Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/db/text/5824750.ht...

Казанская епархия и сеть общественного питания организовали ежедневное кормление нуждающихся 19 июня 2021 г. 13:26 Епархиальная служба помощи нуждающимся «Милосердие — Казань» и сеть общественного питания «Добрая столовая» начали совместное кормление горячим питанием нуждающихся людей в Казани. Теперь в четырех храмах города и в девяти столовых сети «Добрые столовые» каждый день будут кормить всех обратившихся за обедом. Комплексные обеды предоставляются при предъявлении талонов на питание. Талоны можно получить на приходах Казани, предварительно побеседовав с социальными работниками, либо помощниками настоятелей храмов по социальному служению. «В наши столовые периодически обращаются люди, которые не могут заплатить за обед, которым действительно нечего есть. Работники столовых, предприниматели, конечно, откликаются на просьбы о помощи. Объединив усилия вместе с коллективом службы " Милосердие — Казань " мы систематизируем оказание помощи и организуем полноценное горячее питание для тех, кто не может себе этого позволить», — рассказал технолог сети общественного питания «Добрые столовые» Денис Гусев. Кормление нуждающихся проходит в нескольких районах Казани. Ежедневно раздача горячего питания осуществляется по следующему графику: Эти точки обслуживают добровольцы социального отдела Казанской епархии . Комплексные обеды на 200 человек каждое утро готовит повар храма преподобного Сергия Радонежского. Также с понедельника по пятницу с 8.00 до 9.00 часов обеды в специальных контейнерах бесплатно предоставляют нуждающимся на территории храма преподобного Серафима Саровского. Раздача питания осуществляется прихожанами храма совместно с представителями Центра социальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации «Доверие» в рамках проекта «Важный человек». Продуктовую помощь еженедельно можно получить и в кафедральном соборе святителя Николая Мирликийского, где социальные кормления организуют сестры милосердия. По запросу и при необходимости продуктовая помощь оказывается на Воскресенском Новоиерусалимском подворье и в храме Московских святителей Казани, а также в Казанско-Богородицком храме поселка Царицыно.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Талицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о селе Талицы связано с именем Святого благоверного князя Димитрия Донского. Перед куликовским сражением в 1380 г. великий князь направился из Москвы в Троице Сергиев монастырь к преподобному Сергию за благословением и сделал остановку для отдыха в Талицах. В 1423 г. сын князя Пётр Димитриевич подарил эти земли Троице Сергиеву монастырю. После польско-литовского разорения это место пришло в полное запустение. В сер. XVIII века Талицы числились во владении костромского Богоявленского монастыря, затем - Лукиановой пустыни Владимирской губернии. В 1765 г. настоятель Лукиановой пустыни отец Моисей построил здесь деревянную часовню для сбора милостыни. В 1811 году по ветхости часовня была разобрана, а спустя пять лет, когда Талицы стали подворьем Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, по прошению настоятеля Махрищского монастыря иеромонаха Виссариона на этом же месте построена новая деревянная часовня. Землю под неё пожертвовали местные помещики полковник Василий Александрович Сухово-Кобылин и майорша Екатерина Ефимовна Дурново. При часовне находилось жилое строение и двор, где жила братия, несущая здесь послушание. В течение девяти лет, начиная с 1818 года, в горе напротив часовни трудами монахов Антония и Симеона были вырыты пещеры общей протяжённостью более 100 метров, а при входе в них - колодец. Со временем Талицкие пещеры становятся местом паломничества. Прежде старая ярославская дорога была единственной ведущей в Троице-Сергиев монастырь. Многочисленные паломники, идущие поклониться преподобному Сергию, непременно посещали Талицкие пещеры. В 1865-1867 гг. по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) около деревянной была устроена каменная часовня, в подклете которой были помещены могилы четырёх старцев. В советское время пещеры были разрушены, сохранился лишь колодец, вырытый монахами у входа в подземелье. В 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II полуразрушенная часовня была передана в ведение Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря для восстановления в Талицах монашеской жизни.

http://sobory.ru/article/?object=25829

7-е число Воспоминание явления Креста Господня на небе в Иерусалиме В царствование Констанция, в 351 году, в дни Пятидесятницы, 7-го мая, в третьем часу дня (по нашему счету около девяти часов утра), в Иерусалиме явилось на небе знамение Креста Господня, начинаясь от горы, Голгофы и простираясь до горы Елеонской. Широта знамения Креста соответствовала длине; сияло оно светлее лучей солнечных. Все оставили дела свои и со страхом смотрели на дивное видение. Многие из Евреев и язычников уверовали во Христа. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, писал об этом знамении к Констанцию и убеждал его не отторгаться от православия. Святого мученика Акакия Воин, чином центурион (сотник), служил в полку так наз. Марсовом. Когда вышло повеление имп. Максимиана принуждать христиан к идолопоклонству, то полковник, видя непреклонность Акакия, отослал его к воеводе в г. Перинф (нын. Ираклию), который бил его воловьими жилами и по щекам оловянными досками, но не мог отвратить от Христа. Когда после сего Акакий сидел в темнице, правитель Византии предписал Перинфскому воеводе представить узников в Византию; в числе узников представлен и Акакий. Через пять дней он был потребован на суд и обезглавлен 8 мая 303 года. Император Константин В. в честь его построил церковь в Ставродромии (часть города), где и почивали мощи его до времён иконоборцев, когда верные перенесли их, спасая от неистовства гонителей икон и мощей, в южно-Италийский город Скилакс (нын. Сквилаче). Празднование Любечской иконе Богоматери Св. икона, известная с давних времён, находится в Воскресенской (бывшей монастырской) церкви местечка Любеча, Чернигов. епархии. Св. Димитрий Ростовский в своём Дневнике говорит о многих чудесах от неё. Она была обновлена в Киеве 1701 г. и по распоряжению митрополита Варлаама Ясинского возвращена в Любеч двумя иеромонахами и поставлена в только что сооружённую церковь Воскресения в монастыре. В Киево-Софийском соборе имеется список с неё, привезённый из Любеча в 1690 году митрополитом Гедеоном. См. Архим. Димитрия Месяцеслов под 7 мая. † Преставление преподобного Антония Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Arhiva Пн La Belgrad a avut loc lansarea culegerii de materiale despre Boteztorul Rusiei Sfântul Întocmai cu Apostolii marele cneaz Vladimir 2 februarie 2017 10:14 26 января 2017 года в нижнем храме собора святого Савы в Белграде прошла презентация книги «Святой князь Владимир Киевский. 1015-2015 гг. Сборник статей в честь 1000-летия преставления». Двуязычный сборник опубликован издательством подворья Русской Православной Церкви в Белграде . Книга содержит статьи девяти современных русских и сербских историков, филологов и богословов, посвященные таким темам, как Крещение Руси, происхождение названий «Русь» и «Русская земля», историческое развитие русского национального чувства и русской государственности, а также почитание русских святых в сербском народе. В презентации приняли участие Святейший Патриарх Сербский Ириней , Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, а также рецензент издания директор Института балканистики Сербской академии наук и искусств д-р Душан Т. Батакович, авторы некоторых из статей сборника д-р Н.А. Нарочницкая, к.и.н. Е.А. Бондарева и д-р Борис З. Милосавлевич. Настоятель подворья Русской Православной Церкви протоиерей Виталий Тарасьев приветствовал участников мероприятия. Он обратился со словами благодарности к Святейшему Патриарху Сербскому Иринею, который дал благословение на издание сборника в Белграде и написал к нему предисловие. В слове к присутствующим Предстоятель Сербской Православной Церкви подчеркнул значение духовного выбора и жизненного подвига святого равноапостольного князя Владимира не только для Руси, но и для всего христианского мира. Д. Батакович посвятил свое выступление исторически одновременным правлениям двух святых Владимиров — равноапостольного великого князя Киевского Владимира и мученика князя Иоанна Владимира Сербского. Н.А. Нарочницкая отметила значение празднования 1000-летия преставления святого князя Владимира (†1015), подчеркнув, что этот юбилей отметили и в Сербии — в частности, этой знаменательной дате посвящено издание сборника. Е.А. Бондарева рассказала о встрече на сербской земле двух великих духовных традиций — Свято-Владимировской, носителями которой стали русские эмигранты в Сербии, и Свято-Савской, представленной, прежде всего, святителем Николаем Сербским и преподобным Иустином Поповичем. В заключение Б. Милосавлевич рассказал об истории развития русско-сербских духовных и исторических связей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4797466...

     Быть тебе священником Варсонофий (Павел Иванович Плиханков) – один из известнейших старцев Оптиной пустыни, родился в Самаре 5 июля 1845 г. Происходил из богатого купеческого рода (деды и прадеды были миллионерами, в Самаре им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской). Мать Павла скончалась при появлении его на свет, и отец женился вторично. Мачеха заменила Павлу мать и заботилась о его воспитании и образовании. Будучи глубоко религиозной, она постоянно брала с собой сына с младенческого возраста на церковные богослужения. Преподобный Варсонофий вспоминал: «Когда я был маленький, то любил все подавать священнику, и мне часто говорили: «Быть тебе священником». Вот и исполнилось… с пятилетнего возраста и до отправления моего в гимназию я стоял в алтаре, и батюшка с престола давал мне антидор. Вот когда еще было предзнаменование, что буду я священником. Мы с матерью каждодневно ходили к утрене, и, бывало, отец не раз говорил: – Что ты его таскаешь в такую рань, он маленький, устанет. Но мать всегда отвечала на это: – Я желаю ему добра. Ты поручил мне его воспитание, а потому и предоставь мне поступать, как я нахожу нужным. Как я благодарен теперь моей матери! Когда я поступил в монастырь, она была еще жива, и я написал ей: «Вот плоды твоего воспитания». Варсонофии Преподобныи      Девяти лет его отдали в гимназию, затем он учился в Полоцкой военной гимназии и военном училище, по окончании которого получил офицерское звание. В дальнейшем он окончил офицерские штабные курсы, дослужился до чина полковника, стал старшим адъютантом штаба Казанского военного округа. Его по-прежнему интересовала и притягивала религиозно-духовная сфера жизни, и он, будучи полковником, приехал в Оптину пустынь к старцу Амвросию и поведал о своем желании поступить в монастырь, на что преподобный ответил, что еще рано и что это можно сделать через два года. Полковник вернулся к месту службы. Осенью того же года Павел Плиханков внезапно тяжело заболел воспалением легких. Врачи считали, что он обречен, да и сам полковник ощущал приближение смерти и велел денщику читать Евангелие. Находясь в состоянии забытья, он вдруг увидел открывшиеся небеса, содрогнулся от великого страха и света, и вся жизнь в одно мгновение пронеслась перед ним. Его охватило глубокое чувство раскаяния за всю прежнюю жизнь, и он услышал голос свыше, повелевавший идти в Оптину пустынь. Ему открылось внутреннее зрение, и он постиг глубочайший смысл евангельского учения. Именно в эти мгновения, как верно сказал старец Нектарий, из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем.

http://pravoslavie.ru/95034.html

     К особенностям русского монашества можно отнести его многонациональность. Примеров тому множество. Один из них, углубляясь в древность, мы находим в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Его основателем был внук татарина-баскака, собиравшего с русичей подати для Золотой Орды. По милости Божией дед принял Православие, а внук стал великим русским святым. Преподобный Пафнутий – Небесный покровитель города Боровска с его древними храмами. И верится, что это по молитвам святого Пафнутьева обитель, сожженная в 1812 году французами, затем оскверненная в XX веке богоборцами снова укрепляет свои позиции на духовном фронте. Радостно быть рядом со старцем      Имя духовника монастыря, схиархимандрита Власия (Перегонцева), у многих верующих, что называется, на слуху. Братия говорит, что к нему чуть ли не полмира приезжает. Понятно, что людям нужна духовная помощь – особенно в наше лукавое время, когда, например, в России исповедовать православную веру можно открыто, однако бесовские нападки настолько сильны, что у многих почва из-под ног уходит. Но каково самому отцу Власию в 84 года принимать огромный людской поток с пяти утра до девяти вечера? (Накануне церковных праздников прием бывает до пяти вечера, а в праздничный день приема не бывает, потому что на всенощной и на праздничной Литургии батюшка служит). И второй существенный вопрос: а каково братии обители, для которой духовное окормление так же насущно, как воздух и вода? Удается ли им «прорваться» к отцу Власию? Отвечая на первый вопрос, исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) поведал об одном памятном разговоре со старцем: «Видя, насколько ему трудно – все-таки онкология у человека, периодически химиотерапию приходится проходить и ноги больные – ступать трудно, я однажды сказал: " А может, вы не будете принимать людей? Просто станете отвечать на их письма, записочки? " – " Я пень замшелый, – с улыбкой произнес отец Власий. – Меня Господь здесь посадил, я не могу это оставить " ». И Священноархимандрит монастыря митрополит Калужский и Боровский Климент, и отец Пафнутий, и братия – все, кто является свидетелями самоотверженного служения старца (а крест духовничества он несет более сорока лет), понимают, что человеческих сил бы на это не хватило. Господь на их глазах творит чудо…

http://pravoslavie.ru/115337.html

     Мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). Эти слова апостола Павла особую силу и значение имеют в этот день, потому что сегодня мы одновременно празднуем память Сорока мучеников Севастийских и вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника, подвижника и церковного писателя . Мученики Севастийские были одними из лучших воинов своего времени. Они служили в легионе, который назывался «Молниеносный», были овеяны славой воинских побед, наделены красотой, силой, многими талантами. Но самым главным из того, что они стяжали и увидели в этой жизни, были вовсе не воинские почести, победы и красота, физическая сила, ум и храбрость. Важнее всего была для них встреча с Господом Иисусом Христом, Спасителем мира. Они служили царю земному своей жизнью, но всю свою душу они отдали Царю Небесному. Когда языческий правитель воздвиг гонения на христиан в управляемой им части империи, то повсюду разыскивали тех, кто исповедует имя Христово. Были найдены сорок человек храбрых воинов. Их начали всячески склонять к отказу от Христа и принесению языческих жертв. Но воины были тверды и претерпели всевозможные мучения ради имени Христова и не отреклись от Него. Их загнали в замерзшее озеро в Севастии и там держали в ледяной воде, а на берегу была растоплена баня, чтобы соблазнить кого-нибудь из христиан. Мученики оставались тверды, не поддавались на искушение и уговоры. Только один из них, ослабев, побежал в эту баню и тут же скончался на ее пороге. Стражник, который не был в тот момент христианином, увидел в небе венцы и ангелов, которые венчали воинов Христовых, томящихся в холоде. Тогда этот язычник снял с себя одежду и сам вошел в озеро, сказав своим братьям, воинам, что он тоже христианин и так присоединился к тридцати девяти мученикам Севастийским, став сороковым. Их подвиг произвел такое впечатление и на языческий, и на христианский мир, что Церковь чтит их особым образом по всей земле, просвещенной Евангелием. Есть множество храмов в честь мучеников Севастийских. Святитель Василий Великий особым образом их почитал, потому что они тоже, согласно некоторым житиям, были из Каппадокии,.

http://pravoslavie.ru/78071.html

«А тюрьмы нам нечего бояться…» Исповеднический подвиг святителя Афанасия (Сахарова) и его духовные наставления В этом году исполняется 55 лет со дня блаженной кончины священноисповедника Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского. Митрополит Зиновий (Мажуга) однажды сказал о нем близко знавшим святителя людям: «Если бы вы знали, рядом с кем живёте! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет». Детство и годы обучения Святитель Афанасий (Сахаров) Сергей Сахаров – таким было мирское имя епископа Афанасия. Он родился 2 июля 1887 года в селе Царёвка Тамбовской губернии. Родители его жили во Владимире: отец, Григорий Сахаров, был надворным советником в отставке; мать, Матрона Сахарова, происходила из простых крестьян. Имя мальчику родители позволили выбрать самому, разложив перед ним несколько листиков с написанными на них именами чтимых святых. Младенец потянулся к тому из них, где значилось имя преподобного Сергия Радонежского. Отец Сергея умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет, воспитанием занималась мать. В возрасте девяти лет он поступил в Шуйское училище. Поначалу учеба Сереже давалась тяжело, однажды он даже был оставлен на второй год, однако закончил училище юноша уже в числе способнейших учеников. Особое место среди его главных увлечений в это время заняла литература, поэзия, любимым автором был А.К. Толстой. Сам юноша пытался писать стихи. Ещё в самом раннем возрасте Сергей полюбил церковное богослужение. Дома он часто играл «в церковь», со временем научился даже вышивать церковное облачение. На вопросы, кем он хочет стать, мальчик без колебания отвечал: «Архиереем». Однако играми всё не ограничилось. В возрасте двенадцати лет Сергей написал свой первый тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божий Матери. Главную роль в таком глубоком нравственном воспитании ребенка, безусловно, сыграла мать будущего святителя. Будучи весьма благочестивой женщиной, она всегда имела желание, чтобы ее сын принял монашество. Монашеский постриг

http://pravoslavie.ru/107562.html

Блаженнейший Митрополит Христофор совершил Божественную литургию на московском подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии 12 мая 2011 г. 17:10 12 мая 2011 года, в день памяти девяти мучеников Кизических и преподобного Мемнона чудотворца, Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершил Божественную литургию в столичном храме святителя Николая в Котельниках подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Блаженнейшему Митрополиту Христофору сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , епископ Комарненский Тихон (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), архимандрит Закхей (Вуд) ( Православная Церковь в Америке ), настоятель подворья протоиерей Алексий Ющенко, помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, клирики храма. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в Российской Федерации Петр Коларж с супругой и исполнительный директор Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов. По окончании Литургии протоиерей Алексий Ющенко обратился к Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии, выразив радость от посещения подворья Блаженнейшим Митрополитом Христофором и сердечно поблагодарив за совершенное богослужение. Блаженнейший Митрополит Христофор поблагодарил митрополита Волоколамского Илариона, епископа Комарненского Тихона и сослуживших за богослужением клириков за совместную молитву. Он выразил глубокую и искреннюю признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за помощь в приобретении здания резиденции Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии. По свидетельству Блаженнейшего Митрополита Христофора, на протяжении почти шестидесяти лет Предстоятели Православной Церкви Чешских Земель и Словакии жили в арендованном помещении, а теперь благодаря оказанной по благословению Святейшего Патриарха Кирилла помощи в Праге появилось собственное помещение для резиденции Предстоятеля.

http://patriarchia.ru/db/text/1476534.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010