Возжелать голгофы как спасения В книге отца Лазаря «Мучение любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего общества грешников и с демонскими полчищами во главе с сатаной. «Иже бо аще хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю: и иже аще погубитъ душу свою Мене ради, обрящетъ ю» (Мф. 16, 25), – говорит Господь. Но что это значит: душу свою погубить?.. В главе «О! Если бы войти в ту дверь…» упомянутой книги отец Лазарь объясняет, условно говоря, что в каждой организации есть некий вестибюль, холл, где встречают гостей, при том, что за этой парадной комнатой далее может скрываться и весьма трудоемкое и даже опасное производство. Но суть не в блеске ресепшена, а как раз там, где кропотливо и упорно трудятся, созидают. Точно так же и в Церкви: храм – это, парадоксальным образом, и знамение будущего века как цели, но и только преддверие на нашем пути туда. Нельзя самоуспокоенно: «Вот я уже и попал в Царствие Небесное» – застрять на этом КПП, залюбовавшись на его прекрасное убранство. Нет, архимандрит-писатель настойчиво показывает нам на некую таинственную дверь, войти в которую страшно, но для христиан необходимо... Дверь – это Сам Иисус Христос (ср. Ин. 10, 9). Идти придется долго. И будет тяжело и страшно. Конечно, есть и те, – и таких большинство (почитайте, как ужасающе откровенно живописует гибнущие массы архимандрит Лазарь!), – кто, осмелившись, вот уже углубился в коридор за этой, для каждого своей, дверью, но... «испугавшись темноты или холодного дуновения, таинственных шорохов, одиночества, а более всего влекомый разного рода привязанностями к тому, что осталось позади и должно быть уже навсегда погребено за той дверью, угрызаемый какой-то многосложной тоской и скукой, как будто вспомнив, либо что забыл еще что-то взять с собой крайне необходимое в дороге, либо что не успел еще с кем-то попрощаться перед своим дальним путешествием, – спешит назад...».

http://pravoslavie.ru/115313.html

Из Отчего недра снисшедший и соделавшийся для нас путем спасения Господь блаженным и божественным Своим гласом учит нас покаянию, говоря: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13); и еще: не требуют здравии врача, но болящии (Лк.5:31). Если я скажу это, то можешь не послушать меня. Но если же говорит сам Господь, то почему пренебрегаешь сим, нерадя о жизни своей? Если сознаешь в себе, что во внутренности твоей есть язва помыслов и дел; то почему нерадишь о сокровенных язвах своих? Почему боишься Врача? Он не жесток, а также не безсострадателен, не безжалостен; не употребляет в дело железа, и также крепкого врачевства и прижигания; врачует одним словом. Если хочешь придти к Нему, то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра. Для тебя воплотился, чтоб приступал ты к Нему без страха; для тебя вочеловечился, чтоб исцелить твои тяжкие язвы. С великою любовью и со всякою благостью Он призывает тебя к Себе. Приступи, грешник, исцелись без труда. Сбрось с себя бремя грехов, принеси молитву, и смочи слезами загнившие язвы. Ибо сей небесный Врач, как благий, слезами и воздыханиями исцеляет язвы. Приступи, грешник, к доброму Врачу, принеся слезы - это наилучшее врачевство. Ибо то и угодно небесному Врачу, чтоб каждый собственными своими слезами врачевал себя и спасался. Врачевство сие не продолжительно действует, и не постепенно затягивает язву, но исцеляет тебя вдруг. Врач ожидает того, чтоб увидеть слезы твои; приступи, не бойся. Покажи Ему язву, принеся вместе и врачевство - слезы и воздыхания. Вот, отверста дверь покаяния; постарайся, грешник, войти, пока она не затворена. Не дает Он времени твоему нерадению; и самая дверь, видя тебя беспечным, не будет ожидать, пока продолжится твоя небрежность. Почему возненавидел ты жизнь свою, несчастный? Что выше души твоей, человек? Но ты, грешник, пренебрег ею. Не знаешь, возлюбленный, в какой час небесный Врач велит затворить дверь Своего врачевания. Приступи, умоляю тебя, постарайся исцелиться. Он хочет покаянием твоим обрадовать небесное воинство. Солнце достигло уже вечернего часа; и для тебя только медлит, чтоб ты достиг обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/794/...

Глава VII. Стихиры, тропари, кондаки и ирмосы воскресные восьми гласов Первого гласа Стихиры на Господи воззвах. 1. Вечерния наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире Воскресение. 2. Обыдите людие Сион, и обимите 292 его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: яко Той есть Бог наш, избавлей 293 нас от беззаконий наших. Люди, окружите Сион и займите его, и воздайте в нем славу Воскресшему из мертвых, ибо Он Бог наш, искупивший нас от беззаконий наших. 3. Приидите людие, воспоим, и поклонимся Христу, славяще Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия [вражеской хитрости] мир избавлей. Богородичен: Всемирную славу, от человек Прозябшую, и Владыку Рождшую, Небесную Дверь, воспоим Марию Деву, Безплотных песнь, и верных удобрение 294 : Сия бо явися Небо, и Храм Божества: Сия преграждение 295 вражды разрушивши, мир введе 296 , и Царствие отверзе. Сию убо имуще веры Утверждение, Поборника имамы из Нея Рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте людие Божии: ибо Той победит враги, яко Всесилен. Воспоем Славу всего мира, от людей происшедшую и Владыку родившую, – Деву Марию, дверь в небеса, предмет песнопений бесплотных Сил и украшение верующих. Она явилась небом и храмом Божества; Она, разрушив разделявшую нас стеною с Богом вражду, заменила ее миром и открыла доступ в Царство Небесное. Таким образом, имея Ее опорою нашей веры, Защитником нашим мы имеем родившегося от Нее Господа. Дерзайте же, дерзайте, люди Божии! ибо Он победит врагов, как всемогущий. Тропарь: Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Хотя камень был припечатан иудеями, а воины стерегли пречистое тело Твое, Ты, Спаситель, воскрес на третий день, даруя тем жизнь миру. Поэтому Силы небесные воскликнули Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе, слава Царству Твоему, слава промыслу Твоему, единый Человеколюбец!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Глава XIV. Из панихиды и чина погребения умерших Тропарь, гл. 8: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего. С глубочайшею мудростью и с любовью к людям все устраивающий и всем полезное дающий, единый Устроитель! упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего; ибо он возложил надежду на Тебя, Творца, Создателя и Бога нашего. Богородичен: Тебе и стену, и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. В Тебе мы имеем покров и пристанище и молитвенницу, благоугодную Богу, Которого Ты, Богородица Девственная, родила во спасение верующих. Тропари, гл. 5 Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием. Погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Сонм святых нашел источник жизни и дверь в рай; да найду и я путь туда через покаяние. Я – потерянная овца. Подай мне голос, Спаситель, и спаси меня! Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы 447 , и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся 448 , Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы! Перешедши к жизни, не знающей старости и вечной, молите Его усердно о даровании нам отпущения грехов. В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшия верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей, и венцев небесных. Ходившие путем узким, прискорбным, все, взявшие в жизни крест, как ярмо, и с верою Мне последовавшие, приходите и насладитесь почестями и небесными венцами, которые Я приготовил вам. Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы 449 ношу прегрешений; ущедри 450 Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Кааба и обряды хаджа у древних арабов «Поистине поражаешься – говорит Э. Реклю 380 – когда приходится констатировать, что ни одна из старинных религий не исчезла совершенно: все они продолжают более или менее активную жизнедеятельность и следуют тем же ритуалам, как и тысячелетия тому назад». – Так и мусульман­ский «хадж». Его не установил основатель монотеистического ислама, а целиком узаконил в той форме, в какой его совершали арабы-многобожники, с теми изменениями, каких требовала новая форма богопочитания, указанная в Коране. Основатель ислама в этом случае дозволил себе более, чем требовало от него его положение – обличителя старых (языческих) верований арабов и проповедника строгого единобожия: Мухаммед не только не отменил древних обрядов языческого хаджа, совершавшегося вокруг Каабы и в окрестностях Мекки, но укрепил в сознании арабов религиозную неприкосновенность древне-языческого святилища, приписав построение его праотцам Аврааму и Измаилу, которые, по словам Корана (гл. 2, ст. 118–123), научили древних арабов обрядам хаджа… Можно сомневаться, даже прямо не согла­шаться с указанием Корана на такую древность Каабы, но нельзя отрицать, что существование ее восходит к первому веку до Р. Хр., так как современник Юлия Цезаря и Августа, греческий путешественник-писатель Диодор Сицилийский упоминает об этом храме древних арабов 381 . Особенностью Каабы служил так называемый «черный камень», вставленный в угол северо-восточной стены ее, в которой находится дверь. По отношению к входящему в эту дверь богомольцу камень находится с левой стороны и составляет самую главную святыню Каабы. По единогласному преданию мусульман, камень этот небесного происхождения, а по мнению европ. ученых – аеролит, упавший на землю (см. рисунок). Мусульманские предания уверяют, что «черный камень» имеет чудесное райское происхождение, что он упал на землю с неба в то время, когда Авраам строил Каабу, а по более наивно-благочестивой легенде это был ангел, сброшенный с неба, в виде светлого камня, который потом постепенно утратил свой первоначальный блеск от прикосновения к нему бесчисленных грешников-арабов, обязанных целовать его своими греховными устами во время совершения обрядов хаджа. Один писатель (Аль-Азраки), отрешив­шись от мусульманской легенды, высказывает предположение, что темный цвет этого камня получился от действия на него огня; но вернее думать, что его шоколадный цвет присущ ему, как аеролиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас 1. В царствование императора Феодосия жил близ Константинополя некоторый монах в маленькой келлии, вне города, невдалеке от врат, из которых императоры обыкновенно выезжали за город для прогулки. Феодосий, услышав, что тут живет монах-затворник, никуда не выходящий из келлии, начал при прогулке направляться к этому месту. Последовавшим за ним придворным он приказал не приближаться к келлии монаха, – подъехал к ней один и постучался в дверь. Встал монах, отворил ему дверь, но не узнал, что это был император, потому что император, чтоб не быть узнанным, снял с себя царский венец. После обычной молитвы оба они сели, и спросил император монаха: «Как живут святые Отцы в Египте?» Монах отвечал: «Все молят Бога о спасении вашем». Между тем император внимательно осматривал самую келлию. В ней он не увидел ничего, кроме немногих сухих хлебов в корзинке, которая висела на веревке, прикрепленной к потолку. Император сказал: «Авва! на благословение предложи мне пищу». Монах вложил поспешно в сосуд соли и сухарей, влил воды, и они вместе употребили эту пищу; затем монах подал чашу воды императору, который и выпил ее. Тогда Феодосий сказал: «Знаешь ли, кто я?» Монах отвечал: «Не знаю, кто ты, господин». Император: «Я Феодосий император, пришел к тебе попросить молитв твоих». Монах, услышав это, пал ему в ноги. Император продолжал: «Блаженны вы монахи, свободные от мирских забот! вы наслаждаетесь спокойною и безмолвною жизнию; попечение ваше только о спасении душ ваших, о достижении жизни вечной, о получении наград небесных. Будь уверен в справедливости слов моих: я рожден от царя и царствую; но никогда не вкусил пищи с такою приятностью, как теперь». После этого император поклонился с особенным уважением монаху, и вышел от него. В ту же ночь раб Божий начал так размышлять сам с собою: «Мне уже не подобает оставаться в этом месте: теперь, следуя примеру императора, пойдут многие ко мне не только из народа, но и придворные и сенаторы не преминут воздавать мне почесть, как служителю Божию. Хотя они будут делать это ради имени Божия; однако я боюсь за себя, чтоб лукавый диавол не обольстил меня неприметным образом, чтоб я не стал находить удовольствия в приеме знатных особ, чтоб сердце мое не усладилось их похвалами и уважением ко мне, чтоб не потерять мне смирения». Человек Божий, рассмотрев все это, бежал оттуда в ту же ночь и прибыл в Египет, в пустыню к святым Отцам 989 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О блаженствах евангельских Поучение 18. 1) Блажени нищии духом; яко тех есть царствие небесное Слышали вы, братия, как должны мы питать в себе христианскую надежду посредством частого размышления о Божеских свойствах – всемогущества, благости, пре­мудрости, о Божеских обетованиях, которые мы должны всегда содержать в памяти, также посредством усердной молитвы и особенно молитвы Господней, которую надобно повторять, сколько можно чаще, и всегда с благоговейным вниманием и размышлением. Но, кроме этого, чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, необходим нам собственный подвиг, не потому, чтобы мы сво­ими делами могли заслужить блаженство, но для того, чтобы нам исполнить волю Божию, и быть достойными Его милостей. Господь Спаситель учит: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Также: аще сия весте блажени есте, аще твори­те я ( Ин.13:17 ). Подвижнический путь к достижению блаженства рас­крывается в кратких изречениях Господа Спасителя о блаженствах. Вот сии изречения. Выслушайте их внимательнее, и удержите в памяти. Их девять, именно следующие: 1)  Блажени нищии духом; яко тех есть царствие небесное. 2) Блажени плачущие; яко тии утешатся. 3) Блажени кротцыи; яко тии наследят землю. 4) Блажени алчущии и жаждущии правды; яко тии насытятся. 5) Блажени милостивии; яко тии помиловани будут. 6) Блажеин чистии сердцем; яко тии Бога узрят. 7) Блажени миротворцы; яко тии сынове Божии на­рекутся. 8) Блажени изгнани правды ради; яко тех есть цар­ствие небесное. 9) Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:3 –12). В этих изречениях Господь изобразил как бы сту­пени духовного восхождения на высоту совершенства, от­верзающего дверь в обители небесные, где уготована подвижникам великая награда. В предложенных изречениях Иисус Христос показывает путь к достижению блаженства, ублажая идущих по разным ступеням этой подвижнической лествицы. В сих изречениях ясно видим свойство евангельского закона: Господь не страхом побуждает к исполнению евангельского учения, но привлекает обетованиями; хочет, чтобы не по принуждению, а по доброй воле, не из страха, а по любви исполняли мы заповеди Его, не как рабы, но как дети. Апостол Павел учит: не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче ( Рим.8:15 ). «Вы получили не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но получили Духа усыновления, которым мы взываем: Авва Отче!»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

ПРОЩЕНИЕ Прощение грехов получает тот, что перестает грешить Всего мира грехи потреблены на древе крестном, но отпущения грехов только сподобляются от Бога, которые престают грешить, каются за грехи и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшаго. Нет же тамо истиннаго ПОКАЯНИЯ, но притворное и ложное, где сердце злобою и гневом исполненное (3:222). Чтобы получить прощение грехов, надо самому оставить ближнему Истинные христиане, когда исповедают грехи свои пред Богом, и отпущения их от Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, якоже научал их Христос молитися: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф. 6, 12 ). Того ради, христианине, нам должно разсуждать тое, что придает Господь по молитве той: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14–15 ), то есть должны и мы оставлять ближним нашим согрешения их (3:222). Должны и сами оставить долги должникам нашим, когда хощем оставление долгам нашим получить от Бога. Иначе и нам не оставятся, якоже глаголет Господь: «Аще отпущаете человеком согрешения их: отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14–15 ) (2:38). Получившему прощение от Бога и самому следует прощать ближнему Но так великую от Бога получившему грешнику милость должно и самому являть милость ближнему своему, и прощать ему согрешения его, да не тоежде узнает на себе, что узнал должник оный евангельский, тьмою талант царю своему обдолжившийся, который, получивши от царя своего милость, не хотел клеврета своего помиловать, и, великаго долга своего по единой царя своего милости свободившися, не хотел малого долга брату своему оставить, – чего ради гневу царя своего подпал, и долг свой тяжкий паки на себе увидел (3:111). Прощающий получает милость от Бога Да подвигнет к тому нас великая польза наша, которую оставляющии ближнему обиды приобретают. Ибо кто оставляет согрешения ближнему, тому удобный приступ к благости Божией открывается просить во имя Христово своим согрешениям прощение: «аще отпущаете», глаголет Христос, «человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный». Напротив того, заключается тому дверь к получению милосердия Божия и прощения своих согрешений, кто ближнему согрешений не оставляет, как Христос Господь наш явно о сем объявляет: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (2:360).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Как нужно жить человеку чтобы собирать сокровища небесные и получить вечное блаженство? Что нужно делать человеку для того, чтобы собирать сокровища небесные, отворяющие перед человеком дверь в Царство Небесное и дающие возможность ему получить вечное блаженство, или жизнь вечную? Вот как на этот вопрос отвечал Сам Иисус Христос. Для получения Царства Небесного и приобретения вечного блаженства Иисус Христос указывал, как на одно из первых условий, наличие веры в Него. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан.3:14–16 ). Вера в Бога является основной в деле спасения души человека. Поэтому веру в Бога Спаситель мира, Иисус Христос, ценил очень высоко и обращал на это внимание Своих последователей. Спаситель указывал на то, что при помощи веры в Бога, которую имел и Сам Иисус Христос в Отца Своего Небесного, любой человек может творить великие дела, если уподобится по искренности веры в Бога Иисусу Христу. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» ( Иоан.14:12 ). По учению Христову вера в Бога должна быть подтверждена добрыми делами. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ). Это происходит потому, что при помощи добрых дел и выражается вера человека в Бога, так как через добрые дела проявляются религиозные верования, нравственность и жизненная философия человека. Необходима любовь к Богу и ближнему. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» ( Лук.10:25–28 ). Все десять Ветхозаветных заповедей сводятся к двум заповедям любви: любви к Богу и ближнему. Бога человек должен любить за то, что Господь является Творцом всего сущего на свете, в том числе и самого человека, а также является Вседержителем мира, Защитником и Спасителем человека. «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша» ( Пс.32:20 ). Ближнего нужно любить для того, чтобы исполнить Волю Божию и чтобы согласно Закону Божьему о воздаянии и вас любили ближние и делали вам добро. А также для того, чтобы жить в мире со всеми. Любовью и помощью к ближнему мы проявляем милосердие, сострадание и заботу о людях, уменьшаем вражду и зло в мире, увеличиваем мир и добро. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ). «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Для тех, кто имел счастье ближе знать этого здорового мальчика с блестящими глазками, подарившего им целый мир лучших, высших переживаний, слова объявления заставили мучительно сжиматься их сердца от страшной жалости и скорби, но в то же время приоткрыли перед ними завесу, которая отделяет от нас небесный, потусторонний мир, куда ушел необыкновенный ребенок… Простое объявление в газете… Те, кто не знал этого ребенка, — прочли, остановились на мгновение, подумали: «Бедный мальчик, совсем еще маленький… всего девять лет». Те, кто хотя бы случайно встречались с семьей о. Бориса Старка и знали Сережика, с искренним участием подумали: «Как? — это сын того молодого священника, этот веселый, здоровый мальчик с блестящими глазками? Как жаль! И что это была за болезнь?» Для тех, кто имел счастье ближе знать этого здорового мальчика с блестящими глазками, подарившего им целый мир лучших, высших переживаний, слова объявления заставили мучительно сжиматься их сердца от страшной жалости и скорби, но в то же время приоткрыли перед ними завесу, которая отделяет от нас небесный, потусторонний мир, куда ушел необыкновенный ребенок… Я имела счастье знать его близко, любить его, имела счастье испытать на себе его детскую доверчивую привязанность и такую недетскую, глубоко чуткую ласку. Помню нашу первую встречу в июле 1939 года. Летний солнечный день в Эленкуре. В большой столовой русской колонии спешно накрывают столы, гремит посуда, стучат ножи, вилки. В большие открытые окна льется солнечный свет; вдали, в голубой дымке — эленкурский горизонт. Я только что приехала и стою среди столовой, разговаривая с отцом Борисом. Вдруг в крайнем окне, в которое врываются крики детей, играющих в волейбол, появляется веселая темная головка с необыкновенно сияющими, брызжущими шалостью глазами, цепляются за подоконник загорелые ручки. — Сережик! Слезай сейчас! — кричит о. Борис. — Сколько раз тебе запрещали в окно лазить! Сияющая рожица быстро исчезает. Как мы подружились, сблизились — не помню. Только очень скоро он стал у нас как свой. Отпрашивался гулять со мной и моими племянниками, убегал из колонии и появлялся у нас во все часы дня, с раннего утра, когда еще я не была готова и комната не убрана. Тук-тук-тук в дверь. «Кто там?» В щелке появляется свежеумытое детское лицо, такое ласковое… чуть-чуть заискивающая улыбка — и нельзя не впустить, хотя и пол подметать нужно и торопиться в колонию… А Сережик в одну минуту уже во всех трех комнатах побывал, все осмотрел, и под кровать залез: что-то там интересное увидал, и на чердак сбегал, и железку какую-нибудь сломанную разыскал и просит позволения взять ее — и ни в чем нельзя отказать, и рассердиться на беспорядок нельзя, когда видишь эти лучистые глаза, эту, такую подкупающую, детскую доверчивость.

http://pravmir.ru/blazheni-chistii-serdc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010