Монастырь преподобного Неофита Затворника на Кипре HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Монастырь преподобного Неофита Затворника на Кипре Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, один из самых посещаемых сегодня монастырей Кипра, расположен неподалеку от города Пафос. В 1159 году здесь в пещере, горя желанием духовных подвигов, поселился инок Неофит. Ныне монастырь – важнейший духовный и историко-религиозный центр Кипра, ведущий большую работу по собиранию, сохранению и изучению наследия преподобного Неофита, наставничеству ищущих истины. / Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя Иоанна Златоуста в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Новые канонизации сегодня невозможны? Колоссальный материал по проблеме дают архивы ФСБ, куда членов Комиссии по канонизации пустили по ходатайству патриарха Алексия. Особенностью архива является то, что он открыт частично; материалы там выдают только родственникам и членам Комиссии. Однако следственные дела, которые выдают, содержат далеко не полную информацию. Помимо них, есть ещё агентурные дела, которые не подлежат выдаче, и лагерные дела – по большей части уничтоженные. 28 октября, 2013 Колоссальный материал по проблеме дают архивы ФСБ, куда членов Комиссии по канонизации пустили по ходатайству патриарха Алексия. Особенностью архива является то, что он открыт частично; материалы там выдают только родственникам и членам Комиссии. Однако следственные дела, которые выдают, содержат далеко не полную информацию. Помимо них, есть ещё агентурные дела, которые не подлежат выдаче, и лагерные дела – по большей части уничтоженные. В Москве завершилась международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», проводимая общецерковной аспирантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при участии Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон» и при поддержке фонда «Русский мир». На конференции прозвучали доклады, посвящённые различным аспектам прославления и почитания новомучеников и исповедников Российских. Фото: doctorantura.ru Мученики и новомученики — в чем отличие? Профессор, протоиерей Владислав Цыпин в своём докладе «Деятельность Синодальной комиссии по канонизации по прославлению сонма новомучеников и богословско-канонические принципы этой работы» коснулся нескольких положений. Созданию комиссии по канонизации предшествовала организация в 1981 году историко-канонической группы. Этой группой была подготовлена канонизация девяти подвижников – святого Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублёва, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия, святителя Феофана Затворника и преподобного Амвросия Оптинского. Канонизация этих святых состоялась на юбилейном Соборе 1988 года.

http://pravmir.ru/novye-kanonizacii-sego...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских после Литургии в Валаамском монастыре 11 июля 2017 г. 20:46 11 июля 2017 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка, наместник и игумен обители Панкратий! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня всегда особая радость вступить на землю Валаама и помолиться вместе с братией пред престолом Божиим в сей прославленной обители. Валаам всегда был оплотом России на Севере, но он никогда не был военным оплотом, он всегда был оплотом духовным. Однако этот духовный оплот оказался куда сильнее любых крепостей, любых оборонительных сооружений, любой человеческой силы. Что только за эти столетия, начиная с далекого XIV века, ни происходило на этих землях! Какие только перемены ни сотрясали жизнь людей! А обитель стояла, как маяк, как светоч, к которому устремлялись люди. Казалось, после нанесенного обители сокрушительного удара в веке XX невозможно даже помыслить о ее возрождении. У старшего поколения, у тех, кто посещал обитель в минувшие тяжелые годы, еще сохраняется образ разрушенной и оскверненной обители. Вспоминаю, с каким подозрением местные обыватели относились к каждому, кто внешне напоминал священника. Когда в далеком 1969 году я впервые прибыл на Валаам и хотел войти в этот собор, я был грубо остановлен какими-то людьми, которые сидели на скамеечках и курили, — по всей вероятности, они проживали где-то поблизости. Казалось, нет надежды на возрождение, однако Господь из пепла возродил обитель, причем не только стены, приведя Валаамский монастырь в состояние, которого не было даже в славные прошлые времена, но, может быть, самое важное, что обитель ныне живет полноценной жизнью. Могу свидетельствовать, что и на протяжении последних девяти лет, когда я каждый год стараюсь бывать на Валааме, увеличивается количество паломников, возрастает количество людей молодого и среднего возраста, которые приходят сюда, чтобы в этот день помолиться вместе с братией и почувствовать присутствие благодати Божией, нисходящей на нас по молитвам святых преподобных Сергия и Германа. Вот и сегодня мы все, слава Богу, вместе. Дай Бог, чтобы эта паломническая традиция не пресекалась. Дай Бог, чтобы все больше и больше людей стремились посетить святые места земли Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/4955029.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Преображенском соборе Валаамского монастыря 11 июля 2014 г. 18:21 11 июля 2014 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Панкратий, наместник и игумен сей святой обители! Ваше Превосходительство Александр Петрович, глава Республики Карелия! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой обители — днем памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Радуюсь тому, что Господь дает мне силы и возможность на протяжении всех лет моего пребывания на Патриаршем престоле, в июле месяце, в связи с празднованием памяти святых преподобных Сергия и Германа посещать эту святую обитель. Прикасаясь к этому месту, пропитанному особой Божией благодатью, к месту многовековых подвигов монашествующей братии, обретаешь и мир душевный, и некую остроту видения тех проблем, которые перед тобой стоят. Ведь для того чтобы увидеть и понять то многое, что происходит в жизни человека, ему необходимо отдалиться от ежедневной суеты, взглянуть с иной точки зрения на то, что происходит с ним и его окружением, с теми, кто рядом с ним, по-новому взглянуть на волнующие его вопросы и проблемы. Именно такой взгляд со стороны, — я бы сказал, с высоты, — обретаешь, когда приобщаешься к духовному подвигу многих поколений иноков в святом месте, таком как здесь, на Валаамских островах. Сегодняшнее Евангельское чтение от Луки ( Лк. 6:17-23 ), которое полагается читать всякий раз, когда мы вспоминаем память святых преподобных отцов, включает изложение заповедей блаженства. Но апостол Лука, в отличие от апостола Матфея, излагает их в совершенно ином контексте. Если апостол Матфей, повествуя о Нагорной проповеди, перечисляет все девять блаженств и формулирует их как некие заповеди, как некие законы, то апостол Лука воспринял сказанное Спасителем с другой точки зрения. В его устах эти слова не звучат как заповедь. Из девяти он выбирает только четыре — те самые, в которых отражается вся совокупность человеческой скорби и человеческого горя. Он говорит о том, что блаженны нищие. Он говорит о том, что блаженны голодающие, алчущие, потому что они насытятся. Он говорит о том, что блаженны те, кто гоним людьми, кого злословят, потому что они возвеселятся. 

http://patriarchia.ru/db/text/3686388.ht...

10 июля церковь вспоминает об обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского. Этот подвижник – один из самых ярких представителей старчества. Его считают прообразом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Амвросий Оптинский      Преподобный Амвросий Оптинский ( в миру Александр Гренков) родился 21 или 23 ноября 1812 года. Он учился в Тамбовской семинарии и преподавал в Липецком духовном училище. В 1842 году принял монашество. В 1860 году стал главным духовником Оптинской пустыни. Внешняя жизнь старца в скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Для русской культуры большое значение имели тесные отношения Преподобного Амвросия с писателями и философами – Федором Достоевским, Константином Леонтьевым, Львом Толстым и Василием Розановым. Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года и был похоронен в Оптиной пустыни. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Вспомним самые мудрые наставления Преподобного: Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно. Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби. Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.

http://pravoslavie.ru/62719.html

     Праздничное интервью с Предстоятелем о главном. – Ваше Блаженство, какой главный духовный совет Вы бы дали нашим читателям в день Вашего тезоименитства с позиции Вашего духовного опыта? – Научиться жить в своей душевной пустыне. У таких святых, как преподобный Онуфрий Великий, мы можем этому учиться. Господь, научая нас молиться, сказал: «Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою (то есть в душу, в сердце, внутрь себя)… и помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6). Человек должен делать свою душу пустыней, в которой ум человека – если не постоянно, то время от времени – должен жить, то есть входить туда и там творить молитву, размышлять и каяться в своих грехах. Душевная пустыня – это не опустошение души. В пустыне души нет зверей гордыни, зверей зависти и распутства, зверей злобы человеконенавистничества, то есть страстей и пороков, которые являются духовными зверями в нашей душе и не позволяют нам войти туда и спокойно, в мире помолиться Богу. Чтобы сделать свою душу такой благодатной пустыней, мы должны трудиться и бороться с собой, со своими немощами, грехами, пороками. Человек, заставляя себя идти против греха, иногда побеждает грех, а иногда падает, но его попытки с Божией помощью обязательно увенчаются успехом. Грех побеждается усилием. Человек прилагает свои усилия, и Господь, видя его намерения, дает ему благодать и силу, которая помогает побеждать грех. Потрудимся и мы, дорогие братья и сестры, чтобы быть победителями своих страстей и пороков. Пусть наша душа станет благодатной пустыней, куда мы будем заходить и совершать молитвы. Они так нужны для нашего спасения и для спасения всего мира. Тогда мы хоть немного будем похожими на преподобного Онуфрия, память которого Церковь сегодня совершает. Он сегодня на Небе вместе со всеми святыми предстоит перед Престолом Божиим и молится о нас. – Ваше Блаженство, в чем основной подвиг преподобного Онуфрия Великого, Вашего Небесного покровителя? – Преподобный Онуфрий отошел к Богу около семидесяти девяти лет от роду, но никто его не видел при жизни, кроме преподобного Пафнутия и еще одного старца, который научал его отшельнической жизни до ухода в пустыню. Однако память о нем сохраняется до сих пор в человеческих сердцах. В истории человеческой было много правителей, философов, мудрецов, постоянно находящихся на площади общественного служения, которые каждый день себя выставляли миру, заявляли о своем видении, мыслях, желаниях, но о них мир уже давным-давно забыл, а их портреты покрыты пылью и паутиной. А преподобных, живших в пустыне и любивших Бога, молившихся обо всех, мир помнит и будет помнить вечно, потому что «память праведного с похвалами».

http://pravoslavie.ru/122031.html

Архив Пн К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь» 9 января 2024 г. 10:08 В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до 12 человек — по количеству апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869-1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. Статья насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонаха Памфила (Осокина) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 11, 2023 , PDF-bepcuя ). За алтарем Вознесенского храма города Спасска Рязанской области есть скромная могилка. Крест из металлических полос с незатейливыми арматурными завитушками, в овале — фото старца в монашеских одеждах. Архимандрит Паисий — это все, что сообщает надпись на кресте. Между тем рязанское духовенство, служившее во времена «укромные, теперь почти былинные», знало отца Паисия и помнило его могилку. Один из насельников Иоанно-Богословского монастыря города Рязани вспоминает, что, когда он приехал с архимандритом служить в Спасск, тот ему сразу показал могилку и сказал, что отец Паисий — последний настоятель Параклита. Это было в 1991 году. Потом каждый год с отцом Авелем он ездил в Спасск и всегда заходил на могилу архимандрита Паисия поклониться. Будущий архимандрит, в миру Петр Петрович Ларин, родился 18 ноября 1869 года в деревне Савин-Корь (Савина, Савинково) Тырновской волости Пронского уезда Рязанской В списке населенных пунктов 1859 года Савин-Корь (Савина) числится как казенная деревня, то есть крестьяне имели статус государственных. Расположена «при колодце», «по левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань». В то время там насчитывалось 20 дворов, где проживало 85 мужчин и 80 женщин. Центр уезда располагался в 30

http://patriarchia.ru/db/text/6091370.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте 27 октября 2017 г. 13:37 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью. Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23). Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще. Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

http://patriarchia.ru/db/text/5047479.ht...

Архимандрит Кирилл (Павлов) В далекой ныне моей юности произошло дивное явление. В начале Великой Отечественной войны наша семья состояла из девяти человек: отец, мать и семь девочек. Младшей было два с половиной года, старшей – двадцать два, она училась в мединституте. Отца на третий день войны призвали на защиту Родины. Мама потеряла зрение и вскоре умерла. Мы, семь девочек, остались сиротами. Старшую из нас (как военнообязанную) мобилизовали в госпиталь. Отец, покидая нас, просил со слезами: “Дети, учитесь – это ваша жизнь”. Сам он был инженер-строитель. Из семи выжило нас трое. Ужас пережитого, нищета, голод, непосильный труд в детском возрасте – всё это поглощало многих. Но мы, три сестры, при неимоверных трудностях исполнили завещание нашего отца, все имеем законченное образование. Судьба разделила нас по разным местам. Две сестры предпочли замужество, я – монастырь. Училась и жила в Москве, затем по христианскому подвигу, пережив многое, из сожаления добровольно ухаживала за воином, инвалидом 1-ой группы и его больной мамой, будучи сама весьма немощна и болезненна в юную пору от всего пережитого. Родители наши были верующие и воспитали нас в своем духовном знании. Заканчивая свое образование на планово-экономическом факультете, по промыслу Божию твердо решила поступить в монастырь. Шел тогда 1953 год, военная разруха, запустение церквей и монастырей. С трудом поступила первоначально в Киево-Введенский женский монастырь. В 1959 году монастырь ликвидировали, насельниц переселили в Покровский и во Флоровский женские монастыри. Я прописана с тех пор в Киево-Флоровском монастыре, где по милости Божией обитаю по сей день в монашеском чине схимонахини с именем во славу святого архистратига Михаила. До поступления в монастырь произошли дивные испытательные чудеса, о которых писать не смею. На протяжении всей моей жизни милость Божия даровала мне милостивейшего отца, он же самая нежная любящая мать. Это святый старец священноархимандрит Кирилл (Павлов). Я открыла лицо и ясно увидела преподобного Сергия с кадилом, как он кадит меня

http://pravoslavie.ru/73441.html

В Москве впервые состоялась секция о пастырской помощи заикающимся 30 января 2023 г. 19:02 27 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению впервые состоялась секция о пастырской помощи заикающимся. В ней приняли участие 26 человек из девяти епархий — представители общественных и церковных организаций, работающих в этой сфере, ученые, психологи, логопеды. Участники секции обсудили проблему заикания и церковную помощь людям, страдающим этим заболеванием. «На самом деле, когда мы говорим о заикании, мы говорим о слове, даре Божием, которое делает человека человеком и отличает его от животного мира, — отметил насельник Пантелеимонова мужского монастыря Петропавловской епархии иеромонах Иоанн (Заяц), открывая секцию. — Слово было всегда, и оно уходит с человеком в вечность. Исходя из этого, становится ясно, что слово, по утверждению преподобного Иоанна Дамаскина, — есть движение души. Поэтому при лечении заикания важно учитывать духовные предпосылки этого заболевания». В 2006 году по инициативе отца Иоанна при Пантелеимоновом мужском монастыре Петропавловской епархии был создан Центр помощи заикающимся. В нем стремятся возобновить в современных условиях опыт профессора Сергея Рачинского. В 1898 году он опубликовал свою работу «Заикание и церковно-славянское чтение». Автор писал о том, как в течение многих лет в своей сельской школе он применял чтение Псалтири на церковно-славянском языке для избавления от заикания. Благодаря ритмическому и интонационному строению священных текстов гармонизируется дыхание, нервная система и психологическое состояние человека. Участники секции отметили, что чтение Псалтири и других священных текстов является действенной методикой избавления от заикания. О пастырской заботе о заикающихся на примере работы Центра помощи заикающимся Петропавловской епархии рассказал диакон Павел Илларионов, студент магистратуры Николо-Угрешской духовной семинарии, клирик семинарского храма в честь преподобного Пимена Угрешского. Также о сотрудничестве с Центром помощи заикающимся Петропавловской епархии поделился главный редактор журнала «Духовно-нравственное воспитание», поэт, член Союза писателей России Александр Фурсов.

http://patriarchia.ru/db/text/6000894.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010