О четвертой и пятой заповедях блаженства Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых! (Акафист Преподобному Сергию, Икос 6) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, в предшествующей беседе мы говорили, что главное внимание каждого христианина, стремящегося ко спасению, должно быть обращено на исполнение нравственного закона Божия, или, что то же, воли Божией. Не будем исполнять волю Божию – и молитва наша не доставит нам спасения; возгнушается бездушной молитвой Господь и не услышит нас. «Что вы Меня зовете «Господи, Господи», и не исполняете того, что Я повелеваю?» (см.: Лк. 6:46 ), – такое слово обращает Господь во Святом Евангелии Своем ко всем христианам. В прошлый раз мы говорили, что вся сущность нравственного христианского закона кратко изложена в девяти заповедях блаженства, которые Господь преподал в Своей Нагорной проповеди. Мы говорили, что для достижения блаженства необходимо иметь духовную нищету, сокрушаться и плакать о своих грехах, быть кротким и укрощать порочные движения гнева. И сегодня мы также побеседуем о заповедях блаженства – четвертой и пятой. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф. 5:6 ). В этом изречении Господь говорит, что для достижения блаженства необходимо алкать и жаждать правды, то есть необходимо всей душой желать и искать своего оправдания пред Богом. Алкать и жаждать, то есть испытывать голод и жажду, – это неотъемлемая принадлежность нашей телесной жизни. Человек по телу не может оставаться живым, если не будет удовлетворять голода и жажды, если не будет есть и пить. Так и наша душа, чтобы жить духовной жизнью, имеет нужду в правде, должна стремиться к правде, любить правду, жить правдой. Что надо разуметь в данном случае под правдой? Правда есть исполнение воли Божией, постоянное хождение во свете лица Божия, хранение себя непорочным пред Богом и пред людьми, соделание себя не подлежащим обвинению на суде Божием, или, что то же, – праведным. Вначале Господь сотворил человека праведным и святым, и в таком невинном состоянии человек всегда ходил во свете лица Божия, во всем свято исполняя Его волю. Но через падение человек лишился этого невинного, святого состояния. По словам Премудрого, люди, согрешив, взыскали помыслов многих, обратили свои мысли и сердца от Бога к твари и через то предались беспечности и не радят о невинности. О том, что прежде составляло существенную потребность и естественное украшение человека, через падение он вовсе перестал заботиться, перестал жалеть об этом утраченном бесценном украшении своей души, по слову Писания: Когда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог , пойте разумно ( Псал. 46:7,8 ) Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. ( Псал. 149:1 ) Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. ( Псал. 91:2,3 ) Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. (Колосс. III:16). – «Все сии книги (триоди, минеи и проч.) содержат здравое и истинное Богословие, и состоять из песней, или выбранных из Свящ. Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другия, нежели в Писании: а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами» (Из Послания Патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере.) Вступление Важное значение песнопения по отношению к религии. Песнь в мире Ангельском. Песнь первозданного человека в Эдеме. С падением человека и песнь его становится выражением тревожных и страстных чувств грешника, впрочем у всех народов служить еще и выражением религии. Песнь истинному Богу в народе Божием. Предмет песнопения Церкви ветхозаветной. Песнопение Церкви новозаветной. Его содержание и происхождение от Духа Святого, вдохновлявшего и ветхозаветных песнотворцев. Глубокое уважение православной Церкви восточной к своим песнопениям, как к происшедшим от лиц, вдохновенных свыше. Польза знания истории происхождения песнопений Церкви православной. Причина, по которой сочинитель предлагаемой истории главным образом излагает историю песнопений в продолжении девяти первых веков христианства. Содержание, характер и форма песней первого – второго и третьего веков. Содержание, характер и форма песнопений веков четвертого, пятого, шестого и седьмого; и веков восьмого и девятого. Обозрение песнопений веков позднейших Воспойте Господеви песн нову. ( Псал. 97:1 ) «Поем Отца, Сына и Святого Духа – Бога.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

протоиерей Александр Шабанов Глава 2. В поисках вечного рая среди знаков и символов Толкните чёлн, на вёсла навалясь, Вонзайте их в валы, бегущие нам встречь! Покуда живы, поплывём туда, Где гаснет солнце, звёзды тонут в море. Быть может, разом нас поглотит бездна, А может, ждут нас Счастья Острова... Альфред Теннисон Святой Брендан родился в местечке Ардферт (Ardferm)ha западномпобережье графства Керри королевства Мунстер. Шли времена Энгуса Надфрайхе – сына короля Мунстера. Это был 486-й год. Само по себе обстоятельство, что появиться на свет ему надлежало около моря, должно кое о чём говорить сознанию континентального читателя. В кельтской агиографии мирно уживались несколько вариантов одного и того же жития, но неизменным оставалось самое существенное: автор старался не столько ознакомить читателя с жизнью святого, сколько, прежде всего, свидетельствовать о святости описываемого лица, причём святость, как правило, обозначалась заранее (с момента рождения) и во времени постепенно раскрывалась. Переписчики прикладывали немало фантазии, для того чтобы заполучить святого в число своих земляков, а значит, отчасти, родственников. И по другой версии – святой Брендан родился там же, в графстве Керри, но место означалось Тралле (Tralle), в 10-ти километрах западнее от Ардферта, на побережье. С первых лет мир познавался Бренданом при очаровании просторов Атлантики. Для нас, жителей материкового Северо-Запада, это может стать дополнительным объяснением той смелости, что лежит в основании решения святого покинуть Ирландский берег. Прапрадед преподобного Брендана – Атла – происходил из королевского рода Еоган Девяти Заложников. Фриндлунг – так звали отца святого, – уже принявший христианство, любил вспоминать о своём знатном предке и гордился высоким происхождением. Родители Брендана жили с благословения епископа Эйрка, возможно, бывшего бретонского друида. Агиограф говорит, что ещё до рождения ребёнка Кара, будущая мать святого, получила пророческое видение: её лоно словно наполнилось чистым золотом, а груди сияли, как снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВАНИЙ [Либан(ос), Либаний; эфиоп. ; также именуемый Мат(т)а ( ) и Йесрин ( )], св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тэрра (29 дек.), 2 хэдара (29 окт.)) , живший, согласно агиографической традиции, в VI в.; аскет, основатель мон-ря Дэбрэ-Либанос в Шимезане (Акэле-Гузай, Эритрея), т. н. апостол Эритреи. Иногда Л. отождествляют со св. Йэмата, одним из легендарных Девяти преподобных ; А. Баузи, исследователь агиографического досье Л., и ряд др. ученых считают это ошибочным. В группу Девяти преподобных Л. включается в поздней традиции (в гомилии в честь Гаримы, где Л. замещает За-Микаэля Арагави ), однако в его Житии присутствуют те же ключевые топосы, что и в Житиях Девяти преподобных: знатное иноземное происхождение, ангельское призвание в Аксум , изгнание из столицы, поселение на отдаленной горе, авторитет у народа, рост общины, приход царя, строительство храмов. Житие Л. («Гадла Либанос») сохранилось в 3 версиях: краткой и 2 пространных. В их основе, по всей видимости, лежит упоминаемая в Житии утраченная гомилия, приписываемая еп. Илии Аксумскому (по др. источникам неизвестен). Краткая версия (изд. по 2 из 3 известных рукописей XIV в.: Getatchew Haile. 1990) была создана ранее сер. XIV в. предположительно в мон-ре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и, вероятно, является древнейшим из агиографических текстов о святых Эфиопии. Вторая (1-я пространная) версия сохранилась по меньшей мере в 5 рукописях XVII-XX вв. Третья (2-я пространная) версия известна гл. обр. по рукописи из монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане и значительно расширена за счет включения в нее легендарного монастырского предания. К обеим пространным версиям примыкает собрание чудес Л. (всего 68), к-рое служит источником сведений о ряде эфиоп. деятелей 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Третья версия и ряд чудес были впервые изданы К. Конти Россини , критическое полное издание 2-й и 3-й версий, а также сборника чудес осуществил Баузи (о новооткрытых рукописях Жития и чудес см.: Bausi. 2014. Р. 62-64). Житие Л. является одним из самых ранних текстов, содержащих слова на языке тигринья.

http://pravenc.ru/text/2110454.html

Промысел Божий действует удивительным образом, не нарушая свободу человека. Бог - не полицейский. У МИКРОФОНА ИЕРЕЙ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ НАСТОЯТЕЛЬ СТРОЯЩЕГОСЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И КЛИРИК ХРАМА СВЯТЫХ ДЕВЯТИ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧ 13.11.2013 07:30:39 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма святых Девяти Мучеников Кизических. И вот сейчас получил новое назначение, стал помощником председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами.  Завтра- а вообще-то по православной традиции сегодня, ибо с вечера начинается церковный день - память святого благоверного князя Александра Невского, его сына Даниила Московского и преподобного Александра Свирского. Для меня эти святые являются покровителями, потому что я был рукоположен во священника именно в этот день. В день их памяти. И вот прошло уже сколько времени, и я только недавно осознал, что они мои покровители, и все, чем я занимался, будучи священником, связано с их именами, с их деятельностью. К примеру, я долгое время издаюсь в издательстве «Даниловский благовестник». То есть меня Господь заранее свел с моим покровителем, когда я еще не был священником. С преподобным Александром Свирским я познакомился очень давно. Я был на Валааме, когда там еще не был восстановлен ни один храм, была полная разруха. И мы с одним дьяконом поехали на турбазу. Совершили там паломническую поездку по всем святым местам. И попали как раз на остров Святой, на котором подвизался Александр Свирский, и видели там его пещеру. Он нас встретил полем клубники, которая уже созрела. И мы испытали такое благодатное чувство!  Я до сих пор вспоминаю пронзительную внутреннюю тишину, такой мир христов, который посетил нас. И это молитвенное состояние я сохранял долгое время. И вообще этот святой стал мне очень дорог. А теперь он оказался еще и моим покровителем. И темы, которыми я занимаюсь в последнее время, напрямую связаны с именами этих святых. Например, я занимаюсь проблемой исихазма, аскетики. Александр Свирский аскет, который удостоился вершины аскетического делания. Он удостоился видения Святой Троицы, посещения Богородицы и стал чудотворцем. И мощи его находятся в таком нетленном состоянии, что до сих пор светские люди недоумевают, как это возможно.

http://radonezh.ru/text/promysel-bozhy-d...

Содержание Устава довольно хорошо раскрыто церковно-исторической литературой, правда, лишь в виде более или менее подробного пересказа. В этой связи нужно отметить прежде всего труды священника Н. А. Булгакова, магистра русской словесности И. П. Хрущова, святителя Московского Макария (Булгакова) и профессора МДА Е. Е. Голубинского 224 . Книга состоит из предисловия и четырнадцати глав. Предисловие написано в форме лирического монолога об обязанности игумена наставлять свою братию и об особой ответственности монахов перед Судом Божиим. Кстати замечу, что современный исследователь А. Ю. Григоренко ошибочно, на мой взгляд, считает основной темой предисловия, как и всего Устава, тему «бессловесного послушания» 225 . На самом деле в тексте предисловия указанного словосочетания даже и нет, а говорится об особой ответственности настоятеля монастыря перед Богом как пастыря, обязанного отсекать обличением и запрещением свою паству от зла, а также – о встречной обязанности монахов ввиду памяти о Страшном Суде никогда не забывать, чего ради они отверглись мира и Христу обещали «терпети всяку скорбь и тесноту иноческого жития и смирения и послушания и христоподобную нищету имети». Констатируя мирские порядки и обычаи, распространенные среди монахов, Иосиф призывает их помнить о смертном часе и, соответственно, поступать по евангельским заповедям и святоотеческим преданиям и писаниям 226 . Первые девять глав книги посвящены общим для всей братии без разделения по рангу правилам жизни в ограде монастыря. Здесь речь идет: о благочинии во время богослужения (1-я), о поведении за трапезой (2-я), о личном имуществе и одежде (3-я), о келейной жизни в вечернее время (4-я), о порядке выхода за стены родной обители (5-я), о трудническом послушании и рачительстве в соборной и особной молитве (6-я), о грехе пьянства и о недопустимости хмельных напитков в монастыре (7-я), о закрытости монастыря от женщин (8-я) и «отрочат голоусых» (9-я). В 10-й главе излагаются аргументы в пользу необходимости для настоятеля поучать подвластных ему иноков не только устно, но и письменно; кроме того, примерами из истории русского подвижничества подтверждается тезис о неизменности правил, установленных основателем обители. 11-я глава представляет собой размышление об игуменском служении. В 12-й главе тезисно воспроизведено содержание первых девяти глав в виде девяти кратко сформулированных правил иноческого поведения и монастырского чина в целом. 13-я глава – довольно обширная – содержит общее поучение об обязанностях настоятеля, а также старейших и соборных старцев, относительно «монастырского и иноческого устроения» и девять параграфов, или «преданий», в которых эти обязанности расписаны по темам применительно к содержанию вышеизложенных правил. 14-ю главу составляют девять совершенно исключающих самоуправство «запрещений», или предписаний начальствующим по поводу пределов их власти и по поводу епитимий за разные дисциплинарные нарушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в Самаре, в купеческой семье. Дед и прадед мальчика были очень богаты: почти все дома по Казанской улице принадлежали их семье, все члены которой были благочестивыми верующими людьми. После смерти матери отец женился, и мачеха, добрейшей души и глубоко верующая, заменила Павлу родную мать. Она воспитывала в приёмном сыне истинную веру, учила его духовной жизни. Он ходил с мамой (так он называл мачеху) в церковь , вместе с ней часто причащался, учился молиться в храме. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: “Пресвятая Богородица, спаси нас! " » С пятилетнего возраста Павел уже прислуживал в алтаре и нередко слышал от окружающих: «Быть тебе священником!» Позднее преподобный Варсонофий вспоминал об удивительном случае, происшедшем, когда ему было около шести лет: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошёл странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: “Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник». Девяти лет Павла зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал. Позднее, будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь – о важности чтения житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное имение... Там была прекрасная берёзовая аллея... Воспитанники обыкновенно вставали в шесть часов, а я вставал в пять, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество». Но долог был путь Павла Ивановича в монастырь, куда он поступил только на сорок седьмом году жизни. В юности он избрал военную стезю, учился в кадетском корпусе. Затем военная служба, блестящая карьера – он дослужился до полковника, был по службе на самом лучшем счету и со временем должен был получить генеральский чин. Это был прямой путь ко всем мирским благам и привилегиям...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Монастырь преподобного Неофита Затворника на Кипре (версия для печати) / Православие.Ru Монастырь преподобного Неофита Затворника на Кипре Православие.Ru , 5 февраля 2009 г. / Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя Иоанна Златоуста в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского Память 19 января Преподобный Макарий Александрийский происходил из города Александрии 747 . Первое время своей жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом. Он был самым искреннейшим другом преподобного Макария египетского , вместе с которым, – в царствование Валента, – по проискам александрийского лжеепископа, – арианина Лукия, – был изгнан из отечества. Неоднократно с сим преподобным Макарием он и проживал вместе. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника – Антония Великого , от которого они, будучи его учениками, неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Макарий египетский был старше и первый отошел к Господу. Сей же преподобный Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария египетского. Епископ Палладий в «Лавсаике» пишет о преподобном Макарии Александрийском следующее: – Я видел того, который был другом и соревнователем в благочестии святому Макарию Египетскому , – носившего и имя то же самое. Я разумею святого Макария Александрийского , который состоял пресвитером в местности, называемой Кельи, где и я пребывал в течение девяти лет. Из них я три года прожил вместе со святым Макарием, дела и знамения богоугодной жизни которого одни я сам видел, а относительно других узнал от живших с ним ранее. – Увидав однажды у Великого отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел корзины, Святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев, Святой Антоний на это ответил ему: – Написано: «Не желай вещи ближнего твоего» ( Втор.5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

28 октября 2012 г. Александра Боровик Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года. Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных " жребиях " имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: " Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом? " (Она сама была врач) — он ответил: " Нет, мама крестная, я буду архиереем " . Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию. Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, " умылся " без воды, и заминка в службе была сглажена. Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

http://e-vestnik.ru/church/afanasiy_saha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010