев, разбиравший рукописи Гоголя, оставшиеся после его кончины 76 . Многие десятилетия в архивах Киева, Москвы и Санкт-Петербурга хранились рукописи Гоголя: тетради его выписок из творений святых отцов и богослужебных книг. Эти материалы (около восемнадцати печатных листов) впервые были изданы в 1994 году в девяти томном собрании сочинений писателя 77 . Опубликованные тексты заставляют пересмотреть многие традиционные представления о духовном облике Гоголя. Стоит вспомнить признание Гоголя о том, что сочинения его самым непосредственным образом связаны с его духовным образованием. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846) Гоголь указал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты. Это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей (в другом месте статьи он называет церковные песни и каноны). Можно с уверенностью сказать, что эти источники имеют первостепенное значение и для эстетики Гоголя. В свое время профессор Г. П. Георгиевский , хранитель рукописей Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), напечатал подготовительные материалы Гоголя фольклорного и этнографического характера, свидетельствующие о серьезности занятий писателя. Выписки Гоголя из творений святых отцов и учителей Церкви, Кормчей книги и служебных Миней открывают нечто новое в его творческих устремлениях. Отсюда тянутся нити к «Размышлениям о Божественной Литургии» и второму тому «Мертвых душ», «Выбранным местам из переписки с друзьями» и «Авторской исповеди». Большая часть этих выписок сделана Гоголем в середине 1840-х годов. Но можно думать, однако, что уже в школьные годы он ознакомился с «Лествицей» преподобного Иоанна Синайского, одной из основных книг в монашеской аскетике. Образ лестницы, соединяющей землю с небом, – один из любимейших у Гоголя. Он встречается уже в одном из самых ранних его произведений – в повести «Майская ночь, или Утопленница» (1829).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

VIII. Сергиевское братство Открытие братства. – Задачи и устав. – Братский приют. – Выдача пособий бедным. – Братство под председательством генерал-лейтенанта А. Г. Лашкарева. Расширение деятельности: усиленная выдача денежных пособий бедным; книга спроса и предложения труда; отдел помощи бедным больным; дом трудолюбия и братская столовая-чайная; библиотека и читальня: приют, церковь в нем и классы для приходящих. – Деятели и благотворители. – Заметка о средствах содержания. – Братство в последние годы. Сергиевское братство открыто 2 февраля 1869 года. Целью братства в его уставе поставлено, «бескорыстное, ради единой любви ко Христу, вспомоществование как материальному, так и нравственному благосостоянию бедных» в приходе Сергиевского собора, при котором братство было основано и от которого оно взяло себе имя. Первой заботой братства поставлялось учреждение и развитие братского приюта. Приют основывался на широких началах. В нем полагались: особые отделения «для малолетних мальчиков» и «для малолетних девочек», богадельня для престарелых женщин, больница с особыми отделениями для мальчиков и для девочек и старух, школа – также с двумя отделениями, мужским и женским, с допущением и приходящих мальчиков и девочек, и, наконец, ремесленное обучение, по усмотрению и удобству. Не ограничивая своей деятельности заботами о приюте, братство предполагало, по уставу, помогать бедным и другими способами: даровыми обедами, денежными пособиями, доставлением постоянного заработка, устройством детей из приюта в заработки, и т. п. Братство, при своем учреждении, не хотело ограничить своей деятельности исключительно заботами о материальной помощи бедным и имело в виду учредить для бедных библиотеку из религиозно-нравственных книг. Главной заботой имея помощь бедным прихода, братство «не лишало себя права» оказывать помощь и внеприходским бедным. Ко времени открытия Сергиевского братства в Петербурге существовало уже пять приходских благотворительных обществ и одно братство, одинаковых с ним но цели; поэтому, естественно, устав Сергиевского братства в главных чертах заимствовал для себя уже выработанные основы приходской благотворительности. Средства братства указывались из членских взносов, единовременных пожертвований – деньгами и натурой, из так называемого кружечного сбора и сбора но книжкам. Члены должны были жертвовать в пользу братства не менее как по рублю в месяц. Делами ведал совет, состоящий из председателя, его товарища и не менее девяти членов, избираемых каждогодно, и обязанный собираться ежемесячно. Церковный староста считался непременным членом совета. Общее собрание братства полагалось раз в год, 25 сентября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, бывший и днем открытия приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010